Научная статья на тему 'Cursor: аналитический обзор тендерных закупок лекарственных средств на территории России по итогам 2012 г'

Cursor: аналитический обзор тендерных закупок лекарственных средств на территории России по итогам 2012 г Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
80
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CURSOR / ФАРМСТАНДАРТ / ФОМС / МЕДИЦИНСКАЯ ТЕХНИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы —

В январе 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Под действие закона попали предприятия, связанные с государством: госкомпании, субъекты естественных монополий, госкорпорации, унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные общества с долей государственного (муниципального) участия более 50%, а также «дочки» и «внучки» перечисленных юридических лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Cursor: аналитический обзор тендерных закупок лекарственных средств на территории России по итогам 2012 г»

Cursor: аналитический обзор

ТЕНДЕРНЫХ ЗАКУПОК ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ ПО ИТОГАМ 2012 г.

В январе 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2011 г. №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Под действие закона попали предприятия, связанные с государством: госкомпании, субъекты естественных монополий, госкорпорации, унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные общества с долей государственного (муниципального) участия более 50%, а также «дочки» и «внучки» перечисленных юридических лиц.

Jанным законом на заказчиков возлагается обязанность само-■ У стоятельно разработать, утвердить и разместить на официальном сайте госзакупок Положение о закупке — ключевой документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика. Именно этот документ дает заказчику возможность использовать иные, помимо конкурса или аукциона, способы закупки.

В общем объеме торгов, объявленных в 2012 г., доля торгов, связанных с лекарственным обеспечением и подпадающих под действие ФЗ-223, составила чуть более 0,12%.

Порядок размещения информации о заказах не изменился, и по-прежнему основным ее источником является официальный сайт www.zakupki.gov. ги. А в связи с вступлением в силу ФЗ-223 на официальном сайте добавлен раздел www.zakupki.gov.ru/223. Стоит отметить еще один источник информации о размещении торгов — Центр развития электронных торгов www.torgi223.ru. Торги проводятся на электронных торговых площадках, их список представлен на официальном сайте размещения заказов, и по сравнению с прошлым годом он не изменился. Общее количество объявленных в 2012 г. торгов достигло 190 369, из них состоявшимися признаны 89,9%, несостоявшимися — 9,8%, доля торгов, результаты которых не известны по причине недоступности протокола, составила 0,3% (рис. 1). Основные причины, по которым торги признаны несостоявшимися, — изменение условий тор-

гов, отсутствие необходимого количества заявок на участие в торгах. Сравнивая данные за период с 2009 по 2012 г., можно отметить стабильный рост количества объявленных и состоявшихся торгов. При этом очевидно снижение числа торгов несостоявшихся, а количество торгов, протоколы которых недоступны, значительно сокращалось из года в год (рис. 2). Рассмотрим формы торгов. Как и в 2011 г., лидирующее положение занимают открытые аукционы в электронной форме, их в 2012 г. объявлялось 110 106, что составляет 57,84%, далее по популярности следует запрос котировок, в этой форме проведено 73 090 торгов, или 38,39% от общего количества (рис. 3). При размещении заказов, согласно ФЗ-223, заказчики используют различные формы торгов, среди которых: запрос цен, приглашение делать оферты, открытый запрос предложений и пр. Для простоты восприятия мы обозначили это одним блоком «Закупки 223-ФЗ». Хотелось бы обратить внимание на такую форму торгов, как единственный

поставщик. Общий объем поставок по этой форме торгов составил 6 465,56 млн. руб. В таблице 1 представлен топ-10 заказчиков, использующих эту форму торгов. 1-е место среди них занимает Министерство здравоохранения РФ с объемом торгов более 1 млрд руб.

Что касается объемов торгов в денежном выражении, то в 2012 г. они составили: по стартовой цене — 301 140,45 млн руб., а по цене победителей — 249 321,00 млн руб.

Общая экономия государственных средств выразилась в сумме 51 819,46 млн руб. (немногим более 17%). Посмотрим на изменения цен в разрезе федеральных округов РФ (табл. 2). Как видно, наиболее экономным оказался Приволжский ФО, где сумма экономии составила более 25% от начальной цены. Следом идут Дальневосточный, Северо-Западный и Сибирский ФО — 22,61, 18,41 и 18,34% соответственно. Остальные федеральные округа в среднем держали планку 15% (рис. 4,5).

При анализе изменения объемов торгов по кварталам года можно наблюдать достаточно резкое увеличение объемов в денежном выражении в IV квартале — почти 1/3 от объема торгов за 2012 г. (около 40 млрд руб.). На рисунке 6 продемонстрированы по-

Cursor — маркетинговый проект компании «Форсайт», которая с 2008 г. работает в области мониторинга и анализа тендерных закупок в сегменте здравоохранения. На протяжении 5 лет компания формирует и ежедневно обновляет базу данных «Курсор. Мониторинг тендеров», являющуюся источником актуальной информации о проведении торгов, а также о заключенных контрактах на поставку лекарственных препаратов, медицинской техники и изделий медицинского назначения. На основе данных о тендерах специалистами проекта формируются маркетинговые и аналитические отчеты различной степени сложности.

CURSOR: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ТЕНДЕРНЫХ ЗАКУПОК ЛС ПО ИТОГАМ 2012 г.

ршшиим 20ТИ165

рисунок Торги в 2012 г.

2 3 1

1 — состоялись, 89,9%

2 — не состоялись, 9,8%

3 — протокол недоступен, 0,3%

РИСУНОК 2 ( Торги за период 2009—2012 гг.

200 000 152 432 190 369

150 000 171 100

100 000 - 49 000 39 200 81 400 65 272 г 1=1 129 219

50 000 - 7 350 о 2 450 о 11 924 4 250 ш 20 766 2 447 18 613 656

0 2009 2010 2011 -□ -1 2012

общее количество торгов | |— несостоявшиеся

состоявшиеся | |— протокол недоступен

Формы торгов

7 1 2

1 — биржевые торги, 0,28% 5 — открытый аукцион, 0,00%

2 — единственный поставщик, 3,46% 6 — открытый аукцион

3 — закупки 223-Ф3, 0,02% в электронной форме, 57,84%

4 — запрос котировок, 38,39% 7 — открытый конкурс, 0,01%

РИСУНОК

Изменение цены от первоначальной по ФО

350000 300000 250 000 200 000 150 000 100 000 50 000 0

й 2

| |— начальная цена (млн руб.) Ц— цена победителя (млн руб.)

РИСУНОК

рисунок Структура распределения объемов торгов, 2011—2012 гг.

50 40 30 20 10 0 - 49 22 17 18 14 26 20 34

I кв. II кв. III кв. IV кв. □ — 2011 □ — 2012

рисунок Распределение объема закупок в денежном выражении по ФО в ценах победителей, доля, %

8 9

1 — Центральный, 55,0%

2 — Приволжский, 10,8%

3 — Сибирский, 8,3%

4 — Северо-Западный, 7,7%

5 — Южный, 5,7%

6 — Уральский, 5,6%

7 — Дальневосточный, 3,3%

8 — Северо-Кавказский, 3,5%

9 — Байконур, 0,0%

таблица ф^ Топ-10 заказчиков в 2012 г.

Место в рейтинге Заказчик у единственного поставщика Регион заказчика Объемы торгов (млн руб.)

1 Министерство здравоохранения РФ Москва 1 115,64

2 Департамент здравоохранения г. Москвы Москва 974,06

3 Федеральная служба исполнения наказаний Москва 399,61

4 ГБУ здравоохранения «Волгоградский областной клинический онкологический диспансер №1», Волгоград Волгоградская область 312,12

5 Министерство здравоохранения и социального развития РФ Москва 182,31

6 ГБУ здравоохранения «Самарский областной клинический кардиологический диспансер» Самарская область 156,44

7 ГКУ «Дирекция по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения Восточного административного округа г. Москвы» Москва 132,40

8 Министерство здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики Кабардино-Балкарская Республика 109,88

9 ГКУ «Дирекция по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения Северо-Восточного административного округа г. Москвы» Москва 81,52

10 ГКУ «Дирекция по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения Южного административного округа г. Москвы» Москва 74,61

таблица ф^ Распределение объема торгов по ФО

Федеральный округ РФ Начальная цена (млн руб.) Цена победителя (млн руб.) Экономия (млн руб.) % экономии

Центральный 161 399,67 137 106,15 24 293,52 15,05

Приволжский 36 380,57 27 000,81 9 379,76 25,78

Сибирский 25 468,43 20 797,29 4 671,14 18,34

Северо-Западный 23 681,10 19 321,89 4 359,21 18,41

Южный 16 725,90 14 125,05 2 600,85 15,55

Уральский 16 565,59 13 847,25 2 718,34 16,41

Дальневосточный 10 788,14 8 348,41 2 439,74 22,61

Северо-Кавказский 10 074,79 8 726,52 1 348,27 13,38

Байконур 56,26 47,62 8,64 15,36

Всего 301 140,45 249 321,00 51 819,46 17,21

CURSOR: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ТЕНДЕРНЫХ ЗАКУПОК ЛС ПО ИТОГАМ 2012 г.

РшШиим ИТОГИ 167

квартальные объемы закупок и их динамика.

На рисунке 7 представлено изменение структуры распределения объемов торгов. В отличие от 2012 г., в 2011 г. основные объемы закупок формировались в I квартале.

Перейдем к заказчикам. Лидером в топ-10 (табл. 3) заказчиков является Министерство здравоохранения РФ, общая сумма объявленных тендеров которого составила более 41 млрд руб. Замыкает десятку первых Министерство здравоохранения Ростовской области с суммой тендеров 717 млн руб. Напомним, что в 2011 г. лидирующим заказчиком было ГП НО «Нижегородская областная фармация», а замыкало десятку первых Министерство здраво-

рисунок Источники финансирования закупок, млн руб.

120 000 100 000 80 000 60 000 40 000 20 000 0

таблицаФ^ Топ-10 заказчиков

Место в рейтинге Заказчик Сумма по тендерам, млн руб.

1 Министерство здравоохранения РФ 41 419,22

2 Министерство здравоохранения и социального развития РФ 30 413,10

3 Министерство обороны РФ 5 650,02

4 Департамент здравоохранения г. Москвы 3 930,11

5 Комитет по здравоохранению г. С.-Петербурга 1 848,95

6 Федеральная служба исполнения наказаний 1 176,67

7 ГУП «Медицинская техника и фармация Татарстана» 1 095,96

8 Министерство здравоохранения Московской области 1 042,40

9 ГБУ здравоохранения Свердловской области «Областная детская клиническая больница №1» 1 032,34

10 Министерство здравоохранения Ростовской области 717,39

охранения Омской области. В региональном разрезе лидером по объемам закупок остается Центральный ФО, его доля в общем объеме по заключенным контрактам (цена победителя) составила 55%, а сумма закупок — 137 105,15 млн руб. (табл. 4).

Средства, за счет которых производится оплата по заключенным контрактам (или источники финансирования), в 2012 г. распределились следующим образом (рис. 9, табл. 5): 38% от общего объема — это средства Фонда медицинского страхования, 28% — средства федерального бюджета, 13% — средства

таблица Объем закупок по ФО

Федеральный округ РФ Цена победителя (млн руб.) Доля, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Центральный 137 106,15 55,0

Приволжский 27 000,81 10,8

Сибирский 20 797,29 8,3

Северо-Западный 19 321,89 7,7

Южный 14 125,05 5,7

Уральский 13 847,25 5,6

Дальневосточный 8 348,41 3,3

Северо-Кавказский 8 726,52 3,5

Байконур 47,62 0,0

региональных бюджетов. В заключение представляем топ-30 победителей торгов в РФ в 2012 г. (табл. 6). Как и в прошлом году, лидером является компания ЗАО «Р-Фарм», общая доля которой составила 12,55%. Надо отметить, что это ниже показателя 2011 г. на 2,42%. Вторую позицию, как и годом ранее, занимает ОАО «Фармстандарт» с долей 7,13%, что на 2,07% выше прежнего показателя.

таблица Источники финансирования по заключенным контрактам

Наименование бюджета Объем (млн руб.) Доля, %

ФОМС 114 989,63 38

Федеральный бюджет 85 382,21 28

Региональный бюджет 37 786,99 13

Областной бюджет 36 631,43 12

Смешанный бюджет 19 740,16 7

Муниципальный бюджет 4 921,15 2

Коммерческие средства 1 688,87 1

ТАБЛИЦА

Топ-30 победителей торгов в РФ в 2012 г.

в рейтинге I кв. II кв. III кв. IV кв. 2012

1 ЗАО «Р-Фарм» 19,36 14,58 6,29 11,64 12,55

2 ОАО «Фармстандарт» 6,75 0,52 9,75 8,83 7,13

3 ОАО «Фармимэкс» 4,58 4,37 7,40 4,46 5,20

4 «Ирвин-2» 5,06 1,13 10,60 0,29 4,07

5 ЗАО «Фирма «Евросервис» 2,51 2,78 1,83 3,30 2,67

6 «Интермедфарм» 0,10 0,06 10,44 0,02 2,63

7 ЗАО «Межрегиональная фармацевтическая производственно-дистрибьюторская корпорация «БИОТЭК» 0,00 0,00 8,18 0,63 2,25

8 ЗАО «Империя-Фарма» 1,79 1,86 0,79 2,98 1,97

9 ООО «ПРОТЕК-50» 5,63 2,23 0,01 0,00 1,65

10 «Ланцет» 0,62 0,76 1,00 3,02 1,58

11 НПКФ «Фармимэкс» 5,03 1,24 0,42 0,38 1,58

12 ЗАО «Компания «Фармстор» 1,82 1,42 0,73 1,74 1,45

13 ООО «БСС» 1,04 0,74 0,60 2,48 1,39

14 ЗАО «Компания «Интермедсервис» 1,01 1,54 1,03 1,80 1,39

15 ОАО «Фармация» 0,89 1,07 0,30 2,51 1,35

16 ООО «БИОТЭК» 1,31 1,56 4,41 2,01 1,33

17 ГУП Краснодарского края «Кубаньфармация» 0,25 2,63 0,07 1,59 1,10

18 «Медипал-онко» 0,64 0,38 2,27 0,81 1,06

19 ЗАО «РОСТА» 0,39 1,40 0,42 1,47 0,96

20 ГП Красноярского края «Губернские аптеки» 0,88 0,77 0,57 1,16 0,88

21 ООО «Медикал лизинг-консалтинг» 0,31 2,43 0,11 0,95 0,86

22 ЗАО «Фармацевт» 0,45 0,65 0,35 1,28 0,75

23 ЗАО «НПК «Катрен» 0,42 1,06 0,57 0,78 0,70

24 ЗАО «Торгово-промышленное предприятие «Северо-Запад» 0,63 0,47 0,57 0,86 0,67

25 ООО «ФАРМСКД» 0,70 0,73 0,56 0,67 0,66

26 ФГУП НПО «Микроген» Минздрава России 0,52 0,00 1,18 0,69 0,65

27 ГП Ханты-Мансийского автономного округа «Аптечная база» 1,20 0,32 0,27 0,68 0,63

28 ЗАО «Русская медицинская компания» 0,53 0,57 0,33 0,52 0,48

29 ООО «РИФарм» 0,35 0,76 0,45 0,43 0,47 )

30 ГУП Архангельской области «Фармация» 0,67 0,02 0,08 0,58

Доля в объеме закупок в денежном выражении, %

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.