Исследование феномена креативности в воспитании и обучении детей
младшего возраста
Палей Т. Ф.
кандидат экономических наук, доцент заведующий кафедрой Общего менеджмента Казанского (Приволжского) федерального университета,
Казань, Россия
Аннотация: В статье описана оригинальная прикладная интеллектуальная 1Т-система для развития как индивидуального системно-креативного, инновационного мышления, так и командных навыков проектной инновационной работы школьников. Представлены результаты социологического опроса 100 преподавателей, 50 студентов-практикантов (младшая школа) и 300 родителей - предпринимателей и бизнесменов об их отношении к возможности обучения и применения технологий креативности. Результаты опроса показывают, что учительская среда более консервативна, что необходима популяризация применения технологий креативности в сфере образования, т.к. бизнес в целом признает эффективности применения технологий креативности в своей работе.
Ключевые слова: системно-креативное мышление, инновационные методы образования, экономика знаний
Актуальность.
Одной из системных задач современного школьного образования является задача формирования у выпускника такой личностной основы, которая позволит ему успешно социализироваться в динамично развивающемся обществе, самостоятельно проектировать и осуществлять выбор своего жизненного и профессионального пути, активно трудиться и наиболее эффективно использовать свой творческий потенциал. Особенно это важно для детей с повышенными образовательными потребностями. Системно-креативное, инновационное мышление позволяет активно внедрять инновационные методы образования. В последние годы все более актуальным вопросом современной педагогической психологии, психологии личности становится раннее выявление и развитие способности креативности, зависимость успеха личности в будущем от которой ни у кого не вызывает сомнения.
Шквал проблем, обрушившихся на человечество в 20 веке, заставляет говорить ученых о «коллапсе» решений (Дж.Надлер, Ш. Хибино, Дж.Фаррелл), системном кризисе культуры («Критическая теория» - В.Хексле, Ю.Хабермас, Ф. Хоркхаймер, Т.Адорно, М.Вебер, Д.Лукач и др.), антропогенетическом кризисе (А.Арсеньев, В.Семенов и др.), кризисе «несовершенного общества» ( А.Печчен, Э.Гидденс, У.Бек) и т.д. Виртуализация отношений, глобализация экономики, развитие информационных технологий изменяют скорость принятия решений, степень риска ведения бизнеса, открывает новые возможности в применении современных технологий. Состояние объекта управления меняется, а методы познания и управления остались прежними. Мы пытаемся открыть «новую дверь» старыми «ключами» (Шевырев, 2007). Ключ к устойчивому развитию общества - это непрерывное творческое развитие. А перед сферой образования стоит задача эффективно и быстро подготовить как самих инноваторов, так и квалифицированных проводников инноваций, разработать иные формы «интеллектуальной индустрии».
Работы, связанные с креативным мышлением, активно ведутся с начала 70-х годов 20-го века (Э.де Боно, Т. Вуджек, Т.Бьюзан, Р.Дилтс, Дж.Ниренберг и др.) в основном в рамках психологического и информационно-когнитологического подходов (нейролинг-вистика, когнитивная психология, прагматические модели мышления). В России акцент делается на эволюционистской и технологической трактовках мышления (культурно-
историческое направление Л.С.Выгодского, эволюционная эпистемология Г.И. Рузави-на, технологический подход В.Ф.Юлова, алгоритмический - Г.С. Альтшуллера). В настоящее время в России назрела необходимость синтеза различных когнитивных практик в рамках creativity managing system, методология которого основана на применении технологии генерации креативного решения. Системное управление креативностью (creativity management system) в отличие от линейного мышления оперирует гипотезами и парадоксами, а в отличие от латерального мышления Э.де Боно направлено на решение определенной конкретной задачи. Креативный менеджмент позволяет связать теорию когнитивных процессов и теорию практической деятельности воедино и полноправно включить мышление в процесс воспроизводства.
Методика исследования.
Настоящая работа основана на методе прикладного социологического исследования. В рамках исследования изучается отношение к феномену креативности у преподавателей, студентов и предпринимателей, что позволяет на эмпирическом уровне отследить происходящие в обществе процессы, т.е. сделать выводы о перспективах и необходимости популяризации методов обучения технологиям креативности в каждой из этих трех групп.
Представлены результаты социологического опроса 100 учителей, 50 студентов-практикантов младшей школы и 300 родителей - предпринимателей и бизнесменов об их отношении к возможности обучения и применения технологий креативности. Интервьюируемые были отобраны с помощью кластерного метода. Кластерный метод выборки -это техника, в рамках которой люди делятся на основе их характеристик по различным группам. В этом исследовании в основе принципа кластеризации лежали характеристики географического местоположения и сферы деятельности.
В целях оценки статистической выборки, были использованы таблицы Чертси и Моргана.
Были заданы следующие вопросы, на которые надо было ответить «да» или «нет»:
1. Существует ли креативность как феномен?
2. Креативность «божий дар» и развить ее нельзя.
3. Креативность можно развить только самостоятельно.
4. Креативность не нужна для принятия эффективных управленческих решений (нужны системность, логика).
5. Направленная генерация креативности невозможна.
6. Технологий направленного развития и генерации креативности не существует.
7. Технологии развития и генерации креативности существуют, но они малоэффективны.
8. Результаты креативных решений нестабильны и малоэффективны.
9. Могу ли я (после прохождения специального обучения) эффективно научить кого-либо технологиям креативности?
10. Могу ли я эффективно использовать технологии креативности в своей работе?
Анкетирование было проведено студентами-педагогами старших курсов после необходимого обучения и подготовки. Анкетирование одного человека занимало в среднем 15-20 минут и на всю работу потребовалось 25 дней. Было заполнено и возвращено 450 анкет.
Результаты
Распределение доли положительных ответов представлено на диаграмме 1.
■ Учителя младших классов
100%
9б%98% "Студенты-практиканты
98%
40%
20%
80°%
60°%
0%
123456789 10
Рис.1. Доля положительных ответов группы учителей, студентов, предпринимателей на 10 вопросов анкеты.
Комментируя ответы, хочется обратить внимание на следующие моменты:
• Почти все признают существование такого феномена как креативность, но среди учителей верит в креативность гораздо меньше людей (вопрос 1).
• 40 % учителей считают, что креативность - «божий дар» и развить ее нельзя (вопрос 2), но 76 % все же готовы обучать технологиям креативности после специальной подготовки!
• Доля уверенных в том, что креативность при принятии эффективных решений не нужна (вопрос 4), а технологий направленного развития креативности не существует (6 вопрос), среди учителей больше в 2 раза, чем в предпринимательской среде.
• Среди студентов-практикантов гораздо больше, чем среди учителей людей, готовых после специальной подготовки обучать креативности и использовать технологии креативности в своей работе.
Результаты опроса показывают, что учительская среда более консервативна, что необходима популяризация применения технологий креативности в сфере образования, т.к. бизнес в целом признает эффективности применения технологий креативности в своей работе (10 вопрос).
Системно-креативное, инновационное мышление позволяет активно внедрять инновационные методы образования, направленные на формирование способности к пополнению и генерации знаний, а также быстрой ориентации в сложно организованных базах данных и разветвлённых системах знаний. Они способствуют созданию условий, при которых возможно активное продуктивное творчество учащихся в системе открытого диалога с учителем, совместного разрешения проблемных ситуаций. Обучение становиться интерактивным - не только учитель учит ученика, но и ученик учителя - кооперативное, когерентное поведение. Педагогу в такой ситуации легче понимать школьника, школьнику - учителя. Обучение обретает характер пробуждающего - использование технологий системно-креативного мышления в образовании позволяет преодолевать неорганизованные устремления школьника, делая их творческими, инновационными; адаптивного - осуществляется ускоренный переход к новым, модифицированным структурам знаний и поведения; в результате обучения перестраивается личность обучающегося, обучение не только усиливает следы памяти и уже существующие синоптические связи,
Выводы
но и радикально перестраивает всю конфигурацию сознания. Процесс обучения, связь обучаемого и обучающего позволяет обнаружить скрытые возможности собственного развития. Гештальт - образование можно интерпретировать как передачу целостных блоков информации, качественную смену, инновационную перестройку ситуации обучения. Научить мыслить нелинейно, системно-креативно - значит научить мыслить в альтернативах, предлагая возможность изменения темпа развития проблемной ситуации, её качественной логики.
Предлагаемые авторами технология, методики, программное обеспечение и организационные формы (учебные и профессиональные креативные ситуационные центры, студии, классы-мастерские и т.д.) обучения технологиям креативности в университетах и школах являются эффективным инструментом инноватизации и подготовки выпускников в соответствии с требованиями экономики знаний, которые заключаются в том, что нужно не только обладать набором необходимых знаний, но и уметь генерировать и применять их в течение всей жизни.
Нами предлагается применять в обучении оригинальную прикладную интеллектуальную 1Т-систему для формирования и развития как индивидуального системно-креативного, инновационного мышления, так и командных навыков проектной инновационной работы школьников «Технология творческого решения проблем». Она включает четыре модуля: формирование эффективных команд и управление командной креативностью в режиме реального времени, учебный креативный ситуационный центр для командной проектной работы в классе, индивидуальная программа для системно-креативной генерации решений по любой учебной дисциплине, виртуальное рабочее место ученика для работы вне класса по любой учебной дисциплине.
Работа с программой осуществляется путем последовательного прохождения блоков, составляющих логическую схему решения разного рода учебных задач.
Программный модуль «ЭВРИКА-Школа» является частью программного продукта - «ТТРП-ЭВРИКА» (Свидетельство об официальной регистрации Федеральной службы РФ по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам №2006610693, www.ewrikasmc.ru) и представляет собой виртуальное индивидуальное рабочее место ученика.
«ЭВРИКА-Школа» может быть использована как инновационный компонент для любой учебной дисциплины, возможны 2 варианта использования:
1)Для разработки индивидуального инновационного проекта в рамках одной или нескольких учебных дисциплин (например «Окружающий мир»);
2)Для разработки креативной презентации (более простой вариант, не предназна-ченый для генерации нового знания учеником, а только для системно-креативного представления уже имеющегося) по темам различных учебных дисциплин.
«ЭВРИКА-Школа» включает в себя «Мозгодром» - систему развития креативности, включающую в себя комплекс загадок и задач различной степени сложности; тесты на концентрацию внимания; мандалы - визуальное и музыкальное медитативное сопровождение процесса креативного мышления.
Блок «Анализ» содержит краткое описание проекта - основные положения проекта (презентации), это графический редактор для системного визуального отображения предметной области (карта проблемной ситуации), подключения файлов любого расширения и интернет-ссылок; блок «Цели» представляет собой графический редактор для формирования проблемно-целевой области проекта; блок «Решения» содержит графический редактор для системного визуального отображения предметной области (карта проблемной ситуации) для приоритетной ключевой проблемы, входящей в проблемную ситуацию).
В качестве модели мышления в данной версии используется наиболее простая модель - анализ силовых полей Т.Бьюзана, включающая в себя также систему более сорока эвристических методов (процедур): схему мышления и систему ментальных опера-
ций Дж. Пойя, алгоритм эффективных коммуникаций для разработки оптимальных коммуникационных взаимодействий и т.д.
Блок «Оценка» содержит: процедуру построения оптимума решений, расчет экономической эффективности решений в проекте, диаграмму Исикавы для качественной оценки разработанных решений.
Блок «Реализация» включает в себя программу «Персональный планировщик» -индивидуальный электронный органайзер для планирования рабочего и личного времени школьников.
Программа ««Технология творческого решения проблем»» уникальна. Она позволяет:
- Связать знания учеников по различным учебным дисциплинам в единую, постоянно развивающуюся систему знаний, позволяющую интенсифицировать процесс образования;
- Сформировать и совершенствовать навыки решения конкретных проблем;
- Значительно облегчить практическую работу учителей в компьютерных классах, перевести их в исследовательский режим. Сделать эту работу интересной и захватывающей, повысить производительность труда учителя, дать возможность школьнику работать самостоятельно;
- Привить вкус школьников к культуре аналитической работы;
- Повысить качество и интенсивность обучения по другим дисциплинам, включив в них элементы системно-креативного мышления;
Творчеством управлять нельзя, а креативностью можно, используя специальные когнитивные технологии, применяемые в программном комплексе «Технология творческого решения проблем»
Благодарности.
Я выражаю очень большую благодарность идеологу системно-креативного мышления Шевыреву А.В. за его ценные и конструктивные предложения в ходе планирования и развития данной научно-исследовательской работы.
Библиография
1. Adorno T., Horkheimer, M. 2010. Towards a new manifesto? //New Left Review, Issue 65, September 2010, 33-61.
2. Altshuller G.S. 1989. Theory and Practice of Inventive Problem Solving: Collection of TRIZ materials.//ISTC "Progress", Chisinau: map Moldoveniaske, 126.
3. Arseniev A.S. 1993. Размышление о работе С. Л. Рубинштейна «Человек и мир»| [Thinking about the work of Rubinstein "Man and the World"]. //Problems of Philosophy, 5.
4. Bek Y. 2009. World at Risk. //Cambridge, UK/Malden, MA: Polity Press.
5. Busan T. 2010. Mind maps for business : revolutionise your business thinking and practice.// Harlow, England ; New York : Pearson/BBC Active, 1st ed.
6. De Bono E. 1986. Ideas about thinking: Excerpts from Edward de Bono's "letter to thinkers". //The Journal of Product Innovation Management, 3 (1), pp. 57-62
7. Dilts R. 1995. Dynamic Learning, co-authored with Todd Epstein, Meta Publications, // Capitola, CA.
8. Giddens A. 2000. Runaway world : how globalization is reshaping our lives. //New York : Routledge.
9. Habermas J. 2010. Germany and the euro-crisis. //Nation 290 (25) , pp. 18-20.
10. Hosle V. 2007. Les fondements culturels et historiques de la crise écologique | [The cultural fundaments and history of ecological crisis]. Laval Theologique et Philosophique 63 (2), pp. 385-406.
Nadler, G., Hibino, S., Farrell J. (1999). Creative Solution Finding: The Triumph of Breakthrough Thinking over Conventional Problem Solving. //Rocklin, California: Prima Publishing, 1999.
Nierenberg, G.I. (1995). The Art of Negotiating: Psychological Strategies for Gaining Advantageous Bargains. //Barnes & Noble Books, 195 pp.
Peccei, A. (1982). Global modelling for humanity. //Futures 14 (2), pp. 91-94.
Ralston, D.W., Nadler, G. (1991). Breakthrough thinking. A new problem solving paradigm for total quality management. //International Industrial Engineering Conference Proceedings , pp. 151-158.
Rusavin G. I. Methodology of the scientifi c cognition / G. I. Rusavin. //М.: UNITY-DANA, 2005.
Semenov, I.N. (1989). Психология рефлексии в научном творчестве С. Л. Рубинштейна [Psychology of reflection in scientific creativity Rubinstein]. //Psychologicalmagazine, 4.
Shevirev A.V. (2007). Креативный менеджмент: синергетический подход | [Creative Management: a synergistic approach] (pp. 9-37). //Russia, Belgorod: "LitKaraVan".
Vygotsky, L.S. (2012). PsyAnima Complete. //Dubna Psychological Journal, url.: http://www.psyanima.ru/
Wujec, T., Muscat S. (2002). Return on Imagination: Realizing the Power of Ideas.// New York: Prentice Hall, 2002
Yulov, V.F. (2005).Thinking in the context of consciousness. / Myshlenie v kontexte soznani-ya. Russia: Akademicheskiy Proekt.