АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА ПРОДАЖ ООО «ЗАВОД ЖБИ» ГОРОДА МАЙКОП
Ю.М. Гриценко, студент
Л.И. Смирнова, канд. экон. наук, доцент
Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)
DOI: 10.24411/2411 -0450-2020-10209
Аннотация. В статье рассмотрены основные показатели, характеризующие структуру ассортимента продаж исследуемой организации, которая занимается производством железобетонных изделий. Проведена оценка конкурентоспособности исследуемой организации. Выделена проблема отсутствия оптимизации ассортиментной программы. С помощью методов экономического анализа проведен ABC-анализ, XYZ-анализ и совмещенный анализ основных видов продукции. По итогу анализа разработаны пути улучшения и оптимизации ассортимента продаж.
Ключевые слова: экономический анализ, товарный ассортимент, ABC-анализ, XYZ-анализ, управление, товарный запас, оптимизация ассортимента.
Одним из критериев конкурентоспособности организации является качественное управление ассортиментом, которое подразумевает детальный анализ большого количества информации по продажам новые требования по управлению запасами.
Исследуемая организация, ООО «Завод ЖБИ», находится в городе Майкоп. Организация специализируется на производстве строительных материалов и железобетонных изделий. Основным видом деятельности является производство товарного бетона. В данной сфере у организации присутствуют конкуренты, такие как ООО «Магнат-бетон», ООО «Технострой», ООО «Техкапстрой» и т.д.
Большую долю среди заказчиков занимает местный муниципалитет и строительные организации, использующие железобетонные изделия для возведения жилых и производственных зданий и сооружений. Меньшую часть клиентов занимают частные лица, приобретающие продукцию для собственных построек. Спрос но-
сит сезонный характер, так как большинство строительных работ осуществляется в летный период. В период высокой экономической неопределенности важной задачей становится повышение уровня управления ассортиментом с целью оптимизации издержек, сохранения основных заказчиков и кадров организации, получения операционной прибыли.
Кроме того, в связи с высокой конкуренцией на местном рынке, необходимо принимать качественные управленческие решения. Поэтому целью исследования стало изучение ассортимента продукции и его оптимизация с использованием совмещенного АВС-ХУ2 анализа.
АВС-анализ основан на принципе Паре-то, утверждающего, что в бизнесе всегда только 20% вложений даёт 80% результата. Именно на этом сегменте рекомендуется сосредоточить усилия.
Проведем ЛВС-анализ ассортимента ООО «Завод ЖБИ» за 2018 г.
Таблица 1. Результаты ABC-анализа ассортимента продаж ООО «Завод ЖБИ»
Выручка, тыс. руб. Доля в выручке, % Виды продукции Доля в ассортименте продукции, %
Группа А 35035,6 78,19 Бетон В-15, Бетон М-200, Бетон М-250,Бетон М-300, Колодцы связи ККС-2-80,Колодцы связи ККС-3-80 40,00
Группа В 6984,11 15,59 Блоки ФБС 24-3-6, Блоки ФБС 24-4-6, Кольцо КС 15-9, Блоки стеновые керамзит, Кольца КС 10-9 33,33
Группа С 2786,5 6,22 Бордюры БР 77-20-8, Блоки стеновые ,Бордюр 77-30-18,Лотки теплотрасс, Блоки ФБС 12-3-6, Кольца КС 20-9, Плиты покрытия колец и т.д. 26,67
Итого 44806,2 100 Х 100
Продукция группы А, в которую входят Бетон В-15, Бетон М-200, Бетон М-250, Бетон М-300, Колодцы связи ККС-2-80, Колодцы связи ККС-3-80, обеспечивает 78,19% общей выручки организации. Их доля в ассортиментной программе составляет 40%.
В группу Б - вошла продукция, на которую приходится 15,59% выручки, которые составляют 33,33% от всего количества ассортимента. Так, например, блоки ФБС используются при укладке ленточных фундаментов, а процесс укладки фундамента имеет сезонную зависимость.
В группу С попадает остальная продукция доля в выручке всего 6,22%, а именно 45 позиций прайс-листа. Каждая продукция в группе реализуются в незначительных количествах. Так как Бордюры БР 7720-8, Бордюр 77-30-18, Лотки теплотрасс заказывались всего несколько раз за исследуемый период, их необходимо изготавливать под заказ.
Таким образом, в первую очередь необходимо оптимизировать продукцию входящую в категорию А, так как именно этот вид продукции обладает высоким стоимостным объемом [4].
Следующим этапом исследования является проведение XYZ-анализа.
ХУ2-анализ - это инструмент, который позволяет разделить продукцию по уров-
ню колебаний потребления и степени стабильности продаж.
Данный анализа заключается в расчете для каждой товарной позиции коэффициента вариации. Коэффициент показывает отклонение параметра от среднего значения. В качестве параметра могут выступать: сумма продаж, объем продаж (количество), сумма реализованной торговой наценки [3].
С помощью ХУ2-анализа ассортимента продукции, можно выявить тенденции изменения характера продаж определенных позиций, в соответствии со спецификой производства.
После расчета коэффициента вариации необходимо объекты анализа распределить по возрастанию значения коэффициента вариации и определить группы X, У и 2. Рекомендуемое распределение является следующим:
- группа X - объекты, коэффициент вариации по которым не превышает 5-10%;
- группа Y - объекты, коэффициент вариации по которым составляет 10-25%;
- группа Z - объекты, коэффициент вариации по которым не превышает 25%.
Результаты ХУ2-анализа по видам продукции ООО «Завод ЖБИ» представлены в виде таблицы 2.
во
Таблица 2. Результаты XYZ-анализа по видам продукции ООО «Завод ЖБИ» за 2016-
2G1S гг.
№ Вид продукции Коэффициент вариации, % Группа
1 Колодцы связи ККС-2-80 14,93 Y
2 Бордюры БР 77-20-8 31,67 Z
3 Бетон М-250 32,7 Z
4 Бордюр 77-30-18 35,89 Z
5 Кольцо КС -15-9 41,89 Z
б Блоки стеновые 47,41 Z
l Колодцы связи ККС-3-80 48,78 Z
S Кольца КС 10-9 50,36 Z
9 Бетон М-300 52,22 Z
1G Лотки теплотрасс 54,33 Z
11 Блоки ФБС 24-4-6 58,26 Z
12 Бетон В-15 60,51 Z
13 Блоки ФБС 24-3-6 64,32 Z
14 Бетон М-200 81,17 Z
15 Блоки стеновые керамзит. 100,27 Z
Z
5б Плиты покрытия колец 14231 Z
В группу X не попал ни один вид продукции. Поэтому в организации нет стабильно реализуемой продукции за исследуемый период. В группу У попал лишь один вид продукции - Колодцы связи ККС-2-80 - коэффициент вариации составил 14,93%. Данная продукция занимает среднюю долю в выручке и обладает средней степенью стабильности.
Самой многочисленной является группа г. Данная группа обладает средней долей выручки и низкой степенью стабильности продаж. Данный факт связан со спецификой деятельности организации, так как при
В организации отсутствует продукция в группе АХ, ВХ, СХ, ВУ, СУ. Продукция вида Колодцы связи ККС-2-80 является единственным видом продукции со сред-
строительстве различных объектов используются разные материалы.
Теперь необходимо провести кросс-анализ. Задача совмещенного анализа является разработка рекомендации для работы с товарами каждой категории, поэтому применятся параллельный метод. Данный метод состоит в построении матрицы по заданному количеству критериев, после которого анализируются категории из всех ячеек.
Матрица совмещения результатов АВС-анализа и ХУг-анализа представлена в таблице 3.
ней степенью стабильности продаж и высокой степенью выручки. То есть, данная продукция обеспечивает основную выручку и стабильно продается, поэтому необ-
Таблица 3. Матрица совмещения результатов ABC и XYZ-анализа ассортимента продукции в ООО «Завод ЖБИ»_
AX AY Колодцы связи ККС-2-SG Аг Бетон В-15, Бетон М-200, Бетон М-250,Бетон М-300, Колодцы связи ККС-3-80
BX BY вг Блоки ФБС 24-3-6, Блоки ФБС 244-6, Кольцо КС 15-9, Блоки стеновые керамз., Кольца КС 10-9
CX CY сг Бордюры БР 77-20-8, Блоки стеновые ,Бордюр 77-30-18,Лотки теплотрасс и т.д.
ходимо поддерживать сбыт по сложившимся связям с партнерами по бизнесу и искать возможности расширения объемов продаж.
Продукция группы А2: Бетон В-15, Бетон М-200, Бетон М-250, Бетон М-300, Колодцы связи ККС-3-80 - входят в категорию товаров, на которые стоит обратить внимание. Данные товары являются важными, но с абсолютно не стабильными продажами.
Товары группы С2: Бордюры БР 77-208, Блоки стеновые, Бордюр 77-30-18, Лотки теплотрасс; требуют более подробного анализа. Так как продукция не является новой позицией в ассортиментной про-
необходимо перевести продукцию в категорию «под заказ».
Блоки ФБС 24-3-6, Блоки ФБС 24-4-6, Кольцо КС 15 -9, Блоки стеновые керам-зитные, Кольца КС 10-9 - товары со средней долей выручки и низкой степени стабильности продаж.
Продукция группы А2 и Б2 требует особого внимания маркетинговых процедур. Необходимо проанализировать спрос по каждой продукции, оценить систему заказов, ввести систему скидок для постоянных покупателей и заказчиков. Таким образом, организация оптимизирует свой ассортимент продукции и сохранит покупателя.
грамме, с учетом специфики производства,
Библиографический список
1. Бердников В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник и практикум // В. Бердников, О. Ефимова, Г. Сергеева, Ч. Керимова, В.И. Бариленко; под ред. В.И. Бариленко. - М.: Юрайт, 2017. - 456 с.
2. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности // Косолапо-ва М.В., Свободин В.А. - М.:Дашков и К, 2018. - 248 с.
3. Мельникова Т.Ф., Водякова А.В., Клопова А.А. Формирование ассортимента на основе совмещенного АВС-ХУ2-анализа // Вестник науки и образования. 2017. №12 (36).
4. Смирнова Л.И. АВС-анализ в ООО «Комбинат кооперативной промышленности» Калининского района / Смирнова Л.И., Солопченко Д.В. // В сборнике: Современные социально-экономические процессы: проблемы, закономерности, перспективы. Сборник статей II Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 57-59.
ANALYSIS OF THE ASSORTMENT OF SALES LLC "FACTORY REINFORCED"
CITY OF MAIKOP
Ju.M. Gritsenko, Student
L.I. Smirnova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Trubilin Kuban State Agrarian University (Russia, Krasnodar)
Abstract. The article considers the main indicators characterizing the structure of the assortment of sales of the organization under study, which is engaged in the production of reinforced concrete products. The competitiveness of the organization under study was assessed. The problem of the lack of optimization of the assortment program is highlighted. Using the methods of economic analysis, an ABC-analysis, an XYZ-analysis, and a combined analysis of the main types of products were carried out. As a result of the analysis, ways to improve and optimize the assortment of sales were developed.
Keywords: economic analysis, commodity assortment, XYZ-analysis, management, commodity stock, inventory, assortment optimization.