Научная статья на тему 'Этапы и факторы профессиональной идентификации студентов-журналистов'

Этапы и факторы профессиональной идентификации студентов-журналистов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
450
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЖУРНАЛИСТСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / PROFESSIONAL IDENTITY / JOURNALISTIC EDUCATION / JOURNALISTIC PROFESSIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черепанова Татьяна Владимировна

Становление профессионала в журналистике является многофакторным феноменом, успешность которого заключается в формировании у индивида устойчивого позитивного комплекса внутренних и внешних ориентаций в профессии и профессиональном сообществе. В ходе получения высшего профессионального образования, будущие журналисты проходят ряд стадий профессионализации: от романтизации журналистского труда до закрепления инструментальных знаний. Встраивание студента в профессиональное пространство журналистики обусловливает формирование устойчивого элемента структуры личности, обеспечивающего успешное выполнение профессионального долга. Опираясь на эмпирические данные, охарактеризованы этапы профессиональной идентичности студентов журналистов с первого до четвертого курса. Выявлено, что на формирование профессиональной журналистской идентичности влияет совокупность факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages and factors of professional identifi cation of students-journalists

The formation of a professional in journalism is a multifactorial phenomenon, the success of which, is the formation of the individual's stable positive complex of internal and external orientations in the profession and professional community. In the course of higher professional education, future journalists go through a number of stages of professionalisation: from the romanticisation of journalistic work to the consolidation of instrumental knowledge. The integration of a student into the professional space of journalism leads to the formation of a stable element of the structure of the individual, ensuring the successful performance of professional duty. Based on empirical data, we characterised the stages of professional identity of journalists ' students from the first to the fourth year. It is revealed that the formation of professional journalistic identity is influenced by a set of factors.

Текст научной работы на тему «Этапы и факторы профессиональной идентификации студентов-журналистов»

УДК 070.4

Черепанова Татьяна Владимировна

кандидат социологических наук, доцент Филиал Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова в г. Севастополе

cherepan71@rambler.ru

ЭТАПЫ И ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ

Становление профессионала в журналистике является многофакторным феноменом, успешность которого заключается в формировании у индивида устойчивого позитивного комплекса внутренних и внешних ориентаций в профессии и профессиональном сообществе. В ходе получения высшего профессионального образования, будущие журналисты проходят ряд стадий профессионализации: от романтизации журналистского труда до закрепления инструментальных знаний. Встраивание студента в профессиональное пространство журналистики обусловливает формирование устойчивого элемента структуры личности, обеспечивающего успешное выполнение профессионального долга. Опираясь на эмпирические данные, охарактеризованы этапы профессиональной идентичности студентов журналистов с первого до четвертого курса. Выявлено, что на формирование профессиональной журналистской идентичности влияет совокупность факторов.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, журналистское образование, журналистская профессиональная среда, профессиональная идентичность.

Профессиональная идентичность, как результирующая становления профессиональной идентичности (идентификации) личности, берет начало задолго до поступления в учебное заведение на выбранный факультет. Период профессионального обучения в высшем заведении сопровождается, по мнению многих исследователей, становлением профессиональной идентичности (Л.Б. Шнейдер, Ю.П. По-варенков, А.А. Шатохин, Ю.А. Кумырина и др.). Ранние представления о жизненной деятельности - пространстве самореализации и попытка встраивания себя в воображаемую профессиональную среду начинается в школьный период. К проблеме начальных этапов и сущности профессиональной идентификации обращается большое число исследователей, как в психологических и социологических областях, так и теоретики и практики профессионального педагогического направления, а также представители конкретных профессиональных сфер, в частности представители журналистской науки. Сложилось несколько методологических подходов к исследованию сущности, периодизации, факторов и проблем феномена профессиональной идентификации, которые служат теоретической базой для анализа процесса идентификации в конкретных отраслях и видах профессиональной деятельности. Цель настоящего исследования заключается в анализе сущности и периодизации профессиональной идентификации журналистов в процессе получения высшего профессионального образования как начального этапа становления журналиста.

Е.А.Климов предлагает в профессиональном становлении личности вычленять разные стадии, среди которых нас интересуют ранние стадии, или фазы:

- оптация - период выбора профессии и пути ее приобретения. Здесь представление о содержании профессиональной деятельности у оптанта весьма

поверхностное, присутствует магический ореол профессии, в частности вокруг журналистики;

- адаптация - вхождение в профессию и привыкание к ней. На этапе профессиональной подготовки развитие деятельности происходит от учебно-познавательной к учебно-профессиональной и от нее - к реальной профессиональной деятельности [2].

Этими фазами не заканчивается процесс профессиональной идентификации, однако в настоящем исследовании нас интересует именно период ранней адаптации, в частности, процессы, сопровождающие студенческие годы.

Ю.П. Поваренков конкретизирует периодизацию развития профессиональной идентичности студентов в трех стадиях. Первая - школьная идентичность (1 курс), далее - учебно-академическая идентичность (2-3 курс) и старт развития «собственно профессиональной идентичности» (4 курс - выпускной на бакалавриате), развертывание которой происходит непосредственно на рабочем месте [5].

Итак, определив примерный круг деятельности, молодой человек конкретизирует свою будущую профессию. Примеряя на себя социальные роли, изучая функциональную наполненность будущей профессии, школьник отбирает из всего профессионального спектра какой-либо отрасли именно те виды труда, которые вызывают у него наибольший интерес. Как правило, еще до поступления в учебное заведение сформированы идеальные, порой вполне конкретные, представления о профессиональной сфере, развитие и углубление которых лежит в основе формирования устойчивой позитивной идентичности будущего специалиста.

Журналистика, как профессиональная область, обладает особой магической притягательностью, особенно для подростков и молодежи. Медийная популярность, приближенность к значимым социальным событиям, политической и экономической

© Черепанова Т.В., 2018

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 3

153

мировой элите, видимость равенства с выдающимися людьми из мира искусства, кино и т.д., придаёт журналистам ореол избранности, лёгкости успеха, беззаботности. Мало кто из абитуриентов указывает в своих эссе по поводу мотивов выбора журналистской профессии, на стремление трудиться над информированием простых людей о простых проблемах. В основном, в эту область приходят как на площадку для самоактуализации, в поисках свершений и ярких побед.

Тем не менее, журналистика является обслуживающей профессией, занимая в системе человекоо-риентированных профессий видное место. Социальная роль журналистики, как социального института, заключается в удовлетворении одной из витальных потребностей человека в информации, генетически связанной с инстинктом обнаружения угрозы. Абитуриенты отделения журналистики, очевидно, склонны излишне романтизировать журналистский труд, что приводит к неизбежному разочарованию, нарушая формирование профессиональной журналисткой идентичности. А.М. Сосновская делает вывод о том, что представления формирующегося профессионала о его профессии, неизбежно претерпевают существенные преобразования по мере реального приобщения к ней [8, с. 79].

Профессиональная идентичность журналиста есть интериоризация культурного пространства, обеспечивающая устойчивую удовлетворенность сферой деятельности, её функционалом и принципами компенсации. Приобщенность к профессии журналиста - это усвоение культурных норм, лексических стандартов, тезауруса и других особенностей журналистского сообщества, позволяющих идентифицироваться с значимыми близкими и исключить из профессионального круга непосвященных. Наиболее четко проявляющий себя уровень идентичности закреплен в структуре личности, предопределяющий следование предписанным профессией статусам, ролям, морали. Профессиональная идентичность позволяет отрефлексировать своё внутреннее и внешнее положение, согласовать его результат с общественными ожиданиями. Идентичность есть способность смотреть на себя со стороны и оценивать себя социальными нормами. Человек осознает свою идентичность, ставя себя на место другого человека и рассматривая себя или действуя в отношении себя с этой позиции [1].

Устойчивое соотнесение себя с профессией журналиста не вызывает затруднений при выполнении социальных ролей, к тому же достаточно надежно защищает журналиста от разнообразных профессиональных рисков, угроз, конфликтных ситуаций.

Л.Б. Шнейдер в профессиональной идентичности выделяет два важных аспекта: осознании себя представителем определенной профессии и профессионального сообщества [10]. Психологическая принадлежность к профессиональной группе

обеспечивает журналисту поддержку его действий в экстремальной ситуации, позволяет выстраивать защиту от эмоционального выгорания и профессиональной деформации.

В профессиональной идентификации УС. Ро-дыгина выделяет два отдельных социально-психологических феномена, преемственных, но не тождественных друг другу. В-первых, профессиональную идентификацию студента, которая имеет специфические особенности и периодизацию, характеризующую потребности и мотивацию студента на разных курсах обучения. Во-вторых, поствузовская идентификация, разворачивающаяся с вхождением специалиста в профессиональную среду в качестве самостоятельного работника, к которому этим сообществом предъявляются четкие требования, в частности самостоятельность в сборе и обработке журналистских материалов, создание журналистского продукта, его публикация и др. [7, с. 95-96]. Мы считаем, что процесс становления профессионального журналиста есть непрерывный закономерный процесс встраивания в профессиональную сферу, и он закономерно проходит через взаимообусловленные стадии развертывания типичных культурных комплексов, свойственных журналистике.

Профессиональная идентичность журналиста в студенческие годы проходит закономерные стадии, успешное завершение которых характеризует состоявшийся план предварительной подготовки к вхождению в сообщество в качестве самостоятельного журналиста. Г. Тэджфел определяет следующие этапы формирования идентичности, которые соответствуют периодам обучения в вузе:

- этап социальной категоризации: упорядочивание социального окружения, способом, который имеет смысл для индивида;

- этап социальной идентификации: процесс помещения человеком себя в ту или иную категорию;

- этап социальной идентичности: полное социальное отождествление [4].

Однако, процесс отождествления себя с журналистской профессией и профессиональной социальной группой имеет в современном мире более размытые границы. Общество постмодерна предлагает широкий диапазон моделей поведения, как в обыденной жизни, так и в профессиональной сфере. Для журналиста это выражается в возможности заниматься избранной деятельностью вне профессионального сообщества, избегая культурного давления со стороны владельцев каналов и изданий, редакторов, цензоров и др. Постмодерная релятивистская культура не даёт четких границ, нерушимых принципов, нормативных шаблонов, не только в такой профессии, как журналистика. Обыденные практики индивидов получают широкий диапазон допустимого поведения. Журналистика в этом мире больше не имеет четких категорий как

социальный институт, функция которого - донесение информации до общества. Появление таких свободных журналистских специализаций и разновидностей фриланса, как блоггинг, гражданская журналистика, стримерство, сетевая журналистика, и другие, естественно приводят к изменению структуры профессии журналиста, меняют её наполненность, ролевой набор, социальный статус журналиста в обществе и его функции.

Студенты-журналисты уже на первых курсах сталкиваются с проблемами поиска объекта идентификации, на интуитивном уровне понимая, что традиционная профессиональная сфера уступает место неким новым формам, которые пока не от-рефлексированы ни журналистским сообществом, ни исследователями-социологами. Если прежде член журналистского профессионального сообщества находился под защитой и контролем профессиональной морали и этических кодексов журналиста, общественного мнения о роли журналиста в общественных процессах, паттернов поведения в разнообразных ситуациях, обусловленных спецификой деятельности, то в новое время эти защитные механизмы утратили определяющее значение. На смену им приходит новое понимание, а вернее предчувствие институциональных трансформаций как внутри профессии, так и общественной структуре в целом.

Указанные факторы делают журналистскую профессиональную идентификацию уникальной среди прочих обслуживающих профессий. Однако, в вопросе, касающемся последовательности этапов идентификации, журналистика предоставляет студенту больше возможностей для самостоятельной пробы пера. Взяв за основу психологический подход к периодизации профессиональной идентификации, можно охарактеризовать этот процесс у студентов, включенных в рамках учебного процесса в разнообразные формы учебной и внеаудиторной авторской работы.

Kaslow (1986) выделяет следующие этапы профессиональной идентификации:

1) возбуждение и тревога от предвкушения;

2) зависимость и идентификация;

3) деятельность и продолжающаяся зависимость;

4) насыщение и вступление в самостоятельность;

5) идентичность и независимость;

6) спокойствие и коллегиальность.

И.Ю. Хамитова приводит концепцию Kaslow и анализирует с её помощью специфику профессиональной идентичности психотерапевта. Приведенная периодизация мыслится вполне адекватной для характеристики этапов идентификации будущих журналистов в студенческие годы. По указанным причинам нас будет интересовать только первые четыре фазы, которые олицетворяют процесс профессиональной идентификации в студенческие годы. 5 и 6 этапы проходят на производственной

площадке при активном включении работника в профессиональную среду [9].

Стадия 1. Возбуждение и тревога предвкушения.

Охватывает время от начала обучения до первых проектов в учебных или студенческих СМИ. Студент, готовящий свой первый материал, который выйдет в печать или на экраны университетского ТВ, испытывает тревогу, волнение от предчувствия провала. Волнение в некоторой степени компенсируется чувством новизны, но студент ощущает недостаток знаний и опыта для полного удовлетворения полученным результатом. Этот период завершается, как правило, после прохождения студентами первой учебной практики, по окончанию первого курса обучения.

Стадия 2. Зависимость и идентификация. Сущность этой стадии заключается в некотором снижении интереса студента к самостоятельному производству контента для учебных и корпоративных СМИ, поскольку волнение предыдущего периода и затраченные усилия не компенсированы блестящими результатами. Студентов поощряют к написанию текстов и подготовке видеоматериалов, но они редко готовы работать без стимулирования со стороны преподавателей. Страх показаться неуспешным заставляет студента искать помощи у руководителя практики, активно обращаться к теоретическим источникам, состоявшимся профессионалам журналистики, анализу индивидуальных почерков известных авторов. Можно охарактеризовать этот период как время качественной переоценки избранной профессии, конкретизацию её негативных и позитивных сторон. Студенты самокритичны, требовательны к себе и работам своих сокурсников, что вполне соответствует освоению теоретического курса журналистики на втором курсе. Практика после него вызывает тревожность, поскольку впервые проходит на предприятии, где от студента требуют создания собственного контента.

Стадия 3. Деятельность и продолжающаяся зависимость.

Третья стадия обычно начинается ближе к 3 и 4 курсу и завершает процесс первичного определения себя в профессиональном сообществе и освоении основных профессиональных ролей. На этой стадии происходит движение от пассивности и зависимости к частичной автономии и активности. Начинающий журналист теперь может действовать самостоятельно, формулирует цель и стратегию журналистского исследования. И хотя полной уверенности в себе еще нет, студенты уже способны создавать авторские тексты вполне соответствующие общепринятым стандартам журналистских произведений. И главное - студенты начинают отдавать себе отчет в том влиянии, ко -торое способны оказывать на общественное сознание посредством своей работы, отчего получают выраженную удовлетворенность. На этой стадии

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 3

155

студенческие группы формируются по интересам в профессиональной области, создаются достаточно устойчивые товарищества на основе творческой деятельности. Снижается значение руководящего воздействия преподавателей, зато определяются авторитеты среди признанных журналистов.

Стадия 4. Насыщение и принятие самостоятельности.

Эта стадия характерна для выпускников, прошедших все учебные и производственные практики и, как правило, уже определивших для себя профессиональную область в журналистике. Студенты выходят из под опеки руководителя, используя советы только в качестве альтернативного мнения. Изменяется отношение к выбранной профессии. Часть студентов вполне удовлетворены выбранной профессией, активно осваивают её тонкости. Однако, некоторые студенты склонны переоценивать свои силы при создании журналистских материалов и возможности оказывать существенное влияние на аудиторию. Высказывания становятся более взвешенными, рациональными, профессия журналиста десакрализуется. Большинство на этой стадии уже понимает, чем и где будет заниматься, если останутся в журналистике. Опросы и многолетние наблюдения за студентами выпускного курса позволяют достаточно четко определить направленность и стратегию профессиональной журналистской идентификации. Именно эта стадия является барьером или трамплином для будущей успешной интеграции в журналистскую среду. Излишняя самоуверенность в этот период означает дерзость в достижении профессионального совершенства и служит ключом к профессиональной карьере.

Профессиональная идентичность может быть описана через три составляющие Я -Концепции:

1. Когнитивная составляющая (профессиональные знания и профессиональные убеждения, осознание профессионального «Я - образа»).

2. Эмоциональная составляющая (эмоционально-оценочное отношение к профессиональным убеждениям и знаниям, к самому себе как «деятелю»).

3. Поведенческая составляющая (характер, который может выражаться в стиле взаимодействия в профессиональной среде) [3].

Активность, проявляемая студентом при освоении профессиональных знаний и получаемые от этого процесса позитивные эмоции, могут быть интерпретированы в качестве индикаторов успешности профессиональной идентификации в годы обучения. Для выявления этих показателей был модифицирован авторский метод У.С. Родыгиной «Опросник профессиональной идентичности студентов - будущих психологов» [7]. Опрос проводился среди студентов 1-4 курсов отделения журналистики филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Севастополе. В выборку попало 25 студентов, отобранных случайным образом, квотно по 30%

с каждого курса. Всего методом анонимного тестирования опрошено 56 человек.

Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о высокой степени становления профессиональной идентичности на её начальной стадии. Высокий показатель активности в сочетании с позитивной эмоциональной включенностью даёт основание предположить, что будущие журналисты вполне адекватно воспринимают свою будущую профессию, видят в ней область самореализации. Четко проявляется периодичность процесса идентификации. Первокурсники демонстрируют наибольшую удовлетворенность выбранной профессией, эмоционально включены в процесс обучения. Студенты второго и третьего курса имеют более низкий, однако, не критичный уровень удовлетворенности, что указывает на развертывание процесса переосмысления выбранного жизненного профессионального пути, отношения к профессиональным ролям, видению себя в них. Большому числу студентов к четвертому (выпускному) курсу удаётся преодолеть эмоциональный спад и вновь включиться в активный процесс интеграции в профессиональную среду. Этот процесс, продолжающийся после окончания вуза и начала самостоятельной профессиональной деятельности в качестве журналиста, продолжается на протяжении всей жизни профессионала и обеспечивает высокий уровень профессиональной идентичности. Удовлетворенность выполняемой работой и социальным статусом означает успешность процесса профессиональной идентификации журналиста.

Таким образом, результаты исследования подтверждают выдвинутую гипотезу о периодичности процесса профессиональной идентификации студентов-журналистов в высшем учебном заведении. Идентификация проходит закономерные стадии, которые проявляются на разных курсах разной мотивацией к освоению технологии журналистского труда и эмоциональным отношением к журналистской профессии в целом.

Библиографический список

1. Абельс X. Интеракция, идентичность, презентация. - СПб.: Наука, 2001. - 57 с.

2. Климов Е.А. Психология профессионала. -М.; Воронеж, 1996. - 397 с.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д, 2010. - 304 с.

4. Петровский А., Петровский В. «Я» в «Других» и «другие» во «мне» // Популярная психология: Хрестоматия. - М., 1990. - 303 с.

5. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. -М.: Изд-во УРАО, 2002. - 160 с.

6. Родыгина У. С. Психологические особенности студентов с различным уровнем профессиональной идентичности // Вестник Костромского

государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2007. - № 1. - 95-98 с.

7. Родыгина У.С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// psyjournals.ru/psyedu/2007/n4/Rodygina_full.shtml. (дата обращения 09.07.2018).

8. Сосновская А.М. Журналист: личность и профессионал: (психология идентичности). - СПб.: Роза мира, 2005. - 206 с.

9. Хамитова И.Ю. Развитие профессиональной идентичности консультанта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.roman.by/r-97301.html (дата обращения 08.07.2018).

10. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. - М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. - 600 с.

References

1. Abel's X. Interakciya, identichnost', prezentaciya. - SPb.: Nauka, 2001. - 57 s.

2. Klimov E.A. Psihologiya professionala. - M.; Voronezh, 1996. - 397 s.

3. Klimov E.A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya. - Rostov n/D, 2010. - 304 s.

4. Petrovskij A., Petrovskij V. «YA» v «Drugih» i «drugie» vo «mne» // Populyarnaya psihologiya: Hrestomatiya. - M., 1990. - 303 s.

5. Povarenkov YU.P. Psihologicheskoe soderzhanie professional'nogo stanovleniya cheloveka. - M.: Izd-vo URAO, 2002. - 160 s.

6. Rodygina U.S. Psihologicheskie osobennosti studentov s razlichnym urovnem professional'noj identichnosti // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. - 2007. - № 1. - 95-98 s.

7. Rodygina U.S. Psihologicheskie osobennosti professional'noj identichnosti studentov [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://psyjournals. ru/psyedu/2007/n4/Rodygina_full.shtml. (data obrashcheniya 09.07.2018).

8. Sosnovskaya A.M. ZHurnalist: lichnost' i professional: (psihologiya identichnosti). - SPb.: Roza mira, 2005. - 206 s.

9. Hamitova I.YU. Razvitie professional'noj identichnosti konsul'tanta [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.roman.by/r-97301.html (data obrashcheniya 08.07.2018).

10. SHnejder L.B. Professional'naya identichnost': teoriya, ehksperiment, trening. - M.: Izd-vo Mosk. psihologo-social'nogo in-ta; Voronezh: Izd-vo NPO «MODEHK», 2004. - 600 s.

Педагогика. Психология. Социокинетика J №3

157

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.