Научная статья на тему 'АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР НОРМАТИВНОГО И ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2000-2020)'

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР НОРМАТИВНОГО И ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2000-2020) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
105
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРИНАТАЛЬНАЯ СЛУЖБА / РОДОВСПОМОЖЕНИЕ / ОХРАНА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА / НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шарапова О. В., Мингазова Э. Н., Нестеров А. С., Герасимова Л. И., Петрова И. А.

Формирование свода нормативных, правовых документов, обеспечивающих деятельность перинатальной службы, представляет собой одну из важнейших, базовых организационных технологий, определяющих деятельность службы родовспоможения и детства, способствующих повышению рождаемости, снижению материнской и младенческой заболеваемости, охране здоровья матери и детства в целом. В статье представлен анализ процесса формирования нормативной правовой базы, регулирующей в Российской Федерации обеспечение деятельности перинатальной службы за 2000-2020 гг. С точки зрения нормативных и организационных основ в настоящее время объективных предпосылок для кардинального изменения трехуровневой системы оказания медицинской помощи женщинам в период беременности, родов, в послеродовом периоде и новорожденным не прослеживается. Однако, безусловно, будут продолжены регуляторная донастройка системы, совершенствование и уточнение моделей маршрутизации профильных пациентов, развитие медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам, комплексное решение задач повышения эффективности оказания перинатальной помощи и совершенствования охраны материнства и детства в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шарапова О. В., Мингазова Э. Н., Нестеров А. С., Герасимова Л. И., Петрова И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYTICAL REVIEW OF NORMATIVE AND ORGANIZATIONAL SUPPORT OF FUNCTIONING OF PERINATAL SERVICE IN THE RUSSIAN FEDERATION IN 2000-2020

The formation of code of normative legal documents ensuring activities of perinatal service is one of the most important, basic organizational technologies that determine activities of obstetrics and childhood services, contributing to increasing of natality, decreasing of maternal and infant morbidity, and maternal and childhood health care in general. The article presents analysis of formation of normative legal base that regulates functioning of perinatal service in the Russian Federation in 2000-2020. Actually, there is no objective prerequisites for fundamental alterations in the three-level system of medical care of women during pregnancy, labor, postpartum period and newborns. However, the regulatory adjustment of the system, improvement and refinement of models of profile patients' routing, development of medical care of pregnant women, parturient women and puerpera will proceed.

Текст научной работы на тему «АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР НОРМАТИВНОГО И ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2000-2020)»

Здоровье и общество

© Коллектив авторов, 2021 УДК 614.2

Шарапова О. В.1, Мингазова Э. Н.23, Нестеров А. С.1, Герасимова Л. И.1, Петрова И. А.2, Шигабутдинова Т. Н.2

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР НОРМАТИВНОГО И ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2000—2020)

'ГБУЗ «Городская клиническая больница имени В. В. Виноградова Департамента здравоохранения города Москвы», 117292, г. Москва; 2ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко» Минобрнауки России, 105064,

г. Москва;

3ФГБОУ ВО «Российский Национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова» Минздрава России, 117997,

г. Москва

Формирование свода нормативных, правовых документов, обеспечивающих деятельность перинатальной службы, представляет собой одну из важнейших, базовых организационных технологий, определяющих деятельность службы родовспоможения и детства, способствующих повышению рождаемости, снижению материнской и младенческой заболеваемости, охране здоровья матери и детства в целом. В статье представлен анализ процесса формирования нормативной правовой базы, регулирующей в Российской Федерации обеспечение деятельности перинатальной службы за 2000—2020 гг. С точки зрения нормативных и организационных основ в настоящее время объективных предпосылок для кардинального изменения трехуровневой системы оказания медицинской помощи женщинам в период беременности, родов, в послеродовом периоде и новорожденным не прослеживается. Однако, безусловно, будут продолжены регуляторная донастройка системы, совершенствование и уточнение моделей маршрутизации профильных пациентов, развитие медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам, комплексное решение задач повышения эффективности оказания перинатальной помощи и совершенствования охраны материнства и детства в целом. Ключевые слова: перинатальная служба; родовспоможение; охрана материнства и детства; нормативное обеспечение; репродуктивное здоровье.

Для цитирования: Шарапова О. В., Мингазова Э. Н., Нестеров А. С., Герасимова Л. И., Петрова И. А., Шигабутдинова Т. Н. Аналитический обзор нормативного и организационного обеспечения деятельности перинатальной службы в российской федерации (2000—2020). Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021;29(4):885—891. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-4-885-891

Для корреспонденции: Мингазова Эльмира Нурисламовна, д-р мед. наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБНУ «Национальный научно-иссследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России, e-mail: [email protected]

Sharapova O. V.1, Mingazova E. N.2,3, Nesterov A. S.1, Gerasimova L. I.1, Petrova I. A.2, Shigabutdinova T. N.2 THE ANALYTICAL REVIEW OF NORMATIVE AND ORGANIZATIONAL SUPPORT OF FUNCTIONING OF PERINATAL SERVICE IN THE RUSSIAN FEDERATION IN 2000—2020

1The State Budget Institution of Health Care "The V. V. Vinogradov Municipal Clinical Hospital of the Moscow Health Care Department", 117292, Moscow, Russia;

2The Federal State Budget Scientific Institution "The N. A. Semashko National Research Institute of Public Health" of

the Minobrnauka of Russia, 105064, Moscow, Russia;

3The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "N. I. Pirogov Russian National Research Medical University" of Minzdrav of Russia, 117997, Moscow, Russia

The formation of code of normative legal documents ensuring activities of perinatal service is one of the most important, basic organizational technologies that determine activities of obstetrics and childhood services, contributing to increasing of natality, decreasing of maternal and infant morbidity, and maternal and childhood health care in general. The article presents analysis of formation of normative legal base that regulates functioning of perinatal service in the Russian Federation in 2000—2020. Actually, there is no objective prerequisites for fundamental alterations in the three-level system of medical care of women during pregnancy, labor, postpartum period and newborns. However, the regulatory adjustment of the system, improvement and refinement of models of profile patients' routing, development of medical care of pregnant women, parturient women and puerpera will proceed.

Keywords: perinatal service; obstetrics; maternity and childhood; normative legal support; reproductive health.

For citation: Sharapova O. V., Mingazova E. N., Nesterov A. S., Gerasimova L. I., Petrova I. A., Shigabutdinova T. N. The analytical review of normative and organizational support of functioning of perinatal service in the Russian Federation in 2000—2020. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2021;29(4):885—891 (In Russ.). DOI: http:// dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-4-885-891

For correspondence: Mingazova E. N., doctor of medical sciences, professor, the Leading Researcher of The Federal State Budget Scientific Institution "The N. A. Semashko National Research Institute of Public Health" of the Minobrnauka of Russia. e-mail: [email protected]

Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support

Received 10.03.2021 Accepted 11.02.2021

Введение

Современные особенности репродуктивно-демо-графического процесса отдельных регионов России и страны в целом требуют разработки новых эффек-

тивных подходов к совершенствованию системы охраны здоровья и безопасности жизни матери и ребенка, снижения антенатальных и перинатальных рисков [1, 2]. Одним из основных стратегических направлений является реформирование перина-

Health and Society

тальной службы [3—5]. На протяжении последних десятилетий интенсивно шло и формирование нормативного обеспечения служб родовспоможения и охраны репродуктивного здоровья [6, 7]. Формирование свода нормативных, правовых документов, обеспечивающих деятельность перинатальной службы, представляет собой одну из важнейших базовых организационных технологий, определяющих деятельность службы родовспоможения и детства, способствующих повышению рождаемости, снижению материнской и младенческой заболеваемости, охране здоровья матери и детства в целом.

Цель исследования — провести анализ процесса формирования нормативной правовой базы, регулирующей в Российской Федерации обеспечение деятельности перинатальной службы за 2000—2020 гг.

Результаты исследования

В Российской Федерации, как и во многих других государствах (Франция, Португалия, США), действует трехуровневая система оказания перинатальной помощи, прямо зависящая от коечной мощно -сти, оснащения и кадрового обеспечения медицинских организаций [8]. Подобная организационная модель позволяет обеспечивать сохранение жизни и здоровья матери и ребенка в зависимости от сложности протекания беременности и родов, а также при рождении детей с патологиями, детей с малой или критически малой массой тела.

С началом XXI в. развитие оказания медицинской помощи детям и организации службы родовспоможения в Российской Федерации осуществляется в русле «целей развития тысячелетия», обозначенных Организацией Объединенных Наций. Так, в рамках «Декларации тысячелетия», принятой Генеральной Ассамблей ООН 8 сентября 2000 г. (Резолюция № Л/КБ8/52/2), была поставлена задача снижения к 2015 г. материнской смертности на 3/4 и смертности среди детей в возрасте до 5 лет на 2/3.

В апреле 2000 г. состоялась совместная коллегия Минздрава РФ, Минтруда РФ и Минобразования РФ, посвященная охране репродуктивного здоровья населения как одному из основных направлений государственной политики и факторов национальной безопасности страны в деятельности Минздрава России, Минтруда России, Минобразования России. Важнейшим практико-ориентированным решением коллегии стало утверждение «Концепции охраны репродуктивного здоровья населения России на 2000—2004 годы» (далее — Концепция 2000—2004) и «Плана мероприятий по ее реализации».2

Приоритетными практическими задачами Концепцией 2000—2004 были определены интеграция

1 Методическое письмо Минздрава России от 20.11.2014 № 15-4/ 10/2-8757 «Совершенствование трехуровневой системы оказания медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде».

2 Решение коллегии Минздрава РФ, Минтруда РФ, Минобразования РФ «О проекте концепции охраны репродуктивного здоровья населения России на 2000—2004 годы и плане мероприятий по ее реализации» (протокол от 11.04.2000 № 7).

родовспомогательных учреждений с многопрофильными больницами, реорганизация крупных учреждений родовспоможения в организации по типу перинатальных центров и поддержка их деятельности.

План мероприятий по реализации данной Концепции предусматривал в первую очередь:

— изменение положений Трудового кодекса РФ — норм, направленных на охрану труда и здоровья женщин детородного возраста, создание для них соответствующих условий труда и отдыха 3;

— пересмотр Санитарных норм и правил «Гигиенические требования к условиям труда женщин» в части охраны репродуктивного здоровья работающих с учетом нового «Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда», при выполнении которых допускается применение труда женщин, в том числе детородного возраста 4.

Другим важным практико-ориентированным решением Коллегии стала разработка следующих стратегических документов:

— Национального плана действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001—2005 гг. 5;

— Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе на 2001—2005 гг. 6;

— Федеральной целевой программы «Дети России» на 2001 г. и последующие годы 7.

Следует отметить, что программа «Дети России», как любая другая федеральная целевая программа, по своему правовому статусу приравнивается к федеральным законам, к нормам приоритетного исполнения, а финансирование ее исполнения закрепляется отдельной строкой федерального бюджета.

С целью обеспечения реализации решений Межведомственной коллегии в конце 2000 г. Минздравом России была создана комиссия, призванная осуществлять координацию мероприятий по совершенствованию организации медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам и детям первого года жизни, снижению материнской и младенческой смертности, а также осуществлению мониторинга этих показателей (далее — Комиссия). На заседаниях Комиссии рассматривались отчеты о работе органов управления здравоохранением административных территорий по данному вопросу,

3 «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

4Постановление Правительства РФ от 25.02.2000 № 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин» (утрачивает силу с 1 января 2021 г.).

5 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 № 1090-р.

6 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.06.2001 № 855-р.

7 Федеральный закон от 30.12.2001 №194-ФЗ «О федеральном

бюджете на 2002 год», Федеральная целевая программа «Дети Рос-

сии» (2001—2002 годы).

Здоровье и общество

проводился анализ их деятельности, а также намечались пути улучшения работы профильной службы 8.

Задачей данной Комиссии было в кратчайшие сроки выработать действенные механизмы, обеспечивающие баланс отраслевых и межотраслевых территориальных мероприятий в области снижения материнской и младенческой смертности.

В январе 2001 г. Комиссия разработала План действий по снижению материнской и младенческой смертности в Российской Федерации на 2001— 2003 гг. 9. Мероприятия плана включали меры прямой государственной поддержки материнства и детства, методические, просветительские, организационные меры, нормативные изменения и дополнения, научные изыскания, исследования, а также дифференцированный глубинный мониторинг ситуации.

В январе 2001 г. на Коллегии Минздрава России10 рассматривались вопросы снижения младенческой смертности в Российской Федерации. По результатам было определено рассмотрение совершенствования деятельности по организации и повышению качества перинатальной диагностики в качестве особого и существенного резерва снижения младенческой смертности. При высоком уровне организации ультразвукового обследования беременных женщин его эффективность в большинстве регионов на тот момент была недостаточной, что влекло за собой низкий уровень элиминации плодов с пороками развития, в том числе несовместимыми с жизнью.

Основные организационно значимые выводы работы данной Коллегии:

— современные перинатальные технологии медленно внедряются в работу детских и родовспомогательных учреждений регионов;

— своевременно не решаются вопросы строительства перинатальных центров;

— недостаточно взаимодействие в работе по профилактике и снижению младенческой смертности органов и учреждений здравоохранения с кафедрами акушерства и гинекологии, педиатрии, профильными НИИ.

На Коллегии было принято ключевое для дальнейшего совершенствования и регулирования деятельности отечественной службы родовспоможения решение о необходимости разработки нормативного акта об организации деятельности перинатальных центров с учетом современных требований. В ходе реализации решений Коллегии совместным приказом Минздрава России, РАМН от 27.05.2002 № 174/28 «О реализации мероприятий Федеральной целевой программы „Безопасное материнство"» был установлен финальный срок разработки проекта

8 Указание Минздрава России от 13.10.2000 №1209-у

9 Письмо Минздрава России от 17.01.2001 №2510/510-01-32. 10Решение коллегии Минздрава РФ «Младенческая смертность в

Российской Федерации. Пути снижения» (протокол от 09.01.2001 № 1).

приказа по организации деятельности перинатальных центров — 31 декабря 2002 г., однако доработка и согласование проекта приказа заняли почти 2 года. Все это время специалисты Минздрава России (Минздравсоцразвития России) изучали и обобщали положительный опыт регионов, а также приводили в соответствие иные нормативные акты, регулирующие организацию медицинской помощи детям и службы родовспоможения.

В начале 2000-х годов впервые с 1980-х годов была пересмотрена организация работы женских консультаций. С этой целью был издан приказ Минздрава России от 10.02.2003 № 50 «О совершенствовании акушерско-гинекологической помощи в ам-булаторно-поликлинических учреждениях» (далее — Приказ № 50). До этого момента данный вопрос регулировался нормами приказа Минздрава СССР от 22.04.1981 № 430 «Об утверждении инструктивно-методических указаний по организации работы женской консультации» 11.

Приказом № 50 были утверждены следующие нормативные документы:

— инструкция по организации работы женской консультации;

— схемы динамического наблюдения беременных и родильниц;

— схемы динамического наблюдения гинекологических больных.

В 2004 г. Минздравсоцразвития России издает приказ от 09.12.2004 № 308 «О вопросах организации деятельности перинатальных центров» (далее — Приказ № 308) 12. Данным приказом были утверждены:

— положение об организации деятельности перинатального центра;

— рекомендуемые штатные нормативы медицинского и другого персонала перинатального центра;

— примерный табель оснащения перинатального центра.

По сравнению с тем, как это регулировалось «Временным положением о перинатальном центре» (Приложение к приказу Минздрава СССР от 15.12.1988 №88113), в «Положении об организации деятельности перинатального центра» (Приложение № 1 к Приказу № 308) вопрос создания перинатальных центров передавался на уровень субъектов Российской Федерации.

Если во «Временном положении о перинатальном центре» было закреплено положение о том, что «перинатальные центры организуются на территориях с населением 500 тыс. человек и более», то нормами «Положения об организации деятельности пе-

11 Приказ Минздрава СССР от 22.04.1981 №430 «Об утверждении инструктивно-методических указаний по организации работы женской консультации».

12 Приказ Минздравсоцразвития РФ от 09.12.2004 № 308 «О вопросах организации деятельности перинатальных Центров».

13 Приказ Минздрава СССР от 15.12.1988 № 881 «О создании перинатальных центров» (вместе с «Временным положением о перинатальном центре»).

Health and Society

ринатального центра» закреплялось, что «создание центров, их число и мощность определяются с учетом особенностей и потребностей субъектов Российской Федерации». Это было обусловлено, с одной стороны, более научно обоснованным решением вопроса, исходящим не только из фактической численности, но и из территориальной удаленности, половозрастного состава, состояния здоровья населения конкретной территории, а с другой стороны — появившимися большими полномочиями субъектов РФ в области организации служб здравоохранения и экономической самостоятельности по сравнению с территориями РСФСР14.

Нормами приказа № 308 определялось, что перинатальный центр может быть как самостоятельным лечебно-профилактическим учреждением, так и структурным подразделением в составе иных организаций здравоохранения.

Следующим по времени приказом Минздравсоц-развития России от 02.10.2009 № 808н (далее — Приказ № 808н) 15 был утвержден новый «Порядок оказания акушерско-гинекологической помощи», в соответствии с нормами которого устанавливались следующие порядки оказания медицинской помощи (ПОМП) женщинам и детям:

— женщинам в период беременности;

— беременным женщинам с врожденными пороками сердца у плода;

— женщинам в период родов и в послеродовой период;

— беременным женщинам, роженицам и родильницам с сердечно-сосудистыми заболеваниями, требующими хирургической помощи;

— женщинам при неотложных состояниях в период беременности, родов и в послеродовой период;

— женщинам с гинекологическими заболеваниями;

— детям с гинекологической патологией.

В развитие норм, закрепленных в Приложении № 8 Приказа № 808н, было утверждено Положение об организации деятельности перинатального центра. Практическая реализация этих норм стала возможной в соотносительности с нормами, закрепленными в Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58, утвердившего новый СанПиН 2.1.3.2630—10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (далее — СанПиН № 58)16, в соответствии с которым для оказания акушерской помощи созда-

14 Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

15 Приказ Минздравсоцразвития РФ от 02.10.2009 № 808н «Об утверждении Порядка оказания акушерско-гинекологической помощи».

16 Постановление Главного государственного санитарного врача

РФ от 18.05.2010 № 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630—10

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

ются медицинские организации трех типов: перинатальные центры, родильные дома, родильные отделения.

Поскольку СанПиН 2.1.3.2630-10 с 1 января 2021 г. утратили свою силу, в настоящее время медицинские организации руководствуются нормами, представленными в четвертой главе Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», определяющими правила эксплуатации зданий, оборудования, транспорта при оказании медицинских услуг. Новые санитарно-эпидемиологические требования 2.1.3678-20 будут действовать до 1 января 2027 г. 17.

Указом Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 утверждена «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» (далее — Концепция 2025)18. В контексте рассматриваемых нами вопросов важно отметить, что указы Президента, как и федеральные целевые программы, обладают силой федерального закона, поэтому утверждение Концепции 2025 подтвердило значимость предмета регулирования и определило приоритетность исполнения формулируемых в документе задач.

Согласно Концепции 2025, решение задач по сокращению уровня материнской и младенческой смертности, укреплению репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков должно включать повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их новорожденным детям за счет развития семейно ориентированных перинатальных технологий, снижающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, укрепления материально-технического и кадрового обеспечения службы материнства и детства в соответствии со стандартами оснащения родовспомогательных учреждений, развития высокотехнологичной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и новорожденным детям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В развитие положений Концепции 2025 приказом от 25.08.2008 № 443 19 Минздравсоцразвития России принимает важный стратегический документ — «План мероприятий Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на 2008—2012 годы по переходу регионов РФ на современные технологии выхаживания детей,

17Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 № 44 «Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678—20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг».

18 Указ Президента РФ от 09.10.2007 г. №1351 утверждена «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».

Здоровье и общество

родившихся в сроки беременности 22 недели и более и/или с низкой и экстремально низкой массой тела, в соответствии с критериями регистрации рождений, рекомендованными Всемирной организацией здравоохранения», поскольку с 1 января 2012 г. Российская Федерации перешла на критерии рождения, установленные Всемирной организацией здравоохранения 20.

Следующим порядком осуществлялось нормативно-правовое обеспечение поэтапного перехода учреждений акушерско-гинекологического и педиатрического профиля на современные технологии выхаживания и реабилитации недоношенных детей. В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 1687н (далее — Приказ № 1687н) «О медицинских критериях рождения, форме документа о рождении и порядке его выдачи» 21 медицинскими критериями рождения являются срок беременности 22 нед и более, масса тела ребенка при рождении 500 г и более (или менее 500 г при многоплодных родах), длина тела ребенка при рождении 25 см и более (в случае, если масса тела ребенка при рождении неизвестна), срок беременности менее 22 нед, или масса тела ребенка при рождении менее 500 г, или, в случае если масса тела при рождении неизвестна, длина тела ребенка менее 25 см,— при продолжительности жизни более 168 ч после рождения (7 сут).

Живорождением, в соответствии с положениями Приказа № 1687н, является момент отделения плода от организма матери посредством родов при сроке беременности 22 нед и более при массе тела новорожденного 500 г и более или, в случае если масса тела ребенка при рождении неизвестна, при длине тела новорожденного 25 см и более при наличии у новорожденного признаков живорождения (дыхание, сердцебиение, пульсация пуповины и т. д.). Детализация данных критериев оказывается особо важной в свете нередких в последние годы судебных процессов, к которым привлекаются экспертные заключения врачей-неонатологов.

При этом новорожденные, родившиеся с массой тела до 2500 г, считаются новорожденными с низкой массой тела при рождении, до 1500 г — с очень низкой массой тела при рождении, до 1000 г — с экстремально низкой массой тела при рождении.

В 2012 г. в соответствии с приказом Минздрава России от 01.11.2012 № 572н (далее — Приказ

19 Приказ Минздравсоцразвития России от 25.08.2008 № 443 «О Плане мероприятий Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на 2008—2012 годы по переходу субъектов Российской Федерации на современные технологии выхаживания детей, родившихся в сроки беременности 22 недели и более и/или с низкой и экстремально низкой массой тела, в соответствии с критериями регистрации рождений, рекомендованными Всемирной организацией здравоохранения».

20Письмо Минздравсоцразвития РФ от 16.11.2011 № 15-0/10/211336 «О направлении методического письма „Интенсивная терапия и принципы выхаживания детей с экстремально низкой и очень низкой массой тела при рождении"».

21 Приказ Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 1687н

«О медицинских критериях рождения, форме документа о рождении и порядке его выдачи».

№ 572н) 22 был утвержден «Порядок оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)», которым установлены следующие порядки оказания медицинской помощи женщинам и девочкам: женщинам в период беременности, беременным женщинам с врожденными пороками внутренних органов у плода, женщинам в период родов и в послеродовой период, беременным женщинам, роженицам и родильницам с сердечно-сосудистыми заболеваниями, требующими хирургической помощи, женщинам при неотложных состояниях в период беременности, родов и в послеродовой период, женщинам с ВИЧ-инфекцией в период беременности, родов и в послеродовой период, женщинам с гинекологическими заболеваниями, девочкам с гинекологическими заболеваниями, женщинам при искусственном прерывании беременности.

В соответствии с нормами Приказа № 572н, в зависимости от коечной мощности, оснащения и кадрового обеспечения медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь женщинам в период родов и в послеродовой период, разделяются на три группы организации оказания медицинской помощи:

— первая группа — акушерские стационары без обеспечения круглосуточного пребывания акушера-гинеколога;

— вторая группа — акушерские стационары (родильные дома и отделения, в том числе профи-лизированные), имеющие в своей структуре палаты интенсивной терапии (отделение анестезиологии и реаниматологии) для женщин и палаты реанимации и интенсивной терапии для новорожденных, а также аналогичные межрайонные перинатальные центры;

— третья А группа — акушерские стационары , имеющие в своем составе отделение анестезиологии и реаниматологии для женщин, отделение реанимации и интенсивной терапии для новорожденных, отделение патологии новорожденных и недоношенных детей (II этап выхаживания), акушерский дистанционный консультативный центр с выездными анестезио-лого-реанимационными акушерскими бригадами для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи;

— третья Б группа — акушерские стационары федеральных медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь женщинам в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденным, которые разрабатывают новые методы диагностики и лечения акушерской, гинекологической и

22 Приказ Минздрава России от 01.11.2012 № 572н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю „акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)"».

Health and Society

неонатальной патологии, осуществляют мониторинг и методическую поддержку деятельности акушерских стационаров регионов.

Особой новеллой приказа № 572н являлось определение ряда дополнительных функций (координация, мониторинг, просвещение) для федерального перинатального центра, соотнесенных с деятельностью региональных учреждений, в том числе обеспечение межтерриториального взаимодействия с органами государственной власти регионов в сфере охраны здоровья по оказанию медицинской помощи женщинам в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденным и осуществление регионального мониторинга состояния беременных женщин, рожениц, родильниц и новорожденных, нуждающихся в интенсивной помощи.

Обсуждение

В настоящее время в связи с отменой с 1 января 2021 г. приказа № 572н утвержден новый порядок оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология» в соответствии с нормами Приказа Минздрава России от 20.10.2020 № 1130н , которые будут применяться до 2027 г. В данном приказе закреплены изменения, касающиеся правил оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология», рекомендуемых штатных нормативов, рекомендуемых стандартов оснащения профильных подразделений медицинских организаций.

Одновременно с этим в данном приказе отсутствует перечень лечебных и диагностических мероприятий в контексте этапности оказания пациенткам соответствующей медицинской помощи. К конструктивной части приказа относится включение в него унифицированных текстов девяти форм документов, регулирующих взаимодействие врачей и пациентов при оказании помощи по профилю «акушерство и гинекология».

В декабре 2013 г. Правительство РФ утверждает комплексную Программу развития перинатальных центров в Российской Федерации, на момент принятия которой в стране функционировало 98 перинатальных центров (58 самостоятельных и 40 в составе многопрофильных больниц).

Согласно задачам данной Программы, совершенствование перинатальной помощи должно осуществляться одновременно по двум направлениям: развитие инфраструктуры службы и оптимизация организационных моделей ее деятельности.

В совокупном результате всех предпринятых мер, в том числе рассмотренных организационных мероприятий и их нормативного обеспечения, в 2013 г. общероссийский уровень рождаемости впервые с начала 1990-х годов превысил уровень смертности и составил 13,2 на 1 тыс. населения. Таким образом, страной был преодолен так называемый «российский крест» (превышение смертности над рождаемостью) и зарегистрирован естественный прирост населения.

Показательны и другие индикаторы улучшения деятельности службы охраны детства и родовспоможения, ситуации с репродуктивным здоровьем населения. В 2017 г. Минздравом России и ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России был издан сборник «Основные показатели здоровья матери и ребенка, деятельность службы охраны детства и родовспоможения в Российской Федерации». Согласно данному сборнику, количество действующих перинатальных центров увеличилось с 35 в 2005 г. до 67 в 2016 г., средняя занятость койки в году в перинатальных центрах за тот же период увеличилась с 269 до 306, а средняя длительность пребывания на койке сократилась с 8,3 до 7,3 дня. Согласно Демографическому ежегоднику Росстата за 2017 г., коэффициент перинатальной смертности (на 1 тыс. родившихся живыми и мертвыми) за 2005—2016 гг. снизился с 10,17 до 7,89.

В Указе Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 го-да»23 перед Правительством РФ поставлена еще более амбициозная цель — обеспечить к 2024 г. снижение коэффициента младенческой смертности до показателя 4,5.

Заключение

Предпринятый анализ позволяет утверждать, что с точки зрения организационных основ в настоящее время объективных предпосылок для кардинального изменения трехуровневой системы оказания медицинской помощи женщинам в период беременности, родов, в послеродовом периоде и новорожденным не прослеживается, однако, несомненно, будет продолжена регуляторная донастройка системы, совершенствование и уточнение моделей маршрутизации профильных пациентов, развитие медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам, комплексное решение задач повышения эффективности оказания перинатальной помощи и совершенствования охраны материнства и детства.

Исследование не имело спонсорской поддержки.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хабриев Р. У, Мингазова Э. Н., Шигабутдинова Т. Н., Садыко-ва Р. Н. Медико-социальные показатели репродуктивного потенциала женского населения региона на примере Республики Татарстан. Казанский медицинский журнал. 2020;101(5):719— 26.

2. Мингазова Э. Н., Щепин В. О., Железова П. В., Садыкова Р. Н . Современные особенности рождаемости и смертности населения Центральной России. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019;27(5):858—64.

3. Шарапова О. В. Перинатальные центры: вчера, сегодня, завтра. В кн.: Ученый доктор. М.; 2019. 272 с.

23 Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Здоровье и общество

4. Малышкина А. И., Васильева Т. П., Песикин О. Н. Регионализация перинатальной помощи: методическое, информационное, организационное обеспечение, опыт применения. Детская медицина Северо-Запада. 2012;3(1):10—5.

5. Слабкий Г. А., Дудина Е. А., Дудник С. В. Методология комплексной оценки состояния перинатальной помощи. Перина-тология и педиатрия. 2019;1(77):36—41.

6. Мохов А. А. Правовые основы перинатальной помощи в Российской Федерации. Правовые вопросы в здравоохранении. 2012;(9):18—28.

7. Мингазова Э. Н., Самойлова А. В., Загоруйченко А. А., Шига-бутдинова Т. Н., Железова П. В. К вопросу о правовом обеспечении охраны репродуктивного здоровья девочек-подростков. Менеджер здравоохранения. 2020;(7):45—52.

8. Кузнецов Д. В. К вопросу о совершенствовании трехуровневой системы оказания перинатальной помощи. Sciences of Europe. 2018;25—1(25):43—7.

Поступила 10.03.2021 Принята в печать 11.02.2021

REFERENCES

1. Khabriyev R. U., Mingazova E. N., Shigabutdinova T. N., Sadyko-va R. N. Medical and social indicators of the reproductive potential of the female population of the region on the example of the Repub-

lic of Tatarstan. Kazanskiy meditsinskiy zhurnal. 2020;101(5):719— 26 (in Russian).

2. Mingazova E. N., Shchepin V. O., Zhelezova P. V., Sadykova R. N. Modern characteristics of fertility and mortality of the population of Central Russia. Problemy sotsialnoygigiyeny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2019;27(5):858—64 (in Russian).

3. Sharapova O. V. Perinatal'nyye tsentry: vchera, segodnya, zavtra. In.: Uchenyy doktor. Moscow; 2019; 272 p. (in Russian).

4. Malyshkina A. I., Vasil'yeva T. P., Pesikin O. N. Regionalization of perinatal care: methodological, informational, organizational support, application experience. Detskaya meditsina Severo-Zapada. 2012;3(1):10—5 (in Russian).

5. Slabkiy G. A., Dudina Ye. A., Dudnik S. V. Methodology of a comprehensive assessment of the state of perinatal care. Perinatologiya i pediatriya. 2019;1(77):36—41 (in Russian).

6. Mokhov A. A. Legal bases of perinatal care in the Russian Federation. Pravovyye voprosy v zdravookhranenii. 2012;(9):18—28 (in Russian).

7. Mingazova E. N., Samoylova A. V., Zagoruychenko A. A., Shig-abutdinova T. N., Zhelezova P. V. On the issue of legal support for the reproductive health of adolescent girls. Menedzher zdravookhraneniya. 2020;(7):45—52 (in Russian).

8. Kuznetsov D. V. On the issue of improving the three-level system of perinatal care. Sciences of Europe. 2018;25—1(25):43—7 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.