Научная статья на тему 'Центры стратегических исследований внешней политики турецкой Республики: общая характеристика и этапы функционирования'

Центры стратегических исследований внешней политики турецкой Республики: общая характеристика и этапы функционирования Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
525
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРЦИЯ / ЦЕНТР СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ / TURKEY / THE CENTERS OF STRATEGIC RESEARCH / STRATEGICAL ANALYSIS OF POLITICS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сулейманов Алим Видадиевич

Изменение и усложнение существующей международно-политической обстановки бросает новые вызовы дипломатии любого государства. В процессе принятия внешнеполитических решений требуется целостное и более глубокое понимание предмета политики. В связи с этим во многих странах мира появляются особые неправительственные организации, занимающиеся качественным анализом как внутри-, так и внешнеполитической ситуации. В данной статье характеризуются центры стратегических исследований, осуществляющие анализ внешней политики Турецкой Республики. Подробно описывается их структура, уровень и масштаб проводимой экспертизы, а также этапы функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Centers of Strategic Research of Foreign Policy of the Republic of Turkey: the General Characteristic and Stages of Functioning

Changes and complication of an existing international political situation provide new challenges for diplomacy of every state. During making of foreign policy decisions complete and deep understanding of a subject of policy is required. Because of this matter in many countries of the world there are special nongovernmental organizations that provide the qualitative analysis of internal and foreign politics situation. In the given article the centers of strategic research which are carrying out the analysis of foreign policy of Turkish Republic are characterized. Their structure, level and scale of expertise and also stages of functioning are analyzed.

Текст научной работы на тему «Центры стратегических исследований внешней политики турецкой Республики: общая характеристика и этапы функционирования»

ЦЕНТРЫ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ЭТАПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

А.В. Сулейманов

Кафедра регионоведения Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского ул. Ульянова 2, Нижний Новгород, Россия, 603005

Изменение и усложнение существующей международно-политической обстановки бросает новые вызовы дипломатии любого государства. В процессе принятия внешнеполитических решений требуется целостное и более глубокое понимание предмета политики. В связи с этим во многих странах мира появляются особые неправительственные организации, занимающиеся качественным анализом как внутри-, так и внешнеполитической ситуации. В данной статье характеризуются центры стратегических исследований, осуществляющие анализ внешней политики Турецкой Республики. Подробно описывается их структура, уровень и масштаб проводимой экспертизы, а также этапы функционирования.

Ключевые слова: Турция, центр стратегических исследований, стратегический анализ политики.

Современная Турция, являющаяся значимым государством Ближневосточного региона, проводит сегодня взвешенную и акцентированную политику как на евразийском континенте, так и за его пределами. Турецкая дипломатия не только активно участвует в разрешении региональных конфликтов и кризисов (иранская ядерная программа, арабо-израильский конфликт, проблема вокруг Нагорного Карабаха), но и «продвигает» свои национальные интересы на мировой арене, что, безусловно, способствует укреплению престижа страны.

Следует подчеркнуть, что развитию дипломатических усилий турецкого государства за последние годы способствовало проведение качественной внешнеполитической экспертизы ключевыми центрами и институтами, осуществляющими стратегические исследования в данной области. В настоящее время их насчитывается более двадцати.

В свою очередь, на процесс становления в Турции экспертно-аналитических организаций, занимающихся анализом внешней политики, оказывали влияние как внутриполитические (особенности политического режима и политической культуры), так и внешнеполитические (особенности сложившейся международных обстановки) факторы. Исходя из этого можно выделить три этапа функционирования экспертно-аналитических организаций в Турецкой Республике: 1) начиная с 1970-х гг. по 1991 г.; 2) с 1991 по 2002 гг.; 3) с 2002 г. по наше время.

Первый этап начался в 1970-е гг., после того как с общественных дискуссий по вопросам внешней политики страны был снят существовавший десятилетиями негласный запрет. Особенностью этого периода было наличие лишь одного экспертно-аналитического учреждения — Института внешней политики Турции, который занимался экспертной разработкой соответствующих вопросов и концепций и был тесно связан с выходящими в отставку кадрами МИД и Генштаба.

Институт внешней политики (Di§ Politika Enstitüsü — DPE), был создан Сейфи Ташханом в 1974 г. на основе редакционного совета журнала Foreign Policy

(Di§ Politika), который выходил с 1971 г. и довольно быстро был признан как в академических кругах, так и в дипломатическом корпусе в качестве главного источника аналитической информации того времени.

DPE, существующий и по сей день, является негосударственной структурой, финансируемой из различных источников, среди которых выступает Союз палат и бирж Турции (ТОВВ), другие промышленные и торговые ассоциации, медиаконцерны. Территориально DPE расположен в университете Билькент (Анкара) и считается его структурным подразделением (См.: [2]).

С момента своего создания Институт внешней политики проявлял значительный интерес к Европейскому Союзу, к ситуации на Кипре и в Средиземноморье, на Балканах и на Кавказе. Сотрудниками института являются ученые, отставные дипломаты и чиновники. Основное издание — выходящий два раза в год бюллетень Di§ Politika на турецком языке. Издаются также отдельные сборники по актуальным вопросам международной и внешней политики Турции (См.: [8]).

С распадом СССР в 1991 г. наступил второй этап функционирования экспертно-аналитических центров в Турции. Именно в этот период происходит бурное развитие неправительственных организаций в турецком государстве; их число начинает возрастать. Данное обстоятельство было связано, с одной стороны, с усилением демократизации турецкого общества, с другой стороны, с обострением политической обстановки в Евразии, обусловленное, во-первых, борьбой России, Китая, Турции, Ирана и Пакистана за сферы влияния в Центральной Азии и Закавказье; во-вторых, процессом формирования с 1992 г. Европейского Союза, в который Турция стремилась интегрироваться.

Поэтому начиная с 1990-х гг. появляются первые исследовательские фонды, занимающиеся оценкой внешнеполитических амбиций Турции на евразийском пространстве. В 1993 г. создается Фонд евро-азиатских социально-экономических и культурных исследований. С 1994 г. в рамках этого Фонда публикуется ежеквартальный журнал «Евразийское досье» (Avrasya Dosyasi), рассматривающий научные политико-экономические разработки ученых того времени. В декабре 1999 г. на базе этого Фонда создается влиятельная экспертно-аналитическая организация, именуемая Евразийским центром стратегических исследований (Avra-sya Stratejik Ara§tirmalar Merkezi — ASAM).

В 2001 г., в связи с усилением обсуждения армянского вопроса, в рамках ASAM создается Институт армянских исследований (Ermeni Ara§tirmalari Enstitü-sü — ERAREN), на основе которого в январе 2006 г. был сформирован Научноисследовательский институт преступлений против человечества (ínsanliga Kar§i Su^lar Ara§tirma Enstitüsü — ÍKSAREN) (См.: [7]).

Основным направлением деятельности ASAM был глобальный анализ политических тенденций в Евразии, в первую очередь на бывшем постсоветском пространстве. Помимо этого центр вырабатывал рекомендации для турецкой политической элиты. Штат организации состоял из 50 сотрудников (некоторые из них были граждане стран СНГ, в частности, России, Киргизии, Азербайджана). В 2009 г., в связи прекращением финансового спонсорства концерном «Юлькер», ASAM приостановил свою деятельность (См.: [3]).

Начиная с 2009 г. Институт армянских исследований был расширен, и на его основе организован Центр евразийских исследований (Avrasya incelemeleri Mer-kezi — AVIM), который, по сути, продолжает дело ASAM. Основными направлениями деятельности AVIM является анализ политических процессов, происходящих на Кавказе, Балканах, в Восточной Европе (в России), а также в Ираке и других соседних с Турцией странах. В рамках этого Центра выходят в свет три журнала: «Армянские исследования» (Ermeni Ara§tirmalari), «Обзор армянских исследований» (Review of Armenian Studies) и «История и международные преступления» (Uluslararasi Su^lar ve Tarih). Директором AViM является Омер Эн-гин (См.: [6]).

Помимо ASAM в 1990-е гг. создается авторитетнейшее (по глубине анализа и масштабу экспертизы) экспертно-аналитическое учреждение — Центр стратегических исследований (ЦСИ) при МИД Турции (T.C. Di§i§leri Bakanligi Stratejik Ara§tirmalar Merkezi — SAM).

Действующий с мая 1995 г. (именно тогда были утверждены его статус и документы деятельности), центр изучает международные конфликты, дает академические оценки актуальным явлениям современности и рассматривает внешнюю политику Турции с прогностических позиций.

По своему положению ЦСИ является консультативным подразделением министерства, призванным обеспечивать лиц, принимающих решения, в первую очередь руководство МИД, незаангажированными (непартийными), а профессиональными взглядами и оценками, основанными на внимательном изучении различных фактов и сведений [1. С. 90—91]. Основная деятельность SAM — организация сотрудничества МИД с научно-исследовательскими и учебными учреждениями Турции для проведения исследований по конкретным проблемам внешней политики. Центр проводит периодические заседания дискуссионных групп и научно-практические конференции, по итогам которых готовятся рекомендательные и справочные материалы для сотрудников МИД Турции (См.: [2]).

Достаточно примечательна кадрово-организационная структура SAM, состоящая из трех важных элементов: правления, штата сотрудников и редакционного совета. Правление возглавляет заместитель министра иностранных дел Турции, посол Фируддин Синирлиоглу (председатель). В состав правления также входят турецкие дипломаты, военные и выдающиеся ученые: посол Намик Тан (помощник заместителя министра), посол Фатма Копуз (генеральный директор департамента политического планирования), послы в отставке Фарук Логоглу и Али Хикмет Альп, отставной генерал Сулейман Джанполат, ректор Билькентского университета, профессор, доктор Али Дограмачы, декан факультета политологии Анкарского университета, профессор, доктор Джелаль Гёле; профессор Стамбульского университета Бильги, доктор Ильтер Туран [14]. Штат сотрудников организации состоит из 12 человек, включая председателя центра. В состав редакционного совета входят 13 человек, почти все из них являются профессорами и докторами различных университетов Турции (См.: [12]).

В ЦСИ выпускается в свет журнал «Восприятие» и «Доклады SAM». Материалы этих изданий дают возможность определить основные направления проводимых исследований в данной организации. В качестве первого направления

следует указать проблематику НАТО и ЕС. Вторым важным направлением является изучение регионального пространства Азии и Кавказа (включая российские территории), а также Ближнего Востока. Третье направление охватывает актуальные для Анкары сферы международных отношений, такие как: экономическое сотрудничество и региональная безопасность в бассейне Черного моря, кипрская проблема, противоречия с Грецией, развитие связей с Россией, энергетическая политика Турции [1. C. 92].

С приходом к власти в Турции в ноябре 2002 г. Партии справедливости и развития (ПСР) наступил третий этап в функционировании экспертно-аналитических организаций, занимающихся анализом внешней политики турецкого государства. За период 2002—2010 гг. были образованы новые ЦСИ, способные не только качественно анализировать международную проблематику, но и в какой-то степени влиять на двусторонние отношения государств.

Появление новых исследовательских центров, на наш взгляд, было обусловлено рядом причин, таких как: 1) нерешенностью и усложнением ряда внешнеполитических проблем: кипрский вопрос, попытки вступления Турции в ЕС; 2) возникновением новых конфликтов и кризисов на евразийском пространстве (афганская проблема, иракский кризис, иранская ядерная программа, обострение курдского вопроса и арабо-израильского конфликта, грузино-югоосетинский конфликт); 3) военно-политическим усилением США в регионе Ближнего Востока.

Наиболее значимыми экспертно-аналитическими организациями, появившимися в указанный период, являются: Центр стратегических исследований и разработок (Stratejik Ara§tirma ve Etüt Merkezi — SAREM), Анкарский центр турецких политических исследований (Ankara Center for Turkish Policy Studies — ANKAM), Фонд исследований политики, экономики и общества (Siyaset, Ekonomi ve Toplum Ara§tirmalari Vakfi — SETA), Организация по международным стратегическим исследованиям (Uluslararasi Stratejik Ara§tirmalar Merkezi — USAK), Турецко-азиатский ЦСИ (Türk Asya Ara§tirmalar Merkezi — TASAM), ЦСИ Ближнего Востока (Ortadogü Stratejik Ara§tirmalar Merkezi — ORSAM). Рассмотрим теперь подробней каждый из них.

Центр стратегических исследований и разработок (SAREM) был основан 8 января 2002 г. Он представляет собой достаточно «закрытую» аналитическую группу, состоящую при руководстве генштаба турецких вооруженных сил и осуществляющую «геостратегические и геополитические исследования и оценки». По характеристикам ее создателей, деятельность центра носит «военно-гражданский характер».

В качестве основной задачи при создании SAREM ставилась работа с независимой прессой и организация группы журналистов, способных пропагандировать внешнеполитическое видение генштаба. Основными темами исследований были заявлены кипрский вопрос, турецко-греческие отношения по проблематике Эгейского моря, Северный Ирак и курдская тематика (См.: [2]).

В рамках SAREM часто проводятся различные научные мероприятия, в том числе международные: симпозиумы, круглые столы, форумы, семинары, дискуссии и научные конференции. За период 2003—2009 гг. было проведено пять международных симпозиумов, касающихся тем безопасности и проблем международных отношений. Основным изданием центра является журнал «Стратегические

исследования» (Stratejik Ara^tamalar Dergisi), выходящий два раза в год. Главой центра с 2008 г. является контр-адмирал Этхем Бююкышык (См.: [13]).

В мае 2003 г. группой сотрудников Билькентского университета был создан Анкарский центр турецких политических исследований (ANKAM), который стал выступать прямым конкурентом Институту внешней политики. Основная деятельность организации — публикация англоязычного ежеквартального журнала Insight Turkey, рассчитанного на дипломатический корпус и западных специалистов. ANKAM уделял значительный интерес анализу внешней политики турецкого государства на постсоветском пространстве, особенно в Закавказье (См.: [4]).

В 2006 г. ANKAM реконструируется в Фонд исследований политики, экономики и общества (SETA) и становится одним из самых влиятельных анкарских ЦСИ, имеющим представительство в Вашингтоне. Основатель данного центра Ибрагим Калын является главным советником Реджепа Эрдогана (премьер-министр Турции) и другом нынешнего министра иностранных дел Ахмета Давутоглу. Помимо этого многих экспертов из SETA можно часто видеть вместе с Р. Эрдоганом и Абдуллой Гюлем (президент Турции) в их зарубежных поездках (См.: [9]).

Эксперты из фонда SETA анализируют различные внутри и внешнеполитические события. Например, нынешний генеральный директор организации Таха Озхан изучает международно-экономические процессы (См.: [16]). Другой известный эксперт, профессор Бюлент Арас, рассматривает внешнюю политику Турции на Ближнем Востоке, на Кавказе и в Центральной Азии. Б. Арас является автором многих монографий, наиболее важные из них «Палестино-израильский мирный процесс и Турция» (1998 г.), «Новая геополитика Евразии и позиция Турции» (2002 г.), «Турция на Большом Ближнем Востоке» (2004 г.). Многие статьи этого автора переведены на несколько языков (См.: [11]). Политолог Талха Кодже анализирует этнические и религиозные конфликты и методы их разрешения (См.: [15]). Адъюнкт-профессор Талип Кючюкджан рассматривает проблемы турецкой диаспоры за рубежом, процесс вступления Турции в ЕС и др. (См.: [5]).

Не менее важным по сравнению с SETA экспертно-аналитическим учреждением Анкары является Организация по международным стратегическим исследованиям (USAK), расположенная в центре турецкой столицы (См.: [9]).

Данный исследовательский институт был создан в 2004 г. Его принципиальное отличие от других экспертно-аналитических организаций Турции состоит в том, что, помимо стратегических исследований, центр занимается обучением специалистов, в том числе зарубежных. Штат сотрудников состоит из 34 человек, также имеется около ста внештатных сотрудников, находящихся в различных регионах мира (См.: [20]).

Центр существует на гранты, предоставляемые различными организациями в Великобритании. Публикует исследования по отдельным вопросам турецкой внешней и внутренней политики. Основная деятельность — издание сетевого бюллетеня Turkish Weekly (См.: [2]).

В 2004 г. в Стамбуле была создана беспрецедентная по кадровому составу и масштабу осуществляемых экспертиз экспертно-аналитическая организация, именуемая Турецко-азиатский ЦСИ (TASAM). Основными целями создания

TASAM были: 1) наблюдение за развитием Турции в различных областях (политика, экономика, социальная сфера и др.); 2) анализ взаимоотношений по линии Турция—ЕС; 3) разработка региональных отраслевых программ по развитию Турции; 4) продвижение национальной культуры; 5) повышение уровня государственного управления (См.: [17]).

Ведущими рабочими областями TASAM являются: 1) международные отношения и внешняя политика Турции; 2) сфера безопасности; 2) экономика; 3) политические, социологические и культурные исследования; 4) технологическая сфера (См.: [18]).

Кадровый и структурный потенциал TASAM весьма значителен. Штат сотрудников составляет около ста человек. В составе данного центра мы видим наиболее выдающихся турецких и зарубежных ученых (ректоров вузов, профессоров, аналитиков), а также дипломатов и военных. Причем некоторые сотрудники центра одновременно являются экспертами других ведущих экспертно-аналитических организаций Турции (SETA, SAM, DPE), что позволяет говорить о высокой значимости TASAM по сравнению с другими научно-исследовательскими центрами Турции.

Структурно TASAM состоит из двадцати подразделений, в том числе из пяти институтов: Институт Африки, Институт политических исследований, Институт по развитию и сотрудничеству, Институт исламских стран, Институт дипломатии. Президентом организации является публицист Сулейман Шенсой, а помощником президента бывший посол Мурат Бильхан (См.: [19]).

С активизацией в 2006 г. ближневосточного вектора внешней политики Турции многие экспертно-аналитические организации начинают заниматься проблематикой отношений Турции с соседями по региону: Ираном, Израилем и арабскими странами. Однако уровень исследований многих центров ближневосточной политики Турции оставался достаточно поверхностным. Данное обстоятельство обусловило создание 1 января 2009 г. ЦСИ Ближнего Востока (ORSAM), занимающегося исключительно ближневосточными исследованиями. Штат сотрудников составляет 42 человека, включая президента организации, известного турецкого аналитика Хасана Канболата (См.: [10]).

Следует отметить, что вышеприведенная характеристика деятельности центров стратегических исследований является неполной. Например, кроме вышерассмотренных организаций, существуют и другие, менее значимые, в частности, центры стратегических исследований конкретных вузов Турции.

Подводя итог, мы можем говорить о комплексном характере проводимых в Турции экспертно-аналитических мероприятий. Поэтому достаточно проблематично возвести какой-либо из центров в ранг ведущего, существует некий «костяк» центров. Каждый из них не только вносит значимый вклад в формирование научной внешнеполитической мысли, но и прямо влияет на формирование внешней политики турецкого государства.

Важно, что многие из экспертов в последующем занимают ключевые посты во внешнеполитических ведомствах Турции. Здесь примечателен пример действующего министра иностранных дел А. Давутоглу, некогда бывшего советника по внешней политике канцелярии премьер-министра и научного сотрудника SAM, разработавшего собственную концепцию внешней политики Турецкой Республики.

ЛИТЕРАТУРА

[l] Корнилов A.A. Центр стратегических исследований МИД Турецкой Республики: особенности функционирования и масштаб экспертизы / Актуальные проблемы изучения современной Турции. Материалы круглого стола. — Н. Новгород: ННГУ, 2007.

[1] Деловая Турция. Справочник. Т. XIII—XIV. URL: http://turkey.polpred.com/

[2] Политика в Турции. Ч. б. URL: httpV/www.ecoturkey.ra/tur/polit^

[3] Ankara Center for Turkish Policy Studies (ANKAM). URL: http://ejts.revues.org/ index3435.html

[4] Associate Professor Talip Küçükcan. URL: http://www.setav.org/lang_en/tkucukcan_cv_ en.htm

[5] Avrasya incelemeleri Merkezi. URL: http://www.avim.org.tr/sablon2.php?icerik= hakkimizda&dil=0

[6] Avrasya Stratejik Araçtirmalar Merkezi. URL: http://tr.wikipedia.org

[7] Diç Politika Enstitüsü (DPE). URL: http://www.foreignpolicy.org.tr/turkish/index.html

[S] Les think tanks turcs, agents du changement. URL: http://www.monde-diplomatique.fr/20l0/ 02/KRISTIANASEN/1S7S6

[9] ORSAM tarihçe. URL: http://www.orsam.org.tr/tr/hakkimizda.aspx

[10] Professor Bulent Aras. URL: http://www.setav.org/lang_en/baras_cv_en.htm

[11] SAM kadrosu ve SAM Yayin Kurulu. URL: http://www.sam.gov.tr

[12] SAREM.Tarihçe. URL: http://www.tsk.tr/SAREM/SAREM_ANA.htm

[13] SAM Yönetim Kurulu. URL: http://www.sam.gov.tr/tur/samorgl.php

[14] Talha Köse. Political Researcher. URL: http://www.setav.org/lang_en/tkose_cv_en.htm

[15] Taha Özhan. URL: http://www.setav.org/lang_en/tozhan_cv_en.htm

[16] TASAM’in hedefleri. URL: http://www.tasam.org/index.php?konu=icerik&id=б&alt=S

[17] TASAM. Çaliçma Konulari. URL: http://www.tasam.org/index.php?konu=icerik&id=S&alt=l0

[1S] TASAM kadrosu. URL: http://www.tasam.org/index.php?konu=icerik&id=7&alt=9

[19] USAK hakkinda. URL: http://www.usak.org.tr/bolum.asp?id=l

THE CENTERS OF STRATEGIC RESEARCH OF FOREIGN POLICY OF TURKISH REPUBLIC: THE GENERAL CHARACTERISTIC AND STAGES OF FUNCTIONING

A.V. Suleimanov

The Regions research Department Lobachevsky State University of Nizhniy Novgorod Ulyanova str., 2, Nizhniy Novgorod, Russia, 603005

Changes and complication of an existing international political situation provide new challenges for diplomacy of every state. During making of foreign policy decisions complete and deep understanding of a subject of policy is required. Because of this matter in many countries of the world there are special nongovernmental organizations that provide the qualitative analysis of internal and foreign politics situation. In the given article the centers of strategic research which are carrying out the analysis of foreign policy of Turkish Republic are characterized. Their structure, level and scale of expertise and also stages of functioning are analyzed.

Key word: Turkey, the centers of strategic research, strategical analysis of politics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.