Научная статья на тему 'Центры стратегических исследований внешней политики Турции'

Центры стратегических исследований внешней политики Турции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
309
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Центры стратегических исследований внешней политики Турции»

субсидирование различных «цветных революций», государственных переворотов, террористических и экстремистских акций. А сами США отдалены от афганской наркоугрозы. В книгах американского историка Джорджа Кларка «Война Чарли Уилсона», Петера Швейцера «Победа» и др. подробно рассказывается, как без ведома или при молчаливом согласии законодательных органов и правительства, оказывалась огромная помощь афганской оппозиции в их борьбе против афганского республиканского правительства и советских войск. Опасность этого до сих пор недооценивается в некоторых российских политических кругах.

Наряду со всеми этими акциями по существу антироссийской направленности, для их маскировки, дезинформации и временных тактических соображений России предлагаются различные варианты сотрудничества во имя борьбы с «международным терроризмом». Разумеется, если новый президент США действительно намерен проводить новую миролюбивую политику, все шаги в этом направлении Россией будут поддержаны. Она кровно заинтересована в хороших отношениях с США. Но вся сложность проблемы в том, что наряду с риторикой о смене курса американской политики, на деле, порой под спудом официальных деклараций, предпринимаются акции на Ближнем Востоке, против Ирана, по вооружению и поддержке агрессивной политики Грузии, по насильственному втягиванию в НАТО Украины и других стран, которые представляют опасность для национальных интересов России.

«Безопасность России-2011: Экспертно-аналитическое обозрение», М, 2010 г., с. 194-201.

А. Сулейманов,

политолог (Нижний Новгород)

ЦЕНТРЫ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ТУРЦИИ

Современная Турция, являющаяся значимым государством Ближневосточного региона, проводит сегодня взвешенную и акцентированную политику как на евразийском континенте, так и за его пределами. Турецкая дипломатия не только активно участвует в разрешении региональных конфликтов и кризисов (иранская ядерная программа, арабо-израильский конфликт, проблема вокруг Нагорного Карабаха), но и «продвигает» свои национальные интересы на мировой арене, что, безусловно, способствует укреплению

престижа страны. Следует подчеркнуть, что развитию дипломатических усилий турецкого государства за последние годы способствовало проведение качественной внешнеполитической экспертизы ключевыми центрами и институтами, осуществляющими стратегические исследования в данной области. В настоящее время их насчитывается более 20.

В свою очередь, на процесс становления в Турции эксперт-но-аналитических организаций, занимающихся анализом внешней политики, оказывали влияние как внутриполитические (особенности политического режима и политической культуры), так и внешнеполитические (особенности сложившейся международных обстановки) факторы.

Исходя из этого можно выделить три этапа функционирования экспертно-аналитических организаций в Турецкой Республике:

1. Начиная с 1970-х годов по 1991 г.

2. С 1991 по 2002 г.

3. С 2002 г. по настоящее время.

Первый этап начался в 1970-е годы, после того как с общественных дискуссий по вопросам внешней политики страны был снят существовавший десятилетиями негласный запрет. Особенностью этого периода было наличие лишь одного экспертно-аналитического учреждения - Института внешней политики Турции, который занимался экспертной разработкой соответствующих вопросов и концепций и был тесно связан с выходящими в отставку кадрами МИД и Генштаба. Институт внешней политики был создан Сейфи Ташханом в 1974 г. на основе редакционного совета журнала Foreign Policy, который выходил с 1971 г. и довольно быстро был признан как в академических кругах, так и в дипломатическом корпусе в качестве главного источника аналитической информации того времени.

DPE, существующий и по сей день, является негосударственной структурой, финансируемой из различных источников, среди которых выступают Союз палат и бирж Турции (ТОВВ), другие промышленные и торговые ассоциации, медиаконцерны. Территориально DPE расположен в университете Билькент (Анкара) и считается его структурным подразделением. С момента своего создания Институт внешней политики проявлял значительный интерес к Европейскому союзу, к ситуации на Кипре и в Средиземноморье, на Балканах и на Кавказе. Сотрудниками института являются ученые, отставные дипломаты и чиновники. Основное издание - выходящий два раза в год бюллетень Di§ Politika на ту-

рецком языке. Издаются также отдельные сборники по актуальным вопросам международной и внешней политики Турции.

С распадом СССР в 1991 г. наступил второй этап функционирования экспертно-аналитических центров в Турции. Именно в этот период происходит бурное развитие неправительственных организаций в турецком государстве; их число начинает возрастать. Данное обстоятельство было связано, с одной стороны, с усилением демократизации турецкого общества, с другой стороны, с обострением политической обстановки в Евразии, обусловленным, во-первых, борьбой России, Китая, Турции, Ирана и Пакистана за сферы влияния в Центральной Азии и Закавказье; во-вторых, процессом формирования с 1992 г. Европейского союза, в который Турция стремилась интегрироваться.

Поэтому начиная с 1990-х годов появляются первые исследовательские фонды, занимающиеся оценкой внешнеполитических амбиций Турции на евразийском пространстве. В 1993 г. создается Фонд евро-азиатских социально-экономических и культурных исследований. С 1994 г. в рамках этого Фонда публикуется ежеквартальный журнал «Евразийское досье» (Avrasya Dosyasi), рассматривающий научные политико-экономические разработки ученых того времени. В декабре 1999 г. на базе этого Фонда создается влиятельная экспертно-аналитическая организация, именуемая Евразийским центром стратегических исследований.

В 2001 г., в связи с усилением обсуждения армянского вопроса, в рамках ASAM создается Институт армянских исследований (ERAREN), на основе которого в январе 2006 г. был сформирован Научно-исследовательский институт преступлений против человечества (IKSAREN). Основным направлением деятельности ASAM был глобальный анализ политических тенденций в Евразии, в первую очередь на бывшем постсоветском пространстве. Помимо этого центр вырабатывал рекомендации для турецкой политической элиты. Штат организации состоял из 50 сотрудников (некоторые из них были граждане стран СНГ, в частности России, Киргизии, Азербайджана). В 2009 г., в связи прекращением финансового спонсорства концерном «Юлькер», ASAM приостановил свою деятельность.

Начиная с 2009 г. Институт армянских исследований был расширен, и на его основе организован Центр евразийских исследований (AVIM), который, по сути, продолжает дело ASAM. Основным направлением деятельности AVIM является анализ политических процессов, происходящих на Кавказе, Балканах, в

Восточной Европе (в России), а также в Ираке и других соседних с Турцией странах. В рамках этого Центра выходят в свет три журнала: «Армянские исследования», «Обзор армянских исследований» и «История и международные преступления». Директором AVIM является Омер Энгин.

Помимо AS AM в 1990-е годы создается авторитетнейшее (по глубине анализа и масштабу экспертизы) экспертно-аналитическое учреждение - Центр стратегических исследований при МИД Турции (ЦСИ/SAM). Действующий с мая 1995 г. (именно тогда были утверждены его статус и документы деятельности), центр изучает международные конфликты, дает академические оценки актуальным явлениям современности и рассматривает внешнюю политику Турции с прогностических позиций.

По своему положению ЦСИ является консультативным подразделением министерства, призванным обеспечивать лиц принимающих решения, в первую очередь руководство МИД, незаанга-жированными (непартийными), а профессиональными взглядами и оценками, основанными на внимательном изучении различных фактов и сведений. Основная деятельность SAM - организация сотрудничества МИД с научно-исследовательскими и учебными учреждениями Турции для проведения исследований по конкретным проблемам внешней политики. Центр проводит периодические заседания дискуссионных групп и научно-практические конференции, по итогам которых готовятся рекомендательные и справочные материалы для сотрудников МИД Турции.

Достаточно примечательна кадрово-организационная структура SAM, состоящая из трех важных элементов: правления, штата сотрудников и редакционного совета. Правление возглавляет заместитель министра иностранных дел Турции, посол Фируддин Синирлиоглу (председатель). В состав правления также входят турецкие дипломаты, военные и выдающиеся ученые: посол На-мик Тан (помощник заместителя министра), посол Фатма Копуз (генеральный директор Департамента политического планирования), послы в отставке Фарук Логоглу и Али Хикмет Альп, отставной генерал Сулейман Джанполат, ректор Билькентского университета, профессор, доктор Али Дограмачы, декан факультета политологии Анкарского университета, профессор, доктор Дже-лаль Геле, профессор Стамбульского университета Бильги, доктор Ильтер Туран. Штат сотрудников организации состоит из 12 человек, включая председателя центра. В состав редакционного совета

входят 13 человек, почти все из них являются профессорами и докторами различных университетов Турции.

ЦСИ выпускаются в свет журнал «Восприятие» и «Доклады SAM». Материалы этих изданий дают возможность определить основные направления проводимых в данной организации исследований. В качестве первого направления следует указать проблематику НАТО и ЕС. Вторым важным направлением является изучение регионального пространства Азии и Кавказа (включая российские территории), а также Ближнего Востока. Третье направление охватывает актуальные для Анкары сферы международных отношений, такие как: экономическое сотрудничество и региональная безопасность в бассейне Черного моря; кипрская проблема; противоречия с Грецией; развитие связей с Россией; энергетическая политика Турции.

С приходом к власти в Турции в ноябре 2002 г. Партии справедливости и развития (ПСР) наступил третий этап в функционировании экспертно-аналитических организаций, занимающихся анализом внешней политики турецкого государства. За период 2002-2010 гг. были образованы новые ЦСИ, способные не только качественно анализировать международную проблематику, но и в какой-то степени влиять на двусторонние отношения государств.

Появление новых исследовательских центров, на наш взгляд, было обусловлено рядом причин:

1. Нерешенность и усложнение ряда внешнеполитических проблем: кипрский вопрос, попытки вступления Турции в ЕС.

2. Возникновение новых конфликтов и кризисов на евразийском пространстве (афганская проблема, иракский кризис, иранская ядерная программа, обострение курдского вопроса и арабо-израильского конфликта, грузино-югоосетинский конфликт).

3. Военно-политическое усиление США в регионе Ближнего Востока.

Наиболее значимыми экспертно-аналитическими организациями, появившимися в указанный период, являются: Центр стратегических исследований и разработок (SAREM), Центр турецких политических исследований в Анкаре (ANKAM), Фонд исследований политики, экономики и общества (SETA), Организация по международным стратегическим исследованиям (USAM), Турецко-азиатский ЦСИ (TASAM), ЦСИ Ближнего Востока (ORSAM). Рассмотрим теперь подробней каждый из них.

Центр стратегических исследований и разработок был основан 8 января 2002 г. Он представляет собой достаточно «закры-

тую» аналитическую группу, состоящую при руководстве генштаба турецких Вооруженных сил и осуществляющую «геостратегические и геополитические исследования и оценки». По характеристикам ее создателей, деятельность центра носит «военно-гражданский характер». В качестве основных задач при создании SAREM ставились работа с независимой прессой и организация группы журналистов, способных пропагандировать внешнеполитическое видение Генштаба. Основными темами исследований были заявлены кипрский вопрос, турецко-греческие отношения по проблематике Эгейского моря, Северный Ирак и курдская тематика. В рамках SAREM часто проводятся различные научные мероприятия, в том числе международные: симпозиумы, круглые столы, форумы, семинары, дискуссии и научные конференции. За период 2003-2009 гг. было проведено пять международных симпозиумов, касающихся тем безопасности и проблем международных отношений. Основным изданием центра является журнал «Стратегические исследования», выходящий два раза в год. Главой центра с 2008 г. является контр-адмирал Этхем Бююкышык.

В мае 2003 г. группой сотрудников Билькентского университета, был создан центр турецких политических исследований, который стал выступать прямым конкурентом Институту внешней политики. Основная деятельность организации - публикация англоязычного ежеквартального журнала Insight Turkey, рассчитанного на дипломатический корпус и западных специалистов. ANKAM уделял значительный интерес анализу внешней политики турецкого государства на постсоветском пространстве, особенно в Закавказье. В 2006 г. ANKAM реконструируется в Фонд исследований политики, экономики и общества и становится одним из самых влиятельных анкарских ЦСИ, имеющих представительство в Вашингтоне. Основатель данного центра Ибрагим Калын является главным советником Реджепа Эрдогана, премьер-министр Турции, и другом нынешнего министра иностранных дел Ахмета Давутог-лу. Помимо этого многих экспертов из SETA можно часто видеть вместе с Р. Эрдоганом и Абдуллой Гюлем, президентом Турции в их зарубежных поездках.

Эксперты из фонда SETA анализируют различные внутри- и внешнеполитические события. Например, нынешний генеральный директор организации Таха Озхан изучает международно-экономические процессы. Другой известный эксперт, профессор Бюлент Арас, рассматривает внешнюю политику Турции на Ближнем Востоке, на Кавказе и в Центральной Азии. Б. Арас является

автором многих монографий, наиболее важные из них «Палестино-израильский мирный процесс и Турция» (1998), «Новая геополитика Евразии и позиция Турции» (2002), «Турция на Большом Ближнем Востоке» (2004). Многие статьи этого автора переведены на несколько языков. Политолог Талха Кодже анализирует этнические и религиозные конфликты и методы их разрешения. Адъюнкт-профессор Талип Кючюкджан рассматривает проблемы турецкой диаспоры за рубежом, процесс вступления Турции в ЕС и др.

Не менее важным по сравнению с SETA экспертно-аналитическим учреждением Анкары является Организация по международным стратегическим исследованиям, расположенная в центре турецкой столицы. Данный исследовательский институт был создан в 2004 г. Его принципиальное отличие от других экс-пертно-аналитических организаций Турции состоит в том, что помимо стратегических исследований центр занимается обучением специалистов, в том числе зарубежных. Штат сотрудников состоит из 34 человек, также имеется около 100 внештатных сотрудников, находящихся в различных регионах мира. Центр существует на гранты, предоставляемые различными организациями в Великобритании. Публикует исследования по отдельным вопросам турецкой внешней и внутренней политики. Основная деятельность -издание сетевого бюллетеня Turkish Weekly.

В 2004 г. в Стамбуле была создана беспрецедентная по кадровому составу и масштабу осуществляемых экспертиз экспертно-аналитическая организация, именуемая Турецко-азиатский ЦСИ. Основными целями создания TASAM были:

1) наблюдение за развитием Турции в различных областях (политика, экономика, социальная сфера и др.);

2) анализ взаимоотношений по линии Турции;

3) разработка региональных отраслевых программ по развитию Турции;

4) продвижение национальной культуры;

5) повышение уровня государственного управления.

Ведущими рабочими областями TASAM являются: международные отношения и внешняя политика Турции; сфера безопасности; экономика; политические, социологические и культурные исследования; технологическая сфера. Кадровый и структурный потенциал TASAM весьма значителен. Штат сотрудников составляют около 100 человек. В составе данного центра мы видим наиболее выдающихся турецких и зарубежных ученых (ректоров вузов, профессоров, аналитиков), а также дипломатов и военных.

Причем некоторые сотрудники центра одновременно являются экспертами других ведущих экспертно-аналитических организаций Турции (SETA, SAM, DPE), что позволяет говорить о высокой значимости TASAM по сравнению с другими научно-исследовательскими центрами Турции. Структурно TASAM состоит из 20 подразделений, в том числе из пяти институтов (Институт Африки, Институт политических исследований, Институт по развитию и сотрудничеству, Институт исламских стран, Институт дипломатии). Президентом организации является публицист Сулейман Шенсой, а помощником президента бывший посол Мурат Бильхан.

С активизацией в 2006 г. ближневосточного вектора внешней политики Турции многие экспертно-аналитические организации начинают заниматься проблематикой отношений Турции с соседями по региону: Ираном, Израилем и арабскими странами. Однако уровень исследований многих центров ближневосточной политики Турции оставался достаточно поверхностным. Данное обстоятельство обусловило создание 1 января 2009 г. ЦСИ Ближнего Востока, занимающегося исключительно ближневосточными исследованиями. Штат сотрудников составляют 42 человека, включая президента организации, известного турецкого аналитика Хасана Канболата. Следует отметить, что вышеприведенная характеристика деятельности центров стратегических исследований является неполной. Например, кроме вышерассмотренных организаций, существуют и другие, менее значимые, в частности, центры стратегических исследований конкретных вузов Турции. Подводя итог, мы можем говорить о комплексном характере проводимых в Турции экспертно-аналитических мероприятий. Поэтому достаточно проблематично возвести какой-либо из центров в ранг ведущего, существует некий «костяк» центров. Каждый из них не только вносит значимый вклад в формирование научной внешнеполитической мысли, но и прямо влияет на формирование внешней политики турецкого государства.

Важно, что многие из экспертов в последующем занимают ключевые посты во внешнеполитических ведомствах Турции. Здесь примечателен пример действующего министра иностранных дел А. Давутоглу, некогда бывшего советника по внешней политике канцелярии премьер-министра и научного сотрудника SAM, разработавшего собственную концепцию внешней политики Турецкой Республики.

«Вестник РУДН. Сер. Политология», М, 2010 г., № 4, с. 61-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.