Научная статья на тему 'Эволюция архитектуры танцевальных залов'

Эволюция архитектуры танцевальных залов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
495
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE / КУЛЬТУРА / CULTURE / СТИЛЬ / STYLE / ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ЗАЛ / DANCE HALL / МОДА / FASHION / КОМПОЗИЦИЯ / COMPOSITION / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СХЕМА / FUNCTION / BALL / CONTEXT / IDENTITY / DECORATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Нижник Мария Сергеевна, Гарнец Анатолий Маркович

Статья основана на исследовании, посвященном архитектуре танцевального пространства. В статье проведен исторический анализ влияния тенденций исторического стиля на сферы искусства, культуры, моды. Рассмотрено развитие архитектуры танцевального пространства в историческом контексте, выявлены основные этапы развития архитектуры танцевальных залов в разных культурологических и исторических периодах: 1-й этап (исторический период Средние Века) универсальные помещения в общественных зданиях ратуш; 2-й этап (исторический период Возрождение) -специализированные помещения залы дворцов; 3-й этап (исторический период Барокко и классицизма и далее) специализированные здания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL ANALISIS OF DANSING AREA ARCHITECTURE

This article is a fragment of research about dancing area architecture. In article had given a historical analysis of an impact of the style tendency on the fields of art, culture and fashion. Authors consider the development of architecture, dance halls in historical context, identified the main, from the point of view of the authors, the stages of development of the architecture of dance halls in different cultural and historical periods: 1 Phase (Pre-Renaissance period of history) universal space in public buildings, town halls, 2 Phase (historical period Revival) specialized premises halls of palaces 3 Phase (historical period of Baroque and Classicism and beyond) specialized buildings.

Текст научной работы на тему «Эволюция архитектуры танцевальных залов»

ЭВОЛЮЦИЯ АРХИТЕКТУРЫ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ЗАЛОВ

УДК 725.84:793.3 ББК 85.11:85.32

М.С. Нижник, А.М. Гарнец

Государственный университет по землеустройству, Москва, Россия Аннотация

Статья основана на исследовании, посвященном архитектуре танцевального пространства. В статье проведен исторический анализ влияния тенденций исторического стиля на сферы искусства, культуры, моды. Рассмотрено развитие архитектуры танцевального пространства в историческом контексте, выявлены основные этапы развития архитектуры танцевальных залов в разных культурологических и исторических периодах: 1-й этап (исторический период Средние Века) - универсальные помещения в общественных зданиях ратуш; 2-й этап (исторический период Возрождение) -специализированные помещения - залы дворцов; 3-й этап (исторический период Барокко и классицизма и далее) - специализированные здания.1

Ключевые слова: архитектура, культура, стиль, танцевальный зал, мода, композиция, функциональная схема

HISTORICAL ANALISIS OF DANSING AREA ARCHITECTURE

M.S. Nizhnik, A.M. Garnets

State University of Land Use Planning, Moscow, Russia Abstract

This article is a fragment of research about dancing area architecture. In article had given a historical analysis of an impact of the style tendency on the fields of art, culture and fashion. Authors consider the development of architecture, dance halls in historical context, identified the main, from the point of view of the authors, the stages of development of the architecture of dance halls in different cultural and historical periods:

1 Phase (Pre-Renaissance period of history) universal space in public buildings, town halls,

2 Phase (historical period Revival) specialized premises - halls of palaces

3 Phase (historical period of Baroque and Classicism and beyond) specialized buildings.

Keywords: Architecture, culture, style, dance hall, fashion, composition, function, ball, context, identity, decoration

На протяжении всей истории развития человечества танцевальная деятельность выполняла различные культурные и социальные функции. Каждая эпоха, характеризуется определенными социальными отношениями, мировоззрением, стилем. Авторами статьи рассматривается танцевальная деятельность и ее исторические формы, которые нашли свое воплощение в зданиях и сооружениях на историческом промежутке от Средних веков до начала 1900-х годов в Италии, Польше, Франции и России.

1

Для цитирования: Нижник М.С. Эволюция архитектуры танцевальных залов / М.С. Нижник, А.М. Гарнец // Architecture and Modern Information Technologies. - 2017. - №4(41). - С. 288-297 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://marhi.ru/AMIT/2017/4kvart17/21 nizhnik granec/index.php

2 For citation: Nizhnik M.S., Garnets A.M. Historical Analisis of Dansing Area Architecture. Architecture and Modern Information Technologies, 2017, no. 4(41), pp. 288-297. Available at: http://marhi.ru/eng/AMIT/2017/4kvart17/21 nizhnik granec/index.php

За последнее десятилетие танцевальный досуг превратился в особое направление социально-культурной деятельности, мощный пласт культуры, специфическую досуговую общность, развитие которой проявляется в деятельности танцоров, танцевальных клубов, школ студий, где занимаются представители разных социально-культурных и возрастных категорий. Организационные усилия, направленные на развитие танцевальной деятельности привели к созданию мощных международных и общероссийских структур, способствующих развитию танцевальной культуры на всех континентах3. Поэтому для архитекторов рассмотрение проблемы организации современного танцевального пространства является актуальной. Танцевальные залы, как отдельный функционально-планировочный элемент здания, являющиеся результатом многовекового формирования, следует рассматривать в историческом аспекте.

Стилю, моде, архитектуре, танцевальной деятельности по отдельности посвящено огромное количество исследований, однако позиция их синтеза практически не рассматривалась. Следует отметить, что танцевальная деятельность как вид искусства не отделима от культуры в целом и ее развитие происходит совместно с историческим стилем в архитектуре, искусстве, моде. Поэтому целью статьи является исторический анализ архитектуры танцевальных залов и танцевальной деятельности в контексте стиля в архитектуре, моде и художественном творчестве за отдельные исторические периоды.

«Академическая история архитектуры, повествующая об архитектуре как о высоком искусстве - это история стилей. При ближайшем рассмотрении оказывается, что стили не сменяли друг друга, как пишут в учебниках, а представляли собой относительно самостоятельное, концентрированное и вполне завершенное представление о мире, сформировавшееся в определенном месте: Ренессанс и барокко принадлежали, в первую очередь, Италии; классицизм и ампир - сугубо французского происхождения, а рококо - явление германо-австрийское. Стили - это штучное изделие, рождаемое в муках и трудах определенной культурой. Стиль - визитная карточка культуры, имеющей четкую локализацию.

Если стиль - осмысленная проекция картины мира, то мода напоминает моментальную фотографию действительности. Сила, энергия, мощь моды происходят от ее новизны, а собственно новизна есть или очевидное несходство со вчерашним, с тем, что было когда -то модным, или то, что вообще отсутствовало. Мода циклична, что лишний раз подчеркивает ее временность, она способна возвращаться, правда, в ином, обновленном обличье» - так пишет о стиле и моде доктор архитектуры, академик РААСН A.B. Боков [3]. Танцевальные залы имеют ту же природу развития.

Современные танцевальные пространства, как элемент здания, являются результатом многовековой эволюции в плане их формообразования, что выявляет исторический анализ архитектуры танцевальных залов, проведенный в таблице 1. Характерно, что этот тип помещений зарождался в многофункциональных зданиях и сооружениях.

В начале своего развития танцевальная деятельность имела культовый характер. В Средние века в христианской европейской культуре культовые танцы постепенно заменялись светскими. Развитие профессионального ремесла повлияло на создание залов для собраний и празднеств цехов и торговых союзов, а также общегородских залов в ратушах. Эти залы, достигавшие значительных размеров 500-700 м2, являются одним из прототипов современных многоцелевых танцевальных залов. Пример такого здания -Дом собраний купечества «Артусов дом» в городе Гданьск (Польша), построенный в 1476 -1481 гг. [9]. Его происхождение восходит к средневековью и европейскому рыцарскому эпосу. Основной частью дома был парадный сводчатый зал собраний, перекрытый звездчатым сводом на четырех тонких гранитных столбах. Здесь собирались члены

Мордовина И.Н. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. автореферат дис. канд. педагогических наук. — Тамбов, 2006. С. 4-5.

братств и влиятельных цехов, для каждого из них предназначалась своя скамья. Круглый стол, при котором заседал главный правитель со своими рыцарями, был символом равенства и братства, организовывался согласно установленной церемонии: турнир, трапеза за круглым столом и танцы. Залы того времени проектируют как универсальные пространства.

Таблица1. Исторический анализ архитектуры танцевальных залов

В период раннего средневековья в результате слияния двух культур - античной и варварской - в архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве сложился романский стиль, характерной особенностью которого является монументальность форм, массивность, четкость конструкции. Этот стиль отразился также и в костюме того времени. В этот же период складывается рыцарское сословие с его понятиями долга и чести, возникает этикет. Костюм романского периода и почти полностью закрывал тело. Строгость присутствовала и в отделке интерьеров.

В Италии в период развития ремесла и торговли танцевальные мероприятия проводились в резиденциях, палаццо, виллах представителей знати, в частности, построенных по проектам архитектора Галлеаццо Алесси: вилла Камбьязо (Аренциано, Италия) вилла Фарнезини Перуцци (Рим, район Трастевере Италия); вилла Джустиниани (Рим, Италия). Архитектор выработал тип дворца с развернутой в глубину террасной композицией, обогащенной лестницами и аркадами. Такие помещения были благоприятны для проведения танцевального действа. В палаццо - новом типе городского дворца-особняка парадные залы располагались как правило на 2 и 3 этажах и открывались на главный фасад либо с лоджиями, либо с большими оконными проёмами. Эти залы имели прямоугольную форму, интерьеры залов украшались росписями мастеров эпохи Возрождения (палаццо Оссоле, арх. Антонио да Сангало, младший). Декор залов корреспондировался с богатством одежды.

Балерина, педагог, исследователь М. Рождественская пишет «... в эпоху Возрождения танец приобретает большое значение, без него не обходятся не только балы, вечера, но и пышные уличные празднества, достигавшие порой необычайной яркости и великолепия. В дворцовых залах итальянских вельмож устраиваются театральные интермедии с песнями и танцами. Танцы составляют основу этих роскошных зрелищ» [6, С. 40]. Поэтому планировка залов и их декор должны были соответствовать пышности и масштабам проводившихся мероприятий.

Вырабатывается новый идеал красоты, который проявляется в восприятии человеческого тела и в манере одеваться и двигаться. В эстетике возникло понятие о «гармоничном человеке». Выступая против аскетизма и средневековой морали, эстетика Возрождения не противопоставляла тело духу, а выдвигала идею их единства. «Новый характер жизни, новое представление о человеческой красоте вызывали к жизни и новые формы костюма. Деятельный, сильный и энергичный человек эпохи Возрождения уже не стеснялся своего тела, как в Средние века, а гордился им, стремление освободиться от средневековых оков проявляется и в костюме».4

Начиная с 1600-х годов танцевальная деятельность постепенно переходит на новый этап развития. Здания с танцевальной функцией становятся больше в размерах, увеличивается количество залов, танцевальное назначение этих залов становится доминирующим.

Появление следующего объекта определяет новый этап в архитектуре танцевальных пространств. В 1661 году Людовик XIV издает указ об организации Академии музыки и танца. Король Франции сам любил участвовать в балетах и свое знаменитое прозвище «Король-Солнце» получил после исполнения роли Солнца в «Балете ночи». В специальном королевском документе говорится, что Академия призвана способствовать воспитанию хорошей манеры у привилегированных классов, хорошей выправке у военных. В задачу Академии входило установить строгие формы отдельных танцев, выработать и узаконить общую для всех методику преподавания, совершенствовать существующие танцы и изобретать новые. Таким образом, в конце XVIII века во Франции происходит окончательное утверждение танцевальной функции при дворе короля [1].

4 Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме. - М.: Феникс. - 2004. - С. 40.

На балах Людовика XIV, придворный этикет был менее строгим, чем в эпоху Средневековья. Мода, как и архитектура, при дворе короля солнца приветствовала роскошь и излишество. Множество деталей костюма, создавали впечатление веселости, праздности и беззаботности. Для танцев и праздничных приемов предназначалась самая величественная комната дворца - «Зеркальная» или «Большая галерея», спроектированная архитектором Ж.А. Мансаром, длинна её составляет более 73 метров, а ширина около 11 метров. В интерьере впервые был применён новый архитектурный метод расположения 357 зеркал - все они были установлены параллельно семнадцати окнам. Таким образом, создавалось ощущение, что галерея по обе стороны окнами смотрит в парк. В вечернее время, в дни дворцовых балов и аудиенций, свет трёх тысяч свечей отражался в зеркальных панно. Украшают галерею всевозможные вазы, серебряные торшеры и канделябры, десятки хрустальных люстр, вазоны с апельсиновыми деревьями. Фасады здания выполнены в стиле классицизма.

В Версале было предусмотрено танцевальное пространство для проведения танцев и торжеств под открытым небом - открытый «бальный зал» (Bosquet de la Salle de Bal), воплощенный по проекту ландшафтного архитектора всего садово-паркового ансамбля -А. Ленотра. Это пространство выполнено в виде амфитеатра с уступами из кустарника. Напротив входа в боскет ступени амфитеатра оформлены с помощью ракушечника, морских раковин и камня, а также украшены позолоченными вазами и канделябрами. В центральной части по ступеням стекали каскады воды, таким образом инструментальное сопровождение балов гармонично дополнялось музыкой природной стихии.

В России, Петр I в 1718 году издал указ об учреждении ассамблеи (от франц. assemblée -собрание) и этим положил начало развитию танцевальных залов в России, до этого времени танцевальная деятельность проходила как народные гуляния на торговых площадях. По свидетельству современника Петра I А.О. Корниловича [5] бальное пространство было функционально выделено в специализированное помещение для балов, наряду с танцами при Петре I во время танцевальных мероприятий организовывались специальные помещения для игры в шахматы и шашки.

Памятником петровского времени стал «Зал для славных торжествований», осуществленный в летнем саду по проекту архитектора М.Г. Земцова. Большой зал был освещен 52 окнами. В его отделке широко применялись живопись и шпалеры. В простенках между окнами помещались пилястры большого ордера с пышными коринфскими капителями. Изящные гирлянды соединяли их, образуя красивую волнообразную линию, которая проходила вокруг центральной части здания. По нижнему краю крыши шел парапет из балясин, прерываемый ритмично расставленными на пьедесталах вазами характерного для Земцова рисунка.

С обеих сторон к залу примыкало по два небольших одноэтажных помещения. Вход находился в центре. Устроенный «прямо с улицы», он связывал внутреннее пространство «залы» с окружающей средой, благодаря чему «зала» становилась как бы частью значительно большего места проведения торжеств, расположенного под открытым небом. Это было типичной чертой многих сооружений в стиле барокко. Обязательным становится центральный парадный зал, что обусловлено новым укладом жизни высших слоев общества.

В исторический период 1700-1800-x годов появляются общественных залы, в которых проводились танцы, собрания и банкеты. Некоторые из них имели внушительные размеры и использовались только для балов и маскарадов, как, например, знаменитый «Маскарадный зал» в Москве. В планировке дворцов отмечается развитие общественных помещений, отодвинувших на второй план жилье. Обязательным становится парадный -центральный зал. В отличие от дворцовых залов прошлых лет основной функцией этих залов являлись танцы. Дворцовые залы этого периода можно назвать первыми специализированными танцевальными помещениями. Примерами этого периода

являются танцевальный зал Таврического дворца овальной формы, построенного в Петербурге в 1780-х годах и танцевальный зал «Дом Благородного собрания» в Москве.

Таврический дворец - петербургская резиденция князя Григория Потёмкина-Таврического. Возведен он в стиле классицизма в период с 1783 по 1789 годы по проекту архитектора И.Е. Старова. В глубине парадного двора, отделённого от улицы невысокой оградой, спроектирован центральный двухэтажный корпус с шестиколонным портиком. Дворец увенчан плоским куполом на невысоком барабане; гладкие плоскости стен прорезаны высокими окнами и завершены антаблементом строгого рисунка с фризом из триглифов. Главный корпус объединён одноэтажными галереями с боковыми двухэтажными корпусами, ограничивающими широкий парадный двор.

Изысканная скромность и простота фасадов Таврического дворца контрастировали с исключительной роскошью и великолепием внутреннего убранства. Главной функцией колонного зала были танцы. Характерно также, что танцевальные залы либо сообщались с парковыми сооружениями, либо включали дополнительные помещения для иных форм досуга. Само танцевальное пространство было ограничено колоннами. Этот зал считался самым большим бальным залом в Европе. За колоннами стоял орган, и помимо балов здесь организовывались органные вечера.

Начало 1900-х годов стало новым этапом развития «архитектуры танца». Его приметой стало появление новых творческих и клубных форм танцевальной деятельности, строятся кинотеатры, отели, курортные здания, рестораны и др., в которых создавались залы для проведения танцевальных вечеров. Началось строительство многочисленных «Народных театров и Народных домов», включавших целый ряд различных по функциональному назначению помещений, в том числе и танцевальные залы. Становится все меньше частных балов, танцы начинают проводить в помещениях общественных зданий, чаще всего в отелях, ресторанах, в летних павильонах [2].

В начале XX века в СССР начинается развитие массовых учреждений досуга и, в первую очередь, - клубов. Основными функциями крупных залов Дворцов культуры било проведение собраний, митингов, спектаклей и концертов. Танцы, балы и банкеты первоначально исключались. Но в конце 1920-х - начале 1930-х годов преобладающая ранее зрительская театральная часть клубов уступает господствующее положение развивающемуся корпусу клубных помещений. Появляются помещения для выставок, игр, отдыха. Для танцев использовались в основном помещения фойе, а затем в составе клубов появились специальные танцевальные залы. Одним из первых примеров является Дворец культуры Автомобильного московского общества, (в настоящее время - «Завод имени А.И. Лихачева»), далее ЗИЛ, построенный по проекту архитекторов братьев Весниных, в состав которого входила танцевальная комната [11].

Дворец культуры ЗИЛ был построен в 1930-х годах. Согласно принципам конструктивизма сооружение отличается строго логичной объёмно-пространственной композицией. Функциональную часть здания составляли: зрительные залы, лекторий, многочисленные помещения творческих кружков и научных секций, библиотеки, столовой. Стилистика конструктивизма прослеживается и в моде - в основе кроя костюма лежали простейшие геометрические формы. Как мода, так и досуговые, клубные учреждения становится более общедоступными. Танцевальные мероприятия проводились также в фойе Дворца культуры ЗИЛ, в частности в колонном зале. Колонны в этом зале, также как и в Таврическом дворце, являются одним из организующих архитектуру элементов, но в данном случае авторы не используют ордера, базы, капители, «считая их явлением преходящим, т. е. принадлежащим к определенной эпохе, и полагая, что правильных пропорций достаточно, чтобы избежать оголенности колонны...» [13].

Эволюция архитектуры танцевальных пространств, показывает, что танцы как культурное явление тесно связаны с развитием культуры в целом и ее составляющих, в частности -стиля, моды и интерьера. Объемно-планировочное разграничение танцевального

пространства связано с развитием танцевальных искусств, которые являются составной частью общественной и культурной жизни общества. На первых этапах своего возникновения виды танцевальной деятельности (придворные, светские, эстрадные танцы и т.д.) проводятся в универсальных помещениях других объектов (парадные зады дворцов) и в универсальных залах (залы ратуш, общегородские, банкетные залы, многоцелевые залы. С отделением танцевальной деятельности от других видов досуга (увеселений) происходит специализация помещений и зданий для танцев, и пространственное введение их в состав других объектов, и выделение в самостоятельные архитектурные объекты. Таким образом архитектура танцевального пространства тесно связана с развитием танцевальной деятельности. На основании этого анализа в таблице 1 систематизировано развитие архитектуры танцевальных залов путем выделения основных этапов.

Первый этап (1500-1660 гг.) - танцевальная деятельность не выделена как особый вид деятельности, не является целью посещения и не имеет специализированной аудитории. Этому этапу соответствует первичное приобщение к массовой организованной форме досуга и выделение танцевальной деятельности как предпочтительного вида досуга для определенных групп населения.

Второй этап (1660-1900 гг.) - становление танцевальной деятельности в один ряд с другими видами досуговой деятельности (зрелищной, клубной, творческой). На этом этапе происходит разделение специализированной танцевальной деятельности на отдельные виды, а также интеграция с другими видами досуговой деятельности, которые обогащают танцевальный досуг, но не возвращают его к состоянию первого этапа, где не было разделения.

Третий этап (с 1900 гг. по настоящее время) - развитие танцевальной деятельности характеризуется дальнейшей специализацией отдельных видов и появлением творческих и клубных форм танцевальной деятельности.

Смена общественных формаций влечет за собой изменение жизненного уклада, возникновение новых направление в культуре и искусстве. Каждый этап в развитии общества предъявлял определенный социальный заказ, ответом на данный заказ была танцевальная деятельность, оформленная в соответствующих стилях и объемно-планировочных решениях архитектурных объектов.

Литература

1. Нижник М.С., Гарнец А.М. Современные тенденции в проектировании танцевальных залов // Материалы Международной научно-практической конференции в рамках пленарного заседания, посвященного 180-ю земельного образования / Под общей редакцией В.В. Вершинина. - М. : ГУЗ, 2015. - с.97 - 99.

2. Соснова Е. М. Городские танцевальные залы: автореферат дис. канд. архитектуры. -М., 1986. -15-28 с.

3. Боков А. В. Стили и тенденции в современной культуре // Architecture and Modern Information Technologies. - 2015. - №3(32) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.marhi.ru/AMIT/2015/3kvart15/bokov/abstract.php

4. Петров И.П. Сущность искусства танцевать. - М., 1905. - С. 17-20.

5. Коровин В. И. Русские альманахи: Страницы прозы. - М.: Современник, 1989. - С. 15.

6. Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец. - М.: «Искусство», 1987. -С. 50-65.

7. Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме. Отдельное издание. - М.: Феникс, 2004. - С. 25-30.

8. Ромм В.В. Древнегреческая танцевальная культура и проблемы военного воспитания: дис. канд. культурологических наук. - Кемерово, 1999. - С. 70-90.

9. Нижник М.С. Архитектура современных танцевальных залов // Международный научный журнал Инновационная наука. - 2015. - №5. - С.163-165.

10. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mhmg.pl/oddzial/26/dvor-artusa

11. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/kizil2000/post256024615/

12. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://soviet-life.livejournal.com/1984580.html

References

1. Nizhnik M.S., Garnets A.M. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii v ramkakh plenarnogo zasedaniya, posveshenogo 180-yu zemel'nogo obrazovaniya. Sovremennye tendentsii v proyektirovanii tantseval'nykh zalov [Contemporary trends in the design of dance halls]. Moscow, GUZ, 2015, pp.97 - 99.

2. Sosnova E.M. Gorodskie tanzeval'nue zalu. Kand. dis.[Urban dance halls (Cand. Dis)]. Moscow, 1986, pp. 15-28.

3. Bokov A.B. Styles and trends in modern culture. Architecture and Modern Information Technologies. 2015, no. 3(32). Available at: http://www.marhi.ru/eng/AMIT/2015/3kvart15/bokov/abstract.php

4. Petrov I.P. Sushchnost' iskystva tantsevat' [The essence of the art of dance]. Моscow, 1905, pp. 17-20.

5. Korovin V.I. Russkie almonahi: Stranics prozi [Russian almanacs: Pages of prose]. Мoscow, 1989, p. 15.

6. Vasil'yeva-Rozhdestvenskaya M.V. Istoriko-butovoi tanez [Historical and household Dance]. Moscow, 1987, pp. 50-65.

7. Sidorenko V.I. Istoria stuley viskustve [History of styles in art and costume]. Moscow, 2004, pp. 25-30.

8. Romm V.V. Drevnegreheskaya tancevalnaya kultura I problemi voennogo vospitania [Ancient Greek dance culture and problems of military education (Cand. Dis)]. Kemerovo, 1999, pp. 70-90.

9. Nizhnik M.S. Architectura sovremennyh tanczevalnuh zalov [Аrchitecture of modern dance halls. International Journal of Innovation Science]. 2015, no. 5, pp. 163-165.

10. Available at: http://mhmg.pl/oddzial/26/dvor-artusa

11. Available at: http://www.liveinternet.ru/users/kizil2000/post256024615/

12. Available at: http://sovlet-llfe.llveiournal.com/1984580.html

Источники иллюстраций

Рис. 1-4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://melanyia.llveiournal.com/414048.html

Рис. 5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post244684299/

Рис. 6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Cвадебный танец (картина Брейгеля)

Рис. 7. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://ru.wlklpedla.org/wlkl/peterburg/tavrlcheskli-dvorec-foto-1984-goda.html Рис. 8. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wiki-org.ru/wiki/Сады и парк Версаля

Рис. 9. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.balletmuslc.ru/dances 5.htm Рис. 10. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.avangardism.ru/aleksandr-rodchenko-tanets.html

Рис. 11-12. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://classlc.totalarch.com/renessans/ltaly/31

Рис. 13. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Dufour premler proiet pour Versailles.ipg Рис. 14. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://spbstarostl.ru/vldy-na-peterburg/tavricheskii-dvorec-foto-1984-goda.html

Рис. 15. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://famous.totalarch.com/vesnlns

Рис. 16. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://classlc.totalarch.com/renessans/poland/xv

Рис. 17. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://art.blblloclub.ru/plcture 4119б svadebnyiy bal/

Рис. 18. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Dufour premler proiet pour Versailles.ipg

Рис. 19. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bse.scl-llb.com/partlcle010199.html

Рис. 20. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://famous.totalarch.com/vesnlns

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 21-24.- Рисунки автора

Рис. 25. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://vagante.ru/travels/vanderer/2011/polsha2011 04.htm

Рис. 26. [Электронный ресурс]. - http://classlc.totalarch.com/renessans/ltaly/31

Рис. 27. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://putevoidnevnik.ru/evropa/francia/104-

versalskii-dvorec

Рис. 28. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bse.scl-llb.com/partlcle02бб49.html Рис. 29. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://oldmos.ru/old/photo/view/92116

ОБ АВТОРАХ

Нижник Мария Сергеевна

Аспирант, кафедра «Архитектура», Государственный университет по землеустройству,

Москва, Россия

e-mail: [email protected]

Гарнец Анатолий Маркович

Директор по науке ООО «Институт общественных зданий»;

Кандидат архитектуры, профессор, кафедра «Архитектура», Государственный

университет по землеустройству, Москва, Россия;

Почетный архитектор России

e-mail: [email protected]

ABOUT THE AUTHORS

Nizhnik Maria

Postgraduate Student, Chair «Architecture», State University of Land Use Planning, Moscow, Russia

e-mail: [email protected] Garnets Anatoly

Director of Science LLC «Institute of Public Buildings»;

PhD in Architecture, Professor, Chair «Architecture», State University of Land Use Planning,

Moscow, Russia;

Honorary Architect of Russia

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.