ЖУРНАЛИСТИКА И психология
Татьяна МихайловнаАртишевская
Челябинский государственный университет
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА О РЕЗУЛЬТАТАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ АБИТУРИЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ЖУРНАЛИСТИКИ
Сопоставление многолетних результатов показателей по профессиональной мотивации студентов журналистов обнаруживает две устойчивые тенденции. Первая - мотивация половины абитуриентов не определена и неустойчива. Вторая тенденция - к третьему курсу у третьей части студентов теряется мотивация работать журналистом. Было бы значимо провести сравнительный анализ «штучного товара». Другими словами, исследовать индивидуальную профессиональную мотивацию студента, начиная с первого шага - «абитуры» - и до начала самостоятельной деятельности на журналистском поприще. Статья отражает начальную стадию этого процесса.
Ключевые слова: образовательный процесс, компетенции, абитуриенты, психологическая диагностика, формирование социальной зрелости, психологическое сопровождение студентов.
В контексте перехода образовательного процесса на стандарты третьего поколения и с учетом формирования у студентов общекультурных компетенций, являющихся приоритетными при разработке ООП подготовки бакалавров и магистрантов, на факультете журналистики было проведено тестирование абитуриентов с целью их успешной адаптации к новой социальной ситуации и дальнейшего психологического сопровождения в профессиональном становлении. Тестирование состояло из трех видов опроса, направленных на определение профессиональной мотивации, скрытой агрессии, самооценки и уровня притязаний. В работе использовались методика Дембо-Ру-бинштейн, кинетический тест «Несуществующее животное» и опросник на выявление мотивации. Всего в опросе приняло участие 124 абитуриента, объединенных в две группы. В первую группу вошли выпускники школ, специально готовившиеся к поступлению на факультет журналистики, они представили свои работы на творческий конкурс (64 человека). Во вторую - выпускники, писавшие эссе вместо «портфолио» (60 человек). Результаты диагностики представлены в таблицах. В таблице 1 отражены результаты самооценки и уровня притязаний абитуриентов по шкалам:
1) ум;
2) уверенность в себе;
3) принятие другого таким, какой он есть;
4) коммуникабельность;
5) ответственность;
6) доверие к людям;
7) здоровье.
Обратим внимание здесь на два параметра: наличие зоны конфликта и адекватное восприятие реальности.
Таблица 1 Показатели наличия зоны конфликта и адекватного восприятия реальности по указанным выше шкалам в двух группах
группы шкалы
наличие зоны конфликта
неадекватное восприятие реальности
эссе (п=60) %
1-55,0 2 - 26,4
3-23,2
4-33,2
5-18,2
6 - 26,4
7 - 46,4
1 - 56,4
2 - 66,4
3 - 50,0
4-63,2
5-53,2
6 - 26,4
7 - 80,0
портфолио (п=64) %
1-53,8
2-43,5 3 - 18,5
4-25,0
5-26,1
6-14,1 7 - 50,0
1-38,1 2 - 34,2
3-42,1
4-89,6
5-52,1
6-17,1 7 - 75,0
Как видно из таблицы 1, с незначительным расхождением в процентном отношении в обеих группах проявились зоны конфликта в шкалах «ум» и «здоровье». Важно отметить высокий процент показателей этих шкал (55,0 % и 53,8 % по «уму» и 46,4 % и 50,0 % по «здоровью) В группе «эссе» больше на 3,8 %
имеющих зону конфликта по шкале «ум». А в группе «портфолио» больше абитуриентов, имеющих зону конфликта по «здоровью». Это может быть связано с тем, что школьные успехи и неуспехи большинства абитуриентов чреваты потерей здоровья и внушенной негативной оценкой их умственных способностей.
По уверенности в себе в группе «портфолио» оказалось намного больше абитуриентов, чем в группе «эссе» (на 17,1 %). Этот показатель может быть подтверждением факта специальной подготовки к поступлению старшеклассников на данный факультет.
Показатели по шкале «принятие другого таким, какой он есть» в группе «портфолио» ниже на 3,7 %, чем в группе «эссе». Здесь важно подчеркнуть, что эти показатели явились почти самыми низкими среди всех шкал, что может свидетельствовать о положительной тенденции - доверии к чужому человеку. Абитуриенты из группы «портфолио» более открыты навстречу другому и более ответственны (на 7,9 %), чем группа «эссе».
Результаты по четвертой шкале - «коммуникабельность» - оказались подозрительно низкими для людей, чьей профессией явится вездесущая коммуникация. Для будущего журналиста не должно быть внутренних препятствий для налаживания контакта с респондентами разного уровня, но группы по этому параметру продемонстрировали достаточно высокий показатель числа абитуриентов низко оценивающих свою коммуникабельность (33,2 % и 25,0 % соответственно).
По шкале «доверие к людям» лучшие показатели продемонстрировала группа «портфолио». В ней на 12,3 % меньше абитуриентов с наличием зоны конфликта по (26,4 % и 14,1 % соответственно).
Обратим внимание на определение адекватного восприятия реальности по тем же семи шкалам. Как видно из таблицы, по всем показателям, за исключением коммуникабельности (4 шкала), группа «эссе» продемонстрировала показатели, значительно превышающие показатели группы «портфолио», особенно по «уверенности в себе». Это может говорить о том, что в подавляющем большинстве дети пока не осознают себя и своего выбора поведения. Этот факт подтверждает и несоответствие показателей шкалы «принятие другого таким, какой он есть» с зоной конфликта (23,2 % и 50,0 %).
В группе «портфолио» особенно резко выделяется шкала «коммуникабельность». В на-
личии зоны конфликта она показала 25,0 %, а неадекватности восприятия реальности - 89,6 %. Это может говорить о том, что абитуриенты выдавали социально желаемые результаты. А вот в шкалах «доверие к людям» и «принятие другого», что коррелирует между собой, эта группа продемонстрировала тенденцию устойчивого положительного отношения к другим людям.
Таким образом, абитуриенты из группы «портфолио» по сравнению с группой «эссе» показали себя наиболее ответственными, эмоционально восприимчивыми, уверенными в себе, активными в предъявлении притязаний, доверяющими другим людям, но при этом часто болеющими и не обладающими высоким уровнем интеллекта по собственной оценке.
Далее обратимся к таблице 2, отражающей результаты рисунка, акцентирующего внимание на агрессии (общей, вербальной, скрытой).
Таблица 2
Результаты кинетического рисунка «Несуществующее животное», отражающие агрессию
группы шкалы эссе (п=60) % портфолио (п=64) %
общая агрессия 15,0 15,4
вербальная агрессия 12,3 20,0
скрытая агрессия 11,4 26,4
Как видно из таблицы, в показателях общей агрессии разницы между группами практически нет. Но в показателях вербальной и особенно скрытой агрессии таковая присутствует. В группе «портфолио» на 7,7 % больше носителей вербальной агрессии и на 15 % - скрытой агрессии. Всего в той или иной форме абитуриенты продемонстрировали агрессию в 61,8 % случаев в группе «портфолио» и в 38,7 % в группе «эссе». Наличие агрессии у детей имеет ряд причин, главной из которых является защита своих интересов. Агрессия может быть ситуативная и личностная. В данной ситуации мы не выделяли эту характеристику. Таким образом, к психологическому портрету абитуриентов из группы «портфолио» добавляется существенная черта - агрессия.
В таблице 3 отражена мотивация выбора профессии журналиста абитуриентами.
Таблица 3
Показатели профессиональной мотивации абитуриентов на начальном этапе поступления на факультет журналистики
Ответы на первый вопрос: Что побудило вас выбрать факультет журналистики?
названия шкал эссе (п=60) % портфолио (п=64) %
самостоятельный осознанный выбор 94,6 90,4
сюда поступает моя подруга (друг) 1,4 0
на этот факультет легче поступить 0 0
так получилось 0 2,4
по совету родителей 5,0 7,2
Как видно из таблицы, подавляющее большинство абитуриентов в обеих группах факультет журналистики выбрали самостоятельно. Но, учитывая высокий уровень неадекватности восприятия реальности абитуриентами, этот показатель можно считать неустойчивым.
На второй вопрос: Что больше всего вас привлекает в профессии журналиста? - получились следующие результаты, отраженные в таблице 4.
Таблица 4
Показатели привлекательности профессии
журналиста
названия шкал эссе (п=60) % портфолио (п=64) %
улучшение об- 54,4 58,2
щества
карьера 28,4 36,4
влия-
ние на других людей 54,4 63,2
достойная зарплата 1,6 6,4
экстре-
мальный
характер 34,2 43,2
профес-
сии
Как видно из таблицы, более половины абитуриентов хотят улучшить наше общество, владея профессиональным инструментарием. В группе «портфолио» по всем шкалам показатели выше, особенно высокий процент в желании влиять на других людей, что подразумевает власть (63,2 %). Но и в группе «эссе» по этой шкале так же высокий показатель (54,4 %). Действительно, не влияя на других людей, невозможно ни улучшить общество, ни ухудшить. Здесь важно знать, на какие ценности ориентированы абитуриенты. Но этот параметр будет исследован уже у студентов первого курса.
Очень низкий показатель у шкалы «достойная зарплата» в обеих группах. Это может быть связано с тем, что абитуриенты пока обеспечены родителями и в силу своего возраста не задумываются о финансовой стороне вопроса. На самом деле, как показывает многолетняя практика, к третьему курсу у студентов теряется профессиональная мотивация и меняются ценностные ориентации в первую очередь из-за низкой заработной платы.
На вопрос о перспективе профессиональной деятельности после получения диплома абитуриенты дали следующие ответы (группа «эссе»): устройство в крупное издательство; должность главного редактор газеты; телеведущая; издание собственного журнала; фотокорреспондент; работа в независимом частном издании; ведущий на «Европе +»; работа в журнале «Рыболов»; иметь хорошее «портфолио» для работы на телевидении; вижу себя на радио, там будет удобнее всего применить свои умения; улучшить навыки общения; уехать за границу и создать успешную карьеру там; издать сборник стихов; ведущая на телевидении в информационно-новостной программе; стать писателем; стать известным; работа в журнале «БоЛев»; редактор глянцевого журнала; переехать в Москву; стать обозревателем; спортивная журналистика; стать критиком.
Ответов такого рода, когда уже намечены четкие ориентиры в профессии оказалось 50 %, а остальные 50 % дали «размытые» ответы или не ответили совсем: карьера в этой области; работа с интересными людьми; когда получится,
тогда узнаете; грамотно освещать проблемы общества; неординарная работа; стать общественным работником; работать в Челябинске; найти работу в сфере журналистики; поездить по миру; принять участие в каком-либо информационном проекте; творчество и самореализация; интересная работа; перспектива самая радужная; пока об этом не задумывался.
В группе «портфолио» получилась следующая картина: четкое представление профессиональной перспективы показали 46,4 % абитуриентов. Сюда можно отнести ответы с желанием профессионально проявить себя в журнале об искусстве; в газете; поступить в магистратуру; создать спортивно-обозревательный сайт в интернете; ведущая на радио; хочу устроиться в издательство газеты, обучаясь заочно на лингвистике, чтобы стать международным журналистом; работа корреспондентом; печатные СМИ; открыть собственное издательство; буду преподавать на факультете; стать комментатором гонок Богти1а-1; продолжить дальнейшее обучение в этой сфере; канал НТВ; главный редактор ; корреспондент газеты; хочу быть главой медиахолдинга; работая на федеральном канале телевидения, хочу иметь собственную социально значимую передачу; разработать цикл исторических передач на телеканале СПб.; создать собственную редакцию; работа на новостном канале; хочу стать известным писателем; интернет-СМИ корреспондент.
А в 59,6 % случаев абитуриенты не видят перспектив, описывая их приблизительно. Например: стремиться к должности главного во всем; работать по специальности; осуществить свою мечту; поиск достойной работы; получение работы, там, где буду чувствовать себя как рыба в воде; удачная работа; хочу быть похожей на Ольгу Кирий; работа; думаю найти хорошую работу; работа в ежедневном СМИ; смогу изменить общество, заставить его одуматься и сделать новое направление мышления; вести колонку советов; путешествие по разным странам; делать карьеру; работа на престижном канале телевидения; перспектива развития; если человек хочет, он всегда сможет себя реализовать; добиться успехов на этом поприще; интересная работа, самореализация; возможность работать в различных сферах жизни общества; получение такой работы, на которую буду ходить каждый день с удовольствием; стать выдающимся журналистом; успешная карьера; престижная работа; работать и жить; перспектива не слишком оптими-
стична; пополнить ряды знаменитых журналистов; исполнение моей детской мечты.
Таким образом, можно сказать, что профессиональная привлекательность абитуриентов связана в основном с разнообразием применения себя в различных сферах жизнедеятельности. В группе «портфолио» желание карьерного роста прослеживается чаще, чем в группе «эссе». Такая тенденция так же требует ценностного оформления, т. к. сам по себе карьерный рост - показатель положительный, если сопровождается непреходящими ценностями: совестью, высокой профессиональной нравственностью, уважением, любовью и т. д.
И на последнее предложение ответить, что для вас есть журналистика, абитуриенты в обеих группах ответили приблизительно одинаково, описывая профессию абстрактно, в романтических красках: мечта, стиль жизни; любимое занятие, такая профессия, которая привлекает и интересует; свобода говорить о том, о чем думаешь и риск для жизни; можно много узнать нового; владеющий информацией, владеет миром; это жизнь; способ самовыражения; способ открыть и узнать, донести до людей свои мысли; передавать актуальную информацию; это настоящее и будущее; готова отдаться ей всецело; смысл жизни; творчество; возможность достучаться до людей; быть там, куда не могут попасть другие; это правда, доступная всем; это профессия, которая поможет мне правильно формулировать свои мысли; связана с подвижностью; нахождение в гуще событий; это фейерверк моей души; путь к новому и неизведанному; это возможность формировать общественное мнение; это здорово!; это промежуточное звено между различными сферами жизни; это отличный шанс познать себя; это дыхание как основа жизни; это процесс среди начитанных неординарных людей; журналистика для меня - все!; это возможность почувствовать вкус власти; это занятие для души; это целый мир; призвание; стремление к истине; это перспективное будущее; это возможность рассказать о том, о чем у нас сейчас просто забывают или умалчивают; изучение других; профессия, которая больше мне подходит; в ней я смогу показать себя со всех сторон; выражение моих творческих амбиций; буря эмоций; это крылья; это связи; показать людям, кто я на самом деле через мое творчество; это возможность быть услышанной; непрекращающаяся мыслительная деятельность; это искусство подавать информацию в простой
и доступной форме; это хобби, помогающее в раскрытии писательского таланта путем получения новых ощущений и новых знакомств; это новый мир; это четвертая ветвь власти; самоутверждение; способ идти в ногу со временем; это среднее звено в цепи информации; занимательная деятельность; это экстрим.
Таким образом, в подавляющем большинстве абитуриенты вводят в профессию журналиста передачу информации, реализацию своих возможностей и творческую составляющую. Всего 5 человек из 124 (4,1 %) коснулись очень важного параметра в данной профессии - ее особой ответственности и сложности.
В заключение статьи следует обратить внимание на то, что работа такого рода требует продолжения в форме психологического сопровождения студентов. Для этого можно использовать площадку внутри факультета в рамках психологической лаборатории, включающей различные виды деятельности по выработке критериев профессионально значимых качеств современного журналиста. Это очень актуальная проблема, потому что:
во-первых, в современной науке сложилось противоречие между мощным натиском информации на человека, и отсутствием критериев профессионально значимых качеств журналистов, в чьих руках информация сосредотачивается;
во-вторых, в этой среде осуществляется социализация студентов;
Психологическая лаборатория на факультете может быть призвана исследовать область профессиональных интересов журналистов с целью формирования в процессе обучения социальной зрелости выпускников. В содержательную часть сопровождения может входить:
1) разработкаинструментария исследованияиобработкирезультатов;
2) мониторинг учебного процесса студентов с учетом вступительных экзаменов (отслеживается мотивация, самооценка, уровень притязаний, ценностные ориентации, темперамент, социальный интеллект и др.);
3) разработка индивидуальных программ развития профессиональной карьеры студентов;
4) взаимодействие с другими лабораториями - радио, печать;
5) практическая деятельность со студентами, состоящая из тренингов, встреч с практикующими журналистами и интересными людьми, разработки студентами проектов научных исследований, индивидуальные консультации.
Результаты тестирования могут быть использованы для создания программы психологического сопровождения студентов в их профессиональном становлении.
Витковская Наталия Григорьевна
Волжскийуниверситет имениВ.Н. Татищева
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Одна из важных функций СМИ - воспитательная. Они оказывают значительное влияние на формирование мировоззрения молодого поколения. В современном обществе учредители печатных и электронных изданий, телеканалов и радиостанций в основном ориентированы на получение прибыли. В предлагаемой статье показано, насколько опасна подобная тенденция.
Ключевые слова: профессионально-личностные качества, воспитание, молодежь, социально-психологическое воздействие, функции СМИ.
Профессиональные качества будущих спе- порой и естественная нерасторжимость этих
циалистов воспитываются в определенной связей является основанием для рассмотрения
социальной среде, поэтому их формирование такой специфической группы качеств специ-
тесно связано и находится во взаимообуслав- алиста, как его социально-профессиональные
ливающей зависимости с развитием их лич- качества, под которыми следует понимать ту
ностных, гражданских качеств. Теснота, а их часть, которая является необходимой и про-