Научная статья на тему 'Аксиологический аспект в формировании профессиональной мотивации журналиста'

Аксиологический аспект в формировании профессиональной мотивации журналиста Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
178
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / КАЧЕСТВА / ЛИЧНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Артишевская Т. М.

В статье рассматриваются формы ориентации студентов журналистов, которые имеют к тому профессиональную мотивацию. Прогрессирующие общественные изменения обуславливают профессиональную ответственность журналиста за формирование гражданских настроений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аксиологический аспект в формировании профессиональной мотивации журналиста»

ЖУРНАЛИСТИКА И ПСИХОЛОГИЯ

т. м. Артишевская

аксиологический аспект в формировании профессиональной мотивации журналиста

В статье рассматриваются формы ориентации студентов журналистов, которые имеют к тому профессиональную мотивацию. Прогрессирующие общественные изменения обуславливают профессиональную ответственность журналиста за формирование гражданских настроений.

Ключевые слова: мотивация, качества, личность, психологические исследования, ориента-

Мотивация - это совокупность мотивов. Мотив отражен в предмете. Но как только мотивация «распредмечивается», она тот час превращается в какую-либо ценность. Например, абитуриенты, поступающие к нам на факультет журналистики показывают привлекательность профессии такими мотивами, как: творчество, риск, общение, самореализация, саморазвитие, помощь людям, власть (влиять на людей), связи, получение качественных знаний, развитие таланта писателя, самовыражение, известность, слава, духовное развитие, хорошая зарплата, романтика, быть в центре внимания, заниматься наукой и т. д.

Профессиональная деятельность журналиста всегда полимотивирована. Поэтому очень трудно определить качества личности журналиста, его способности, ценностные ориентиры, составляющие ядро профессиональной мотивации, сохраняющейся и на протяжении обучения в университете и в жизнедеятельности.

Мы живем в мире быстрых социальных, психологических, экономических, социокультурных, политических перемен. Изменения проявляются в увеличении объема информации, необходимой для ориентации в реальном мире, в появлении новых сфер жизни, видов и средств деятельности. Представления нового человека XXI века о мире и обществе выходит далеко за рамки индивидуального опыта и это определяет особую ответственность за формирование сознания людей средствами массовой коммуникации.

В этой ситуации повышается значимость идеи единства процесса формирования личности как профессионала и профессионала как личности. На первый план выступают модели компетентности, связанные с признанием опре-

деляющего, системообразующего значения ценностно-мотивационной стороны личности. При тесной взаимосвязи мотивации и способностей в приобретении профессии мотивация важнее. В свою очередь мотивация тесно связана с ценностными ориентациями человека. Формирование профессионала - это не только и не столько создание благоприятных внутренних и внешних условий деятельности, сколько воспитание профессионала как личности. Потому что в современном информационном обществе журналисту-человеку предначертана особая роль - он выступает не только как средство информации, но и как важнейший инструмент формирования общественной морали и стереотипов поведения

Исследования психологов в области журналистики показывают, что в основном, журналисты относятся к психологической компоненте mass-media исключительно в инструментальном плане, вопросы информационной безопасности они относят только к аудитории и никогда не принимают на свой счёт [1. С. 10]. В то время как при анализе механизмов информационного воздействия на психику было выявлено, что ее сигнальная природа, направленность психического отражения да отбор и интерпретацию явлений действительности как знаков, ставят взаимодействие с информацией в центр человеческого существования. Это связано с тем, что когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты психики, имея свои специфические механизмы работы с информацией, стремятся освоить и присвоить текст любой природы.

Показательно, что на вопрос, заданный студентам журналистам первого курса: «Верите ли вы, что будете работать в независимых СМИ» -

45 % ответили - «да». Студенты третьего курса подтвердили этот ответ в 5 %-ом соотношении, а студенты пятого курса в подавляющем своем большинстве ответили: «Кто будет больше платить, для того и будем писать».

В работе Н. В. Чудновой, посвященной проблеме психического здоровья населения в связи с депрессивным состоянием общества, были сформулированы следующие выводы: [4. С. 51]

1. Психическое здоровье населения в новом веке стало важнейшим ресурсом развития страны.

2. Проблема укрепления психического здоровья рассматривается ведущими специалистами и мировым сообществом как биопсихосоциальная проблема, требующая привлечения усилий журналистов наряду с медиками и психологами.

3. Включение журналиста в социотерапию предполагает активное осмысление им собственных профессиональных задач с точки зрения укрепления ресурсов личностного развития человека, вступившего во взаимодействие с журналистским текстом.

4. Основные приемы укрепления психического здоровья населения с помощью СМИ должны быть связаны с поддержанием идеаль-

ного в структуре самооценки, оптимизацией работы механизмов эмоциональной регуляции, развитием поисковой активности и интернали-зацией локуса контроля.

Таким образом, акцент в профессиональной мотивации журналиста ставится на аксиологической компоненте сознания как внутреннем элементе структуры личности. Ценностные ориентации образуют своего рода стержень личности, обеспечивающий ей устойчивость, аутентичность, гибкость, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности удовлетворения потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором регулирующим, детерминирующим мотивацию личности в целом, и, в частности - профессиональную. Потому что направленность психического отражения на отбор и интерпретацию явлений действительности как знаков, ставят взаимодействие с информацией в центр человеческого существования (Е. И. Пронин) [4. С. 11].

В течение пяти последних лет на нашем факультете проводятся исследования, направленные на определение профессионального мотива журналистов. Анализ результатов пока-

Ведущий мотив в профессии Количество человек %

Творчество 19 9,3

Риск 8 3,9

Общение 41 20

Самореализация 20 10,5

Самовыражение 11 5,6

Саморазвитие 18 8,2

Помощь людям 5 2,8

Власть (влиять на людей) 28 13,2

Получить качественные знания 1 0,41

Развить талант писателя 3 1,5

Известность, слава 8 3,2

Духовное развитие 2 0,9

Хорошая зарплата 1 0,41

Романтика 9 4,8

Быть в центре внимания 6 2,2

Заниматься наукой 1 0,41

Абстракция, не включающая содержания (журналистика - это жизнь; то, чем я хотела заниматься всегда; это профессия будущего; и т.д.) 24 11,2

Таблица № 1. Определение ведущего профессионального мотива у абитуриентов

зывает, что с переходом на третий и четвертый курс у студентов стабильно теряется мотивация к профессии журналиста. Так, например, опрос абитуриентов в количестве 205 человек: студентов третьего курса - 67 человек и четвертого курса - 40 человек в этом учебном году продемонстрировали следующий результат:

1. Как видно из таблицы, у абитуриентов преобладает внешняя мотивация, составляющая 34,2 % (абстракция - 11,2 %; романтика -4,8 %; власть - 13,2 %; центр внимания - 2,2 %; слава, известность - 3,2 %). Это может говорить о «детском» сценарии (по Э. Берну) отношения к профессии, и в этом случае возможно быстрое разочарование в своей будущей профессии, как только студенты столкнутся с первыми трудностями.

2. Самореализацию, саморазвитие и самовыражение составляет 24,3%. Этот показатель можно отнести к внутренней мотивации. Но пока не ясно, посредством каких форм будет производиться это самовыражение и как хотят развиваться наши будущие студенты

3. О «достойной зарплате» проговорился только один человек. Вероятно, это связано с тем, что пока абитуриенты находятся на финансовом обеспечении родителей и эта ценность для них не приобрела остроты.

4. Духовное начало в будущей профессии для абитуриентов не важно, его отметило только 7 из 205 опрашиваемых абитуриентов, что составило - 3,8 %. Это может быть связано с тем, что ни в школе, ни дома, детям не прививались духовные ценности и они просто их не знают.

На вопрос «Изменилась ли ваша мотивация в получении профессии журналиста, если «да», то с чем вы это связываете?» студенты третьего курса ответили так:

•□ «Не изменилась, разочарования нет» -49,3 % (33 человека);

•□ «Мотивация возникла во время обучения в университете» - 5,9 % (4 человека);

•□ «Изменилась мотивация, появилось разочарование» - 44,8 % (30 человек).

Свое разочарование студенты третьего курса объясняют «самой профессией» - 10 % (3 человека); и 90 % (27 человек) - «некачественным обучением».

Таким образом, внутреннюю мотивацию продемонстрировали 14,6 % (10 человек). Эти студенты отметили важность таких ценностей в профессиональной мотивации журналиста, как «ответственность перед собой и обществом»,

«понимание тяжести журналистского труда, но сознательное принятие этого фактора».

Внешняя мотивация пока сопровождает 85,4 % (57 человек). Это выражается в «желании быть в центре событий», «влиять на людей», «передавать информацию», «сделать карьеру, быть узнаваемым».

Студенты четвертого курса на этот же вопрос ответили так:

•□ «Не разочарованы, мотивация остается прежней» - 30 % (12 человек);

•□ «Пришла в процессе обучения» - 15 % (6 человек);

•□ «Разочаровались» - 55 % (22 человека);

Свое разочарование студенты четвертого курса объясняют теми же причинами, что и студенты третьего курса; добавив «низкую заработную плату».

Таким образом, «Из-за самой профессии», вероятно, не пойдут работать журналистами - 17,2 %; «Из-за низкой заработной платы» -22,2 %; «Из-за обучения» - 60,6 %.

Можно сказать, что чем старше по возрасту становятся студенты, тем больше они разочаровываются в выбранной профессии.

На вопрос: «Что конкретно вас не устраивает в обучении?» Студенты главной причиной указали:

•□ излишнюю теоретизированность процесса обучения;

•□ бально-рейтинговую систему контроля; •□ личностную незрелость части преподавателей, отрицательно влияющей на восприятие учебного материала.

Останавливаясь на анализе этих причин, можно заметить, что все они связаны с отсутствием полного понимания подходов к обучению. Студенты мыслят прагматическими категориями и духовное начало в профессии не считают нужным.

На вопрос: «Как вы определяете зрелость-незрелость преподавателей?» студенты внятного ответа не дали. А на вопрос о протесте против балльно-рейтинговой системы студенты отвечали: «Она раздражает потому, что надо быть на всех занятиях». Очевидно, что студенты, часто пропускающие занятия не могут объективно оценивать учебный процесс в целом и их профессиональная мотивация полностью зависит от их ценностных ориентаций.

Прежде, чем стать журналистом по должности, нужно стать журналистом по мироощущению [3]. Это очень трудная работа для души. И в современном запутанном прагматическом

мире с уклоном в гедонистический риск молодым людям очень сложно развивать духовность, без чего не может быть социальной зрелости. Но идея единства процесса формирования личности как профессионала и профессионала как личности, важна сейчас как никогда, потому что в современном информационном обще-

стве журналисту-человеку предначертана особая роль - он выступает не только как средство информации, но и как важнейший инструмент формирования общественной морали и стереотипов поведения. Существует серьезная опасность полного духовного опустошения не только современников, но и последующих поколений.

На практических занятий по психологии журналистики студенты третьего курса создают психологический портрет современного журналиста в форме группового продукта. Из года в год разными студентами выделяются основные черты журналиста-профессионала: креативность, легкость на подъем, умение писать тексты и получать высокую заработную плату. Черты духовности в психологических портретах журналистов отсутствует. Представленные рисунки не требуют комментария. Таким образом, исследование ценностных ориентаций студентов журналистов приобретает стратегический характер, потому что новое понимание природы общества и роли образующихся организаций в нем, предрасположенность к анализу своей профессиональной деятельности, готовность к качественному выполнению своей профессиональной роли при сохранении физического и психического здоровья, позиции, определяющие и формирующие «дух народа» связаны с самосохранением человека.

Рисунки ниже - проекция на жизненные реалии. И хотя это всего четыре рисунка «не-существущего животного», в них отражены типичные качества подавляющего числа студентов журналистов, начинающих свое обучение на факультете: высокий уровень тревожности, агрессивный тип психологических защит, сексуальная расторможенность. Этот факт не отрицает наличия студентов с нравственным потенциалом. Конечно, они есть, но их настолько мало, что перед нами остро стоит вопрос: «Как их сохранить в журналистике?».

Список литературы

1. Деркач, А. А. в кн.: Равен, Д. Компетентность в современном обществе / Д. Равен. - М., 2002.

2. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев. - М., 2000.

3. Основы творческой деятельности журналиста / под ред. С. Г. Корконосенко. - М., 2000.

4. Проблемы медиапсихологии : сб. ст. -М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.