DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.57.057 Вилкова А.С.1, Королева Т.Ю.2
1ORCID: 0000-0003-0444-1164, Кандидат архитектуры, 2ORCID: 0000-0003-4518-669X, студент, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНТРОВ ИСКУССТВ
Аннотация
В статье приводится исторический анализ развития архитектуры центров искусств в XX веке. Рассматривается исторический опыт проектирования зданий культуры и искусства в США (40-50 гг), Европе (6090-е гг), России (нач.-конец XX в). В качестве исторических прототипов современных центров искусств выявлены: дома культуры, национальные центры искусств, культурные центры, дворцы культуры, дворцы пионеров и детского творчества. В каждом из них выделен характерный набор функций: культурно-досуговые, зрелищные, воспитательные, спортивные. Выявлено, что современные центры искусств вобрали в себя большинство исторически сформировавшихся функций и сегодня являются одним из развитых типов многофункциональной архитектуры.
Ключевые слова: центры искусств, культура, исторический опыт, культурные, досуговые центры, функции.
Vilkova A.S.1, Koroleva T.U.2
1ORCID: 0000-0003-0444-1164, PhD in Architecture,
2ORCID: 0000-0003-4518-669X, student, Penza State University of Architecture and Construction HISTORICAL ASPECT OF ARTS CENTERS FORMATION
Abstract
The article provides historical analysis of the development of arts centre architecture in the 20th century. Historical experience of designing buildings of culture and art in the USA (40-50s), Europe (60-90s), Russia (beginning and end of the XX century) is considered. Historical prototypes of modern art centers include cultural centers, national centers of arts, palaces of culture, palaces of pioneers and children's creativity centers. Each of them has a distinctive set of functions: Cultural-leisure, entertainment, educational functions, or sports. It is revealed that modern centers of art have absorbed the majority of historically formed functions and have become one of the developed types of multifunctional architecture.
Keywords: centers of arts, culture, historical experience, cultural and leisure centers, functions.
В настоящее время особенно остро чувствуется проблема потребности в пространстве для реализации творческих способностей молодежи. Это вызвано ростом культурного уровня современного общества и необходимостью самореализации с помощью искусства. Центр искусств (ЦИ) играет важную роль в развитии культуры в стране. ЦИ в Европе - функциональный общественный центр, призванный поддерживать практики искусств и обеспечивать различные услуги. Центр искусств предоставляет место для проведения семинаров, выставок, работы художников, обеспечивает техническим оборудованием, оказывает образовательные услуги.
Развитие и становление центра искусств произошло в ХХ веке. Сложилось традиционное понятие о ЦИ как «открытом» пространстве для творчества. Синтез искусств, проявившийся в создании творческих объединений, потребовал реорганизации выставочного пространства. Сложилось три направления центра искусств: зрелищное, образовательное, выставочное [1, С. 6-7].
В США в 40-50-е годы большое значение придается культурно-просветительским учреждениям, как пространству для проведения свободного времени населением. Появляются культурные центры. Они также служат местом идеологического воздействия на общество. Достижения науки и техники придают центрам искусств оригинальность облика, необычные планировочные решения [2, С. 541]. В Америке существовало два типа ЦИ: 1) здания для проведения выставок для людей, интересующихся искусством; 2) здания, арендованные людьми, занимающимися творчеством.
В Европе ЦИ появились после Второй мировой войны. Требовалось в быстрые сроки восстановить разрушенные здания и возвести новые [3, С. 73]. Изначально центры искусств представляли собой пространство для людей «среднего класса», затем превратились в место для обслуживания общества. Рассмотрим примеры становления ЦИ в зарубежной практике, часть которых приведена в таблице 1.
1} Ярким примером может служить культурный комплекс Линкольн-центра (Нью-Йорк), основные объекты которого были построены в 60-е годы. Это ограниченная территория с фонтаном, зданием театра, концертным залом, метрополитеном, музеем исполнительных искусств, филармонией, Джульярдской школой и др [2, С. 516,16].
2) В 1971 - 1977 гг. был построен Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду в Париже (см. рис. 1). Центр объединил в себе ряд функций:
1) научно-исследовательскую (Институт исследования и координации акустики и музыки, Центр промышленного дизайна);
2) культурно-досуговую (Государственный музей современного искусства);
3) образовательную (библиотека);
4) культурно-зрелищную (театр, концертные залы, кинотеатры);
5) функцию административно-бытового обслуживания (музейные хранилища, служебные помещения).
Рис. 1 - Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду в Париже
В подземной части Центра Помпиду находится хранилище музея, автостоянка на 700 машиномест и служебные помещения. Стены здания из стекла. Построен Центр в стиле хай-тек, что отражается на внешнем облике. Все конструкции вынесены на фасады здания, причем все они выкрашены в свои характерные цвета, например вентиляционные трубы сделаны в синем цвете, лифты и эскалаторы - в красном. В Центре Помпиду 5 этажей, 8 пожарных лестниц. Ширина здания - 60м, длина - 166м, высота - 42м. От края здания колонны отодвинуты на 7 м, вдоль фасада расположены на расстоянии 13 м друг от друга. Расположен Центр в пешеходной зоне.
В настоящее время в музее также работает бесплатная для посещения библиотека, Институт исследования и координации акустики и музыки, Центр промышленного дизайна, Государственный музей современного искусства, кинозалы, театр и концертные залы. Появились мастерские для обучения детей искусству, смотровая площадка, 3 вида предприятий общественного питания: снэк-бар, кафе и ресторан; работают бутики для продажи сувенирной продукции. Вокруг музея играют музыканты, продают свои работы художники.
Центр Помпиду содержит в себе образовательные функции, культурно-досуговые, культурно - зрелищные - все они характерны пониманию о центре искусств и отвечают современным требованиям.
3) В 1998 году появился неоднозначный Культурный центр им. Жан-Мари Тжибау в г.Нумеа (Новая Каледония) (см. рис. 2). Основные функции Центра:
1) образовательные (библиотека, амфитеатр лектория, архив);
2) культурно-досуговые (студии танца, музыки, живописи и скульптуры, выставочный зал);
3) культурно-зрелищные (зрительный зал);
4) административно-бытовые (административная зона).
в
Рис. 2 - Культурный центр им. Жан-Мари Тжибау в г.Нумеа: а, б - видовые кадры; в - схема плана
Культурный центр (КЦ) состоит из 10 объектов разной величины и круглой формы в плане, объединенных одноэтажной галереей и примыкающими к ней прямоугольными помещениями. Особенностью КЦ является его конструктивная составляющая: деревянные конструкции, закрепленные стальными элементами, вентилируемая крыша из бамбука и стекла, которая может открываться и закрываться в зависимости от силы ветра. Форма здания
округлая и напоминает хижины народа, населяющего остров. С точки зрения градостроительной ситуации, важно, что Центр расположен вдоль побережья, на территории заповедника.
Культурный центр им. Жан-Мари Тжибау является примером того, каким должен быть современный центр искусств. Все функции КЦ соответствуют времени и применимы до сих пор.
Анализируя зарубежные центры искусств, можно выявить следующие особенности:
1) по выбору участка - часто располагаются на рельефе, около реки или же создаются искусственные водоемы, фонтаны;
2) по способу благоустройства - центры обычно окружают скульптуры, арт-объекты, парки, прогулочные зоны и места для отдыха;
3) по природному окружению - место у ЦИ, как правило, тихое, окруженное живописным природным ландшафтом.
Несмотря на схожие особенности, облик зданий отличается в связи со временем, стилем и национальными особенностями страны центра.
На развитие ЦИ в России повлияла политическая обстановка в стране. Революция 1917 г. дала толчок развитию культуры и искусства. У творческих людей появилась потребность претворить все невообразимые идеи в жизнь, возникла необходимость приобщения к культуре. Поэтому власть решила построить новые общественные здания для реализации культурно-просветительских потребностей общества. В СССР дом народного творчества являлся центром творческой самодеятельности, здесь развивалась фольклорная деятельность, художественная самодеятельность детей и подростков, проводились конкурсы, выставки, семинары, театрализованные праздники. Дворцы пионеров являлись местом дополнительного образования детей. Здесь находились театральные коллективы, детские кружки, клубы. Согласно данным, с 1929 по 1932 гг. было построено 480 дворцов, к 1957 году - 2153 дворца и дома пионеров, к концу 1980-х годов их работало уже свыше 3800 [8, С. 82]. В период перестройки в 1991 году дворцы пионеров переименовали в «Центры детского и юношеского творчества». Наиболее близкими прообразами современного центра искусств можно считать дворцы культуры, дворцы пионеров, дома народного творчества. В современных условиях в России происходит увеличение функций культурно-просветительских учреждений. Это приводит к изменению их традиционного вида. В таблицу 1.1. сведены примеры отечественных прообразов центров искусств, рассмотрим характерные из них:
1) В 1925-1927 гг. в г. Ленинграде (Санкт- Петербурге) построили первый дворец культуры - Дворец культуры им. Горького (см. рис.3). Его основными функциями являлись:
1) культурно-зрелищные (зрительный зал, кинозал, концертный зал);
2) учебно-воспитательные (библиотека, клубные помещения);
3) культурно-досуговые (клубные помещения);
4) спортивные (физкультурный зал).
План Дворца симметричный. В центре располагается зрительный зал, вокруг него - помещения по функциональному назначению. Сплошное остекление Дворца контрастирует с мелким членением окон, выполнено здание из строгих прямоугольных объемов и полукруглого фасада. Со временем к вестибюлю центрального фасада был сделан пристрой, где разместились билетные кассы, верх пристроя - плоский, что увеличивает размер балкона. На сегодняшний день Дворец культуры является одним из посещаемых мест. Здесь функционируют зрительный зал на 1900 мест, малый и концертный зал; работают танцевальные студии, художественные, музыкальные и вокальные кружки, спортивные секции. Однако от центра искусств Дворец культуры им. Горького отличается отсутствием выставочного пространства и образовательной функции, здесь не проводятся лекционные занятия, и ведется, в основном, концертная деятельность.
Рис.3 - Дворец культуры им. Горького, Санкт-Петербург: а - видовой кадр; б - план
2) В 1932 - 1937 годы построен один из характерных примеров центров культуры - Дворец культуры им. И.А. Лихачева по проекту братьев Весниных в г. Москве. Все идеи архитекторов не воплотились. Основные первоначальные функции Дворца:
1) учебно-воспитательные (лекторий, обсерватория, клубные помещения, студийные комнаты);
2) культурно-досуговые (репетиционные, зимний сад);
3) культурно-зрелищные (зрительный зал);
4) общественного питания (буфет).
В плане Дворец культуры состоит из двух корпусов (клубного и Т-образного). Объем здания геометричный, ленточное остекление окон перекликается со сплошным остеклением эркеров. Стиль Дворца - конструктивизм.
В результате отличительными особенностями Дворца культуры им. И.А. Лихачева от Дворца культуры им. Горького являются: появление во Дворце обсерватории, зимнего сада, буфета, перехода из одного корпуса в другой (т.е. разделение функций отдельными корпусами). Общим остался стиль, который ведет к строгой геометрии образа и четкому функциональному разделению пространств.
После Великой Отечественной войны Дворцу требовалась реконструкция, однако она была проведена не надлежащим образом, что привело к изменению первоначального облика здания. Потребовалась вторая реконструкция, однако не удалось полностью восстановить задумку братьев Весниных, немного изменился интерьер здания, заделан переход между корпусами. На месте буфета появилась библиотека.
Сегодня Дворец является Центром культуры им. И.А. Лихачева. Он сохранил библиотеку, обсерваторию, зимний сад, зрительный зал. Появились новые театральные, танцевальные кружки, проводятся концерты, выступления, проходят выставки, обучение на курсах шитья, в холле образована большая рекреация, проводятся лекции, работает буфет. Последнее время развивается музыкальное направление.
Данный Центр культуры имеет большие сходства с современным понятием о центре искусств. Это еще раз доказывает, что он является его прообразом.
3) В 1959-1962 гг. был построен комплекс Дворца пионеров на Ленинских горах (в настоящее время Воробьевых горах) в г. Москве (см. рис. 4). Первоначальные функции Дворца:
1) культурно-досуговые (зимний сад);
2) культурно-зрелищные (концертный зал);
3) учебно-воспитательные (студийные комнаты);
4) спортивные (бассейн, стадион).
Замкнутость и изолированность была отвергнута, появилась идея открытого плана. Главный протяженный корпус расчленен на примыкающие к нему с торца короткие корпусы. На втором этаже остекленный переход соединяет фронтальный корпус и концертный зал. Характерными особенностями являлись: декоративные панно на фасаде здания и на торцах примыкающих корпусов, сплошное остекление главного корпуса, совмещенное со сплошной стеной с декоративным панно у основного входа и двухсветное освещение зимнего сада (световой фонарь и боковое сплошное остекление).
Рис. 4 - Комплекс Дворца пионеров на Ленинских горах (схема генплана)
С 1955-х годов развивался новый стиль в архитектуре - советский модернизм, он и повлиял на необычный облик здания. Дворец пионеров на Ленинских горах отличается от предыдущих примеров компактными размерами, ориентированными в первую очередь на детей, декоративностью, что отвергалось в стиле конструктивизм. Появились новые спортивные функции в объекте - бассейн и стадион.
В 1992 г. на базе Дворца пионеров был лицей, переехал в 2014 году. В современное время Дворец пионеров переименован в Московский городской дворец детского (юношеского) творчества, и он является центральным в России местом для дополнительного образования детей. Здесь расположены художественные и танцевальные студии, научные объединения, музыкальное и театральное направление, киностудия, техническое творчество, библиотека, экологические объединения, физкультурно-спортивный центр, секции туристической и военно-патриотической направленности, астрология с планетарием. Во Дворце проводятся конференции, лекции, олимпиады и праздники. На территории остались бассейн и стадион. Также в здании находится автошкола, лаборатория экспериментальной террариумистики, выставочный, театральный и концертный зал, оранжерея, несколько спортивных залов, живой уголок, обсерватория, сохранился зимний сад.
Можно сделать вывод, что здание Дворца предназначено для выполнения различных функций, что характерно для центра искусств.
4) Ярким примером региональной архитектуры может служить Дворец пионеров и школьников, построенный в 1987 году по проекту архитектора А.В. Щеглова в г. Пензе (см. рис. 5). Основные функции на момент открытия:
1) культурно-досуговые (зимний сад, музей);
2) развлекательные (тир);
3) учебно-воспитательные (клуб натуралистов, художественные, технические, оборонно-массовые кружки, планетарий, обсерватория, лекционный зал);
4) культурно-зрелищные (зрительный зал);
5) спортивные (спортивные кружки).
Дворец в плане прямоугольный. Акцент фасада - башня с куполом наверху. Строительный материал Дворца пионеров - кирпич. Особенностью здания является то, что оно расположено на возвышенности, к Дворцу ведет широкая и высокая лестница.
В настоящее время Дворец пионеров изменил название на Дворец детского (юношеского) творчества. В нем размещаются театральные, танцевальные, фольклорные коллективы, творческие студии, музейный комплекс, оздоровительный лагерь «Орленок». Основные образовательные направленности Дворца: физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая, техническая, научная. Здесь занимаются около 5000 детей (в 1987 г. было около 4000), проводятся различные конкурсы и праздники.
Рис. 5 - Дворец пионеров и школьников в г.Пензе: а, б - видовые кадры
В 90-е годы в России происходит переход к рыночной экономике. В это время начинается строительство новых типов зданий. Частая смена владельцев приводит к решению возведения масштабных объектов, в стенах которых могут быть осуществлены различные функции - торговля и бизнес, спорт и досуг. Появляются различные многофункциональные комплексы и центры, но нет масштабного возведения новых зданий центров искусств и дворцы, возведенные в советские годы, берут на себя эту роль. Однако современное искусство, развивающееся в 21 веке, приводит к необходимости возведения центров, но в основном местом для размещения центра искусств служит заброшенный завод или же другое опустевшее здание.
Анализируя отечественный опыт, можно сделать следующие выводы:
1) по функциональному назначению - функции, составляющие дворцы культуры и дворцы пионеров сохранились в течение времени и наоборот пополнялись новыми составляющими;
2) по архитектурному облику здания - внешний облик дворцов остался прежним, в них проводится капитальный ремонт или реконструкция;
3) по предназначению - в XXI веке здания меняют свое название, но предназначение их остается тем же - занять в свободное время детей и подростков, а также организовать культурный досуг взрослого населения.
В то время как понимание о центре искусств еще только развивалось в России в конце XX - начале XXI века, в Европе и США оно давно набирало обороты. Еще в 60-е годы XX века открыты центры, удовлетворяющие современному пониманию о нем. Здания за рубежом в конструктивном плане опережают отечественные, их архитектурный образ также отличается. Дворцы в России - общественные здания, в то время как в других странах они могут быть еще и на территории кампуса. Сходствами зарубежного и отечественного опыта являются: организация площадок для отдыха у здания, широкое применение сплошного остекления, наличие места рекреации в здании. Схожи и функциональные назначения, однако за рубежом они более развиты. Во всем мире в настоящее время центр искусств - один из основных типов многофункциональных сооружений.
Список литературы / References
1. Дуцев М.В. Концепция архитектуры универсального Центра искусств [Том1]: автореф. дис. ... к. арх.: 18.00.01: защищена 10.10.2005 - Нижний Новгород, 2005. - 24 с.
2. Иконников А.В.: Архитектура капиталистических стран XX в. Том 11 / Ю. Ю. Савицкий, Н. П. Былинкин, С. О. Хан-Магомедов; под ред. А. В. Иконникова, - М.: Издательство литературы по строительству, 1973г. - 888 с.
3. Логинова, Д. В. История архитектуры [Электронный ресурс] / Д. В. Логинова // Сыктывкар: СЛИ - 2013. - 157 с. URL: http://lib.sfi.komi.com (дата обращения 10.02.2017).
4. Никитина Т. А. Дворцы Cоветского периода / Т. А. Никитина// Технические науки в России и за рубежом: материалы IV междунар. науч. конф. - М.: Буки-Веди, 2015. - С. 82-91
Список литературы на английском языке / References in English
1. Dutsev M.V. Kontseptsiya arkhitektury universal'nogo Tsentra iskusstv [Tom1] [The architectural concept of universal arts Center. Tom 1] : dis. ... of PhD in Architecture : 18.00.01: defense of the thesis 10.10.2005 - Nizhniy Novgorod, 2005. -24 P. [in Russian]
2. Ikonnikov A.V.: Arkhitektura kapitalisticheskikh stran XX v. Tom 11 [The architecture of the capitalist countries of the twentieth century. Tom 11] / Yu. Yu. Savitski, N. P. Bylinkin, S. O. Khan-Magomedov, and others; edited by A. V. Ikonnikov. - M.: Izdatel'stvo literatury po stroitel'stvu, 1973. - 888 P. [in Russian]
3. Loginova, D. V. Istoriya arkhitektury [History of architecture] [Electronic resource] / D. V. Loginova // Syktyvkar: SLI - P. 2013. - 157. - URL: http://lib.sfi.komi.com (accessed 10.02.2017). [in Russian]
4. Nikitina T. A. Dvortsy Covetskogo perioda [The palaces of the Soviet period] / T. A. Nikitina// Tekhnicheskie nauki v Rossii i za rubezhom: materialy IV mezhdunar. nauch. konf. [Technical science in Russia and abroad: proceedings of the IV international scientific conference] - M.: Buki-Vedi, 2015. - P. 82-91. [in Russian]
DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.57.011 Горшкова Г.Ф.
Доктор архитектуры, профессор, Нижегородский архитектурно-строительный университет ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА С АРХИТЕКТУРНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ
Аннотация
Человек существует, живет и действует в пространственной среде. Родившись в природном пространстве, человечество на протяжении известного исторического времени своего существования на земле создавало новое, искусственное, жизненное пространство. Это пространство называется архитектурным пространством. Архитектура - это своеобразное свидетельство развития человеческой цивилизации. В памятниках архитектуры зашифрована проекция потока времени в пространстве Земли. В определенные этапы архитектурной эволюции изменялись представления человека о себе и мире, активизировались творческие способности.
Ключевые слова: архитектурная эволюция, пространственное сознание человека
Gorshkova G.F.
PhD in Architecture, professor, Nizhniy Novgorod, Architectural-building university MUTUAL RELATION OF MANKIND WITH ARCHITECTURAL SPACE
Abstract
The person exists, lives and operates in the spatial environment. Having been born in natural space, the mankind during known historical time of the existence for the ground created new, artificial, vital space. This space refers to as architectural space. The architecture is an original certificate of development of a human civilization. In monuments of architecture the projection of a stream of time in space of the Earth is ciphered. In the certain stages of architectural evolution representations of the person about themselves changed and the world, creative abilities became more active.
Keywords: architectural evolution, spatial consciousness of the person.
Архитектурное пространство - это искусственная, создаваемая человеком, пространственная среда обитания на основе сущностных законов природы и объективных закономерностей общественного развития. Архитектурное пространство представляет собой сложную систему, в которую входят: 1) объекты, созданные природой, человеком и цивилизацией; 2) субъекты, обитающие в пространственной среде и потребляющие ее качества; 3) идеальная (информационная) и материальная (физическая) среда, обеспечивающая объектно-субъектное взаимодействие человека и архитектуры.
Архитектура, как строительное искусство, предполагает следующие субъектно-объектные отношения человечества и пространственной среды обитания: 1) постижение природных закономерностей пространственного поведения; 2); усвоение законов материального творчества и созидания в пространстве; 3) развитие пространственного сознания профессионального человека. Архитектура - это своеобразное свидетельство интеллектуального развития пространственного сознания человека. Можно сказать, что в материальных объектах архитектуры закодирована логика проецирования временного потока в пространстве Земли.
Как видно из хронологической картины архитектурного развития нашей цивилизации (см. рис.1), происходила пространственная синхронизация общественно-политических и ремесленно-творческих отношений в истории человечества. На разных этапах видима различная скорость и интенсивность архитектурных достижений, степень творческой успешности в освоении законов объемно-пространственного формообразования. И только с начала эпохи Ренессанса линия развития непрерывно устремляется вверх, выходя за пределы ранее достигнутого.