Научная статья на тему 'Анализ актуальных проблем реализации стратегических направлений развития таможенных органов России'

Анализ актуальных проблем реализации стратегических направлений развития таможенных органов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
842
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенное администрирование / совершенствование / стратегические направления / таможенная служба / электронная таможня. / customs administration / development / strategic directions / customs service / e- customs.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А И. Шарашина

В статье рассмотрена одна из актуальных проблем реализации стратегических направлений развития таможенных органов России. Проанализированы основные результаты, которые таможенная служба достигла к 2020 году в рамках развития и совершенствования таможенного администрирования и реформирования всей системы таможенных органов. Доказано, что таможенная служба сегодня – это абсолютно технологическое ведомство, использующее современные подходы к своей работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — А И. Шарашина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF CURRENT PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF STRATEGIC DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF CUSTOMS AUTHORITIES OF RUSSIA

This article considers one of the pressing problems of implementation of strategic directions of development of customs authorities of Russia. The main results that the customs service achieved by 2020 as part of the development and improvement of customs administration and reform of the entire system of customs authorities were analyzed. It has been proved that the customs service today is an absolutely technological department that uses modern approaches to its work.

Текст научной работы на тему «Анализ актуальных проблем реализации стратегических направлений развития таможенных органов России»

АНАЛИЗ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ

А.И. Шарашина, магистрант Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10575

Аннотация. В статье рассмотрена одна из актуальных проблем реализации стратегических направлений развития таможенных органов России. Проанализированы основные результаты, которые таможенная служба достигла к 2020 году в рамках развития и совершенствования таможенного администрирования и реформирования всей системы таможенных органов. Доказано, что таможенная служба сегодня - это абсолютно технологическое ведомство, использующее современные подходы к своей работе.

Ключевые слова: таможенное администрирование, совершенствование, стратегические направления, таможенная служба, электронная таможня.

Новые возможности цифровой эпохи требуют мгновенного реагирования и выработки современных подходов по таможенному администрированию.

Сегодня необходимость совершенствования таможенного администрирования описывается в Стратегии развития таможенной службы до 2020 года, которая гласит, что Федеральная таможенная служба (далее - ФТС России) должна содействовать созданию благоприятных условий для развития внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) и минимизации издержек ее участников [1].

В 2017 году согласно Комплексной программе развития ФТС России до 2020 года, основным принципом реализации которой является «Простота и удобство для бизнеса, эффективность и безопасность для государства», таможенная служба взяла устойчивый курс на цифровизацию, информатизацию и автоматизацию своей деятельности, в связи с чем, таможенное администрирование сегодня находится на этапе решения проблем, с которыми столкнулись таможенные органы России [2].

Рассмотрим одну из актуальных проблем реализации стратегических направлений развития таможенных органов, которая подразумевает снижение административных барьеров и сокращение издержек участников ВЭД путем оптимизации процессов совершения таможенных операций.

В свою очередь, надо отметить, что за последние годы в области таможенного регулирования ФТС России была реализована и в настоящее время продолжена работа по дальнейшему совершенствованию применения технологий автоматической регистрации деклараций на товары (далее - ДТ) и автоматического выпуска товаров, которые сегодня применяются на всех таможенных постах, правомочных на совершение таможенных операций, связанных с регистрацией ДТ.

Так, по итогам 2019 года в автоматическом режиме зарегистрировано более 2,8 млн. ДТ, что в 25 раз превышает показатель 2015 года (более 110 тыс. ДТ). Автоматически выпущено более 643 тыс. ДТ, что почти в 22 раза превышает показатель 2016 года (29 тыс. ДТ) (табл. 1).

Таблица 1. Автоматический режим регистрации и выпуска деклараций на товары в 2015-2019 гг. [3]_

Годы Регистрация Выпуск

2015 110 тыс. ДТ 1 550 ДТ

2016 520 тыс. ДТ 29 тыс. ДТ

2017 963 тыс. ДТ 84 тыс. ДТ

2018 1,8 млн ДТ 324 тыс. ДТ

2019 2,8 млн ДТ 643 тыс. ДТ

Таким образом, ФТС России планомерно проводит работу по совершенствованию технологии автоматического выпуска товаров и ее распространению на новые особенности декларирования товаров, что позволило в 2019 году увеличить долю ДТ, выпущенных в автоматическом режиме.

При этом проведенная ФТС России работа, направленная на совершенствование таможенного администрирования, позво-

лила обеспечить к 2019 году сокращение сроков прохождения таможенных операций в отношении товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки. Так, в 2019 году среднее время составило 1 час 19 минут при импорте и 45 минут при экспорте, то есть сократилось на 25 минут и 6 минут по сравнению с 2015 годом (табл. 2).

Таблица 2. Среднее время прохождения таможенных операций, в отношении товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки в 2015-2019 гг. [3]_

Годы Импорт Экспорт

2015 i час 44 мин 51 мин

2016 i час 37 мин 47 мин

2017 i час 3 i мин 46 мин

2018 i час 2 i мин 41 мин

2019 i час i9 мин 45 мин

В области совершенствования фискальной функции сегодня во всех таможенных органах применяется технология удаленной уплаты таможенных платежей лицами, осуществляющими декларирование товаров в электронной форме. Так, за 2019 год сумма таможенных и иных платежей, уплаченных с применением данной техноло-

гии, составила 1226,16 млрд рублей (21,4% от общей суммы таможенных и иных платежей, перечисленных в федеральный бюджет) и увеличилась по сравнению с аналогичным показателем 2017 года на 129,11% (в 2017 году - 535,19 млрд рублей), что свидетельствует об эффективности применения данной технологии (рис.).

1400 1200 1000 800 600 400 200 0

876,26

535,19

2017

2018

1226,16

2019

Рисунок. Динамика применения технологии удаленной уплаты таможенных платежей за

2017-2019 гг., млрд рублей [3]

В целях снижения административной нагрузки на бизнес в таможенных органах проводится масштабная работа по реализации технологии администрирования денежных средств с использованием единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов и иных платежей. Такая технология позволит участникам ВЭД осуществлять таможенное декларирование в любом таможенном ор-

гане, централизованно получать информацию и отчетность о движении денежных средств в целях сокращения финансовых издержек и количества документов, представляемых в таможенные органы.

Так, по состоянию на 31 декабря 2019 года в ресурсе лицевых счетов открыто 396454 единых лицевых счета плательщиков таможенных платежей (табл. 3).

Таблица 3. Количество единых лицевых счетов плательщиков таможенных платежей в 2019 году, шт. [3]_

Российские юридические лица Иностранные юридические лица, состоящие на налоговом учете в РФ Российских физические лица и индивидуальные предприниматели

164 587 615 231 252

Таким образом, внедрение технологии единых лицевых счетов позволило оптимизировать большинство операций с денежными средствами:

- сокращено время зачисления денежных средств на лицевой счет плательщика;

- сокращено количество требований о корректировке ДТ в ходе декларирования и отказов в рассмотрении заявлений о возврате денежных средств в связи с неверным указанием реквизитов платежных документов [3].

В настоящее время в целях равнодоступности таможенных операций и таможенных процедур для всех участников ВЭД происходит реформирование системы таможенных органов. Так, в соответствии с Планом мероприятий («дорожной картой») по реформированию системы таможенных органов в период с 2018 года по 2020 год созданы и начали свою работу электронные таможни и центры электронного декларирования (табл. 4).

Таблица 4. Этапы создания электронных таможен [4]

№ п/п Таможенные органы 201S 2019 2020

1. Приволжское таможенное управление а

2. Уральское таможенное управление а

3. Северо-Кавказское таможенное управление а

4. Калининградская областная таможня а

5. Владивостокская таможня а

6. Новороссийская таможня а

7. Московская областная таможня а

S. Центральная энергетическая таможня а

9. Центральная акцизная таможня а

10. Сибирское таможенное управление а

11. Балтийская таможня а

12. Таможни московского авиаузла а

13. Центральное таможенное управление а

14. Северо-Западное таможенное управление а

15. Южное таможенное управление а

16. Дальневосточное таможенное управление а

Также стоит отметить, что работа в электронной таможне ведется исключительно с документами в электронном виде

при полном отсутствии контактов с участниками ВЭД. Следовательно, преимуществом создания электронных таможен и

центров электронного декларирования является уменьшение коррупционного фактора и сокращения сроков выпуска товаров, что является безусловным плюсом для участников ВЭД, поскольку это позволит минимизировать издержки.

В свою очередь кроме снижения коррупционных рисков, удастся более равномерно распределять декларации для оформления и довести этот показатель в среднем до 10 деклараций в день на одного выпускающего инспектора. Сейчас по отдельным таможенным постам цифры могут достигать 20 деклараций, что сильно влияет на качество принятия решения при оформлении товаров.

Библиографический список

1. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // СПС «КонсультантПлюс».

2. Приказ ФТС России от 27.06.2017 № 1065 «О решение коллегии ФТС России от 25.05.2017 «Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года» // СПС «Гарант».

3. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2019 году. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://customs.ru/activity/results/itogovye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti/document/229693 (дата обращения 08.06.2020).

4. Официальный сайт ФТС России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/www.customs.ru (дата обращения 10.06.2020).

ANALYSIS OF CURRENT PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF STRATEGIC DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF CUSTOMS AUTHORITIES OF RUSSIA

A.I. Sharashina, Graduate Student Russian Customs Academy (Russia, Lyubertsy)

Abstract. This article considers one of the pressing problems of implementation of strategic directions of development of customs authorities of Russia. The main results that the customs service achieved by 2020 as part of the development and improvement of customs administration and reform of the entire system of customs authorities were analyzed. It has been proved that the customs service today is an absolutely technological department that uses modern approaches to its work.

Keywords: customs administration, development, strategic directions, customs service, ecustoms.

Таким образом, 2020 год для таможенной службы является завершающим годом выполнения таких основных стратегических документов, как Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года, Стратегия развития таможенной службы до 2020 года и Дорожная карта по реформированию таможенных органов, которые, в свою очередь, предполагают качественную трансформацию современного таможенного администрирования, решая актуальную проблему по снижению административных барьеров и сокращению издержек участников ВЭД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.