Научная статья на тему 'АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ И НАУЧНАЯ ПОЛИТИКА ТУРЦИИ'

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ И НАУЧНАЯ ПОЛИТИКА ТУРЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
498
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРЦИЯ / НАУКА / АНАЛИТИКА / АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / НКО / ФОНД / ИССЛЕДОВАНИЕ / «МОЗГОВОЙ ЦЕНТР»

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Аватков Владимир Алексеевич

В статье рассматриваются аспекты научно-аналитической деятельности современной Турецкой Республики. В частности, автор анализирует главные вехи становления турецкой науки, а также экономические сложности и другие внутриполитические препятствия, тормозящие процесс ее развития. Особое внимание уделяется ключевым акторам научно-аналитического процесса Турции, в частности Организации по научно-технологическим исследованиям (TUBITAK), связанным с ней структурам, Верховному совету по науке и технологиям Турции (BTYK), а также другим ведомствам и вспомогательным структурам. В статье приводится классификация аналитических центров, функционирующих на территории Турции, в соответствии с которой выделяются связанные с государством или партиями, идеологически ангажированные, а также условно «независимые». Рассматриваются особенности функционирования, финансирования в Турции НКО, а также их виды. Кроме того, основываясь на мировых рейтингах ведущих аналитических центров мира, проведен обзорный анализ деятельности некоторых крупнейших или наиболее влиятельных «мозговых центров»: Центра стратегических исследований (SAM), Центра азиатских стратегических исследований (TASAM), Центра ближневосточных исследований (ORSAM), Фонда политических, экономических и общественных исследований (SETA) и Фонда экономических и социальных исследований Турции (TESEV). Автор приходит к выводу, что в настоящее время настает новый этап научно-аналитической деятельности Турецкой Республики, связанный с возникновением новых центров и расширением области их деятельности. При этом возрастает роль аналитических и других НКО как основных проводников турецких интересов и идеологем за рубежом. В перспективе они могут использоваться Турцией для формирования лоббистских групп и трансляции выгодных Анкаре идейно-ценностных установок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYTICAL CENTERS AND SCIENTIFIC POLICY OF TURKEY

The article scrutinizes the aspects of scientific and analytical activity of the modern Turkish Republic. In particular, the author analyzes the main milestones of the formation of science in Turkey as well as economic difficulties and other domestic political obstacles hindering the process of its development. Special attention is paid to the key actors of the scientific and analyticalprocess of Turkey. Among them the Organization for Scientific and Technological Research (TUBITAK) and related structures, the Supreme Council for Science and Technology of Turkey (BTYK), as well as other organizations and auxiliary structures. The article provides a classification of analytical centers operating on the territory of Turkey, according to which such centers can be associated with the state or parties, ideologically biased and conditionally “independent”. The article considers the features of functioning, financing of NGOs in Turkey and discusses their types. In addition, based on the global rankings of the world's leading think tanks, an overview analysis of the activities of the following largest and most influential think tanks was also conducted: the Center for Strategic Studies (SAM); the Center for Asian Strategic Studies (TASAM); the Center for Middle Eastern Studies (ORSAM); the Foundation for Political, Economic and Social Studies (SETA) and the Foundation for Economic and Social Research of Turkey (TESEV). The author comes to the conclusion that nowadays a new stage of scientific and analytical activity of the Republic of Turkey is coming. It is associated with the emergence of new centers and the expansion of their research field. At the same time, the role of analytical and other NGOs as the main agents of Turkish interests and ideologies abroad is increasing. In the future they can be used by Turkey to form lobbying groups and broadcast ideological and value attitudes which are beneficial to Ankara.

Текст научной работы на тему «АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ И НАУЧНАЯ ПОЛИТИКА ТУРЦИИ»

Сфера науки и высшего образования

DOI: 10.31249/kgt/2022.02.09

Аналитические центры и научная политика Турции

Владимир Алексеевич АВАТКОВ

доктор политических наук, ведущий научный сотрудник, заведующий Отделом Ближнего и Постсоветского Востока Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН),

117418, Нахимовский проспект, д. 51/21, г. Москва, Российская Федерация e-mail: v.avatkov@gmail.com ORCID: 0000-0002-6345-3782

ЦИТИРОВАНИЕ: Аватков В.А. (2022). Аналитические центры и научная политика Турции // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. Т. 15. № 2. С. 173-190. DOI: 10.31249/kgt/2022.02.09

Статья поступила в редакцию 30.11.2021. Исправленный текст представлен 10.04.2022.

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются аспекты научно-аналитической деятельности современной Турецкой Республики. В частности, автор анализирует главные вехи становления турецкой науки, а также экономические сложности и другие внутриполитические препятствия, тормозящие процесс ее развития. Особое внимание уделяется ключевым акторам научно-аналитического процесса Турции, в частности Организации по научно-технологическим исследованиям (ТиВ1ТЛК), связанным с ней структурам, Верховному совету по науке и технологиям Турции (BTYK), а также другим ведомствам и вспомогательным структурам. В статье приводится классификация аналитических центров, функционирующих на территории Турции, в соответствии с которой выделяются связанные с государством или партиями, идеологически ангажированные, а также условно

«независимые». Рассматриваются особенности функционирования, финансирования в Турции НКО, а также их виды. Кроме того, основываясь на мировых рейтингах ведущих аналитических центров мира, проведен обзорный анализ деятельности некоторых крупнейших или наиболее влиятельных «мозговых центров»: Центра стратегических исследований (SAM), Центра азиатских стратегических исследований (TASAM), Центра ближневосточных исследований (ORSAM), Фонда политических, экономических и общественных исследований (SETA) и Фонда экономических и социальных исследований Турции (TESEV). Автор приходит к выводу, что в настоящее время настает новый этап научно-аналитической деятельности Турецкой Республики, связанный с возникновением новых центров и расширением области их деятельности. При этом возрастает роль аналитических и дру-

гих НКО как основных проводников турецких интересов и идеологем за рубежом. В перспективе они могут использоваться Турцией для формирования лоббистских групп и трансляции выгодных Анкаре идейно-ценностных установок.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Турция, наука, аналитика, аналитический центр, НКО, фонд, исследование, «мозговой центр».

После прихода к власти в 2002 г. Партии справедливости и развития в Турции началась новая эпоха развития внешней и внутренней политики. Пытаясь встроиться в новую мировую политическую среду, Анкара стала выделять больший объем финансирования на развитие науки, аналитики и некоммерческого сектора.

Происходящие в этом контексте процессы четко встраиваются в идеологию туркоцентризма, где Турецкая Республика выступает в качестве хаба -центра притяжения, объединяющего Север и Юг, Запад и Восток. Именно с учетом указанного следует рассматривать попытки Турции «подстроить мир под себя» и встроиться в него.

«Мир больше пяти» (членов Совета Безопасности ООН) - это не просто лозунг президента Турции Р.Т. Эрдогана. Это попытка реформировать систему международных отношений и встроить в нее «Новую Турцию» в качестве мировой державы. В сознании руководства Турецкой Республики, прежде всего в лице президента государства, доминирует так называемый синдром ущем-ленности системой международных отношений, выражающийся в стремлении Турции повысить свой авторитет на мировой арене и доказать международному сообществу свою важность не только как регионального игрока, но и ключевого элемента надрегиональных процессов.

Именно «синдром ущемленности» системой, ощущение недореализован-ности и стремление к распространению влияния толкают Анкару к развитию собственных возможностей, что требует от государства отлаженных механизмов политического прогнозирования, а следовательно, развития науки, образования, НКО и аналитического сектора.

Основы научно-аналитической деятельности Турции

Аналитика в Турции формируется на уровне государственных органов власти, в рамках вузов, организаций, аффилированных с Советом по научно-техническим исследованиям Турции (ТиВ1ТАК), частных компаний и НКО. Стоит отметить, что научная сфера, в особенности ее политологическая отрасль, в Турецкой Республике на протяжении долгого времени формировалась под влиянием западных воззрений. Этим, в частности, объясняется отсутствие национальных турецких научных школ и собственных подходов к ряду актуальных проблем. Подавляющее большинство распространенных в Турции подходов так или иначе отражают позицию представителей американских, британских и других ориентированных на Запад научных кругов. Одной из причин такого положения дел стала тяжелая внутриполитическая ситуация в 1980-1990-е годы, лишившая Турцию возможностей для поступательного развития научной отрасли.

К примеру, в 1980 г. не прошел бесследно для турецкой науки государственный переворот, после которого в стране были запрещены любые инициативы, подразумевающие ассоциации или фонды. События 1980 г. стали краеугольным камнем в процессе развития научно-аналитических учреждений Турции: под ограничения попали

и аналитические центры, но, несмотря на это, некоторые центры создавались и в это время. В большинстве случаев их возникновение спровоцировали неолиберальные экономические реформы, а также политическая обстановка - некоторые из появившихся тогда организаций действовали в интересах представителей частного сектора, другие - в интересах правительства, пришедшего к власти после путча [Вакгт, Сипе$, 2018, р. 237]. Кроме того, одним из факторов, способствующих замедлению развития науки и аналитики, был серьезный экономический кризис 1990-х годов и отсутствие финансовых возможностей для совершенствования научного сектора.

Определенный сдвиг в процессе развития науки в Турции произошел лишь в конце 1990-х - начале 2000-х годов, а именно после окончания холодной войны и прихода к власти Партии справедливости и развития, ознаменовавшегося существенным перераспределением бюджета в пользу науки и осуществления научных исследований. Так, например, если в конце 1990-х годов расходы на НИОКР составляли 0,37% от ВВП, то к 2012 г. этот показатель уже достиг 0,92% [Аватков, 2018, с. 2], что спровоцировало рост количества научных и научно-аналитических центров. По разным оценкам, в период с 1960 по 1989 г. было создано 12% функционирующих по сегодняшний день организаций, с 1990 по 1999 г. - 17%, начиная с 2000-х годов - 71% [ВаЬит, 2021, р. 7].

При этом в 2014 г. в одной из своих статей М. Шимшек, действующий вице-премьер Турции и бывший министр финансов, писал об амбициозных планах увеличить расходы на научные разработки до 3% от ВВП к 2023 г. -году столетия Республики. Тем не менее современные статистические данные свидетельствуют о доминировании в Турции процессов, обратных за-

планированным: так, например, несмотря на то, что в 2019 г. расходы на НИОКР, увеличившись на 14,6% по сравнению с предыдущим годом, составили 14,924 млрд турецких лир, их доля от ВВП составила лишь 0,35% [Central Government Budget Appropriations..., 2020]. В 2020 г. эта цифра снизилась до 0,28% от ВВП при расходованных 14,331 млрд турецких лир. Однако при этом сообщалось, что в 2021 г. Турция вновь увеличила финансирование НИОКР, выделив 18,339 млрд лир на разработки в соответствующей области [Central Government Budget Appropriations., 2021].

Описанное выше сокращение могло быть вызвано чредой кризисов во внешней и внутренней политике. Известно, что в августе-сентябре 2020 г. турецкая национальная валюта беспрерывно ставила антирекорды, обновляя исторические минимумы после введенных США санкций, а также напряженных отношений с Европейским союзом на фоне разногласий по миграционной политике и другим политическим вопросам. Тем не менее, несмотря на пережитые сложности, научно-аналитическая деятельность Турции в те годы фактически не прерывалась. Этим Турецкая Республика во многом обязана своим первым «мозговым» и научным центрам, многие из которых были созданы еще во второй половине XX в. и заложили основу современной научно-аналитической деятельности государства.

Ключевые акторы научно-аналитического процесса Турецкой Республики

С 1963 г. в Турции функционирует Организация по научно-технологическим исследованиям. Сегодня TUBITAK является подведомственной Министерству промышленности и технологий

организацией и представляет собой структуру, обладающую определенной административной и финансовой автономией, среди основных задач которой первостепенное значение имеют организация, координация, продвижение исследований, а также развитие научно-технологической сферы в соответствии с целями национального экономического развития. Поддержка научных исследований во многом осуществляется за счет выдачи грантов, разрабатываемых Департаментом грантовых программ в области технологий и ин-новаций1.

При этом позднее на базе ТиВ1ТЛК были созданы другие исследовательские учреждения, функционирующие и сегодня. В 1968 г. в Анкаре возник Научно-исследовательский центр электроники, известный сегодня как Национальный научно-исследовательский институт электроники и крипто-логии (ТШТЛК-иБКЛБ), в 1971 г. -Научно-исследовательский институт, впоследствии преобразованный в научную группу по решению научного совета ТиВ1ТЛК, в 1972 г. - Исследовательский центр Мармара (ТиВПЛК-ЫЛМ), в 1986 г. - Национальный институт метрологии (ТиВ1ТЛК-иМБ)2. Особое внимание следует уделить двум другим аффилированным с ТиВ1ТЛК структурам, занимающимся разработками в сфере активно развивающейся в Турции военной, в частности оборонной, промышленности.

Так, в 1973 г. был основан Институт исследований и разработок оборонной промышленности (ТиВ1ТЛК-

SAGE), на счету которого такие изобретения: ракеты класса «воздух - воздух» Gökdogan и Bozdogan; крылатые авиабомбы SARB-83, SERT-82 и NEB-84; боеприпасы для воздушно-десантных минометов и другие3. Кроме того, в 1995 г. был создан Научно-исследовательский институт информационных технологий и электроники, в настоящее время осуществляющий деятельность под названием «Научно-исследовательский институт космических технологий» (TÜBiTAK-UZAY). Одной из важнейших разработок института при участии других национальных оборонных компаний является разведывательный спутник GÖKTÜRK-2, выведенный на орбиту в 2012 г., а также его обновленная версия - спутник GÖKTÜRK-3, находящийся в стадии проектирования [Erboga, 2019, p. 332].

Однако деятельность Турции не ограничивалась только разработкой промышленных технологий. Спустя год после создания TÜBiTAK-SAGE, в 1974 г., в Турции в лице Института внешней политики (DPE) появилось одно из первых экспертно-аналитиче-ских учреждений, ориентированных на проведение исследований в области политических наук, в частности внешней политики. Изначально институт был основан как частная организация, но, согласно информации, размещенной на его официальном сайте, в настоящее время он аффилирован с Турецким фондом международных отношений и стратегических исследований4. Деятельность DPE продолжается уже почти 50 лет.

1 TUBiTAK Organizasyon ^emasi // TUBiTAK. - 2021. - URL: https://www.tubitak.gov.tr/tr/kurumsal/hakkimizda/icerik-organi-zasyon-semasi (дата обращения: 27.11.2021).

2 Hakkimizda // TUBiTAK. - 2021. - URL: https://tubitak.gov.tr/tr/icerik-hakkimizda (дата обращения: 27.11.2021).

3 Bakan Akar ve Varank'tan TUBiTAK SAGE ziyareti // Millisavunma.com. - 2021. - URL: https://www.millisavunma.com/news/ bakan-akar-ve-varanktan-tubitak-sage-ziyareti/ (дата обращения: 27.11.2021).

4 About Foreign Policy Institute // Foreign Policy Institute. - 2021. - URL: https://foreignpolicy.org.tr/about/ (дата обращения: 04.01.2022).

Что касается государственного регулирования научной политики Турции, то основным органом, контролирующим деятельность в данной области, является Верховный совет по науке и технологиям Турции (BTYK), образованный в 1983 г. на основании Закона № 77 «О создании Верховного совета по науке и технологиям». В состав Совета входят как общественные и научные деятели, так и министры различных ведомств, а также другие представители власти. Совет собирается не реже 2 раз в год по требованию премьер-министра государства.

В соответствии со статьей 4 вышеупомянутого Закона Совет осуществляет следующие функции: оказывает содействие правительству в формировании долгосрочной научно-технической политики; определяет цели исследований и разработок в областях, связанных с наукой и техникой; определяет приоритетные области исследований и разработок, а также осуществляет подготовку связанных с ними планов и программ; отдает поручения государственным научно-исследовательским учреждениям в соответствии с планами и программами в области исследований и разработок, при необходимости сотрудничает с частным сектором, а также определяет меры стимулирования и регулирования частного сектора; осуществляет подготовку законопроектов и законодательства в области науки и техники с целью развития научно-технической системы; определяет и реализует необходимые меры по обучению и эффективному использованию научных кадров; вырабатывает механизмы для частных учреждений в целях создания исследовательских

центров, контролирует и оценивает эту деятельность; определяет области исследований, нуждающиеся в инвестировании; осуществляет координацию между организациями на этапах программирования и реализации5.

Помимо Организации по научно-технологическим исследованиям, содействие в реализации вышеописанных задач государству оказывает Департамент развития и поощрения малых и средних предприятий (КОБСЕВ) и специализированное Ведомство по патентам и товарным знакам Турции (ТиЯКРАТЕЫТ). Обе организации при этом связаны с Министерством промышленности и технологий Турции. В случае с КОБСЕВ помощь в основном осуществляется в рамках специальных программ поддержки инноваций; ТиЯКРАТЕЫТ, в свою очередь, содействует развитию научно-технологической области путем защиты прав промышленной собственности. Государство также поддерживает частный сектор посредством субсидирования научных исследований, кредитования их субъектов, а также объявления налоговых послаблений в виде отсрочек по выплатам для демонстрирующих наиболее высокие показатели эффективности центров.

Отдельно в качестве акторов научно-аналитического процесса Турции необходимо рассмотреть различные некоммерческие структуры. В Турции предусмотрены две организационно-правовые формы некоммерческих организаций: некоммерческие товарищества (дернеки) и фонды (вакфы). Правовые основы организации НКО Турецкой Республики зафиксированы в законах «О гражданском состоянии»,

5 77 Sayili Bilim ve Teknoloji Yiiksek Kurulu Kurulmasina ili^kin Kanun Hiikmiinde Kararname // TUBiTAK. - 1983. - August 16. - URL: https://www.tubitak.gov.tr/sites/default/files/1844/77_sayili_khk.pdf (дата обращения: 27.11.2021).

«О некоммерческих товариществах», «О фондах», «Об отношениях между некоммерческими товариществами, фондами и публичными образованиями».

В упомянутых законах очерчены, в частности, основные источники доходов НКО. Ими могут быть членские взносы, доходы от деятельности, направленной на реализацию целей структуры, средства некоммерческих товариществ, а также гранты и пожертвования. Важно подчеркнуть, что турецкие НКО могут получать денежные средства как от государства, так и от иностранных инвесторов. Фонды наделены особым правом осуществления экономической деятельности и использования доходов для выполнения поставленных задач. При этом правовая база Турецкой Республики позволяет некоммерческим организациям осуществлять деятельность на международном уровне, в том числе открывать филиалы на территориях зарубежных государств [Аватков, 2017, с. 7172]. Это правило применимо и к аналитическим структурам.

НКО в Турции, как правило, подразделяются на следующие виды: правозащитные НКО; благотворительные НКО; НКО, сосредоточенные на вопросах защиты окружающей среды; религиозные НКО; различные аналитические центры.

Классификация аналитических центров Турции

В современной Турции функционирует около 54 аналитических центров, 27 из которых расположены в Анкаре, 22 - в Стамбуле, остальные - в других городах страны, в частности в Бурсе, Мардине, Карсе, Диярбакыре и т.д. Таким образом, на столицу Турецкой Республики приходится 50% всех «мозговых центров» страны, на Стамбул - 40% и лишь 10% - на другие провинции. При этом турецкие эксперты утверждают, что самые эффективные центры также расположены именно в этих двух городах. Наиболее известные из них представлены в таблице 1.

Таблица 1. Турецкие «мозговые центры» Table 1. Turkish think tanks

Название Расположение

Фонд политических, экономических и общественных исследований - Siyaset Ekonomi ve Toplum Aratfrmalari Vakfi (SETA) Фонд экономических и социальных исследований Турции - Tiirkiye Ekonomik ve Sosyal Etüdler Vakf (TESEV) Институт внешней политики - Di$ Politika Enstitüsü (DPE) Анкара, Стамбул, Вашингтон, Брюссель, Берлин Стамбул Анкара

Центр исследований экономики и внешней политики - Ekonomi veDi$PolitikaAratfr-malar Merkezi (EDAM) Стамбул

Евразийский центр стратегических исследований - Avrasya Stratejik Aratfrmalar Merkezi (ASAM) Центр стратегических исследований Южной Азии - Güney Asya Stratejik Aratfrmalar Merkezi (GASAM) Фонд исследований экономической политики Турции - Türkiye Ekonomi Politikalari Aratfirma Vakfi (TEPAV) Общество либеральной мысли - Liberal Dü$ünce Toplulugu (LDT) Фонд экономического развития - Iktisadi Kalkinma Vakf (IKV) Стамбул Стамбул Анкара Анкара Стамбул

Название Расположение

Фонд стратегических и социальных исследований региона Мраморного моря - Marmara Grubu Stratejik ve Sosyal Aratfirmalar Vakfi Центр ближневосточных исследований - Ortadogu Stratejik Aratfirmalar Merkezi (OR-SAM) Фонд глубинных социальных и стратегических исследований - Kök Sosyal ve Stratejik Aratfrmalar Vakfi (KÖKSAV) Стамбул Анкара Анкара

Международный центр стратегических прогнозов и исследований - Uluslararasi Stratejik Tahlil ve Ara^tirmalar Merkezi (USTAD) Мардин

Центр азиатских стратегических исследований - Türk Asya Stratejik Aratfirmalar Merkezi (TASAM) Стамбул

Институт Турции XXI века - 21. YüzyilTürkiyeEnstitüsü (21YYTE) Анкара

Ассоциация ближневосточных и африканских исследований - Ortadogu ve Afrika Araçtirmalari Dernegi (ORDAF) Центр стратегических исследований Sahipkiran - Sahipkiran Stratejik Aratfirmalar Merkezi (SASAM) Центр исследований Ирана - Iran Aratfirmalari Merkezi (IRAM) Стамбул Анкара Анкара

Босфорский центр глобальных отношений - Bogaziçi Küresel Ilqkiler Merkezi (BK) Стамбул

Институт стратегической мысли - Stratejik Düßnce Enstitüsü (SDE) Анкара

Центр стратегических исследований сторонников справедливости - Adaleti Savunanlar StratejikAraftrmalar Merkezi (ASSAM) Стамбул

Центр стратегических исследований союзов - Birlik Stratejik Aratfirmalar Merkezi (BlR-SAM) Стамбул

Центр международных отношений и стратегического анализа - Uluslararasi lli§kiler ve Stratejik Analizler Merkezi (TÜRKSAM) Анкара

Центр стратегических исследований новой Турции - Yeni Türkiye Stratejik Aratfirmalar Merkezi (YTSAM) Анкара

Центр экономических и социальных исследований - Ekonomik ve Sosyal Aratfirmalar Merkezi (ESAM) Анкара

Центр социально-экономических и культурных исследований - Sosyal Ekonomik ve Kültürel Arafirmalar Merkezi (SEKAM) Стамбул

Центр стратегических исследований «Здоровье - ты» - Saglik-Sen Stratejik Aratfirma-lar Merkezi (SASAM) Анкара

Центр мысли и исследований Анкары - AnkaraDü$ünce veAratfirmaMerkezi (ADAM) Фонд социально-экономических и политических исследований - Toplumsal Ekonomik Siyasal Aratfirmalar Vakfi (TESAV) Центр политики Анкары - Ankara Politikalar Merkezi (APM) Центр евразийских исследований - Avrasya Incelemeleri Merkezi (AVlM) Центр стратегических исследований мудрецов - Bilge Adamlar Stratejik Aratfirmalar Merkezi (BILGESAM) Форум глобальных отношений - Global Ilçkiler Forumu (GIF/GRF) Центр стратегической мысли и исследований Стамбула - Istanbul Stratejik Düßnce ve Ara^tirmalar Merkezi (ISDAM) Анкара Анкара Анкара Анкара Стамбул Стамбул Стамбул

Аналитический центр глобальных исследований - Küresel Aratfirma Dü$ünce Merkezi (GRTC) Кютахья

Фонд социально-экономических политических исследований Турции - Türkiye Sosyal Ekonomik Siyasal Aratfirmalar Vakfi (TÜSES) Стамбул

Название Расположение

Фонд социально-политических стратегических исследований Тюркской академии -Türk Akademisi Siyasi Sosyal Stratejik Aratfrmalar Vakfi Анкара

Центр международных отношений и стратегических исследований - Uluslararasi ili§kil-er ve Stratejik Aratfrmalar Merkezi (ULISAM) Анкара

Центр гуманитарных и социальных исследований - lHH Insani ve Sosyal Aratfrmalar Merkezi (INSAMER) Стамбул

Центр стратегических исследований Кавказа - Kafkasya Stratejik Aratfrmalar Merkezi (KAFKASSAM) Анкара

Центр стратегических исследований Турана - Turan Stratejik Aratfirmalar Merkezi (TURAN - SAM) Каре

Центр социальных исследований Тигра - Dicle Toplumsal Aratfrmalar Merkezi (DlTAM) Диярбакыр

Центр стратегических исследований Балкан (Румелии) - Rumeli Balkan StratejikAratfr-malar Merkezi Стамбул

Платформа экономистов - Ekonomistler Platformu Стамбул

Фонд социал-демократии - SosyalDemokrasi Vakfi (SODEV) Стамбул

Фонд экономических и социальных исследований Турции - Türkiye Ekonomi ve Sosyal Aratfrmalar Vakf Анкара

Международный фонд технологических экономических и социальных исследований -Uluslararasi Teknolojik, Ekonomik ve Sosyal Aratfrmalar Vakfi (UTESAV) Стамбул

Ассоциация исследований Европейского союза и мира - Avrupa Birligi ve Küresel Aratfr-malar Dernegi (ABKAD) Анкара

Центр исследований кризисных ситуаций и политики Анкары - Ankara Kriz ve Siyaset Aratfirmalari Merkezi Анкара

Центр экономических, политических и стратегических исследований - Ekonomik Siyasal ve StratejikAratfrmalarMerkezi (TESAM) Бурса

Центр стратегических исследований Института ANKA -ANKA EnstitüsüStratejikAratfr-malar Merkezi Анкара

Центр исследований убежища и миграции - Iltica ve Got; Aratfrmalari Merkezi (IGAM) Анкара

Инициатива реформы образования - Egitim Reformu Giri§imi (ERG) Стамбул

Центр стратегических исследований TESUD - TESUD Stratejik Aratfrmalar Merkezi (TES-SAM) Анкара

Источник: [Babur, 2021, p. 6].

В Турции аналитические центры могут функционировать при партиях (Фонд политических, экономических и общественных исследований (SETA)), правительствах (Центр стратегических исследований (SAM), связанный с Министерством иностранных дел Турции), университетах (Центр стратегических и прикладных исследований Университета Бахчешехир) или быть «независимыми» (Общество либеральной мысли (LDT)). Особый акцент необходимо

сделать на «припартийных» и условно «независимых» структурах.

Проблема ранжирования научно-аналитических организаций Турции заключается в том, что «независимые» центры существуют в стране лишь формально, в то время как официально работающих на политические партии учреждений не существует вовсе. В реальности аналитические «фабрики мысли» просто предпочитают не афишировать свою приверженность каким-либо

лоббистским группам или идеологиям, коррелирующим со взглядами тех или иных политических сил. Однако идео-логемы, проходящие красной нитью через большинство публикационных материалов таких учреждений, позволяют сделать выводы об обратном и их аффилиации с определенными группами влияния. Именно по этой причине многие из турецких аналитических центров, характеризующие себя в качестве независимых, в действительности не являются такими и (открыто или завуалированно) транслируют позиции тех или иных - как правило, проправительственных или оппозиционных -политических кругов [Babur, 2021, p. 9].

В числе таких - один из ведущих в Турции аналитических центров SETA, который связывают с Партией справедливости и развития (ПСР). Идеологические ориентиры Общества либеральной мысли становятся очевидны из названия, которое ставит под сомнение заявленную «независимость» организации. При этом такого рода картина порождает ряд вопросов об объективности проводимых подобными центрами исследований и подготавливаемых ими аналитических продуктов.

Соответственно, основными «клиентами» аналитики в Турции являются в большей степени правительство и политические партии, а также ученые и СМИ [Altinbaf, 2009, p. 23], которые в Турции также работают в интересах отдельных категорий лиц или групп лиц. Исходя из этого, аналитические центры Турецкой Республики также можно разделить по идейно-ценностным базисам. Турецкий исследователь М. Бабур выделяет аналитические структуры либерального, исламского,

националистического, консервативного и левого толка. В то же время некоторые исследователи дополнительно выделяют центристские, правоцентристские и левоцентристские структуры.

В соответствии с этой классификацией к консервативным в Турции относят Фонд политических, экономических и общественных исследований (SETA) и Центр стратегических исследований Ближнего Востока (ORSAM); к либеральным - Общество либеральной мысли (LDT); к центристским -Институт внешней политики (DPE), Фонд исследований экономической политики Турции (TEPAV), Фонд экономического развития (ÍKV) и Центр экономических и внешнеполитических исследований (EDAM); к правоцентристским - Центр экономических, политических и стратегических исследований (TESAM); к левоцентристским - Фонд экономических и социальных исследований Турции (TESEV) и Фонд социально-экономических и политических исследований Турции (TÜSES) [Babur, 2021, p. 13].

Ярким примером националистического «мозгового центра» является Фонд политико-социальных стратегических исследований Тюркской академии (TASAV), основанный лидером Партии националистического движения (ПНД) Д. Бахчели и группой приближенных к нему юристов и ученых6, что позволяет сделать вывод о его неизбежной политической ангажированности и функционировании в интересах турецких националистов. Несмотря на то, что Фонд осуществляет различные исследования в области политики, экономики в соответствии с национальными интересами Турции,

6 Bah^eli'nin Vakfi Gün Ayiyor // Yeni^ag. - 2012. - October 1. - URL: https://www.yenicaggazetesi.com.tr/-73596h.htm (дата обращения: 27.11.2021).

на официальном сайте организации нередко встречаются афиши различных мероприятий в честь годовщины основания ПНД, а также памятных встреч, посвященных личности идейного вдохновителя - основателя партии пантюркиста А. Тюркеша7.

К религиозным (исламским) аналитическим структурам можно отнести:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- организации, которые занимаются теоретическими или прикладными исследованиями преимущественно в области изучения ислама, исламских обществ, исламского права и т.п., функционируют за счет пожертвований/инвестиций от курирующих исламских «каналов», в том числе соучредителей;

- организации, осуществляющие исследования более широкого профиля, но финансируемые отдельными происламскими деятелями или джама-атами (в том числе зарубежными).

В Турции описанные условия функционирования исламских научно-исследовательских центров в большинстве случаев пресекаются, и в чистом виде светских центров, занимающихся религиозными исследованиями, не существует.

К примеру, к первому типу исламских центров можно отнести Международный фонд исламской мысли и функционирующий при нем Институт исламской мысли (IDE), которые исследуют методологию исламской мысли, особенности толкования норм ислама и т.д. Известно, что Фонд и Институт управляются ученым М. Гёрмезом, в 2010-2017 гг. воз-

главлявшим Управление по делам религии Турции (Диянет), что позволяет сделать предположение о возможном наличии связей Фонда с данным ведомством. Что касается финансирования, то в уставе Фонда утверждается, что его уставной капитал составляет 100 000 турецких лир, выделенных учредителями. При этом отмечается, что активы Фонда могут быть увеличены за счет дополнительных средств, внесенных в «казну» организации после ее создания8, иные способы финансирования не уточняются.

К организациям второго типа можно частично отнести основанный в 2013 г. и расположенный в Стамбуле Центр стратегических исследований Fiker, занимающийся исследованиями арабского мира, в частности монархиями Персидского залива, а также вопросами исламской мысли и другими международными проблемами. Примечательно, что материалы Центра, предположительно финансируемого Эр-Риядом или одной из монархий, публикуются исключительно на арабском языке.

Вместе с тем существует иной - также близкий к реальному положению дел - подход к классификации турецких think tanks, в соответствии с которым выделяют 4 типа аналитических организаций: центры, функционирующие при государственных органах; центры при вузах, идеологически ориентированные (в частности зарубежные) пропагандистские центры и фонды (вакфы) [Аватков, Видяйкин, 2013, с. 101-102].

7 Kurulu^unun 50. Yildönümünde Milliyetgi Hareket Partisi // Türk Akademisi Siyasi Sosyal Stratejik Ara^tirmalar Vakfi. - 2019. - February 9. - URL: https://www.tasav.org/index.php/kurulusunun-50-yildonumunde-milliyetci-hareket-partisi.html (дата обращения:

27.11.2021).

8 Uluslararasi islam Dü^ünce Vakfi Resmi Senedi // islam Dü^ünce Enstitüsü. - 2019. - June 26. - URL: https://www.ide.org.tr/TR/ detail/vakifsenedi (дата обращения: 28.11.2021).

Ведущие научно-аналитические структуры

Что касается эффективности турецких научно-аналитических центров в глобальном контексте, то, согласно международному рейтингу «мозговых центров» Университета Пенсильвании Global Go To Think Tank Index (GGTTT) за 2020 г., в числе ведущих мировых центров (исключая структуры США) из 154 представленных центров 40-е место занимает Фонд экономических и социальных исследований Турции (TESEV), а 89-е - Общество либеральной мысли (LDT). При этом в рейтинге ведущих мировых центров (включая структуры США) из 174 организаций TESEV расположился на 79-м месте, LDT - на 90-м [McGann, 2021].

Иначе выглядят показатели региональных рейтингов. Так, в списке лидирующих «мозговых центров» Ближнего Востока и Северной Африки (в рейтинг также включены монархии Персидского залива) из 104 организаций Фонду экономических и социальных исследований Турции (TESEV) было отдано 10-е место. Кроме того, в рейтинге появился Центр экономических и внешнеполитических исследований (EDAM), занявший 16-е место; следом за ним расположилось Общество либеральной мысли (LDT), а 20-ю строчку занял стамбульский филиал центра «Европейская инициатива стабильности» (ESI) (информация о функционировании на 2022 г. отсутствует). 45-е место занял турецкий филиал Исследовательского центра Аль Урдун Аль Джадид (UJRC) (информация о функционировании на 2022 г. отсутствует), 46-е - Международная организация стратегических исследований (USAK) (информация о функционировании на 2022 г. отсутствует). На 69-м месте расположился Центр экономических, политических и стратегических исследо-

ваний (TESAM), на 75-м - Центр экономических и стратегических исследований Турции (информация о функционировании на 2022 г. отсутствует), на 77-м - Фонд исследований экономической политики Турции (TEPAV), на 80-м - стамбульский филиал НКО Al Sharq Forum, на 88-м - Политический центр Стамбула (IPC), на 90-м - Центр стратегических исследований (SAM), Центр стратегических исследований Fiker - на 99-м [McGann, 2021].

Стоит также отметить, что некоторые турецкие аналитические центры попали в отраслевые рейтинги по таким сферам деятельности, как оборона и национальная безопасность (4 организации), внутренняя экономическая политика (1 организация), образование (2 организации), внешняя политика и международные отношения (5 организаций) и другим [McGann, 2021].

Одним из наиболее важных для турецкой политики аналитических центров является расположенный в Анкаре Центр стратегических исследований (SAM), подведомственный Министерству иностранных дел Турецкой Республики. Центр был создан в 1995 г. с целью проведения исследований, посвященных международной проблематике, а также содействия внешнеполитическому ведомству в интересах Турецкой Республики. Особенностью SAM является его статус не только как ведущей аналитической структуры, но и одной из главных открытых дискуссионных площадок по глобальным и региональным вопросам, объединяющей представителей экспертных, научно-академических кругов и лиц, принимающих стратегические политические решения.

Публикационная активность Центра состоит в формировании ежеквартальных материалов под названием Perceptions, отражающих результаты исследований турецких и зарубежных

ученых, а также еще двух традиционных докладов - так называемых Vision Papers, в которых изложены мысли министра иностранных дел государства, а также SAM Papers, где представлены позиции ученых по наиболее актуальным вопросам9.

Центр азиатских стратегических исследований (TASAM) является еще одним крупнейшим аналитическим центром, расположенным на территории Турции. Находящийся в Стамбуле TASAM был основан в 2003 г., и на данный момент является одним из наиболее известных турецких аналитических структур, специализирующихся на исследованиях в области внешней политики, в частности на постсоветском пространстве.

Центр осуществляет работу по 11 ключевым направлениям, среди которых - Африка, Азия, Европа, Латинская Америка и Карибский бассейн, Северная Америка, а также отдельные регионы, рассматриваемые Турцией в качестве особого «пояса безопасности»: Балканы, Ближний Восток, Средиземное море, Черное море, Кавказ. При этом пространства так называемого тюркского мира и исламского мира считаются областями идентичности Турции. Среди научно-аналитических материалов организации числятся книги и монографии, журналы, а также разные виды докладов10.

Помимо аналитической деятельности, TASAM реализует исследовательские проекты, а также вручает специализированные награды главам госу-

дарств, организациям стратегического характера и отдельным лицам за разного рода заслуги в исследовательской и другой деятельности. К примеру, под эгидой TASAM присуждается награда «Стратегическое видение», стамбульская награда «Исламский мир», а также учрежденная в 2013 г. награда тюркского мира «Красное яблоко» за внесение значимого вклада в «национальное самосознание и единство тюркского мира»11. Примечательно, что в 2014 г. на первой церемонии награждения победителей в категории «Государство» данную награду получил глава Республики Татарстан Рустам Минниханов12.

TASAM, как уже отмечалось, в принципе уделяет большое внимание тюрко-язычным регионам Центральной Азии, а также Российской Федерации. В связи с этим деятельность Центра, в том числе направленную на пропаганду идеи единого «тюркского мира», можно расценивать как деструктивную и потенциально опасную для России. На счету TASAM - большое количество как уже состоявшихся, так и только запланированных мероприятий по тематике взаимодействия с центральноазиат-скими тюркскими республиками, а также с Москвой. Так, например, на 2021 г. Центром было запланировано несколько мероприятий, посвященных России. Одним из них является уже 5-й по счету российско-турецкий круглый стол под названием «Новая эпоха отношений между Россией и Турцией: возможности и риски»13.

9 SAM Hakkinda // SAM. - 2021. - URL: http://www.sam.gov.tr/hakkimizda.tr.mfa (дата обращения: 28.11.2021).

10 TASAM Kurumsal // TASAM. - 2011. - June 11. - URL: https://tasam.org/tr-TR/Kurumsal/Profil (дата обращения: 29.11.2021).

11 Награды «Красное яблоко» // TASAM. - 2021. - URL: https://tasam.org/Files/Etkinlik/File/Diger/KEO_vizyon_RU.pdf_3917a9a1-fd88-491f-9b7d-901af205bbb1.pdf (дата обращения: 29.11.2021).

12 Türk Dünyasi Kizil Elma Ödülleri Takdim Töreni // TASAM. - 2014. - May 29. - URL: https://tasam.org/tr-TR/Etkinlik/600/turk_dun-yasi_kizil_elma_odulleri_takdim_toreni_1 (дата обращения: 29.11.2021).

13 Türkiye - Rusya Yuvarlak Masa Toplantisi - 5 // TASAM. - 2021. - URL: https://tasam.org/tr-TR/Etkinlik/546/turkiye_-_rusya_yuvar-lak_masa_toplantisi_-_5 (дата обращения: 28.11.2021).

В последнее время всё большее влияние в экспертно-аналитическом дискурсе обретает турецкий Центр ближневосточных исследований (ОЯБАМ),

ориентированный прежде всего на исследование политики, экономики и социальных аспектов существования государств Ближнего Востока и Северной Африки, призванный сократить дефицит исследований в Турции по данному региону. ОЯБЛЫ был создан в 2009 г., штаб-квартира Центра находится в Анкаре.

Центр ближневосточных исследований занимается подготовкой аналитических докладов и прогнозов для лиц, принимающих решения, а также организацией различных мероприятий, в частности круглых столов и конференций с привлечением ближневосточных ученых с целью осуществления объективного обмена мнениями и выработки эффективных механизмов по решению существующих проблем14. Среди ключевых исследовательских направлений можно выделить следующие:

- Ирак;

- государства Леванта;

- монархии Персидского залива;

- Северная Африка;

- безопасность,

- экономика;

- энергетика;

- туркоманы.

ОЯБЛЫ известен своей широкой публикационной активностью, осуществляемой в разных форматах. Так, Центр издает книги и монографии по ближневосточной проблематике, отдельные аналитические и информационные доклады, периодику («Журнал анализа Ближнего Востока» и «Журнал ближневосточных иссле-

дований»), а также ряд других материалов. Кроме того, помимо аналитической деятельности, ORSAM проводит образовательные мероприятия, в том числе семинары, летние и зимние школы и стажировки для студентов, курсы по арабскому языку, а также присуждает стипендии за лучшие магистерские и докторские диссертации.

Весьма многопрофильным турецким аналитическим центром является Фонд политических, экономических и общественных исследований (SETA), созданный в 2005 г. Фонд занимается исследованиями в области внутренней и внешней политики Турции, экономики, общества, СМИ, прав человека, европейских исследований, а также энергетики. В то же время весьма популярными являются материалы Фонда и по другим вопросам - аналитика SETA по некоторым из них оказывается более востребованной, чем аналогичные записки других профилирующих организаций.

Так, например, по подсчетам экспертов, в 2011 г. и в последующие годы, известные резким ростом спроса на ближневосточные исследования ввиду начавшейся «арабской весны», SETA обогнал специализирующийся на Ближнем Востоке ORSAM по количеству изданных материалов [Bakir, Gü-ne$, 2018, p. 242]. При этом SETA является одним из немногих турецких аналитических центров, имеющих филиалы за рубежом: помимо Стамбула и Анкары, Фонд политических, экономических и общественных исследований имеет офисы в Вашингтоне, Брюсселе и Берлине.

Аналитическая деятельность SETA сводится к изданию книг, публикации отчетов, прогнозов и экспертных ком-

14 Hakkimizda // ORSAM. - 2021. - URL: https://www.orsam.org.tr/tr/orsam/hakkimizda/ (дата обращения: 28.11.2021).

ментариев по актуальным международным и региональным вопросам. Кроме того, SETA издает журналы Insight Turkey (на английском языке), Ru'ye Türkiyye (на арабском языке) и ежемесячный Kiter (на турецком языке)15.

Еще одним направлением деятельности Фонда является организация экспертных дискуссий по актуальным вопросам глобального и регионального характера, большинство из которых ввиду пандемии COVID-19 проходят в cwline-формате. Ряд из них посвящены тюркским государствам СНГ, Центральной Азии и Закавказья. Так, в 2021 г. состоялись дискуссионные экспертные панели на следующие темы: «Напряженность между Азербайджаном и Ираном»; «Выборы президента Узбекистана: процессы и размышления»; «Тюркский мир и Тюркский совет» и другие16.

Включенный в мировые рейтинги Фонд экономических и социальных исследований Турции (TESEV) в меньшей степени занимается вопросами, посвященными глобальным внешнеполитическим проблемам и международным отношениям. Значимую долю его исследований составляют работы в области проблем равенства, миграции и т.п., по причине чего, предположительно, данный центр так ценится в либерально-демократических научных кругах стан Запада. TESEV был основан в 1994 г., заменил собой существовавший с 1961 г. Комитет Конференции по экономическим и социальным исследованиям, который было решено преобразовать в аналитический центр. Территориально TESEV располагается в Стамбуле. С 2012 г. считает-

ся лучшим исследовательским центром в Турецкой Республике и одним из лучших в мире.

Как отмечается на официальном сайте организации, в период с 1994 по 2004 г. TESEV представил общественности ряд важных докладов о бедности, экономике и отраслевой политике, после чего к приоритетным направлениям исследований центра добавились вопросы демократизации, эффективного управления и прозрачности, а также внешней политики. В 2015 г. в ходе очередной сессии Генеральной Ассамблеи был обновлен Исполнительный совет организации, создана новая исследовательская группа, а также добавлены новые сферы деятельности. В настоящее время приоритетными являются следующие направления иссле-дований17:

- городское управление и устойчивое развитие;

- гендерное равенство;

- инструменты цифровой политики;

- политика в отношении детей;

- миграционная политика;

- расширение прав и возможностей гражданского общества;

- вопросы прозрачности и подотчетности;

- климатический кризис.

В числе других областей работы фигурируют двусторонние отношения, конституционные исследования, экономика, Европейский союз, восприятие внешней политики, правосудие, рынок труда, СМИ и демократия, права меньшинств, религия, государство и общество, безопасность и демократия, социальная политика и курдский вопрос.

15 Hakkimizda // SETA. - 2021. - URL: https://www.setav.org/hakkimizda/ (дата обращения: 28.11.2021).

16 Etkinlikler // SETA. - 2021. - URL: https://www.setav.org/etkinlikler/ (дата обращения: 29.11.2021).

17 TESEV Featured Topics // TESEV. - 2021. - URL: https://www.tesev.org.tr/en/all-topics/ (дата обращения: 28.11.2021).

При этом стоит отметить, что все размещенные в разделе «Двусторонние отношения» аналитические доклады, последний из которых был опубликован в 2014 г., посвящены отношениям Турции лишь с наиболее проблемными государствами и наднациональными образованиями: так, ТВБВУ было выпущено шесть докладов, посвященных взаимодействию Турции с Арменией, два доклада - отношениям с Грецией, а также по одному докладу пришлось на Израиль и Европейский Союз18. Кроме того, ТВБВУ публикует ежегодные отчеты о деятельности, последний из которых, однако, датирован 2018 г.

***

Таким образом, в настоящее время научно-аналитическая деятельность Турецкой Республики входит в новую эпоху: несмотря на сокращение государственного финансирования научной отрасли, динамично расширяется область проводимых исследований, возникают новые и совершенствуются уже существующие исследовательские и аналитические центры.

Все это связано с так называемым синдромом имперскости Анкары, иными словами - со стремлением Турции занять главенствующие позиции не только в качестве надрегиональной державы мировой арены, но и ключевого научного центра международного масштаба, чтобы тем самым доказывать миру свое величие и принадлежность к османскому имперскому прошлому.

Реализуемая неоосманская внешняя политика Турции диктует ей убеждения, в соответствии с которыми

Анкара должна стать центром тюркского мира, исламского мира и - в целом - своеобразным идеологическим хабом, связывающим Север и Юг, Запад и Восток. В этой связи развитие научно-аналитического сектора, изучающего смежные с Турцией и, наоборот, отдаленные, но интересующие ее регионы, приобретает особую значимость. Турецкая Республика становится более самостоятельной и больше не ориентируется на ведущие западные «мозговые центры», стараясь формировать свои собственные, вместе с тем устанавливая выгодное как для государства, так и для негосударственных структур законодательство, позволяющее им на законных основаниях вести протурецкую деятельность за рубежом и получать от этого прибыль.

Роль научно-аналитических центров в действительности велика для реализации далеко идущих амбиций Турецкой Республики. Учитывая, что практически все из них прямо или косвенно связаны с определенными группами влияния, некоммерческие структуры в лице ассоциаций, фондов и аналитических центров являются действенным инструментом для продвижения Турции необходимых идеологем, а также формирования подконтрольного туркоцентричного лобби на территориях иностранных государств.

Список литературы

Аватков В.А. Политико-правовые аспекты функционирования некоммерческих организаций в Турецкой Республике // Право и политика. - 2017. -№ 12. - С. 70-83. - Б01: 10.7256/24540706.2017.12.24223.

18 Bilateral Relations // TESEV. - 2021. - URL: https://www.tesev.org.tr/en/topics/bilateral-relations/ (дата обращения: 28.11.2021).

Аватков В.А. Турецкая модель научной политики // Тренды и управление. - 2018. - № 2. - С. 1-10. -DOI: 10.7256/2454-0730.2018.2.23769.

Аватков В.А., Видяйкин А.С. Деятельность аналитических центров в Турции при правлении Партии справедливости и развития // Вестник МГИ-МО-Университета. - 2013. - № 3 (30). -С. 100-104. - DOI: 10.24833/2071-81602013-3-30-100-104.

Bakir C., Gune§ E. Policy Analysis in Turkey. - Bristol University Press, 2018. -320 pp. - DOI: 10.2307/j.ctv1fxh2c.

Central Government Budget Appropriations and Outlays on R&D, 2020 // Turkstat. - 2020. - June 19. - URL: https:// data.tuik.gov.tr/Bulten/Index?p=Cen-tral-Government-Budget-Appropriations-and-Outlays-on-RvD-2020-33678 (дата обращения: 27.11.2021).

Central Government Budget Appropriations and Outlays on R&D, 2021 // Turkstat. - 2021. - July 14. - URL: https://data. tuik.gov.tr/Bulten/Index?p=37448&dil=2 (дата обращения: 27.11.2021).

McGann J.G. 2020 Global Go To Think Tank Index Report. - Lauder Institute, University of Pensylvania, 2021. - 372 p. -URL: https://repository.upenn.edu/cgi/vi-ewcontent.cgi?arte=1019&context=think_ tanks (дата обращения: 28.11.2021).

Алтынбаш Д. Хороший аналитический центр, хороший аналитик. Al-tmba§ D. Iyi bir Think Tank, iyi bir Think Tanker // Turkiyede Stratejik Du^unce Kul-turu ve Stratejik Ara^tirma Merkezleri / Kan-bolat H., Karasar H.A. (eds.). - Ankara: Nobel Yayinlari, 2009. - P. 22-30. - Турец. яз.

Бабур М.М. Аналитические центры вТурции как область представительства. Babur M.M. Bir Temsil Alani Olarak Turkiye'de Du^unce Kurulu^lari // Afyon Kocatepe Universitesi Sosyal Bilimler Der-gisi. - 2021. - Vol. 23, N 1. - P. 1-19. -Турец. яз. - DOI: 10.32709/akusos-bil.833017.

Эрбога А. Возможности стратегического вооружения Турции. Erbo-ga A. Turkiye'nin Stratejik Silah Kapasi-tesi. - 2019. - Istanbul: SETA Kitaplari. -348 p. - Турец. яз.

Science and Higher Education

DOI: 10.31249/kgt/2022.02.09

Analytical Centers and Scientific Policy ofTurkey

Vladimir A. AVATKOV

Doctor of Political Science, Leading researcher, head of the Department of Middle and Post-Soviet East Institute of Scientific Information for Social Sciences, Russian Academy of Sciences (INION RAN)

117418, 51/21 Nakhimovskiy prospekt, Moscow, Russian Federation E-mail: v.avatkov@gmail.com ORCID: 0000-0002-6345-3782

CITATION: Avatkov V.A. (2022). Analytical Centers and Scientific Policy of Turkey. Outlines of Global Transformations: Politics, Economics, Law, vol. 15, no. 2, pp. 173-190 (in Russian). DOI: 10.31249/kgt/2022.02.09

Received: 30.11.2021. Revised: 10.04.2022.

ABSTRACT. The article scrutinizes the aspects of scientific and analytical activity of the modern Turkish Republic. In particular, the author analyzes the main milestones of the formation of science in Turkey as well as economic difficulties and other domestic political obstacles hindering the process of its development. Special attention is paid to the key actors of the scientific and analyticalprocess of Turkey. Among them the Organization for Scientific and Technological Research (TUBITAK) and related structures, the Supreme Council for Science and Technology of Turkey (BTYK), as well as other organizations and auxiliary structures. The article provides a classification of analytical centers operating on the territory of Turkey, according to which such centers can be associated with the state or parties, ideologically biased and conditionally "independent". The article considers the features of functioning, financing of NGOs in Turkey and discusses their types. In addition, based on the global rankings of the world's leading think tanks, an overview analysis of

the activities of the following largest and most influential think tanks was also conducted: the Center for Strategic Studies (SAM); the Center for Asian Strategic Studies (TASAM); the Center for Middle Eastern Studies (ORSAM); the Foundation for Political, Economic and Social Studies (SETA) and the Foundation for Economic and Social Research of Turkey (TESEV). The author comes to the conclusion that nowadays a new stage of scientific and analytical activity of the Republic of Turkey is coming. It is associated with the emergence of new centers and the expansion of their research field. At the same time, the role of analytical and other NGOs as the main agents of Turkish interests and ideologies abroad is increasing. In the future they can be used by Turkey to form lobbying groups and broadcast ideological and value attitudes which are beneficial to Ankara.

KEYWORDS: Turkey, science, analytics, analytical center, NGO, foundation, research, «think tank».

References

Avatkov V.A. (2017). Political and legal aspects of the functioning of nonprofit organizations in the Republic of Turkey. Law and politics, no. 12, pp. 7083 (in Russian). DOI: 10.7256/24540706.2017.12.24223

Avatkov V.A. (2018). Turkish model of scientific policy. Trends and management, no. 2, pp. 1-10 (in Russian). DOI: 10.7256/2454-0730.2018.2.23769

Avatkov V.A., Vidyaykin A.S. (2013). Activity of analytical centers in Turkey under the Board of the Justice and Development Party. MGIMO Review of International Relations, no. 3 (30), pp. 100-104 (in Russian). DOI: 10.24833/2071-81602013-3-30-100-104

McGann J.G. (2021). 2020 Global Go To Think Tank Index Report. Lauder Institute, University of Pensylvania, 372 pp. Available at: https://repository.upenn.edu/cgi/view-content.cgi?article=1019&context=think_ tanks, accessed 28.11.2021.

Altinbaç D. (2009). A good Think Tank is a good Think Tanker. Altinbaç D. Iyi bir Think Tank, iyi bir Think Tanker. Kanbo-lat H. (ed.), Karasar H.A. (ed.). Türkiye'de

Stratejik Dûçûnce Kültürü ve Stratejik Araçtirma Merkezleri. Ankara: Nobel Publications, pp. 22-30 (in Turkish).

Babur M.M. (2021). Think Tanks in Turkey as a Field of Representation. Babur M.M. Bir Temsil Alani Olarak Türkiye'de Dü^ünce Kuruluçlari. Afyon Kocatepe Üniversitesi Sosyal Bilimler Der-gisi, vol. 23, no. 1, pp. 1-19 (in Turkish). DOI: 10.32709/akusosbil.833017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bakir C., Güne$ E. (2018). Policy Analysis in Turkey. Bristol University Press, 320 pp. DOI: 10.2307/j.ctv1fxh2c.

Central Government Budget Appropriations and Outlays on R&D, 2020 (2020). Türkstat, June 19. Available at: https:// data.tuik.gov.tr/Bulten/Index?p=Central-Government-Budget-Appropriations-and-Outlays-on-RvD-2020-33678, accessed 27.11.2021.

Central Government Budget Appropriations and Outlays on R&D, 2021 (2021). Türkstat, July 14. Available at: https://data. tuik.gov.tr/Bulten/Index?p=37448&dil=2, accessed 27.11.2021.

Erboga A. (2019). Turkey's Strategic Weapons Capability. Erboga A. Türkiye'nin Stratejik Silah Kapasitesi. Istanbul: SETA Kitaplari, 348 pp. (in Turkish).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.