УДК 725.838
Костенкова А.Д.
студент кафедры «Архитектура».
ВО ФГБОУ Ижевский государственный технический университет
имени М.Т. Калашникова, Россия Научный руководитель: Седова А.В.
доцент, кандидат наук
ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЦЕНТРА ИСКУССТВ Аннотация
Основная задача данного исследования заключается в анализе ключевых аспектов формирования современного центра искусств. В статье будут рассмотрены такие аспекты, как концептуализация, планирование и проектирование, которые необходимо учитывать при создании центра искусств. Рассмотрение проблемы формирования современного центра искусств является важным, так как культура и искусство играют важную роль в развитии общества.
Ключевые слова
Центр искусств, формирование, творческое пространство, творческий потенциал, главные функции.
Введение. В данной статье рассматривается эволюционное формирование центра искусств и его роль в развитии современного общества. На сегодняшний день центры искусств существуют в разных формах и проявляются в различных сферах. Они являются местами, где проводятся мероприятия, позволяющие расширять образование и культуру у населения.
В настоящее время ощущается потребность в пространстве для осуществления художественного потенциала. Проблема заключается в том, что не всегда существует достаточное количество художественных пространств, где можно организовывать выставки, проводить концерты, спектакли и другие мероприятия. Решение этой проблемы может быть связано с созданием новых центров искусств и совершенствованием уже существующих.
Культурно-социальная обусловленность как начало развития Центров искусств
Изучая античные времена, можно смело рассуждать о том, что искусство непосредственно взаимосвязано с духовной и материальной формой образа жизни общества. Также в исследовании Дуцева М. В. «Концепция архитектуры универсального центра искусств в XX веке» прослеживается мысль, что человеку уже недостаточно посещать малые пространства, такие как художественные галерей, школы и театры. Вследствие этому появилась нужда человека в комплексе искусств в едином объёмно-пространственном сооружении, а именно в Центре искусств, содержащий в себе все функции для реализации творческого потенциала.[1]
Искусство — это одно из степени эстетики, искусствознания и художественной практики. Оно составляет процесс и результат отражения внутреннего осмысления действительности творческой деятеля по расположению к миру [2].
Эволюционная организация художественных пространств в едином сооружении.
Для того, чтобы понять, как сформировать пространство для художественной практики, следует прибегнуть к историческим исследованиям проектирования Центра искусств. В этапах культуры всевозможные сооружения, например, древнегреческий акрополь, римские открытые пространства и древние культовые сооружения служили центрами искусства в античные времена. Уже с тех времен образовалось начало существования разнообразных приборов и переменных использований
пространств. По большей части это были специальные здания для творчества, улицы и площади для различных фестивалей. Позже создавались мастерские для творчества и кабинеты для совместного обучения творческими навыками. Со временем появились различные системы художественной практики, вследствие чему все больше появлялись различные союзы творцов, например союз музыкантов. [1]
Для полного представления наполнения пространства объекта были исследованы ключевые понятия исторически сложившихся функций Центра искусств:
- Искусство: Центр искусств по своей природе является культурным центром, в котором представлено множество форм искусства: изобразительного, музыкального, театрального, кинематографического, литературного и др.
- Общение: Центр искусств является местом, где люди могут встречаться, общаться, обмениваться мнениями и идеями. Здесь проводятся выставки, концерты, спектакли, лекции, мастер-классы и другие мероприятия, привлекающие людей разных интересов и возрастов.
- Инновации: Центр искусств поддерживает инновации в области искусства и культуры, давая пространство для творческой свободы и экспериментов.
- Образование: Центр искусств проводит лекции, семинары, учебные программы и интенсивы по различным направлениям искусства, которые способствуют обучению и развитию творческих навыков у людей всех возрастов и уровней подготовки.
- Развлечение: Центр искусств предлагает возможность насладиться высоким качеством искусства и развлечений. В его рамках проводятся концерты, театральные постановки, киносеансы и другие мероприятия, которые позволяют людям отдохнуть и расслабиться.
- Продвижение культуры: Центр искусств имеет целью продвижение культуры и искусства, его пропаганда и популяризация в обществе. Он создает площадку для представления и продвижения искусства, развивая взаимоотношения и культурный обмен между странами и регионами мира.
Концептуальный подход к формированию Центра искусств
«Уместно предполагать об Центре искусств с точки зрения объединении формы и содержания: искусство как сущность архитектурной формы и функционального процесса. Из этого следует что, центр искусств представляет собой комбинированное произведение искусства и архитектуры, или архитектурное искусство, интегрирующее характеристики этих систем» [5].
Основная концептуальная роль Центра искусств представляет собой организацию образов творческих структур. «Художественный синтез» — это объединение некоторых видов искусств в художественный образ и эстетическое образование физической и психологической областей человеческого бытия. Художественный синтез означает развитие нового художественного течения. Их идеологические, философские и художественные связи, равноправно содействию пространства и времени в художественных объединениях, которые вызывают активизацию понимания в искусстве, формировании образов и многогранности художественных особенностей, обеспечивают людям эмоциональную вовлеченность.
Заключение
В результате исследований и анализов, приведенных в статье, было выявлено, что комплекс творческих пространств актуален на сегодняшнее время. Искусство многогранно и имеет определенные виды, на которые ссылается образование художественного пространства.
В процессе формирования современного центра искусств основными факторами стали новые концепции и идеологии, а также запросы зрителей. Основными функциями современного центра искусств являются предоставление возможности увидеть выставки и концерты, обмен знаниями и опытом между артистами и публикой, создание условий для молодых талантов, организация международных фестивалей и конференций.
В данной статье была выявлена проблема нехватки пространства для художественного потенциала
и самореализации через искусство. Решением этой проблемы может стать выделение бюджетов на развитие сектора искусства, создание новых театров, концертных залов и галерей, развитие новых технологий и форматов, которые позволят большему количеству людей наслаждаться искусством.
Несмотря на эти проблемы, современный центр искусств продолжает быть ключевым элементом в развитии культуры и искусства, образовательных программ и расширении кругозора у населения. Центр искусств помогает раскрыть и развить обществу творческие навыки и обогатить их духовное состояние новыми ощущениями и знаниями. Необходимо продолжать работу по созданию условий для художественного потенциала и самореализации через искусство в соответствии с требованиями современного общества.
Список использованной литературы:
1. Дуцев М. В. Концепция архитектуры современного Центра искусств: диссертация/М.В. Дуцев. -Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. - Нижний Новгород, 2005. -241 с. Текст: электронный. — URL: https://www.dissercat.com/content/kontseptsiya-arkhitektury-sovremennogo-tsentra-iskusstv (дата обращения: 10.02.2022).
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия (дата обращения: 10.02.2022).
3. Робин Коллингвуд — Принципы искусства. Пер. с англ. А. Г. Раскина под ред. Е. И. Стафьевой. М.: «Языки русской культуры», 1999. - 328 с. Текст: электронный. — URL: https://bellabs.ru/Books/Art/index.html (дата обращения: 10.02.2022).
4. Цайдлер, Э. Многофункциональная архитектура Текст. / Э. Цайдлер; Пер. с англ. А. Ю. Бочаровой; под ред. И. Р. Федосеевой. М.: Стройиздат, 1988.- 151 с. Текст: электронный. — URL: https://studall.org/all-162951.html (дата обращения: 10.02.2022).
© Костенкова А.Д., 2023
УДК 727
Тетерина А.В.
бакалавр 5 курса ИжГТУ им. М.Т. Калашникова, г. Ижевск
АНАЛИЗ АРХИТЕКТУРЫ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ЦЕНТРОВ В СОВРЕМЕННЫХ ГОРОДАХ
Аннотация
В статье рассмотрены здания современных культурно-образовательных центров, выявлены их основные функциональные характеристики, пространственные и планировочные решения. Также проведен анализ зарубежного и отечественного опыта строительства зданий данной типологии, в ходе, которого выявлены их сильные и слабые стороны.
Ключевые слова:
многофункциональный культурно-образовательный центр, культурный центр, пространственные решения, общественное пространство, функциональные зоны, планировочные решения, общественное здание, досуг, культура, образование.
На сегодняшний день все более актуальной становится тема улучшения городской среды, качества жизни населения и формирования культурного облика города. Создание многофункциональных