Научная статья на тему 'Анализ ассортимента функциональных продуктов питания'

Анализ ассортимента функциональных продуктов питания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2062
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ / РЫНОЧНЫЙ СЕГМЕНТ / СУХИЕ КОНЦЕНТРАТЫ КИСЕЛЕЙ И НАПИТКОВ / ВРЕДНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА / ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ПИТАНИЕ / FUNCTIONAL FOODS (FOODSTUFF) / MARKET SEGMENT / SOLID JELLY AND BEVERAGES / HAZARDOUS WORKING CONDITIONS / PREVENTIVE NUTRITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарова Мария Игоревна

Дается определение понятия «функциональные продукты питания», анализируется их ассортимент, приводится конкурентный анализ производителей некоторых видов функциональных продуктов, рассматриваются социальные и экономические плюсы лечебно-профилактического питания взамен молока и предлагаются меры для ликвидации барьеров по его распространению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Захарова Мария Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF FUNCTIONAL FOODSTUFF RANGE

The article defines the term of "functional foods", analyzes their product range, provides a competitive analysis of manufacturers of certain types of functional foods, considers social and economic advantages of healthful and dietary nutrition substituting milk and proposes measures to eliminate barriers to its spreading.

Текст научной работы на тему «Анализ ассортимента функциональных продуктов питания»

На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:

- спад инвестиционной активности отмечен в 2008-2010 гг., что связано с последствиями мирового экономического кризиса. В последние годы отмечен рост иностранных инвестиций, особенно в туристский бизнес. Причиной является крупномасштабный проект «Сочи 2014»;

- за 2011-2012 годы резко выросло число стран инвесторов, которые также заинтересованы во вложении капиталов в олимпийские объекты и инфраструктуру;

- за десятилетний период анализа данных изменилась доля инвестиционных вложений различных стран. Так, в 2003, 2004 гг. наибольшие инвестиции в экономику Краснодарского края были вложены со стороны нидерландских инвесторов, в 2005 г. - люксембургских, 2006, 2008, 2009 гг. - кипрских, 2007г. - британских, 2010 г. - немецких, 2011, 2012гг. - американских;

- наименьшие инвестиции в экономику края были зарегистрированы со стороны инвесторов Латвии.

Наиболее крупным иностранным инвестором в Краснодарском крае является американская корпорация «Филипп Моррис», которой с 1993 года осуществляется программа реконструкции и развития Краснодарской табачной фабрики. Германской фирмой «Тет-ра Лаваль Холдинг ГмбХ» в г. Тимашевске создано современное производство упаковочного материала для перерабатывающей промышленности. Совместное предприятие «Сочинский завод безалкогольных

напитков «Пепси-Кола» выпускает три вида всемирно известных напитков и реализует их в России. В Мо-стовском районе Краснодарского края функционирует одно из крупнейших предприятий с иностранными инвестициями - ОАО «Кубанский гипс - Кнауф» с участием немецкого капитала.

Таким образом, можно сделать вывод, что Краснодарский край обладает высоким инвестиционным потенциалом и по рейтингу инвестиционного климата входит в десятку ведущих регионов России. Но при этом существует ряд проблем, на которые необходимо, по мнению автора, обратить внимание:

1. Объемы привлекаемых инвестиций пока отстают от реальных потребностей экономики Краснодарского края.

2. Крупные приоритетные проекты - развитие портов, топливно-энергетического комплекса, транспортных коммуникаций на территории края требуют вложений в миллиарды рублей.

3. В кардинальной модернизации нуждается агропромышленный сектор. Краснодарский край при условии интенсивных инвестиций и изменения аграр-но-промышленных технологий может производить высококачественные продукты питания.

4. Переоснащения и перепрофилирования требует промышленность края.

5. Курортно-туристский комплекс является бесспорным приоритетом государственной инвестиционной политики в свете реализации проекта «Сочи 2014».

1. Краснодарский край в цифрах, 2010: сборник. Краснодар, 2011. 319 с.

2. Краснодарский край в цифрах, 2011: сборник. Краснодар, 2012. 314 с.

3. Краснодарский край в цифрах, 2012. сборник. Краснодар, 2013. 319 с.

4. Социально-экономическое положение края, 2003. Комплексный доклад. Краснодар,

5. Социально-экономическое положение края, 2004. Комплексный доклад. Краснодар,

6. Социально-экономическое положение

Библиографический список

Статистический края, 2005. Комплексный доклад. Краснодар, 2006. 259 с.

7. Социально-экономическое положение Краснодарского Статистический края, 2006. Комплексный доклад. Краснодар, 2007. 239 с.

8. Социально-экономическое положение Краснодарского Статистический края, 2007. Комплексный доклад. Краснодар, 2008. 232 с.

9. Социально-экономическое положение Краснодарского Краснодарского края, 2008. Комплексный доклад. Краснодар, 2009. 245 с.

2004. 225 с. 10. Социально-экономическое положение Краснодарского Краснодарского края, 2009. Комплексный доклад. Краснодар, 2010. 243 с.

2005. 232 с. 11. Интернет-ресурс Департамент инвестиций и проектного Краснодарского сопровождения Краснодарского края. www.dips.kubangob.ru

УДК 339.13.017

АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ

© М.И.Захарова1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Дается определение понятия «функциональные продукты питания», анализируется их ассортимент, приводится конкурентный анализ производителей некоторых видов функциональных продуктов, рассматриваются социальные и экономические плюсы лечебно-профилактического питания взамен молока и предлагаются меры для ликвидации барьеров по его распространению. Табл. 2. Библиогр. 9 назв.

Ключевые слова: функциональные продукты питания; рыночный сегмент; сухие концентраты киселей и напитков; вредные условия труда; лечебно-профилактическое питание.

Захарова Мария Игоревна, аспирант, тел.: 89025114914, e-mail: masha_masha@rambler.ru Zakharova Maria, Postgraduate, tel.: 89025114914, e-mail: masha_masha@rambler.ru

ANALYSIS OF FUNCTIONAL FOODSTUFF RANGE M.I. Zakharova

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article defines the term of "functional foods", analyzes their product range, provides a competitive analysis of manufacturers of certain types of functional foods, considers social and economic advantages of healthful and dietary nutrition substituting milk and proposes measures to eliminate barriers to its spreading. 2 tables. 9 sources.

Key words: functional foods (foodstuff); market segment; solid jelly and beverages; hazardous working conditions; preventive nutrition.

Невозможность обеспечить потребности современного человека в микронутриентах за счет привычного рациона - это закономерный результат социально-экономического прогресса. Даже идеально построенный рацион взрослого работоспособного населения, рассчитанный на 2500 ккал в день [2], дефицитен по количеству витаминов. Питание большинства людей, особенно работающих на предприятиях с вредными условиями труда, не соответствует принципам здорового питания. Неудовлетворительное состояние условий труда, длительное воздействие вредных производственных факторов на организм работающих являются основными причинами формирования у трудящихся профессиональных патологий. Внедрение на предприятиях лечебно-профилактического питания, в основе которого лежит употребление инновационных функциональных продуктов (в основном киселей и напитков), позволяет повысить производительность труда, а также снизить затраты, связанные с производственным травматизмом, заболеваемостью, нарушением производственного процесса и прочими факторами, влияющими на экономику предприятия. Однако, несмотря на явный социальный и экономический эффект от организации выдачи персоналу продуктов, способствующих нейтрализовать вредное воздействие условий труда, существует ряд факторов, мешающих широкому распространению этой инновационной меры на предприятиях нашей страны.

За последнее десятилетие в России и во всем мире, как альтернатива применению витаминных комплексов, постоянно растет потребление функциональных продуктов питания. Функциональными называют продукты, обладающие приятным вкусом и выраженным оздоровительным эффектом для человека, удобные в использовании, предназначенные для каждодневного систематического применения и прошедшие длительные клинические испытания. На потребительском рынке нашей страны функциональные продукты представлены в основном обогащенными продуктами питания, в состав которых дополнительно введены пищевые волокна, бифидо- и лактобактерии, антиок-сиданты, витамины, минеральные вещества (кальций, железо, цинк, фтор, селен и др.), флавоноиды (фито-эстрогены, кверцетины и др.), полиненасыщенные жирные кислоты. Обогащение продуктов питания повышает питательную ценность пищи без увеличения ее калорийности.

Термин «функциональные продукты» впервые появился в Японии в 1985 г. благодаря изучению взаимосвязей между питанием и укреплением физиологи-

ческих систем организма. Интерес к этой сфере и распространение философии потребления этих продуктов среди населения Японии были связаны с высокой стоимостью медицинского обслуживания, с быстрыми темпами старения населения и ростом внимания к собственному здоровью. Япония на сегодняшний день - это единственная страна, где функциональные продукты питания выделены в отдельную категорию -FOSHU (Food for specific health use). FOSHU относится к категории специализированного питания, куда также попадают продукты для беременных и кормящих, для детей, для пожилых лиц, медицинская еда для больных. В 1991г. министерством здравоохранения Японии были введены правила для функциональных продуктов FOSHU. Они предполагают определенную процедуру регистрации и клинических испытаний таких продуктов, которая при прохождении позволяет делать так называемые утверждения/заявления о полезности этого продукта для здоровья (health claims).

Россия (и СССР) имеет большой опыт в витаминизации пищевых продуктов. В 1934 г. в подмосковном городе Щелково начал работать завод по получению концентрата витамина С из еловой хвои [5]. В 1939 г. началось обогащение муки первого и высшего сорта (витамины В1, В2, РР). В настоящее время обогащение муки осуществляется более чем в 80 странах. В условиях рыночной экономики, с одной стороны, тенденция роста потребления обогащенных продуктов питания, государственные программы по оздоровлению и витаминизации создают благоприятные условия для развития деятельности производителей таких продуктов. Распоряжением Правительства РФ от 25.10.2010 № 1873 утверждены «Основы государственной политики в области здорового питания населения на период до 2020 года», предполагающие развитие производства обогащенных продуктов питания [7]. Прогнозируется рост продаж с 2011 по 2015 г на 36% (с 72 до 98 млрд руб.) В то же время существуют барьеры, ограничивающие спрос на такие продукты. В первую очередь - это неосведомленность населения о последствиях поливитаминных дефицитов, негативное отношение к обогащенным продуктам питания в связи с дополнительными добавками. Для устранения названных барьеров производители таких продуктов питания ведут постоянную работу по повышению информированности населения о необходимости витаминизации и последствиях их дефицита.

Анализ рынка функциональных продуктов и напитков России, проведенный компанией BusinesStat в 2011 году [1], показывает, что основной вклад в пред-

ложение вносит внутреннее производство. В 2010 г. его доля в общем объеме производства составляла 83,1%. Московская область и город Москва в 2010 г. были лидерами по производству функциональных продуктов. Их доля в общем объеме производства составила 32% (в том числе, произведенных на заводах иностранных производителей на территории РФ). Доля импорта функциональных продуктов за период 2006-2010 гг. не превысила 1% от общего предложения.

Весь ассортимент обогащенных продуктов питания можно классифицировать следующим образом:

Группа 1: Хлеб и хлебобулочные изделия. Как правило, продукты данной группы обогащают витаминами группы В, железом, кальцием, йодом.

Группа 2: Молоко и кисломолочные продукты. Обогащаются витаминами, бифидофлорой, йодом.

Группа 3: Детское питание (детские молочные смеси). Обогащаются всеми необходимыми микронут-риентами, для ликвидации отсутствия грудного вскармливания.

Группа 4: Соль йодированная.

Группа 5: Сухие завтраки.

Группа 6: Сухие концентраты для быстрого приготовления напитков, киселей.

Группа 7: Прочие продукты питания. Сюда входят любые другие продукты питания, однако их производство не является на сегодняшний день достаточно массовым для выделения в отдельную группу.

Производство обогащенных хлебобулочных и молочных продуктов (группа 1 и 2), как правило, осуществляется региональными производителями. Например, Иркутский масложиркомбинат выпускает серию продуктов под маркой «Умница» - это продукты, обогащенные йодом (сметана, кефир). Учитывая, что Иркутская область относится к регионам с дефицитом йода, продукты марки «Умница» пользуются повышенным спросом. Ярким представителем в регионе является компания «Лактовит», производящая широкую линейку продуктов, обогащенных лакто- и бифидобактериями. Цена за единицу продукции составляет от 35 до 70 рублей за 200 граммов, в то время как 200 граммов молочного необогащенного продукта стоят от 5 до 15 рублей. Соотношение цены свидетельствует о большом спросе на обогащенные молочные продукты питания. Потребитель готов платить более высокую цену за большую потребительскую ценность.

Группа 3 - детское питание (детские молочные смеси) - на Российском рынке представлена в основном иностранными производителями (Nestle, Nutricia), которые, как правило, имеют свои заводы на территории РФ. Это особый вид функциональных продуктов, так как детское питание может являться единственным источником питания для новорожденных детей. То есть если для других групп есть необогащенные аналоги, то детское питание таких аналогов не имеет.

Группа 4 - соль йодированная. По данным Научно-исследовательского эндокринологического центра Российской академии медицинских наук, практически все население России испытывает недостаток йода -

важнейшего микроэлемента, дефицит которого приводит к заболеваниям щитовидной железы, задержке умственного и физического развития детей и взрослых. Всемирная Организация Здравоохранения и Детский фонд ЮНИСЕФ рекомендуют в качестве наиболее надежного и эффективного средства ликвидации йод-дефицитных состояний использование в повседневном питании пищевой йодированной соли. Продажи йодированной соли постоянно растут.

Группа 5 - сухие завтраки. Лидером российского рынка в производстве и продаже сухих завтраков является компания Nestle. Продукция компании обогащена витаминами и минеральными веществами.

Группа 6 - сухие концентраты для приготовления напитков и киселей. На сегодняшний день в России существует несколько производителей, специализирующихся на производстве этой группы обогащенных продуктов. Технология их производства заключается в смешивании различных предварительно подготовленных сухих компонентов. Основные преимущества таких продуктов:

• быстрота и простота (с минимальной затратой труда) приготовления;

• высокая концентрация и усвояемость питательных веществ, при малом объеме и массе по сравнению с обычными продуктами;

• способность длительно сохраняться без потери качества - содержание влаги в пищевых концентратах не превышает 10-12%, поэтому не происходит развития микроорганизмов;

• транспортабельность - благодаря малому объему.

Явные преимущества пищевых концентратов явились причиной быстрого развития их промышленного производства и массового применения как в личных целях (в домашних условиях, на отдыхе, в рабочей обстановке и т.д.), так и в общественных интересах (например, для обеспечения армии, особенно в полевых условиях, и т.п.).

Предприятия - производители сухих концентратов для приготовления напитков и киселей, обогащенных витаминами и минеральными веществами, как и производители других групп функциональных продуктов, формируют свой ассортимент, как правило, исходя из классификации потребителей. Состав витаминов и минеральных веществ в этих продуктах различен. Анализ деятельности нескольких российских производителей, а именно ЗАО «Валетек Продимпэкс», г.Москва, ТПК «Сава», г.Томск, ООО «Питэко», г.Нижний Новгород, ООО «Леовит Нутрио», г.Москва, позволил выделить следующие основные группы конечных потребителей данной продукции:

• Дети от 3 до 18 лет.

• Взрослое здоровое население от 18 лет.

• Спортсмены.

• Беременные и кормящие женщины.

• Взрослое население, работающее при вредных условиях труда.

В ассортименте названных выше производителей присутствует продукция для одной или нескольких групп потребителей. Например, компания ЗАО «Вале-

тек продимпэкс» выпускает киселек «Детский», напиток «Классные Витаминки» для детей от 3 лет, которые рекомендованы для включения в ежедневный рацион детей дошкольного и школьного возраста. Продукция выпускается в индивидуальной (для розничной продажи) и в весовой упаковке (для организованной выдачи в столовых и т.д.). Продукция рекомендована Роспотребнадзором для включения в цикличное меню школ и детских садов. Коктейль «Мадонна Плюс» разработан для беременных и кормящих матерей, реализуется в основном через аптечные сети и интернет-магазины.

Продукция компании ООО «Леовит Нутрио» широко представлена в розничных сетях и успешно реализуется населению.

Рассмотрим ассортимент продукции для лечебно-профилактического питания персонала, задействованного во вредных условиях труда, а также в условиях повышенной ответственности, интенсивной физической и умственной нагрузки. Удельный вес работников, имеющих право на компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, на конец 2011 г. составил [9]: сотрудники, работающие в условиях повышенного шума -16,8%, повышенной вибрации - 4,8%, повышенной запыленности воздуха -5,4%, повышенной загазованности - 5,2%. По данным Росстата в 2011г. [8], удельный вес работников, имеющих право на бесплатную выдачу молока или других равноценных пищевых продуктов, составил 19,5% от общей численности работников.

С 1922 г. в Кодексе законов о труде РСФСР появилась статья, которая закрепила выдачу молока в производствах, связанных с опасностью профессионального отравления. Однако уже в тридцатые годы ХХ века ученые убедились в практически полной бесполезности молока для улучшения состояния здоровья, только в 1968 году Минздрав СССР ввел понятие «другие равноценные пищевые продукты», которые допускалось использовать взамен молока. Исследования говорят о том, что молоко, являясь хорошим продуктом питания, не только не обеспечивает защиту организма от действия вредных веществ, но в некоторых случаях усугубляет токсическое воздействие на организм. Например, молоко способствует усвоению вредных веществ, растворимых в жирах (фосфор, углеводороды, карболовая кислота). Легко усваиваются попавшие в желудочно-кишечный тракт ионы свинца, ртути, кадмия. Молоко противопоказано при лак-тозной недостаточности. Было окончательно доказано, что молоко не может обеспечить ожидаемый эффект, так как не содержит веществ, обладающих защитным действием. Оно не является детоксикантом. Постановлением Минтруда РФ в 2003 году в список равноценных пищевых продуктов были введены лечебно-профилактические напитки. С 2009 года действует приказ Минздравсоцразвития № 45 и 46, который ужесточает контроль над качеством молока и заменяющих его продуктов. С введением этих приказов молоко можно заменять только продуктами, прошедшими испытание и получившими Свидетельство о Государственной Регистрации от Федеральной служ-

бы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Помимо этого, использование молока связано с рядом технических проблем, таких как необходимость организации специальных условий для транспортировки и хранения.

ЗАО «Валетек Продимпэкс» с 2004 года выпускает напитки и кисель «Валетек Форте» собственной разработки, защищающие организм от воздействия неблагоприятных производственных и экологических факторов. Согласно экспертному заключению института питания РАМН от 22 июля 2010 г., один стакан напитка может быть использован для замены 0,5 л. молока. «Валетек Форте» имеет разнообразные вкусы, удобную упаковку, содержит 13 витаминов и пектин, натуральные красители - свекольный и бета-каротин. Выпускается в виде сухих смесей для приготовления напитков и киселей. Сухая форма позволяет не использовать консерванты и стабилизаторы. Таким образом, витамины в виде напитков лучше усваиваются и эффективнее работают. ЗАО «Валетек Продимпэкс» имеет широкую дистрибьюторскую сеть по всей стране. Предприятия, применяющие напитки и кисели «Валетек Форте» для лечебно-профилактического питания: ОАО РЖД, ООО «Север-газпром», ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод», ОАО Корпорация ВСМПО-АВИСМА, ОАО «Ту-лачермет», ФГУП «Росморпорт» и другие. На территории Иркутской области «Валетек Форте» применяется в Иркутском областном туберкулезном диспансере, в областной клинической больнице «Знак Почета», в целях ликвидации последствий вредных условий труда врачей.

Компания ООО «ЛЕОВИТ нутрио» организована в 1998 году. С 2001 года научно-техническое подразделение «ЛЕОВИТ нутрио» при содействии НИИ питания РАМН, НИИ медицины труда РАМН ведет интенсивные исследования в области разработки нового поколения продуктов. Многолетние труды ученых позволили выпустить серию обогащенных витаминизированных и диетических продуктов для лечебно-профилактического питания, а также специализированные рационы питания. В специальную серию «VitaPRO» входят продукты для замены молока и выдачи пектина, а также специализированные вахтовые рационы ЛПП и напитки для дополнительной выдачи витаминов. Данные продукты представляют собой наиболее привычные для употребления формы - кисели, компоты и питание моментального приготовления, которые включают функциональные ингредиенты, обладающие детоксикационным действием. Продукция «ЛЕОВИТ нутрио» поставляется вооруженным силам, крупным производственным предприятиям, санаторно-курортным учреждениям России, продается в аптеках и магазинах, экспортируется в страны СНГ и ЕС. При производстве используются натуральные компоненты - ягоды, фрукты, овощи, зелень, крупы, специи и пряности с добавлением витаминов и микроэлементов. В настоящее время диетические (лечебно-профилактические) напитки «Леовит» «При вредных условиях труда» применяют более 400 предприятий и

ведомств Российской Федерации различных отраслей промышленности. Среди них: ОАО «РЖД», ОАО «КамАЗ», ФГУП «Почта России», ОАО «Кольская ГМК», ОАО «Ленэнерго», филиалы ОАО «МРСК», ОАО «Пермэнергоспецремонт», ОАО «Роснефть» и другие. Кисели и компоты «ЛЕОВИТ» включены в Профилактический рацион питания ЦПУ МО РФ решением ГВМУ МО РФ в 2003 г.

Компания ТПК «Сава» для лечебно-профилактического питания предлагает соки и нектары с пектином. Продукция предприятия отличается от продукции вышеназванных производителей тем, что уже готова к употреблению. Продукт расфасован в индивидуальные упаковки, его не нужно разводить. Партнеры ТПК «Сава» - ОАО ОК РУСАЛ, ОАО ГМК «Норильский никель», ОАО «Азот», ОАО «Кузбасс-энерго», ОАО Евраз холдинг, ОАО Новатек.

ООО «Питэко» выпускает обогащенные кисели, но не выделяет в отдельную ассортиментную линейку продукцию для лечебно-профилактического питания. То есть состав витаминов и минеральных веществ унифицирован для всех групп потребителей. Партнерами ООО «Питэко» являются, как правило, небольшие региональные предприятия.

В табл. 1 представлен сравнительный анализ состава продукции, производимой названными предприятиями, который показывает, что основными конкурентами являются компании ООО «Леовит Нутрио» и

ЗАО «Валетек Продимпэкс». Они производят и реализуют продукцию, употребление которой устраняет последствия работы во вредных условиях и одновременно является профилактическим продуктом. Также в составе может присутствовать пектин, выдача которого обязательна для ряда профессий. Продукция ТПК «Сава» содержит в своем составе пектин, но не содержит большого числа других необходимых компонентов. Продукция компании ООО «Питэко» не является специализированной. ЗАО «Валетек Продимпэкс» и ООО «Леовит Нутрио» производят специализированный продукт, который прошел множество испытаний и может быть рекомендован для лечебно-профилактического питания сотрудников, имеет в своем составе большое число компонентов, которые положительно влияют на здоровье работников.

Помимо состава продукта, ключевыми показателями являются уровень цен, предоставляемые услуги и т.д. В табл. 2 приведен конкурентный анализ по основным показателям производителей ЗАО «Валетек Продимпэкс», ООО «Леовит Нутрио».

Конкуренция между предприятиями - производителями является положительным фактором с точки зрения потребителя, так как стимулирует к улучшению качества производимого продукта и предоставляемых услуг.

Тем не менее, лечебно-профилактическое питание на сегодняшний день не имеет обширного распро-

Таблица 1

Состав киселей и напитков^ для лечебно-профилактического питания _

Компоненты в Кисель Напиток Леовит Леовит Кисели с Питэко САВА

продуктах «Валетек «Валетек Кисели, кисе- пектином Кисели Фит- Нектары

Форте» Форте» ли с пектином для выдачи парад «Мир здо-

Д ллг 1 порция п ч 1 порция Г) 73 (2 в 1) Г) 33 0,33 пектина Г) 34 0,39 ровья»

ГЛ, IV! 1 В1, мг В2, мг С, мг Э3, мкг Е, мг В6, мг В12, мкг РР, мг К1, мкг О, 9 1,6 О Л 0,73 1,8 Л д п д 1 и

2,1 85 Я о 1,6 100,0 Л П П 0,6 84 100 1 60 С

8,2 13,8 0 Л 10,0 14,0 0 0 7,5 П £ 5 7,5 Л Л

2, 1 2,4 оо п 2,2 3,0 Л Я п 0,6 £ П 1, 1 1,5

22,0 36 18,0 90,0 6,0 9,6 45

Пантотеновая кислота, мг 4,6 5,4 2,8

Фолиевая кислота, мг 0,5 0,6 0,33

Биотин, мкг 24,0 30,0 15

Пектин, г /2 /2 /2 2 0,6 2

Марганец, мг - - 0,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цинк,мг - - 0,6

Селен, мкг - - 3,6

1_-цистин, мг - - 25

Янтарная кислота, - - 20

мг - - 25

Кофеин, мг - - 200

Таурин мг

Таблица 2

Сравнительный анализ продукции для лечебно-профилактического питания _ЗАО «Валетек Продимпэкс» и ООО «Леовит Нутрио»_

Показатель ЗАО «Валетек Продимпэкс» ООО «Леовит Нутрио»

Цена 8-13 рублей 14-17 рублей

Срок годности 12 месяцев 24 месяца

Упаковка порционная порционная

Ассортимент 5 вкусов напитков и киселей, в том числе с содержанием пектина Кисели при вредных условиях труда, кисели при особо вредных условиях труда, вахтовые пайки, с пектином и без пектина

Региональные представительства В большинстве регионов России В большинстве регионов России

странения на предприятиях с вредными условиями труда. Основной причиной этого является то, что согласно приказу Минздравсоцразвития № 45 выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов может быть заменена, по письменным заявлениям работников, компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором. При выплате денежной компенсации цель его предоставления -нейтрализация вредных производственных факторов, а также профилактика и предупреждение профессиональных заболеваний утрачивается. В перспективе это неэффективно сказывается на экономике предприятия, так как сотрудник не ликвидирует последствия работы во вредных условиях. Его работоспособность снижается. Увеличивается количество ошибок, так как происходит ухудшение концентрации внимания. Также, несмотря на доказанную неэффективность молока, многие предприятия продолжают его выдачу по следующим причинам:

• Не хотят менять правила, сложившиеся за долгие годы, и применять новые меры. Любые инновации всегда связаны с рядом препятствий и сложностей.

• Сами сотрудники и профсоюзы отказываются от внедрения лечебно-профилактического питания, а именно от обогащенных киселей и напитков, называя эти продукты «химией», в то время как молоко для них привычный продукт, который можно взять домой.

Все вышеназванные барьеры возникают из-за недальновидного подхода руководства предприятия и его сотрудников. Для устранения барьеров необходимо введение следующих мер:

• отделы охраны труда на производственных предприятиях, совместно с производителями функциональных продуктов, должны проводить работу по информированию сотрудников о необходимости лечебно-профилактического питания для ликвидации последствий вредных условий труда;

• необходимо мотивировать сотрудников и профсоюзы на отказ от денежной компенсации в пользу организованного лечебно-профилактического питания:

• производители должны проводить более широкие кампании по распространению своей продукции, а именно: организацию дегустаций на предприятиях, публикацию научных статей о пользе и необходимости функциональных продуктов;

• руководству предприятий следует проводить аукционы на поставку продукции для лечебно-профилактического питания в целях экономии средств предприятия.

По оценке специалистов ЗАО «Валетек продимпэкс», экономический эффект от применения лечебно-профилактического питания составит 1 млн руб. на 1000 работников в год. Это будет происходить за счет увеличения работоспособности, уменьшения затрат, связанных с производственным травматизмом, заболеваемостью и прочими факторами, влияющими на экономику предприятия. Таким образом, можно сделать вывод, что для предприятий-покупателей обогащенных киселей и напитков затраты на лечебно-профилактическое питание будут экономически выгодны.

В Верхнесалдинском металлургическом производственном объединении «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» была разработана и внедрена программа «Рациональное инновационное питание». С целью укрепления защитных сил организма работники вместо молока получали витаминизированные напитки и кисели. Внедрение данной программы произвело положительный эффект - оздоровительный, социальный и экономический. Снижение трудовых потерь в сравнении с показателями за предыдущие годы составило 43%, снижение заболеваемости - 30%, что позволило сэкономить около 20 млн руб. за счет снижения количества дней нетрудоспособности и улучшило показатели экономического роста предприятия.

В течение 6 месяцев была проведена дополнительная витаминизация персонала различных подразделений Псковской ГРЭС. Резко улучшились показатели здоровья и работоспособности.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что производство функциональных продуктов питания будет развиваться и их доля на рынке будет расти. Эта тенденция актуальна как для России, так и для всего мира. Одним из основных направлений развития производства функциональных продуктов должно стать производство продукции для лечебно-профилактического питания персонала, задействованного во вредных условиях труда, а также в условиях повышенной ответственности, интенсивной физической и умственной нагрузки, в целях нейтрализации вредного воздействия на организм и улучшения экономических показателей предприятия. Для успешного внедрения лечебно-профилактического питания руководство предприятия и фирмы-производители данной продукции должны вести совместную работу по ликвидации факторов, мешающих его распространению.

Библиографический список

1. Анализ рынка функциональных продуктов в России в 2007-2011 гг., прогноз на 2012-2016 гг.// Маркетинговое исследование компании BusinesStat. М., 2011. 89 с.

2. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации: методические рекомендации, МР 2.3.1.2432-08. Утв. 18 декабря 2008 г.

3. О порядке определения норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, молока или других равноценных пищевых продуктов и осуществление компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов: Постановление Правительства РФ от 13 марта 2008 г. №168.

4. Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических

целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов: приказ от 16 февраля 2009 г. №45н.

5. Спиричев В.Б., Шатнюк Л.Н., Позняковский В.М. Обогащение пищевых продуктов витаминами и минеральными веществами: наука и технология. 2-е изд., стер. Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2005. 548 с.

6. Основы государственной политики в области здорового питания населения на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2010 г. №1873-р.

7. О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №598.

8. Условия труда и производственный травматизм по отдельным видам экономической деятельности: Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/worki ng_conditions/#

9. Труд и занятость в России: Федеральная служба государственной статистики - http://www.gks.ru/bgd/regl/ Ь11 36/Main.htm

УДК 338.28

НОВАЦИИ ОЦЕНКИ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ МЕЖОТРАСЛЕВОГО БАЛАНСА

© А.Б. Коган1

Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет, 630008, Россия, Новосибирск, ул. Ленинградская, 113.

Описывается авторский подход к оценке локальной и глобальной эффективности крупного проекта. Для оценки и сравнения эффективности альтернативных вариантов проекта используется разработанный автором «индекс скорости удельного прироста стоимости». Предлагается методика расчета суммарных инвестиций экономики, представляющих собой полные расходы экономики на производство продукции для инвестиций по проекту и в обеспечивающие отрасли за весь срок жизни инвестиций по этому проекту. Расчеты выполняются на модели межотраслевого баланса. Табл. 10. Библиогр. 10 назв.

Ключевые слова: локальная (коммерческая) и глобальная (общественная; экономическая) эффективность; инвестиции; межотраслевой анализ; крупномасштабный инвестиционный проект.

NEW WAYS TO ESTIMATE INVESTMENT GLOBAL EFFICIENCY BASED ON INPUT-OUTPUT BALANCE MODEL A.B. Kogan

Novosibirsk State University of Architecture and Construction, 113 Leningradskaya St., Novosibirsk, 630008, Russia.

The article describes the author's approach to the estimation of local and global efficiency of a large-scale project. To assess and compare the efficiency of the alternative variants of the project the author develops and suggests "an indicator of the ratio of specific increment in value". He proposes a procedure to calculate summarized economy investments that are total economy expenditures on product manufacturing for investments both in the project and supporting industries for the whole life period of investments in the project. Calculations are performed on the basis of an input-output balance model. 10 tables. 10 sources.

Key words: local (commercial) and global (public, economic) efficiency; investments; input-output analysis; large-scale investment project.

Описание проблемы оценки локальной эффективности. Развитие рыночной экономики осуществляется во многом за счет частного капитала и за

счет предпринимателей, реализующих инвестиции на свой риск. С макроэкономических позиций не важно, за счет частных или государственных инвестиций идет

1Коган Антон Борисович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики строительства и инвестиций, тел.: 89232228354, e-mail: kogant@mail.ru

Kogan Anton, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Construction Economics and Investments, tel.: 89232228354, e-mail: kogant@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.