УДК 72.036
Кулеева Ляйля Муратовна
профессор, кандидат архитектуры
E-mail: [email protected]
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1
Мингазова Алия Ильдаровна
дизайнер -консультант
E-mail: [email protected]
Электроцентр
Адрес организации: 420124, Россия, г. Казань, ул. Чистопольская, д. 16/15 Городские особняки Казани середины XIX-начала XX вв.
Аннотация
Постановка задачи. Целью статьи является проследить становление архитектуры и предметной среды городского особняка, как нового социального, функционально-планировочного и архитектурного объекта, сформированного с учетом традиций быта татарского народа и влиянием европейского стиля.
Результат. Выявлены изменения в городских особняках Казани, коснувшиеся, прежде всего, его функционально-предметного наполнения. Интерьер значительно обогатился за счет проникновения в быт предметов городской мебели и обихода.
Выводы. Значимость полученных результатов для архитектуры состоит в выявлении приемов проектирования городского татарского особняка под влиянием европейского стиля и национальных особенностей татарской архитектуры, которые могут лечь в основу проектирования при реконструкции татарского особняка.
Ключевые слова: городской особняк, городской дом, планировка, стиль.
Введение
В настоящее время в Республике Татарстан наблюдается подъем интереса к историческому прошлому и культурному наследию. Особый интерес вызывает тема формирование городского особняка в Казани середины XIX-начала XX вв. под влиянием европейского стиля и с учетом традиционного татарского уклада. К настоящему времени опубликовано немало трудов, в той или иной мере касающихся описания татарского жилища и татарского городского дома. История татарской культуры, интерьер и архитектура татарского дома представлены в исследованиях Воробьева Н.Н. [1], Воробьева Н.И. [2], Фукса К.Ф. [3] и других.
В рамках данной статьи рассматриваются вопросы традиционной функциональной-планировки татарского дома XVIII в. и функциональной-планировки нового типа «Городской особняк» XIX в. Влияние европейского стиля на формирование городского особняка. Взаимодействие европейского стиля с традиционным татарским укладом.
Формирование городского особняка
Жилая застройка татарских слобод отличалась разнообразием различных форм и типов жилищ. В XVIII-первой половине XIX вв. они характеризовались традиционной планировкой. Традиционный татарский дом складывался веками под влиянием религиозных, эстетических и культурных особенностей населения края. Организация внутренней планировки татарского городского дома обусловлена укладом жизни народа, ремеслами и обычаями. В это время в основном жилом помещении четырехстенника, шестистенников и пятистенных домов воспроизводилась традиционная планировка, которая была характерна для сельских домов (рис. 1). Справа или слева от входа в комнату стояла большая хлебопекарная печь. По линии печи была деревянная перегородка, отделявшая кухонную зону. По стенам ставили несколько сундуков, а в простенках вешали часы и зеркала. На печи лежит металлическая посуда, на стенах висят полотенца, национальная одежда, занавески, шамаил. В углу комнаты обычно стоит
чайный столик (табын) с фарфоровой посудой [4]. Отсутствие передвижной мебели, большое количество текстиля, пол и саке используются для бытовых функций особенность традиционного татарского интерьера (проект дома Чекмарева по улице Карла Маркса 1770-е годы, арх. Кафтырев В.И. рис. 2) [5].
Рис. 2. Дом Чекмарева, арх. Кафтырев В.И.
В конце Х1Х-начале XX вв. в татарском городском доме появляется многокомнатная планировка, что было обусловлено рядом факторов. Во-первых, по мере роста благосостояния городских жителей размеры дома увеличивались, что позволяло менять их пространственную организацию. Многокомнатной планировке было характерно деление внутреннего пространства дома с помощью перегородок и внутренних стен. Во-вторых, такие дома имели несколько комнат различного функционального назначения, вследствие чего они требовали больше предметов обстановки, мебели, оборудования, подавляющая часть которых была промышленного производства [6].
Городской дом был обычно двухэтажным. Нижний этаж - для кладовых и подсобных помещений. Верхний этаж - жилая зона для хозяев дома. Дом состоит из разных комнат и представляет собой анфиладу прихожей, гостиной, кабинета, несколько спальных комнат, рабочий кабинет и детской комнаты. Европейский стиль в первую очередь оказал большее влияние на мужскую часть. В женской части дома медленнее происходили изменения под влиянием европейского стиля.
Интерьер городского дома находился в зависимости от функционально-планировочной структуры дома и от социального положения его владельцев.
Внутренняя часть дома а и декоративное оформление парадных комнат были выполнены под влиянием европейского стиля. Гостиная комната (зал-гостиная) располагалась в фасадной части дома, окна которой выходили на улицу. Комната была обставлена городской европейской мебелью, на стенах висели зеркала и часы, в углу стояла печь-голландка. Национальная специфика в городском доме наблюдалась в религиозных
мусульманских книгах, в предметах текстильного убранства и сундуки, расставленные по стенам дома (проект усадьбы Панаевых по улице Горького 12, конец XIX в рис. 3) [7].
Рис. 3. Усадьба Панаевых, конец XIX в.
Стоит отметить что, несмотря на наличие разнообразной европейской мебели в татарских домах - стульев, столов, диванов, по своему прямому назначению они не использовались. Их присутствие в доме носило формальный характер, было продиктовано необходимостью соответствовать общепринятому стандарту и правилам городского образа жизни. На самом же деле, в повседневной жизни, сохранялись традиционные черты - сидение на полу и использование сундуков вместо мебели.
При схожей планировке с европейскими городскими домами, татарские особняки отличались передвижениями в доме. В каждой из комнат имелись двери по смежным сторонам. Женщины могли выбрать направление движения, так чтобы мужчины в доме не увидели их, так как по религиозным законам дом делился на мужскую и женскую часть.
Интерьер жилых и кухонных помещений, сохранял традиционные черты. На кухне сохранялась традиционная хлебопекарная печь, кустарные или самодельные посудницы. В спальнях и женских покоях вместо кроватей нередко использовались традиционные сэке, а вместо стульев и мебели - сундуки. Комнаты были оформлены предметами традиционного текстильного убранства - полотенцами, занавесками, намазлыками, паласами. Из европейской мебели использовались туалетные столики и зеркала-трюмо.
Зал являлся первой по значимости комнатой из ряда парадной анфилады. Помещение было самым большим по площади в доме. Освещалось окнами со стороны фасада дома и с торца. Значительность зала подчеркивалась наличием высоких двустворчатых дверей, которые в богатых особняках делались резными, украшались арками и пилястрами. Зал использовался для приема гостей, для проведения праздников. В этой комнате не было отопительной печи.
Гостиная находилась в центре особняка рядом с залом. Яркой чертой гостиной было наличие двух одинаковых угловых печей-голландок, которые были симметрично расположены напротив окон. Печи-голландки украшались богатыми изразцовыми плитками. В гостиной обычно размещалось много мебели, поскольку это была комната, в которой гостям можно было расположиться. У стены между печей-голландок ставили небольшой диван, а перед диваном маленький «диванный» столик. По сторонам дивана нередко ставили два кресла. Обязательной принадлежностью гостиной были также большие трюмо-зеркала, поставленные вдоль стен, а также висячие зеркала. На стены кроме того, вешали часы, шамаили, богато вышитые полотенца в рамках.
Следовавшая за гостиной третья комната в парадной анфиладе была или парадной спальней или кабинетом. Парадная спальня не являлась основной спальней хозяев особняка и не использовалась ими. Ее устройство носило формальный характер и осуществлялось в целях следования принятому порядку анфилады парадных комнат.
Кабинет относился к мужской половины дома. Кабинет был выполнен в европейском стиле с строгой мебелью - письменными столами, шкафами, и секретерами со всеми письменными и канцелярскими предметами. Наличие в доме отдельного кабинета свидетельствовало о социальном статусе человека, его образованности. Такие кабинеты встречались в домах татарской интеллигенции и состоятельных купцов.
Женские покои домов-особняков представляли собой совершенно иную картину, нежели парадные комнаты. Обычно комнаты женской половины дома были намного ниже по высоте потолка и меньше парадных комнат. В их отделку и художественное оформление не вкладывали больших средств. Стены не оклеивали обоями, а обычно просто красили, потолки не оформлялись, двери были низкие и одностворчатые. Облик женских покоев имел специфический татаро-мусульманский колорит, отчего современники писали: «Во внутренних покоях преобладает азиатский вкус с его низкими диванами по стенам, на которых сидят татарки, поджав ноги». Обычно, в женских покоях, помимо традиционных предметов обстановки, присутствовали городская мебель, в частности зеркала, маленькие туалетные и чайные столики, комоды. В целом, в оформлении интерьера городского особняка главная роль отводилась предметам традиционного текстильного убранства, а особенно занавескам, полотенцам, коврам, постельным принадлежностям, развешанным на стенах одеждам [8].
Мебель
В городских домах и была разнообразная мебель мануфактурно-промышленного производства. Художественная отделка и качество мебели зависели от социального и имущественного положения владельцев. В домах среднего достатка, использовалась кустарная или мануфактурная мебель из недорогих пород дерева. В домах-особняках мебель была из красного дерева. Большой популярностью пользовалась немецкая, венская мебель. Из европейских стран, а особенно из Франции проник интерес к античности. Поэтому в интерьере используются античные статуи и соответствующий декор.
Самыми распространенными предметами мебели в городском особняке были столы различной формы, резные стулья с мягкими сидениями, диваны и кресла. Очень популярны были буфеты со стеклянными окошками, в которых расставляли дорогую фарфоровую посуду, зеркала-трюмо, комоды (рис. 4). В женских покоях были туалетные и небольшие чайные столики. В рабочих кабинетах стояли книжные шкафы, письменные столы.
Рис. 4. мебель городского особняка Х1Х-начала XX вв.
Значительную роль в построении ансамбля интерьера богатого особняка играли окна и их оформление. Окна были различными по высоте и ширине. Самые большие и высокие окна были в парадных комнатах. В жилых комнатах окна были меньше и ниже по высоте. В парадных комнатах оконные проемы оформлялись темными бархатными портьерами с использованием резных деревянных карнизов. В жилых комнатах женской половины дома на окна вешались обычные белые занавески.
Художественная отделка применялась и в оформлении дверей. Резные дубовые двери, украшенные арками и накладными пилястрами, были весьма характерны для татарских богатых классицистических интерьеров.
Важным элементом интерьера были изразцовые печи, которые обычно располагались по углам в гостиной комнате. Печь была разной формы и по высоте доходила до потолка дома. Обычно облицовывались расписными изразцами в изысканных формах, нередко в виде пилястр и полуколонн.
Популярными элементами оформления интерьера в городском татарском доме являлись зеркала, обрамленные резными деревянными рамками и часы, украшенные резными узорами. Зеркала и часы вешались в простенках между окнами, нередко по несколько штук. У многих состоятельных татар были свои личные портреты, но вешали их в личных покоях. По свидетельству Каюма Насыри картины старались «не вывешивать на стены, не выносить на видные места».
Отделочные материалы
Для интерьера городских домов была характерна художественная отделка и декор внутренних поверхностей (стен, потолков, пола) и элементов интерьера (печи). Способы отделки стен: от покраски стен красками до поклейки обоев. В домах-особняках были популярны сюжетные росписи стен, характерные для интерьеров эпохи классицизма. В богатых татарских особняках были популярны росписи стен парадных лестничных проходов, зала и гостиной пейзажными и натюрмортными изображениями.
В парадных комнатах городских особняков потолки оформлялись с помощью лепнины и декоративной росписи.
Полы в парадных комнатах делались паркетными или красились, а поверх покрывались персидскими коврами.
В цветовом решении проявлялся восточный колорит: яркие пестрые скатерти на столах, яркие ковры, занавесы и др. [9].
С середины XVIII в., когда обойная промышленность стала быстрорастущей областью мануфактурного производства, стены обклеивали бумажными обоями.
Все поверхности городского дома, обклеивали бумажными обоями при этом, расставляя цветовые акценты. В отделке городского особняка использовались отечественные обои, которые были декорированы национальным орнаментом. Декоративный текстиль, который привозили из Китая и Европы, стал одним из главных источником знакомства с культурой, орнаментами интерьера других стран. Местные мастера использовали европейские орнаменты вместе с национальными.
В начале XIX века обои промышленного производства используются меньше. Популярным способом отделки поверхностей дома становится монохромная покраска. В связи с этим появляется новый тип обоев, он отличался по многим критериям. Штукатурка была популярна в отделке, поэтому обои по текстуре стремятся сделать подобными. Стены оклеивали и окрашивали клеевой краской. Многие мастера использовали трафареты для орнаментов. Позже распространённым видом отделки становится ручная роспись по бумаге.
В 1830-х годах большой популярностью пользуются однотонные фабричные обои. Обои считались дорогими, если рисунок на обоях был сложным и мелко детализированным. На бумажных обоях использовалась ручная роспись [10].
К началу ХХ века небольшие изменения повлияли на трансформацию всей организации интерьера татарского городского особняка. Вместе с тем, часть традиционных элементов выстояла и, в сочетании с новыми элементами, придавала неповторимую самобытность татарскому дому.
Заключение
Исследование становления городского особняка под влиянием европейского стиля и формирование предметного насыщения в взаимодействий с традиционным укладом было проведено впервые. В практическом плане, результаты могут быть использованы при реконструкции и проектировании татарского городского особняка.
Список библиографических ссылок
1. Воробьев H. H. Казанские татары (Этнографическое исследование материальной культуры дооктябрьского периода). Казань, 1953. С. 170-266.
2. Воробьев Н. И. Жилища и поселения казанских татар Арского кантона ТАССР. Казань, 1926. С. 4-40.
3. Фукс К. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях: краткая история города Казани. Казань, 1991. 210 с.
4. Айдаров Р. С. Татарская деревянная усадьба в архитектурном пейзаже Казани второй половины XIX-начала ХХ веков // ravilaidarov.ru : интернет-изд. Айдарова Равиля Сайяровича, 2013. URL: http://ravilaidarov.ru/tatarskaya-derevyannaya-usad-ba-v-arhitekturnom-pejzazhe-kazani-vtoroj-poloviny-hih-nachala-hh-vekov/ (дата обращения: 27.03.2018).
5. Дом Чекмарева, 1770-е годы // uag.kzn.ru : ежедн. интернет-изд. 2010. URL: http:// uag.kzn.ru/docs/oop/anlist/194.pdf (дата обращения: 19.03.2018).
6. Айдаров Р. С. Архитектура многоквартирных деревянных домов Казани рубежа XIX-начала XX веков // ravilaidarov.ru : интернет изд. Айдарова Равиля Сайяровича, 2013. URL: http://ravilaidarov.ru/arhitektura-mnogokvartirny-h-derev-yanny-h-domov-kazani-rubezha-h1h-nachala-vekov/ (дата обращения: 27.03.2018).
7. Усадьба Панаевых, XIX в // uag.kzn.ru : ежедн. интернет-изд. 2010. URL: http:// www .uag.kzn.ru/filemanager/i/bf1077e9/79-2.pdf (дата обращения: 19.03.2018).
8. Интерьер парадной половины городского татарского дома традиционной планировки // mirasybyz.ucoz.ru : ежедн. интернет-изд. 2015. URL: http://mirasyby z.ucoz.ru/index/achasyrdagy_kompleks/0-12 (дата обращения: 19.03.2018).
9. Айдаров Р. С. Интерьер татарского казанского дома Х1Х века // Дизайн Ревю. 2005. № 1-2. С. 32-36.
10. Отделка стен в жилых помещениях в первой половины XIX века // museum-tarhany.livejournal.com : ежедн. интернет-изд. 2015. URL: https://museum-tarhany. livejournal.com/2245.html (дата обращения: 19.03.2018).
Kuleeva Lyalla Muratovna
professor, candidate of architecture E-mail: [email protected]
Kazan State University of Architecture and Engineering
The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1 Mingazova Aliya Ildarovna
designer-consultant E-mail: [email protected] Electrocenter
The organization address: 420124, Russia, Kazan, Chistopolskaya st., 16/15
Urban mansions of Kazan in the middle of XIX-beginning of XX centuries Abstract
Problem statement. The aim of the article is to trace the formation of the architecture and the subject environment of the city mansion as a new social, functional, planning and architectural object, formed taking into account the traditions of the Tatar people and the influence of the European style.
Result. Changes in the mansions of the city of Kazan touched, first of all, its functional-subject filling. The interior was greatly enriched at the expense of penetration into the life of the items of urban furniture and appliances.
Conclusions. The significance of the obtained results for the architecture consists in revealing the techniques of designing a city Tatar mansion under the influence of the European
style and the national peculiarities of the Tatar architecture, which can form the basis for designing during the reconstruction of the Tatar mansion. Keywords: city mansion, city house, layout, style.
References
1. Vorobiev H. N. Kazan Tatars (Ethnographic study of the material culture of the pre-October period). Kazan, 1953. P. 170-266.
2. Vorobyov N. I. Dwellings and settlements of the Kazan Tatars of the Arsk canton of the TASSR. Kazan, 1926. P. 4-40.
3. Fuks K. Kazan Tatars in statistical and ethnographic relations: a brief history of the city of Kazan. Kazan, 1991. 210 p.
4. Aidarov R. S. Tatar wooden manor in the architectural landscape of Kazan in the second half of the XlX-early XX centuries // ravilaidarov.ru : daily. internet-edit. Aidarov Ravil Sayarovich, 2013. URL: http://ravilaidarov.ru/tatarskaya-derevyannaya-usad-ba-v-arhitekturnom-pejzazhe-kazani-vtoroj-poloviny-hih-nachala-hh-vekov/ (reference date: 27.03.2018).
5. House Chekmareva, 1770-s // uag.kzn.ru: daily. internet-edit. 2010. URL: http://uag.kz n.ru/ docs/oop/anlist/194.pdf (reference date: 19.03.2018).
6. Aidarov R. S. The architecture of multi-apartment wooden houses in Kazan at the turn of the XIX-early XX centuries // ravilaidarov.ru : daily. internet-edit. Aidarov Ravil Sayarovich, 2013. URL: http://ravilaidarov.ru/arhitektura-mnogokvartirny-h-derev-yan ny-h-domov-kazani-rubezha-h1h-nachala-vekov/ (reference date: 27.03.2018).
7. The Manor of the Panayevs, XIX in // uag.kzn.ru: daily. internet-edit. 2010. URL: http: //www.uag.kzn.ru/filemanager/i bf1077e9/79-2.pdf (reference date: 19.03.2018).
8. Interior of the front half of the urban Tatar house of traditional planning // mirasybyz.ucoz.ru : daily. internet-edit. 2015. URL: http: // mirasybyz.ucoz.ru/index/ac hasyrdagy_kompleks/0-12 (reference date: 19.03.2018).
9. Aydarov R. S. Interior of the Tatar Kazan House of the XIX Century // Design Revue. 2005. № 1-2. P. 32-36.
10. Wall decoration in living areas in the first half of the XIX century // museum-tarhany.livejournal.com : daily. internet-edit. 2015. URL: https://museum-tarhany.livejournal.com/2245.html (reference date: 19.03.2018).