Научная статья на тему 'Классические черты в интерьерах дворца усадьбы Алексино'

Классические черты в интерьерах дворца усадьбы Алексино Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
280
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
УСАДЕБНАЯ АРХИТЕКТУРА / ИНТЕРЬЕРЫ / КЛАССИЦИЗМ / АРХИТЕКТУРНОЕ РЕШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Жахова Ирина Геннадьевна, Беляева Ирина Александровна

Усадьба Алексино (Барышниковых), находящаяся в аварийном состоянии, один из немногих сохранившихся архитектурных памятников классического стиля в Смоленской области. Анализ организации интерьерных пространств господского дома усадьбы на основе исследований архитектурного объекта и систематизации архитектурно-исторических материалов выявляет особенности проявления классического стиля. Выполненные описания архитектурных особенностей интерьеров здания могут быть необходимы при проведении реставрационных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классические черты в интерьерах дворца усадьбы Алексино»

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №9/2016 ISSN 2411-717Х_

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Жахова Ирина Геннадьевна

канд.пед.наук, доцент СмолГУ, г.Смоленск, РФ Е-mail: zhahova72@mail.ru Беляева Ирина Александровна доцент СмолГУ, г.Смоленск, РФ E-mail:belyaeva.smol@gmail.com.ru

КЛАССИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ В ИНТЕРЬЕРАХ ДВОРЦА УСАДЬБЫ АЛЕКСИНО

Аннотация

Усадьба Алексино (Барышниковых), находящаяся в аварийном состоянии, один из немногих сохранившихся архитектурных памятников классического стиля в Смоленской области. Анализ организации интерьерных пространств господского дома усадьбы на основе исследований архитектурного объекта и систематизации архитектурно-исторических материалов выявляет особенности проявления классического стиля. Выполненные описания архитектурных особенностей интерьеров здания могут быть необходимы при проведении реставрационных работ.

Ключевые слова

Усадебная архитектура, интерьеры, классицизм, архитектурное решение

Изучение усадебной архитектуры русской провинции по-новому открывает особенности архитектурных стилей. Ярким примером классического стиля в архитектурном наследии Смоленщины является усадьба Алексино, принадлежавшая Барышниковым. В результате исследовательских работ, проведенных сотрудниками и студентами Смоленского государственного университета, были собраны и систематизированы архитектурно-исторические материалы об усадьбе Алексино, выполнены архитектурные обмеры, описания и чертежи отдельных построек усадьбы.

Постройки усадьбы возводились архитекторами, творчество которых относится к различным периодам классицизма в России. Большая часть сооружений — храм Михаила Архангела, хозяйственные постройки — возведена представителем зрелого классицизма Казаковым М.Ф. в конце 18 века. Усадебный дворец, музыкальный павильон выполнены по проекту Д.Жилярди в первой трети 19 века — в период высокого (позднего) классицизма [1,4].

Классицизм стал ведущим стилем в архитектуре со второй половины 18 века, а в первой трети 19 века отмечается его новый расцвет. Целый ряд факторов способствовал этому - достижения инженерной науки и строительной техники, рост промышленности и торговли, развитие национальной культуры.

Архитектуру классицизма отличали глубокая идейность и реализм. Классицизм определяют простота и строгость, монументальность и изящество, гармония и лаконичность. Для архитектуры этого периода характерны четко выраженные формы зданий, симметричность в объемах и планах построек, в композиции целого и деталей. Строгий античный ордер в классическом стиле 18-19 веков получает новое развитие: приобретает гибкость в пропорциях и разработке деталей, но он по-прежнему является средством тектонического и пластического решения фасадов и интерьеров. В структурно-планировочном устройстве усадьбы Алексино, в архитектурном решении господского дома (дворца) Барышниковых, являющимся центром усадебной композиции, выразительно читаются классические черты (решение стен, вход в здание).

Интерьерные пространства построек классического стиля имеют четкую архитектурно-художественную организацию, по цветовому решению они светлые и лаконичные, с преобладанием пастельных тонов и выбеливанием отдельных элементов или деталей .

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №9/2016 ISSN 2411-717Х_

Остановимся на композиционных особенностях внутренних пространств дворцовых построек. Как правило, размер дворца и состав помещений отражали статус владельца. Визитной карточкой классической планировки является анфилада залов, просторных и богато убранных, рассчитанных на многолюдные приемы и балы. В планировочной структуре построек 18-19 веков прослеживается функциональный подход — помещения четко делятся по назначению. «Служебные помещения для дворецких, камердинеров, лакеев, под кладовые отводились в нижнем этаже при второстепенных лестницах. Парадная лестница строилась обычно в три марша и обрабатывалась с большой роскошью. Серия парадных комнат шла анфиладой и включала ряд помещений: кабинеты, гостиные, спальни, боскетные, столовые. Верхний этаж отводился под детские, а также под комнаты для гостей. Кухни были расположены в отдельных флигелях, и только в буфетной при столовой была небольшая печь для подогревания пищи», - такую характеристику дает Вайбурова Р.М. московским усадьбам [5], но изучение загородных усадеб позволяет утверждать, что их владельцы сохраняли привычный стиль городской жизни.

Классические черты прослеживаются в архитектурно-художественной организации пространства дворца Барышниковых. Изучение планировки главного дома, анализ имеющихся исторических данных позволяют утверждать, что помещения дворца четко делятся по назначению на хозяйственную, жилую и парадную части. В средней части здания располагались парадные помещения, на это указывает композиционное решение, пропорции помещений. Композиция внутреннего пространства раскрывается от главного вестибюля и продолжается на просторной парадной лестнице. Величавую торжественность ей придает открытое пространственное решение, охватывающее два этажа.

Судить о планировке, составе и убранстве помещений многих усадебных построек можно лишь по планам усадеб и живописным работам современников. Знакомство с чертежами усадеб начала 19 века позволяет утверждать о сохранении принципа анфиладности в расположении пространственных элементов, как в продольном, так и поперечном направлении. В продольном направлении анфиладу образуют большая гостиная, к которой с двух сторон примыкают угловая гостиная меньшей площади (по некоторым данным музыкальная комната) и парадная спальня. Поперечное направление анфилады определяют парадное крыльцо главного фасада, холл, коридор, холл и крыльцо со стороны садового фасада дома.

По живописным работам художников Н. Подключникова (Гостиная в доме Нащокиных в Москве (усадьба Рай-Семёновское), А.В. Тыранова («Интерьер в дворянском доме»), Ф.Толстого («В комнатах»), К. Зеленцова («В комнатах. Гостиная с колоннами на антресолях») мы можем судить о внутренней организации пространства классического дворца через его пропорции, цветовое решение интерьера, набор и расстановку мебели. Можно утверждать, что часто при анфиладном расположении помещений центральная их часть остается незаполненной обстановкой, в покраске стен используются как пастельные, так и насыщенные цвета, на стенах плотно развешаны картины. Стены украшают росписи и рельефы, заполняющие всю плоскость, или образующие декоративный фриз. Большое распространение получают плафонные росписи в технике гризайль, имитирующие лепнину.

К сожалению, сегодня утрачены многие усадьбы 18-19 веков, а в сохранившихся постройках давно уже нет прежнего убранства и обстановки. Сегодня мы уже не можем восстановить великолепие интерьеров дворца Барышниковых: после революции, как и многие постройки, здание главного дома эксплуатировалось (в начале 20-х годов там был организован музей усадебного быта, позже размещался педагогический техникум, помещения дворца использовали под контору конезавода и детский сад). В настоящее время здание пустует. Объект находится в аварийном состоянии: полностью утрачено оформление интерьеров, отделка оконных и дверных проемов, сильно разрушены печи.

Однако и сегодня мы можем судить о бывшем величии по сохранившимся помещениям дворца. Можем подняться по изящной лестнице с коваными решетками ограждения, любуясь гризайльной росписью на потолке, в холл второго этажа. Это, может быть, так называемая «лакейская», так как здесь гостей встречала прислуга. Входная двухстворчатая филенчатая дверь расположена по длинной стороне небольшого, прямоугольного в плане светлого помещения. Справа стена прорезана дверным проемом, помещенным в нишу, оформленную двухколонным тосканским портиком. Над профилированным раскрепованным архитравом в стене выполнено полукруглое отверстие, обрамленное архивольтом. Его декоративное решение

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №9/2016 ISSN 2411-717Х_

повторяет рисунок архивольта мезонина. Такое архитектурно-пластическое решение проема активно используется Д.Жилярди в проектах построек различного назначения, как при оформлении окон, так и входных и межкомнатных дверей. Дверь ведет в проходное помещение, назначение которого не известно. Оно связывает несколько помещений, в частности, отсюда мы попадаем в танцевальную залу, расположенную в галерее.

Танцевальная зала - светлое хорошо освещенное проходное помещение. По его длинным сторонам выполнено по пять оконных прямоугольных проемов. Откосы окон украшены геометрическим орнаментом в виде слегка выступающих из плоскости рамок. Помещение отапливалось изразцовой печью, установленной на противоположной от входа короткой стороне залы. Несмотря на входившие в моду камины, характерной особенностью, для русского интерьера и очень важным композиционно-декоративным элементом дома, были кафельные или изразцовые печи. Они доминировали в архитектуре жилых и парадных комнат. В это время во многих провинциальных городках существовали мастерские по их изготовлению. В усадьбе Барышниковых печь облицована белыми изразцами производства изразцово-кафельного завода в Смоленске П.А.Будникова. Особого внимания заслуживает верхняя часть печи, состоящая из фриза с изящным растительным орнаментом и карниза в форме гуська с порезкой, поддерживаемого модульонами с рельефом на фасадной поверхности в виде листьев аканта. Фронтальная плоскость печи увенчана картушем с прислонившимися к нему сидящими ангелочками. Медальон на картуше содержит растительный мотив. Боковые плоскости также завершаются декоративными композициями, содержание которых в настоящее время установить сложно.

Доминирующая композиционная роль печи подчеркнута ордером, ее фланкируют колонны без баз с ионическими капителями. Колонны поддерживают балку перекрытия украшенную сдержанным рисунком профилировок. Такие же колонны расположены у стены напротив. Из залы через двери, расположенные по обе стороны от печи, можно попасть в другие помещения северного крыла дома. Таким образом, мы видим характерный классический прием подчеркивания функции помещения, выделения его из общей планировки этажа.

Угловая гостиная - проходная комната, освещенная шестью окнами. Изразцовая печь срезает угол комнаты. Основным украшением являются стенные и плафонная роспись в технике гризайль. Из угловой гостиной дверь ведет в большую гостиную, окна которой обращены к музыкальному павильону. Четыре окна в стене и балконная дверь хорошо освещают помещение, делая его зрительно просторнее. Белые изразцовые печи в углах комнаты оформлены как эдикулы. Тимпан, фриз, карниз и шейка ионической колонны украшены орнаментом.

Из большой гостиной дверь, смещенная к наружной стене, ведет в парадную спальную, освещенную четырьмя окнами. Основным украшением комнаты является двухколонный портик тосканского ордера, расположенный напротив фасадной стены здания. За портиком, поддерживающем балку перекрытия, находится небольшое, слегка зауженное пространство комнаты с разновеликими кессонами в потолке. В тонкой перегородке организовано два выхода в другое помещение, которое вполне могло быть спальной комнатой (в усадебных домах первой половины XIX в. парадная спальная находилась рядом со спальной комнатой хозяйки, замыкала анфиладу, и выполняла назначение женского кабинета, гостиной, приемной, рабочей комнаты хозяйки дома, парадная спальня находилась в составе парадной зоны помещений). В XVIII веке, с одной стороны, ежедневный и совсем неинтересный для современников быт был удален с глаз во внутренние покои, с другой стороны, некоторые его составляющие были выставлены напоказ своей «парадной» стороной и включены в ритуализированное действие, разворачивавшееся в «комнатах великолепия».

Цокольные этажи боковых корпусов дворца Барышниковых предназначались для кладовых, сообщались с первым этажом внутренней лестницей и имели выход на улицу. Во втором этаже северного крыла и галереи располагались жилые покои семьи.

Таким образом, в архитектурно-планировочной композиции, решении стен, использовании декора во дворце усадьбы Барышниковых сохраняются основные классические черты. Планировка дворца подчинена функциональному принципу: первый этаж содержит служебные помещения и комнаты для прислуги, второй

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №9/2016 ISSN 2411-717Х_

занимают владельцы усадьбы, здесь расположены личные комнаты, а также гостиные, столовая, парадная спальня, музыкальный салон, на третьем этаже (на антресолях), по-видимому, располагались детские и комнаты учителей. К сожалению, определить цветовое решение стен интерьеров после многочисленных переделок невозможно, полностью утрачено убранство и обстановка.

С первой четверти 19 века оформление жилых интерьеров существенно отличается от парадных использованием ордера, росписей, скульптуры или ее имитации гризайлью. Парадные комнаты дворца Барышниковых, предназначенные для приемов, отличает более богатое архитектурно-декоративное решение: использование ордера в обрамлении дверных проемов, печей, изразцов с изящным рисунком, плафонных и настенных росписей.

Список использованной литературы

1. Белогорцев И.Д. Памятники архитектуры Смоленской области. - Смоленск, 1956. - 78с.

2. Знаменитые усадьбы Смоленщины. - Смоленск, 2011. -528 с.

3. Пастухова З.И. По Смоленщине. - М.: Искусство, 1985. - 160 с.

4. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область /А.И.Комеч, А.В.Королева, В.И.Плужников (отв.ред.), А.Б.Стерлигов - М.:Наука, 2001 - 646 с. Интернет-ресурсы

5. http://www.dissercat.com

©Жахова И.Г., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.