Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ В СТРУКТУРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ В СТРУКТУРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
15
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональные ориентации / структура занятости населения / выпускники школ / самарские вузы / предпочитаемые для поступления специальности / career counselling / sphere of public employment / school graduates / Samara universities / preferred majors

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ирина Алексеевна Землянская

В данной статье приведены результаты социологического исследования профессиональных ориентаций выпускников самарских школ. Рассмотрены основные популярные специальности, которые выбирают выпускники при поступлении, мотивы выбора той или иной специальности, а также рейтинги Самарских ВУЗов. Востребованность определенных специальностей соотнесена с потребностями рынка труда Самарской области (на основе сравнения с официальными статистическими данными). В частности, было выявлено, что самарские старшеклассники в целом предпочитают гуманитарные вузовские специальности, тогда как на рынке труда наблюдается нехватка специалистов технического профиля. Также необходимо отметить существующий дефицит квалифицированных кадров со средне-профессиональным образованием. Потребность в данных специалистах в 2 раза выше, чем в специалистах с высшим образованием как на региональном, так и на муниципальном уровнях. Большинство выпускников самарских школ ориентировано на поступление в местные ВУЗы. Четверть опрошенных будет пробовать поступить в центральные ВУЗы страны, чуть более 10% в высшие учебные заведения других городов, около 3% – в зарубежные ВУЗы. Автор делает обзор статей, в которых приводятся результаты исследований по схожей тематике и делает попытку триангуляции данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAREER COUNSELLING FOR SCHOOL GRADUATES IN THE SPHERE OF PUBLIC EMPLOYMENT OF THE SAMARA REGION

The article presents the results of the sociological study of the career counselling of Samara schools graduates. The article reviews the most popular specialisations that high school students choose when they go to universities, their motives for choosing one as well as the ratings of Samara universities. The demand for certain specialisations correlated with the needs of the regional labor market (compared with the official statistics). It was found that Samara high school students generally prefer the humanitarian specialisations, while there is a shortage of technical specialists in the labor market. It is also necessary to note the existing shortage of qualified workers with secondary vocational education. The need for these specialists is 2 times higher than for specialists with higher education both at the regional and municipal levels. Most of the graduates of Samara choose to enter local universities. A quarter of the respondents will try to enter the top universities of Russia, a little more than 10% universities in other cities, about 3% opt for foreign universities. The author also reviews the articles in which the results of research on similar topics are presented and makes an attempt at triangulation of data.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ В СТРУКТУРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ»

Научая статья

УДК 37.047(47)+331.548(47) ББК 74.200.536(2)+88.803(2) З-53

DOI: 10.53598 / 2410-3691-2023-1-314-76-84

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ В СТРУКТУРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

(Рецензирована) Ирина Алексеевна Землянская

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, г. Самара, Россия zemlyanskaya.ia@ssau.ru

Аннотация.В данной статье приведены результаты социологического исследования профессиональных ориентаций выпускников самарских школ. Рассмотрены основные популярные специальности, которые выбирают выпускники при поступлении, мотивы выбора той или иной специальности, а также рейтинги Самарских ВУЗов. Востребованность определенных специальностей соотнесена с потребностями рынка труда Самарской области (на основе сравнения с официальными статистическими данными). В частности, было выявлено, что самарские старшеклассники в целом предпочитают гуманитарные вузовские специальности, тогда как на рынке труда наблюдается нехватка специалистов технического профиля. Также необходимо отметить существующий дефицит квалифицированных кадров со средне-профессиональным образованием. Потребность в данных специалистах в 2 раза выше, чем в специалистах с высшим образованием как на региональном, так и на муниципальном уровнях. Большинство выпускников самарских школ ориентировано на поступление в местные ВУЗы. Четверть опрошенных будет пробовать поступить в центральные ВУЗы страны, чуть более 10% - в высшие учебные заведения других городов, около 3% - в зарубежные ВУЗы. Автор делает обзор статей, в которых приводятся результаты исследований по схожей тематике и делает попытку триангуляции данных.

Ключевые слова: профессиональные ориентации, структура занятости населения, выпускники школ, самарские вузы, предпочитаемые для поступления специальности.

Для цитирования: Землянская И.А. Профессиональные ориентации выпускников школ в структуре занятости населения Самарской области. //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». 2023. Вып. 1 (314). С. 76-84. DOI: 10.53598 / 2410-3691-2023-1-314-76-84.

Original Research Paper

CAREER COUNSELLING FOR SCHOOL GRADUATES IN THE SPHERE OF PUBLIC EMPLOYMENT OF THE SAMARA REGION

Irina A. Zemlyanskaya

Samara National Research University named after academician S.P.

Korolev, Samara, Russia

zemlyanskaya.ia@ssau.ru

Abstract: The article presents the results of the sociological study of the career counselling of Samara schools graduates. The article reviews the most popular specialisations that high school students choose when they go to universities, their motives for choosing one as well as the ratings of Samara universities. The demand for certain specialisations correlated with the needs of the regional labor market (compared with the official statistics). It was found that Samara high school students generally prefer the humanitarian specialisations, while there is a shortage of technical specialists in the labor market. It is also necessary to note the existing shortage of qualified workers with secondary vocational education. The need for these specialists is 2 times higher than for specialists with higher education both at the regional and municipal levels. Most of the graduates of Samara choose to enter local universities. A quarter of the respondents will try to enter the top universities of Russia, a little more than 10% - universities in other cities, about 3% opt for foreign universities. The author also reviews the articles in which the results of research on similar topics are presented and makes an attempt at triangulation of data.

Keywords: career counselling, sphere of public employment, school graduates, Samara universities, preferred majors.

For citation: Zemlyanskaya I.A. Career counselling for school graduates in the sphere of public employment of the Samara region // Bulletin of the Adyghe State University. Series Regional Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Sciences, Culturology». 2023. Iss. 1 (314). pp. 76-84. DOI: 10.53598 / 2410-3691-2023-1-314-76-84.

Введение. Тема профессионального самоопределения старших школьников является крайне актуальной. И государству, и выпускникам школ обоюдно выгодно, чтобы профессиональные устремления последних соответствовали потребностям рынка труда. По мнению Н.Н. Гунько, О.А. Динуковой и В.Я. Вишневер, «отсутствие равновесия между спросом и предложением на рынке труда проявляется через безработицу и дефицит рабочей силы, что негативно отражается на производительности труда на мезоуровне» [1; 211].

Результаты и обсуждение. В мае 2022 г. нами было проведено социологическое исследование на тему: «Профессиональные ориентации выпускников самарских школ»,

было опрошено 344 одиннадцатиклассника, тип выборки - многоступенчатая (1 ступень: стратификация школ по районам г. о. Самара, 2 ступень - гнездовой отбор класса конкретной школы из общего списка в каждом районе с помощью генератора случайных чисел), метод исследования - анкетный опрос. Были поставлены следующие исследовательские задачи:

1) определить наиболее предпочтительные для поступления специальности;

2) проанализировать мотивы выбора той или иной специальности;

3) определить региональный рейтинг вузов.

По итогам проведенного исследования были получены следующие

результаты. Подавляющее большинство одиннадцатиклассников Самары (95,4%) планируют поступать в вуз. Причем большая часть из них (80,5%) планируют продолжить обучение в родном регионе. Четверть опрошенных (26,3%) собираются поступать в центральные вузы страны (в г. Москва и г. Санкт-Петербург). В высшие учебные заведения других городов планируют поступать лишь 10,5%, и 2,7% - в зарубежные вузы1. Таким образом, региональная оседлость характерна для большей части поступающей молодежи, что позитивно скажется на перспективах региональных вузов и Самарского региона в целом. Однако потенциальная «абитуриентская» миграция варьируется в пределах 26,3-39,5%, а это значит, что в случае успешного поступления мы можем потерять до трети элитных студенческих кадров.

Самарский национальный исследовательский университет им. С.П. Королева занимает явную лидирующую позицию в планах респондентов для поступления -38,7% старшеклассников планируют поступать именно туда. В рейтинге вузов RAEX 2022 г. данный вуз занимает 44-е место по России, входит в топ-100 вузов страны и находится на 1 месте в Самарском регионе.

Самарский государственный технический университет и Самарский государственный экономический университет занимают второе место в тройке лидеров по планам поступления самарских старшеклассников (29,5% и 29,2% учащихся соответственно имеют планы по поступлению в данный вуз). Третье и четвертое место в рейтинге с небольшим отрывом занимают Самарский государственный социально-педагогический университет и Самарский государственный университет

1 Поскольку данный вопрос допускал несколько вариантов ответа, то относительное частотное распределение не сводится к 100%.

путей сообщения (12,4% и 10,2% выпускников соответственно).

Практически все ученики (99,4%) планируют сдавать ЕГЭ по русскому языку, поскольку это обязательный для сдачи предмет. Математику профильного уровня будут сдавать 56,8% учеников, обществознание - 50,3% респондентов, а математику базового профильного уровня - 41,1% учащихся. Около четверти респондентов планируют сдавать физику (23%), иностранные языки выбрали 21,9% школьников и историю - 16,9%. Вступительные внутренние экзамены предстоит сдавать 15,3% старшеклассников. Менее 15% учеников планируют сдавать информатику (11,2%) и биологию (11,5%). Незначительное число выпускников выбрали литературу (8,3%) и географию (1,2%).

На основе результатов можно определить, что, помимо обязательных предметов, выпускники Самары выбирают чаще всего для сдачи ЕГЭ такие предметы, как профильная математика, обще-ствознание, физика, иностранные языки и история. Исходя из набора предметов, можно сделать вывод о том, что вниманием пользуются как точные, технические, так и гуманитарные предметы.

Основной причиной выбора определенного набора ЕГЭ являются требования вуза (71,5%). Также большое влияние оказал интерес к предмету (59,3%). Остальные школьники выбрали такую причину, как «самые лёгкие предметы для меня» (16,3%) и «совет родителей и (или) друзей» (11,3%). Из этого следует, что старшеклассники сделали выбор предметов ЕГЭ осознанно, поскольку подавляющее большинство опрошенных (73,3%) уже определились с выбором будущей специальности, и только около четверти опрошенных (26,7%) еще не определились с выбором.

По результатам исследования выявились наиболее предпочтительные для поступления направления2:

1. Экономика, финансы - 26,4%;

2. Инженерия, техника - 24,5%;

3. Гос. и муниципальное управление - 19%;

4. Менеджмент - 17,8%;

5. Юриспруденция - 14,7%;

6. Связи с общественностью - 13,5%;

7. Социология - 13,5%;

8. Медицина - 11%;

9. едагогика - 9,8%;

10. Лингвистика - 9,8%;

11. Психология - 6,1%;

12. Филология - 4,3%;

13. Программирование, 1Т - 3,7%;

14. Журналистика - 2,5%;

15. Сельское хозяйство - 2,5%;

16. Биология - 1,2%;

17. Химия - 0,6%;

18. Математика - 0,6%;

19. Кулинарное искусство - 0,6%.

Проводя анализ, мы видим явное

преобладание совокупного удельного веса гуманитарных специальностей над техническими (127,6%), хотя по индивидуальному удельному весу инженерно-технические специальности занимают 2-е место в списке популярных профессиональных направлений (им хотят отдать предпочтение 24,5% самарских старшеклассников), лишь немного уступая экономическим специальностям. Естественно-научное направление непопулярно среди выпускников школ. Так, на химию и биологию планируют поступать 1,8% старшеклассников.

Ведущей целью обучения в университете для подавляющего числа старшеклассников является получение востребованной профессии (86,4%), наряду с этим будущие абитуриенты ожидают опыта исследовательской деятельности и получение государственного диплома (37,8% и 41,7% соответственно). Помимо формальной стороны образовательного

2 Поскольку данный вопрос допускал несколько вариантов ответа, то относительное частотное распределение не сводится к 100%.

процесса, для студентов важны наличие яркой студенческой жизни (53,4%) и возможность приобрести новых друзей (45,9%).

Иерархия мотивов выбора определенной специальности выглядит следующим образом:

1) соответствие специальности собственным способностям (64,6%);

2) возможность получить интересную работу (62,2%);

3) возможность хорошо зарабатывать (59,2%);

4) перспектива карьерного роста (43,0%);

5) возможность иметь хорошее социальное обеспечение (39,6%);

6) уважаемая в обществе специальность (25,0%);

7) по совету родителей (8,6%);

8) за компанию с друзьями (2,0%);

9) мечта детства (1%).

Как видно из вышеприведенных данных, выпускники школ осуществляют самостоятельный выбор вузовской специальности, ориентируясь на собственные способности и интересы. Значимыми характеристиками будущей работы являются хорошая заработная плата, перспектива карьерного роста и возможность иметь хорошее социальное обеспечение. Удивительно, что уже в юном возрасте старшеклассники задумываются о своем будущем социальном обеспечении. Четверть старшеклассников ориентированы на выбор престижной, уважаемой в обществе профессии.

Ведущей целью получения высшего образования является стремление получить востребованную профессию. Таким образом, выпускники школ верят, что выбранные ими специальности востребованы на рынке труда. Но так ли это на самом деле? По данным Росстата, доля занятых в экономике, имеющих высшее образование, в РФ стабильно увеличивается: в 1999 г. она составляла 20,8% [2; 117], за 20 лет выросла в полтора раза и в 2021 г. составила 34,7% [3; 32]. Вместе с

тем доля работников, получивших среднее профессиональное образование, на протяжении последних 20 лет увеличилась не столь существенно - с 33,8% в 1999 г. [2; 117] до 45,2% в 2022 г. [3; 32].

Причем по статистике за последние 15 лет количество студентов снизилось на 45,2% - с 7,3 млн человек в 2006 I3. [4] до 4,0 млнчеловек в 2021 г. [5]. В Самарской области наблюдается та же тенденция: с 177,5 тыс. в2006г. числоучащихсявузов уменьшилось на С4, 9% и составило 97,9 выя. в С021 г. [4], [5]. Возможно, эсо произошло благодаря процессу объединения и .крулшелис вузов, пик которого п.ишессява 2011 г. I0 сил. этлго заачительносо-кратилдсл число сыволих уче°ных

Чтобы пользоваться спросом на рынке труда, нужно быть осведомленными о востребованных специальностях. Но, к сожалению, школьники не всегда владеют актуальной информацией. Это подтверждают результаты исследования, проведенного Е.В. Дианиной в Москве: «...на рынке труда требуются строители, 1Т-специалисты, переводчики, психологи и другие профессии, а подрастающее поколение не считает данные профессии востребованными и

заведений и, соответственно, число студенческих мест.

Тем не менее, до сих пор наблюдается перенасыщенность рынка труда специалистами с высшим образованием. По статистическим данным Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области, на 01.02.2023 г. потребность локального рынкатрудав специали-стах с высшим образованием ниже, чем в квалифицированных специалистах ороднего профессионального двеса.Числоспясиалистоо с высшлм сбразяванисм орупногг российокого сородаСамаро, ищущих даботу на бирже сруда, тосо1вдяет39,97%. еио оочви л 2 щза Соаынв численности саискателей оо средним прюфоосио-нальныи обдазован1ем(соблица1).

высокооплачиваемыми, образуется дефицит перечисленных выше про-фессий»[6;262].

За прошедшие 15 лет ситуация значительно не изменилась. Все так же существует диссонанс между потребностями рынка труда ижелани-ем молодежи выбирать данные специальности. Так, в рамках нашего исследования мы выявили, что наиболее предпочтительными направлениями подготовки для старшеклассников являются «экономика и

Таблица 1. Распределение спроса по соискателям, ищущим работу по уровню образования, по состоянию на 01.02.2023 г.

Образование Численность зарегистрированных в службе занятости граждан, ищущих работу, по Самарской области, чел. Численность зарегистрированных в службе занятости граждан, ищущих работу, по Самарской области, % Численность зарегистрированных в службе занятости граждан, ищущих работу, по г.о. Самара, чел. Численность зарегистрированных в службе занятости граждан, ищущих работу, по г.о. Самара, %

ИТОГО: 12228 100 4181 100

Среднее профессиональное 4112 33,62 911 21,79

Высшее 3853 31,51 1671 39,97

Среднее общее 1541 12,6 205 4,9

Основное общее 1212 9,91 158 3,78

Не имеющие основного общего 1090 8,91 1047 25,04

Высшее, бакалавр 293 2,4 129 3,09

Высшее, дипломированный специалист 91 0,74 42 1

Высшее, магистр 34 0,28 16 0,38

Высшее, кандидат наук 2 0,03 2 0,05

финансы», «инженерия и техника», «государственное и муниципальное управление» и «менеджмент», а также «юриспруденция», «социология и связи с общественностью». Гораздо менее популярными со стороны старшеклассников являются такие востребованные на рынке труда направления, как «медицина», «педагогика», «лингвистика», «психология». Таким образом, результаты нашего исследования триангулирую с результатами проведенных ранее исследований Е.В. Дианиной в Москве иИ.В. Краснопевцовой по анализу сбаоансерованндсти общо-российскего и сймааакого ресип-нального рынсовтруда.

В резулатате ансеоных опроств, прссслся^^1^. Краснопевцевой. так же, саки в нашем иоследовании, было выявлсно,ито выдускаики вы, бидали специалоноста, исходя от своих тре°почтении,а не учитыват поИ^бнДРТИ ]РЫ0Г£^ ВьшуСК-

ники чащевсеговыТирсли «таки е профоссти, хак юршст, еаономтст, архитектор, диза нер, менеджер по

продажам, менеджер по рекламе и туризму, социальный работник и другие, а сферы, связанные с инженерно-технической деятельностью и промышленным производством, для выпускников школ являются наименее интересными» [7; 319].

В ходе нашего исследования мы также выявили, что 95,4% одиннадцатиклассников планируют поступить в вуз. Наши данные перекликаются с результатами анкетного опроса учащихся 9-11 классов школ с. Нижний Новгоход»провгденноео ИДА. НемовоНи Т.Ю. Медвеазвой. Оаи выспили, ото «иоссе окончания школы бзлынинство рсспосденсои планируют ородолжить обученис ввуре (сй,н% отapшeклиcснаконе, о срнднихспец иальных учреждениях - 8,2% роспонденосе» [д; с%3]. Вип-стпе ормна рьсоко ннидд не хоатаеа КВаЛНфио^ДОВаННЫХ спецхалистов сродаего прсфиооиональнога звеса. %та подтоерждхюх дасные Минисоедосва сдуда. зхос^, сооти и мигроционнойполиситиСа-марской области (таблица 2).

Образование Количество заявленных в службу занятости вакансий, по Самарской области, чел. Количество заявленных в службу занятости вакансий, по Самарской области, % Количество заявленных в службу занятости вакансий, по т.о. Самара, чел. Количество заявленных в службу занятости вакансий, по т.о. Самара, %

ИТОГО: 40855 100 20317 100

Среднее профессиональное 19439 47,58 9611 47,31

Среднее общее 8459 20,7 3583 17,64

Высшее 7032 17,21 3908 19,23

Основное общее 5473 13,4 2927 14,41

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высшее, дипломированный специалист 256 0,63 171 0,84

Высшее, бакалавр 90 0,22 55 0,27

Не имеющие основного общего 53 0,13 26 0,13

Послевузовское профессиональное 24 0,06 20 0,1

Высшее, магистр 12 0,03 11 0,05

Начальное профессиональное 11 0,03 0 0

Высшее, кандидат наук 6 0,01 5 0,02

Таблица 2. Распределение спроса работодателей на рабочую силу (распределение вакансий) по наличию у специалистов определенного уровня образования, по состоянию на 01.02.2023 г.

Из таблицы видно, что число вакансий по регистрируемому рынку труда для специалистов со средним профессиональным образованием выше более чем в 2 раза, как по всему региону, так и по г.о. Самара.

Заключение. Таким образом, в результате нашего исследования мы выявили ряд противоречивых тенденций. Во-первых, самарские старшеклассники гораздо чаще выбирают гуманитарные вузовские специальности, тогда как на рынке труда существует нехватка квалифицированных технических специалистов разных уровней: как высшего, так и среднего профессионального звена. Во-вторых, наблюдается ориентация выпускников самарских школ на получение высшего образования, тогда как спрос на специалистов со средним профессиональным образованием в 2 и более раза выше, чем на специалистов с высшим образованием, как на региональном, так и на муниципальном уровнях. В-третьих, региональная оседлость характерна для большей части поступающей молодежи, и это хорошо для региональных вузов и Самарского региона в целом. Однако потенциальная «абитуриентская» миграция варьируется в пределах 26,3-39,5%, а это значит, что в случае успешного поступления в центральные и другие вузы за пределами Самарской области наш регион может потерять до трети элитных студенческих кадров.

При выборе будущей специальности старшеклассники должны учитывать не только личные интересы, но и престиж профессии, ее востребованность и возможность построения карьеры. Профориен-тационная деятельность в школах помогает осуществить ликбез относительно существующей на рынке труда ситуации, выявить склонности и способности старшеклассников, дать общее представление о потенциальной профессии. Данную роль могут выполнять школьные психологи, будущие работодатели,

преподаватели и студенты вузов. По мнению Е.В. Тихоновой, Е.В. Диа-ниной, наибольшее доверие у старшеклассников вызывают школьные психологи и студенты-первокурсники [9]. С этой точки зрения, вузам целесообразно проводить дни открытых дверей и выездные презентационные мероприятия в школах с привлечением студентов.

М.С. Заочинский считает, что необходимо проводить профориента-ционную работу не только со старшеклассниками, но и с учителями и родителями, поскольку они являются важными агентами влияния для старшеклассников [10]. Он считает, однако, что «в профориентацион-ную работу практически не вовлечены родители, хотя они и в большей степени заинтересованы в правильном выборе профессионального пути своего ребёнка» [10; 130].

Перспективным, на наш взгляд, профориентационным направлением является профильное обучение в старших классах, как в рамках самих школ, так и в специализированных лицеях и колледжах, или посещение подготовительных курсов в самих вузах. Так студенты получают возможность познакомиться с будущей специальностью, в отдельных случаях - с вузом и преподавателями.

Чтобы сформировать интерес к востребованным направлениям научной деятельности, в настоящее время в рамках федерального проекта «Ученый говорит» проводится Всероссийская просветительская акция «Ученые - в школы». Организаторами акции являются Российское общество «Знание» совместно с Координационным советом по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Цель акции - познакомить школьников и студентов с актуальными разработками и исследованиями российских учёных, последними достижениями в сфере науки и технологий, а также привлечь

талантливых спикеров, готовых проводить лекции и делиться своими знаниями с подрастающим поколением. Хорошо, если подобные акции проводятся на регулярной основе.

Для того, чтобы профессиональный выбор старшеклассников соответствовал потребностям рынка труда, необходимо больше внимания уделять профориентационной деятельности в школах, раскрывать

способности учащихся, уделять больше внимание точным техническим специальностям, таким как физика, математика, информатика, так как зачастую школьники боятся этих дисциплин, считают их слишком трудными или неинтересными. Также полезно знакомить студентов с вузовскими специальностями и информировать о текущей ситуации на региональном рынке труда.

Примечания:

1. Гунько Н.Н., Дондукова О.А., Вишневер В.Я. О проблемах сбалансированности на рынке труда // Экономика труда. 2020. № 3. C. 211-220. URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/o-problemah-sbalansirovannosti-na-rynke-truda/viewer.

2. Российский статистический ежегодник: стат. сб. М.: Госкомстат, 2000. 642 с. URL: https://istmat.org/files/uploads/45859/08_trud.pdf

3. Рабочая сила, занятость и безработица в России: стат. сб. М.: Росстат, 2022. 151 с. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Rab_sila_2022.pdf.

4. Численность студентов образовательный учреждений высшего профессионального образования по субъектам Российской Федерации. URL: https://www. gks.ru/bgd/regl/b11_13/IssWWW.exe/Stg/d2/07-48-2.htm.

5. Сведения о численности студентов образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования. URL: https://minobrnauki.gov.ru/opendata/9710062939-svedemya-o-chislennosti-studentov-obrazovatelnykh-organizatsiy-osushchestvlyay-ushchikh-obrazovateln.

6. Дианина Е.В. Потребности рынка труда как социальный фактор, влияющий на профессиональный выбор старшеклассников // Вестник университета. 2016. № 9. С. 260-262. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/potrebnosti-rynka-truda-kak-sotsialnyy-faktor-vliyayuschiy-na-professionalnyy-vybor-starsheklassnikov/ viewer.

7. Краснопевцева И.В. Профессиональный дисбаланс рынка труда квалифицированной рабочей силы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 3. С. 315-321. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ professionalnyy-disbalans-rynka-truda-kvalifitsirovannoy-rabochey-sily/viewer.

8. Немова О.А., Медведева Т.Ю. Свобода профессионального выбора и профориентация: ренессанс дикого капитализма или шаг вперед? // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8, № 2 (27). С. 172-175. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svoboda-professionalno-go-vybora-i-proforientatsiya-renessans-dikogo-kapitalizma-ili-shag-vperyod/ viewer.

9. Тихонова Е.В., Дианина Е.В. Профессиональное самоопределение московской учащейся молодежи: социологический анализ // Вестник университета. 2016. № 10. С. 243-248. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samoopredelenie-moskovskoy-uchascheysya-molodezhi-sotsiologicheskiy-analiz/ viewer.

10. Заочинский М.С. Профессиональная ориентация как одна из главных проблем современных старшеклассников // Вопросы студенческой науки. 2021. Вып. № 7 (59). С. 123-130. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professional-naya-orientatsiya-kak-odna-iz-glavnyh-problem-sovremennyh-starsheklassnikov/ viewer.

References:

1. Gunko N.N., Dinukova O.A., Vishnever V.Ya. About the problems of balance in the labor market // Labor Economics. No. 3. 2020 (March). P. 211-220. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/o-problemah-sbalansirovannosti-na-rynke-truda/viewer.

2. Russian statistical yearbook: statistical collection. M.: Goskomstat, 2000. 642 pp. URL: https://istmat.org/files/uploads/45859/08_trud.pdf

3. Labor force, employment and unemployment in Russia: statistical collection. M.: Rosstat, 2022. 151 pp. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Rab_ sila_2022.pdf.

4. The number of students of educational institutions of higher professional education in the subjects of the Russian Federation URL: https://www.gks.ru/bgd/ regl/b11_13/IssWWW.exe/Stg/d2/07-48-2.htm.

5. Information on the number of students of educational organizations engaged in educational activities under educational programs of higher education. URL: https:// minobrnauki.gov.ru/opendata/9710062939-svedeniya-o-chislennosti-studentov-obrazovatelnykh-organizatsiy-osushchestvlyayushchikh-obrazovateln.

6. Dianina E.V. The needs of the labor market as a social factor influencing career choices of senior students // Bulletin of the University. No. 9. 2016. P. 260-262. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/potrebnosti-rynka-truda-kak-sotsialnyy-faktor-vliyayuschiy-na-professionalnyy-vybor-starsheklassnikov/ viewer.

7. Krasnopevtseva I.V. Professional imbalance of the skilled labor market // Bulletin of Nizhny Novgorod University named after N.I. Lobachevsky. No. 3. 2013. P. 315-321. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ professionalnyy-disbalans-rynka-truda-kvalifitsirovannoy-rabochey-sily/viewer.

8. Nemova O.A., Medvedeva T.Yu. Freedom of professional choice and career guidance: the renaissance of wild capitalism or a step forward? // Azimuth of scientific research: Pedagogy and Psychology. Vol. 8. No. 2(27). 2019. P. 172-175. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svoboda-professionalnogo-vybora-i-proforientatsiya-renessans-dikogo-kapitalizma-ili-shag-vperyod/ viewer.

9. Tikhonova E.V., Dianina E.V. Professional self-determination of Moscow youth: sociological analysis // Bulletin of the University. No. 10. 2016. P. 243-248. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samoopredelenie-moskovskoy-uchascheysya-molodezhi-sotsiologicheskiy-analiz/ viewer.

10. Zaochinsky M.S. Professional orientation as one of the main problems of modern high school students // Issues of student science. Iss. No. 7 (59). 2021. P. 123-130 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-orientatsiya-kak-odna-iz-glavnyh-problem-sovremennyh-starsheklassnikov/ viewer.

Статья поступила в редакцию 02.03.2023; одобрена после рецензирования 10.03.2023; принятакпубликации 11.03.2023.

The paper was submitted 02.03.2023; approved after reviewing 10.03.2023; accepted for publication 11.03.2023.

© И.А. Землянская, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.