ЛинараДамировнаХалисова Музей зодчества Башкортостана филиал ГБУ Республиканский историко-культурный
музей-заповедник «Древняя Уфа»
Россия, г. Уфа
Резеда ШакировнаТагирова Музей зодчества Башкортостана филиала ГБУ Республиканский историко-культурный
музей-заповедник «Древняя Уфа»
Россия, г. Уфа
ИЗУЧЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ ГОРОДА УФЫ: ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ МОТИВЫ И СИМВОЛИКА В РЕЗЬБЕ НАЛИЧНИКОВ
В статье представленакраткая история архитектуры города Уфы конца XIX- начала XX, рассматривается значение резных узоров на архитектурных элементах старинных домов Уфы. Приведены примеры из фотоархива музея.
Столица Республики Башкортостан город Уфа имеет богатую историю, уходящую корнями вглубь веков. В Уфе ещё век назад преобладала деревянная архитектура. Город был застроен небольшими деревянными домами, встречались двухэтажные, реже - трёхэтажные здания. Столь значительное количество деревянных строений в Уфе объяснялось ее географическим положением в центре исторического Башкортостана, в междуречье Белой, Уфы и Дёмы, доступностью
строевого леса. Удобное расположение города влияло и на его историческое, политическое и экономическое процветание.
По данным однодневной переписи населения, проведённой Уфимским статистическим комитетом в 1886 году, в Уфе насчитывалось 2472 дома, из них каменных - 36, деревянных - 2436 [1]. По данным Всеобщей переписи населения Российской империи в 1897 году в Уфе проживало 49275 человек [16]. В 60-80-е годы XIX века ежегодно возводилось около 20 домов, в начале 90-х годов - 259 домов. Общее число домов к концу XIX века увеличилось до 5682. Основным строительным материалом оставалось дерево (сосна, дуб, липа и др.). Вместе с тем в возрастающих масштабах строительства стали применять кирпич. Если в 1900-м году имелось 247 каменных зданий, то в 1915году их стало уже 1562 здания. Крупные дома в это время строятся не дворянами, а промышленниками, купцами, разбогатевшими мещанами и крестьянами [10, 11].
Среди построек Уфы первой половины XIX века обращают на себя внимание каменные здания и деревянные особняки в стиле ампир. Проекты жилых домов разрабатывались крупными зодчими. Русский архитектор В.П.Стасов подготовил более 100 проектов фасадов, применявшихся по всей территории Российской империи.
Архитектура Уфы середины XIX века характеризуется разнообразием художественных образов и крайне неоднородна по своему характеру. Особым своеобразием и оригинальностью отличались деревянные постройки. В Уфе во второй половине XIX - середине XX веков появились своеобразные памятники деревянного зодчества, которые были достопримечательностью и украшением города.
Для Уфы конца XIX-XX веков в архитектурном отношении характерен небольшой срубный особняк на кирпичном или бутовом фундаменте с 3-5 окнами на улицу, часто фасадная часть имела удлинённую форму. Над средней частью главного фасада, иногда по обеим сторонам дома, делали различной формы надстройку - мезонин. На его выступах строили крытые террасы с фронтоном, балконы. Парадный вход устраивался в виде лоджии с арочным деревянным перекрытием. Дома в городе отделялись друг от друга довольно просторными дворами [2].
Внешний облик дома, его архитектурный декор, развивался и изменялся вместе с ним. Это различные архитектурные элементы,имеющие практическое назначение и в тоже время играющие декоративную роль. К ним относятся крыльцо, террасы, наличники и ставни окон, причелины, карнизы, пилястры, подзоры и др. Необходимость закрыть щель между бревенчатой стеной и рамой вызвала появление наличников, чтобы защитить торцы выступающихслегикрыши от атмосферных осадков в конструкцию крыши была введена причелина, пилястры, подзоры защищали углы сруба. Изначально на домах были простейшие зарубки, примитивные фигуры: круги, треугольники, кресты, которыми человек пытался огородить свое жилище от злых духов, невзгод и природных стихий, наделяя символы магическими свойствами. Позднее поверхности наличников, подзоров стали украшать резьбой, покрывать краской [5].
В мотивах резьбы и росписи по дереву отражаются представления, свойственные духовному миру населения края, этнические и культурные связи, взаимные влияния народов, имевшие место на протяжении длительной истории многонационального Башкортостана. Например, в декоре домов наиболее состоятельных башкир, сочетались мотивы архитектурной резьбы, привнесённые в Башкирию русскими плотникамиодновременно с традиционными орнаментальными мотивами присущимидекоративно-прикладному искусству башкир. Так, на наличниках почти всех районов Башкирии, особенно юго-восточных, повторяется 8-образная фигура, которая на протяжении многих столетий была одним из основных элементов в орнаментальном искусстве башкир [6, 7].
Обрамление окон представляет большой интерес. Оконный проем это не только «окно в мир», в «белый свет» для обитателей дома, но и «глазок» для посторонних, уязвимое пространство для злых сил, которые, по народным представлениям, могут «проникнуть»через него в жилище, «сглазить замеченных в окне».В связи с этим обрамления окон, дверей, ворота обильно наполняли защитной символикой в виде различных орнаментов. Со временем, простые знаки трансформировались в более сложные орнаменты. Эволюционировала и сама технология нанесения узоров. Формировались определенные правила их расположения на доме.
Намного позже ажурной резьбой стали отделывать и другие части строения - карнизы, фронтоны, конек, углы сруба, перила крылечек.
1 2
Солярный орнамент на резных наличниках города Уфы. ФотоР.Ш.Тагировой. 2015 г.
Рассматривая значение резных узоров на архитектурных элементах старинных домов Уфы можно увидеть их огромное разнообразие, некоторые узоры повторяются наиболее часто. Одними из распространённыхсимволов являются солярные, геометрические, растительные. Они встречаются не только на Урале, но и по всей территории России. Солярные знакивоспринимаются и трактуются как символы жизни, мироздания, наделяются функцией оберегов. Количество лучей в имеющихся солярных орнаментах может быть разным. Такая символика встречается на воротах, дверях, окнах, на сундуках, прялках,
ткацких станках, в конской упряжи (фото 1, 2). Широко распространены геометрические знаки - ромбы, прямоугольники, треугольники, как считают, они символизируют землю, плодородие. В орнаментальном оформлении наличников имеются волнообразные узоры, часто трактуемые как символ воды, дарующей жизнь. Отдельные криволинейные кускарныеэлементы в различных комбинациях напоминают траву, почки, рога, волну, цветок, солнце, дерево(фото 3, 4, 5).
3 4 5
Геометрический и кускарный орнамент на резных наличниках
города Уфы.
ФотоР.Ш.Тагировой. 2015 г
Для примера проанализируем несколько наличников. В навершиикаждого наличника чётко выделяются крыша и ажурные накладки в виде растительных орнаментов. Завершения наличников состоят из символов, как принято считать, обозначающих подземные воды, на подоконной доске по центру и по краям имеется накладка -«пирамидка», часто трактующаяся как знак плодородия, свесы наличника в виде «капли» с круглым отверстием - символизирует, как считают, семена в земле[8, 9, 12] (фото 6, 7, 8).
6 7 8
Узоры на резных наличниках города Уфы.
ФотоР.Ш.Тагировой. 2015 г.
Изучение семантики различных символов, понимание их значения в наше время задача не из лёгких, так как изначальный смысл многих архаичный орнаментов утрачен и забыт.
Сегодня резчики по крупицам собирают информацию, служащую базой для создания новых орнаментов для наличников. Мастера пытаются восстановить историческое наследие и внести его в современную культуру. Они стараются показатьсочетание простоты сруба с изяществом деревянных кружев.
Подводя итоги, следует подчеркнуть, что самобытная деревянная архитектура Уфы отличала её от других городов России, отражала его историю. В период современного строительства деревянные одно- и двухэтажные дома с их сложной и изящной резьбой, создают атмосферу тепла и уюта, домашней атмосферы во вновь создаваемой промышленными средствами и приёмами жилой среде. Старинные дома и архитектуру необходимо сохранить как исторический слой в общегородском культурно-историческом пласте. В Уфе за последние двадцать с лишним лет снесено около ста зданий-памятников (с 1991 по 2015 года) [13].
Источники и литература:
1. Гурвич Н.А.Уфимский юбилейный сборник в память празднования трехсотлетнего юбилея города Уфы. Уфа, 1887.
2. История Уфы: Краткий очерк. 2-е изд., исправленное и дополненное. Уфа, 1981.
5. Калимуллин Б.Г. Деревянная резьба в народной архитектуре Башкирии. Уфа, 1984.
6. Кузеев Р.Г., Бикбулатов Н.В., Шитова С.Н. Декоративное творчество башкирского народа. Уфа, 1979.
7. Кузеев Р.Г., Шитова С.Н. Башкиры. Историко-этнографический очерк. Уфа, 1963.
8. Ополовников А.В., Островский Г. С. Русь деревянная: образцы русского деревянного зодчества. М., 1981.
9. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1987.
10. Список улиц и домовладений г. Уфы. Уфа, 1904.
11. Справочная книга г. Уфы с приложением плана. 1908.
12. Чижикова Л.Н. Архитектурные украшения русского крестьянского жилища // Русские. Историко-этнографический атлас. Из истории русского народного жилища и костюма (украшение крестьянских домов и одежды). Середина XIX- начало XX в. М., 1970.
13. Халисова Л.Д. Музей зодчества Башкортостана. Уфимские узоры. Историко-краеведческие очерки. Уфа, 2015.
14. Шитова С.Н. История архитектурного декора в башкирских аулах. Уфа, 2004.
15. Шитова С.Н., Данукалова Г.А. Уфа историческая: искусство архитектурного декора. Книга 1. Уфа, 2014.
Электронные ресурсы:
16. Демоскоп Weekly: http://demoscope.ru/weekly
17. Культурные коды г. Уфы: http://qr-ufa.info