Научная статья на тему 'Подходы к анализу ассортимента продукции промышленного предприятия'

Подходы к анализу ассортимента продукции промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
389
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОРТИМЕНТ ПРОДУКЦИИ / PRODUCT RANGE / АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА / ABC ANALYSIS / АВС-АНАЛИЗ / XYZ-АНАЛИЗ / XYZ-ANALYSIS / RANGEANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старикова Мария Сергеевна

В статье представлен анализ подходов к оценке ассортимента продукции предприятия. Выделены авторские предложения по совершенствованию методики АВС-XYZ-анализа. Рассмотрены показатели оценки ассортимента. Предложены основные элементы многофакторной модели анализа ассортимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Старикова Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approachesto the analysis ofindustrialorganizations product range

The paper presentsan analysis of approachesto assessinga range of productsof the enterprise.Authorsuggestions for improvingmethodsABC-XYZ-analysis are distinguished. Indicators to assessthe range are considered.The basicelements of themulti-factoranalysis modelrange are presented in the paper.

Текст научной работы на тему «Подходы к анализу ассортимента продукции промышленного предприятия»

М.С. СТАРИКОВА кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова'

Подходы к анализу ассортимента продукции промышленного предприятия1

Экономика XXI в. характеризуется нарастающими темпами изменений, информационной открытостью, быстрым проникновением новых товаров на рынки, появлением новых способов конкурентной борьбы, изменением жизненных ценностей потребителей, зависимостью от развития высоких технологий, увеличением числа товаров-заменителей. В таких условиях становится особенно сложно адекватно управлять ассортиментом продукции, рационально формировать товарный портфель предприятия. Наукой накоплено множество методик анализа ассортимента, однако меняющиеся условия требуют их адаптации. Проводя теоретический анализ термина «ассортимент», мы отметили, что его часто используют, наряду с понятием номенклатуры. Как показал обзор словарных источников, под ассортиментом продукции понимается: состав продукции по видам, типам, сортам, размерам, маркам, артикулам; набор видов продукции, изготавливаемых в производстве или находящихся в продаже; группа товаров, обладающих схожестью использования, общностью групп покупателей. В свою очередь, товарная номенклатура определяется как:

- принятый в планировании и учете систематизированный перечень групп, подгрупп и позиций продукции в натуральном выражении. Развернутая номенклатура продукции является подробным перечнем разновидностей продукции по типам, маркам, профилям, размерам, артикулам, сортам. Групповая номенклатура продукции - это перечень продукции, в которой отдельные позиции развернутой номенклатуры объединены в однородные группы под единым наименованием2;

- совокупность ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых к продаже на определенных рынках3;

- систематизированный перечень названий, материалов, производимых и продаваемых товаров и услуг;

' Старикова Мария Сергеевна, e-mail: [email protected]

1 Выполнена в рамках гранта по программе стратегического развития БГТУ им. В.Г. Шухова на 2012-2016 годы (№ 2011 -ПР-146)

2 Толковый словарь экономических терминов [Электронный ресурс]. Режим доступа:: http://bibliotekar.ru/biznes-15-4/122.htm. Загл. с экр.

3 Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2003, 895 с.

- перечень продукции, производимой на предприятии; структура

4

производственной программы .

Несмотря на сходство определений, можно отметить, что номенклатура чаще характеризуется как некий перечень, а ассортимент через характеристику сходства внутри группы. Если обращаться к происхождению рассматриваемых терминов, то номенклатура происходит от лат. nomenklatura - список имен, а ассортимент - от англ. assortment, что означает группу предметов одного вида (group of things of the same sort). На основании этого и с учетом лингвистической традиции, сложившейся в России, под товарной номенклатурой мы понимаем перечень всех производимых (продаваемых) предприятием товаров, а под ассортиментом продукции - набор выпускаемых товарных групп. Отсюда вытекает, что предметом анализа должен быть именно ассортимент, так как товарные единицы внутри групп обладают сходством по потребительским свойствам, по технологии производства, по рынкам сбыта и пр. Ассортимент продукции предприятия должен удовлетворять требованиям рынка и соответствовать ресурсным возможностям предприятия5. Анализ ассортимента продукции имеет целью нахождение такого сочетания товаров, которое даст предприятию наибольший эффект. В зависимости от того, в каких единицах и через какие показатели данный эффект выражается, может быть выбрана конкретная методика анализа. Обобщение существующих источников по исследуемой проблеме позволило нам выделить следующие группы методов анализа ассортимента продукции:

1) матричные методы (матрица БКГ, матрица МакКинси, А.Д. Литтла) используются для анализа диверсифицированного товарного портфеля и позволяют выделить товарные кластеры по двум признакам (в их числе роста рыночного спроса, относительная конкурентоспособность продукции, жизненный цикл спроса). Данные методики содержат рекомендации для конкретных фирм, однако их можно использовать и в общей бизнес-практике, делая поправки на используемых в них критериальные значения (например, не для каждого рынка средний темп роста равен 10%);

2) совмещенный АВС и XYZ- анализ, используемый для ротации товарных единиц в зависимости от их вклада в общий результат деятельности и от вариабельности их продаж. Методически возникают сложности с определением пороговых значений, по которым можно относить продукты к соответствующим группам. Традиционно считается, что в АВС-анализе, основанном на принципе Парето «80/20» в группу А входят те наименования ранжированного по убыванию вклада в выручку

4 См.: Бухонова С.М., Дорошенко Ю.А. Взаимосвязь системы сбалансированных показателей и стратегии предприятия // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление, 2004, № 10, с. 25-30.

5 См.: Глаголев С.Н., Старикова М.С. Когнитивизация управления спросом как реакция корпорации на новые экономические условия // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова, 2012, № 3, с.99-102.

ряда товаров, которые обеспечивающие 80% выручки, в группу В -обеспечивающие следующие 15% выручки, в группу С - дающие оставшиеся 5% выручки. Однако не всегда решающее большинство товарных единиц приносит предприятию именно 80% результата6. Для более точного определения границ групп в АВС-анализе мы считаем более корректным выяснять изменение темпов нарастания выручки в кумулятивном ряду. Сделать это можно и графическим путем, отмечая на кривой Лоренца точки «перегибов». В XYZ-анализе имеет место аналогичная проблема с четкостью представления о значении коэффициента вариации продаж, позволяющем отнести товарную единицу к группе X, Y или Z. Классически, в группу Х включаются товары с коэффициентом вариации до 15%-25%, в группу Y - с коэффициентом 25-45%, в группу Z - со значением коэффициента больше 45%. Однако более целесообразно, с нашей точки зрения, рассчитывать средние коэффициенты вариации по номенклатуре "). Далее к группе Х причислять те наименования, коэффициент вариации которых -К группе Z - те, для которых +0>*. Соответственно, в группу Y войдут единицы продукции с промежуточными значениями частных коэффициентов вариации. Совмещенный ABC-XYZ анализ позволяет сформировать представление о товарах с точки зрения потребной степени контроля над запасами. В. Карпенко, в частности, предлагает присваивать синтетическим группам, полученным по результатам ABC-XYZ анализа соответствующие коэффициенты запаса, на основе которых может рассчитываться страховой запас: 0,5-1,5 для AX, 1-2 для AY, 2 - для AZ, 0,5-1,5 для BX, 0,5-1,5 для BY, 1-2 для BZ, 0-0,5 для CX, CY и CZ;

3) стоимостной анализ продукции заключается в выявлении нерентабельной и низкорентабельной продукции и подготовке управленческих решений по изменению ассортимента при планировании производственной программы. Основными критериями диагностики являются маржинальная доходность и доля в общей выручке предприятия. анализ всего ассортимента с целью выявления «критических» продуктовых групп проводится по показателям маржинальной доходности и удельному весу продуктовой группы в общем объеме выручки. «Критическими» считаются те группы, у которых значительный удельный вес в выручке и наименьшая доходность7. Данный метод имеет принципиальное сходство с АВС-анализом, особенно, если учитывать то, что на сегодняшний день существует множество вариантов прочтения последнего. Вместе с тем, отметим, что мы также считаем одним из ключевых показателей, ориентирующих на

6 См.: Щетинина Е.Д., Кобенко Ю.В. Методические основы стратегической деятельности бизнес-организации // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права, 2011, № 1, с. 6570

7 См.: Щетинина Е.Д., Кобенко Ю.В. Методические основы стратегической диагностики бизнес-организаций // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права, 2011, № 1, с. 6570.

решение о включении товарной единицы в ассортимент, ее рентабельность;

4) методы математического моделирования. В их числе хотелось бы остановиться на модели формирования товарного портфеля Г. Марковица, где предлагаются два основных учитываемых менеджерами показателя: ожидаемая доходность портфеля и стандартное отклонение как мера риска портфеля. В модели предлагается сформировать ассортимент продукции, обладающий минимальным риском и заданной доходностью:

I п n—\ п

ap = JXd>ai + 2X Xdidjryaiaj ^ min

v /=1 /=1 j=i+i

n Пр

k = Xk d kt

p l-t j j j n

J=1 , c j

dJ=Q, Q (1)

dj > 0 , X j = , kp < kp < кпл , dj< d0

где dJ - доля у-той ассортиментной группы в портфеле; qj - объём выпуска продукции у-той ассортиментной группы; d/ - доля /-той ассортиментной группы в портфеле; kJ - доходность у-той ассортиментной группы (прибыль/затраты); kp - доходность портфеля ассортиментных групп; - среднеквадратическое отклонение доходности /-той ассортиментной группы; г» - коэффициент корреляции между ожидаемыми доходностями /-той, у-той ассортиментных групп; npj - прибыль от реализации у-той ассортиментной группы; с - затраты у-той

w о

ассортиментной группы8;

5) анализ ассортимента по обобщающим показателям может быть использован для характеристики уровня управления ассортиментом, а также для получения начального представления о специфике товарной структуры в отрасли9. К числу таких показателей можно отнести:

— коэффициент полноты, отражающий степень фактической наполненности товарной группы разновидностями товаров по сравнению с плановой;

— универсальности предложения или степень специализации: Xd— d

, (2)

где d - доля, характеризующая индивидуальную ассортиментную структуру предприятия; D - доля, характеризующая номинальную структуру ассортимента отрасли; m - число классов (групп) в ассортименте;

См.: Выгодчикова И.Ю., Верещагина Л.С. Анализ ассортимента и формирования

производственной программы предприятия обойной отрасли // Известия Саратовского университета,

2011, Т.11., Серия Экономика. Управление. Право, Вып. 1, с. 54-59.

9 См.: Борачук В.В., Рудычев А.А. К вопросу оперативного реформирования системы управления предприятием // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права, 2011, № 1, с. 71-75.

коэффициент устойчивости ассортимента:

К=1 - -, (3)

где О1, О2, ...,Оп - оптимальный для устойчивости ассортимент товаров в определенный период; п - количество проверок; а -

количество разновидностей товаров, предусмотренных разработанным

10

ассортиментным перечнем10;

коэффициент адекватности рынку, который характеризует степень приближения анализируемого товара к некоему эталонному наиболее конкурентоспособному образцу:

1 п ъ^норм т/-фаюп

Кад. р. = 1 - - ТК-К-

п Ктрм (4)

г^норм Т/'фаюп . w

где к 'к - нормативные и фактические значения показателей, принятых для расчета; п - количество показателей, принятых для расчета11.

Каждый из рассмотренных методических подходов к анализу ассортимента имеет практическую пользу. Поэтому сделать выбор в пользу одного из методов, признав его более оптимальным, не представляется возможным. Считаем, что оценка ассортимента должна быть основана на многофакторной модели, которая предусматривает: во-первых, необходимость максимального использования производственных ресурсов (оборудования, кадров, сырья); во-вторых, выполнение стратегических задач (получения целевых значений выручки, доходности); в-третьих, достижение рационального разнообразия, то есть оптимального соотношения между желаемой с рыночной точки зрения максимизацией ассортимента продукции и диктуемым производственной эффективностью стремлением к сужению ассортимента; в-четвертых, важность повышения средней конкурентоспособности, рассчитанной по всему ассортименту продукции. При этом под конкурентоспособностью продукции мы понимаем сравнительную оценку потребительских и ценовых свойств выпускаемых товаров.

Старикова М.С. Подходы к анализу ассортимента продукции промышленного предприятия. В статье представлен анализ подходов к оценке ассортимента продукции предприятия. Выделены авторские предложения по совершенствованию методики АВС-XYZ-анализа. Рассмотрены показатели оценки ассортимента. Предложены основные элементы многофакторной модели анализа ассортимента.

Ключевые слова: ассортимент продукции, анализ ассортимента, АВС-анализ, XYZ-анализ.

10

См.: Глаголев С.Н., Старикова М.С. Когнитивизация управления спросом как реакция корпорации на новые экономические условия // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова, 2012, № 3, с. 99-102.

11 См.: Варламов А.С. Совершенствование управления ассортиментом на современных производственных предприятиях // Известия Челябинского научного центра, 2000, №4, с.97-99.

Starikova M.S. Approaches to the analysis of industrial organizations product range. The paper presents an analysis of approaches to assessing a range of products of the enterprise. Author suggestions for improving methods ABC-XYZ-analysis are distinguished. Indicators to assess the range are considered. The basic elements of the multi-factor analysis model range are presented in the paper.

Key words: product range, range analysis, ABC analysis, XYZ-analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.