ч тоб креативно
мысли растекались
аналитическая записка
«системно-креативное мышление
и управление в деятельности
малого и среднего бизнеса»
ШевырёвА.В.
канд. экон. наук, доцент, заведующий научно-исследовательской лабораторией креативного мышления Московской академии экономики и права
Российский бизнес лишь недавно пришёл к пониманию того, что именно качество управленческого мышления определяет и качество процесса управления, который, в свою очередь, обуславливает качество принятия управленческих решений.
К настоящему времени большинство организаций (особенно на Западе), уже полностью исчерпали возможности повышения своей конкурентоспособности за счёт реструктуризации, консолидации, поглощения и слияния, снижения цен и борьбы за качество (TQM, TOC). Они испробовали все пути роста. Проводили реинжиниринг (BPR), подвергались даунсайзингу, использовали франчайзинг и аутсорсинг, диверсификацию рабочих мест, внедряли новые концепции управления - процессный подход, методологии balanced Scorecard, EVA, ABC, электронную коммерцию, Knowledge Management (KM), ERP-системы, международные стандарты управления (MRP), методологии антикризисного управления, систему непрерывного измеряемого улучшения (CMI) и т.д. и т.п. Практически можно утверждать, что на сегодняшний день исчерпаны все видимые резервы повышения эффективности бизнеса.
Последней надеждой, по оценкам российских и западных специалистов, является использование креативного менеджмента, или менеджмента-маркетинга нестандартных идей. Сегодня российскому бизнесу нужен
_креативная экономика, 2008, № 1
новый тип мышления - системно-креативный и новая технология его использования. «Подобная технология позволяет в течение полутора-двух часов организованного мышления «почувствовать» суть проблемы намного глубже и продвинуться к решению намного дальше, чем за недели, а может быть и месяцы беспорядочных поисков» («Независимая газета»).
По результатам опроса участников XI Международного экономического форума в Санкт-Петербурге в июне 2007 года - 49% обеспечения экономического роста России к 2020 году составят креативные люди, 37% природные богатства России и 14% - промышленный комплекс.
Системная креативность позволяет увидеть альтернативы не только возможных решений (конструктивных точек зрения на создавшуюся проблемную ситуацию), но и новые возможности позитивного развития проблемной ситуации, создать необходимые самоорганизующиеся управленческие механизмы, связанные со становлением - самоорганизацией. Сейчас в России идёт необходимый процесс «торможения-замораживания» негативных социально-экономических и политических эффектов, однако без параллельного создания и развития механизмов «самоорганизации-подсушивания» это приведёт лишь к временному улучшению (ремиссии) с последующим выходом на режим обострения и переходом к новому, более разрушительному, системному кризису.
Начало XXI века практически утвердило всеобщность смены техногенной цивилизации на постсовременную информационно-сетевую, которая акцентирует внимание на сетевых организационных структурах и работе в зоне, так называемого, «конструктивного хаоса». Подобные организационные формы ставят перед менеджментом и менеджерами определенные требования,
последней надеждой,
по оценкам российских и западных специалистов,
является использование
креативного менеджмента
коммерческие организации
должны найти для себя
новые образы и формы,
которые помогут им
трансформироваться
в интеллектуальные
ключевым из которых является императив постоянной и всеохватывающей системной креативности.
Сегодняшние организации, прежде всего коммерческие, должны найти для себя новые образы и формы, которые помогут им трансформироваться в интеллектуальные организации.
Современная бизнес-организация должна стать интеллектуальной, способной эффективно работать в условиях неопределённости, чутко реагируя на малейшие изменения в состоянии внешней среды и самого объекта управления.
Неотъемлемой частью интеллектуальной организации, ее «мозговым центром» является креативный ситуационный центр (КСЦ), предназначенный для целей стратегического планирования и оперативно-диспетчерского управления деятельностью организации. Креативные ситуационные центры позволяют повысить качество управленческих решений, прежде всего за счет использования системно-еативного подхода к разработке и реализации управленческих решений. В настоящее время в мире насчитывается несколько сотен ситуационных центров, работающих в режиме реального времени (в России ситуационные центры функционируют в Администрации Президента РФ, в Правительстве РФ, аппаратах уполномоченных представителей Президента РФ, МЧС, ФСО, МВД, МО, ОАО РЖД, РАО ЕС и др. организациях).
Принципиальным отличием креативного ситуационного центра, разработанного нашей группой, от обычных ситуационных (ситуационно-аналитических) центров, является использование в процессе разработки, организации и реализации управленческих решений специальной технологии креативного мышления и управления.
вная экономика, 2008, № 1
Такая технология использу- современная бизнес-организация
ются в среде программно- _
го комплекса «Технология должна стать творческого решения
проблема» (ПК ТТРП- интеллектуальной, способной
ЭВРИКА, свидетельство об
официальной регистра- эффективно работать ции Федеральной службы
РФ по интеллектуальной в условиях неопределённости
собственности, патентам и _
товарным знакам №2006610693). _
Основными задачами КСЦ бизнес-организа- _
ций являются: _
• мониторинг состояния объекта управления _
и прогнозирование развития проблемной _
ситуации; _
• формирование и развитие у менеджеров _
практических навыков системно-креативного _
управленческого мышления; _
• формирование эффективных управленчес- _
ких команд; _
• эффективное управление командной креа- _
тивностью в процессе решения конкретных _
управленческих проблем в режиме реального _
времени; _
• разработка и реализация системно-креатив- _
ных решений задач стратегического планиро- _
вания и оперативно-диспетчерского управле- _
ния сложными проблемными ситуациями. _
Достаточно активно подобные креативные _
ситуационные центры начинают внедряться и _
в образование. Ими уже пользуются Московская _
академия экономики и права, Белгородский _
государственный университет, Белгородская _
государственная сельскохозяйственная ака- _
демия, Институт прикладной информатики _
и экономики (г. Москва), Северо-западная _
академия государственной службы филиал _
(г. Калуга), Институт современной экономи- _
ки (г. Москва), Институт социальных наук _
(г. Москва) и др. _
Проведены десятки корпоративных тренинг- _
семинаров с использованием программного _
комплекса «ТТРП-ЭВРИКА» (ОАО Автоваз, ОАО
Газпром и др.), спецкурс по креативному управ- _
ленческому мышлению успешно использовался _
в программах МВА и магистратуры ведущих российских ВУЗов. К ним относятся Государственный университет управления, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, Международная высшая школа бизнеса, Высшая коммерческая школа и др. Для практической реализации поставленных задач предлагается весь комплекс образовательных услуг и программных продуктов, связанных с практической подготовкой менеджеров бизнес-структур и, прежде всего, формированием и развитием системно-креативного мышления, как основной составляющей управленческой подготовки менеджера, а также внедрение технологий и программного обеспечения креативного менеджмента в практическую деятельность:
1) экспресс-обучение системно-креативному мышлению, как основной составляющей управленческой подготовки менеджеров в мультимедийной программной среде методом обучения действием с проведением командных деловых игр;
2) внедрение технологий системно-креативного мышления и управления, а также поддерживающего их программного обеспечения в работу структур малого и среднего бизнеса;
3) обучающее консультирование и проведение экспертиз в области решения конкретных управленческих проблем, связанных с государственным и муниципальным управлением;
4) создание и организация работы креативных ситуационных (ситуационно-аналитических) центров бизнес-организаций, в том числе их программное обеспечение и техническое оснащение.
неотъемлемой частью
интеллектуальной
организации,
ее «мозговым центром» является креативный ситуационный центр
креативная экономика, 2008, № 1
У 4