и самореализации через искусство. Решением этой проблемы может стать выделение бюджетов на развитие сектора искусства, создание новых театров, концертных залов и галерей, развитие новых технологий и форматов, которые позволят большему количеству людей наслаждаться искусством.
Несмотря на эти проблемы, современный центр искусств продолжает быть ключевым элементом в развитии культуры и искусства, образовательных программ и расширении кругозора у населения. Центр искусств помогает раскрыть и развить обществу творческие навыки и обогатить их духовное состояние новыми ощущениями и знаниями. Необходимо продолжать работу по созданию условий для художественного потенциала и самореализации через искусство в соответствии с требованиями современного общества.
Список использованной литературы:
1. Дуцев М. В. Концепция архитектуры современного Центра искусств: диссертация/М.В. Дуцев. -Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. - Нижний Новгород, 2005. -241 с. Текст: электронный. — URL: https://www.dissercat.com/content/kontseptsiya-arkhitektury-sovremennogo-tsentra-iskusstv (дата обращения: 10.02.2022).
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия (дата обращения: 10.02.2022).
3. Робин Коллингвуд — Принципы искусства. Пер. с англ. А. Г. Раскина под ред. Е. И. Стафьевой. М.: «Языки русской культуры», 1999. - 328 с. Текст: электронный. — URL: https://bellabs.ru/Books/Art/index.html (дата обращения: 10.02.2022).
4. Цайдлер, Э. Многофункциональная архитектура Текст. / Э. Цайдлер; Пер. с англ. А. Ю. Бочаровой; под ред. И. Р. Федосеевой. М.: Стройиздат, 1988.- 151 с. Текст: электронный. — URL: https://studall.org/all-162951.html (дата обращения: 10.02.2022).
© Костенкова А.Д., 2023
УДК 727
Тетерина А.В.
бакалавр 5 курса ИжГТУ им. М.Т. Калашникова, г. Ижевск
АНАЛИЗ АРХИТЕКТУРЫ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ЦЕНТРОВ В СОВРЕМЕННЫХ ГОРОДАХ
Аннотация
В статье рассмотрены здания современных культурно-образовательных центров, выявлены их основные функциональные характеристики, пространственные и планировочные решения. Также проведен анализ зарубежного и отечественного опыта строительства зданий данной типологии, в ходе, которого выявлены их сильные и слабые стороны.
Ключевые слова:
многофункциональный культурно-образовательный центр, культурный центр, пространственные решения, общественное пространство, функциональные зоны, планировочные решения, общественное здание, досуг, культура, образование.
На сегодняшний день все более актуальной становится тема улучшения городской среды, качества жизни населения и формирования культурного облика города. Создание многофункциональных
культурно-образовательных центров (далее МКОЦ) является одним из методов разнообразия культуры города. Современный МКОЦ в системе города призван концентрировать, приумножать и пропагандировать определенные ценности и традиции в жизни человека, развивать навыки личности с помощью своей образовательной функции. Также культурный центр является основным градообразующим элементом, который играет основную роль в составе городской композиции. Функция культурных центров заключается в организации объединения людей для совместной деятельности по удовлетворению культурных потребностей и решению конкретных социально-культурных задач.
Пространственные решения современных зданий культурных центров являются более сложными, чем традиционные общественные здания. Важным шагом в поиске наиболее эффективного пространственного решения многофункционального пространства является предварительный анализ, учитывающий одновременное взаимодействие различных групп людей в этих помещениях. Их пребывание в здании может различаться по времени (от быстрых встреч до целого рабочего дня), по цели (образование, обучение, чтение, работа в команде, игра, музыка, изобразительное искусство, спектакль и т.д.), по среднему и максимальному количеству посетителей (от нескольких человек до нескольких сотен и т.д. Такой подход заранее решает глобальные проблемы архитектурной актуальности, такие как: удовлетворение общественных потребностей и создание комфортной искусственной среды, недорогой в строительстве и эксплуатации [1].
При изучении возможных сценариев использования многофункциональных общественных пространств в культурных центрах были выявлены варианты эксплуатации, сведенные в единую классификацию по функциональным характеристикам: коммуникационные, информационно-образовательные, социализирующие, культурообразующие, рекреационные, обеспечивающие проведение различных типов мероприятий. Для большинства зданий, типологически определяемых как общественные здания: школ, торговых центров, университетов и, что не менее важно, культурных центров, стала характерной тенденцией расширять и усложнять сценарную программу. Чаще всего эта тенденция реализуется за счет концентрации различных функций: образовательных, коммерческих, культурных, сервисных, которые ранее не были характерны для общественных зданий такого типа. Более того, первоначально предназначенные для изоляции определенной социальной группы, теперь стремятся разрушить границы, установленные физически или организационно. Например, школы становятся центрами досуга и открывают свои двери для всех жителей района вечером или в выходные дни [2].
Принцип гиперлокальности также становится динамичной тенденцией, при которой часть городской ткани сжимается и укладывается в границах здания, то есть буквально перемещается на более низкий пространственный уровень. Коридоры, галереи, залы, атриумы и зимние сады, которые ранее были снижены по своим смысловым характеристикам, теперь становятся полноценными площадями, улицами и парками, но уже заключенными в своеобразную оболочку. Набор требований к организации среды этих пространств определяется направленностью социальных сценариев и организацией сцены [3].
Повышение уровня вовлеченности граждан в процесс культурной коммуникации считается одной из главных целей строительства культурного центра как здания.
Культурные, общественные и коммунальные центры все больше раздвигают границы понятия "здание". Медитативные и коммуникативные пространства, заключенные в их структуре, позволяют им раствориться в ткани города, пульсировать в его ритме и стать настоящим форумом для социальной активности [4].
При формировании объема и территории МКОЦ необходимо учитывать современные потребности горожан и анализ существующей территории проектируемого центра. Также необходимо учитывать отечественный и зарубежный опыт создания подобных центров.
Список использованной литературы: 1. В.А. Кузнецова, Е.Н. Кузнецова. Многофункциональные общественные пространства в культурных
центрах. сценарии использования. — Системные технологии. — 2020. — № 34. — С. 122—132. Текст: электронный. —URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mnogofunktsionalnye-obschestvennye-prostranstva-v-kulturnyh-tsentrah-stsenarii-ispolzovaniya (дата обращения: 06.05.2022).
2. Гельфонд, А. Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: учеб. пособие / А. Л. Гельфонд. — М.: Архитектура-С, 2006. — 280 с.: ил. С. 27.
3. А.С. Бубликова, Е.В. Барабаш. Паттерны городской среды в структуре культурного центра. Текст: электронный. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patterny-gorodskoy-sredy-v-strukture-kulturnogo-tsentra (дата обращения: 06.05.2022).
4. Мрочко О.Г. О создании инновационных многофункциональных культурных центров («домов новой культуры») / Мрочко О.Г., Ишенбаева С.В. Текст: электронный. —URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sozdanii-innovatsionnyh-mnogofunktsionalnyh-kulturnyh-tsentrov-domov-novoy-kultury (дата обращения: 06.05.2022).
© Тетерина А.В., 2023