Научная статья на тему 'Анализ бюджета рабочего времени командно-преподавательского состава на примере ФГБОУ ДПО Сыктывкарского учебного центра ФПС'

Анализ бюджета рабочего времени командно-преподавательского состава на примере ФГБОУ ДПО Сыктывкарского учебного центра ФПС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ГОДОВОЙ БЮДЖЕТ СЛУЖЕБНОГО (РАБОЧЕГО) ВРЕМЕНИ / ОПТИМИЗАЦИЯ / СИСТЕМА / INDIVIDUAL ANNUAL BUDGET OF OFFICE (WORKING) TIME / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / OPTIMIZATION / SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов Н. Л.

Произведен анализ фактического бюджета рабочего времени командно-преподавательского состава ФГБОУ ДПО Сыктывкарский учебный центр ФПС. Обозначена проблема несоответствия количества преподавателей поставленным задачам, особенно с учетом концепции повышения эффективности подготовки специалистов МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования и планов оптимизации численности личного состава МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попов Н. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF THE BUDGET OF WORKING HOURS OF COMMAND AND TEACHING STRUCTURE ON FEDERAL PUBLIC BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION «SYKTYVKAR TRAINING CENTER OF FEDERAL FIRE SERVICE» EXAMPLE

The analysis of the actual budget of hours of command and teaching structure of Federal Public Budgetary Educational Institution of additional professional education «Syktyvkar training center of Federal Fire Service» is made. The problem of discrepancy of number of teachers is delivered to objectives, especially taking into account the concept of increase of efficiency of training of specialists of the Ministry of Emergency Situations of Russia in establishments of additional professional education and plans of optimization of number of staff of the Ministry of Emergency Situations of Russia.

Текст научной работы на тему «Анализ бюджета рабочего времени командно-преподавательского состава на примере ФГБОУ ДПО Сыктывкарского учебного центра ФПС»

АНАЛИЗ БЮДЖЕТА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ КОМАНДНО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА НА ПРИМЕРЕ ФГБОУ ДПО СЫКТЫВКАРСКОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА ФПС

Н.Л. Попов.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Произведен анализ фактического бюджета рабочего времени командно-преподавательского состава ФГБОУ ДПО Сыктывкарский учебный центр ФПС. Обозначена проблема несоответствия количества преподавателей поставленным задачам, особенно с учетом концепции повышения эффективности подготовки специалистов МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования и планов оптимизации численности личного состава МЧС России.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, индивидуальный годовой бюджет служебного (рабочего) времени, оптимизация, система

THE ANALYSIS OF THE BUDGET OF WORKING HOURS OF COMMAND AND TEACHING STRUCTURE ON FEDERAL PUBLIC BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION «SYKTYVKAR TRAINING CENTER OF FEDERAL FIRE SERVICE» EXAMPLE

N.L. Popov. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

The analysis of the actual budget of hours of command and teaching structure of Federal Public Budgetary Educational Institution of additional professional education «Syktyvkar training center of Federal Fire Service» is made. The problem of discrepancy of number of teachers is delivered to objectives, especially taking into account the concept of increase of efficiency of training of specialists of the Ministry of Emergency Situations of Russia in establishments of additional professional education and plans of optimization of number of staff of the Ministry of Emergency Situations of Russia.

Key words: additional professional education, individual annual budget of office (working) time, optimization, system

В 2009 г. Президент РФ Дмитрий Медведев объявил модернизацию - основной стратегической задачей России. Модернизацию, конечной целью которой является полное обновление экономики страны. В этих условиях МЧС России, являясь частью института государства и частью всего нашего общества, вступило на путь всесторонней модернизации.

Определение модернизации как смена поколений технологий (технологического прорыва) не вполне продуктивно, поскольку вопрос о технологическом развитии упирается в вопрос о существовании общественной среды, способной к воспроизводству, внедрению и использованию технологий [1]. Формированию этой среды необходимо уделить большое внимание, так как именно общество является главным предметом модернизации, а образование является инструментом, формирующим и социальный заказ на модернизацию, и

общественную среду, способную этот заказ воплотить в жизнь, в том числе и в учреждениях дополнительного профессионального образования МЧС России.

Приказом МЧС России от 1 июля 2010 г. № 306 утверждена Концепция кадровой политики МЧС России на период до 2020 г. [2], одними из основных задач которой являются:

- развитие и совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на основе внедрения современных образовательных технологий;

- повышение качества подготовки специалистов в образовательных учреждениях МЧС России.

Решать поставленные задачи придется преподавателям этих учебных заведений, но готовы ли преподаватели к внедрению современных образовательных технологий и способствует ли существующая система организации труда в образовательных учреждениях МЧС России повышению качества подготовки специалистов?

В данной работе произведен анализ фактического бюджета рабочего времени командно-преподавательского состава ФГБОУ ДПО Сыктывкарского учебного центра ФПС (учебный центр).

В соответствии с Методическими рекомендациями по организации учебного процесса в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования учебных центрах (учебных пунктах) федеральной противопожарной службы [3], а также Методическими рекомендациями по планированию и учету труда профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования, командно-преподавательского состава учебных центров (учебных пунктов) федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий [4], планирование и учёт труда командно-преподавательского состава учебного центра осуществляются на основе индивидуального годового бюджета служебного (рабочего) времени (ИГБРВ).

Предельный ИГБРВ (в часах) для командно-преподавательского состава учебного центра рассчитывается по формуле:

ИГБРВ = (КД-В-0) х 40,

где КД - количество календарных дней в учебном году; В - количество выходных, праздничных дней в учебном году; О - количество дней отпуска (без выходных); 5 - количество рабочих дней в неделю; 40 - еженедельная продолжительность служебного времени сотрудника.

Расчёт ИГБРВ на учебный год для командно-преподавательского состава учебного центра производится индивидуально, исходя из планов работы цикла, предметной комиссии. Фактически на 2012 г. ИГБРВ составил в среднем 1592 часа для преподавателей и старших преподавателей и 1360 часов для начальника цикла.

Командно-преподавательский состав в пределах установленного годового бюджета служебного (рабочего) времени выполняет следующие виды работ: учебная, учебно-методическая, научная, организационно-методическая и воспитательная, кроме того, выполняют работу служебного характера (служебно-боевая подготовка, несение службы в наряде, участие в учениях, испытаниях и другие виды работ).

Годовая норма учебной нагрузки составляет:

- начальник цикла - 660 часов;

- старший преподаватель, преподаватель - 840 часов.

Годовой объем аудиторных занятий, проводимых командно-преподавательским составом учебного центра не должен превышать 80 % от запланированного объема годовой учебной нагрузки, таким образом, объем аудиторных занятий:

- начальник цикла - 528 часов;

- старшего преподавателя, преподавателя - 672 часа.

Для проведения теоретических, практических занятий и участия в работе экзаменационных комиссий согласно запланированному план-графику на 2012 г. и утвержденным рабочим программам необходимо 9484 человеко-часов аудиторной работы преподавателя. За 10 месяцев 2012 г. проведено обучение вне плана 688 человеко-часов, и запланировано до конца года обучить еще 220 человеко-часов. Таким образом, в 2012 г. необходимо 10392 человеко-часа аудиторной работы преподавателя. В настоящее время преподавательской деятельностью как основной в учебном центре занимаются 6 преподавателей, 4 старших преподавателя, один начальник цикла. Преподавательской деятельностью в 2012 г. также занимаются:

- начальник учебного центра - в объеме 216 часов;

- заместитель начальника по учебной работе - в объеме 246 часов;

- заведующий медпунктом - врач, проводит занятия по медицинской подготовке для всех категорий обучения в объеме 346 часов;

- преподаватель-методист специальных дисциплин - в объеме 263 часа;

- старший инспектор группы по кадровой и воспитательной работе - в объеме 116

часов.

Таким образом, 10392 человеко-часа аудиторной работы преподавателя распределяется на 16 человек, при этом средняя нагрузка на одного преподавателя составляет :

Рапреп.=(ФУЦгод.-Фпривл)/Кштат. преп.=(10392-(246+346+263+ 116+216))/10.866=847,14 аудитор. час

где Рапреп. - количество аудиторной работы на одного преподавателя, часов; ФУЦ год. - годовой фонд аудиторной работы учебного центра, человеко - часов; Фпривл - годовой фонд аудиторной работы сотрудников учебного центра привлеченных для аудиторной работы, не являющихся преподавателями, часов; Кштат. преп. - количество штатных преподавателей, с учетом снижения нагрузки у начальника цикла 0,866* ИГБРВ преподавателя.

Ра преподавателя = (10392-(246+346+263+116+216))/10.866=847,14 часов (рис. 1).

Нормативное количество

Реальное количество

672

847,14

Рис. 1. Количество аудиторной работы на одного преподавателя, часов

14 человек из числа командно-преподавательского состава привлекается для выполнения специальных обязанностей в качестве дежурного офицера в составе суточного наряда по учебному центру. После наряда предоставляется время отдыха, из расчёта двое суток отдыха (16 часов служебного времени) за каждые три суточных наряда, но не более 12 % ИГБРВ. Таким образом, 365/14/3*16 = 139 часов в год на каждого преподавателя.

Анализ больничных листов за период с 2009-2011 гг. и 10 месяцев 2012 г. показывает, что среднее время временной нетрудоспособности преподавателей составляет 6,47 рабочих дня, или 52 часа в год на каждого преподавателя.

В 2012 г. командно-преподавательский состав выезжал в служебные командировки для повышения своей квалификации общей продолжительностью 61 рабочий день, или 44 часа в среднем на одного преподавателя.

За период с 2009-2012 г. в учебный центр поступило новое лабораторное оборудование, которое необходимо изучать и обслуживать: учебно-тренировочный комплекс для повышения квалификации должностных лиц и работников ГО территориальных органов федеральных органов исполнительной власти - 16 ПК и сервер; тренажёр сердечно-легочной реанимации «Максим», с набором «имитаторы ранений и поражений» а также манекены и учебные пособия; интерактивный тренажер «Автолестница пожарная АЛ-50»; многофункциональный интерактивный учебно-тренировочный комплекс средств тушения пожара МК-204/Н-С (практические занятия с насосом типа ПН- 40); программно-аппаратный комплекс психологической и психофизиологической диагностики и тренингов (класс психологической подготовки) (20 ПК и сервер); комплекс стационарный учебно-тренировочный Теплодымокамера «ГРОТ К»; класс транспортной безопасности (11 ПК), при этом не введено не одной должности лаборанта, методиста или системного администратора.

Также в любом учебном центре ФПС существует необходимость выполнения следующих функций (табл., рис. 2):

- служебная подготовка - 84 часа в год;

- физическая подготовка - 100 часов в год;

- воспитательная работа в закреплённых группах - 60 часов в год

- ведения делопроизводства в закреплённых группах:8 часов на группу (в 2012 г. запланировано провести 55 учебных сборов), таким образом 55*8/11=40 часов и 3 часа на неделю обучения: Фуц ГОд./8/5*3/11=10392/8/5*3/11=70,85 часов. Всего: 40+70,85=110,85 часов в год;

- участия в работе педагогического совета учебного центра, цикла специальных дисциплин, предметных комиссий и т. п. - 60 часов в год;

- посещения занятий, согласно графика - 8 часов в год;

- участия в комиссиях (комиссия нештатной службы охраны труда (3 и 2 ступень охраны труда, день охраны труда, месячник охраны труда); по расследованию и учёту несчастных случаев; по предупреждению травматизма и гибели личного состава в результате суицидных происшествий; комиссия по технадзору; инвентаризационная комиссия; инвентаризация драгметаллов; по учету драгоценных металлов; жилищно-бытовая комиссия; государственные закупки (аукционная комиссия, рассмотрения и оценки котировочных заявок и т. д.); определение служебного соответствия сотрудников занимаемой должности; по списанию основных средств, материалов; по инвентаризации имущества; по инвентаризации всех видов средств измерений, находящихся на текущем довольствии и длительном хранении; по проведению инвентаризации, проверки наличия, хранения и сбережения средств химической защиты и имущества; по повышению уровня безопасной эксплуатации, своевременного контроля знаний личного состава, правил устройства и техники безопасности при эксплуатации сосудов, работающих под давлением; по совершенствованию профессионального мастерства, стимулирования сотрудников и закрепления кадров; по присвоению (подтверждению) квалификационных званий рядового и младшего начсостава). Затрачено рабочего времени по фактической необходимости от 1 часа до 100 часов на работу в одной комиссии, в общей сложности не менее 300 часов в год или 300/11=27,3 часа на одного преподавателя в год;

- работа по направлениям деятельности, например, назначаются ответственные: за электрохозяйство - 2 человека (обучение раз в пять лет, ежегодная проверка знаний, большой объем работы); за теплохозяйство - 2 человека (обучение раз в пять лет, ежегодная проверка знаний); внештатный инспектор по энергонадзору; за проведение

противопожарных инструктажей; за проведение вводного инструктажа; за проведение инструктажа на рабочем месте; за проведение аттестации рабочих мест по условиям труда; за обеспечение контроля и организацию работы в области охраны труда; за разработку и корректировку планов эвакуации; за учет, проверку и испытания диэлектрических средств; за обеспечение контроля и организацию работы в области технического надзора; за исправное состояние и безопасную эксплуатацию объектов технадзора; за проведение всех видов инструктажей по пожарной безопасности; за исправное техническое состояние электрооборудования, организацию и безопасное производство работ в электропомещениях; за своевременное испытание ПТВ и ведение журнала испытания ПТВ; за проведение целевых инструктажей по охране труда с переменным составом; за комплектность и своевременное обновление аптечек первой медицинской помощи; за учебные аудитории, учебные лаборатории, учебно-тренажерные комплексы и т. д.; за работу с подрядными организациями (в случае проведения капитального ремонта, реконструкции или нового строительства); за размещение информации на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях; за работу с официальным сайтом государственных закупок и т.д. Например, за 2011 г. в учебном центре проведено 4 запроса котировок, согласована с ФАС одна закупка у единственного поставщика и проведено 22 открытых аукциона в электронной форме как простые, на поставку товара так и сложные, на строительно-монтажные работы. Затрачено рабочего времени по фактической необходимости от 10 до 100 часов на одну процедуру, в общей сложности не менее 1000 часов в год или 1000/11=91 час на одного преподавателя в год. В целом на ведение работы по различным направлениям деятельности не связанной с учебным процессом напрямую затрачивается не менее 130 часов в год на одного преподавателя.

214 раз за 9 месяцев 2012 г. поступали различные запросы на предоставление информации, не имеющей отношения к учебному процессу. На подготовку запрашиваемой информации затрачивается от 30 минут до нескольких дней. Если принять в среднем 2 часа на один запрос, то получается 214/9*12/11*2=52 часа на одного преподавателя в год.

Рис. 2. Время, затрачиваемое преподавателем по видам работ, часов

Таблица. Расходование ИГБРВ преподавателя

Виды работ Кол-во часов в год

Аудиторная работа 847,14

Учебно-методическая работа

(минимальное количество на одного преподавателя в год):

Переработка программ учебных дисциплин 18

Переработка планов конспектов 5х3=15 (5 планов конспектов по 3 часа на каждый)

Разработка планов конспектов 5х9=45

Переработка методических разработок 10х3=30

Разработка тематических планов изучения учебных дисциплин (курса) (программ) 1х18=18

Переработка действующих тематических планов изучения учебных дисциплин (курса) (программ) 1х6=6

Разработка лекций по вновь вводимой учебной дисциплине (курсу, теме) 1х30=30

и подготовка их к изданию

Разработка игр, учений (по специальным дисциплинам) по вновь вводимой учебной дисциплине (курсу, теме) 1х40=40

Переработка игр, учений (по специальным дисциплинам) по вновь вводимой учебной дисциплине (курсу, теме) 1х20=20

Разработка планов для проведения семинара и методических рекомендаций 1х3=3

для его проведения

Разработка и подготовка к изданию учебно-методических материалов для 2х12=24

проведения занятий по всем видам учебных дисциплин

Разработка дидактических материалов для применения технических средств обучения в учебном процессе: 1х10=10

Разработка учебно-методических материалов для проведения всех видов 2х12=24

учебных занятий, предусмотренных учебными планами и программами,

с использованием электронно-вычислительнои техники

Разработка материалов для приема экзаменов (зачета) от обучающихся 2х6=12

Переработка материалов для приема экзаменов (зачета) от обучающихся 2х3=6

Подготовка к проведению показного, открытого урока 1х20=20

Разработка программы по стажировке, производственной и другим видам 1х10=10

практик

Разработка материалов для приёма экзаменов (зачётов) с использованием 1х20=20

электронно-вычислительной техники

Всего по этому разделу 351

Виды работ не связанные напрямую с учебным процессом:

Отдых после суточного дежурства 139

Временная нетрудоспособность 52

Командировки для повышения квалификации 44

Служебная подготовка 84

Физическая подготовка 100

Воспитательная работа 60

Ведение делопроизводства 110,85

Заседания педсовета, цикла, предметных комиссий 40

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Взаимные посещения занятий 8

Работа в различных комиссиях 27,5

Работа по направлениям деятельности 130

Предоставление информации 52

Всего по этому разделу 867,15

ИТОГО 2065,29

Штатная численность учебного центра 54 человека, из них: преподавателей - 11 человек; занимаются дополнительно преподавательской деятельностью - 5 человек; вспомогательного персонала, занимающегося непосредственно обеспечением учебного процесса - 1 человек (преподаватель-методист); учебная пожарная часть - 28 человек.

Приведенный расчет показывает несовершенство существующей системы организации труда в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования МЧС России. Время, затрачиваемое преподавателем на работы не связанные напрямую с учебным процессом (867,15 часа), превышает количество часов аудиторной работы (847,14 часа). Суммарное количество времени необходимого для выполнения всех задач, возложенных на преподавателей (2065,29 часа), превышает размер индивидуального годового бюджета служебного (рабочего) времени (1592 часа). Эта ситуация свидетельствует о поверхностном или формальном выполнении преподавателями некоторых обязанностей.

Поставленные задачи по внедрению современных образовательных технологий и повышению качества подготовки специалистов могут быть выполнены при условии разумного паритета между количеством преподавателей и вспомогательного персонала, занимающегося непосредственно обеспечением учебного процесса - методистов, лаборантов, системных администраторов, инженеров и т. д.

Литература

1. Пономарев И., Ремизов М., Карев Р. Модернизация России как построение нового государства: Независимый экспертный доклад. М., 2009.

2. Об утверждении Концепции кадровой политики МЧС России на период до 2020 г.: Приказ МЧС России от 1 июля 2010 г. № 306. URL: http://www.mchs.gov.ru/law/?section.ID=8221 (дата обращения: 12.09.2012).

3. Методические рекомендации по организации учебного процесса в государственных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования учебных центрах (учебных пунктах) федеральной противопожарной службы, утверждённые заместителем Министра МЧС России генерал - полковником внутренней службы А.П. Чуприяном 28 окт. 2011 г. URL: http://www.mchs.gov.ru/law/?section.ID=8221 (дата обращения: 12.09.2012).

4. Методическими рекомендациями по планированию и учету труда профессорско-преподавательского состава образовательных учреждениях высшего профессионального образования, командно-преподавательского состава учебных центрах (учебных пунктах) федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий утвержденными заместителем Министра МЧС России генерал-полковником внутренней службы А.П. Чуприяном 5 дек. 2011 г. URL: http://www.mchs.gov.ru/law/?section.ID=8221 (дата обращения: 12.09.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.