ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.34022/2658-3712-2023-51-2-38-49 УДК 331.53 ^ Ш
ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОЧНИКОВ РЕЗЕРВНОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В РОССИИ ИЗ ЧИСЛА ОСУЖДЕННЫХ ЛИЦ
А.Л. Сафонов
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,
Москва, Россия С.О. Песков МФЮУ, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ
Цель исследования - определить реальный размер резерва потенциальной рабочей силы, которая может быть вовлечена в экономику страны из числа осужденных граждан; рассмотреть социально-демографический состав осужденных, периоды наказаний в целях анализа мотивации к труду и для формирования устойчивых трудовых отношений в период отбытия наказания и в период социальной адаптации; выявить имеющиеся экономические, законодательные и организационные ограничения для широкого применения принудительных работ, а также стимулы для вовлечения в общественно полезный труд осужденных лиц. Поставлена задача определить условия для более эффективного использования потенциальной резервной рабочей силы из числа осужденных лиц для частичной компенсации сокращения рабочей силы в экономике Российской Федерации под влиянием демографических и миграционных факторов. В ходе исследования использованы системный и сравнительные подходы, структурный анализ, методы статистической обработки информации. Был проведен анализ научной литературы, статистических данных Федеральной службы исполнения наказаний России (ФСИН), Судебного Департамента Верховного суда РФ, государственной статистики (Росстата), материалов Министерства юстиции РФ. Одним из практических результатов исследования являются разработанные авторами новые подходы в организации использования труда осужденных лиц в рамках принудительных работ, направленных на создание условий для пролонгированной занятости и непрерывной системы социальной адаптации осужденных после отбытия наказаний. Сделаны выводы о наличии в действующей системе организации принудительных работ барьеров для увеличения численности осужденных лиц, которые могут быть эффективно вовлечены в общественно полезный труд.
Ключевые слова: трудовые ресурсы; резервная рабочая сила; занятость; потенциал рабочей силы; труд осужденных лиц; принудительные работы; общественно полезный труд.
Для цитирования: Сафонов А.Л., Песков С.О. Проблемы формирования источников резервной рабочей силы в России из числа осужденных лиц. Социально-трудовые исследования. 2023;51(2):38-49. DOI: 10.34022/2658-3712-2023-51-2-38-49.
ORIGINAL PAPER
FORMATION OF SOURCES OF LABOR FORCE RESERVE IN RUSSIA FROM AMONG CONVICTED PERSONS
A.L. Safonov
Financial University under the Government of the Russian Federation,
Moscow, Russia S.O. Peskov MFUA, Moscow, Russia
ABSTRACT
The purpose of the study is to determine the real size of the reserve of potential labor force that can be involved in the country's economy from among convicted; to consider the socio-demographic composition of convicts, periods of punishment in order to analyze motivation to work and to form stable labor relations during the period of serving a sentence and during social adaptation; to identify the existing economic, legislative and organizational restrictions for the widespread use of forced labor, as well as incentives for the involvement of convicted persons in socially useful work. The task is to determine the conditions for more effective use of the potential reserve labor force among convicted persons to partially compensate for the reduction of the labor force in the economy of the Russian Federation under the influence of demographic and migration factors. In the course of the study, systematic and comparative approaches, structural analysis, and methods of statistical information processing were used. The analysis of scientific literature, statistical data of the Federal Penitentiary Service of Russia (FSIN), the Judicial Department of the Supreme Court of the Russian Federation, State Statistics (Rosstat), and materials of the Ministry of Justice of the Russian Federation was carried out. One of the practical results of the study is the new approaches developed by the authors in the organization of the use of the labor of convicted persons in the framework of forced labor aimed at creating conditions for
© Сафонов А.Л., Песков С.О., 2023
prolonged employment and a continuous system of social adaptation of convicts after serving sentences. Conclusions are drawn about the presence of barriers in the current system of organization of forced labor to increase the number of convicted persons who can be effectively involved in socially useful labor.
Keywords: labor resources; labor force reserve; employment; labor potential; labor of convicted persons; forced labor; socially useful labor.
For citation: Safonov A.L., Peskov S.O. Problems of formation of sources of labor force reserve in Russia from among convicted persons. Social and labor research. 2023;51(2):38-49. DOI: 10.34022/2658-3712-2023-51-2-38-49.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших проблем обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны является ее обеспеченность трудовыми ресурсами. Это проблема обострилась в последние годы в силу ряда факторов, превалирующими из которых являются демография (снижение рождаемости) и сверхсмертность населения в период эпидемии COVID-19. Только в 2021 г. от коронави-русной инфекции умерло 371970 человек1. Переломной точкой в переходе к снижению общей численности населения в России был 2019 г. (рис. 1).
Однако новый этап сокращения численности населения начался еще раньше - в 2016 г. - из-за очередного падения рождаемости (рис. 2). Например, в 2016 г. численность родившихся составила 1888729 человек, тогда как в 2015 г. она составляла 1940579 человек, что привело к отрицательному естественному приросту. Вплоть до 2020 г. сокращение рождаемости частично компенсировалось снижением смертности.
Для рынка труда в краткосрочной и среднесрочной перспективе более существенное значение имеет показатель смертности населения в трудоспособном возрасте. C 2017 по 2021 гг. среднегодовая численность занятых сократилась в экономике Российской Федерации с 71,842 млн человек до 70,817 млн человек (рис. 3). При этом необходимо принять во внимание, что с 2019 г. началась пенсионная реформа, несколько затормозившая выбытие с рынка труда лиц старшего поколения, однако из-за своего кратковременного характера не способная кардинальным образом изменить сложившийся тренд на снижение численности рабочей силы.
Еще одним важным фактором, оказывающим влияние на динамику рабочей силы является проблема работающих пенсионеров. Здесь необходимо принять во внимание два обстоятельства. Во-первых, на данный факт указывает в своей статье А. В. Кашепов [1], отмечающий, что начиная с 2018 г. (когда численность работающих пенсионеров достигла максимума в 7,5 млн человек) в результате изменения возрастных па-
1 URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/demo24-2_2021.xlsx (дата обращения: 02.02.2023 г.).
раметров периода выхода на пенсию она начнет сокращаться и составит к 2025 г. 5,6 млн человек. Следовательно, данный источник пополнения рабочей силы не может изменить сложившихся трендов.
Во-вторых, в силу особенностей индексации пенсий работающим пенсионерам для последних становится невыгодным осуществление трудовой деятельности в легальном поле. Это приводит к тому, что часть лиц пенсионного возраста смещается в неформальный сектор, где условия и производительность труда имеют более низкий уровень, что отражается на эффективности труда в целом.
В этих условиях реальными направлениями увеличения численности рабочей силы в РФ становятся внешняя трудовая миграция и использование резервной рабочей силы, в частности трудового потенциала осужденных лиц.
7 декабря 2011 г. вступил в силу федеральный закон № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым система наказаний была дополнена новым видом - принудительными работами2. Таким образом появилась нормативно-правовая основа для расширения возможностей привлечения к труду осужденных лиц, которые в настоящий момент не рассматриваются в экономической литературе, как реальный источник пополнения рабочей силы.
Тем не менее в работах, посвященных юридической стороне данного вопроса, активно обсуждаются цели такого вида наказания, проблемы гуманизации наказаний и соблюдения трудовых прав осужденных, правовые аспекты соответствия норм уголовного и трудового права, другие направления деятельности в области исполнительного производства уголовных наказаний [2, 3, 5-8].
Не ставя под сомнение важность данных проблем, мы исходим в первую очередь из необходимости постановки новых. Во-первых,
2 Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», 420-ФЗ О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (legalacts.ru).
■
149,0 148,0 147,0 146,0 145,0 144,0 143,0 142,0 141,0 140,0 139,0
1985 1990 1995 2000 2005 2010 2015 2020 2025
146 ,9
4
/
Рис. 1 / Fig. 1. Численность населения России, млн человек / Population of Russia, million people
Источник/Source: составлен авторами по данным Росстата. https://rosstat.gov.ru/ storage/mediabank/demoll. xls / compiled by the authors according to Rosstat. https:// rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/demoll.xls
4000000 3000000 2000000 1000000
0
4
-1000000
-f # # ^ $ $ -f 4" 4
I Родившихся (всего, человек) ■ Естественный прирост (всего, человек) Умерших (всего, человек)
Рис. 2/ Fig. 2. Рождаемость, смертность и естественный прирост, человек / Birth, death and natural increase, people
Источник/Source: составлен авторами по данным Росстата. https://rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/demo21_2021. / compiled by the authors according to Rosstat. https:// rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/demo21_2021.xls
80000 70000 60000 50000 40000 30000 20000 10000 0
71842,7
71561,7
71064,5
2017
2018
2019
69550,3
2020
70817,9
2021
Рис. 3 / Fig. 3. Среднегодовая численность занятых в России по видам экономической деятельности (всего, тыс. человек) / Average annual number of employed in Russia by type of economic activity (total, thousand people)
Источник/Source: составлен авторами по данным Росстата, https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/05-05_2017-2021.xls / compiled by the author according to Rosstat, https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/05-05_2017-2021.xls
необходимо рассмотреть вопрос о том, в какой мере осужденные могут рассматриваться как реальный источник пополнения рабочей силы. Во-вторых, требуется оценить эффективность существующих организационно-экономических механизмов, при помощи которых можно привлекать к оплачиваемому труду осужденных с учетом реального спроса на рынке труда со стороны работодателей.
АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА РАБОЧЕЙ СИЛЫ ИЗ ЧИСЛА ОСУЖДЕННЫХ ЛИЦ
Как свидетельствуют данные судебной статистики в 2021 г. численность осужденных по уголовным основаниям в Российской Федерации составила 565 317 человек. При этом решения, связанные с ограничением свободы были назначены в отношении 158 182 человек, обязательные работы - в отношении 91 469 человек, исправительные - 47 679 человек (рис. 4). Таким образом потенциальная численность граждан из числа осужденных, которые в той или иной или иной мере могли бы быть заняты общественно полезным трудом, составляет 297 330 человек.
Однако принудительные работы в соответствии со ст. УК РФ 53.1 не назначаются: несовершеннолетним, инвалидам первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет, женщинам, достигшим 55-ти лет, мужчинам, достигшим 60-ти лет, военнослужащим. По возрастным характеристикам к потенциальной рабочей силе из числа осужденных в 2021 г. можно было отнести 331192 человека в возрасте не старше 56 лет.
В табл. 1 приведены данные о численности осужденных лиц в 2021 г. по информации ФСИН,
относящихся к категории несовершеннолетних, на которых распространяется запрет в части использования их труда на принудительных работах и, следовательно, это та часть осужденных, которая должна быть исключена из баланса потенциальной рабочей силы из числа осужденных граждан. Таковых было 842 человека. Таким образом численность потенциальной рабочей силы из числа осужденных (за минусом несовершеннолетних) составляла на 2021 г. 330350 человек. При этом 1 264 человека, находившихся в воспита-
91 469 7 642
1 147
■ Осуждено
■ Лишение свободы
■ Ограничение свободы
■ Исправительные работы
■ Принудительные меры к невменяемым
■ Оправдано
■ Условное лишение свободы
■ Штраф
■ Обязательные работы
Рис. 4/ Fig. 4. Численность осужденных граждан в 2021 г. по составам УК РФ (всего, человек) / The number of convicted in 2021 by composition of the Criminal Code of the Russian Federation (total, people)
Источник/Source: составлен авторами, httpsy/судебнаястатистика.рф/ sort/year/dir/asc/realm/ug/t/14/s/17 / compiled by the author, httpsy/су-дебнаястатистика .rf/sort/year/dir/asc/realm/ug/t/14/s/17
350000 300000 250000 200000 150000 100000 50000 0
292187
39005
11631 9750
до 25 лет от 26 до 55 лет от 56 до 60 лет старше 60 лет
включительно включительно включительно
Рис. 5/ Fig. 5. Характеристика осужденных по возрасту на момент совершения преступления, лет, 2021 г. / Characteristics of convicts by age at the time of the crime, years, 2021
Источник/Source: отставлен авторами по данным статистики ФСИН, https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20lic%20sodergahixsya%20 v%20IK/Характеристика%20лиц,%20содержащихся%20в%20исправительньlх%20колониях%20для%20взросльlх.pdf/ compiled by the authors according to the statistics of the Federal Penitentiary Service. fsin.gov.ru
Таблица 1 / Table 1
Характеристика лиц, содержащихся в воспитательных колониях для несовершеннолетних / Characteristics of persons held in educational colonies for minors
2021
Списочная численность осужденных в ВК на конец отчетного периода 842
по полу женского пола 57
мужского пола 785
сироты и лица до 18 лет, лишенные родительского попечения 106
по возрасту, лет от 14 до 15 включительно 27
от 16 до 17 включительно 551
от 18 до 19 включительно 264
от 20 до 21 включительно 0
по срокам заключения до 2 лет включительно 165
свыше 2 до 3 лет 211
свыше 3 до 5 лет 295
из них свыше 5 до 8 лет 156
свыше 8 до 10 лет 15
Контингент осужденных
Всего осужденных
Военнослужащие
Иностранцы и лица без гражданства
Иные трудоспособные, неработавшие и неучившиеся (без постоянного источника доходов)
Безработные
4 095 279
19 349 25 004
8 198 17 868
19 422
Нетрудоспособные ■ 16 482
Женщины
t86 238 110 322
0
I 2015
200 000 400 000 600 000 800 000
Человек
0
Источник/Source: составлено авторами по данным статистики ФСИН, https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika / rompiled by the authors according to the statistics of the Federal Penitentiary Service. https://fsin.gov. ru/structure/inspector/iao/statistika
Таблица 2 / Table 2
Характеристика осужденных, которые осуждены к лишению свободы / Characteristics of convicts who are sentenced to imprisonment
Осужденные по количеству приговоров / Convicted by the number of sentences 2021
впервые 137430
второй раз 74467
3 и более раз 140676
Источник/Source: составлено авторами по данным статистики ФСИН. https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika / compiled by the authors according to the statistics of the Federal Penitentiary Service. https://fsin.gov. ru/structure/inspector/iao/statistika
тельных колониях для несовершеннолетних, находились в возрасте от 18 до 19 лет включительно, т. е. они могли бы быть привлечены к труду.
Что касается численности осужденных военнослужащих (по данным судебной статистики), то в 2021 г. она составляла 4095 человек (рис. 6). В соответствии с действующим законодательством они также не могут быть привлечены к принудительным работам. В результате общее число потенциально привлекаемых к труду осужденных лиц в 2021 г. составило 326 255 человек.
Из этой категории 86 238 человек - женщины, 463 из которых в 2019 г. по данным СМИ были женщины с детьми до 3-х лет. Поэтому потенциальный трудовой контингент из числа женщин достаточно значительный. Это накладывает определенные особенности на характер их занятости, что связано с содержащимися в Трудовом
Рис. 6/ Fig. 6. Показатели по контингенту осужденных (человек) / Indicators for the contingent of convicts (people)
Источник/Source: составлено авторами, https://statапи-пресс.рф/sort/ year/dir/asc/realm/ug/t/12/s/11 / compiled by the author, https://statапи-пресс.рф/sort/year/dir/asc/realm/ug/t/12/s/11
кодексе ограничениями привлечения женщин к тяжелым и вредным условиям труда.
Из потенциального трудового контингента рабочей силы из числа осужденных надо также исключить иностранцев и лиц без гражданства: в 2021 г. их было 19 349 человек (рис. 6). Такие граждане, как правило, слабо владеют русским языком, у них практически отсутствует мотивация на развитие квалификации для продолжения трудовой деятельности в России, а по окончанию срока наказания они могут быть депортированы в страны исхода. То есть при учете вышеназванных групп осужденных потенциальная рабочая сила из их числа снижается до 306 443 человек.
Однако для более точного расчета необходимо учитывать и другие факторы. Во-первых, тяжесть преступления и наказания, которые влияют на возможность привлечения к принудительному труду и его организационную форму.
Поскольку 271923 граждан имели сроки наказания до 10 лет (рис. 7), именно они и должны рассматриваться в качестве основного контингента, для которого могут быть заменены наказания, связанные с лишением свободы, на принудительные работы.
Приведенный выше расчет уточняют данные табл. 2. Необходимо вычесть из числа потенциальной рабочей силы «профессиональных» нарушителей закона, имеющих 3 и более приговора по
■
Рис. 7/ Fig. 7. Характеристика осужденных по срокам заключения (наказания), человек, 2021 г. / Characteristics of convicts by terms of imprisonment (punishment), people, 2021
Источник/Source: составлен авторами по данным статистики ФСИН / rampi^d by the authors according to the statistics of the Federal Penitentiary Service https://fsin.gov. ru/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20lic%20sodergahixsya%20v%20IK/Характеристика%20лиц,%20содержащихся%20в%20исправи-тельных%20колониях%20для%20взрослых^1
600000 565 317 500 000 400 000 300 000 200 000 100 000 0
J* & &
' Ж У //M // ./
-X1 о4' .-?' Ъ~ V-
<8 V-
v
2020 2021
Рис. 8 / Fig. 8. Социальная структура осужденных, человек / Social structure of convicts, people
Источник/ Source: http://www.cdep.ru/userimages/sudebnaya_statistika/Sb_sudimost-2008-2021.xls
лишению свободы, численность которых составляла 140676 человек.
В итоге, можно рассчитывать на 211 897 человек, потенциально способных участвовать в принудительных работах, которые могут быть организованы работодателями вне исправительных учреждений.
Для анализа потенциала рабочей силы из числа осужденных необходимо также рассмотреть их социальный состав. Как следует из рис. 8, в 2021 г. 114818 человек были из рабочих, 15983 являлись служащими, 1 469 - работниками сельского хозяйства, 15026 - учащимися и студентами, 10219 - лицами, осуществлявшими предпринимательскую деятельность, 5 317 - безработными, 22282 - лица-
ми прочих занятий (бывшими военнослужащими и работниками силовых органов власти, адвокатами и т.п.).
Таким образом связь с общественным производством или общественной полезной деятельностью до вступившего в силу приговора, связанного с ограничением свободы, имели всего 185114 человек. 362375 человек не имели какой-либо связи с занятостью до момента осуждения. То есть реальный потенциал использования труда осужденных находится в пределах 150 - 185 тыс. человек, что, безусловно, не может покрыть выбытие рабочей силы из-за демографических и иных факторов. Однако эти ресурсы имеются в наличии и их необходимо эффективно использовать.
Дополнительное наказание 3 334 в виде конфискации имущества | 2159
Дополнительное наказание - 3 102 ограничение свободы | 3379
Дополнительное наказание - 12 40 штраф Щ 1634
Дополнительные виды наказаний -лишение специального воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
Дополнительные виды наказаний -лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
Основное наказание - арест
Основное наказание -ограничение по военной службе
Основное наказание -содержание в дисциплинароной воинской части
330 169
206 0
82 0
399
Основное наказание - 12 49 условное осуждение к иным мерам || 1495
Основное наказание -условное осуждение к лишению свободы |
Основное наказание - штраф
927 7797
Основное наказание -лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
Основное наказание - исправительные работы Основное наказание - обязательные работы Основное наказание - принудительные работы
232 436
_48 111
64388
_ 93 402
■ 77511
1 313 5
21 455
Основное наказание - ограничение свободы 214
Основное наказание -лишение свободы на определенный срок
Основное наказание -пожизненное лишение свободы
47 65
0 50000 100000 150000 200000 250000
2021 ■ 2015
Рис. 9/ Fig. 9. Уголовное судопроизводство. Применение основной и дополнительной меры наказания, человек / Criminal proceedings. Application of principal and additional penalties
Источник/Source: составлен авторами. https://судебнаястатистика.рф/sort/year/dir/asc/realm/ug/t/12/s/8 / compiled by the authors. httpsy/судебнаяста-тистика .rf/sort/year/dir/asc/realm/ug/t/12/s/8
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ТРУДУ ОСУЖДЕННЫХ В РАМКАХ СУЩЕСТВУЮЩЕГО НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО И ОРГАНИЗАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА
Если обратиться к статистике вынесения приговоров (рис. 9), то можно увидеть, что в структуре наказаний в 2021 г. превалирует приговор, связанный с лишением свободы (174 156 случаев), при этом принудительные работы как наказание применялись только 1313 раз. Необходимо отме-
тить, что исправительные и обязательные работы не связаны с ограничением свободы и не предполагают разрыв осужденного с прежним местом работы, они являются дополнением и выполняются после основного рабочего времени и, как правило, связаны с общественными работами.
Данные табл. 3 свидетельствуют о том, что с 2018 по 2021 гг. доля вынесенных приговоров, связанных с назначением принудительных работ вместо заключения под стражу, остается практи-
Таблица 3 / Table 3
Динамика вынесения приговоров, связанных с назначением принудительных работ / Dynamics of sentencing related to the appointment of forced labor
Вид наказания / Type of punishment 2018 2019 2020 2021
Основное наказание -лишение свободы на определенный срок (человек) 197 189 181 833 161 492 174 156
Основное наказание -принудительные работы (человек) 1 038 1 462 992 1313
Наказание в качестве принудительных работ в % к общей численности осужденных к лишению свободы на определенный срок 0,5 0,8 0,6 0,8
Источник/Source: составлено авторами. https://stat.апи-пресс.рф/sort/ year/dir/asc/realm/ug/t/12/s/11 / compiled by the authors. https://stat.апи-пресс.рф/sort/year/dir/asc/realm/ug/t/12/s/11
чески неизменной. Иначе говоря судебная система ограничивает применение этой нормы наказания, что в свою очередь является барьером для распространения широкой практики использования потенциальной рабочей силы из числа осужденных в экономике страны.
Безусловно этому явлению есть рациональные объяснения. Во-первых, это отсутствие специальной инфраструктуры, при помощи которой можно было бы осуществить организацию принудительных работ3. Порядок исполнения наказания в виде принудительных работ в настоящий момент регламентируется рядом нормативно-правовых актов. В гл. 8.1. Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что наказание реализуется в специальных исправительных центрах, расположенных в районах (регионах), где жил (был осужден) гражданин.
Это сразу создает проблему по наличию такой инфраструктуры во всех субъектах Российской Федерации, а также низкого уровня транспортной доступности к рабочим местам.
Как указывают в своей статье А.А. Крымов, Э.В. Лядова, Ф.В. Грушин, затраты, связанные с содержанием исправительного центра, рассчитанного на пребывание в нем до 200 человек, составили в ценах 2011 г. порядка 72,2 млн рублей [4]. То есть для всех регионов стоимость данной программы с учетом инфляции за 11 лет составляет по приблизительным оценкам 10 млрд рублей. К этому надо добавить стоимость расходов на содержание дополнительных кадров ФСИН в общей численности более 2,5 тыс. человек в сумме около 3 млрд рублей ежегодно. Кроме того необходимо учесть рас-
3 Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной службы исполнения наказаний РФ на 2015-2017 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://fsin. su/ structure/inspector/ iao/Doklad/DROND%202015-2017.pdf.
ходы на эксплуатацию исправительных центров, текущий и капитальный ремонт. По нашим расчетам ежегодная стоимость эксплуатации одного такого исправительного центра может составлять 1,2 млн руб. в год. Таким образом, для функционирования одного центра надо предусматривать финансирование (без строительства) в сумме 24,6 млн рублей. При условии полной загрузки такого учреждения, каждый осужденный должен в месяц из своего дохода отчислять более 10 тыс. рублей. Принимая во внимание, что работодатели вряд ли предложат им работу с достойной оплатой труда, расходы из заработной платы осужденных на содержание такого учреждения могут составлять от 30 до 50%, что, естественно, не будет стимулировать заключенных к труду.
Реализация принудительных работ в рамках специальных исправительных центров ставит еще один сложный вопрос: где найти такого работодателя, чьи рабочие места будут расположены в непосредственной близости от такого центра, и который согласился бы нести дополнительные расходы на доставку к рабочему месту таких работников?
Концентрация работников из числа осужденных в специальных центрах, конечно обеспечивает простоту контроля за их поведением и исполнением требований, связанных с регламентами ФСИН, но в то же самое время резко сокращает возможности привлечения в качестве работодателей широкого круга предприятий, особенно из числа малых и средних. Плюс к этому сохраняются условия перенесения специфической социальной среды колоний в исправительные центры и отрицательное влияние на граждан, желающих порвать с прошлым.
Сегодня по данным ФСИН4, в России насчитывается 251 исправительный центр, включая изолированные участки, функционирующие в качестве специальных общежитий на территории работодателей, которые при наличии постоянного спроса на данный тип персонала на период от 5 лет вынуждены обустраивать их и содержать. В условиях изменения конъюнктуры потребительского спроса, перспективы роста производительности труда и внедрения передовых технологий также трудно рассчитывать на стабильность спроса на низкоквалифицированную рабочую силу с низким уровнем мотивации к труду на длительные сроки.
Ставка на развитие стационарных исправительных центров или их филиалов неизбежно
4 URL: https://fsin.gov.ru/ispravitelnye-tsentry/
Источник/Source: составлена авторами по данным ФСИН / compiled by the authors according to the Federal Penitentiary Service.
Таблица 5/ Table 5
Технические требования к оборудованию общежития, передаваемого в безвозмездное пользование, а также организации материально-бытового обеспечения осужденных / Technical requirements for the dormitory equipment, transferred for free use, as well as the organization of material and household support for convicts
Таблица 4/ Table 4
Организационная схема ФСИН по реализации наказания в виде принудительных работ / The organizational scheme of the Federal Penitentiary Service for the implementation of punishment in the form of forced labor
Порядок взаимодействия со ФСИН России установлен приказом Минюста России от 26.12.2019 № 323
Организация / Organization Территориальный ФСИН России / Territorial Federal Penitentiary Service of Russia ФСИН России / Federal Penitentiary Service of Russia
Заключает письменное соглашение о намерении заключить договор с учреждением УИС Готовит расчет численности личного состава Принимает решение о создании участка ИЦ на основании обращения территориального органа ФСИН России
Готовит примерный расчет численности осужденных ИЦ Формирует пакет документов Издает приказ о создании участка ИЦ в случае принятия положительного решения
Создает схему размещения ИЦ (перечень предоставляемых объектов) по согласованию с территориальными органами ФСИН России Направляет обращение во ФСИН России Производит расчет численности личного состава
Организация / Organization ФСИН России / Federal Penitentiary Service of Russia
Предоставление отремонтированных общежитий с минимальным набором помещений: - санитарно-бытовые помещения; - помещения, необходимыми для несения службы сотрудниками ИЦ. Кадровое обеспечение (выделение сотрудников для осуществления постоянного надзора за осужденными в общежитии)
Жилая площадь в расчете на одного осужденного не менее 4-х кв. метров Технические средства надзора и контроля
Оказывает содействие администрации ИЦ в материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении осужденных к принудительным работам Одежда, обувь и питание (при отсутствии у осужденных собственных средств)
Источник/Source: составлена авторами по данным ФСИН / compiled by the authors according to the Federal Penitentiary Service.
столкнется с проблемой обслуживающего персонала. А в условиях кадрового дефицита в производственных секторах экономики встает вопрос о целесообразности привлечения дополнительных кадров в систему ФСИН с точки зрения обеспечения эффективной структуры занятости в экономике страны и дополнительных расходов из федерального бюджета.
Есть еще одно соображение, которое требует обсуждения. Сейчас основных заинтересантов в привлечении большого числа осужденных к принудительным работам можно найти только среди работодателей, которые готовы использовать их на низкоквалифицированных работах с неблагоприятными условиями труда и работах, не требующих профессионального развития работников, низким уровнем оплаты труда. Однако исходя из целесообразности роста производительности труда в экономике, сохранения квалификации осужденных для их дальнейшей успешной адаптации в период после отбытия наказания целесообразно рассмотреть возможность изменения подходов к привлечению к труду осужденных лиц.
Есть еще вопрос, который носит на первый взгляд технический характер, но на самом деле является сущностным с точки зрения формирования эффективного механизма использования потенциальной рабочей силы из числа осужденных лиц.
В соответствии с приказом Минюста России от 26.12.2019 № 323 «Об утверждении Порядка создания и функционирования участков исправительных центров, расположенных вне исправительных центров, но в пределах субъектов Российской Федерации, на территории которых они находятся»5 действует достаточно сложная схема организации труда в рамках принудительных работ (табл. 4). Она предполагает:
• трех участников процесса (работодателя, территориального органа ФСИН России, центрального аппарата ФСИН России);
• три уровня принятия решений;
• девять бюрократических действий (при условии отсутствия возврата документов). Длительность принятия решений в этом случае
уже является проблемой, поскольку работодателю необходимо как можно быстрое заполнение вакансий. Кроме того, работодатель должен обладать общежитием (передаваемым в безвозмездное пользование ФСИН), которое должно соответствовать требованиям ст. 605 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, что сразу исключает из процесса привлечении осужденных к принудительным работам, организации, не располагающими такой материальной базой, а для бюджетных организаций встает вопрос очень сложной и дли-
5 URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73338639/
тельной процедуры взаимодействия по оформлению права безвозмездного пользования через органы управления госимуществом. Практически можно говорить, что ни малые, ни средние, ни бюджетные организации не способны участвовать в привлечении осужденных на имеющиеся вакансии.
В табл. 5 представлены обобщенные технические требования к общежитиям для лиц из числа осужденных, из-за сложности выполнения которых принудительные работы могут применяться в ограниченном числе.
Для того, чтобы изменить положение дел, требуются следующие коррективы. Во-первых, необходимо сохранять связь осужденного с его прежней квалификацией. Во-вторых, ставка должна делаться на работодателей, которые могут сохранить с осужденным трудовые отношения в период после отбытия наказания, т.е. развивать пролонгированную занятость. В-третьих, необходимо приближать место работы к месту проживания осужденного для сохранения социальной связи с семьей и оказания ей материальной помощи за счет заработка на принудительных работах. В-четвертых, следует принимать во внимание постоянно меняющийся спрос на рынке труда под влиянием экономической конъюнктуры, что требует «быстрых» технологий удовлетворения спроса на рабочую силу со стороны работодателей с учетом квалификационных требований и географии рабочих мест.
Перечисленные выше подходы позволят решить несколько задач в части повышения эффективности использования трудового потенциала осужденных. По данным специального доклада Уполномоченного по правам человека в Ивановской области «Проблемы ресоциализации осужденных и лиц, освободившихся из мест лишения свободы в Ивановской области»6 в 2020 г. 59,5% вновь осужденных - это лица, которые после отбытия наказаний вновь совершили преступления, при этом значительная часть из них не имела постоянного дохода и совершила противоправные действия из-за нужды. В докладе также указываются и другие факторы, оказывающие негативное влияние на поведение отбывших свой срок осужденных, связанные, в основном, с потерей навыков: трудовых, социальных и трудовых коммуникаций, самостоятельного принятия конструктивных решений и т.п., а также настороженное, порой враждебное от-
6 Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Ивановской области «Проблемы ресоциализации осужденных и лиц, освободившихся из мест лишения свободы в Ивановской области», URL: hUps://ombudsman.ivanovooЫ.ra/upload/mediaHbrary/824/СПЕЦДО-КЛАД%20реализация%20осужденных.pdf
ношение к бывшим осужденным со стороны окружающих.
Грамотная организация труда осужденных в рамках пролонгированной занятости, которая будет продолжаться после отбытия наказания позволит, на наш взгляд:
• сократить количество рецидивов преступлений, вызванных отсутствием работы;
• сформировать позитивную устойчивую и понятную для осужденных социально-трудовую среду, которая обеспечит заполнение вакуума общественных отношений, неизбежно возникающих после освобождения;
• сформировать дополнительную мотивацию к общественно полезному труду, совершенствованию квалификации, а значит росту производительности труда;
• предотвратить возникновение семейных конфликтов из-за отсутствия работы.
В связи с этим организация занятости осужденных на основе пролонгации трудовых отношений после периода отбытия наказания должна стать краеугольным камнем создания системы принудительных работ, для чего необходимо использовать институт частных агентств занятости и изменение формы контроля за исполнением наказаний со стационарного (в общежитиях) на инспекционный (обязательная отметка у уполномоченного лица по месту работы и проживания) с использованием электронных средств, применяемых в случае наложения наказания в виде домашнего ареста. Данная проблема как одна из важных отмечается в научной литературе [9].
Эффективность организации труда из числа осужденных лиц также надо рассматривать с позиции уровня оплаты труда. Это базовое условие, которое должно приниматься во внимание в первую очередь. Низкий размер оплаты труда будет отрицательно влиять на желание осужденных участвовать в принудительных работах, соблюдать трудовые обязанности в полном объеме, рассматривать работодателя, как постоянного, а также прилагать усилия к повышению производительности труда и росту квалификации.
Согласно ст. 105 УИК РФ7 регулирование оплаты труда осужденных связанно с двумя положениями:
• гарантий оплаты труда не ниже МРОТ;
• формирование оплаты труда пропорционально отработанному времени или норме выработки.
7 Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», 420-ФЗ О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (legalacts.ru)
При этом в соответствии с ч. 4 ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, из заработной платы осужденных производятся удержания для возмещения расходов на их содержание, размер которых может составлять от 5 до 20% заработка. Занятый же на принудительных работах осужденный по данным ФСИН должен в конечном итоге получить на руки не менее 25% заработанных средств. Таким образом при средних расходах на проживание в стандартном исправительном центре в 10 тыс. рублей, осужденный может получить на руки 38% заработка и это при условии, что не будет других удержаний.
Интересной особенностью правоприменения ст. 105 УИК РФ является то, что в отличие от общего правила, которое закреплено в 315 ст. Трудового кодекса РФ о начислении процентных надбавок (коэффициентов) за работу в районах с особыми климатическими условиями, на заработную плату осужденных лиц данное положение может не распространяться. Это следует из определения Конституционного Суда РФ № 2631-О от 30 ноября 2021 г.8 Фактически это позволяет работодателю уменьшить реальное содержание оплаты труда лицам, привлекаемым к принудительным работам, что снижает их мотивацию к труду. В связи с этим необходимо рассмотреть поправки в ст. 105 УИК РФ в части гарантий по оплате труда для лиц, приговоренных к принудительным работам, имея ввиду распространение на них общих правил Трудового кодекса, а именно положений ст. 315 и Постановления Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш».9
8 URL: https://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision573585.pdf
9 URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_284617/
ВЫВОДЫ
В настоящее время в целях эффективной организации системы принудительного труда и повышения численности рабочей силы из числа осужденных лиц необходимо серьезным образом пересмотреть технологию организации принудительного труда с участием бизнеса.
Во-первых, учитывая низкую эффективность занятости осужденных в рамках организации этой работы учреждениями ФСИН необходимо перейти к формированию модели, предлагающей в качестве базовой платформы для трудоустройства лиц, осужденных к принудительному труду, частные агентства занятости.
Во-вторых, необходимо осуществить дополнение Трудового кодекса РФ специальной главой, в которой были бы урегулированы вопросы гарантий по оплате труда данной категории граждан и, соответственно, устранить положения по оплате труда из УИК РФ в целях единообразного применения в практической деятельности.
В-третьих, предусмотреть возможность занятости осужденного к принудительным работам проживания рядом с семьей в целях сохранения социальных связей и обеспечения заботы о членах семьи.
В-четвертых, расширить перечень профессий, по которым могут трудоустраиваться осужденные, в соответствии с их прежней квалификацией (за исключением случаев судебных запретов).
В-пятых, в рамках новой модели занятости лиц, осужденных к принудительному труду, необходимо обеспечивать априорно задачу дальнейшей социальной адаптации граждан в период после отбытия наказания.
Решение данных проблем позволит увеличить численность рабочей силы в России на 120150 тыс. чел., повысить эффективность социально-трудовой адаптации осужденных после отбытия наказаний.
БЛАГОДАРНОСТИ
Исследование выполнено в рамках госзадания Финансового университета при Правительстве РФ на 2023 год.
ACKNOLEDGEMENTS
The study was carried out within the framework of the state task of the Financial University under the Government of the Russian Federation for 2023.
■
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. А.В. Кашепов. Баланс трудовых ресурсов: традиционные и современные методы расчета и формирования. Социально-трудовые исследования. 2022;4(49):12. DOI: 10.34022/2658-3712-2022-49-4-8-15. УДК 331.522; JEL J21; J64.
2. Я.Э. Красковский, А.С. Зайцев. Особенности привлечения осужденных к труду и контроль за соблюдением трудовых прав осужденных. Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2020;8(1(29)). http://esj.pnzgu.ru. ISSN 23079525 (Online).
3. Шамсунов С.Х. Вопросы обеспечения права на труд осужденных. Анализ состояния и совершенствование законодательства в сфере трудовой занятости / С. Х. Шамсунов, И. В. Разумова // Безопасность бизнеса. 2018;(6):57-63.
4. А.А. Крымов, Э.В. Лядов, Ф.В. Грушин. Принудительные работы в российской федерации: некоторые проблемы и пути их решения. Вестник Кузбасского института. 2017;4(33):66-б7.
5. Гарник С.В. Уголовно-исполнительная политика в сфере организации труда осужденных к лишению свободы / С.В. Гарник, В.А. Казакова // Человек: преступление и наказание. 2018;26(1-4)1)):76-83.
6. Волкова В.В., Стребков Н.Н., Рассадина М.Н. и др. Актуальные проблемы привлечения к оплачиваемому труду осужденных к лишению свободы // Казанская наука. 2016;(12):26-28.
7. Корякин Е.А. Алгоритм привлечения осужденных к оплачиваемому труду в исправительных учреждениях ФСИН России // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2016;2(36):82.
8. Матвеева Н.С. Трудовая занятость осужденных в форме индивидуальной трудовой деятельности (исторический аспект) / Матвеева Н.С. // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2019;(2):4-8.
9. Бармашов И.Н., Бармашов В.И. Совершенствование трудовой адаптации осужденных в целях повышения уровня эффективности их ресоциализации // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2011;(12):17—21.
REFERENCES
1. Kashepov A.V. The balance of labor resources: traditional and modern methods of calculation and formation. Social and Labor Research. 2022;4(49):12. (In Russ.). DOI: 10.34022/2658-3712-2022-49-4-8-15. UDC 331.522; JELL J21; J64.
2. Kraskovsky Ya.E., Zaitsev A.S. Features of attracting convicts to work and monitoring compliance with the labor rights of convicts. Electronic scientific journal "Science. Society. The state". 2020;8(1(29)).URL: http://esj.pnzgu.ru. ISSN 2307-9525 (Online).
3. Shamsunov S.H., I.V. Razumova. Issues of ensuring the right to work of convicts. Analysis of the state and improvement of legislation in the field of employment. Business security. 2018;(6):57-63. (In Russ.).
4. Krymov A.A., Lyadov E.V., Grushin F.V. Forced labor in the Russian Federation: some problems and ways to solve them. Bulletin of the Kuzbass Institute. 2017;4(33):66-67. (In Russ.).
5. Garnik, S.V. Kazakova V.A. Penal enforcement policy in the field of labor organization of persons sentenced to imprisonment. Man: Crime and Punishment. 2018; 26((1-4)1):76-83. (In Russ.).
6. Volkova V.V., Strebkov N.N., Rassadina M.N., etc. Actual problems of attracting convicts to imprisonment to paid work. Kazan Science. 2016;(12):26-28. (In Russ.).
7. Koryakin E.A. Algorithm for attracting convicts to paid labor in correctional institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia. Legal Science and Law Enforcement Practice. 2016;2(36):82. (In Russ.).
8. Matveeva N.S. Labor employment of convicts in the form of self-employment (historical aspect). Penal Enforcement System: Law, Economics, Management. 2019;(2):4-8. (In Russ.).
9. Barmashov I.N., Barmashov V.I. Improving the labor adaptation of convicts in order to increase the level of efficiency of their resocialization. Sheets of the Penal Enforcement System. 2011;(12);17-21.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS
Александр Львович Сафонов - доктор экономических наук, профессор департамента психологии и развития человеческого капитала, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия
Aleksandr L. Safonov - Dr. Sci. (Econ.), Professor, Department of Psychology and Human Capital Development, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0003-0262-3968 [email protected]
Сергей Олегович Песков - аспирант АОЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА», Москва, Россия
Sergei O. Peskov - Postgraduate student at the Moscow Financial and Law University MFUA,
Moscow, Russia
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.
Статья поступила в редакцию 22.02.2023; после рецензирования 20.03.2023, принята к публикации 24.03.2023. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
The article was submitted on 22.02.2023; revised on 20.03.2023 and accepted for publication on 24.03.2023. The authors read and approved the final version of the manuscript.