Научная статья на тему 'Анализ архитектуры деревянного зодчества Астрахани'

Анализ архитектуры деревянного зодчества Астрахани Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
541
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО / WOODEN ARCHITECTURE / ПАМЯТНИК / MONUMENT / КУЛЬТУРА / CULTURE / СЕМАНТИКА / SEMANTICS / МУЗЕЙ / MUSEUM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цитман Татьяна Оретосовна, Реснянская Виктория Витальевна

В статье рассмотрены исторические здания, их особенный архитектурный рисунок, раскрывающий специфику деревянной застройки исторической части города Астрахани.The article considers historical buildings, their special architectural pattern revealing the specifics of the wooden building of the historical part of the city of Astrakhan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ архитектуры деревянного зодчества Астрахани»

СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ

УДК 72.03

АНАЛИЗ АРХИТЕКТУРЫ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА АСТРАХАНИ Т. О. Цитман, В. В. Реснянская

Астраханский государственный архитектурно-строительный университет

В статье рассмотрены исторические здания, их особенный архитектурный рисунок, раскрывающий специфику деревянной застройки исторической части города Астрахани. Ключевые слова: деревянное зодчество, памятник, культура, семантика, музей.

THE ANALYSIS OF WOODEN ARCHITECTURE OF ASTRAKHAN T. O. Tsitman, V. V. Resnyanskaya

Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering

The article considers historical buildings, their special architectural pattern revealing the specifics of the wooden building of the historical part of the city of Astrakhan. Keywords: wooden architecture, monument, culture, semantics, museum.

Народное зодчество - это один из самых крепких корней, привязывающих человека к родной земле с ее древней памятью. Старые деревянные здания, которые хранят вековые традиции, их конструкции и украшения, имеющие неразрывную связь с ландшафтом, наполняющие его живым ощущением единения человека с окружающим миром, - замечательный источник, в котором достоверные сведения о прошлом предстают наяву.

История города и его облик являют собой неразрывное целое, и в современной Астрахани легко угадываются очертания прошлых времен. Сохранившиеся исторические здания, особый архитектурный рисунок города позволяют назвать его музеем под открытым небом. Во многом своим очарованием Астрахань обязана колоритности деревянных строений, благодаря им она приобрела индивидуальный, характерный только для нее стиль. В центральной части города сохранилось много памятников деревянной архитектуры. Именно деревянное зодчество представляет наибольший интерес для русских и иностранных туристов, посещающих Астрахань.

В Астрахани в конце XVIII в. возросли объемы строительства, усложнилась типология построек, в том числе из дерева. Следует отметить, что несмотря на дефицит сырьевой базы деревянное зодчество активно вошло в архитектуру города, хотя основным материалом архитектора уже являлись камень и кирпич. Река служила основной артерией для торговых путей, благодаря которой мог поставляться лес. Еще одной особенностью развития деревянного зодчества было заимство-

вание архитектурных элементов каменных зданий и использование пропорций ордерной системы. В XVШ-XIX вв. сформировались основные архитектурные элементы зданий, характерные для астраханского деревянного зодчества [1, с. 65-66].

В основном возводились общественные и жилые здания, культовые, торговые и складские постройки и малые архитектурные формы. Одну из самых многочисленных групп деревянного зодчества Астрахани составляли деревянные жилые дома. Они строились по проектам как известных архитекторов, так и анонимных зодчих. В основном все здания одноэтажные и двухэтажные, «крестьянского» типа: клети, пятистенки, крестовики, как и в других русских городах, но дома в Астрахани не строили из бревен, а пилили бревна на толстые широкие доски. Из этих некрашеных длинных досок и складывали сруб, связывая доски венцами точно так же, как бревна. Поэтому углы астраханских домов выглядит довольно необычно.

В процессе развития, расширения города и усложнения его структуры типология построек изменилась. Наиболее яркие примеры зданий приведены в таблице 1.

Один и з выдающихся памятников деревянного зодчества в Астрахани - дом Тетюшинова (рис. 1). Это уникальный образец деревянной архитектуры, а возможно, лучший представитель русского стиля в деревянном зодчестве XIX в. Построен дом около 1872 г. Существует версия, что создал его архитектор Коринфский для своей дочери, но в перечне памятников он именуется как дом купца Тетюшинова.

Таблица 1

Классификация деревянных зданий и его элементов

Тип

Период

Архитектурный объем

Фасад

Фронтон

Архитектурные детали

Наличник

Цоколь

Ордер/ Пилястра

Фотофиксация

XIX в.

Памятник архитектуры (ул. Бабушкина, 14)

мо д й

д

о а.

£

н д О

XX в.

Памятник архитектуры (ул. Казанская, 92)

XIX в.

Городская усадьба (ул. Калинина, 36а)

Загородный жилой дом

роооарос^юс

1ппгуЛУА-Г|

ТгТТР^^О

1860 г.

£

1832 г.

3

а

£

1962 г.

Храм Святого Архангела Михаила (с. Владимировка)

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (с. Ивановка)

Храм архистратига Божия Михаила (с. Ушаковка)

Бревенчатый дом с большой террасой и светелкой в плане представляет собой прямоугольник. Выполнен в русском стиле с использованием форм, присущих традиционной русской архитектуре, и богатой резьбы по дереву, придающей дому сказочный вид. На главном фасаде по три окна на каждом этаже, декор состоит из карнизов, наличников, различных деталей кровли, большой террасы. Окна, обрамленные богатыми резными наличниками, имеют солярные знаки, на втором этаже располагаются деревянные

узорчатые пилястры, а окна завершаются резным треугольным фронтоном с «полотенцами». Оформление террасы представлено многообразными порезками, фигурными столбами и элементами ограждения. Колонны первого этажа более мощные, придают монументальность зданию, второго - отличаются стройностью и легкостью форм, усиливают эффект воздушности, особенно в завершении. Богатые резные деревянные «полотенца» спускаются вниз от причелин, украшенных резьбой [2, с. 374-377].

Рис. 1. Дом Тетюшинова

Деревянный комплекс летнего театра был построен в 1899 г. купцом 2-й гильдии Константином Александровичем Поляковичем. Проектировал ансамбль летнего театра губернский архитектор П. В. Шкателов. Для работы на объекте приглашались лучшие мастера-резчики, а само дерево было приобретено в Нижегородской губернии.

Это был огромный деревянный комплекс, в котором находились: непосредственно театр (рис. 2), два вокзала (рис. 3), летний клуб, откры-

тая эстрада, бассейн с небольшими фонтанчиками, резные деревянные ворота с остроконечной кровлей и затейливым шпилем (рис. 4).

Театр, который строился первым, был рассчитан на 1200 мест и имел прекрасную акустику. Диагональный разбег крутых лесенок, остроконечные шпили над многоэтажными башенками по углам фасада, ажурная галерея по всему периметру, искусная деревянная резьба - все делало это здание похожим на сказочный терем из русских былин.

Рис. 2. Летний театр

Инженерно-строительный вестник Прикаспия

Рис. 3. Вокзал в саду «Аркадия»

Триумфальная арка (рис. 5), построенная к приезду царя Александра II в 1871 г., была расположена у входа на пассажирскую пристань общества «Кавказ и Меркурий». Отец А. М. Горького Максим Савватиевич Пешков принимал активное участие в строительстве арки. Ажурная накладная резьба сооружения символизировала богатства края. Один из краеведов прошлого

Рис. 4. Главный вход в сад

Павел Юдин писал: «В основании арки лежали груды соли из астраханских озер, колонны были увиты гроздьями винограда на зеленых лозах, а весь фасад ворот живописно драпировали модели различных судов с новейшими принадлежностями рыболовства, покрытые золотыми сетями с мелькавшими в ячеях серебряными рыбами» [2, с. 89].

Рис. 5. Триумфальная арка

Благодаря изящной ажурной резьбе и украшениям окон и фронтонов Астрахань приобрела индивидуальный стиль, который имеет и свое символистическое значение: резные элементы выполняют охранительную функцию или магическими приемами призывают процветание дома, а также являются посылом в будущее для выявления событий прошлого. В оформлении астраханских деревянных домов традиционно использовались доски с «глухой» или «корабельной» резьбой [3]. Эта резьба выполнялась при помощи долота в виде рельефа, преимущественно растительного характера. Резьбой в основном украшались парадные крыльца, наличники и ставни, фронтоны, карнизы, причелины, балюстрады, пилястры, также покрывались узором ворота, калитки, заборы. Декорирование

именно этих архитектурных деталей имеет религиозно-языческую основу.

Особое внимание уделялось оформлению главного фасада здания, то есть фронтону с крыльями, подкрылками, платком и наличниками окон. Фронтоны домов являются одной из основных деталей фасада. Символически треугольник имеет несколько значений: и небесный свод, и защита от внешнего мира, и энергетический приемник, и мотив завершения. В то же время стены дома являлись символом ограждения от внешнего мира, а следовательно, от зла, которое может войти в жизнь человека. Оконные и дверные проемы -источники света, воздуха - становятся, в переносном смысле, воротами для злых духов. Особенностью функционального значения окна в Астрахани является

защита от палящего южного солнца, что отразилось на его конструкции: окна устанавливались на относе, то есть выносились за плоскость стены, также широко использовался козырек. Ставни тоже совмещали практическую функцию защиты от солнца и ветра с магической - защитой от темных сил. Такова причина особенного отношения к их украшению охранными символами и «заговору» [4].

При исследовании резного декора домов Астрахани было обнаружено, что мастера использовали целый ряд традиционных изобразительных элементов:

• символ берегини;

• символы воды и солнца (солярный знак);

• символ мирового древа;

• символы животных и птиц [5, с. 224-231].

Символы в декоре с давних времен были

необходимы для достижения общего благополучия, а также для прославления и привлечения жизненных сил природы: земного плодородия, солнца. В наблюдаемых символах прослеживаются языческие мотивы, которые служат оберегами, такие как, например, фигура берегини (рис. 6-7). Ее изображение хорошо узнаваемо: это человеческая фигурка, в очертаниях которых отчетливо видны пятно головы, раскинутые ноги и руки.

Рис. 6. Декор дома на ул. Казанская, 92

Нередко на ставнях домов присутствует знак воды, которая дарует жизнь, от которой зависит урожай и, следовательно, благосостояние семьи. Зубчатая пропиленная резьба является символом призыва дождя, составляющего важную часть

Рис. 7. Декор дома на ул. Челюскинцев, 1

жизни земледельца и достаточно редкого в нашей климатической зоне. Символ воды располагается на наличниках, фронтоне, а также присутствует в декоре дверей. Он представляет собой протяженный волнообразный узор (рис. 8-9).

Рис. 8. Декор дома на ул. Бабушкина, 14

Рис. 9. Декор городской усадьбы на ул. Нечаева, 24

Инженерно-строительный вестник Прикаспия

Также нередко в деревянных деталях встречается символ мирового древа. Обрамляя верхнюю часть наличника, над карнизным пояском, он необычно украшает фронтон, симметрично расходясь ажурными завитками (рис. 10-11). Сам об-

раз мирового древа является одним из древнейших. Это знак единства мира, который в языческом понимании представлял собой целостность трех составляющих: мира богов, мира, в котором живет человек, а также мира предков).

Рис. 10. Декор дома на ул. Красная Набережная, 56

Рис. 11. Декор дома Голубева на ул. Бурова, 12

Главными и самыми почитаемыми являлись, конечно, солярные символы - круговые розетки, многолепестковые цветы, полукруглые розетки с лучами в виде лепестков. Знак солнца связан с олицетворением божественности, он выполнял функцию привлечения света к дому и человеку. Он выступает как оберег, ограждающий от опасности и злых духов. Обычно этот знак украшает крыльцо, двери, углы дома, обрамляет окна, ставится на калитках, воротах

двора или усадьбы, на фронтонах, и часто солнечные знаки заменяют коньки на крышах (рис. 12-13) [6, с. 224-231].

Реже встречаются в декоре схематические изображения животных или птиц. В основном это стилизованные знаки птиц как признак светлого небесного начала (рис. 14-15). Животные же встречались в основном на самом верху кровли деревянного дома (кони или олени) и использовались как символы-обереги (рис. 16).

Рис. 12. Декор дома Тетюшинова на ул. Коммунистическая, 26

Рис. 13. Декор дома на ул. Гилянская, 17

Рис. 14. Декор дома на ул. Казанская, 102 Рис. 15. Декор дома на ул. Калинина, 38

Рис. 16. Декор крыши усадьбы Николаева на ул. Свердлова, 62

Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что деревянная историческая застройка Астрахани является ценным историко-культурным наследием и важной составляющей идентификации исторического облика города. Деревянные жилые здания формируют красные линии исторических кварталов и придают неповторимый колорит астраханским улицам, занимают важное градостроительное положение, являются ценными объектами застройки исторической части города. Также деревянная архитектура таит в себе символическое значение, отражающее дух эпохи, быт и уклад наших предков. И потомки, соприкаса-

ясь с историей, пытаются прочесть и расшифровать архитектурную летопись своего города и передать ее следующему поколению.

Старая Астрахань уходит в небытие, исчезают с улиц деревянные постройки с глазастыми окнами, обрамленными наличниками, с затейливыми узорами крыш, со свисающими резными подзорами и причудливыми коньками... Но будущее культуры в наших руках, и именно от нас зависит ее сохранение и передача последующим поколениям, поэтому мы должны уделять деревянному зодчеству больше внимания, исследовать его, воплощая в жизнь главные принципы его охраны.

Список литературы

1. Красноженова Е. Е., Хазов В. К. Историко-архитектурное население Астрахани XIX - начала XX века : учеб. пособие. Астрахань : Издат. дом «Астраханский университет», 2012.

2. Таркова Р. А. Астрахань. Исторический путеводитель. Астрахань : ООО «ЦНТЭП», 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Красовский М. В. Энциклопедия русской архитектуры. Деревянное зодчество. СПб., 2010.

4. Ополовников А. В., Ополовникова Е. А. Дерево и гармония: Образы деревянного зодчества России: Книга для юношества. М. : ОПОЛО, 1998.

5. Иванченко К. И., Цитман Т. О. Семантика Астраханского деревянного зодчества. Астрахань, 2015.

6. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981.

© Т. О. Цитман, В. В. Реснянская

Ссылка для цитирования:

Цитман Т. О., Реснянская В. В. Анализ архитектуры деревянного зодчества Астрахани // Инженерно-строительный вестник Прикаспия : научно-технический журнал / Астраханский государственный архитектурно-строительный университет. Астрахань : ГАОУ АО ВО «АГАСУ», 2017. № 2 (20). С. 6-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.