Научная статья на тему 'АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ'

АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
560
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗУБЫТОЧНОСТЬ / ТОЧКА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ / ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ / ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ / МЕТОДЫ ТОЧКИ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ / МАРЖИНАЛЬНЫЙ ДОХОД / ЗАПАС ФИНАНСОВОЙ ПРОЧНОСТИ / РАСЧЕТ ПРОГНОЗНОЙ ТОЧКИ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова Л.И., Тахумова О.В., Даниленко А.А., Хуторная А.В.

Незнание уровня безубыточности деятельности производителем можно расценить, как работу своей организации «вслепую». Поэтому необходимо проводить анализ безубыточности, который основан на непосредственном изучении зависимости изменений, таких как: объем => затраты => прибыль, в течение краткосрочного периода. Анализ безубыточности преследует цель, которая состоит в нахождении уровня деловой активности, то есть количества продаж, при котором выручка от продаж будет равняться сумме всех постоянных и переменных затрат, а прибыль будет нулевой. В работе раскрыто теоретическое значение и сущность анализа точки безубыточности, рассмотрено деление затрат предприятия, а также представлены допущения при оценке порога рентабельности на предприятии непосредственно в краткосрочном периоде. Важную роль играют методы для расчёта точки безубыточности, они были представлены и уточнены на каждом этапе исследования. В ходе рассмотрения вопроса, было раскрыто понятие зоны безопасности. Реализация существующих методик была апробирована на примере предприятия ООО «Кубань-Вино». В результате произведены расчёты по определению точки безубыточности, маржинального дохода, запас финансовой прочности и операционный рычаг. Сделан расчёт прогнозной величины порога рентабельности с целью выявления допустимого уровня затрат предприятия и определены направления по снижению себестоимости продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BREAK-EVEN ANALYSIS OF THE ORGANIZATION

Ignorance of the level of break-even activity of the manufacturer can be regarded as the work of his organization "blindly". Therefore, it is necessary to carry out a break-even analysis, which is based on a direct study of the dependence of changes, such as: volume => costs => profit, over a short period. Break-even analysis pursues the goal, which is to find the level of business activity, that is, the number of sales, at which sales revenue will be equal to the sum of all fixed and variable costs, and profit will be zero. Therefore, this article reveals the meaning and essence of the break-even point, considers the division of enterprise costs, and also presents assumptions in the analysis of break-even at the enterprise directly in the short term. An important role is played by methods for calculating the break-even point, they were presented in the figure each separately. During the consideration of the issue, the concept of a security zone was revealed. The basic concepts were considered on the example of the enterprise ООО "Kuban-Vino". The calculations of the break-even point, marginal income was directly made, and also found out what is the share of marginal income in revenue, the margin of financial strength and operating leverage. We made a calculation of the predicted break-even point, in order to identify the state of the enterprise for further improvement.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ»

EDN: KSWEYU

Л.И. Смирнова - к.э.н., доцент кафедры экономического анализа, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, ekji@mail.ru,

L.I. Smirnova - candidate of economic sciences, associate professor of the Department of Economic Analysis, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

О.В. Тахумова - к.э.н., доцент кафедры экономического анализа, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, takhumova@rambler.ru,

O.V. Takhumova - candidate of economics, associate professor of the Department of Economic Analysis, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

А.А. Даниленко - обучающаяся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, danilenko.tasya@mail.ru,

A.A. Danilenko - student of the Accounting and Finance Faculty, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

А.В. Хуторная - обучающаяся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, hav2000jv@mail.ru,

A.V. Khutornaya - student of the Accounting and Finance Faculty, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.

АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ BREAK-EVEN ANALYSIS OF THE ORGANIZATION

Аннотация. Незнание уровня безубыточности деятельности производителем можно расценить, как работу своей организации «вслепую». Поэтому необходимо проводить анализ безубыточности, который основан на непосредственном изучении зависимости изменений, таких как: объем => затраты => прибыль, в течение краткосрочного периода. Анализ безубыточности преследует цель, которая состоит в нахождении уровня деловой активности, то есть количества продаж, при котором выручка от продаж будет равняться сумме всех постоянных и переменных затрат, а прибыль будет нулевой. В работе раскрыто теоретическое значение и сущность анализа точки безубыточности, рассмотрено деление затрат предприятия, а также представлены допущения при оценке порога рентабельности на предприятии непосредственно в краткосрочном периоде. Важную роль играют методы для расчёта точки безубыточности, они были представлены и уточнены на каждом этапе исследования. В ходе рассмотрения вопроса, было раскрыто понятие зоны безопасности. Реализация существующих методик была апробирована на примере предприятия ООО «Кубань-Вино». В результате произведены расчёты по определению точки безубыточности, маржинального дохода, запас финансовой прочности и операционный рычаг. Сделан расчёт прогнозной величины порога рентабельности с целью выявления допустимого уровня затрат предприятия и определены направления по снижению себестоимости продукции.

Abstract. Ignorance of the level of break-even activity of the manufacturer can be regarded as the work of his organization "blindly". Therefore, it is necessary to carry out a break-even analysis, which is based on a direct study of the dependence of changes, such as: volume => costs => profit, over a short period.

Break-even analysis pursues the goal, which is to find the level of business activity, that is, the number of sales, at which sales revenue will be equal to the sum of all fixed and variable costs, and profit will be zero.

Therefore, this article reveals the meaning and essence of the break-even point, considers the division of enterprise costs, and also presents assumptions in the analysis of break-even at the enterprise directly in the short term. An important role is played by methods for calculating the break-even point, they were presented in the figure each separately. During the consideration of the issue, the concept of a security zone was revealed. The basic concepts were considered on the example of the enterprise ООО "Kuban-Vino". The calculations of the break-even point, marginal income was directly made, and also found out what is the share of marginal income in revenue, the margin of financial strength and operating leverage. We made a calculation of the predicted break-even point, in order to identify the state of the enterprise for further improvement.

Ключевые слова: безубыточность, точка безубыточности, постоянные затраты, переменные затраты, методы точки безубыточности, маржинальный доход, запас финансовой прочности, расчет прогнозной точки безубыточности.

Keywords: break-even, break-even point, fixed costs, variable costs, break-even point methods, margin income, margin of financial strength, calculation of the forecast break-even point.

Одним из важных показателей является безубыточность предприятия. От его значения зависит, как правило, объективная оценка хозяйственной деятельности предприятия. Показатели такие как: безубыточный объем производства, продаж продукции и зона безопасности являются ключевыми критериями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке финансово-хозяйственной деятельности компаний.

Безубыточностью работы организации характеризуют такое ее состояние, при котором текущие доходы от реализации продукции, работ, услуг, выше общей суммы затрат на производство и реализации продукции.

Расчет уровня безубыточности может проводиться на основании деления затрат предприятия, которые представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Деление затрат предприятия

Постоянные затраты - это затраты, величина которых при изменении объема производства меняется не для всего объема производства, а для каждой единицы продукции.

Переменные затраты - это затраты, величина которых при изменении объема производства изменяется в зависимости от общего объема производства, но не меняется для каждой единицы продукции.

Следует заметить, что при осуществлении анализа точки безубыточности, проводятся расчёты, как правило, в рамках краткосрочного периода функционирования организации, исходя из следующих допущениях, которые представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 - Допущения при анализе безубыточности в краткосрочном периоде

Прежде всего, средние переменные затраты являются относительно постоянными, а они, в свою очередь, неизменны, соответственно порогового эффекта нет. Поэтому, модель безубыточности определяется соотношением общих затрат и объема производства, при котором организации не будут нести убытков, а также получать прибыль.

Важно подчеркнуть, что постоянные затраты не изменяются внутри релевантного уровня объема производства. Это значит, что можно с некоторой уверенностью сказать об активности, над которой компания намерена работать. Но следует обратить внимание на то, что в долгосрочном периоде из-за изменений в производственных ресурсах затраты имеют свойство менять структуру.

Точку безубыточности можно найти тремя способами. Для наглядности рассмотрим методы на рисунке 3.

Рисунок 3 - Методы вычисления точки безубыточности

Также, существует такое понятие как «Зона безопасности», то есть зона финансовой прочности. Она показывает, как изменился фактический объем продаж в процентном содержании по сравнению с критическим, при котором рентабельность равняется нулю.

Главными факторами, определяющими безубыточный объем продаж и зону безопасности, являются постоянные и переменные издержки и цена на продукцию. Проанализируем в таблице 1 безубыточность деятельности ООО «Кубань-Вино».

Таблица 1 - Расчет точки безубыточности и запаса финансовойпрочности ООО «Кубань-Вино»

Показатель 2019 г. 2020 г. Изменение (+,-)

Выручка от реализации, тыс. руб. 6231049 7072977 841928

Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. 5990818 6838688 847870

в т. ч. постоянные расходы 5092195 5812885 720690

переменные расходы 2210397 2406666 196269

Прибыль от продаж, тыс. руб. 338071 908410 570339

Маржинальный доход, тыс. руб. 5430266 6721295 1291029

Доля маржинального дохода в выручке, % 87,15 95,03 7,88

Точка безубыточности предприятия, тыс. руб. 5843024 6116895 273871

Запас финансовой прочности, % 6,64 15,63 8,99

Операционный рычаг 16,06 7,4 -8,66

Проведя расчёты можно сделать вывод, что точка безубыточности предприятия в отчётном году по сравнению с базисным увеличилась на 273 871 тыс. руб., что говорит о существующих у ООО «Кубань-Вино» проблемах, которые, в свою очередь, мешают ей получать прибыль.

За частую, говоря о маржинальном доходе, также подразумевают под суммой покрытия. Это определенная часть выручки, которая сохраняется для покрытие постоянных затрат, а затем на формирование прибыли. Быстрее возмещаются постоянные затраты, когда уровень маржинального дохода становится выше, тогда организация получает возможность получать прибыль. Таким образом, маржинальный доход в 2020 г. составил 6 721 295 тыс. руб., что связано с более быстрыми темпами роста выручки по сравнению с темпом роста переменных расходов.

Доля маржинального дохода в выручке составила в 2020 г. 95,03 %, а в 2019 г. 87,15 %, то есть изменение несет положительный характер и у организации появляется дополнительных доход для развития производственной деятельности и обновления производственных фондов.

Запас финансовой прочности в 2020 г. увеличился на 8,99 %, по сравнению с 2019 г. Это позволяет сделать вывод о том, что наблюдаем превышение фактической выручки от реализации над порогом рентабельности, следовательно, на этот процент можно сократить реализацию продукции, не неся при этом убытков.

Дополнительно рассчитанный операционный рычаг в 2020 г. снизился на 8,66 пункта, по сравнению с 2019 г., что говорит о преобладающей доле переменных расходов в совокупных расходах компании. Таким образом, прирост продаж будет оказывать более слабое влияние на прирост операционного дохода, однако таким компаниям необходимо генерировать более низкую выручку от реализации для покрытия постоянных расходов.

Таким образом, на величину маржинального дохода непосредственно влияют размер выручки, размер переменных затрат. А на размер точки безубыточности - это доля маржинального дохода в выручке и постоянные расходы организации.

Для составления прогноза и плана деятельности ООО «Кубань-Вино», а именно планировании таких показателей как: прибыли, затрат, видов работ; осуществим расчет возможного изменения точки безубыточности за счет роста и снижения постоянных затрат.

Чтобы определить ожидаемые темпы роста продаж, мы составляем прогнозы выручки на основе данных бухгалтерской финансовой отчетности за 2015-2020 годы (рисунок 4).

Выручка, тыс.руб. ^^»Птог баланса, тыс.руб.

Рисунок 4 - Прогноз выручки от продаж ООО «Кубань-Вино» на 2021-2022 гг.

На основе графика наблюдается прогнозное значение выручки на 2021-2022 гг., которое характеризуется темпами роста 189 %. При анализе продаж было установлено, что рост цен не обеспечивает уровень инфляции за исследуемый период. Поэтому рекомендуется пересмотреть ценовую политику и определить темпы роста цен, которые будут покрывать уровень инфляции и необходимый дополнительный доход, чтобы обеспечить формирование достаточной рентабельности и запаса финансовой прочности.

Чтобы спрогнозировать точку безубыточности, необходимо определить фактическую выручку и переменные затраты, пересчитанные на ожидаемый уровень инфляции. Данные для расчёта прогнозного значения уровня инфляции по данным Банка России в 2021 г. в пределе от 4,0 до 4,5 %. Непосредственно для расчета будет браться среднее значение, которое будет составлять 4,25 %. Рост выручки обусловлен не только общим уровнем инфляции, но и изменениями в ценовой политике, при этом темпы роста составили 89 %. Следовательно, мы можем спрогнозировать как прогноз увеличения постоянных затрат на 89 %, что является пессимистичным подходом, так и снижение постоянных затрат на 89 %, что является оптимистичным подходом, и спрогнозировать темпы роста для данного значения. Анализ прогнозной точки безубыточности представлен в таблице 2.

Таблица 2 - Расчет прогнозной точки безубыточности ООО «Кубань-Вино»

Показатель 2020 г. Прогнозные значения

^0-189% ^0-11%

Выручка, тыс. руб. 7072977 13367927 13367927

Переменные затраты, тыс. руб. 5812885 6059933 6059933

Постоянные затраты, тыс. руб. 2406666 4548599 264733

Маржинальный доход, тыс. руб. 6721295 7607994 7307997

Доля маржинального дохода в выручке, % 95,03 54,67 54,67

Точка безубыточности, тыс. руб. 6116895 8320387 164773

Запас финансовой прочности, % 15,63 37,76 98,77

В этом расчете наблюдаются темпы роста выручки с учетом уровня инфляции и изменения ценовой политики - рост цен на 1 кв. м. Переменные затраты скорректированы с учетом инфляции в 2021 году. Постоянные затраты при пессимистичных результатах увеличиваются на 89 % и достигают 4 548,599 тыс. рублей. Точка безубыточности прогнозного значения на 2021 год составит 8 320 387 000 рублей из-за увеличения постоянных затрат.

Сравнивая отчетное значение и прогнозное, можно сделать вывод, что увеличение точки безубыточности негативно сказывается на финансовых результатах деятельности организации. Поэтому ООО «Кубань-Вино» нуждается в большем объеме выручки для покрытия текущих расходов, связанных с организацией и управлением.

Если принять во внимание оптимистичный результат, сокращение постоянных затрат на 98 %, точка безубыточности снизится, достигнув 164 773 тысяч рублей, так что по сравнению со значением в 2020 году произойдут положительные изменения. У данного варианта развития событий есть и отрицательная сторона - существует вероятность снижения полученной чистой прибыли.

Для поддержания требуемого уровня рентабельности необходимо оптимизировать величину постоянных затрат, отвечающих потребностям управления на требуемом уровне. Но исключите или сведите к минимуму статьи расходов, которые являются экономически необоснованными и не приводят к сокращению будущих доходов или задолженности.

Проведя анализ точки безубыточности, а также целевое планирование прибыли позволяет предприятию спланировать объем реализации продукции, что обеспечит получить желаемое значение прибыли, также устанавливается запас прочности в организации при текущем состоянии, затем позволяет составить и оценить прибыльность, сравнивая отдельные виды продукции, что способствует оптимальному выбору портфеля продукции.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что после определения точки безубыточности мы можем начать подсчитывать, какую прибыль получит предприятие - за пределами этой точки, если объем продаж не достиг точки безубыточности, мы можем произвести 1 расчет: как долго компания продержится до банкротства.

Источники:

1. Исмаилова, Ж. М, Хамбулатова З. Р. Методические аспекты анализа безубыточности работы предприятия / Ж. М Исмаилова, З. Р. Хамбулатова // Актуальные вопросы современной экономики. - 2020. -№ 3. - С. 321-332.

2. Полюшко, Ю. Н. Анализ безубыточности хозяйственной деятельности предприятия / Ю. Н. Полюшко // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. - 2017. - № 2 (10). - С. 104-108.

3. Родионова А. Р., Костин Р. С. Анализ безубыточности деятельности организации / А. Р. Родионова, Р. С. Костин // Мировой опыт и экономика регионов России : Сб. студ. науч. раб. по мат. XVIII Всерос. студ. науч. конф. с межд. уч., Курск,. 15 мая 2020 г. - Курск : Курский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; Курская региональная общественная организация Вольного экономического общества России, 2020. - С. 293-296.

4. Смирнова Л.И., Богославцева В.В. Маржинальный анализ: управление уровнем безубыточного производства, конкурентная величина. // Смирнова Л.И., Богославцева В.В. В сборнике: Актуальные проблемы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управления. Материалы XV международной научно-практической конференции. Курск, 2020. С. 338-342.

5. Тахумова, О. В. Теоретические основы инвестиционной привлекательности в региональной системе / О. В. Тахумова, Е. А. Коврякова // Modern Economy Success. - 2017. - № 4. - С. 107-111.

6. Бухгалтерский учет и анализ / А. А. Адаменко, А. С. Ткаченко, Д. В. Петров [и др.]. - Краснодар : НЧОУ ВПО "Кубанский социально-экономический институт", 2014. - 128 с.

7. Degtyarev, G. Designing an additional freshwater source infrastructure to ensure the environmental sustaina-bility of coastal areas / G. Degtyarev, O. Takhumova // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science : International Conference on Sustainable Development of Cross-Border Regions 2019, SDCBR 2019, Barnaul, 19-20 апреля 2019 года. - Barnaul: Institute of Physics Publishing, 2019. - P. 012001. - DOI 10.1088/1755-1315/395/1/012001.

8. Socio-environmental aspects of the waste recycling organization / V. V. Filatov, E. E. Rodina, N. A. Zaitseva [et al.] // EurAsian Journal of BioSciences. - 2018. - Vol. 12. - No 2. - P. 527-533.

References:

1. Ismailova, Zh. M, Khambulatova Z. R. Methodological aspects of the analysis of the break-even operation of the enterprise / Zh. M Ismailova, Z. R. Khambulatova // Actual issues of modern economics. - 2020. - No. 3. -P. 321-332.

2. Polyushko, Yu. N. Analysis of the break-even economic activity of the enterprise / Yu. N. Polyushko // Modern problems of social and humanitarian sciences. - 2017. - No. 2 (10). - S. 104-108.

3. Rodionova A. R., Kostin R. S. Break-even analysis of the organization / A. R., Rodionova, R. S. Kostin // World experience and the economy of regions of Russia: Sat. stud. scientific slave. by mat. XVIII All-Russian. stud. scientific conf. from int. Uch., Kursk,. May 15, 2020 - Kursk: Kursk branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation; Kursk regional public organization of the Free Economic Society of Russia, 2020. - P. 293-296.

4. Smirnova L.I., Bogoslavtseva V.V. Marginal analysis: management of the level of break-even production, competitive value. // Smirnova L.I., Bogoslavtseva V.V. In the collection: Actual problems of development of economic entities, territories and systems of regional and municipal government. Materials of the XV international scientific-practical conference. Kursk, 2020. S. 338-342.

5. Takhumova, O. V. Theoretical foundations of investment attractiveness in the regional system / O. V. Takhumova, E. A. Kovryakova // Modern Economy Success. - 2017. - No. 4. - P. 107-111.

6. Accounting and analysis / A. A. Adamenko, A. S. Tkachenko, D. V. Petrov [and others]. - Krasnodar: NCOU VPO "Kuban Socio-Economic Institute", 2014. - 128 p.

7. Degtyarev, G. Designing an additional freshwater source infrastructure to ensure the environmental sustaina-bility of coastal areas / G. Degtyarev, O. Takhumova // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science : International Conference on Sustainable Development of Cross-Border Regions 2019 , SDCBR 2019, Barnaul, April 19-20, 2019. - Barnaul: Institute of Physics Publishing, 2019. - P. 012001. - DOI 10.1088/17551315/395/1/012001.

8. Socio-environmental aspects of the waste recycling organization / V. V. Filatov, E. E. Rodina, N. A. Zaitseva [et al.] // EurAsian Journal of BioSciences. - 2018. - Vol. 12. - No 2. - P. 527-533.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.