Научная статья на тему 'Системная креативность в законотворчестве и мониторинге права: концепция, технология, программное обеспечение и опыт управленческого проектирования'

Системная креативность в законотворчестве и мониторинге права: концепция, технология, программное обеспечение и опыт управленческого проектирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
219
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системная креативность в законотворчестве и мониторинге права: концепция, технология, программное обеспечение и опыт управленческого проектирования»

Шевырев А.В.

канд. экон. наук, директор НИЦ Креативного мышления Московской академии экономики и права

Романчук М.Н.

канд. экон. наук, доцент,

ректор Института прикладной информатики и управления, г. Москва

ум и закон

системная креативность в законотворчестве

и мониторинге права: концепция, технология, программное обеспечение и опыт управленческого проектирования

В настоящее время мониторинг права является одним из наиболее важных инновационных инструментов совершенствования системы управления государством и развитием гражданского общества. С его помощью осуществляется обеспечение эффективной системы выработки принятия и реализации государственных решений на этапах:

• стратегического целеполагания,

• выработки программы реализации приоритетных направлений государственной политики,

• законотворческой и законодательной деятельности по ее законодательному обеспечению,

• подзаконного нормотворчества, правоприменения и осуществления правосудия (1). Законотворчество и мониторинг права являются одной из предметных практик социального управления и должны соответствовать принципам социального управления.

Вместе с тем, само социальное управление, испытывая огромные трудности, постепенно переходит к использованию новых, нелинейных принципов управления, вследствие изменения состояния объектов и среды управления (которые становятся все более сложными, нелинейными, неравновесными и открытыми). Управлять такими объектами крайне сложно и сегодня делать это нужно принципиально иначе, используя нелинейные принципы управления. Нелинейные принципы управления являются «ядром» концепции системно-креативного менеджмента (СКМ) (основные посылки концепции СКМ) (2):

1) Основная компетенция современного менеджера - эффективная ориентация и поведение в сложных проблемных ситуациях (проблемах);

2) Проблемы являются следствием неадекватности методов познания

управлять объектами законотворчества крайне сложно и сегодня делать это нужно принципиально иначе, используя нелинейные принципы

(управления) текущему состоянию объекта познания (управления) -закон необходимого разнообразия У.Р. Эшби.

3) «Наше мышление создает проблемы, которые мышление того же типа не в состоянии решить» (А. Эйнштейн);

4) Эффективность решения проблем обеспечивается эффективностью (многомерностью) мышления и управления;

5) Эффективность (многомерность) мышления и управления достигается с помощью системно-креативного мышления, лежащего в основе СКМ;

6) Практическая реализация СКМ осуществляется с помощью специальных технологий, реализованных в программных продуктах, которые используются в среде современных интеллектуальных организаций (ИО);

7) Ядром ИО является креативный ситуационный центр (КСЦ);

8) КСЦ предназначен для обучения и развития навыков СКМ (в т.ч. повышения эффективности командной работы)

Они же (посылки), в свою очередь, являются метапринципами для концепции разработки эффективной системы законодательства и мониторинга права.

Основными посылками концепции мониторинга системы законодательства и отдельных законов, а также разработки новых законопроектов в системе существующего законодательства являются:

• Закон интерпретируется как управленческое решение (УР), направленное на достижение целей в проблемной ситуации.

• Разработка закона (системы законов) эквивалентна разработке УР (системы УР).

• Требования к эффективному закону аналогичны требованиям к эффективным управленческим решениям (ЭУР): структурная и метрическая устойчивость, внутренняя и внешняя (системная) непротиворечивость, субоптимизация, самоорганизация, семантическая и лингвистическая ясность и т.д.

• Закон = законодательная идея + механизм ее реализации (сценарий КВЗ).

• Закон как оператор (в настоящее время - функция, реактивный подход) от проблемной ситуации, связанной с ним. Закон должен предвосхищать развитие проблемной ситуации, опираясь на ее самоорганизацию - проактив-ный подход.

• Система законов - не «дерево» (классическая иерархия), а «паутина»: «все связано со всем!». Используются нелинейные принципы, при которых нарушение баланса в одной «точке» ведет к разбалансировке всей системы, причем «точка» может быть «незначительной». Это означает сильную зависимость от начальных условий. Главное - объективная общественная значимость и субъектив-

ная восприимчивость к проблемной ситуации.

• Ключевая цель закона (системы законодательства) - воспроизводство закона (системы законодательства) - как системы эффективных управленческих решений, путем регулирования системных социальных, психологических и др. типов противоречий. Сегодня менеджмент становится универсальной наукой - пройдя долгий путь от управления трудовыми операциями Ф.У. Тейлора до управления мыслительными (ментальными) операциями нелинейного мышления. У менеджмента появились новый предмет - феномен системной креативности и объект управления - процесс креативного мышления. Конкурентным преимуществом является уже не отдельная идея, а сама способность постоянно генерировать и внедрять эти идеи в жизнь. Ключ к конкурентоспособности человека, организации, экономики и страны в целом - это непрерывное творческое развитие.

Человечеству нужен новый тип мышления - креативный. Формирование человека креативного типа (homo creator) предполагает освоение им принципиально новой культуры мышления и управления. В такой культуре акцент делается не столько на организацию и переработку знаний, сколько на их генерацию (2). Рабочее определение креативного менеджмента - системное управление процессом креативного мышления (индивидуального и командного) в рамках оптимального соотношения между линейными

и нелинейными принципами управления.

Рабочее определение креативности - способность генерации нового знания путем расширения и трансформации видения реальности, т.е. креативность - творческое конструирование в режиме самоорганизации процесса мышления.

Зачем нужна системная креативность в управлении?

• Многомерное системное видение проблемных ситуаций (генерация необходимого разнообразия - закон У.Р. Эшби);

• Глубокая переработка уже существующих ресурсов, в т.ч., переосмысление опыта, запертого в старых шаблонах;

• Недостаточность (недоступность) стандартных решений;

• Наличие системных проблем («Все связано со всем»);

• Поиск новых, нестандартных возможностей при решении проблем;

• Выбор более жизнеспособных решений и т.д. (2)

В настоящее время, технология проведения мониторинга системы законодательства относительно конкретной проблемной законодательной ситуации следует схеме реактивного подхода:

основная компетенция современного менеджера -эффективная ориентация и поведение в сложных проблемных ситуациях

креативный менеджмент

99

Рис. 1. Сравнение реактивного и проактивного подходов к мониторингу права

- логико-лингвистический анализ законодательного документа ^ переход «по касательной (не затрагивая ядра проблемной ситуации)» к проблемной ситуации ^ возвращение (коррекция в случае необходимости) законодательного документа.

На наш взгляд, должна использоваться схема проактивного подхода;

- анализ «ядра» проблемной ситуации с прогнозом ее развития (ее хронотопа, уровня, фазы, агрегатного состояния и т.д.) ^ формирование законодательного документа (принцип «чистого листа») ^ его синтаксический, социо-, психо-се-миотический (в т.ч. анализ семантического пространства, доминирующего социального характера (Э. Фромм) и т.д.), лингвистический и т.д. анализ ^ рефлексия процесса

формирование законодательного документа ^ сравнение с существующим (если таковой имеется) законодательным документом ^ его проекция на проблемную ситуацию ^ анализ правоприменительной практики ^ повторение цикла (рис. 1).

При разработке законодательного документа должны быть использованы уже упомянутые принципы нелинейного управления, например, принцип, «Идеи, а не вопросы». Обычно при анализе проблемной ситуации «хозяину проблемы» задаются разнообразные, «ощупывающие» проблемную ситуацию, вопросы, что приводит к ее восприятию глазами «хозяина проблемы», что, в свою очередь, ведет к резкому ограничению когнитивной карты проблемной ситуации. Данный принцип предполагает сначала

«легкое», эскизное ознакомление с проблемной ситуацией и генерацию предварительных идей для ее разрешения.

Упрощенная структурная схема мониторинга законодательства, включает в себя анализ системы социальных противоречий (экзистенциальных, экономических, политико-идеологических, духовных, экологических и т.д.) разного уровня (X, У-противоречия, по терминологии авторов), их соответствие существующей системе законодательства, экспертному и общественному мнению, выраженному через социальный характер и т.д. Стратегический анализ проблемной ситуации осуществляется по схеме, представленной на рисун-

ке 2 - анализ макро-, мезо-, микро-среды, диагностика позиций системы (потенциал конкурентной и стратегической позиции) - динамический SWOT-анализ, разработанный авторами.

Одновременно проводится рефлексия мониторинга. Следует отметить, что существующие экспертизы законодательных актов в самых различных областях права (известных авторам) характеризуются исключительной «бедностью» управленческого инструментария и представления проблемных ситуаций, в т.ч. ее информационно-аналитического описания. Законотворчество и мониторинг права является коллективным видом деятельности и предпола-

Анализ внутренних КФУ, GAP-анализ

Анализ микросреды: анализ КЦ и стратегий, анализ потенциала системы

Матрицы: ВСО, СЕ/МК, АЛЬ/ЬС, М. Портер, бенчмаркетинг (анализ внешних КФУ), статистический, факторный анализ и др.

Г I

Анализ

макросреды:

PESTE-анализ,

сценарный анализ

V ИДР-

_ стороны

ВОЗМОЖНОСТИ

SWOT°

Слабые стороны

swot0

Стратегический анализ и

диагностика позиции системы, 8РА8Е-анализ

Формирование ПЦО

Переход в ПК «ТТРП ЭВРИКА»: поиск ЭУР, оценка ЭУР и т.д.

swot0

Потенциал конкурентной и стратегической позиции системы (с учетом возможностей над системы)

Анализ мезосреды:

Анализ состояния и тенденции развития над системы

т

1

Анализ стадии развития надсистемы.

Анализ движущих и сдерживающих сил (Д-модель). Анализ интенсивности конкуренции и ^ взаимопомощи ^

Сценарный анализ развития надсистемы

Рис. 2. Схема проведения стратегического анализа проблемной ситуации

гают активную командную работу, которая в нашей технологии осуществляется с помощью программы «ТеатСгеа1ог» - управление индивидуальной и командной креативностью в режиме реального времени.

Анализ системы законодательства и эффективности ее правоприменения является стандартной частью (как и анализ зарубежного опыта) технологии разработки и реализации любого управленческого проекта, предлагаемой авторами. Подобная технология реализована в программной среде ПК «ТТРП-ЭВРИКА» (свидетельство об официальной регистрации Федеральной службы РФ по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам №2006610693), т.е. мы предлагаем не только концепцию законотворчества и мониторинга права, но также технологию и программное обеспечение ее реализации. Программный комплекс ТТРП-ЭВРИКА позволяет: • Связать знания пользователей по различным областям управления в единую, постоянно развивающуюся систему знаний, позволяющую интенсифицировать процесс

конкурентным преимуществом является уже не отдельная идея,

а сама способность постоянно генерировать и внедрять эти идеи в жизнь

разработки и реализации эффективных управленческих решений (ЭУР);

• Сформировать и совершенствовать навыки управления и, прежде всего управленческого мышления, при разработке и реализации конкретных проектов, учитывая индивидуальные когнитивные особенности пользователей;

• Значительно облегчить практическую работу органов управления в ситуационных центрах (см. ниже), перевести их в исследовательский режим;

• Повысить производительность труда управленческих команд и «чувствительность» пользователей к проблемным ситуациям;

• Привить вкус пользователей к культуре аналитической работы;

• Минимизировать затраты на программное обеспечение профессиональной деятельности органов управления (одна интегрированная система для самых разных областей деятельности: экономика, политика, право, социальное управление т. д.); (2) Творческим коллективом НИЦ креативного мышления МАЭП разработан оригинальный алгоритм мониторинга законотворчества и правоприменения в среде ПК «ТТРП-ЭВРИКА», каждому блоку алгоритма соответствуют специальные технологии системно-креативного менеджмента и планируемые результаты их использования. Очевидно, что подобная технология предполагает специальное организационное, правовое, информационное и программно-техническое обеспечение, которое реализуется в среде ситуационных центров (СЦ - operation room) органов

управления, программное обеспечение такой технологии реализуется с помощью программного модуля «Креативный ситуационный центр» (КСЦ), являющегося частью ПК «ТТРП-ЭВРИКА». Основные задачи КСЦ:

• формирование эффективных управленческих команд (по Р.М. Белбину);

• формирование и развитие у пользователей практических навыков управленческого проектирования;

• управление командной креативностью в процессе управленческого проектирования в режиме реального времени. (3) Командная работа в информационно-технической среде СЦ ведется с помощью уже упоминавшейся выше программы «TeamCreator» на основе современных психотехник стимулирования эффективности командной работы. Технология управленческого проектирования, предлагаемая авторами, включает в себя несколько блоков (см. www.ewrika.ru описание ПК «ТТРП-ЭВРИКА») - анализ и прогноз развития проблемной ситуации предполагает построения системы экранов, связанных гиперссылками - до нескольких десятков детализирующих экранов, систематизирующих и визуализирующих проблемную ситуацию. Рабочей группой был проведен предварительный концептуальный анализ пилотного проекта федеральной программы «Семья 2008». Мы выбрали регион, разработали конкретный план социологических и социометрических исследований (выделение репрезентативных квот, подготовка вопросов для фокус-групп, анкет и экспертных

в настоящее время мониторинг права

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

не имеет общепризнанных концепции и технологии своего проведения

интервью, методику их анализа, состав рабочих групп и т.д.). Уже сейчас, после проведения предварительного анализа проблемной ситуации, можно сделать вывод о том, что эффективность этой программы будет значительно ниже вследствие выбора некорректных параметров порядка - основного объекта исследования. В настоящее время существующая атомарная семья уже не является ячейкой общества, поэтому необходимо выбрать новый объект управления. По нашему мнению, таким объектом может являться сетевой узел семей, связанных какими-либо общими интересами - воспитание детей, здоровый образ жизни, религия и т.д. (рис. 3). Основная поддержка государства должна быть направлена на подобные сетевые узлы.

Сейчас мы разрабатываем конкретную методику анализа управленческих решений (в т.ч. законодательных) на коррупциогенность, также основанную на предложенной концепции и технологии разработки и реализации эффективных управленческих решений. В настоящее время мониторинг права не имеет общепризнанных концепции и технологии своего

Рис. 3. Различные схемы поддержки семей государством в процессе реализации федеральной программы «Семья 2008»

проведения, основанных на современных методах социального управления, поэтому авторы предлагают активизировать работу по совершенствованию концептуального, информационно-аналитического и программного обеспечения законотворчества и мониторинга права в информационно-технической среде ситуационных центров органов законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровня. Разумеется, концепция и технология предлагаемая авторами, носит дискуссионный характер и нуждается дальнейшем развитии. На наш взгляд настал момент разработки и принятия специальной государственной программы «Концепция мониторинга права», обеспечивающей разработку единой концепции, в т.ч. понятийного аппарата, технологии, информационно-аналитического и программного обеспечения, а также сис-

темы взаимодействия субъектов и участников мониторинга, в т.ч. правовой базы такого взаимодействия.

Более подробный текст статьи приведен на сайте www.ewrika.ru в разделе «библиотека/статьи».

Литература

1. «Основные итоги реализации программы мониторинга законодательства и правоприменительной практики», Центр мониторинга права при Совете Федерации ФС РФ, Москва 27 инюня 2008г;

2. Шевырев А.В. «Креативный менеджмент: синергетический подход», Белгород: ЛитКараВан, 2007.

3. Шевырев А.В. Романчук М.Н. Креативный ситуационный центр как эффективный инструмент интеллектуальной организации: концепция, задачи, программное обеспечение, М., сборник трудов РАГС, 2006;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.