Анастасия Балтусова, архитектор-реставратор
Строгое благородство стиля
Воссоздание исторических интерьеров в здании Адмиралтейской конторы
АННОТАЦИЯ: в данной статье описывается процесс реставрации памятника архитектуры -здания Адмиралтейской конторы. Авторы подробно изучают историю здания, основные этапы его перестройки и использования в различные периоды. Особое внимание уделяется процессу воссоздания внутренних интерьеров объекта, предлагаются варианты его оформления, а также приводятся примеры оформления других зданий, схожих по стилю и периоду постройки.
КЛюЧЕВыЕ СЛОВА: реставрация объектов культурного наследия, памятник архитектуры, дизайн, реконструкция, история.
SuMMARY ABST^AcT: This article describes the process of restoration of the monument of architecture - Admiralty office building. The authors in details study the history of the building, the main stages of its restructuring and various use periods. Particular attention is paid to the process of reconstruction of the interiors of the object, available design options, as well as examples of design of other buildings, similar in style and period of construction.
Key wORDS: restoration of cultural heritage objects, architectural monument, design, reconstruction, history.
Альбина Хайруллина, директор проектной мастерской, архитектор-реставратор
Мария Чуина, архитектор-реставратор
В первом номере Вестника мы уже публиковали статью, посвященную истории уникального здания Казани - Адмиралтейской конторе («Уникальный архитектурный комплекс в «Жемчужине Казани» Ф. Забирова и А. Хайруллина). В четвертом номере мы вновь обращаемся к этому памятнику уже в контексте восстановления его дворцового интерьера.
Здание Адмиралтейской конторы располагается по красной линии ул. Карла Маркса, в охранной зоне Казанского Кремля. Объект построен в 1774 г. по проекту В.И.Кафтырева.
В результате архивных и библиографических исследований выявлены следующие периоды развития комплекса зданий в квартале, ограниченном улицами Карла Маркса, Япеева, Большая Красная, К.Фукса:
• 1774 - 1835 гг. Адмиралтейская контора
• 1825 - 1837 гг. Здание военных кантонистов
• 1837 и 1865 гг. Приказ общественного призрения
• 1865 - 1917 гг. Земская больница
• 1917 - 1922 гг. Первая Казанская рабочая больница
• 1949 - 1985 гг. Больница №7
• 1985 - 2012 гг. Городской кардиологический диспансер
• с 2012 г. - период реставрации под картинную галерею.
1 ЭТАП - 1774-1835 гг. АДМИРАЛТЕЙСКАЯ КОНТОРА
Казанское Адмиралтейство основано в 1718 году по высочайшему указу Петра I об основании в Казани адмиралтейства, которое расположилось на пашенной земле Зилантова Успенского монастыря на левом берегу реки Казанки у татарского села Бишбалта.
В книге Н.П. Загоскина «Спутник по Казани» указано: «Управление казанским адмиралтейством, во главе которого находился капитан-командор, уже с самого начала было отделено от собственно кора-бельно-строительных учреждений под наименованием «Адмиралтейской конторы», во все времена существования адмиралтейства помещалось близь Казанского монастыря (в разных зданиях, конечно), на месте, ныне принадлежащем земской больнице».
2 ЭТАП - 1825-1837 гг. ЗДАНИЕ ВОЕННЫХ КАНТОНИСТОВ
В 1825 году в Казани создается Комитет, которому было поручено «изыскать способы к помещению в Казани военных кантонистов». В архивном фонде сохранился документ Казанской губернской строительной комиссии от 08.10.1836 г. «О переустройстве здания военных кантонистов под больницу приказа общественного призрения». Возможно, часть здания использовалась как Адмиралтейская контора, а часть - военными кан-
тонистами. Военных кантонистов перевели в Казанский кремль, в здания на территории бывшего Пушечного двора и комплекса мечети Кул-Шариф.
3 ЭТАП - 1837 и 1865 гг. ПРИКАЗ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ
Казанский Приказ общественного призрения был создан в 1815 г. на основании документа, изданного Екатериной II в 1775 г. - «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» - для управления специализированными учреждениями. В Казани Приказ разместился в бывшем здании Адмиралтейства на Покровской улице. В 1844 г. предполагаемыми к постройке отмечены строения, объединяющие три существующих здания в одно, а также пристрой к зданию для сирот-девочек (документы подписаны архитектором А.И. Песке). В 1854 г. на втором этаже здания построена Церковь Пресвятой Богородицы «Неопалимая купина» с выходом во двор больницы. При церкви была часовня, которая выходила на ул. Б. Красная. Между 1848 и 1865 гг. были построены два каменных флигеля (ранее на плане 1842 г. указанные как деревянные строения для дров), небольшой пристрой к корпусу сирот-мальчиков, а также часовня по красной линии ул. Большая Казанская [29]. На генплане уже отсутствовала часть участка по ул. Большая Казанская.
4 ЭТАП - 1865-1917 гг. ГОРОДСКАЯ ЗЕМСКАЯ БОЛЬНИЦА
В 1865 г. на базе больницы Приказа общественного призрения была организована Городская земская больница, преобразованная позднее в губернскую земскую больницу. В 1880 г. к флигелю городской земской больницы, расположенному на углу улиц Большой Казанской и Поперечно-Казанской, по проекту архитектора С.В. Бечко-Друзина возведена двухэтажная пристройка, а также был предложен проект фасада главного здания с венчающим центральную часть картушем с изображением змея Зиланта. На 1899 г. в земской больнице числились: главный корпус, в котором находились церковь, земское хирургическое отделение, госпитальная хирургическая клиника профессора Н.И.Котовщикова, земское терапевтическое отделение, отделение заразных больных, гинекологическое, нервное, глазное и мужское кожно-венерологическое отделения и квартиры для низшего медицинского персонала.
В начале века в главном корпусе больницы переделали парадную лестницу, а также пристроили каменную лестничную клетку к флигелю на углу ул. Большая Казанская (Большая Красная) и Поперечно-Казанская (Япеева).
В 1911 году был предложен проект расширения световой площади окон главного корпуса земской больницы.
5 ЭТАП -1917 - 1922 гг. ПЕРВАЯ КАЗАНСКАЯ РАБОЧАЯ БОЛЬНИЦА
После революции территория была национализирована, в здании была открыта Первая Казанская рабочая больница.
6 ЭТАП - 1922 - 1949 гг.
Есть сведения о том, что с 1928 г. в восточной части здания с дворовыми постройками была размещена Казанская дезинфекционная станция. Во время войны здание скорее всего использовалось как военный госпиталь. Решением исполкома Бауманского райсовета депутатов трудящихся №57 от 14.02.1949 г. «О передаче на баланс отделам райсовета строений специального назначения» строение по ул. К.Маркса, 17 было передано на баланс в безвозмездное и бессрочное пользование Городской больнице №7 города Казани.
7 ЭТАП - 1949 -1985 гг. ГОРОДСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА №7
В советское время за непродолжительный период были снесены и перестроены многие ценные объекты: перестроено детское отделение, снесено «Г»-об-разное здание по ул. Япеева, построены гаражи из силикатного кирпича на месте исторических зданий. На территории бывшего садика для больных и барака появился жилой дом. 25 сентября 1985 г. на заседании исполкома Казгорсовета было принято решение о преобразовании больницы №7 в кардиологический диспансер со стационаром на 120 коек и двумя поликлиническими отделениями.
Казань, ул. К.Маркса, 17 Здание Адмиралтейской конторы
ЧВЯР вестник \еждунАРОднОГО института антиквариата
fMLUp ИСКУССТВ
Илл. 1. Сохранившиеся сводчатые перекрытия на первом этаже
Илл. 3. Анфилада второго этажа
Илл. 2. Галерея первого этажа
8 ЭТАП - 1985 - 2012 гг. ГОРОДСКОЙ КАРДИОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСПАНСЕР
новый профиль медицинского учреждения требовал реконструкции и приспособления помещений. В период с октября 1985 по июль 2004 г. главное здание и часть дворовых построек использовались под нужды кардиологического диспансера. В 1995 г. Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 г. №176 комплекс конторы Адмиралтейства включён в Перечень объектов федерального (общероссийского) значения.
9 ЭТАП - с ИЮЛЯ 2012 г. -РЕСТАВРАЦИЯ ПОД КАРТИННУЮ ГАЛЕРЕЮ
В настоящее время одновременно с передачей из федеральной в республиканскую собственность объектов дезостанции идёт передача земельного участка под зданиями и сооружениями кардиологического диспансера от муниципального образования «город Казань Республики Татарстан» Инвестиционной группе компаний АБС в рамках соглашения о государственно-частном партнёрстве от 16 февраля 2012 г. между мэрией Казани и Инвестиционной группой компаний АБС при поддержке Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова. Несмотря на сложную судьбу памятника, большинство объектов, некогда формировавших единый комплекс, сохранилось. Это не только здания XIX века, но и редкие в нашем городе здания конца XVIII века.
СЕГОДНЯШНЕЕ СОСТОЯНИЕ ЗДАНИЯ
На период 2013 г. Адмиралтейская контора -это двухэтажное здание с мансардным этажом. Так как ранее на этом месте стояли усадьбы XVIII века, существуют особенности в формировании фасада (заложенных окнах и проемах) и в планировке здания, например, выборочная структура расположения подвалов.
Сегодня фасаду Адмиралтейства возвращен его исторический облик. Внутреннее убранство, представлено лишь кирпичными стенами, новыми перекрытиями, сохранившимися историческими лестницами, и все это пока с трудом складывается в единую финальную картину (илл. 1).
На первом этаже проводятся работы по укреплению фундамента и закладке коммуникаций, что усложняет реставрационную работу с этими помещениями, поэтому на данном этапе их следует признать наименее изученными (илл. 2).
На второй этаж ведут две лестницы, расположенные в левом и правом крыле здания, одна из которых в дальнейшем будет играть роль пожарной. Второй этаж впечатляет своей масштабностью. Через все 122 метра здания протянулась анфилада, позволяющая на прострел воспринимать все помещения от начала левого крыла до конца правого (илл. 3).
Даже в состоянии голых кирпичных стен это пространство пробуждает воображение. Хочется скорее вдохнуть в него жизнь, пройти через систему арок, обустроить конференц-залы и поместить в галереях экспозиции (илл. 4,5).
Мансардный этаж, на котором будет размещена экспозиция, представляет собой обширное пространство, состоящее из пяти залов со сквозным проходом. Здесь сохранились исторические деревянные балки и кирпичные колонны, несущие конструкцию кровли. Они предстанут в интерьере в своем первозданном виде, напоминая посетителям о многовековой
Илл. 4. Будущий конференц-зал на втором этаже Илл. 5. Один из залов второго этажа
Нлл. 6. одно из помещений мансарды
истории города и ценности сохранения наследия наших предков (илл. 6).
Если на первых двух этажах высота помещений довольно внушительная, то на мансарде идет борьба за каждый сантиметр. Ведь холодный чердак XIX века должен предстать современным по всем параметрам экспозиционным пространством: местом хранения и экспонирования произведений декоративно-прикладного искусства. Поэтому, безусловно, здесь возникают вопросы технического характера, такие как: организация теплоизоляции в сложных местах стыковки балок, обеспечение максимально низкой стяжки пола, размещение лестниц и лифта и интерьерное решение самих экспозиционных пространств.
КОНЦЕПЦИЯ ДИЗАЙН-ПРОЕКТА
В данный момент проектная мастерская АБС занимается разработкой функционального зонирования пространства здания Адмиралтейской конторы и дизайн-проектом интерьеров: императорских залов, конференц-залов, входных зон и зоны апартаментов. Ведется большая исследовательская работа, изучается опыт выдающихся зодчих прошлого, инновационные технологии по созданию максимально комфортной и удобной среды пребывания человека. Реализуя характерные стилистические приемы объемно-пространственного решения интерьеров того или иного исторического стиля, архитектор одновременно искусно скрывает в богатых декором и деталями стенах ультрасовременную технологическую начинку. Эта сложная скрупулезная работа требует хороших профессиональных навыков и широких знаний. Быть архитектором значит сочетать все это, постоянно совершенствоваться. Творческий процесс довольно капризный, зависит от многих факторов. Идеи редко рождаются с нуля. Зачастую это результат личного опыта, коллективного решения или совета более опытного архитектора.
Пространство первого этажа подразделяется на две основные функциональные зоны: административную зону и зону ресторанного комплекса.
Вход для посетителей ресторана и галереи будет осуществляться со стороны улицы Япеева. Расположенная в холле парадная лестница поведет посетителей Адмиралтейской конторы на второй этаж и мансарду. Вход для посетителей административной части комплекса осуществляется через торцевой фасад по ул. Карла Маркса. Следует также упомянуть, что мастерской была разработана система разделения потоков, согласно которой каждая группа людей сможет попадать лишь в определенные помещения. Это позволит обеспечить максимально комфортное пребывание всех групп посетителей в один и тот же период. Зона ресторанного комплекса организована сочетанием больших банкетных залов и индивидуальных кабинок, предоставляя посетителям как различные по количеству посадочных мест столики, так и возможность камерных встреч. Административная часть комплекса станет местом работы корпорации с ее многочисленными клиентами и деловыми партнерами в области недвижимости.
На втором этаже разместятся конференц-залы, галереи, апартаменты и «императорские залы» - комплекс помещений в левом крыле здания, сообщающиеся между собой анфиладой. Анфилада залов проектируется как своеобразная ось времён Российской империи. Залы, посвящённые правителям России, расположены в хронологическом порядке, что позволяет наглядно проследить формирование крупнейших исторических архитектурных стилей от барокко времен Петра I до историзма в период правления Александра III. Каждый зал уникален. Он не только иллюстрирует наиболее характерные черты стиля, но и отражает личность самого императора, в честь которого он назван. В любой стране, а особенно в России, именно правители всегда были законодателями мод. Всего предусматривается пять залов, посвященных правителям, являвшимся олицетворением определенного стиля. Например: Пе- ИлА 7. ру»дальскии де°рец
уЫр вестник №ждународного института антиквариата
fMLUp ИСКУССТВ
Нал. 8. Золотой зал
Нал. 9. Надоконное украшение
Нлл. 10. Элементы декора
Нлл. 11. Фарфоровый кабинет
тровское барокко, Елизаветинское рококо, классицизм эпохи Екатерины II, ампир Александра I, историзм Александра III.
Мансарда функционально подразделяется на зоны: галереи, лектория и зоны хранения. Идея интерьера разворачивается вокруг сохранившихся исторических кирпичных колонн, несущих конструкцию кровли. Сочетание колонн из кирпича благородного терракотового цвета и светлых сводчатых потолков галереи со встроенной деликатной точечной подсветкой придаст выставочным залам Адмиралтейской конторы неповторимую атмосферу. В состав экспозиции залов войдут как художественные полотна, шпалеры, так и предметы мебели. Часть выставки будет экспонироваться в интерактивном виде.
Сегодня здание Адмиралтейской конторы обретает свое историческое лицо. Без сомнения, оно является одним из ценнейших памятников архитектуры Казани. Его можно сравнить с алмазом, огранкой которого должен стать не только вернувшийся исторический облик фасада, но и достойное его истории, уникальности и красоты внутреннее убранство.
Работая над интерьерами императорских залов, архитекторы анализировали отдельные похожие по стилю залы других дворцов. Но важным вопросом оставалось объединить все здание цельной идеей. Поэтому за аналог был взят Рундальский дворец в Латвии (илл. 7), построенный в стиле барокко и напоминающий здание Адмиралтейской конторы. Для детального изучения интерьеров дворца специалисты проектной мастерской были направлены в ближнее зарубежье.
Строительство дворца было начато в 1735 г. под руководством архитектора русского двора Франческо Бартоломео Растрелли в качестве летней резиденции курляндского герцога Эрнста Иоганна Бирона - фаворита российской императрицы Анны Иоанновны. Отделочные материалы для дворца изготавливали мастера Петербургской императорской строительной
канцелярии и мастера резьбы по дереву. В Вир-цаве работали австрийские гончары. Работа по строительству и отделке шла семимильными шагами. Однако не завершив постройку одного дворца, Э.И. Бирон начинает строительство нового в Елгаве. В связи с этим в 1738 г. объём работ сократился. В Елгаву перевезли часть изготовленных деталей, но всё же работы двигались вперёд, возводили дымоходы и своды помещений, завершили возведение крыши. Лепные украшения были созданы только для парадной лестницы и залов, в остальных помещениях остались гладкие потолки. 1 февраля 1738г. по приказу русской императрицы Анны Иоанновны в Курляндию были направлены все каменщики строительной канцелярии Петербурга.
работы были прекращены после дворцового переворота 1741 г. и ареста герцога Эрнста Иоганна Бирона и его ссылки. Приготовленные отделочные материалы и строительные детали были отправлены в Петербург, также были выломаны уже встроенные детали - двери, панели стен и паркет. В 1762 г. Эрнст Иоганн Бирон был помилован и в январе 1763 г. вернулся в Курляндию.
В 1764 г. придворным архитектором курляндского герцога стал Иоганн Готфрид Зейдель, а в августе на службу вернулся Франческо Бартоломео Растрелли, который получил должность главного интенданта герцогских построек. Илл. 16. Парадная лестница
Интерьеры дворца изменились значительно. За время отсутствия герцога они сильно обветшали и выглядели устаревшими. Неизменными остались лишь сводчатые галереи первого этажа, примыкающие с двух сторон парадные лестницы и Малая галерея на втором этаже. Все остальные парадные помещения второго этажа, а также жилые комнаты приобрели модное декоративное убранство в стиле рококо.
Во второй половине XVIII века все работы были завершены. В тяжелые послевоенные годы в здании расположилось зернохранилище, а бывшая спальня герцога превратилась в школьный спортивный зал... Крыша постоянно протекала, в результате чего исчезали уникальные росписи и лепные элементы. С 1972 г. началась реставрация дворца, в основном на средства меценатов. на сегодняшний день большая часть залов и жилых комнат отреставрирована, возвращены торжественные названия помещений: Золотой зал, Белый зал, Фарфоровый кабинет, Зеркальный кабинет, Голубой салон и пр. Интерьеры этих залов заслуживают отдельного рассмотрения.
Предпроектное исследование, предпринятое для восстановления интерьера Адмиралтейской конторы, включало знакомство с внутренним убранством аналогичных конторе дворцов, и первое, что заинтересовало в Рундальском дворце, была лестница (илл.16). Она напоминала лестницу, некогда существовавшую в здании Адмиралтейской конторы. Такая же парадная, П-образная, она красовалась вплоть до 1911 г. И только в 1911 г. лестница была заменена на металлическую Е-об-разную. Скорее всего, назначение здания (Земская больница) диктовало определенные нормы выбора лестницы. Конечно же, металлическая лестница с металлическими подступенками и перилами в общественном здании намного практичнее деревянной. Однако, возвращая дворцовость интерьерам, хотелось бы вернуть и парадность главной лестнице.
Особенность парадной лестницы рундальско-го дворца в том, что их, во-первых, две, а во-вторых, в том, что они без изменений дошли до нас с времен Ф.Б. Растрелли. Лепная отделка стен и
потолка, деревянная резьба балюстрады являются сегодня уникальным примером раннего расстреллиевского стиля. Сохранились дощатые полы и оригинальные ступеньки, сделанные более 270 лет назад. И только зеркальные окна появились здесь во времена реставрации, став воплощением незавершенной когда-то задумки автора.
Многие художественные приемы оформления парадных залов в стиле рококо были взяты нами из Золотого зала дворца. Золотой зал является самым богатым по убранству (илл. 8), ранее он служил герцогу тронным залом. Пышная золотая лепка (илл. 9-10) на фоне искусственного мрамора, дополненная насыщенной живописью, придает залу особый парадный блеск, отвечающий его назначению. Здесь одновременно ощущается дух Версаля и отзвуки Золотой галереи дворца Шарлоттенбург в Берлине, откуда довольно точно позаимствованы композиционные идеи эмблематических стюковых гирлянд. Аллегории ремесел, наук и искусств можно увидеть в медальонах падуги и гирляндах стен - это Музыка, Поэзия, Архитектура, География, Земледелие, Скотоводство, Рыболовство и Охота.
Из Золотого зала можно попасть в маленькую комнату, так называемый Фарфоровый кабинет (илл. 11). Эта комната будто специально создана в противовес помпезности Золотого зала. Тридцать четыре декоративных консоли служат для выставки ваз дальневосточного фарфора, расписанного в нежной цветовой гамме, относящейся к «розовому семейству» времен императора Цян-луня. Декоративные панно дополнены зеркалами, зрительно раздвигающими границы кабинета.
В плане здания Адмиралтейской конторы также существуют небольшие комнаты, в которых, возможно, появится свой фарфоровый кабинет.
Несмотря на то что в творческой группе архитекторов до сих пор идут споры о том, нужен ли бальный зал в здании Адмиралтейской конторы, поиски аналогов таких залов продолжаются. Одним из ярчайших примеров является Белый зал
Илл. 15. Элемент декора -лепной аист на потолке
Илл. 12. Белый зал
Илл. 13,14. Элементы декора
вестник №ждународного института антиквариата
шшр искусств
Илл. 18. Зал двадцати двух картин. Монплезир
Нлл. 20. Меншиковский дворец. Кабинет с живописью
Нлл. 21. Меншиковский дворец. Спальня
Нлл. 19. Петровское бароко. Стена с камином. Архитектор Балтусова А.А.
Рундальского дворца. Предназначенный для танцев Белый зал ( илл. 12-14) получил свое название еще в XVIII веке, и белый цвет был выбран неслучайно: он как бы подчеркивает настроение жизнерадостности и легкости. Если в Золотом зале посетитель терялся среди позолоты, то Белый зал своим сдержанным цветом оттенял нарядные вечерние туалеты дам и богатые камзолы кавалеров. В этом зале 13 окон и пять зеркальных фальшь-окон, усиливающих эффект световой игры. На первый взгляд, потолок подчинен принципам симметрии, однако, приглядевшись, можно заметить, что ни одна деталь не повторяется. на центральном плафоне потолка разместился аист, кормящий своих птенцов (илл. 15). Гнездо свито из настоящих веточек, покрытых гипсом. Примечательно, что это единственная комната, в которой сохранился паркет более позднего происхождения. наверное, в этом зале много танцевали, и новому собственнику графу Шувалову в 1892 г. пришлось класть новый паркет.
ЗАЛ ПЕТРА I В СТИЛЕ ПЕТРОВСКОЕ БАРОККО
Первым залом из числа императорских выступает зал, посвященный Петру I, решенный в стиле барокко.
Этот стиль ориентировался на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры и ограничивался условными рамками 1697-1730 гг. (время Петра и его непосредственных преемников). Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов.
К числу первых строителей Петербурга принадлежат Ж.-Б. Леблон, Д.
Трезини, А. Шлютер, Дж. М. Фонтана, н. Микетти и Г. Маттарнови. Все они прибыли в Россию по приглашению Петра I, и каждый из них внес в облик сооружаемых зданий традиции своей страны. Курируя осуществление их проектов, традиции европейского барокко усваивали и русские зодчие, как, например, Михаил Земцов.
Характерными чертами интерьеров в стиле петровское барокко считается: наборный паркет, изразцовые печи, резные панно, живописные плафоны, отделка стен деревянными панелями, сукном, холстом с набивным рисунком.
Внутреннее убранство зала продиктовано его планировкой. Довольно большой по размерам зал с пятью окнами, выходящими на улицу Карла Маркса, хорошо освещен и торжественен. Задачу по решению интерьера облегчило то, что помещение симметрично, имеет хорошие пропорции. Практически отсюда ведет свою пространственную ось зальная анфилада. Аналогами выступают несколько залов из разных дворцов. Если рассматривать Дворец Монплезир, то это центральная зала или зал двадцати двух картин (илл. 17-18). Богато декорированная для того времени комната легла в основу для решения стены с камином (илл. 19). Она украшена деревянными филенками с вмонтированными картинами. Основным аналогом для решения остальных стен в стиле петровское барокко стал Меншиковский дворец, а именно кабинет с живописью, передняя и гостиная (илл. 20-22). При работе с аналогами основное затруднение составляет их сочетание между собой. Были вычленены основные черты, характеризующие и обобщающие эти примеры между собой, и интерпретиро-
ваны в одном объеме. Стены, кроме практически полностью деревянной стены с камином, украшены тканью, деревянными панелями, картинами. Потолочный карниз и верхний откос окон подчеркнуты тканевым бордюром в виде флажков. Расстекловка дверных проемов перекликается с имеющейся расстекловкой окон, называемой «шоколадка», что характерно для барокко. Основным цветом был выбран синий, богатый глубокий цвет, подчеркивающий помпезность помещения. Итоговое решение реставратору приходит не сразу. Это результат долгой и тщательной работы, просмотра и отсеивания множества информации, совещаний с коллегами. Но работа в этом направлении весьма увлекательна. Она поглощает, затягивает и требует полной отдачи.
ЗАЛ ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ В СТИЛЕ РОКОКО
Период расцвета стиля рококо в россии пришелся на правление Елизаветы Петровны, но архитектором, поднявшим этот стиль на небывалую высоту, стал Ф.-Б. Растрелли. Итальянец по происхождению, Ф-Б. Растрелли многое сделал для нашей страны в области искусства и строительства. Он не только строил дворцы, но и проектировал интерьеры. Часто по его рисункам изготавливали мебель, например, фигурный столик, сделанный для Елизаветы Петровны, а также предметы для Большого Петергофского, Царскосельского и Зимнего дворцов, причем их стилистическое решение ориентировалось на внутреннее убранство.
Основные черты стиля рококо - динамичные ассиметричные формы. Основная палитра - золотой, белый, а также пастельные оттенки голубого, розового, зеленого и желтого. Изображение орнамента выполнено в виде побегов цветов, часты экзотические китайские мотивы, времена года, элементы стихии, непременно с золотым компонентом. Золото присутствует в гамме рококо всегда, его используют для того, чтобы выделить наиболее важные элементы оформления. Для фонов были характерны пастельные тона: кремовые, беловатые, зеленые, розовые.
Помещение этого зала состоит из двух сообщающихся объемов, разделенных двумя большими арочными проемами, оно симметрично и освещено пятью окнами. Рококо - довольно сложный по своему декоративному решению стиль. Он многогранен и включает множество различных приемов. Помимо примеров интерьеров Зимнего и царскосельского дворцов для решения елизаветинского зала были выбраны аналоги: салон Принца и салон Принцессы в отеле Субиз в Париже (илл.23). Декор этих двух салонов создавал в помещении ощущение легкого «колыхания», что
Нлл.23. отель субиз.Париж. овальный салон Нлл. 24.Будуар-Эрмитаж или салон Принцессы
было решено позаимствовать. Зал также украшают зеркала и ниши, вставки живописи в декоре. Стены цвета слоновой кости служат фоном для красивого богатого узора из позолоченной лепнины, вставок шелковой ткани красного оттенка с растительным орнаментом и зеркал в помпезном обрамлении (илл. 24). Основным сюжетом живописных вставок являются романтические сюжеты, характерные для рококо. Вставки обрамлены лепным узором. Очень насыщенный, богатый, сложный декор, подчеркнутый красными тканевыми вставками, уравновешен однотонным цветом стен (илл. 25). Это воздушное помещение буквально должно дышать благодаря высокому потолку, внушительным аркам и хорошей освещенности.
Нлл.25. Зал Елизаветы Петровны. рококо. Архитектор новиков с.в.
ЗАЛ ЕКАТЕРИНЫ II В СТИЛЕ КЛАССИЦИЗМ
Классицизм как целостная художественная система зарождается в XVII веке во Франции. Основные принципы стиля нашли свое органическое воплощение в архитектуре классицизма. В идеале этот стиль - полная противоположность барокко. Главной чертой классицизма было обращение к формам античного зодчества как к
уЫр вестник №ждународного института антиквариата
шшр искусств
Илл. 27. Зал Екатерины П. Классицизм. Архитектор Чуина М.С.
Илл.26. Большая гостиная Строгановского дворца -классицизм
эталону гармонии, ~ простоты, строгости, логической ясности, монументальности.
Прообразом для создания интерьера зала Екатерины стала большая гостиная Строгановского дворца в Санкт-Петербурге (илл. 26). Сегодня Строгановский дворец дает возможность увидеть художественно оформленные исторические интерьеры, воссозданные по историческим фотографиям из семейного архива Строгановых с тщательно подобранными предметами искусства.
Для интерьера характерны регулярность, строгая симметрия, ясность композиции, четкая соподчиненность частей, спокойный ритм чередования окон, пилястр, колонн. Стены зала членятся на отдельные орнаментально обработанные панно прямоугольных форм, которые затягиваются тканями, создавая ограниченные четкие объемы, подчеркивая геометризм и статичность форм, логичность планировки в целом. Главным элементом декора Екатерининского зала, как и зала Большой гостиной в Строгановском дворце, стал лионский шелк с букетами цветов на кремовом фоне, обрамленный золочеными рамами. В Большой гостиной Строгановского дворца белый шелк использовался как на стенах, так и при обивке мебели и драпировке окон и дверей.
В то же время присутствует пышная декоративная отделка рам, гардин и зеркал «под золото». Потолок формирует гипсовая лепная розетка в античном стиле. В качестве полового покрытия используется паркет из ценных пород
дерева, таких как мербау, яра, камши, тик, ятоба. Соответствующие черты классического стиля интерьера - точность и симметричность, что достигается при помощи картин либо гравюр схожего размера, размещенных на стенках симметрично. Шторы в интерьере классицизма отличаются мягкими линиями, плавными перекидками, а также классическими ламбрекенами. Они придают интерьеру дома, с одной стороны, строгость и монументальность, а с другой - торжественность и теплоту (илл. 27).
Обязательные атрибуты классического интерьера - камины, уютные невысокие кресла, низкие чайные и кофейные столики, картины с классическими античными сюжетами, подставка для цветов в форме литой треноги либо стилизованная под античность массивная напольная ваза.
ЗАЛ АЛЕКСАНДРА I В СТИЛЕ АМПИР
В искусстве европейского классицизма и ампира конца ХУШ-начала XIX в. важное место принадлежит России. В России становление и развитие ампира приходится на начало XIX в. и время правления Александра I (1801-1825 гг.). Победа в Отечественной войне 1812 г., восстановление и застройка Москвы, сооружение величественных архитектурных ансамблей в Петербурге послужили благоприятной почвой для расцвета в России ампира, который весьма существенно стал отличаться от европейского, хотя исходные стилевые элементы русского ампира и роднят его с французским.
Наиболее ярко стиль ампир проявился в архитектуре. Мы не смогли не обратиться к творчеству великих зодчих и их творениям в поисках наиболее характерных черт парадных залов стиля ампир. Михайловский дворец гениального архитектора Карла Росси, автора многих зданий в
стиле ампир, занимавших большую часть центра Петербурга, без сомнения является образцом архитектуры стиля ампир. В своих эскизах архитектор обозначал и продумывал каждую мельчайшую деталь: от рисунка на паркете до расположения и планировки парка (илл.28). Именно с такой же тщательностью и любовью к деталям мы подошли к работе над интерьером зала Александра I.
Одним из ярчайших примеров многообразия и богатства стиля ампир можно назвать Елагин дворец - летний императорский дворец на Елагине острове в Санкт-Петербурге. Особняк не дошел до нас в своем первоначальном виде, поскольку в начале XIX века, в период становления и развития ампира, он был выкуплен Александром I для своей матери императрицы Марии Фёдоровны. Перестроить Елагин дворец было поручено знаменитому зодчему К. Росси.
Во время Великой Отечественной войны дворец был сильно разрушен - один из снарядов, попавший в дымоход, привел к пожару. Сразу же после победы архитектор В. М. Савков начал подготовку дворца к реставрации, собрав вместе уцелевшие куски мрамора и фрагменты лепных украшений и росписи. По этим фрагментам и эскизам впоследствии была восстановлена отделка внутренних помещений Елагина дворца. Сегодня в Елагином дворце также проводятся различные выставки произведений искусства и проходят развлекательные мероприятия в стиле разных эпох -петровской, елизаветинской или екатерининской.
Елагин дворец представляет интерес своим необычным убранством. Стены в большинстве помещений дворца облицованы искусственным мрамором (стюком) и расписаны цветами, орнаментами и сценами из античной мифологии. В одной из комнат был использован стюк чисто-белого цвета, внешне очень похожий на фарфор, из-за чего комната была названа Фарфоровым
кабинетом (илл.29). Именно она и послужила прообразом императорского зала Александра I, как нельзя лучше отражая торжественность и величие стиля.
В интерьере зала ампир стены, как и прежде, членятся на отдельные орнаментально обработанные панно прямоугольных форм, которые декорируются живописными картинами, часто нанесенными прямо на стену или стеновые панели. Стены декорируются также пилястрами и полуколоннами. Карниз, подчеркнутый фризом, украшенным фигурами древнегреческой мифологии, четко отделяет окрашенный в белый цвет и декорированный по углам потолок от стен (илл.30). Потолки, в подражание древнеримским, делаются кессонированными либо расписываются орнаментами в единой композиции с росписями плоскостей стен. нельзя не уделить особое внимание дверям, ведь их оформлением, как правило, занимался сам зодчий. В Елагине дворце особенно восхищали вдовствующую императрицу и ее гостей двери на первом этаже, оформлением которых занимался сам Росси. Каждая из двадцати с лишним дверей является
рис.29.Фарфоровый кабинет. елагин дворец
Нлл.28. Белый зал Михайловского дворца
Нлл.30.Зал Александра I. Ампир. Архитектор Чуина М.с.
уЫр вестник исждународного института антиквариата
шшр искусств
Илл.31. Голубая гостиная особняка Викулы Морозова (Москва) - историзм
Илл. 35. Зал Александра Ш - историзм. Архитектор Новиков C.B.
настоящим произведением искусства: двери облицованы ценными породами дерева с тонкой позолоченной резьбой. А дверь кабинета Александра I на втором этаже была к тому же отделана украшениями из бронзы. Полы также делаются весьма нарядными из наборного паркета разных пород дерева, рисунок которых соответствует античной орнаментике.
ЗАЛ АЛЕКСАНДРА III В СТИЛЕ ИСТОРИЗМ
В 30-е гг. XIX века классицизм с его обязательным ордером и однообразным обликом построек постепенно вытесняется в России более гибким и демократичным стилем - историзмом или эклектикой. Историзм - архитектурный стиль, основанный на смешении элементов ранее доминировавших архитектурных стилей. Главным достижением историзма стал отказ от обязатель-
ности ордерной архитектуры, от «надоевшей классики греков и римлян», что обеспечило огромную творческую свободу как архитекторам, так и заказчикам.
Любой исторический период или стиль могли отныне стать прообразом для будущей постройки, в том числе и классика, но наравне со всеми. В этом и заключалось историческое значение этого стиля и его «революционная» сила. Ордер перестает быть единственным и обязательным инструментом архитектора. Различные художественные (а иногда антихудожественные) вкусы заказчика начинают играть определяющую роль в сложении архитектурного образа здания.
Самым признанным и продуктивным архитектором этого направления был К. Тон. Именно по его проекту был построен храм, имевший столь скандальную и трагическую судьбу - храм Христа Спасителя в Москве (1839-1883).
Множество аналогов легло в основу зала Александра III: «Голубая» гостиная особняка Викулы Елисеевича Морозова, Белый и Красный залы Мариинского дворца (илл. 31-33). Одним из примеров также послужил белый зал Большого Гатчинского дворца (илл. 34) - самый большой парадный зал центрального корпуса.
Основными формирующими элементами интерьера зала историзм, как и в Белом зале Гатчинского дворца, являются: лепка стен и десюдепор-тов, использование мраморных барельефов, ритм арочных оконных проёмов, обобщённая разбивка стен пилястрами и полуколоннами, наборные двери с наличниками розового искусственного мрамора. Стены и простенки зала ритмично расчленены пилястрами коринфского ордена. Для окраски стен и плафона использованы различные
чшшр вестник МЭедуНАРОЯДОГО инстуггута антиквариата
4Чир искусств
оттенки пастельных тонов - фисташковый, бледно-голубой и цвет слоновой кости. Такие цвета превосходно оттеняют живописный гипсовый декор, словно стремящийся вырваться за границы отведенного ему пространства профилированных рам, карнизов, полуовальных тяг, создавая ту особенную выразительность и многообразие, что отличает неповторимую атмосферу зала Александра III (илл.35).
Основой лепных композиций стен и потолка является растительный орнамент. Десюдепорты оформлены изысканными «венками Ринальди» -две перекрещивающиеся ветки лилии с колосьями, перевязанными лентой. Полотнища дверей и паркет набраны по рисункам зодчего с использованием ценных пород дерева.
Нельзя не заметить, что зданию Адмиралтейской конторы присуща некоторая дворцовость -высокие потолки, просторные комнаты, длинная анфилада. Поэтому работа над интерьерами позволяет использовать решения богатой своим разнообразием архитектуры русских дворцов и замков.
Дворцово-парковые ансамбли Петергофа, Павловска, Царского села, Гатчины - бывшие загородные резиденции русских императоров, ныне уникальные дворцы-музеи и парки - принадлежат к блестящим памятникам мировой архитектуры. Великолепное созвездие выдающихся зодчих, скульпторов, живописцев-декораторов, мастеров садово-паркового искусства воплощало замыслы заказчиков.
Убранство дворцовых помещений составляли изысканные предметы искусства, мебель, произведения русских и зарубежных живописцев, коллекции оружия, фарфора, гобеленов.
Основными аналогами в работе по проектированию интерьеров Адмиралтейской конторы являются существующие и дошедшие до нас шедевры своего времени, такие как Рундальский замок, Михайловский дворец, Гатчинский дворец, Елагин дворец, дворец в Павловске, Екатерининский дворец.
Безусловно, в настоящей статье представлена только часть аналогов, интерпретация которых позволит воссоздать исторические интерьеры Адми-
ралтейской конторы. Обусловлено это тем, что мы не хотим раскрывать всех секретов, мы лишь приоткрываем занавес. Самое интересное, как обычно, ждет нас всех впереди.
Список использованной литературы:
1. Ланцманис, И. Рундальский дворец. - 2011.- 64с.
2. Корсун Э., Знаменов В., Саутов И., Мудров Ю. Русские императорские дворцы. -1982.-20 с.
3. Макаров В. К., Петров А. Н. Дворцово-парковый ансамбль Гатчины. - 1990.-55 с.
4. Пилявский В. И. Зодчий Росси. - М.-Л.: ГИАиГ, 1951.-152 с.
Интернет-источники:
1. Стиль ампир, интерьеры. - Режим доступа: http://www.inter-meb.ru/stili/ampir/
2. Елагин дворец. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Елагиндворец
3. Гатчинский дворец. - Режим доступа: http://walkspb.ru
4. Рундальский дворец. - Режим доступа: http://rundale.net
Илл.32. Мариинский дворец в Санкт Петербурге. Белый зал.Александр III - историзм
Илл.33. Мариинский дворец в Санкт-Петербурге. Красный зал. Александр III - историзм Илл.34. Белый зал Гатчинского дворца
ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА / ^
63