ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
УДК 72.036
Р. С. Айдаров - заслуженный архитектор РТ, доцент
Казанский государственный архитектурно-строительный университет (КазГАСУ)
АРХИТЕКТУРА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДЕРЕВЯННЫХ ДОМОВ КАЗАНИ КОНЦА ХГХ-НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ
АННОТАЦИЯ
В статье изложены результаты исследования деревянной городской профессиональной архитектуры. Источниками исследования явились архивные и натурные материалы. Выявлены объемно-планировочные и конструктивные признаки многоквартирных домов, их размещение в застройке участка, основные приемы внутренней отделки и внешнего декоративного убранства. Рассмотрены некоторые отличия в архитектуре деревянных многоквартирных домов, расположенных в татарских слободах.
R.S. Aydarov - honorable architect of RT, associate professor
Kazan State University of Architecture and Engineering (KSUAE)
ARCHITECTURE OF TIMBER MULTIFAMILY HOUSING OF KAZAN AT THE TURN OF XIX-XX CENTURIES
ABSTRACT
The article summarizes the archival and in situ research of timber multifamily housing of Kazan. The space-and-planning modes and specific features of multifamily houses are revealed; location on the building site, constructive solutions, location of entrances, terraces, balconies, galleries were studied. Interior fretwork decoration methods of houses were showed.
Деревянная архитектура жилых домов Казани второй половины ХІХ-начала ХХ веков - малоизученная страница истории архитектуры Среднего Поволжья. Изучение деревянной архитектуры как массовой жилой застройки важно с точки зрения сохранения преемственности практического опыта застройки кварталов малой и средней этажности, организации внутриквартальных пространств, опыта архитектурнопланировочных и композиционных решений жилой среды с использованием деревянных материалов. Современный зарубежный опыт показывает, что деревянные конструкции идут в ногу со временем и имеют огромные перспективы использования в свете проблем экологии и ресурсосбережения.
В 2000 году в Казани было 770 памятников истории и культуры, в 2005 году - 530, количество их продолжает стремительно сокращаться. До 1990-х годов деревянные жилые и общественные здания Казани поквартально сохранялись в центральной исторической части города (улицы Тельмана, Касаткина, Бехтерева, Козмодемьянская,
Федосеевская, Подлужная, Гоголя, Достоевского, Вишневского, Калинина, Бутлерова, Чехова, Волкова, Шмидта, Свердлова, Тихомирнова, Спартаковская, Тукаевская, К. Насыри и др). Сегодня лишь отдельные фрагменты деревянной застройки остаются в центральной части города и больше на его окраинах. По нашим приблизительным подсчетам, на 2004 год из 200 улиц с исторической
деревянной застройкой второй половины XIX-начала ХХ веков оставалось 52 улицы.
Во второй половине XIX века, несмотря на увеличение объемов кирпичного строительства, дерево оставалось основным строительным материалом. Деревянные жилые дома строились различных типов, размеров, стилей, архитектурнохудожественного оформления. Богатая типология жилых зданий позволяет говорить о неисчерпаемых возможностях этого строительного материала. Городской пейзаж с участием деревянной застройки имел свои характерные признаки в разных ландшафтных условиях Казани.
Дома строились различные по размерам, расположению, достатку и планировке. Они различались по социальной принадлежности: купцы, мещане, духовенство, ремесленники, разночинцы, крестьяне; по архитектурно-градостроительному типу: жилая усадьба, промышленная усадьба, особняк, многоквартирный дом; по достатку: богатые, середняцкие и бедные. Строительство деревянных домов Казани не допускалось без согласования предварительно составленного проекта. Такие проекты, прошедшие согласование в строительной комиссии, учрежденной при Городской управе, хранятся в фондах Государственного национального архива Республики Татарстан и явились источником исследования, наряду с натурным исследованием сохранившихся домов.
В конце XIX века жилая застройка непрерывно уплотнялась, в усадьбах сокращались надворные постройки: каретники, амбары, ледники, конюшни, особенно сады, от которых оставались жалкие остатки деревьев. Вместо них строятся жилые флигели, представляющие собой многоквартирные жилые дома, которые сдаются в аренду. Преобладающим типом усадьбы становится домовладение с компактным размещением построек по двум и трем, или четырем сторонам двора. В исследовании выявлены разновидности многоквартирных деревянных домов: трехквартирные, четырехквартирные, шестиквартирные, восьмиквартирные, десятиквартирные.
В татарских слободах преобладающим типом была усадьба, соединяющая жилую и торговую функции. По итогам обобщения архивных и натурных материалов можно выделить несколько разновидностей деревянных домов, строившихся в Старотатарской и Новотатарской слободах. Это, прежде всего, традиционный двухэтажный деревянный дом на большую зажиточную семью. От сельского он отличался более крупными размерами и усложненной планировкой, большим количеством комнат, их могло быть 10-12 (проект дома Ситдика Мусина по ул. Большой Мещанской,1902 г. (рис. 1), проект дома Мухамеда Яушева по ул. Малой Мещанской, 1902 г. (рис. 2). При незначительном изменении такой дом мог иметь поэтажное деление на две, четыре квартиры. При этом семья хозяина жила наверху, а нижняя часть сдавалась квартирантам.
Другой тип дома - это компактный двухэтажный полукаменный дом на семью среднего достатка. Его планировка отличалась тем, что первый этаж отводился лавке или ремесленной мастерской, второй этаж был жилой и представлял пяти- или шестистенник с 4-5 комнатами. Основное новшество в планировке заключалось в том, что сени выносились из центральной части дома и пристраивались к его длинной стороне (проект дома Шаги Забирова, 1868 г. (рис. 3).
На рубеже Х1Х-ХХ веков наиболее распространенным типом массовой деревянной застройки становится многоквартирный дом. Происходит уплотнение надворных построек за счет развития внутриквартального жилищного строительства. Имеющиеся по периметру участка интервалы заполняются двухэтажными жилыми домами на несколько квартир. Доходные дома частных домовладельцев нередко представляли собой целые комплексы, занимающие жилой функцией все дворовое пространство. Из надворных построек остаются туалеты, дровяные склады, амбар. Распространенной схемой становится постановка двух пристроенных один к другому деревянных жилых домов. Один из них индивидуальный, другой доходный двухэтажный, сдаваемый внаем. Выявлены конструктивные типы домов: четырехстенник,
пятистенник, шестистенник, семистенник, восьмистенник.
Пятистенник представлял собой сруб -четырехстенник с одной внутренней бревенчатой стеной. Дом-шестистенник - срубную структуру с двумя внутренними бревенчатыми стенами. Семи- и восьмистенники образовывались за счет увеличения размеров дома и числа внутренних несущих бревенчатых стен: четыре наружных и три-четыре внутренних.
В исследуемый период появляются новые приемы планировки многоквартирного деревянного дома. Дом-восьмистенник для Мухамет Сабир Ахмадеева во второй (Забулачной) части, в квартале N° 241, стоял по улице Евангелистовская (рис. 4). Конструктивная основа дома представляла новое решение. Три внутренние стены идут в поперечном направлении, образуя четыре квартиры. Еще одна бревенчатая стена пристроена к продольной стороне дома, образуя длинные сени или наружный коридор. Размеры дома -15х20 сажень, с торцов расположены двухкомнатные квартиры. Из передней два входа ведут в две комнаты, объединенные одной печью. Две квартиры по центру дома значительно больше по размерам и имеют по четыре комнаты. Входы в нижние и верхние квартиры изолированы. Большие квартиры имеют в сенях свои отдельные туалеты.
Примером десятиквартирного двухэтажного дома являлся дом И.Е. Дружинина в четвертой (Суконной) части в квартале №138 по улице Набережная Кабана, проект 1901 года (рис. 5). Прямоугольный участок, вытянутый в глубь квартала, выходит на другую улицу -Пески. На участке уже существуют полукаменный дом хозяина и жилой флигель, возможно уже сдаваемый под квартиры. Проектом предусматривается строительство деревянных служб, предназначенных для ремесленного производства, и деревянного дома на 10 квартир. Дом поставлен на красную линию улицы. Вход в дом устроен со двора через длинную галерею. В каждую квартиру второго этажа ведет своя лестница. Восемь торцевых квартир имеют по три комнаты. Две квартиры, расположенные в центральной части, имеют коридор и пять комнат. Планировка многоквартирных домов связана с удобством отопления жилых комнат. Как правило, вокруг одной печи могло быть от двух до четырех комнат, имевших смежные двери. Нередко использовались голландские печи. Часто комнаты были проходными.
Отделка внутренних стен и потолков во второй половине XIX века претерпевает изменения. В состоятельных домах внутренние стены штукатурились, так же, как и потолки, которые украшались розетками. Часто стены покрывают шпалерами - бумажными цветными обоями. Дощатые стены остаются в сенях, кухнях. Облик внутреннего пространства дополняли филенчатые
Рис. 1. Фасад и планы дома Ситдика Мусина. Проект 1902 года
I й I 1 5 ■*. Э
Рис. 2. Фасад и планы дома Мухамеда Яушева. Проект 1902 года
Рис. 3. Генплан, фасад и планы дома Шаги Забирова. Проект 1868 года
Рис. 4. Дом Мухамет Сабир Ахмадеева. Проект 1900 года
Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия 1!/| —
Рис. 5. Дом И.Е. Дружинина. Проект 1901 года
двери, а также модная мебель - венские стулья, буфеты, книжные шкафы, диваны. Для вечернего освещения жилых комнат служили керосиновые лампы. Обязательной принадлежностью были самовары, цветы на окнах. Новшеством была покраска полов, что представляло собой новый уровень комфорта, гигиены и эстетики жилых комнат.
Наружное оформление жилых домов, детали фасадов претерпевали значительные изменения. Они отражали новые технические и эстетические возможности, новую эстетику времени. Снаружи дома обшивались тесом: горизонтально, вертикально или «в елочку». Крыши непременно покрывались железными листами. При обшивке домов тесом появлялась дополнительная возможность для покрытия плоскостей фасада резным декором. На фасадах домов появляются кованые ажурные элементы. Кованым декором украшались печные и водосточные трубы. Входные крыльца устраивались в виде навесов, опиравшихся на железные, художественно проработанные кронштейны. Особенностью зажиточных деревянных домов было устройство террас, балконов, лоджий. Обязательными были наличники, фронтонные окна, нередко - аттиковые стенки.
Стилевое решение деревянных домов включало:
- приемы позднего классицизма (осевые композиции, пилястры, аттики, наличники с глухой резьбой);
- эклектику (ажурный декор, башенки, вазоны и др.);
- модерн (упрощение форм и деталей, подчеркивание конструктивной основы).
Внешнее оформление домов различных слоев общества объединяло повышенное содержание декоративно проработанных плоскостей. В верхней части города оформление фасадов делалось с использованием резного декора. При этом применялись различные виды резьбы: глухая -выемчатая, выпуклая; пропильная (лобзиком на основе трафаретов). Резной декор покрывал основные элементы фасада. Украшались карнизы, фризы, углы домов, фронтоны крыш, причелины (доски, идущие вдоль скатов крыш со стороны фасада), крыльца, балконы, террасы, лоджии, слуховые окна, наличники. Наличники делались разнообразными по форме: пропильная - плоская резьба со створками, без створок, зубчатый, ступенчатый орнамент, городковый орнамент. Мотивы орнамента - солярные, веерные, зооморфные, геометрические и другие.
В татарских домах, в отличие от русских, не было балконов, террас, выходящих на улицу. Характерными традиционными элементами были застекленные переходные галереи по второму этажу. Но на рубеже XIX-ХХ веков их становится меньше. Традиционный забор татарского дома первой половины XIX века состоял из двух частей: нижней (глухой) и верхней (с просветами), посредством устройства балюстрады поверх сплошной тесовой обшивки. Весьма
упрощенные аналоги таких заборов сохранились до наших дней на окраинах Новотатарской слободы по улице Дулат Али: дома №№ 8, 11, 14. В поселке Залесном эта традиция отчасти находит свое продолжение в усадьбах домов №№ 9, 97, только заборы ниже и их оформление попроще. В начале ХХ века заборы татарских домов все чаще проектируются без решетчатого верха (дом Мухамеда Яушева, 1902 г.).
Накладная орнаментация плоскостей методом аппликации характерна для татарской части города. Из тесовых геометрических фигур выкладывался орнамент. Татарские дома, как правило, обшивались дощечками, подобранными в определенном порядке. Появлялись горизонтальные нашивные пояски, сохранялись традиционные наличники в виде полочек на кронштейнах. Декор включал дощечки в виде ромбов, квадратов, кругов, мотивов птицы, растительного орнамента, которые прибивались и полихромно раскрашивались масляными красками. Ими оформлялись наличники окон, ворота, углы домов, заборы. Наружные двери украшались скромной неглубокой выемчатой резьбой. Окна делались разнообразными по величине и по форме: прямоугольные, полукруглые, арочные, стрельчатые. Характерно использование в отдельных случаях цветного стекла.
Высокие крыши покрывались железом, фронтонная ниша, углубленная на 40-50 см, имела стрельчатое, килевидное или полуциркульное завершение. В глубине ниши располагалось трех- или двухстворчатое окно. Оно оформлялось колонками или балюстрадой. Декор в виде сияния набирался из разных по величине и форме заостренных дощечек, раскрашенных в разные цвета - голубой, желтый, зеленый. Такое оформление фронтонных окон, описанное исследователями татарской народной архитектуры, в архивных проектах не встречается.
Можно полагать, что это отголоски народной традиции, которые проникали в профессиональную архитектуру, путем декоративной доработки проекта в ходе строительства дома. К началу ХХ века декор становится сдержаннее, но заглубленные фронтонные ниши и оформление их балясинами до сих пор встречаются в современных татарских усадьбах на окраинах города, например в поселке Залесном. Архитектура многоквартирных деревянных домов явилась первым опытом развития массового жилища в Казани.
Литература
1. Гайнутдинов И.Г. Сельская усадьба казанских татар середины XIX века. //Архитектурное наследство, 1983, №>31. - С. 57-65.
2. Валеев Ф.Х. Орнамент казанских татар. - Казань,1969.
- 201 с.
3. Валеева-Сулейманова Г.Ф., Шагеева Р.Г. Декоративное прикладное искусство казанских татар. - М.: Сов. художник,1990. - 210 с.
4. Айдарова Г.Н. Татарские слободы Казани: архитектурно-градостроительное развитие и методологические аспекты реконструкции. - Казань: КазГАСУ, 1999. - 95 с.
5. Айдаров Р. С. Деревянная застройка казанских улиц второй половины Х1Х-начала XX веков. // Известия КазГАСУ, 2007, №>7 (8). - С. 5-11.
6. Айдаров Р.С. Архитектурно-конструктивные элементы и железная начинка казанского деревянного дома второй половины XIX-начала XX веков. // Сб. научных трудов «Тезисы докладов республиканской научной конференции». - Казань: КазГАСУ, 2008. - С. 3-4.
7. Айдаров Р.С. Интерьер татарского казанского дома XIX века. // Дизайн-ревю, 2005, .№1-2. - С. 32-36.