Научная статья на тему 'Искусство обоев в стилевом решении интерьера: от текстиля к графике'

Искусство обоев в стилевом решении интерьера: от текстиля к графике Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1371
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
текстиль / тканые обои / бумажные обои / насыпные обои / орнамент / обои акриловые / обои виниловые / обои гобеленовские / обои штофные / ампир / гризайль / Textile / textile wallcovering / paper wallcovering / poured wallcovering / ornament / acryl wallcovering / vinyl wallcovering / tapestry wallcovering / empire / grisaille

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гузель Шакирова, Альбина Хайруллина

Искусствоведческий аспект изучения обоев как основного способа отделки стен позволяет рассматривать их в качестве особого синтеза текстильного искусства, графики и искусства интерьера. Оформление стен всегда играло стилеобразующую роль в формировании образа внутреннего архитектурного пространства. Этапы развития искусства обоев обусловлены эволюцией стилей интерьера, что определяет варианты их использования в реставрации интерьеров исторических объектов Инвестиционной группы компаний ASG.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART OF WALLCOVERING IN STYLISTIC SOLUTION FOR INTERIOR DESIGN: FROM TEXTILE TO GRAPHIC

Art aspect of the research of wallcovering as the main way of wall facing make possible regarding them as a synthesis of textile art, graphic art and interior design. The wallcovering always influenced in the formation of interiors design. Stages of wallcovering art development based on interior styles evolution, which determine options of usage them in interiors restoration of historic objects of the Investment group of companies ASG.

Текст научной работы на тему «Искусство обоев в стилевом решении интерьера: от текстиля к графике»

Гузель Шакирова старший преподаватель кафедры изобразительного искусства и дизайна ИФМК КФУ, член Правления Союза дизайнеров РТ, член Союза дизайнеров РФ

Альбина Хайруллина директор объединенной проектно-реставрационной мастерской

ИСКУССТВО ОБОЕВ В СТИЛЕВОМ РЕШЕНИИ ИНТЕРЬЕРА: ОТ ТЕКСТИЛЯ К ГРАФИКЕ

Аннотация: Искусствоведческий аспект изучения обоев как основного способа отделки стен позволяет рассматривать их в качестве особого синтеза текстильного искусства, графики и искусства интерьера. Оформление стен всегда играло стилеобразующую роль в формировании образа внутреннего архитектурного пространства. Этапы развития искусства обоев обусловлены эволюцией стилей интерьера, что определяет варианты их использования в реставрации интерьеров исторических объектов Инвестиционной группы компаний ASG.

Ключевые слова: текстиль, тканые обои, бумажные обои, насыпные обои, орнамент, обои акриловые, обои виниловые, обои гобеленовские, обои штофные, ампир, гризайль.

Abstract:: Art aspect of the research of wallcovering as the main way of wall facing make possible regarding them as a synthesis of textile art, graphic art and interior design. The wallcovering always influenced in the formation of interiors design. Stages of wallcovering art development based on interior styles evolution, which determine options of usage them in interiors restoration of historic objects of the Investment group of companies ASG.

Keywords: Textile, textile wallcovering, paper wallcovering, poured wallcovering; ornament, acryl wallcovering, vinyl wallcovering; tapestry wallcovering; empire, grisaille

ВВЕДЕНИЕ

Появление интерьера берет свое начало от древних египтян, которые украшали свои скромные жилища шкурами, простой мебелью, тканями, расписными вазами и скульптурами. Фрески, нарисованные ими, являлись началом росписи стен в доме. По большому счету, все эти принципы украшательства жилища на протяжении многих столетий оставались едиными для домов разных сословий и сохранились по сей день. В реставрационной практике нередко возникает необходимость воссоздания исторической отделки интерьеров памятников. Как и вся реставрация в целом, реставрация и воссоздание исторических интерьеров возможны лишь со строгой ссылкой на натурные исследования, иконографические материалы и аналоги. Изучение первоначальной отделки здания в комплексе с другими его элементами служит надежным источником правильной датировки объектов. Зачастую до исследователей, пусть и в весьма плохом состоянии, доходит первоначальная отделка потолка (в основном это профилированные карнизы и потолочные лепные розетки), отделка пола (фрагментарно сохранившиеся паркетные и мозаичные покрытия). В то же время абсолютной загадкой остается материал, ранее использованный на стенах интерьеров исторических зданий - частые капитальные ремонты советского периода, поздние слои штукатурки и краски стирают следы первоначального отделочного материала.

Необходимость данной статьи обусловлена разнообразием возможных истори-

ческих материалов отделки, а также вариантами их использования в реставрации интерьеров на примере нескольких исторических объектов Инвестиционной группы компаний ASG.

ТКАНИ В ИНТЕРЬЕРЕ

Еще в 3 веке до н.э. покои индийских вельмож знатного происхождения были украшены тканями. Драпировки в интерьере как элемент декоративного оформления впервые стали известны в Древней Греции. Это были тканевые полотна, обрамляющие окна и ложе. В первую очередь они выполняли защитную функцию, укрывая от солнца, сквозняков и насекомых, однако определенное внимание уделялось и эстетической стороне. Спустя некоторое время появились красители для ткани и возникли простейшие узоры - это послужило росту популярности украшения из тканей [8].

Но по-настоящему ткани стали неотъемлемой частью интерьера лишь в XI —XII вв. В это время началось остекление окон, для завешивания которых применялись ткани. Для утепления помещений стали использоваться не только солома и шкуры животных, но и декоративные ткани, в частности шпалеры. С течением времени бургундские и фламандские шпалеры приобрели популярность на всей европейской территории, удивляя красотой и изысканностью. Сменялись эпохи, в моду входили разные художественные стили, и ткани получали все большее распространение при декорировании помещений [1].

Ткани окончательно завоевали одно из главных мест в оформлении дворцов примерно в XIV в. Конечно, речь идет не только о гардинах. Стены украшались гобеленами, качество которых было настолько высоко, что искусство их создания могло соперничать с живописью; зачастую они являлись основной ценностью дворца.

Драпировались ткани самыми разными способами, ими затягивали стены, обивали мебель. Широко применялся глазет, известный в настоящее время как парча. В материал были вплетены золотые и серебряные нити, что создавало впечатление невиданного богатства, роскоши.

При оформлении будуаров использовался в основном штоф - полотно со сложным тканым рисунком, как полосатым, так и однотонным. Поскольку рисунок контрастировал с фоном только фактурой, но не цветом, создавалось впечатление переливчатости отделки.

В XIV в. особым спросом пользовался генуэзский бархат с длинным ворсом и яркими красками. Приблизительно в то же время на знаменитой Лионской мануфактуре создали атласную ткань с мелким растительным декором, которая надолго вошла в моду.

Каждая эпоха диктовала свою моду на организацию интерьера и использование материалов отделки. Византийский период можно охарактеризовать использованием тонких струящихся и мягких тканей, а также тяжелых, ворсовых, с богатым орнаментом. Нередки комбинации в одном полотне разных типов волокон: животного и растительного происхождения или минерального и растительного. В период главенствования романского стиля характерно использование разнообразных шерстяных тканей, а также шелка, хлопка и тафты. Полотна имели геометрический рисунок или орнаменты геральдического типа.

Готический стиль в целом характеризуется большой декоративностью интерьеров, и ткани не явились исключением. В них вплетаются золотые нити, распространяется техни-

ка набивных рисунков. Для декора стен применяют шерсть, кожу. В рисунках преобладают звезды, полумесяцы, трилистники. Именно этот стиль впервые ввел понятие гарнитуры - использования сочетающихся тканей для штор, мебели, покрывал. В эпоху Возрождения в моду вошло оформление помещений шелком, кружевом и бархатом. Изображения на бархате периода Возрождения -так называемый «гранатовый узор» -состояли из крупных стилизованных цветочных и растительных мотивов, которые часто напоминали спелые плоды граната, артишоки или цветы чертополоха.

В XVI веке превосходство генуэзского черного бархата признавали даже их венецианские конкуренты. Флоренция была известна своим великолепным бархатом с петлей букле из металлической нити в густом шелковом ворсе (хотя эта техника практиковалась во всех крупных центрах) и высококачественными узорами. В дополнение к крупным стилизованным цветочным мотивам покупатели могли заказать конкретные изображения семейного герба или нечто подобное [8].

Во время господства стиля барокко (яркими представителями этой эпохи были Людовик XIII и Людовик XIV) в интерьере богатых домов царила кричащая роскошь (илл. 1-3). Так же, как и в средневековье, широко распространены обои - тканые ковры без ворса, которыми завешивали стены домов. Во Франции в XVII веке обои стали называть гобеленами в честь братьев, основавших собственное производство таких ковров (илл.4-5). Качество гобеленов в эпоху барокко была настолько высоким, что они конкурировали с живописью. Будуары украшались шторами -плотными полотнами со сложным тканым рисунком. Не только в этом веке, но и позже престижным был бархат. Эта ткань считается наиболее характерной для стиля барокко. Особенно ценился длинноворсо-вый генуэзский бархат с характерным крупным узором. Этой тканью обтягивали стены и мебель. В этот

¡и

Илл. 1-3. Интерьер в стиле барокко

Илл. 4,5. Гобелены

Илл. 6. Интерьер в стиле барокко

Илл. 7. Интерьер в японском стиле

Илл. 8,9. Спальня и столовая в стиле Людовика XV (рококо)

Илл. 10. Интерьер Елагинского дворца

Илл. 11. Мариинский дворец в Санкт-Петербурге. Синяя гостиная

Илл. 12. Будуар Великой Княгини Марии Александровны, Эрмитаж

период в Лионе была изготовлена новая атласная ткань с мелким рисунком растительной тематики. Такая ткань получила довольно широкое распространение при отделке интерьеров барокко (илл.6). Кроме того, до конца XVII века в моду вошла материя, что в Англии называлась japanning, хотя на ней изображались картины не только японской, но и китайской тематики - восточные пейзажи, красочные птицы и цветы (илл. 7). Также наследством этой эпохи можно считать парчу с золотой нитью, дымчатый и рубчатый шелк, атлас, муар и тафту. Основные цвета эпохи барокко - темно-синие, розово-красные и винно-зеленые. Эпоха рококо (илл. 8-9), напротив, славилась сочетаниями желтого, розового, цвета слоновой кости и золота, а также небесно-голубого и цвета сливок. Можно сказать, что основой этого стиля является комбинирование пастельных оттенков и золота. Стены обивались натуральным шелком, в рисунке на ткани преобладает завиток. Драпировки стали искусно декорировать серебряными или золотыми шнурами. Во время главенствования классицизма (илл.10-12) в отделке интерьеров использовали пейзажные ткани в основном красного, желтого, белого, серого и фисташкового цветов. Ткань штор с ламбрекенами обязательно сочетается с тканью чехлов на мебель [5]. Для драпировки применяли различные ткани: шелк, дамаст, жаккард, муар, парчу, бархат, вуаль, кисею. Во времена стиля ампир окна, как правило, драпировали парными занавесями из муслина (илл.13). В моду вошли декоративная отделка, изысканные орнаменты и тяжелая бахрома, стены все также обтягивали тканью. Популярными цветами драпировок стали вишневый, темно-розовый, шафранно-желтый, голубой и розовый [5].

Илл. 13. Спальня в стиле ампир

Илл. 14. Интерьер Екатерининского дворца

Илл. 18. Меншиковский дворец. Покои Д.М.Меншиковой. Передняя.

Илл. 19. Меншиковский дворец. Спальня Д.М.Меншиковой.

Илл. 15-17. Интерьер Летнего дворца Петра I

В 1716 году производство тканых обоев появилось и в России. Под руководством Петра I создается «Российская шпалерная мануфактура». Приглашенные из Франции мастера и художники за шесть лет не только создали в России производство, но и воспитали первых российских специалистов в этой области. После смерти Петра I производство шпалер остановилось, однако Елизавета Петровна восстановила утраченное, повторно пригласив в Россию мастеров-парижан. В первой половине XVШв. в Петербурге в домах аристократов декораторы часто применяли шелковые китайские обои с ручной сюжетной росписью. Панели из таких же обоев украшали стены Летнего, Екатерининского, Меншиков-ского дворцов (илл.14-19). Для служебных помещений в отделке стен использовался холст, пропитанный воском или белилами. В «Описи загородному двору, что на Фонтанке, Артемия Волынского» сообщается, что большая часть комнат обита полотном и выбелена. А зал «...по панели обит обоями вощанкою цветною» [10].

Во второй половине XVIII в. получили широкое распространение штофные обои. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в доме у дяди отделка стен описывается следующим образом: «В гостиной штофные обои» (глава II). У Дмитрия Благово в «Рассказах Бабушки. Из воспоминаний пяти поколений, записанных и собранных ее внуком» есть описание комнаты бабушки: «У бабушки и в доме все было по-старинному, как было в ее молодости, за пятьдесят лет тому назад (то есть в конце XVIII века), где шпалеры штофные, а где и просто по холсту расписанные стены, печи из пестрых изразцов», что свидетельствует об отделке рядового дома конца XVIII века.

В начале XIX в. французский изобретатель Жозеф Мари Жаккард изобрел ткацкий станок (илл. 20-21), который позволял изготавливать ткани с самым сложным рисунком, одинаково привлекательным с лицевой и изнаночной стороны. Позже эти ткани были названы в честь их создателя жаккардовы-

Илл. 20. Ткацкий станок Жозефа Мари Жаккарда

Илл. 21. Жаккардовая ткань

ми. Как ни странно, принцип их производства почти не изменился за два минувших века [4].

На рубеже XVШ—XIX вв. в оформлении интерьера произошли изменения. В Европе появились бумажные обои, которые впоследствии стали вытеснять тканевые. Хотя, нужно сказать, долгое время эскизы обоев имитировали ткань. Матерчатыми оставались портьеры, балдахины, покрывала, скатерти, абажуры.

БУМАЖНЫЕ ОБОИ

С начала своего существования бумажные обои не претендовали на самостоятельный отделочный материал. Они стремились имитировать традиционные, более дорогие виды отделки: кожу, дерево, мрамор. Самой распространенной отделкой была ткань, поэтому большинство рисунков бумажных обоев сделано «под ткань», передает ее фактуру. Часто они максимально приближаются к копируемому материалу: набивному ситцу, тканому рисунку шелка, коврам. Лестницы любили оклеивать обоями «под мрамор», «под лепнину», «под руст» и при этом добивались настолько поразительного сходства, что только при близком и внимательном рассмотрении можно было понять, что на стене бумага [2].

Первое упоминание об использовании бумажных обоев в России относится к 1761 году: «И тот покой, где будет подъемный стул, обить бумажными обоями» (здесь речь идет о помещении с «лифтом» в Зимнем дворце).

В XVII-XVШ вв. в Европе особо популярными были фальшивые шелка — бумажные обои, имитирующие ткани. Англичанин Цанер придумал два способа получения бумажных обоев, поразительно похожих на материю. Первый способ заключался в следующем: на грунтованную поверхность бумаги наносились обрезки шелковых нитей, которые приклеивались к ней, когда грунт высыхал. Таким образом были украшены Лувр и замок кардинала де Ришелье. Второй способ — это ручная печать обоев с помощью выпуклой деревянной формы: ее выступающие части покрывались краской, на них клали лист бумаги и прижимали сверху прессом (илл.22). В 1839г. английский печатник Престон стал изготавливать обои на машине для печати на коленкоре и первым применил цилиндрические валики для нанесения рисунка. Именно машина Престона стала прообразом современных обойных станков. Но даже такие способы не позволяли наладить массовое производство. Следую-

щим крупным шагом на пути совершенствования технологий изготовления бумажных обоев было изобретение ручного способа печати с помощью выпуклых резных деревянных печатных форм — так называемых манер. Выступающие части манеры, отдаленно напоминавшей валик, покрывались краской, после чего манера прижималась к бумаге с помощью пресса, и на бумаге оставалось изображение. Надо сказать, ничего нового в этом методе не было — китайцы использовали его еще X в. У этого метода был и второй вариант: полностью готовое и собранное клише вручную раскрашивалось разными красками, и только потом делался оттиск.

В России бумажные обои появились в первой половине XVII в. Поначалу обои покупались за границей, а в богатых поместьях производились кустарным способом силами крепостных мастеровых. В конце XVIII в. в России возводились сотни особняков и усадеб, требовались новые прогрессивные отделочные материалы. Спрос на бумажные обои сильно вырос. Стало модно использовать бумажные обои в оформлении интерьеров. В Москве бумажные обои были особенно популярны, что было связано с особой московской модой на применение недорогих имитационных материалов в отделке особняков и усадеб. Одним из первых зданий, в интерьере которого обои преобладали, стал Елагин дворец в Петербурге, построенный в 1820-1822 гг. знаменитым зодчим Карлом Росси [4].

В начале XIX в. обои вышли из моды, оставаясь лишь в провинции. Вот как описывает поэт М. Дмитриев дом деда, выглядевший в 1810-х гг. следующим образом: «Дом этот годился в роман старого быта. Зала, гостиная, спальня бабушки, две комнаты моей матушки и теток и кабинет дедушки были обиты грубыми обоями (заметьте, не оклеены по-нынешнему, а обиты гвоздями, отчего и пошло слово «обои»). Обои эти на полтора аршина не доходили до полу; этот остаток, называвшийся панелью, был обтянут толстым холстом и выкрашен на клею, мелом; потолки тоже, окна и двери были также выкрашены... Мебель домашней работы была выкрашена тоже на клею, но белилами, выполирована хвощем и по краям раскрашена цветными полосками» [3]. «Журнал мануфактур и торговли» за 1829 г. советовал своим читателям: «С того времени, как найдено удобнейшим стены внутри домов, даже деревянных, штукатурить, красить и расписывать, бумажные обои мало-помалу стали выходить из употребления, и только в летних

домах, беседках и у людей недостаточных сохранились. Действительно, штукатурка стен во всех отношениях предпочтительнее: чистота и опрятность лучше сохраняется, в доме бывает теплее, меньше опасности от огня, а сверх того она обходится дешевле, даже если стены будут и выкрашены, и расписаны, только без прихоти. Такая перемена вкуса и обычая привела обойные фабрики в стесненное положение: сбыт сего изделия день от дня уменьшается» [6].

Мода на обои вновь возникла в эпоху позднего ампира в 1820—1830-х гг. Промышленное изготовление бумажных обоев в России началось чуть раньше — в 1817г. на Императорской обойной фабрике, возведенной по проекту архитекторов Ю.М. Фель-тена и С.П. Берникова на восточной окраине Ропшинского парка, на берегу Фабричного пруда. В 1822г. фабрика переехала в Царское Село, в здание Фабрики ассигнационных бумаг, построенное по проекту Ч. Камерона вдоль Купальных прудов. Фабрику закрыли только в 1869г. Из подмосковных фабрик популярностью пользовалась Жил-кинская обойная фабрика, хотя качество производимых ею обоев было несколько ниже царскосельских.

Помимо больших мануфактур существовали небольшие мастерские. Одну из них описывает И. С. Тургенев в романе «Первая любовь»: «...Дело происходило летом 1833 года. Я жил в Москве у моих родителей. Они нанимали дачу около Калужской заставы, против Нескучного...

...Дача наша состояла из деревянного барского дома с колоннами и двух низеньких флигельков; во флигеле налево помещалась крохотная фабрика дешевых обоев... Я не раз хаживал туда смотреть, как десяток худых и взъерошенных мальчишек в засаленных халатах и с испитыми лицами то и дело вскакивали на деревянные рычаги, нажимавшие четырехугольные обрубки пресса, и таким образом тяжестью своих тщедушных тел вы-тискивали пестрые узоры обоев» [9].

Основной принцип художественного построения композиции рисунка обоев конца XVIII- нач^Ж вв. состоял в создании активных цветовых пятен, равномерно распределенных по поверхности стены. Главными компонентами служили два контрастных колера-антипода «фон» и «пятно»; этот принцип сохраняется даже в многоцветных композициях.

Весьма распространены контрастные цветосочетания, например, красного с синим или зеленого с различными оттенками красного. Встречаются комбинированные приемы в построении орнаментального рисунка: введение белого цвета как самого светлого и малонасыщенного оттенка градируемого тона.

Орнаменты обоев этого периода можно условно разделить на семь видов:

1) Однотонные обои.

2) Орнамент «вразбежку», когда отдельные элементы расположены на стене в шахматном порядке.

3) Полосатые обои.

4) Орнамент «гротеск».

5) Орнамент «канделябр».

6) Сюжетные обои.

7) Имитация иных отделочных материалов со свойственными им композиционными закономерностями декорирования лицевой поверхности:

а) естественных холодных материалов -мрамора, изразцов керамической плитки и пр.;

б) искусственных отделочных теплых материалов — ткани, кожи, дерева и пр.;

в) объемных лепных архитектурных деталей: карнизов, розеток, пилястр (в технике «гризайль»).

Жесткие и графичные вертикальные полосы с широкими колерными плоскостями получили распространение только в период позднего классицизма. В XVIIIв. полосы создавались либо сочетанием узких полос, имитирующих светотеневую игру рельефной поверхности, либо многократным повторением по вертикали одного активного

Илл. 22. Технология печати обоев XIXв.

Илл. 23. Обои, найденные в усадьбе Васино. Наиболее распространенный вариант рисунка конца XVIII в.

элемента (например, гирлянды), вытянутого в цепочку; полосы могли состоять из узких графических элементов [2].

Наиболее распространенный вариант рисунка конца XVIII в. - сочетание вертикальных полос с растительным орнаментом (илл.23). В особый тип можно выделить орнамент, известный под названием «гротеск», изображавший причудливые переплетения птиц, растений, различных предметов. Этот тип орнамента перекочевал в классицизм из ренессанса, который, в свою очередь, подражал древнеримским образцам.

В конце XVIII в. был распространен орнамент «канделябр», а также тип обоев, имитировавший мрамор.

В первой трети XIX в. поверхности стен в рядовых жилых домах утрачивают орнамент, приобретая монохромный характер, особенно в парадных комнатах. Колеры становятся насыщенными и плотными. На смену голубому колеру в гостиных появляется глубокий, насыщенный темно-синий. Зелень кабинетов и спален доводится до естественного цвета лугов и сочных весенних липовых крон. Потолки большей частью в тон стены, но меньшей насыщенности, разбеленные. В жилых комнатах любили голубые потолки, чаще в сочетании с зелеными стенами. В нарядных гостиных в центре потолка в живописной технике «гризайль» рисовали розетку [2].

Обои второй половины XIX в. интересны многообразием цветовых и стилевых формообразований и сочетаний. Основной, наиболее распространенный тип орнамента - ковровый. Нередки, как и в XVIIIв., случаи заполнения одним раппортом всей ширины обойного листа. Достаточно большой популярностью пользуются полосатые обои.

Обычная ширина обоев равнялась 47 см. Длина рулона была различной - в Петербурге она чаще всего составляла 11-12 аршин.

В 1830г. «Северная пчела» восторженно сообщала, что на обоях «подражание шелковым тканям, сукну, гобеленам столь натурально, что надобен опытный глаз, чтобы не обмануться с первого взгляда. Ничто так не наряжает комнаты, как эти обои, на которых изображены живые цветы с необыкновенным искусством и богатые узоры превосходных очерков. Золото и серебро кажутся шитьем... Эти обои можно наклеить и на каменные стены в городских домах, вместо живописи, и преимущество то, что краски не тускнеют... При всей своей красоте обои отменно дешевы» [7].

Для защиты от влаги и грязи обои лакировали японским растительным лаком. Такие водонепроницаемые обои появились в 1840-х годах. Делались даже несгораемые обои, их пропитывали фосфорно-аммиачной смесью и квасцами еще до нанесения краски. Обои могли служить по 30-40 лет, не тускнели, не выгорали, не осыпались. Естественно, в «барских» квартирах их переклеивали чаще, в зависимости от меняющейся моды. В 50-60-х годах XIX в. возрождается мода на насыпные обои. Они чрезвычайно эффектны, особенно в сочетании с активным рокайлевым рисунком (илл.24-25), однако непрактичны в эксплуатации: насыпная часть, состоящая из суконного порошка, закрепленного на бумаге клеем, боится сырости и моли, впитывает пыль и трудно чистится, в местах частых прикосновений быстро истирается. Поэтому в конце XIXв. такие обои выходят из моды, но по-прежнему популярными остаются бордюры, изготовленные в насыпной технике.

В последней трети XIXв. получили распространение обои, имитирующие деревянную фанерованную поверхность. На бумагу наносился рисунок текстуры дерева той или иной породы (дуба, березы, красного дерева), а затем поверхность ее покрывали лаком. Были и более сложные решения: изображались деревянные профилированные филенчатые панели или замысловатые хитросплетения готической резьбы.

Иногда рисунки обоев имитируют многоцветный «пуантилистский» орнамент мозаики или глянцевую поверхность печных изразцов.

Замечательна вариантность обоев второй половины XIXв. Наделенные одинаковым рисунком, но с разной цветовой трактовкой, эти варианты производят совершенно отличное друг от друга, подчас противоположное, впечатление и применяются в помещениях различного назначения.

В последней четверти XIXв. в изготовлении обоев наблюдается интересный технологический прием. Колер бумаги становится одним из цветовых компонентов рисунка: в бумагу вводится пигмент, окрашивающий ее в тот или иной цвет, чаще всего золотистого оттенка. Нередко применялась технология, известная в производстве набивных тканей, так называемый метод «резерважа»: краской наносился фон, а незакрашенная поверхность составляла рисунок.

В 1830-1840 гг. популярность фабричных орнаментированных обоев возрастает. Сначала их применяют только в прихожих, отделывая остальные помещения привычным способом: оклеивая бумагой и затем окрашивая. К середине XIX в. обои промышленного изготовления применяются уже повсеместно. Поначалу они придерживаются ампирной

Илл. 26. Обои с цветочным бордюром, обнаруженные в усадьбе Васино

цветовой схемы: зал желтых или серых тонов, гостиные — синих, спальни — зеленых. В орнаменте этого времени преобладает ретроспективное подражание мотивам XVIII в.

Наиболее распространенным видом промышленной бумаги для изготовления обоев в XVIII — начале XIXвв. была бумага ручного изготовления. При ее выработке бумажную массу выливали на тонкие металлические решетки, сквозь которые стекала влага. После просушки листы снимали, а на бумаге оставались следы решетки. Если рассматривать такой лист на просвет, на нем без труда можно заметить сетку взаимно перпендикулярных линий, этот тип бумаги носит название «верже». Края отдельных листов такой бумаги обрезали (для равномерности ширины), раскладывали на специальном столе и склеивали в одну ленту. После того как клей просыхал, бумагу грунтовали, лощили или атла-сили. Затем наступала самая ответственная операция в изготовлении обоев: нанесение рисунка. По схеме технологического процесса она приближалась к ситценабивной технике. Для этого употребляли резные доски, которыми рисунок печатали на поверхности бумаги. Количество досок равнялось количеству применяемых колеров.

Промышленные обои перед оклейкой мало чем отличались от современных. Готовые полосы сворачивали в рулоны и отправляли на продажу. Рулоны были определенного размера и веса, удобного для транспортировки и производства работ. Практически ничем не отличался от современного и способ оклейки стен обоями: обойная бумага в XVIII-начале XIXвв. применялась любого качества, но для дорогих обоев стремились использовать хорошие сорта, например, веленевую, предпочтительно французскую. Однако чаше всего брали грубую бумагу, по качеству близкую к современной оберточной. Мягкость обойной бумаги — одно из положительных ее качеств.

В первой половине XIXв. рулонная или, как ее тогда называли, «бесконечная» бумага, изготавливаемая машинным способом, была на стадии изобретения, совершенствования и внедрения. В середине XIXв. она получила широкое применение, и обои теперь печатают на ней.

К середине XIXв. в Петербурге имелось 12 обойных магазинов, в них торговали «по весьма умеренным ценам — обои от 5 до 25 руб. за кусок; бордюры — от 10 до 30 руб. за кусок» [7]. В то время отделка одной комнаты высококачественными фабричными обоями, отечественными или импортными, стоила от 200 до 300 руб.

Илл.27. Усадьба Аигиных. Кабинет первого этажа

Илл.28.Усадьба Аигиных. Кабинет второго этажа

Илл.29. Усадьба Аигиных. Каминный зал второго этажа

Илл.30. Усадьба Аигиных. Парадная спальня первого этажа

Илл.31. Усадьба Аигиных. Каминный зал первого этажа

Илл.31. Усадьба Аигиных. Коридор второго этажа

К концу XIX века уже в 33 магазинах можно было купить обои по следующим ценам за рулон: «бумажные» (негрун-тованные) - по 9 коп., «фунтовые» - по 20 коп., «глянцевитые» - по 25 коп., «тисненые» - по 85 коп.

Предварительный итог начального распространения обоев подвела промышленная выставка в 1849г.: «Усовершенствованы технические порядки и удешевление изделий не только Царскосельской, но и ряда частных фабрик, привели к тому, что обои всех видов широко проникли в быт... В окрестностях Петербурга даже крестьянские избы оклеены ныне обоями, как прежде бывало в городских домах... Вот

отрасль промышленности, вполне заслуживающая своей цели».

Интересен тот факт, что в конце XIX -начале XXвв. обои применяются в качестве материала для отделки полов с последующим покрытием английским лаком [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ввиду особой популярности обоев выпускались специальные книги по домоводству с советами по выбору и оклейке обоев: «коричневая мебель хорошо сочетается с голубыми, синими, зелеными, серыми, а также оранжевыми, бежевыми и светло-коричневыми обоями; светлая, желтая мебель (дуб, ясень, карельская береза) — с бежевыми, коричневыми, оранжевыми, розовыми, желтовато-зеленоватыми, фисташковыми; серая мебель — с зеленоватыми и голубыми; белая — с палевыми, розовыми, зеленоватыми, голубыми, серыми; мебель красного дерева — с синими, голубыми, зелеными, палевыми, золотистыми обоями». Чем больше в комнате находилось предметов убранства, тем «спокойнее» должны быть цвет и рисунок обоев» [7].

Наклеивать обои старались только на сухие стены, иначе они отставали. Но в Петербурге при высокой влажности это не всегда удавалось. Вот как А. Вербицкая описывала в 1899 году комнату, которую снимали за 20 рублей трое студентов в рассказе «Репетитор»: «Комната была в одно окно. Безобразные расплывшиеся пятна сырости покрывали сплошь всю стену. Обои отстали, кое-где были сорваны. Плесень затянула углы на подоконниках» [7].

В XIXв. сложилась система оклейки, используемая до настоящего времени. Штукатурку намазывали горячим жидким раствором клея, наклеивали газеты и по ним при помощи холодного крахмального или мучного клейстеров с добавкой клея наклеивали обои.

Рекомендации заключались в следующем: «оклеивая квартиру из нескольких комнат, обои необходимо подбирать по цвету так, чтобы избежать как однообразия, так и резких контрастов — не сочетать очень темные и очень светлые, очень блеклые и предельно яркие, а также противоположные цвета — такие, как желтый и синий, зеленый и красный. При выборе обоев следует принимать во внимание светостойкость их красок. Голубые и синие обои под действием света быстро выгорают. Надо также помнить, что синие обои в темных помещениях «седеют», приобретают сероватый оттенок» [7].

Рекомендации касались также и схемы оклейки стен: «Оклеивать стены можно от

потолка до пола одинаковыми обоями или обоями двух видов. В последнем случае одними обоями оклеивалось примерно три четверти стены, другими - в виде широкого бордюра - ее верхняя часть» [7]. При таком способе оклейки, пригодном лишь для высоких помещений, для нижней части стены обычно брались сетчатые, полосатые или с мелким рисунком обои, а для бордюра — с крупным цветочным рисунком. Если обои не примыкали к лепному карнизу, то по верхнему краю их наклеивали бордюр. Цвет бордюра должен хорошо сочетаться с цветом обоев. Вместо бумажного бордюра также применяли деревянный багет — узкие полированные, лакированные, покрытые бронзой, гладкие или рельефные рейки.

ОБОИ В ВОССОЗДАВАЕМЫХ ИНТЕРЬЕРАХ

Сегодня, воссоздавая интерьеры минувших эпох, мы зачастую обращаемся не только к внешнему виду, размерам исторических отделочных материалов, но и к технологии их нанесения — ведь в таких тонких вещах, как воссоздание, важна каждая мелочь. Сегодня силами архитекторов и мастеров-реставраторов нашей компании воссозданы и приспособлены к современному использованию интерьеры двух объектов культурного наследия: главного дома усадьбы Аигиных (илл. 27-32) и городского особняка Банарцева. Детально о проекте воссоздания интерьеров дома Банарцева

Илл. 33. Обои фабрики Haute Couture, отобранные для интерьеров усадеб, восстанавливаемых ASG

Илл.34. Иллюстрации из

каталога «Сто страниц декора», издание 1874 г. Париж

Илл.35. Иллюстрации из альбома орнаментов Hessemer, F. M. (Friedrich Maximilian), 1842 г.

мы писали в четвертом номере «Мира искусств» за 2013 год.

Для декорирования стен парадных помещений мы обратились к коллекции сравнительно молодой фабрики (основана в 2008 году) Haute Couture (илл.33), которая уже заставила обратить на себя внимание декораторов, работающих в исторических стилях. Текстура обоев практически имитирует шелковые драпировки. По аналогии с обоями фабрики Rasch Gebr GmbH & KG, эти покрытия состоят из двух слоев - фли-зелиновой основы и продольной вискозной нити, аналогично технологии создания покрытий «фальшивый шелк», популярной в Европе в XVII-XVIII вв. Коллекции собраны из принтов в стиле арабеска и полоски (илл. 34-35), рисунок которой проявляется благодаря различной длине ворса тек-

стильного покрытия. В соответствии с международными стандартами качества обои фабрики защищены от выгорания цвета и пылевого загрязнения, что расширяет возможности применения данных обоев в исторических интерьерах повышенного трафика посетителей (холлы, рекреации, лестничные пространства).

Для главного парадного помещения - каминного зала — были подобраны текстильные обои цвета бордо (аналог — знаменитая акварель «Библиотека» дворца графа П. С. Строганова) (илл.36). Эти обои по технологии создания также являются преемниками исторических обоев «фальшивый шелк», но в них есть одна характерная особенность. Продольные нити этих обоев имеют особую скрутку, имитирующую эффект «шелка-сырца», создавая изысканную неравномерность фактуры поверхности. Нюансный рельеф поверхности создает эффектную игру рисунка при направленном освещении. Кажущаяся аскетичность покрытия преображается при искусственном освещении. Аналогичные обои, но уже кобальтового цвета, были применены в одной из спален главного дома усадьбы Аигиных. Эта же коллекция, но с набивным рисунком, была подобрана для столовой дома Банарцева.

Холл мансарды антресольного этажа задрапирован текстильным покрытием цвета топленого молока в широкую ритмичную полоску — такие обои были популярны в конце XVIIIв. Полосы состояли либо из тонкой гра-фичной сетки, либо стилизовали игру светотени в складках драпировочной ткани. Реже

Илл.36. Акварель «Библиотека». Дворец графа П. С. Строганова

Илл. 37. Текстильные обои фабрики Rasch Gebr GmbH & KG

Илл. 38. Французский кабинет из книги «Интерьеры XVII - XVIII»

Илл. 39-40. Аналоги рисунков обоев жюи-де-туаль: альбом эскизов росписи фарфора Севрской мануфактуры Garnier, Edouard, 1889-1891 гг.

применялся гротеск, пришедшим в классицизм из Ренессанса, который, в свою очередь, подражал древнеримским образцам. Рисунок подобранных нами обоев проявляется благодаря различной длине ворса продольных нитей в структуре материала, что особенно хорошо заметно при искусственном освещении. Такие деликатные обои требуют особых световых приемов для создания дополнительных декоративных эффектов.

Для парадной спальни были подобраны текстильные обои фабрики Rasch Gebr GmbH & KG (илл.37). Именно ей принадлежит торговая марка Rash, основана в Нижней Саксонии в городе Bramsche, является одним из крупнейших производителей обоев в Европе.

В 1897г. на этой фабрике впервые была выпущена партия бумажных обоев, а в 1958г. открылось дочернее предприятие -RASCH Textil, производящее декоративные ткани, текстильные обои, в том числе и покрытия с воспроизведенными историческими принтами.

Коллекцию обоев Royal style можно назвать образцом современных покрытий для исторических интерьеров. Благородная цветовая гамма, гармоничные принты традиционных дамасков и сюжетов жю-и-де-туаль позволяют воссоздать атмосферу интерьера в историческом стиле, обои создают гармоничный ансамбль с историческими предметами обстановки, с антикварным паркетом.

Основой покрытия выбранных нами обоев является флизелин, что обеспечивает дополнительную долговечность покрытия и нивелирует возможные микродефекты стен. Декоративный слой обоев представляет собой шелковистые продольные нити из вискозы, которые создают плотную однородную

декоративную поверхность с шелковистым блеском. Фактура обоев позволяет сделать незаметными линии стыков, благодаря чему декоративное покрытие на стене выглядит как единая драпировка.

Для отделки спальни дома Банарцева мы использовали обои из коллекции Royal style с принтом «жюи-де-туаль». Пасторальные сценки сельской жизни в кобальтовом цвете по молочно-белому фону выполнены с имитацией техники «пикотаж», которая была изобретена в 1760 г. Христоф-Филип-пом Оберкампфом в городе Жюи и получила широкое применение по всей Европе (рис.38-40).

По технологии создания настенное покрытие Royal style фабрики Rasch Gebr GmbH & KG является современным преемником обоев «фальшивый шелк». Техноло-

Илл. 41. Обои Rash Textile Royal, отобранные для каминного зала

Илл. 42-43. Интерьеры XVII — XVIII вв. Remon Georges. Paris, 1907 г.

Илл. 44-45. Вазоны на обоях по стилистике близки рисунку предметов декора в альбоме Robert & James Adam, London, 1778-1812 гг.

гия практически не изменилась: для создания шелковой драпировки для стен на ранее загрунтованную клеевым составом поверхность бумаги наносились шелковые нити. В современном исполнении бумагу заменили на более долговечный флизелин, а нити шелка - на шелковистую вискозу.

При подборе обоев также уделялось внимание соответствию размера рулона историческим аналогам. Обои коллекции Royal style имеют ширину рулона 53 см., что максимально приближено к исторической ширине обоев в XIX в. - 47 см.

Для декорирования интерьеров главного дома усадьбы Аигиных были применены такие же текстильные покрытия, апробированные нами в доме Банарцева. Отдельного внимания заслуживает помещение каминного зала второго этажа. В этой комнате сохранился потолочный декор, который, в свою очередь, продиктовал выбранное нами решение. Мы применили материал уже знакомой нам фабрики Rasch Gebr GmbH & KG

(рис.41). Если говорить о подобранной цветовой гамме, то хочется процитировать альбом «Интерьеры XVII — ЭДШвв.» 1907 года (Remon Georges, Paris) (рис.42-43). Рисунок же был подобран согласно рисункам предметов декора в альбоме Robert & James Adam, London, 17781812гг. (рис.44-45).

В остальных комнатах были также использованы тканевые обои с рисунком Дамаск. Однако не для всех помещений были найдены готовые обои с нужным рисунком - в таких случаях нам пришлось делать спецзаказ для печати на текстильных обоях заданного принта. Все эти детали были подчинены стилистике помещений и антикварной мебели, которая в скором будущем обретет свой новый дом в исторических зданиях.

Сегодня мы продолжаем искать возможность использования аутентичных материалов в воссоздаваемых нами интерьерах согласно аналогам. Помимо тканевых и бумажных обоев наши специалисты используют декоративную штукатурку, имитирующую различные натуральные покрытия. В некоторых случаях приходится выполнять ручную роспись под мрамор или травертин. Не остались без внимания деревянные стеновые и потолочные панели. В скором времени интерьеры, о которых мы писали выше, раскроют свои двери для туристов, и мы надеемся, что даже самый скрупулезный знаток старины сможет почувствовать дух воссозданной нами эпохи.

Список использованной литературы:

1. Бархат в эпоху Ренессанса - достижение техническое и художественное [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.luxemag.ru/fashionhistory/13243.html [проверено 02.03.2015]

2. Бумажные обои в жилых домах Москвы XVIII-XIX веков /И. А. Киселев.- М. : Об-ние «Росреставрация» , 1988 - 63 с.

3. Дмитриев, М. А. Главы из воспоминаний моей жизни. - М.: Новое литературное обозрение, 1998.-752с.

4. Из истории обоев [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://shtori.su/experience/publications/iz_istorii_ oboev/[проверено 02.03.2015]

5. История драпировки [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://bookitut.ru/Oboi-drapirovki-1.49.html [проверено 02.03.2015]

6. Махлина, С. Т. Обои в жилом интерьере // Вестник СПбГУКИ.-2012.- № 1.-С.126-129.

7. Производство и продажа обоев в России 18-19 века [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://statehistory. ru/2184/Proizvodstvo-i-prodazha-oboev-v-Rossii-18-19-veka/ /[проверено 02.03.2015]

8. Ткани: история, виды, формы, факты [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.sharyc.ru/fabrics/ [проверено 1.03.2015]

9. Тургенев, И.С. Первая любовь.-М.:Азбука,2011.-400с.

10. Юхнёва, Е. Петербургские доходные дома: Очерки из истории быта [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://statehistory.ru/books/YUkhnyeva-E-D-_Peterburgskie-dokhodnye-doma--Ocherki-iz-istorii-byta--/19/[прове-рено 02.03.2015]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.