Научная статья на тему 'АНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА И СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА И СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рынок труда / рабочая сила / занятость / миграционный поток / кадровый разрыв / структурная безработица / система образования / высшее образование. / labor market / labor force / employment / migration flow / personnel gap / structural unemployment / education system / higher education.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедев Олег Владимирович, Яновская Анна Анатольевна

Цель работы – анализ и выявление закономерностей, связанных с трансформацией рынка труда и системы среднего профессионального и высшего образования, а также взаимосвязи между основными показателями, характеризующими их развитие. В целях определения степени влияния структурной безработицы на социально-экономическое развитие страны и рынок труда, установления причин квалификационного разрыва проведен анализ основных показателей среднего профессионального и высшего образования. В ходе исследования использованы системный и сравнительные подходы, структурный анализ и методы статистической обработки информации. Результаты исследования показали, что наметилась тенденция востребованности программ подготовки специалистов со средним профобразованием, увеличивается число профильных студентов и выпускников соответствующих учебных заведений. Принимаются меры и по совершенствованию подготовки специалистов с высшим образованием: оптимизируется численность студентов вузов, обновляются учебные программы, нацеленные на подготовку приоритетных для экономики специалистов. Проведенный анализ госпрограмм по развитию высшего образования показал, что стратегические цели и задачи в этой сфере реализуются в соответствии с установленными заданиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лебедев Олег Владимирович, Яновская Анна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYTICAL VIEW ON THE DEVELOPMENT OF THE LABOR MARKET AND EDUCATION SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION

The purpose of the paper is to analyze and identify patterns associated with the transformation of the labor market and the system of secondary vocational and higher education, as well as the relationship between the main indicators characterizing their development. To determine the degree of influence of structural unemployment on the socio-economic development of the country and the labor market, as well as to establish the causes of the qualification gap, the authors carried out an analysis of the main indicators of secondary vocational and higher education. The study used systematic and comparative approaches, structural analysis, and statistical information processing methods. The research results showed that there has been a trend in the demand for training programs for specialists with secondary vocational education, and the number of students of specialized specialties and graduates of specialized educational institutions is increasing. Measures are also being taken to improve the training of specialists with higher education: the number of university students is being optimized, and educational programs aimed at training priority specialists for the economy are being updated. An analysis of state programs for the development of higher education showed that strategic goals and objectives in this area are being implemented in accordance with the established tasks.

Текст научной работы на тему «АНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА И СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.34022/2658-3712-2024-55-2-15-24

УДК 331.101; 332.055

JEL J21, J23, J40, J61, I20, I23

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА И СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О.В. Лебедев

ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации », Москва, Россия

А.А. Яновская

Институт экономики и управления ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

имени В.И. Вернадского», Симферополь, Россия

АННОТАЦИЯ

Цель работы - анализ и выявление закономерностей, связанных с трансформацией рынка труда и системы среднего профессионального и высшего образования, а также взаимосвязи между основными показателями, характеризующими их развитие. В целях определения степени влияния структурной безработицы на социально-экономическое развитие страны и рынок труда, установления причин квалификационного разрыва проведен анализ основных показателей среднего профессионального и высшего образования. В ходе исследования использованы системный и сравнительные подходы, структурный анализ и методы статистической обработки информации. Результаты исследования показали, что наметилась тенденция востребованности программ подготовки специалистов со средним профобразованием, увеличивается число профильных студентов и выпускников соответствующих учебных заведений. Принимаются меры и по совершенствованию подготовки специалистов с высшим образованием: оптимизируется численность студентов вузов, обновляются учебные программы, нацеленные на подготовку приоритетных для экономики специалистов. Проведенный анализ госпрограмм по развитию высшего образования показал, что стратегические цели и задачи в этой сфере реализуются в соответствии с установленными заданиями.

Ключевые слова: рынок труда; рабочая сила; занятость; миграционный поток; кадровый разрыв; структурная безработица; система образования; высшее образование.

Для цитирования: Лебедев О.В., Яновская А.А. Аналитический взгляд на развитие рынка труда и системы образования в Российской Федерации. Социально-трудовые исследования. 2024;55(2):15-24. DOI: 10.34022/2658-3712-2024-55-2-15-24.

ORIGINAL PAPER

ANALYTICAL VIEW ON THE DEVELOPMENT OF THE LABOR MARKET AND EDUCATION SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION

O.V.Lebedev

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA),

Moscow, Russia

A.A. Yanovskaya

Institute of Economics and Management, V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russia

ABSTRACT

The purpose of the paper is to analyze and identify patterns associated with the transformation of the labor market and the system of secondary vocational and higher education, as well as the relationship between the main indicators characterizing their development. To determine the degree of influence of structural unemployment on the socio-economic development of the country and the labor market, as well as to establish the causes of the qualification gap, the authors carried out an analysis of the main indicators of secondary vocational and higher education. The study used systematic and comparative approaches, structural analysis, and statistical information processing methods. The research results showed that there has been a trend in the demand for training programs for specialists with secondary vocational education, and the number of students of specialized specialties and graduates of specialized educational institutions is increasing. Measures are also being taken to improve the training of specialists with higher education: the number of university students is being optimized, and educational programs

© Лебедев О.В., Яновская А. А., 2024

aimed at training priority specialists for the economy are being updated. An analysis of state programs for the development of higher education showed that strategic goals and objectives in this area are being implemented in accordance with the established tasks.

Keywords: labor market; labor force; employment; migration flow; personnel gap; structural unemployment; education system; higher education.

For citation: Lebedev O.V., Yanovskaya A.A. Analytical view on the development of the labor market and education system in the Russian Federation. Social and labor research. 2024;55(2):15-24. DOI: 10.34022/2658-3712-2024-55-2-15-24.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях цифровой трансформации общества и экономики прослеживаются как положительные, так и отрицательные тенденции и факторы, влияющие на рынок труда Российской Федерации. Эти изменения необходимо рассматривать с точки зрения профессиональной подготовки кадров и развития их профессиональных компетенций. Для этого целесообразно провести анализ доступности, эффективности и инновационного развития системы среднего профессионального и высшего образования и выявить тенденции их влияния на рынок труда.

Цифровые технологии влияют не только на виды трудовой деятельности человека, но также меняют требования к профессиональным компетенциям кадров, что в свою очередь ведет к изменениям востребованных профессий на рынке труда [1, с.47]. Н.И. Ларионова, О.В. Юрьева, Л.А. Бурганова выделяют взаимосвязь развития рынка труда с системой образования под влиянием процессов цифровиза-ции, а также отмечают необходимость инвестирования в систему образования в случае поляризации уровней квалификации на рынке труда [2, с.96].

В.Л. Вуколов утверждает, что процессы цифро-визации влияют на уровень структурной безработицы «только в краткосрочной перспективе, поскольку в долгосрочном и среднесрочном периоде адаптация системы подготовки кадров по новым специальностям неизбежна» [3, с.29]. Стоит отметить, что взаимосвязь рынка труда и системы образования основана на технологических изменениях, происходящих в глобальной экономике и поэтому в условиях цифровизации предлагается создавать соответствующую инфраструктуру и условия для доступного обучения и переквалификации, что по мнению авторов приведет к стабильному росту занятости [4, с.136; 5; 6].

Поскольку цифровизация направлена, с одной стороны, на внедрение цифровых технологий во все отрасли, а с другой - на управление этими технологиями высококвалифицированными специалистами, ряд зарубежных авторов считает необходимым повышать профессиональные компетенции во всех сферах деятельности [7; 8; 9].

АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА

Анализируя рынок труда, в первую очередь, следует обратить внимание на социально-демографические проблемы, которые проявляются в виде естественной убыли населения (демографическая яма 1990-х, смертность населения вследствие пандемии коронавируса и пр.); прослеживается тенденция внешней трудовой миграции высококвалифицированных специалистов в другие страны (релоканты) и снижение численности иностранных высококвалифицированных специалистов в стране.

Анализируя официальные данные Росстата, представленные в табл. 1, отметим, что в 20202021 гг. проводилась всеобщая перепись населения, в соответствии с результатами которой численность постоянного населения в Российской Федерации находилась на уровне 147 млн человек. Однако после 2020 г. она начала сокращаться и составила в 2021 г. 146,98 млн человек, (сокращение составило 480 тыс. человек). В 2022 г. население страны сократилось еще на 530 тыс. человек за год. Основные причины сокращения численности населения - рост смертности населения в период пандемии, снижение рождаемости, миграционный отток.

Динамика показателей рабочей силы в РФ в 2015-2022 гг. носит колебательный характер. Например, ее численность за этот период сократилась на 1,7 млн человек (на 2,2%), при этом к 2022 г. число занятых уменьшилось на 350 тыс. человек по сравнению с 2017 г. Что касается безработных, то их количество с 2015 по 2022 гг. сократилось на 1,3 млн человек (на 30,8%) и составило 2951 тыс. человек. Снижению уровня безработицы способствуют такие факторы как рост неполной занятости, увеличение числа самозанятых граждан, снижение производительности труда, а также регуляторные факторы в виде реализуемых национальных проектов, например Национальный проект «Содействие занятости».

Вторая не менее важная социально-демографическая проблема, влияющая на рынок труда, -трудовая миграция высококвалифицированных специалистов в другие страны (релоканты) и со-

Таблица 1 / Table 1

Динамика численности населения и рабочей силы Российской Федерации / Population and labor force dynamics

of the Russian Federation

Численность постоянного населения / Resident population Рабочая сила / Labor force В том числе / Including

млн человек/ million people в % к предыдущему году / as % of the previous yea тыс. человек /thousand people в % к предыдущему году / as % of the previous yea занятые безработные

тыс. человек /thousand people в % к предыдущему году / as % of the previous yea тыс. человек /thousand people в % к предыдущему году / as % of the previous yea

2015 147,18 100,3 76 588 100,0 72 324 99,6 4 264 107,4

2016 147,58 100,3 76 636 100,1 72 393 100,1 4 243 99,5

2017 147,80 100,1 76 285 99,3 72 316 99,7 3 969 93,5

2018 147,84 100,0 76 190 99,9 72 532 100,3 3 658 92,2

2019 147,96 100,1 75 398 99,0 71 933 99,2 3 465 94,7

2020 147,46 99,7 74 923 99,4 70 601 98,1 4 321 124,7

2021 146,98 99,7 75 350 100,6 71 719 101,6 3 631 84,0

2022 146,45 99,6 74 924 99,4 71 974 100,4 2 951 81,3

Источник/Source: составлено авторами по данным: Демографический ежегодник России. 2023: Статистический сборник. Росстат. M. 2023. 256 c. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Demogr_ejegod_2023.pdf; Российский статистический ежегодник. 2023: Статистический сборник. Росстат. М. 2023. 701 с. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12994 / compiled by the authors according to the following publications: Demographic Yearbook of Russia. 2023: Statistical Collection. Rosstat. M. 2023. 256 p. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Demogr_ejegod_2023.pdf; Russian Statistical Yearbook. 2023: Statistical Collection. Rosstat. М. 2023. 701 p. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12994.

кращение численности иностранных высококвалифицированных специалистов в Российской Федерации.

На рис. 1 представлена динамика трудовой миграции граждан Российской Федерации, выехавших за границу.

Ежегодно страну покидают в среднем более 53 тыс. человек. Что касается резкого сокращения числа трудовых мигрантов до 45,5 тыс. в 2020 г., то это прямая связь с пандемией. В последующие годы цифры оттока вернулись к докризисным значениям.

Подробные данные по макрорегионам, куда выезжают российские граждане на работу, представлены в табл. 2.

По данным табл. 2 наибольшая доля российских граждан выезжает в страны Европы и Америки. Из основных факторов, влияющих на внешнюю трудовую миграцию граждан России, выделим следующие: экономико-политические колебания, неустойчивое социальное положение и уровень жизни населения. В то же время, на государственном уровне совершенствуется система высшего образования, направленная на предоставление высокого качества образовательного процесса, продолжается работа над увеличением финансирования вузов в регионах, используется эффективная система мотивации и поддержки кадров, что позволит уменьшить уровень внешней трудовой миграции высококвалифицированных специалистов из России.

Вместе с тем, статистические данные, представленные в табл. 3, характеризуют рост численности иностранных граждан, получивших разрешительные документы на работу в Российской

Федерации, причем 97% из них - граждане из стран СНГ. Исключение составляет лишь 2020 г., в котором по решению Правительства России были введены меры по предотвращению распространения коронавирусной инфекции, и поэтому количество иностранных граждан, получивших разрешение на работу сократилось на 36%. Однако уже в 2021 г. число трудовых мигрантов, в основном из Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана и Киргизии, увеличилось на 85%.

За 7 лет - с 2016 по 2022 гг. численность трудовых мигрантов, получивших разрешение на работу, увеличилась на 28%. Напротив, число иностранных граждан, уже имеющих действующее разрешение на работу, сократилось в 2022 г. по сравнению с 2016 г. на 56%. Это весьма негативная тенденция, которая ведет к росту нелегальных мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность на территории РФ.

Что касается мигрантов, имеющих трудовой патент, то их численность возросла с 2016 по 2022 гг. на 32%.

В соответствии с методическими пояснениями Росстата «численность иностранных граждан, получивших разрешение на работу, включает численность иностранных граждан, которые прибыли в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, в рамках квоты; квалифицированных специалистов; иностранных граждан, обучающихся в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию; иностранных

65,0 и

ность, тыс. чел. 55,0- 57,1^ 60,0 N^5,8, 58,0 57,6 53,1 . 55,6

й с \45у

2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

Рис. 1 / Fig. 1. Численность российских граждан, выехавших на работу за границу / Number of Russian citizens who have traveled overseas for employment purposes

Источник/Source: составлено авторами по данным: Труд и занятость в России. 2021. Статистический сборник. Росстат. M. 2021. 177 с. URL: https://rosstat. gov.ru/storage/mediabank/Trud_2021.pdf С. 109; Труд и занятость в России. 2023. Статистический сборник. Росстат. M. 2023. 182 с. URL: https://rosstat.gov. ru/storage/mediabank/Trud_2023.pdf С. 117 / compiled by the authors based on the data of the publications: Labor and Employment in Russia. 2021. Statistical Collection. Rosstat. M. 2021. 177 p. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Trud_2021.pdf P. 109; Labor and employment in Russia. 2023. Statistical Collection. Rosstat. M. 2023. 182 p. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Trud_2023.pdf P. 117.

Таблица 2/ Table 2

Численность российских граждан, выехавших на работу за границу / Number of Russian citizens who have traveled

overseas for employment purposes

2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

Численность российских граждан, выехавших на работу за границу, тыс. человек 57,1 60,0 55,8 58,0 57,6 45,5 53,1 55,6

из них: в страны Европы 18,4 21,3 19,5 21,1 20,4 17,6 19,9 19,1

в страны Азии 11,0 8,9 7,1 7,3 7,4 5,6 6,4 7,0

в страны Африки 8,7 9,7 11,2 12,5 12,4 9,1 11,9 12,3

в страны Америки 14,4 14,8 12,6 11,6 11,4 9,0 9,6 11,6

в Австралию и Океанию 4,6 5,3 5,3 5,6 6,1 4,1 5,4 5,5

Источник/Source: составлено авторами по данным: Труд и занятость в России. 2021. Статистический сборник. Росстат. M. 2021. 177 с. URL: https://rosstat. gov.ru/storage/mediabank/Trud_2021.pdf С. 109; Труд и занятость в России. 2023. Статистический сборник. Росстат. M. 2023. 182 с. URL: https://rosstat.gov. ru/storage/mediabank/Trud_2023.pdf С. 117 / compiled by the authors based on the data of the publications: Labor and Employment in Russia. 2021. Statistical Collection. Rosstat. M. 2021. 177 p. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Trud_2021.pdf P. 109; Labor and employment in Russia. 2023. Statistical Collection. Rosstat. M. 2023. 182 p. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Trud_2023.pdf P. 117.

Таблица 3/ Table 3

Динамика численности иностранных граждан, работающих в Российской Федерации / Evolution of the number of foreign citizens working in the Russian Federation

Иностранные граждане, получившие разрешение на работу / Foreign citizens who have received a work permit Иностранные граждане, имеющие действующее разрешение на работу / Foreign citizens who have a valid work permit Иностранные граждане, имеющие патент на работу / Foreign citizens who have a work patent

тыс. человек /thousand people в % к предыдущему году / as % of the previous year тыс. человек / thousand people в % к предыдущему году / as % of the previous year тыс. человек /thousand people в % к предыдущему году / as % of the previous year

2016 1686,3 90,2 143,9 78,9 1543,4 99,9

2017 1773,9 105,2 114,9 79,8 1649,1 106,8

2018 1768,6 99,7 93,2 81,1 1661,9 100,1

2019 1793,7 101,4 83,2 89,3 1693,5 101,9

2020 1149,5 64,1 52,8 63,5 1071,3 63,3

2021 2128,4 185,2 54,0 102,3 2075,1 193,7

2022 2164,6 101,7 62,9 116,5 2035,0 98,1

Источник/ Source: составлено авторами по данным: Труд и занятость в России. 2021. Статистический сборник Росстат. M. 2021. 177 с. URL: https://rosstat. gov.ru/storage/mediabank/Trud_2021.pdf С.129; Труд и занятость в России. 2023. Статистический сборник Росстат. M. 2023. 180 с. URL: https://rosstat. gov.ru/ folder/210/document/13210 С. 115 / compiled by the authors based on the data of the publications: Labor and Employment in Russia. 2021. Statistical Collection of Rosstat. M. 2021. 177 p. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Trud_2021.pdf P.129; Labor and employment in Russia. 2023. Statistical Collection Rosstat. M. 2023. 180 p. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13210 P. 115.

граждан, прибывших для работы в организациях, зарегистрированных в государствах - членах ВТО и получивших разрешение на работу»1. То есть, в основном, по данному показателю учитываются

1 Труд и занятость в России. 2021. Статистический сборник. Росстат. M.

2021. 177 с. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Trud_2021.pdf С.98

иностранные граждане, официально получившие разрешение на работу.

Численность же так называемых трудовых мигрантов, прибывших в РФ (часть из которых трудится нелегально), намного выше и эта цифра ежегодно увеличивается. Например, по данным СМИ

Таблица 4/ Table 4

Численность иностранных высококвалифицированных специалистов, имевших действующее разрешение на работу / Number of foreign highly skilled professionals with valid work permits

Всего, тыс. человек / Total, thousand people Численность иностранных граждан - высококвалифицированных специалистов, из них: / Number of foreign highly qualified specialists, of which:

из стран СНГ / from CIS countries из стран ЕС / from EU countries из стран дальнего зарубежья / from far abroad countries

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тыс. человек /thousand people в % к предыдущему году / as % of the previous year тыс. человек / thousand people в % к предыдущему году / as % of the previous year тыс. человек /thousand people в % к предыдущему году / as % of the previous year

2016 41,3 4,7 - 4,1 - 28,5 -

2017 45,8 4,8 102,1 9,2 224,4 31,7 111,2

2018 46,7 3,9 81,3 10,1 109,8 32,6 102,8

2019 47,7 3,3 84,6 9,4 93,1 35,0 107,4

2020 48,3 3,6 109,1 8,9 94,7 35,7 102,0

2021 65,1 3,7 102,8 8,5 95,5 52,8 147,9

2022 64,4 3,1 83,8 5,8 68,2 55,4 105,0

Источник/Source: составлено авторами по данным: Труд и занятость в России. 2021. Статистический сборник. Росстат. M. 2021. 177 с. URL: https://rosstat. gov.ru/storage/mediabank/Trud_2021.pdf С.109; Труд и занятость в России. 2023. Статистический сборник. Росстат. M. 2023. 180 с. URL: https://rosstat. gov. ru/folder/210/document/13210 С. 117 / compiled by the authors based on the data of the publications: Labor and Employment in Russia. 2021. Statistical Collection. Rosstat. M. 2021. 177 p. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Trud_2021.pdf P.109; Labor and Employment in Russia. 2023. Statistical Collection. Rosstat. M. 2023. 180 p. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13210 С. 117.

в 2019 г. в Россию приехало почти 4 млн человек, в 2020 г. - 1,1 млн человек, в 2021 г. - 2,6 млн человек, в 2022 г. - 3,5 млн человек2.

В этой связи требуются новые подходы, разработка и принятие жестких правовых мер, ограничивающих миграционные потоки низкоквалифицированной рабочей силы в Россию, поскольку массовое использование низкоквалифицированной рабочей силы иностранных мигрантов представляет серьезный вызов государству и регу-ляторной политике в сфере трудовой миграции из-за различий в социокультурном развитии, что может привести к обострению межнациональных отношений и социальной стабильности, а также усилить нелегальную, теневую составляющую на рынке труда. Кроме того, использование низкоквалифицированной рабочей силы тормозит инновационные процессы развития экономики, уменьшает рост производительности труда, снижает эффективность занятости населения.

Вместе с тем особо значимые отрасли России нуждаются в высококвалифицированных специалистах, в том числе цифровых индустрий. Однако численность иностранных высококвалифицированных специалистов, имевших действующее разрешение на работу пока не велика, в основном это граждане из стран СНГ - Украины, Узбекистана, Азербайджана, Туркмении (табл. 4).

В нашей стране работают также специалисты из Германии, Франции, Италии и Великобритании, других стран ЕС. Среди стран дальнего зарубежья лидируют Китай (в 2021-2022 гг. численность граждан, работающих на территории РФ

2 Костенко Я. Приток трудовых мигрантов в Россию вырос в I квартале в 1,6 раза. Менеджмент. Ведомости. М. 2023. URL: https://www.vedomosti. ru/management/artides/2023/05/10/974291-pritok-trudovih-migrantov-v-rossiyu-viros

составила более 17 тыс. человек, для сравнения в 2019-2020 гг. этот показатель был на уровне в среднем 12 тыс. человек) и Турция (в 2019 г. -9,5 тыс. человек, в 2020 г. - 11,7 тыс. человек, в 2021 г. - более 20 тыс. человек, в 2022 г. - около 22 тыс. человек)3.

В целом, за период с 2016 по 2022 гг. численность иностранных высококвалифицированных специалистов из стран СНГ сократилась на 34%. Количество европейских специалистов, увеличившееся к 2018 г. в 2,5 раза (большей частью привлеченных для подготовки и проведения чемпионата мира по футболу, проходившему в России в 2018 г.), к 2022 г. сократилось на 43%. Вместе с тем продолжается рост притока иностранных высококвалифицированных специалистов из стран дальнего зарубежья. В 2022 г. по сравнению с 2016 г. этот показатель увеличился в 2 раза и составил 55,4 тыс. человек. Такая тенденция объясняется процессом трансформации мировой экономики, изменением вектора развития международной политики Российской Федерации, ориентированной на сотрудничество с восточноазиатскими странами.

СТРУКТУРНАЯ БЕЗРАБОТИЦА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

На современном этапе полноценному развитию российского рынка труда помимо миграционной препятствует еще одна сложная проблема, связанная с квалификационным разрывом и его следствием - структурной безработицей. Одной из причин ее появления является существенная разница между долями населения, достигшего

3 Российский статистический ежегодник. 2023: Статистический сборник. Росстат. М. 2023. 701 с. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/ document/12994 C. 117

2773,1

0 3 н

л

1

s-

ft

К «

К о X

л и

СЗ

(Я §

О К т

1950,8

•Вакансии, тыс.

2020

Безработные, тыс. чел.

1-1

2021 2022

Рис. 2/ Fig. 2. Квалификационный разрыв на рынке труда Российской Федерации / Skill gap in the Russian labor market

Источник/Source: составлено авторами по данным: Труд и занятость в России. 2017. Статистический сборник. Росстат. M. 2017. 261 с. URL: https://rosstat. gov.ru/storage/mediabank/trud_2017.pdf С.152; Труд и занятость в России. 2019. Статистический сборник. Росстат. M. 2019. 135 с. URL: https://rosstat.gov. ru/storage/mediabank/Trud_2019.pdf С.77; Труд и занятость в России. 2021. Статистический сборник. Росстат. M. 2021. 177 с. URL: https://rosstat.gov.ru/ storage/mediabank/Trud_2021.pdf С. 66; С. 103; Труд и занятость в России. 2023. Статистический сборник. Росстат. M. 2023. 180 с. URL: https://rosstat.gov. ru/folder/210/document/13210 С. 75; С. 110 / compiled by the authors based on the data of the publications: Labor and Employment in Russia. 2017. Statistical Collection. Rosstat. M. 2017. 261 p. URL: https://rosstat. gov.ru/storage/mediabank/trud_2017.pdf С.152; Labor and Employment in Russia. 2019. Statistical Collection. Rosstat.. M. 2019. 135 p. URL: https://rosstat.gov. ru/storage/mediabank/Trud_2019.pdf С.77; Labor and Employment in Russia. 2021. . Statistical Collection. Rosstat. M. 2021. 177 p. URL: https://rosstat.gov.ru/ storage/mediabank/Trud_2021.pdf С. 66; С. 103;

Рис. 3/ Fig. 3. Динамка числа учреждений среднего профессионального образования / Dynamics of secondary vocational education institutions

Источник/Source: составлено авторами по данным: Образование в цифрах: краткий статистический сборник Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ. URL: https://www.hse.ru/primarydata/oc / compiled by the authors according to the data: Education in Figures: Brief Statistical Collection of the National Research University Higher School of Economics. MOSCOW: NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY HIGHER SCHOOL OF ECONOMICS. URL: https://www.hse. ru/primarydata/oc /

пенсионного возраста, вышедшего на пенсию (многочисленное поколение 1960-х гг.) и впервые начавшего трудовую деятельность (немногочисленное поколение 2000-х гг.).

Представленные на рис. 2 данные, определяющие квалификационный разрыв на рынке труда в РФ: соотношение спроса (число вакансий на рынке труда) и предложения (численность безработных, официально зарегистрированных в органах службы занятости населения), иллюстрируют ситуацию с вакансиями и наличием структурной безработицы.

Предложение труда в виде численности безработных, официально зарегистрированных в органах службы занятости населения, имеет тен-

денцию сокращения за исключением кризисного 2020 г. К 2022 г. количество безработных сократилось до 564,1 тыс. человек, а число вакансий возросло до 1950,8 тысяч. Таким образом, спрос на рынке труда превышает предложение в 3,5 раза, что подтверждает наличие структурной безработицы, возникающей, как правило, по причинам несоответствия квалификации работников требованиям рынка труда и вследствие технологических и структурных сдвигов в экономике.

Нивелирование структурной безработицы -весьма сложный процесс, включающий в себя многие компоненты. Поэтому для устранения структурных перекосов на рынке труда, достиже-

ш

Источник/Source: составлено авторами по данным: Образование в цифрах: краткий статистический сборник Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ. URL: https://www.hse.ru/primarydata/oc / compiled by the authors according to the data: Education in Figures: Brief Statistical Collection of the National Research University Higher School of Economics. - MOSCOW: NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY HIGHER SCHOOL OF ECONOMICS. URL: https://www.hse. ru/primarydata/oc

Таблица 5/ Table 5

Основные показатели среднего профессионального образования в Российской Федерации / Main indicators of secondary vocational education in the Russian Federation

Численность студентов в учреждениях СПО / Number of students in secondary vocational education institutions Прием студентов в СПУ / Admission of students to secondary vocational education institutions Выпуск с дипломом СПО / Graduation with a secondary vocational education diploma

тыс. человек / thousand people в % к предыдущему году / as % of the previous year тыс. человек / thousand people в % к предыдущему году / as % of the previous year тыс. человек / thousand people в % к предыдущему году / as % of the previous year

2015 2866 1089 814

2016 2852 99,5 1095 100,6 653 80,2

2017 2931 102,8 935 85,4 688 105,4

2018 3006 102,6 950 101,6 701 102,0

2019 3119 103,8 990 104,2 705 100,6

2020 3336 107,0 1114 112,5 695 98,6

2021 3434 103,0 1078 96,8 732 105,3

2022 3336 97,1 1153 107,0 774 105,7

1000 -1 900 -800 -700 -

600

950

2015

818

766

741

724

710

2016

2017

2018

2019

2020

• Число учреждений ВО

717

2021

722

2022

Рис. 4/ Fig. 4. Динамика числа учреждений высшего образования / Number of institutions of higher educationn

Источник/Source: составлено авторами по данным: Образование в цифрах: краткий статистический сборник Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ. URL: https://www.hse.ru/primarydata/oc / compiled by the authors according to the data: Education in Figures: Brief Statistical Collection of the National Research University Higher School of Economics. - MOSCOW: NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY HIGHER SCHOOL OF ECONOMICS. URL: https://www.hse. ru/primarydata/oc

ния положительного влияния технологических достижений на социально-экономическое развитие необходимо начинать с реформирования образовательной системы, формирующей профессиональные компетенции специалистов среднего и высшего звена.

Число учреждений среднего профессионального образования (далее - УСПО) в Российской Федерации в 2022 г. по сравнению с 2016 г. сократилось незначительно - на 2,4% (или на 78 УСПО за семь лет) и составило 3200 учреждений (рис. 3). Востребованность программ подготовки специалистов со средним профессиональным образованием растет все последние пять лет, что доказывают контрольные цифры численности и приема студентов средних профессиональных учреждений, что является также следствием реформирования структуры среднего профессионального образования, внедрения передовых технологий

при подготовке кадров по современным технологическим стандартам (табл. 5).

В структуре среднего профессионального образования около 80% обучающихся готовились стать специалистами среднего звена, около 20% -квалифицированными рабочими, служащими. Анализ статистических данных подтверждает востребованность программ подготовки среднего профессионального образования, так с 2015 по 2022 гг. показатели численности и приема студентов отражают поступательную динамику роста, данная тенденция является следствием реформирования структуры среднего профессионального образования, внедрения передовых технологий при подготовке кадров по современным технологическим стандартам.

Число учреждений высшего образования в Российской Федерации в 2022 г. сократилось на 34% по сравнению с 2015 г. и составило 722 учрежде-

Таблица 6/ Table 6

Основные показатели высшего образования в Российской Федерации / Main indicators of higher education

in the Russian Federation

Численность студентов в учреждениях высшего образования / Number of students in higher education institutions Прием студентов / Admission of students Выпуск с дипломом ВО / Graduation with a higher education diploma

тыс. человек / thousand people в % к предыдущему году / as % of the previous year тыс. человек / thousand people в % к предыдущему году / as % of the previous year тыс. человек / thousand people в % к предыдущему году / as % of the previous year

2015 4766,5 - 1191,7 - 1300,5 -

2016 4399,5 92,3 1157,8 97,2 1161,1 89,3

2017 4245,9 96,5 1142,0 98,6 969,5 83,5

2018 4161,7 98,0 1147,9 100,5 933,2 96,3

2019 4068,3 97,7 1129,4 98,4 908,6 97,4

2020 4049,3 99,5 1093,3 96,8 849,4 93,5

2021 4044,2 99,9 1129,1 103,3 813,3 95,7

2022 4130,0 102,1 1201,5 106,4 816,3 100,4

Источник/Source: составлено авторами по данным: Образование в цифрах: краткий статистический сборник Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономи- ки». - М.: НИУ ВШЭ. URL: https://www.hse.ru/primarydata/oc / compiled by the authors according to the data: Education in Figures: Brief Statistical Collection of the National Research University Higher School of Economics. - MOSCOW: NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY HIGHER SCHOOL OF ECONOMICS. URL: https://www.hse. ru/primarydata/oc

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ния, которые реализуют программы бакалавриата, специалитета и магистратуры (рис. 4). Данная тенденция является следствием совершенствования механизма мониторинга учреждений высшего образования, например аккредитации, которая проводится с целью выявления соответствия уровня реализуемых образовательных программ, содержания и качества подготовки выпускников федеральным государственным образовательным стандартам, а также совершенствования механизма управления учреждениями высшего образования, например, процесс объединения и слияния нескольких вузов, и создание сети федеральных университетов.

Показатели численности студентов и выпускников в учреждениях высшего образования, представленные в табл. 6, отражают ее ежегодное сокращение. Данная тенденция вызвана несколькими основными причинами: во-первых, резким сокращением рождаемости в конце 1990-х и начале 2000-х гг.; во-вторых, сокращением числа вузов (в основном, частных); в-третьих, жесткими требованиями к сдаче ЕГЭ, что приводит к отказу школьников сдавать единый экзамен и их поступлению в средне-профессиональные учреждения.

По данным, представленным в табл. 6, по показателю «прием студентов» наблюдается устойчивая тенденция: так, в 2022 г. число поступивших на первый курс высшего учебного заведения составило 1201,5 тыс. человек. По показателю «выпуск с дипломом ВО» наблюдается тенденция сокращения, то есть доля численности студентов, которая завершила обучение в вузе и получила диплом о высшем образовании уменьшается и в 2022 г. по сравнению с 2015 г. сократилась на 37% и соста-

вила 816,3 тыс. человек. Основные причины этой тенденции - отчисления студентов по причине наличия академической задолженности или самостоятельные решения студентов об отчислении, решения уйти в академический отпуск и др.

Правительство Российской Федерации принимает меры по устранению этих тенденций. В частности, реализуется Национальный проект «Наука и университеты», в рамках которого осуществляются следующие инициативы, выделенные в пять групп4:

1) кадровое обеспечение, мероприятия направлены на «повышение привлекательности российской науки и образования для ведущих российских ученых, молодых исследователей и обучающихся»;

2) исследовательское лидерство, мероприятия, реализуемые по данной инициативе направлены на «развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям»;

3) интеграционные процессы науки и высшего образования с реальным сектором экономики;

4) развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров;

5) создание современных кампусов для комфортной жизни и работы студентов и ученых.

Выбранный стратегический вектор развития высшего образования направлен на обеспечение и развитие всех основных элементов, формирующих качественное и эффективное образование в Российской Федерации.

4 Национальный проект «Наука и университеты» / Национальные проекты России. URL: https://национальныепроекты.рф/projects/nauka-i-universitety?region=77

ВЫВОДЫ

Сравнительный анализ показателей среднего профессионального и высшего образования за 2015-2022 гг. позволил выявить следующие тенденции:

• численность студентов в учреждениях СПО растет, в учреждениях высшего образования наблюдается динамика сокращения численности студентов (регулирование численности студентов в высшем образовании происходит в соответствии с государственным заданием по подготовке специалистов, Правительством определены приоритетные отрасли экономики, поэтому, как показывают официальные статистические данные, именно по приоритетным направлениям подготовки происходит рост численности студентов, а в тех отраслях экономики, где предложение труда больше, чем спрос на него, наблюдается низкая мотивация студента к обучению, то есть перспективы трудоустройства есть, но они не всегда совпадают с желаниями студентов);

• показатели приема студентов в учреждения СПО увеличиваются, ситуация по цифрам приема в учреждения высшего образования, то тенденция стабильна - имеются незначительные колебания, но они в пределах нормы;

• численность студентов, получивших диплом высшего образования сократился на 37% с 1300,5 тыс. человек в 2015 г. до 816,3 тыс. человек в 2022 г.; численность студентов, получивших диплом среднего профессионального образования сократился лишь на 5% и в 2022 г. диплом СПО получили 774 тыс. человек и эта тенденция будет повышаться. Показатель выпуска с дипломом СПО (774 тыс. человек) приближается к показателю выпуска с дипломом высшего образования (816,3 тыс. человек). Этот факт подтверждает эффективность проводимой государственной политики в отно-

шении диверсификации выпускников по полученным специальностям и направлениям подготовки.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующий вывод: устойчивое развитие рынка труда в России будет способствовать решению проблем демографии и естественного воспроизводства населения, повлияет на миграционные потоки, окажет влияние на снижение уровня безработицы и увеличение занятости населения. Миграционный отток высококвалифицированных кадров сократился на 3% в 2022 г. по сравнению с 2015 г. и составил 55,6 тыс. человек, но при этом увеличивается численность иностранных граждан, выполняющих низкоквалифицированную и малооплачиваемую работу. Так с 2016 по 2022 гг. численность трудовых мигрантов, получивших разрешение на работу, увеличилась на 28%.

Анализ статистических данных подтвердил, что на рынке труда за период с 2015 по 2022 гг. число вакансий увеличилось почти в 2,5 раза и составило 1950,8 тыс., а численность безработных сократилась до 564,1 тыс. человек. Таким образом, спрос на рынке труда превышает предложение в 3,5 раза.

Таким образом, государственное регулирование рынка труда в Российской Федерации направлено на содействие занятости населения, удержании и привлечении в отечественную экономику высококвалифицированных специалистов граждан России. Принимаются меры, которые формируют имидж российского образования, повышая культурный, экономический, научный и технологический потенциал страны. Кроме этого, активное внедрение инновационных технологий должно быть направлено на постепенное замещение низкоквалифицированной рабочей силы без привлечения иностранных мигрантов. Также необходимо создавать среду, в которой формируется культура труда специалистов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Астратова Г.В. Высшее образование и рынок труда в цифровой экономике: развитие математических методов и средств исследования сложных экономических систем: монография. М.: Издательство «Перо», 2021. 330 с. ISBN 978-5-00189-423-0

2. Ларионова Н.И., Юрьева О.В., Бурганова Л.А. Рынок труда в условиях цифровой трансформации экономики / Вестник экономики, права и социологии. 2022;(4):90-97.

3. Вуколов В.Л. Цифровая экономика и рынок труда, цифровые технологии и трудовые отношения: взаимовлияние, особенности и тенденции развития. Социально-трудовые исследования. 2023;50(1):24-30. DOI: 10.34022/2658-3712-2022-50-1-24-30

4. Полякова С.П., Шепелева О.П., Кашин С.М., Серова А.Е. Особенности рынка труда в условиях цифровизации. Экономические науки. 2023;7(224):131-139. DOI: 10.14451/1.224.131

5. Баринова Н.В., Баринов В.Р. Цифровая экономика, искусственный интеллект, Индустрия 5.0: вызовы современности. Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2022;(5):23-34. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2022-5-23-34

6. Khan Moin, Haleem Abid, Javaid Mohd. Changes and improvements in Industry 5.0: A strategic approach to overcome the challenges of Industry 4.0. Green Technologies andSustainability. 2023;100020. DOI: https://doi.org/10.1016/j.grets.2023.100020

7. Gao D., Li S. and Guo C. Top management team career experience heterogeneity, digital transformation, and the corporate green innovation: a moderated mediation analysis. Front. Psychol. 2023;(14):1276812. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1276812

8. Knudsen E.S., Lien L.B., Timmermans B., Belik I., Pandey S. Stability in turbulent times? The effect of digitalization on the sustainability of competitive advantage. Journal of Business Research. 2021;(128):360-369. DOI: https://doi.org/10.1016/}. JBUSRES.2021.02.008

9. Zizic M. C., Mladineo M., Gjeldum N., Celent L. From Industry 4.0 towards Industry 5.0: A Review and Analysis of Paradigm Shift for the People, Organization and Technology. Energies. 2022;15(14):5221. DOI: https://doi.org/10.3390/EN15145221

REFERENCES

1. Astratova G.V. Higher education and the labor market in the digital economy: Development of mathematical methods and means of studying complex economic systems: Monograph. Moscow: Pero. 2021. 330 p. ISBN 978-5-00189-423-0 (In Russ.).

2. Larionova N.I., Jur'eva O.V., Burganova L.A. The labor market in the context of the digital transformation of the economy. Vestnik jekonomiki, prava i sociologii = The Review of Economy, the Law and Sociology. 2022;4:90-97. (In Russ.).

3. Vukolov V.L. Digital Economy and Labour Market, Digital Technologies and Labor Relations: Mutual impact, features and development trends. Social and Labor Research. 2023;50(1):24-30. DOI: 10.34022/2658-3712-2022-50-1-24-30. (In Russ.).

4. Poljakova S.P., Shepeleva O.P., Kashin S.M., Serova A.E. Features of the labor market in the context of digitalization. Scientific Journal Economic Sciences. 2023;7(224):131-139. DOI: 10.14451/1.224.131 (In Russ.).

5. Barinova N.V., Barinov V.R. Digital Economy, Artificial Intelligence, Industry 5.0: Contemporary Challenges. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics. 2022;(5):23-34. DOI :https://doi.org/10.21686/2413-2829-2022-5-23-34 (In Russ.).

6. Khan Moin, Haleem Abid, Javaid Mohd. Changes and improvements in Industry 5.0: A strategic approach to overcome the challenges of Industry 4.0. Green Technologies and Sustainability. 2023;100020. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.grets.2023.100020

7. Gao D., Li S. and Guo C. Top management team career experience heterogeneity, digital transformation, and the corporate green innovation: A moderated mediation analysis. Front. Psychol. 2023;14:1276812. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1276812

8. Knudsen E. S., Lien L. B., Timmermans B., Belik I., Pandey S. Stability in turbulent times? The effect of digitalization on the sustainability of competitive advantage. Journal of Business Research. 2021;128: 360-369. DOI: https://doi.org/10.1016/}. JBUSRES.2021.02.008

9. Zizic M. C., Mladineo M., Gjeldum N., Celent L. From Industry 4.0 towards Industry 5.0: A Review and Analysis of Paradigm Shift for the People, Organization and Technology. Energies. 2022;15(14):5221. DOI: https://doi.org/10.3390/EN15145221

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Олег Владимирович Лебедев - кандидат экономических наук; проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС); Москва, Россия Oleg V. Lebedev - Cand. Sci. (Econ.), Vice-Rector of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); Moscow, Russia.

Анна Анатольевна Яновская - кандидат экономических наук, доцент; и.о. заведующего кафедрой управления персоналом, Институт экономики и управления ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь, Россия

Anna A.Yanovskaya - Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor; Acting Head of the Department of Human Resources Management, Institute of Economics and Management, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russia anna_net88@mail.ru https://orcid.org/0000-0003-0247-5643

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.

Статья поступила в редакцию 11.02.2024; после рецензирования 08.04.2024, принята к публикации 10.04.2024. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The article was submitted on 11.02.2024; revised on 08.04.2024 and accepted for publication on 10.04.2024. The authors read and approved the final version of the manuscript.

Ш ~M

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.