ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА НА ОСНОВЕ СОВМЕЩЕННОГО АВС-XYZ-АНАЛИЗА Мельникова Т.Ф.1, Водякова А.В.2, Клопова А.А.3 Email: [email protected]
'Мельникова Татьяна Федоровна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра маркетинга, коммерции и рекламы; 2Водякова Анна Владимировна — студент,
факультет экономики и управления; 3Клопова Анастасия Андреевна — студент, финансово-экономический факультет, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
Аннотация: в статье анализируется формирование ассортимента на основе совмещенного ABC -XYZ - анализа, рассматриваются методы управления товарным ассортиментом, в частности такие как АБС -XYZ - анализ. Показано применение данных методов на практике на примере магазина верхней одежды «Мехамания» города Оренбурга. Отмечены основные преимущества и недостатки данных видов анализа. Предложены основные рекомендации по оптимизации ассортимента данного магазина. Актуальность данной темы предопределена тем, что результаты анализа способствуют сбалансированности и его оптимизации. Ключевые слова: формирование ассортимента, ассортимент, методы анализа ассортимента, АВС-анализ, XYZ-анализа, совмещенный ÁBC-XYZ-анализ.
THE FORMATION OF THE RANGE ON THE BASIS OF COMBINED
ABC-XYZ-ANALYSIS Melnikova T.F.1, Vodyakova A.V.2, Klopova A.A.3
'Melnikova Tatiana Fedarovna — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF MARKETING, COMMERCE AND ADVERTISING; 2VodyakovaAnna Vladimirovna — Student, FACULTY OF ECONOMICS AND MANAGEMENT; 3Klopova Anastasia Andreevna - Student, FACULTY OF FINANCE AND ECONOMICS, ORENBURG STATE UNIVERSITY, ORENBURG
Abstract: the article analyzes the formation of the assortment on the basis of the combined ABC-XYZ analysis, the methods of managing the commodity assortment are considered, in particular, such as ABS-XYZ analysis. The application of these methods in practice is shown using the example of the clothing store "Mekhmania" in the city of Orenburg. The advantages and disadvantages of these types of analysis are noted. The main recommendations for optimizing the assortment of this store are offered. The relevance of this topic is predetermined by the fact that the matrix projections of analysis results are means of supporting the adoption of sound management decisions and act as indicators of the level of implementation and balance of the assortment, and also contribute to its optimization. Keywords: assortment creation, assortment, methods of analysis of the assortment, ABC-analysis, XYZ-analysis, a combined ABC-XYZ-analysis.
УДК 339.378
Формирование ассортимента - это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров. Ассортимент товаров должен удовлетворять спрос клиентуры, а также достигать целей, которые выработаны оптовым предприятием, в частности, обеспечивать запланированный уровень прибыли.
Ассортимент товаров формируется на основании ассортиментного перечня товаров. В нем отражается состав наименований товаров, соответствующий установленной широте ассортимента, и минимально необходимое количество разновидностей товаров, которые постоянно должны быть в наличии. Ассортиментные перечни рекомендуется разрабатывать на год. При необходимости в течение года в них можно вносить соответствующие изменения. Ассортиментные перечни разрабатываются в целях контроля полноты и стабильности ассортимента товаров на складах.
В каждом магазине невозможно, да и экономически нецелесообразно обеспечить наличие всего торгового ассортимента товаров, поэтому для каждого типа магазина должен быть
сформирован оптимальный ассортимент, который позволял бы, с одной стороны, создать покупателям наилучшие условия для приобретения товаров, а с другой - обеспечивал бы рентабельность работы магазина.
Существует множество методов, позволяющих анализировать ассортимент реализованного спроса. В данной статье рассмотрим методы, которые являются не только эффективными, но и применимыми в реальной деятельности.
С целью повышения эффективности для последующего управления товарным ассортиментом был использован совмещенный ABC-XYZ-анализ. Он позволяет выделить наиболее значимые и оказывающие основное влияние на финансовые результаты товарные позиции, требующие первостепенного внимания и контроля со стороны руководства [1].
На первом этапе проводится один из универсальных и распространенных методов анализа-ABC-анализ.
АВС-анализ - это инструмент, который позволяет изучить товарный ассортимент, определить рейтинг товаров по указанным критериям и выявить ту часть ассортимента, которая обеспечивает максимальный эффект.
В его основе лежит принцип Парето - 20 % всех товаров дают 80 % оборота. По отношению к ABC-анализу правило Парето звучит так: надёжный контроль 20 % позиций позволяет на 80 % контролировать систему.[2] ABC - анализ, как анализ товарных запасов реализуется путём введения трех категории:
А - наиболее ценные (до 75%); В - промежуточные (75 - 90%); С - наименее ценные (выше 90%).
Рассмотрим применение данного метода на анализе ассортимента магазина верхней одежды «Мехамания» (г. Оренбург). АВС-анализ ассортимента верхней одежды представлен в таблице 1.
Таблица 1. АВС-анализ ассортимента магазина «Мехамания»
Товарная группа Объем реализации по месяцам, руб. Реализа ция за 4 месяца, руб. Доля в общем объеме реализа ции, % Доля нараста ющим эффект ом, % Группа АВС
июль август сентябрь октябрь
Головной убор 25 739 66 124 170 934 288 517 551 314 1,68 94,77 С
Дубленки искусств. 36 805 53 780 191 490 408 510 690 585 2,10 89,25 В
Дубленки/16 34 560 0 0 0 34 560 0,11 99,84 С
Дубленки/17 0 54 270 355 540 512 240 922 050 2,81 84,97 В
Жилеты 0 68 040 68 040 51 516 187 596 0,57 98,54 С
Жилеты искусств. 0 0 30 680 3 640 34 320 0,10 99,94 С
Кашемир 159 936 219 840 665 760 514 445 1 559 981 4,75 82,16 В
Кожа 0 21 760 53 260 11 520 86 540 0,26 99,56 С
Кожа М 0 0 33 600 23 700 57 300 0,17 99,73 С
Кожаный пуховик 45 540 21 960 82 890 443 580 593 970 1,81 93,09 С
Кожгалантерея 19 603 33 420 95 204 119 195 267 422 0,81 97,97 С
Парки 0 0 20 172 67 050 87 222 0,27 99,3 С
Пуховики 123 651 300 530 348 740 2 371 165 3 144 086 9,57 68,94 А
Пуховики-ЭКОкожа 25 582 41 540 133 965 464 174 665 261 2,03 91,28 С
Текстиль В 73 016 103 780 434 865 103 762 715 423 2,18 87,15 В
Текстиль О 19 870 40 010 214 850 83 480 358 210 1,09 97,16 С
Уценка 0 0 10 650 7 900 18 550 0,06 100 С
Шубы К 0 0 0 157 710 157 710 0,49 99,03 С
Шубы Н 3 059 07 3 3 376 96 0 3 482 867 3 448 250 13 367 150 40,70 40,70 А
Шубы Н(М) 436 590 467 000 445 780 1 433 175 2 782 545 8,47 77,41 В
Шубы О 423 278 1 388 13 0 1 772 404 2 547 008 6 130 820 18,67 59,37 А
Шубы Р 93 280 33 740 143 920 158 530 429 470 1,30 96,07 С
ИТОГО: 32 842 085 100
По результатам АВС - анализа можно сделать вывод, что:
1 Группа «А» включает виды продуктов с большим объемом продаж (в данном случае 68,94% от общего объема), которые требуют детального планирования, постоянного, возможно ежедневного, учета и контроля их наличия, так как являются основными в продажах магазина.
2 Группа «В» включает значительную по количеству группу товаров, реализационные параметры которых являются средними (в данном случае 20,31% от общего объема). Они требуют обычных подходов в планировании, учете и контроле (проводится, как правило, ежемесячно).
3 Группа «С» составлена из большого числа менее ходовых товаров (10,75% от общего объема), для которых применимы упрощенные методы планирования, учета и контроля (может проводиться ежеквартально или ежегодно).
Недостатком данного анализа является невозможность оценивать сезонные колебания продаж, что приведет к ошибочным результатам при оценке вклада товарной позиции в оборот предприятия, а также при формировании оптимального размера запаса по товарным группам [2].
На втором этапе осуществляется XYZ-анализ. Распределение товаров с применением XYZ-анализа представлено в таблице 2.
Таблица 2. ХУ2-анализ ассортимента магазина «Мехамания»
Товарная группа Объем реализации по месяцам, руб. Реализация в среднем за месяц, руб. Стандартное отклонение реализации Коэффициент вариации Группа XYZ
июль август сентябрь октябрь
Головной убор 25 739 66 124 170 934 288 517 137828,5 101868,28 74 Z
Дубленки искусств. 36 805 53 780 191 490 408 510 172646,25 148802,58 86 Z
Дубленки/16 34 560 0 0 0 8640 14964,92 173 Z
Дубленки/17 0 54 270 355 540 512 240 230512,5 211659,92 92 Z
Жилеты 0 68 040 68 040 51 516 46899 27904,82 59 Z
Жилеты искусств. 0 0 30 680 3 640 8580 12845,68 149 Z
Кашемир 159 936 219 840 665 760 514 445 389995,25 208215,04 53 Z
Кожа 0 21 760 53 260 11 520 21635 19815,04 91 Z
Кожа М 0 0 33 600 23 700 14325 14746,42 103 Z
Кожаный пуховик 45 540 21 960 82 890 443 580 148492,5 171748,37 116 Z
Кожгалантерея 19 603 33 420 95 204 119 195 66855,5 41514,43 62 Z
Парки 0 0 20 172 67 050 21805,5 27389,29 125 Z
Пуховики 123 651 300 530 348 740 2 371 165 786021,5 919011,93 117 Z
Пуховики-ЭКОкожа 25 582 41 540 133 965 464 174 166315,25 176876,43 106 Z
Текстиль В 73 016 103 780 434 865 103 762 178855,75 148339,33 83 Z
Текстиль О 19 870 40 010 214 850 83 480 89552,5 75905,28 85 Z
Уценка 0 0 10 650 7 900 4637,5 4738,32 102 Z
Шубы К 0 0 0 157 710 39427,5 68290,43 173 Z
Шубы Н 3 059 07 3 3 376 96 0 3 482 867 3 448 250 3341787,5 167632,25 5 X
Шубы Н(М) 436 590 467 000 445 780 1 433 175 695636,25 425960,99 61 Z
Шубы О 423 278 1 388 13 0 1 772 404 2 547 008 1532705 764525,41 50 Z
Шубы Р 93 280 33 740 143 920 158 530 107367,5 48921,25 46 Z
Из таблицы 2 можно увидеть, что к товарам, вошедшим в группу «Х», относятся: «Шубы Н». Товары данной категории характеризуются стабильностью продаж и, как следствие, высокими возможностями прогноза продаж. Коэффициент вариации не превышает 10%. Колебания спроса незначительны, спрос на них устойчив, следовательно, по это группе товаров можно формировать оптимальные запасы.
Товары группы «Y» отсутствуют.
В группу «Z» вошли все товары за исключением «Шубы Н». Товары данной категории характеризуются нерегулярным потреблением, точность прогноза продаж невысокая, их коэффициент вариации превышает 25%.
В завершение проводится сопоставление (совмещение) данных АВС и XYZ-анализов. Результат совмещения отражен в таблице 3.
Таблица 3. Совмещенный АВС и XYZ-анализ
Товары группы А Товары группы В Товары группы С
Товары группы X AX Шубы Н BX CX
Товары группы Y AY BY CY
Товары группы Z AZ Пуховики Шубы О BZ Дубленки искусств. Дубленки/17 Кашемир Текстиль В Шубы Н (М) CZ Головной убор Дубленки/16 Жилеты Жилеты искусств. Кожа Кожа М Кожаный пуховик Кожгалантерея Парки Пуховики-ЭКОкожа Текстиль О Уцененный товар Шубы К Шубы Р
Товары группы «АХ» характеризуют большой оборот торговли и стабильность. Необходимо следить за тем, чтобы товары были постоянно в наличии, что в свою очередь не требует создания избыточного страхового запаса. Оборот торговли данной товарной группы можно легко прогнозировать в связи с тем, что он стабилен.
Товары группы «AZ» и «BZ» при большом обороте торговли отличаются низкой прогнозируемостью. Попытка обеспечить гарантированное наличие только за счет избыточного страхового товарного запаса приведет к увеличению средних запасов и, как следствие, к затовариванию.
В группу товаров CZ попадает часть товаров, которую нужно регулярно контролировать, так как именно из товаров этой группы возникают неликвидные или труднореализуемые товарные запасы, от которых предприятие несет потери. Выводить из ассортимента необходимо остатки товаров, взятых под заказ или уже не выпускающихся.
Результаты анализа показали, что ассортиментная линейка магазина «Мехамания» достаточно большая, а стабильность продаж большинства групп товаров - низкая.
Руководствуясь полученными данными можно предложить следующие мероприятия по оптимизации ассортимента:
1. Пересмотреть систему поставок товаров, пользующихся самым низким спросом.
2. Для формирования оптимальной величины товарных запасов следует использовать систему предварительных заказов (возможно с помощью сети Интернет).
3. Обеспечить бесперебойное поступление в продажу и постоянное наличие пользующихся спросом товаров, что позволит удовлетворить платежеспособный спрос и увеличить объемы продаж.
4. Проводить рекламные мероприятия по товарным группам, которые пока не пользуются высоким спросом. Поскольку такой спрос может быть вызван из-за неполучения полной информации потребителями о свойствах и особенностях товаров.
При реализации предложенных мер предприятию возможен постепенный переход товаров в другие ABC-XYZ- группы.
Таким образом, матричные проекции результатов анализа являются средствами поддержки принятия обоснованных управленческих решений и выступают индикаторами уровня реализации и сбалансированности ассортимента, а также способствуют его оптимизации.
Список литературы / References
1. Железова Т.А. Совершенствование управления товарными запасами организаций потребительской кооперации [Текст] / Т.А. Железова // Вестник СибУПК, 2014. № 1 (8).
2. Железова Т.А., Леоненко Е.И. Формирование товарного ассортимента с применением АВС-XY Z-анализа для управления товарными запасами Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права, 2016. № 2 (58). С. 259-272.
АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ Дружникова Е.П.1, Медведева А.С.2 Em ail: [email protected]
'Дружникова Елена Петровна - доцент; 2Медведева Анастасия Сергеевна — магистрант, кафедра экономики и моделирования производственных процессов, экономический институт Белгородский государственный национальный исследовательский университет,
г. Белгород
Аннотация: в статье анализируется структура органов государственной власти в области развития предпринимательской деятельности в сфере торговли. Также рассмотрены механизмы государственного регулирования в сфере торговли. Были выявлены органы государственной власти федерального и регионального уровней, в компетенции которых находится регулирование сферы торговли. Предложено совершенствование системы мониторинга и оценки сферы торговли для дальнейшего определения государственной политики развития предпринимательства в данной сфере.
Ключевые слова: предпринимательство, торговля, государственное регулирование.
ANALYSIS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF STATE REGULATION IN THE SPHERE OF TRADE Druzhnikova E.P.1, Medvedeva A.S.2
'Druzhnikova Elena Petrovna - Associate Professor; 2Medvedeva Anastasia Sergeevna - Master Student, DEPARTMENT OF ECONOMICS AND MODELING, PRODUCTION PROCESSES OF THE ECONOMIC INSTITUTE BELGOROD STATE NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY, BELGOROD
Abstract: the article analyzes the structure of public authorities in the field of development of entrepreneurial activity in the sphere of trade. The mechanisms of state regulation in the sphere of trade are also considered. The bodies of state power at the federal and regional levels, in whose competence the regulation of the sphere of trade is located, were identified. The improvement of the system of monitoring and evaluation of the sphere of trade is proposed to further define the state policy of development of entrepreneurship in this sphere. Keywords: entrepreneurship, trade, state regulation.
УДК 346.7
Разработка стратегии бизнеса в сфере торговли невозможна без четкого представления о стратегии развития региона, без программы социально-экономического развития и развития потребительского рынка. Понимание механизма воздействия органов власти на развитие региона поможет руководителям разрабатывать обоснованные прогнозы развития рынка.