Научная статья на тему 'Информационная система подготовки креативных решений в бизнесе'

Информационная система подготовки креативных решений в бизнесе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
411
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Прикладная информатика
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевырёв Анатолий Викторович, Романчук Михаил Николаевич

Авторами статьи разработана интегрированная автоматизированная обучающая система «Менеджмент Мастер-Класс» (ИАОС ММК), которая предназначена для повышения качества управленческой подготовки студентов и ее главной части творческого управленческого мышления. ИАОС ММК обеспечивает возможность системного представления учебного материала, мотивируя студентов к индивидуальному поиску оптимальных, персонифицированных методов формирования и развития их творческого мышления. В зависимости от методического замысла они могут воспроизводить необходимые управ-ленческо-мыслительные ситуации, создавать желательный вариативный динамизм учебных занятий, имитируя разнообразные оперативные изменения управленческой обстановки. Преимуществами ИАОС ММК являются универсальность, системность, гибкость, практичность, модульность внедрения и относительная дешевизна. Но главное преимущество ИАОС ММК это активизация творческого потенциала преподавателей и студентов. Эта система делает занятия более интересными и полезными, облегчает нелегкий труд преподавателей, предоставляя им новые уникальные возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная система подготовки креативных решений в бизнесе»

№2 2006 ■

А. В. Шевырёв, М. Н. Романчук

Информационная система подготовки креативных решений в бизнесе

Современный бизнес исключительно динамичен и многогранен. Для того чтобы быть конкурентоспособным, необходимо постоянно разрабатывать новые продукты и услуги, буквально удивляя ими рынок. Сегодня конкурентным преимуществом является уже не отдельная идея, а сама способность постоянно их генерировать и внедрять в жизнь. Ключ к конкурентоспособности — это способность к непрерывному творческому развитию. Именно креативная, творческая конкурентоспособность определяет конкурентоспособность менеджера, организации, экономики, политики и культуры, а следовательно, конкурентоспособность страны в целом. Мировой управленческий опыт ясно свидетельствует, что в настоящее время искусственная адаптация заимствованных готовых решений, а также большинство практикуемых сегодня классических методов управления, хорошо зарекомендовавших себя в прошлом, ведут к значительным, часто катастрофическим потерям. Искусство управления — это, прежде всего, искусство творческого решения проблем. Наступает эпоха творческих людей, создающих бизнес на потоке креативности. Таким образом, сегодня гораздо важнее креативность, нежели знание само по себе. Отсюда ключевой задачей образования становится обучение студентов творческому мышлению, в том числе и коллективному.

Решение этой задачи предусматривает осуществление двух этапов.

Первый этап. Переориентация методик преподавания учебных дисциплин с преимущественного присвоения (освоения) студентами знаний на преимущественную их творческую выработку.

Второй этап. Внедрение и использование в учебном процессе креативных обучающих технологий и, прежде всего, компьютерных. Освоение студентами предметных знаний и обучение творческому мышлению осуществляется на базе Класса-мастерской управленческого мышления, представляющего собой современный учебно-методический игровой комплекс.

Основным компонентом такого Класса является разработанная авторами интегрированная автоматизированная обучающая система «Менеджмент Мастер-Класс» (ИАОС ММК), которая предназначена для повышения качества управленческой подготовки студентов и ее главной части — творческого управленческого мышления. Преимуществами ИАОС ММК являются:

1. Универсальность — с системой могут работать не только менеджеры, но и экономисты, юристы, социологи, психологи. Достаточно подсоединить к приложениям системы соответствующий модуль, например, «Гарант» или «Консультант + » — для юристов. Схема работы с системой остается той же самой. Кроме того, универсальность системы позволяет минимизировать затраты на программное обеспечение — одна система для различных учебных дисциплин. Студентам и преподавателям гораздо проще работать с одной программной оболочкой, чем с тем программным «разнобоем», который сейчас существует на рынке обучающих программных средств.

2. Системность — ИАОС ММК предназначена для системного, алгоритмизированного, практически ориентированного обучения менеджеров, формирования высокого уровня их профессиональной конкурентоспособности на рынке труда. Студенты обу-

№2 2006

чаются, решая системные управленческие проблемы, используя знания из самых различных управленческих дисциплин.

3. Гибкость — система предоставляет возможность моделирования самых разных управленческо-мыслительных ситуаций, начиная от анализа теоретической базы учебной дисциплины до разработки конкретных управленческих решений, имитируя разнообразные оперативные изменения управленческой обстановки.

4. Практичность — ИАОС ММК предназначена, прежде всего, для обучения практическим навыкам решения управленческих проблем, в т. ч. и очень сложных. Главное качество хорошего менеджера — это умение эффективно решать проблемы. В этом смысле эта система уникальна. ИАОС ММК совмещает в себе как последние западные разработки, так и оригинальные авторские методики.

5. Модульность внедрения — ИАОС ММК можно внедрять отдельными модулями, начиная, например, с универсальной экспертной системы «Метод анализа иерархий» (СППР МАИ, см. ниже), позволяющей проводить анализ, оценку и прогноз любой проблемной ситуации, а также осуществлять выбор из нескольких (до 15) слабо-формализованных многопараметрических альтернатив. МАИ-анализ используется в стратегическом адаптивном планировании, маркетинге, инновационном менеджменте, управлении персоналом, практически в любой управленческой, и не только в управленческой, дисциплине. Следует отметить, что эффективная организация учебного процесса возможна даже при использовании отдельных модулей обучающей системы.

6. Относительная дешевизна — сетевая версия ядра системы на 10-15 рабочих мест с основными приложениями (PEST, SWOT, МАИ — анализ, линейная оптимизация, тестирование, оценка качества полученных решений, в т. ч. финансово-экономическая оценка) стоит в десятки раз дешевле, чем зарубежные программы,

значительно менее эффективные, российских аналогов просто не существует.

7. И последнее по счету, но, наверно, самое главное преимущество: ИАОС ММК позволяет активизировать творческий потенциал преподавателей и студентов, делая занятия более интересными и полезными, облегчая нелегкий труд наших коллег, предоставляя им возможности, о которых еще вчера нельзя было и мечтать.

Современные лидеры бизнеса действуют на грани хаоса, прилагая непрерывные усилия к адаптации под постоянной угрозой возникновения все новых непредсказуемых ситуаций. Сейчас становится очевидным, что нас ждут еще более грандиозные перемены и эти перемены надвигаются со все возрастающей скоростью. В этой ситуации крайне необходимы специальные обучающие инструменты, позволяющие буквально «создавать», активно формировать современного специалиста — менеджера уже в вузе. Таким инструментом и является интегрированная автоматизированная обучающая система — «Менеджмент Мастер-Класс», далее ИАОС ММК.

Как показано на рис. 1, архитектура системы включает в себя четыре части. Рассмотрим их подробнее.

Мультимедийные программы по отдельным учебным дисциплинам

Программы включают в себя требования государственного образовательного стандарта, полный системный курс каждой учебной дисциплины, а также весь комплекс учебно-методических материалов с возможностью перекрестных ссылок, гипертекстовых ссылок на смежные учебные дисциплины и справочные материалы. Система позволяет дополнять и корректировать содержание мультимедийных программ самим преподавателям.

«Ядро» ТТРП

Эта часть представляет собой «ядро» обучающей системы ИАОС ММК — программу «Технология творческого освоения знаний

А. В. Шевырёв, М.Н. Романчук

Информационная система подготовки креативных решений в бизнесе

№2 2006

Мультимедийные программы по отдельным учебным дисциплинам

Мини-ТТРП

и решения проблем», сокращенно «ТТРП», с приложениями. Программа «Технология творческого освоения знаний и решения управленческих проблем» является «ядром» обучающей системы «Менеджмент Мастер-Класс» и функционирует в четырех режимах:

• иформационном (описание технологии, помощь для работы в системе, дополнительная литература и т. д.);

• обучающем (разбор конкретных примеров с комментариями);

• рабочем (разработка конкретных проектов);

• архивном (архивация проектов, в т. ч. незаконченных, с функциями поиска и просмотром краткой информации о проектах).

Работа системы начинается с включения специального режима самотестирования пользователя, на основе специальных тестов Кейси, МВТ1 и др., в результате работы которого система настраивается на конкретного пользователя, используя так называемую Z-модель, учитывающую при решении проблем индивидуальные психологические особенности пользователя (рис.2). Эффективность достигается путем оптимального использования человеческих ресурсов в процессе мышления.

Здесь же предусмотрены режимы разминки, в том числе физического расслабления, приведения пользователя в позитивное эмоциональное состояние, освобождения его сознания от рефлексивной потребности следовать за случайными мыслями, кон-

«Ядро» ТТРП; Приложения (PEST, SWOT, SPACE, ФСА, МАИ и т.д.)

Автоматизированная система оперативно-диспетчерского управления (АСОДУ - организация и реализация управленческих решений)

Рис. 1. Структурная схема единого программного комплекса ИАОС ММК

Рис. 2. Исходная экранная форма

центрации внимания, установки приоритетов проектов, определения личного ритма и стиля работы над конкретным проектом.

Далее программа осуществляет сканирование текущей ситуации в исследуемой системе, формулировку общей цели, анализ, прогноз и оценку возникающих проблемных ситуаций (или их направленный поиск — в случае латентного состояния), построение системы моделей таких ситуаций, выбор ключевых из них, их анализ и композицию в единую модель. На базе общей цели формируется система

№2 2006

Рис. 3. Экранная форма «Дерево целей»

Рис. 4. Экранная форма 3

(«дерево») ориентирующих целей, из которых выбирается ключевая цель и формируются критерии ее достижения. Далее осуществляется развертка ключевой цели на множестве проблем и выбор из этого множества ключевой проблемы, ее постановка и выбор конкретной технологии ее решения (рис. 3).

После этого управление передается в центральную часть всей технологии,

где происходит непосредственный поиск идеи решения и ее реализации в конкретное решение (рис. 4). Работа в этой части системы осуществляется с помощью различных технологий мышления, дополняющих и конкурирующих друг с другом — генерирующего, латерального, ТРИЗов-ского, диалектического, формальной логики и др. Проблема подвергается обработке с помощью специальных эвристических и логических процедур и приемов, переформулируется, рассматривается с различных точек зрения, уровней дифференциации параметров входящих в нее элементов, приобретает то форму аналогии, то ассоциации, то парадокса, редуцируется, синтезируется. Вся эта мыследеятельность осуществляется в циклическом режиме. Пользователь вновь и вновь целенаправленно «штурмует» проблему, формируя все новые идеи и реализуя их в конкретных решениях. Обычно таких решений набирается от трех-пяти до нескольких десятков. В случае затруднений с выработкой идеи решения используются методы «глубокого поиска», позволяющие еще раз более пристально посмотреть на исходные данные и определения, поварьировать начальным состоянием и граничными условиями исследуемой проблемы, агрегатными состояниями параметров и т. д.

Далее осуществляется оценка полученного решения на основе теорий фальси-

А. В. Шевырёв, М.Н. Романчук

Информационная система подготовки креативных решений в бизнесе

№2 2006

фикаций Карла Поппера и «критического рационализма» Имре Лакатоса, которая реализуется с помощью технологии целенаправленного разрушения полученного варианта решения. В случае отбраковки решения при оценке осуществляется попытка его коррекции, в случае повторной неудачи вариант решения архивируется, несмотря на невозможность его реализации в настоящее время. Удачные решения архивируются в проекте. Здесь же осуществляется выбор одного оптимального решения или композиции нескольких решений из архива для последующей реализации (комплексное решение). Соответствующая экранная форма приведена на рис. 5.

Далее на базе автоматизированной системы оперативно-диспетчерского управления (АСОДУ — третья часть ИаОс ММК) осуществляется организация и реализация выбранного решения в виде конкретного коммуникационного взаимодействия с помощью алгоритма эффективных коммуникаций, действующего в среде наиболее эффективных современных технологий когнитивной психологии: нейролингвистического программирования и рефлексивного управления. В этот момент происходит контекстуальное оформление коммуникационного взаимодействия: разрабатывается сценарий, определяются и заносятся в специальную базу данных ведущие индивидуально-психологические особенности участников взаимодействия, определяемые с помощью проведения косвенного тестирования участников самим пользователем, происходит оценка допустимого рассогласования целей пользователя и других участников коммуникативного взаимодействия, осуществляется психологическая калибровка участников (определение текущего психологического состояния), производится выбор или формирование культурного фона, в том числе и языка коммуникации, социального контекста, проводится тактическое пла-

нирование инструментальных параметров коммуникационного взаимодействия по этапам и стадиям.

При достижении ключевой цели после решения всего исследованного множества проблем осуществляется переход к другой проблемной ситуации, а в случае неудачи пользователь может выйти на повторный цикл в системе, осуществить инверсию фактически полученного негативного результата в позитивный или использовать режим элиминирования возникшей психологической фрустрации.

Нечеткий алгоритм, используемый в системе, позволяет пользователю самому выбрать индивидуальный маршрут поиска и реализации решений. Данная технология творческого освоения знаний и решения проблем (ТТРП) может быть использована для организации коллективного процесса поиска ответов по конкретным управленческим задачам в локальной или глобальной компьютерных сетях в рамках уже известных технологий: «мозгового штурма», «синектики» и др.

В сетевом варианте система работает в следующих режимах:

• индивидуальное и коллективное обучение в различных формах;

• индивидуальные и коллективные тренинги (организационно-мыслительные и деловые игры, «Кейс-ста-ди» и т. д.).

Система имеет удобный пользовательский интерфейс, обеспечивающий простоту и наглядность реализации всех этапов обучения и практической работы.

Опыт практического использования данной технологии свидетельствует о ее высокой эффективности при разработке и реализации различных проектов в экономике, управлении, политике, технике, социологии, психологии и праве.

ТТРП может быть активно использована как при изучении управленческих дисциплин, так и при изучении дисциплин в области экономики, права, социологии,

№2 2006

психологии, политики. Специальные приложения системы осуществляют программную поддержку при решении конкретных управленческих проблем. Приложения представляют собой отдельные программные модули: Z-модель для определения собственного психотипа, PEST-, SWOT-, МАИ-анализ, оценка качества решений, оценка экономической эффективности, модуль оптимизации и т. д.

Например, модуль «СППР МАИ» (версия 2.0) является универсальной автоматизированной системой поддержки принятия решений, предназначенной для творческого поиска и анализа решений слабо-и неформализуемых многокритериальных управленческих задач в самых различных областях человеческой деятельности (политике, бизнесе, праве, регулировании социально-психологических процессов и т. д.) в условиях неопределенности, множества «запутанных» причинно-следственных связей, конкретных ограничений, а также противодействия объекта (контрагента). Система особенно эффективна в условиях антикризисного управления при предварительной оценке направления и области поиска решения, а также «увязке» полученных альтернатив в комплексное решение.

Таким образом, СППР МАИ представляет собой экспертную имитационную информационно-прогностическую технологию (ИПТ), разработанную на основе метода анализа иерархий Т. Саати и средств когнитивной психологии, изучающей особенности процессов переработки информации человеком.

Концептуальной основой ИПТ являются игровые принципы, при которых осуществляется имитационное сценарное представление заданной ситуации в виде многоуровневой иерархии («дерево ситуации» включает, например, следующие уровни: фокус проблемы (цель ее решения) ^ желательные исходы ^ проблемы, затрудняющие достижение желательных исходов ^ актеры, контролирующие проблемы

^ альтернативы действий). Построение такой иерархии позволяет накопить опыт и достичь определенного мастерства при принятии решений, а также является основой для проведения многовариантных экспериментов по выработке новых стратегических и тактических моделей поведения исследуемых объектов и их экспертной проверке. ИПТ позволяет строить как мак-ро- (всеобъемлющее представление процессов), так и микро- (отдельные подробности или некоторые части процессов) модели.

Кроме того, система позволяет более тонко «почувствовать» проблему и уточнить предпочтения лица, принимающего решения (ЛПР), взглянуть на проблему с различных точек зрения, например, с позиции существующей ситуации и прогноза ее развития («проецируемое будущее») или с позиций желательных исходов, оценить эффективность предлагаемых решений и действий (в т. ч. контрагентов). Включение ЛПР в процесс подготовки решений усиливает их ответственность, что позволяет резко повысить их мотивацию к тщательному анализу проблемной ситуации и вариантов ее решения. Представляя информационные фрагменты в системном виде, ИПТ позволяет собрать рассеянную по различным экспертным источникам информацию в единую «мозаику», создать целостную картину происходящего, спрогнозировать на перспективу действия различных сил и разработать собственный эффективный план действий с учетом вероятного поведения контрагентов в конкурентной среде (<^В-технология»). ИПТ позволяет оценить комплекс мероприятий по всему циклу принятия управленческого решения, который включает следующие этапы:

• оценка ситуации;

• постановка(разработка) целей;

• разработка проблемного замысла (идея);

• план/схема (теоретическое воплощение решения);

А. В. Шевырёв, М.Н. Романчук

Информационная система подготовки креативных решений в бизнесе

№2 2006

• конструкция/организация (инструментальное воплощение решения);

• эксплуатация/оргпроцесс(практическое воплощение решения);

• мониторинг, анализ и оценка результатов и последствий деятельности;

• ... и т. д.

Следует отметить, что СППР МАИ может быть использована в учебном процессе:

• при практикующем обучении (experiential learning), например, при разработке конкретных ситуаций (case-method);

• с целью повышения методического мастерства профессорско-преподавательского состава в части, касающейся:

□ лучшего структурирования учебного материала;

□ совершенствования методик решения конкретных практических задач по различным дисциплинам;

□ объективизации комплексного анализа и оценки любых сложноорганизованных систем, в том числе и уровня подготовки учащихся по различным дисциплинам;

• с целью выработки у учащихся практических навыков в технологически грамотном решении сложных социально-экономических, психологических и правовых проблем.

Педагогика сотворчества и новаторства предполагает использование опере-жающе-развивающего обучения, включающего в себя интеллектуализацию, методологизацию и технологизацию учебного процесса. Интенсивно-развивающие технологии обучения (учебные игры, «кейс-стади», «круглые столы» различного типа, «мозговые штурмы», «пресс-турне»), инновационное проектирование предполагают продуктивно-демократический стиль эффективного общения, что требует разработки методики комплексного, междисциплинарного применения информационно-аналитических и прогностических систем.

СППР МАИ соответствует потребностям качественного анализа проблем, а также исключительно удобна в учебном процессе благодаря таким качествам, как простота, наглядность, универсальность. Это позволяет использовать ее для создания целой учебно-методической системы как по отдельным специальностям (менеджмент, маркетинг и т. д.), так и в междисциплинарном варианте (как правило, социально-экономические проблемы включают в себя несколько аспектов: экономический, социальный, правовой, психологический, политический и т. д.). Подобная система может быть использована, например, для междисциплинарной (межфакультетской) деловой игры, «круглого стола» и других форм практического обучения. Участники такой игры выступают в ролях аналитиков, экспертов и ЛПР, например, отраслевых менеджеров.

Среди аналогичных отечественных и зарубежных систем («ИКСИ», «ИСИС», «КОНФЛИКТ», «РИСК-1», «КОНСЕНСУС», «CONCORDE», «ORET», «Y&R», «Quick Rating» и т. д.) «СППР МАИ» отличается своей универсальностью и простотой. Любые соотношения между вариантами решений объяснимы на основе информации, полученной от ЛПР или экспертов, правомочность решающего правила очевидна и имеет четкое математическое обоснование.

СППР МАИ может использоваться при решении следующих типовых задач в области экономики.

• Определение инновационной и инвестиционной политики, маркетинговый и PR-анализ, реинжиниринг, контроллинг и другие виды менеджмента, логистика, переговорные технологии, оргдиагностика и т. д.

• Стратегическое адаптивное планирование в циклических итеративных режимах прогнозирования и последующей коррекции стратегии и тактики поведения на основе прогноза и результатов мониторинга.

• Разработка и оценка различных сценариев (наиболее вероятных, обобщенных, желательных, контрастных) развития ситу-

№2 2006

аций, поведения людей (конкурентов, потребителей, электората, и т. п.).

• Формирование и оценка стратегии и тактики в развитии событий с учетом ответной реакции системы.

• Анализ сетевых графиков любых процессов, оценка квазивероятности наступления каких-либо событий, а также оценка их приоритетности (важности).

• Неформальные многокритериальные задачи размещения объектов и распределения ресурсов, проектирование и выбор оборудования, товаров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Выбор и оценка качества организационных, проектных и инженерно-конструкторских решений.

• Проведение анализа по модифицированному методу «стоимость — эффективность»: соотношение иерархий «стоимость» и «эффективность», при котором легко преодолеваются трудности традиционного подхода — оценка качественных слабо- и неформализуемых параметров проекта и учет взаимосвязи параметров при оценке альтернатив.

СППР МАИ может использоваться при решении следующих типовых задач в области социально-политического управления:

• проектирование и анализ социальных программ и политических компаний (анализ предвыборной ситуации, стратегическое, организационное, и медиапланирование, РЯ-анализ и психологическая поддержка);

• экспертиза политических и социальноэкономических программ;

• прогнозирование, разрешение или урегулирование конфликтов:

□ распределение влияния участников конфликта;

□ установление возможных коалиций, определение «линий интересов» участников;

□ построение «структур решений»;

□ оценка эластичности решений и т. д.;

□ разработка стратегии и тактики сложных коммуникативных взаимодействий при применении технологии социального управления.

Система имеет удобный пользовательский интерфейс, обеспечивающий простоту и наглядность реализации всех этапов МАИ (рис.5 и 6). Интерфейс пользователя характеризуется следующими свойствами.

• Графическое представление иерархии решаемой проблемы и результатов решения.

• Удобные средства навигации по построенной иерархии.

• Качественное и количественное задание уровня предпочтения при проведении парных сравнений.

• Гипертекстовая, контекстно-зависимая справочная информация.

• Настройка параметров представления и параметров синтеза иерархии и т. д.

• Предусмотрено авторское сопровождение системы и консультирование по ее использованию в конкретных управленческих проблемах.

В сочетании с редактором постановки задач линейного программирования большой размерности ЕйЮРТ СППР МАИ используется при решении практически любых задач оптимального планирования и управления. В этом случае с ее помощью производится оценка коэффициентов целевой функции и/или ограничений оптимизационной задачи.

Сетевая автоматизированная система оперативно-диспетчерского управления

Эта часть представляет собой сетевую автоматизированную систему оперативнодиспетчерского управления организацией реализации решения, разработанного и спланированного в программе ТТРП (далее АСОДУ). АСОДУ позволяет наиболее

А. В. Шевырёв, М.Н. Романчук

Информационная система подготовки креативных решений в бизнесе

№2 2006

эффективно организовать и реализовать решение, оперативно реагируя на внештатные ситуации, контролируя исполнительскую деятельность, корректируя плановые решения в случае необходимости, постоянно генерируя новые возможности развития исследуемой системы. АСОДУ представляет собой локальную вычислительную сеть, установленную в учебной аудитории (или в организации), состоящую из автоматизированных рабочих мест (АРМов) отдельных студентов (работников).

Каждый АРМ включает в себя собственную программу ТТРП и набор необходимых для работы приложений.

Мини-ТТРП

Четвертая часть интегрированной системы, мини-ТТРП, предназначена для самостоятельной работы студентов вне учебного класса. Мини-ТТРП (рис. 7) представляет собой упрощенный локальный вариант полной сетевой версии ТТРП. Ми-ни-ТТРП может быть установлена, например, на собственном компьютере студента. Обмен информацией между основной системой, установленной в классе, и мини-ТТРП осуществляется с лей информации — дискет или компакт-помощью линий связи и внешних носите- дисков.

ііеиаі наи

Дебетам* и*а ВСІ

Рис. 6. Экранная форма 5

Рис. 5. Экранная форма 4

№2 2006

Рис. 7. Экранная форма 6

Таким образом, интегрированная автоматизированная обучающая система «Менеджмент Мастер-Класс» позволяет:

• связать управленческие знания студентов по отдельным учебным дисциплинам в единую систему знаний;

• формировать и совершенствовать навыки управления, прежде всего управленческого мышления, при разработке и реализации конкретных проектов (программ), не только студентам, но и преподавателям;

• осуществлять прямой и косвенный контроль качества преподавания учебных дисциплин;

• активно использовать компьютерную технику и программное обеспечение практически каждому преподавателю по любой дисциплине;

• минимизировать затраты на программное обеспечение качественной управленческой подготовки студентов и ее главной составляющей — управленческого мышления (одна интегрированная обучающая система для всех дисциплин).

Кроме того, ИАОС ММК обеспечивает следующие возможности:

1) системно представлять учебный материал, мотивируя студентов к индивидуальному поиску оптимальных, персонифицированных методов формирования и развития их творческого мышления.

2) в зависимости от методического замысла моделировать необходимые управлен-ческо-мыслительные ситуации, создавать желательный вариативный динамизм учебных занятий, имитируя разнообразные оперативные изменения управленческой обстановки.

XXI век знаменует новую эпоху в науке управления. Это — эпоха управленческого мышления. Это — время поиска технологий мобилизации интеллектуального потенциала для творчества и новаций. Это — эпоха интеллектуальных организаций.

Литература

1. Шевырёв А. В. Технология творческого решения проблем (эвристический подход). Книга первая. Мышление и проблемы. Психология творчества. — Белгород: Крестьянское дело, 1995.

2. Шевырёв А. В. Технология творческого решения проблем (эвристический подход), или книга для тех, кто хочет думать своей головой. Книга вторая. Техника творчества. Алгоритм решения проблем. Эвристические методы выработки П-идеи. Организация творческого процесса. — Белгород: Крестьянское дело, 1995.

3. Синюк В. Г, Шевырёв А. В. Использование информационно-аналитических технологий при принятии управленческих решений (метод анализа иерархий Т. Саати): Учебное пособие. — М. Экзамен, 2003.

А.В. Шевырёв, М.Н. Романчук

№2 2006

ONLINE EDUCA MOSCOW 2007

25-27 апреля 2007 г., гостиница Президент - Отель, Москва, Россия

Приглашаем Вас принять участие в конференции ONLINE EDUCA MOSCOW 2007, которая станет крупнейшим международным событием в области обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий. В конференции примут участие ведущие зарубежные и отечественные эксперты в области образования, образовательной политики, бизнеса и инноватики более чем из 50 стран мира.

Участники конференции примут участие в обсуждении следующих блоков вопросов:

• Трансформация традиционных вузов с помощью информационно-коммуникационных технологий

• Правовые, технологические и содержательные вопросы организации сетевого обучения с применением E-learning

• E-learning в системе непрерывного образования

• Эффективные модели взаимодействия высших учебных заведений и бизнеса посредством применения технологий E-learning

• Корпоративные системы обучения с E-learning

• E-learning в структуре внутривузовской системы гарантий качества

• Аттестация и аккредитация программ, реализуемых с применением технологий E-learning

• Системы управления учебным контентом в E-learning

• E-learning в концепции инновационного образования

• Организация крупномасштабных международных образовательных и исследовательских проектов с применением технологий E-learning

• E-portfolio: формирование, применение, развитие

• Формирование профессиональных и личных компетенций учащихся в E-learning

• Создание и управление совместной образовательной средой при E-learning

• Технологии обмена электронным учебно-методическим контентом

• Интеграция научных исследований и обучения при E-learning

Конференция ориентирована на руководителей высших учебных заведений, центров дополнительного образования, институтов дистанционного образования, представителей государственных органов управления образованием, топ-менеджеров корпоративных университетов и представителей организаций сферы бизнеса, занимающихся вопросами обучения с применением современных информационнокоммуникационных технологий.

Оргкомитет конференции:

129090, Россия, Москва, Мещанская д.9/14 Тел./Факс: +7(495)681-01-03 доб.232 E-mail: org@online-educa.ru Web: www.online-educa.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.