Научная статья на тему 'Аналитический обзор результатов организации тендерных закупок лекарственных средств на территории России по итогам 2011'

Аналитический обзор результатов организации тендерных закупок лекарственных средств на территории России по итогам 2011 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВФО / ЦФО / УФО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

По итогам 2011 г. организовано 152 432 торгов, из которых 85% от общего объема было разыграно, около 14% признаны несостоявшимися (рис. 1). Основными причинами, по которым торги были объявлены несостоявшимися, являются: изменение условий конкурса; отсутствие необходимого количества заявок на участие в конкурсе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аналитический обзор результатов организации тендерных закупок лекарственных средств на территории России по итогам 2011»

Аналитический обзор результатов организации

ТЕНДЕРНЫХ ЗАКУПОК ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ ПО ИТОГАМ 2011 Г.'

По итогам 2011 г. организовано 152 432 торгов, из которых 85% от общего объема было разыграно, около 14% признаны несостоявшимися (рис. 1). Основными причинами, по которым торги были объявлены несостоявшимися, являются: изменение условий конкурса; отсутствие необходимого количества заявок на участие в конкурсе.

♦ ВВЕДЕНИЕ

С 1 января 2011 г. Официальный сайт Российской Федерации www.zakupki. gov.ru является единственным официальным источником для размещения информации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Иные сайты в сети Интернет (федеральный официальный сайт, официальные сайты субъектов РФ, официальные сайты муниципальных образований) и печатные издания по усмотрению заказчиков, уполномоченных органов, специализированных организаций могут использоваться в качестве вспомогательных источников распространения информации о размещении заказов, но не могут заменить размещения информации на Официальном сайте.

Также функционируют 5 электронных площадок, на которых дублируются открытые аукционы в электронной форме с официального сайта РФ:

♦ Сбербанк-АСТ: http://sberbank-ast.ru/ Page.aspx?cid=41

♦ ЕЭТП: http://etp.roseltorg.ru/contacts/

♦ Татарстан: http://etp.zakazrf.ru/

♦ ММВБ: http://www.etp-micex.ru/ support/

♦ РТС: http://www.rts-tender.ru/ HtmlView.aspx?ItemId=28

1 Материал подготовлен компанией «Курс,ОР».

• ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ

Согласно Федеральному закону от 21 июля 2005 г. №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», после проведения торгов и определения победителя результаты торгов заносятся в протокол, который размещается на официальном сайте. Однако в 1% тендеров данные с результатами недоступны.

Несмотря на существенное увеличение количества проведенных торгов, струк-

тура распределения количества торгов по кварталам в 2011 г. схожа со структурой 2010 г. В I квартале 2011 г. организовано наименьшее количество торгов (13% от общего количества), тогда как на долю IV квартала приходится чуть более 1/3 от всех организованных в 2011 г. закупок, что составляет 52 974 тендера (35%) (рис. 2). Квартальное распределение торгов по статусу следующее: более 80% — завершенные торги и около 13—14% — несостоявшиеся; доля тендеров, информация по которым недоступна, варьируется в диапазоне 1—5%, причем наибольшее количество торгов, по которым не представлена информация о результатах, приходится на I квартал и составляет чуть более 5% от общего количества торгов за I квартал (рис. 3).

(«Курс'ОР» — исследовательская компания, специа-"""•ч1 лизирующаяся на оказании государственным и ком-

мерческим структурам маркетинговых и информационно-аналитических услуг в фармацевтическом

секторе рынка.

Проводимый аналитической группой «Курс'ОР» «Мониторинг организации тендерных закупок товаров и услуг на территории РФ» предоставляет участникам фармацевтического сектора рынка максимально полную, достоверную и оперативную информацию (в формате единой статистической базы данных) о тендерных закупках товаров и услуг, как планируемых и текущих, так и завершенных, со всех официальных информационных сайтов и электронных торговых площадок России.

База данных «Курс'ОР» содержит актуальную статистическую и аналитическую информацию об объемах фактических потребностей регионов в лекарственных, диагностических, иммунобиологических средствах, медицинской технике и изделиях медицинского назначения и их поставках, осуществляемых на территории РФ за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов РФ, краевых, муниципальных и др. (в т.ч. за счет коммерческого финансирования) посредством проведения конкурсных торгов.

рисунок 1 Количество торгов по статусу в целом по РФ по итогам 2011 г.

3

1 — Завершенные, 85%

2 — Несостоявшиеся, 14%

3 — Протокол недоступен, 1%

рисунокф^ Распределение торгов по статусу по кварталам (по количеству торгов)

% 0 2 ,4 2 СП 9 ,6

100 г 3, 4, 2 3, 6 2, 6

80 - О 5, ,5 1,1 ,6 0,

60 40 — 81,03% 84,06% 84,92% 5 ,6 6, 8

20 -

0 I i

I кв. 2011 II кв. 2011 III кв. 2011 IV кв. 2011 | | — Завершенные (объявлен победитель торгов) | |— Н/д (протокол недоступен) | |— Несостоявшиеся

рисунок Количество торгов по ФО

в целом по РФ по итогам 2011 г.

8 1

2

7 /f L—-—з

6у \5

1 — ДФО, 5% 5 — СФО, 14%

2 — ПФО, 18% 6 — УФО, 11%

3 — СЗФО, 7% 7 — ЦФО. 28%

4 — СКФО, 4% 8 — ЮФО, 13%

рисунокф^ Распределение торгов по статусу в ФО (по количеству торгов)

г? St 3?

% 100 C\J~ t CO — со С Ю -•í г 0 Ii О, L О0_ ю гС

80 CO - ю

60 -

40 - Nt CO О So СО СО 84,21% •чг 8 ,81 <ñ 8 8

20 -

0

ДФО О О О О О О &&&&&& d ГО и <~> С_) Завершенные (объявлен победитель торгов) — Н/д (протокол недоступен) — Несостоявшиеся ЮФО

рисунок Распределение объема закупок по кварталам в денежном выражении

4

х.

1 — I кв. 2012 г., 49% 3 — III кв. 2012 г., 14%

2 — II кв. 2012 г., 17% 4 — IV кв. 2012 г., 20%

рисунок Распределение объема закупок в денежном выражении по статусу в целом по РФ (по стартовым ценам)

1

4 /

---

1 — Аукцион, 39% 3 — Запрос котировок, 4%

2 — Биржевые торги, 12% 4 — Электронный аукцион, 45%

рисунок ^^ Распределение объема закупок в денежном выражении по статусу в целом по РФ по ценам победителя

1

—/\ 2

/ -\-~Jl

3

1 — Аукцион, 11% 3 — Запрос котировок, 6%

2 — Биржевые торги, 5% 4 — Электронный аукцион, 78%

таблицаОбъемы закупок по кварталам

Квартал Объем торгов по стартовой цене, руб. Объем торгов по цене победителя, руб. Экономия, % Количество торгов

I квартал 3 813 377 753 754,40 939 140 305 272,39 70,44 16539

II квартал 1 285 231 332 318,91 751 367 444 602,96 13,08 34065

III квартал 1 094 895 919 003,27 660 887 969 355,89 10,64 32712

IV квартал 1 528 101 838 429,70 1 289 909 254 279,77 5,84 45903

таблица Виды торгов

Вид торгов Объем торгов по стартовой цене, руб. Объем торгов по цене победителя, руб. Экономия, % Количество торгов

Аукцион 3 014 613 815 024,29 391 578 456 798,42 64,29 576

Биржевые торги 910 172 261 647,64 191 157 026 308,02 17,62 44

Запрос котировок 287 436 614 367,49 201 775 673 565,13 2,10 71564

Электронный аукцион 3 509 197 042 096,86 2 856 606 706 469,44 15,99 80246

Четыре федеральных округа из восьми — ЦФО, ПФО, СФО и ЮФО аккумулируют 73% от общего объема торгов (рис. 4).

Доля несостоявшихся торгов примерно одинакова в каждом из ФО (рис. 5). Наи-

более высокий процент тендеров, по которым недоступны данные с результатом, отмечен в ДФО и составляет 2,83% (223 торга), в остальных округах этот показатель колеблется от 1 до 2%. Причем доля завершенных тендеров

достаточно высока по всем округам — 80—87%.

Объем разыгранных торгов по итогам 2011 г. составил 7 721,6 млрд. руб. (табл. 1). Всего было разыграно 129 200 торгов, 49% торгов от общего объема закупок в денежном выражении разыграно в I квартале 2011 г., тогда как на долю III квартала приходится лишь 14% объема закупа (рис. 6). Наибольший объем закупок пришелся на IV квартал 2011 г. и составил в денежном выражении свыше 1 289,9 млрд. руб.

Открытые аукционы аккумулируют свыше 39% закупок среди всех имеющихся форм торгов (рис. 7). Причем стоит учесть тот факт, что они игрались только в I квартале 2011 г., в абсолютном выражении это составило 3 014,6 млрд. руб. по стартовой цене торгов, а в ценах победителя лишь 391,5 млрд. руб. Следовательно, большая часть открытых аукционов не состоялась. Объемы закупок посредством проведения открытого аукциона в электронной форме, по сравнению с другими видами торгов, максимальны в долевом соотношении по завершенным торгам (по ценам победителя) и составляют 78%, что соответствует 2 856,6 млрд. руб. (рис. 8).

В 2011 г., в отличие от прошлого 2010 г., объем торгов в форме запросов котировок существенно снизился (табл. 2). Самое большое количество торгов в форме запросов котировок приходится

рисунок 9 Распределение торгов по типу проведения торгов

в Федеральных округах по количеству проведенных торгов

% 100 г 14,75% 0,5 "г 9

80 - 54,1% 22% 2,85% 55,08% 2% 44,6% 6 0,4 56 СП 6

60 Й % ю 4,5

40 - О3 4 8 ,6 9 ,8

20 - 45,18% 8 1,8 41 54 о ]% 54,9% 6 ,8 8 ,8 0, 6 82

0 ¥ 1 | 1 1 1

о е- о е- П1 СЗФО СКФО о § о Ф о Ф О Ф 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Биржевые торги □ — Запрос котировок

- Электронный аукцион □ — Аукцион

рисунок 10 Распределение объема закупок в денежном выражении по ФО по стартовой цене торгов

8

1

7

^-—I 2

\ \

1 — Волжский ФО, 26% 5 — Сибирский ФО, 9%

2 — Дальневосточный ФО, 6% 6 — Уральский ФО, 15%

3 — Северо-Западный ФО, 9% 7 — Центральный ФО, 24%

4 — Северо-Кавказский ФО, 7% 8 — Южный ФО, 4%

таблица з Распределение объема торгов по федеральным округам

Федеральный округ Объем торгов по стартовой цене, руб. Объем торгов по цене победителя, руб. Экономия, % Количество торгов

Волжский ФО 2 014 546 466 879,97 934 548 822 339,15 26,47 27547

Дальневосточный ФО 497 890 978 534,92 167 164 672 113,84 8,11 7872

Северо-Западный ФО 693 155 778 574,43 320 495 006 417,56 9,13 10625

Северо-Кавказский ФО 517 904 720 662,25 222 103 292 368,61 7,25 6223

Сибирский ФО 717 590 546 528,55 392 984 654 398,71 7,96 21248

Уральский ФО 1 148 286 302 778,61 360 440 759 728,08 19,31 17416

Центральный ФО 1 835 586 534 691,39 1 054 199 569 538,94 19,15 41923

Южный ФО 296 458 404 486,16 189 181 086 236,12 2,63 19573

рисунокфф Распределение объема закупок в денежном выражении по ФО по цене победителя торгов

8

1 1 — Волжский ФО, 26% 2 — Дальневосточный ФО, 4%

7 / \ 3 — Северо-Западный ФО, 9% 4 — Северо-Кавказский ФО, 6%

2 5 — Сибирский ФО, 11%

6 — Уральский ФО, 10%

\ \3 7 — Центральный ФО, 29%

8 — Южный ФО, 5%

5/

на СФО и составляет почти 8% от общего числа торгов по этому федеральному округу, а также по ЮФО — 7,76%. По остальным ФО доля запросов котировок варьируется от 3 до 5%. В 2011 г. существенную часть как в денежном выражении, так и по количеству занимают электронные аукционы. Лидирующее положение по количеству электронных торгов приходится на ЮФО — 82,89%, СФО — 62,44%, а также ЦФО — 60,89%. Стоит также отметить, что в ВФО почти половина торгов (45,18%) приходится на биржевые (рис. 9). По итогам 2011 г. на долю ПФО приходится 26% объема торгов в денежном выражении (рис. 10). Примерно столько же аккумулирует ЦФО — 24%. Третье место по объему закупок в денежном выражении занимает УФО с долей в 15%.

ВФО, ЦФО и УФО занимают лидирующие позиции по количеству организованных торгов и среднему объему торгов (табл. 3).

Объем торгов по ценам победителя также лидирующее положение занима-

ет ЦФО — 29%, затем 26% приходится на долю ВФО, 11 и 10% — СФО и УФО соответственно (рис. 11). Так же как и в 2010 г., по итогам 2011 г. лидирующую позицию в рейтинге занимает компания ЗАО «Р-Фарм» с долей

таблица 4 Топ-50 победителей торгов в РФ (включая объемы закупок победителей по отдельным позициям)

№ Победитель Доля в объеме закупок в денежном выражении, %

I кв. II кв. III кв. IV кв. 2011

1 ЗАО «Р-Фарм» 6,68 25,29 7,91 14,83 14,97

2 ОАО «Фармстандарт» 0,00 4,75 0,78 9,19 5,06

3 ООО «Ирвин 2» 4,67 0,87 4,14 6,75 4,72

4 ЗАО «ЦВ «ПРОТЕК» 4,35 7,93 2,97 2,56 4,05

5 ООО «Биотэк» 1,78 2,17 2,62 5,41 3,75

6 ОАО «Фармимэкс» 1,44 2,43 2,79 5,02 3,62

7 ЗАО «Фирма Евросервис» 3,03 1,69 2,64 2,71 2,51

8 ООО «Альянс Хелскеа Рус» 0,14 1,27 7,39 0,00 1,61

9 ЗАО «Роста» 2,45 0,72 1,74 1,58 1,52

10 ЗАО «Фармстор» 0,06 0,93 1,54 1,85 1,38

11 ЗАО «СИА Интернейшнл» 0,72 0,86 0,93 1,89 1,35

12 ЗАО «Интермедсервис» 1,60 1,23 1,89 1,10 1,33

13 ГУП «Кубаньфармация 0,70 0,95 1,31 1,59 1,29

14 ООО «БСС 2,84 0,41 0,80 1,45 1,27

15 ОАО «Фармация 1,07 1,11 1,10 1,41 1,25

16 ЗАО «Ланцет 1,23 0,57 0,54 1,68 1,17

17 ООО «Медипал-ОНКО 0,42 0,51 0,47 1,38 0,91

18 ЗАО «Империя-Фарма 2,50 0,95 0,85 0,45 0,88

19 ОГУП «Областной аптечный склад 1,41 0,74 0,81 0,73 0,83

20 ГП ХМАО «Аптечная база 1,43 0,81 0,22 0,81 0,78

21 ЗАО «Русская медицинская компания 2,20 0,81 0,66 0,41 0,76

22 ЗАО «Фармацевт 0,70 0,72 0,43 0,85 0,73

23 ЗАО НПК «Катрен 0,85 0,49 1,02 0,65 0,70

24 ГП «Губернские аптеки 0,10 0,02 0,99 0,96 0,65

25 ООО «Медикал лизинг-консалтинг 0,52 0,21 0,58 0,85 0,62

26 ООО «Здравсервис 1,67 0,66 0,52 0,32 0,60

27 ЗАО «Торгово-Промышленное Предприятие Северо-Запад» 0,87 0,21 0,48 0,74 0,59

28 ООО «ФармЛига» 0,74 0,80 0,81 0,33 0,57

29 ЗАО «Рифарм» 1,31 0,44 0,55 0,43 0,56

30 ОАО «Пермфармация» 0,20 0,89 0,52 0,50 0,55

31 ООО «Фарм СКД» 0,35 0,74 0,94 0,35 0,54

32 ООО «Эдвансд Трейдинг» 0,02 0,03 1,22 0,64 0,53

33 ОАО «Кузбассфарма» 0,30 0,19 0,71 0,61 0,50

34 ООО «Региональный Фармацевтический Центр» 0,10 0,25 0,55 0,67 0,48

35 ГК УП «Фармация» 0,83 0,53 0,53 0,30 0,45

36 ООО «Биофарм» 0,45 0,76 0,65 0,17 0,42

37 ООО «Фармос-Анна» 1,68 0,39 0,27 0,13 0,40

38 ООО «Ориола» 0,00 0,22 0,06 0,67 0,38

39 ФГУП НПО «Микроген» МЗ РФ 0,00 0,35 1,45 0,00 0,34

40 ООО «Фарм-Трейд МСК» 0,10 0,13 0,72 0,32 0,32

41 ООО «МБА-групп» 0,00 0,00 0,00 0,66 0,32

42 ЗАО «Фармстор Групп» 1,45 0,27 0,15 0,11 0,31

43 ЗАО «Лекомед» 0,61 0,31 0,15 0,29 0,31

44 ООО «Торговый дом Радуга» 0,54 0,34 0,44 0,15 0,29

45 ООО НПО «Синтэко» 2,42 0,00 0,00 0,00 0,29

46 ООО «Фармконтракт» 0,75 0,32 0,03 0,23 0,28

47 ОАО «Курганфармация» 0,05 0,08 0,15 0,47 0,28

48 ООО «Фарм-Волга» 0,00 0,21 0,30 0,36 0,27

49 ООО «ФИТО» 0,71 0,05 0,83 0,04 0,26

50 ГУП ВО «Воронежфармация» 0,18 0,55 0,01 0,24 0,26

таблицаф^Топ-20 заказчиков по объему денежных средств

Место Доля в объеме закупок

в рей- Заказчик в денежном выражении, %

тинге I кв. II кв. III кв. IV кв. 2011

1 ГП НО «Нижегородская областная фармация» 1,99 17,44 22,12 0,28 7,08

2 Главное управление материальных ресурсов Челябинской области 13,14 0,00 0,00 0,00 6,49

3 ОАО «Нижегородская аптечная сеть» 5,39 4,89 3,26 1,04 4,15

4 Министерство здравоохранения Московской области 5,62 0,01 2,01 4,17 3,89

5 Департамент здравоохранения Тульской области 5,87 0,37 0,07 0,06 2,98

6 Министерство здравоохранения Хабаровского края 5,88 0,00 0,00 0,04 2,91

7 Множественные заказчики 0,07 5,11 4,08 6,27 2,71

8 ГУЗ Ульяновская областная клиническая больница 4,00 0,04 0,00 0,00 1,98

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Учреждение ХМАО — Югры Окружная клиническая больница 3,44 0,00 0,01 0,01 1,70

10 Министерство здравоохранения Омской области 2,46 1,26 0,02 0,19 1,47

11 ООО «Поволжье-Фарм» 0,03 7,30 0,00 0,00 1,23

ФГУ Новосибирский НИИ патологии кровообращения

12 имени академика Е.Н. Мешалкина Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи 1,27 0,00 4,05 0,01 1,21

13 МУЗ Центральная городская больница им. Р.П. Аскерханова г. Хасавюрт 2,35 0,00 0,00 0,03 1,16

14 ГБУ г. Москвы Пансионат для ветеранов труда №1 Департамента социальной защиты населения г. Москвы 0,00 0,00 0,00 5,83 1,15

15 Министерство здравоохранения и социального 2,01 0,00 0,04 0,00 1,00

развития Республики Карелия

16 ГУЗ Самарская областная клиническая больница им. М.И. Калинина 0,02 0,90 3,03 2,50 0,95

17 Агентство главного распорядителя средств 1,85 0,00 0,00 0,01 0,92

бюджета Калининградской области

18 Департамент здравоохранения г. Москвы 0,00 0,00 0,02 4,60 0,91

19 ГУЗ Мурманская областная клиническая больница имени П.А.Баяндина 1,70 0,00 0,02 0,00 0,84

20 Министерство здравоохранения Иркутской области 1,37 0,70 0,02 0,17 0,83

почти 15%. ЗАО «Р-Фарм» ориентировано на поставки препаратов для государственных учреждений, что объясняет ее лидирующую позицию на фармацевтическом рынке РФ (табл. 4). Компания ОАО «Фармстандарт», несмотря на падение объемов закупок в I и III кварталах, занимает 2-е место с долей 5,06%. Замыкает «тройку» лидеров ООО «Ирвин 2», на долю которого пришлось 4,72% от объема поставок. Доля компании ЗАО «ЦВ «ПРОТЕК» в 2011 г. составила 4,05% объема поставок, что позволило ей занять 4-е место в рейтинге ведущих поставщиков.

ООО «Биотэк» располагается на 5-й позиции рейтинга. По итогам 2011 г. первая двадцатка заказчиков аккумулирует 45,5% объема закупок ЛС в денежном выражении (табл. 5). На долю лидера приходится 7,08% объема закупа. В основном в Топ-20 заказчиками являются министерства и департаменты здравоохранения различных регионов.

• ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В 2011 г. наиболее привлекательными для участников тендерных закупок

формами торгов являются открытые аукционы в электронной форме. За год более 78% торгов были организованы в данной форме.

Лидирующие позиции по объему торгов в денежном выражении занимают ВФО, УФО и ЦФО.

Необходимо отметить, что в 2011 г. посредством проведения тендерных закупок удалось добиться существенной экономии бюджетов как в отдельных субъектах, так в целом по России.

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.