Научная статья на тему 'Мотивация к овладению профессией студентов первого курса факультета журналистики'

Мотивация к овладению профессией студентов первого курса факультета журналистики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
207
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / профессиональные компетенции / ценностный сдвиг поколений / жесткие навыки / мягкие навыки / motivation / professional competence / value shift in generations / hard skill / soft skill

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — С. С. Безукладникова

В статье представлен анализ мотивации овладения профессией студентов первого курса ФЖ ТГУ. Представлены результаты среза-исследования на тему мотивации выбора сферы журналистики в качестве пространства для будущего профессионального становления. В качестве материала использовались данные анкеты с тремя открытыми вопросами. В результате сравнения ответов студентов были выявлены ключевые критерии выбора журналистики в качестве основной профессиональной деятельности у студентов первого курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivation for a profession first-year students of the Journalism Department

The article presents an analysis of the motivation of mastering the profession of first-year students of Tomsk State University. Results of slice-study on the motivation of choice in the field of journalism as a space for the future professional development. As a material used data from the questionnaire with three open questions. As a result, comparison of the responses of students of journalism key selection criteria were identified as the principal professional activity of the students of the first course.

Текст научной работы на тему «Мотивация к овладению профессией студентов первого курса факультета журналистики»

может стать контекстом журналистского образования:

4. модель ОПСП отражает профессиональную деятельность журналиста;

5. эта модель отражает те профессиональные компетенции, которые необходимы журналистам и которые работодатели хотят видеть у выпу скников;

6. модель ОПСП создает естественный контекст для овладения необходимыми знаниями, компетенциями и личностными качествами;

7. эта модель повышает мотивацию студентов и помогает интегрировать различные дисциплины в единый контекст (контекстное обучение). Обучение должно проходить в среде, способствующей интерпретации и пониманию сложных теоретических понятий.

Остановимся подробнее на перечисленных причинах. Поступая в университет, студенты имеют некое представление о журналистике и СМИ. Они выросли в эпоху лайфстайл блоггеров, которые используют не специальные блог-платформы, а Инстаграм, Вконтакте, Твиттер, Фейсбук и другие социальные сети и приложения. Они видят, что отсутствие профессионального образования отнюдь не является препятствием на профессиональном пути, особенно если у студентов есть желание работать не в традиционном СМИ, а в интернете. В течение первых двух лет студенты теряют мотивацию и испытывают разочарование в обучении именно по причине отсутствия связи учебного плана с профессиональным контекстом. Они не понимают, каким образом изучение литературы или истории журналистики, философии, культурологии или истории искусств поможет им стать журналистами. Конечно, это дисциплины универсального, общекультурного плана, и требовать от преподавателей других кафедр следить за профессиональным контекстом журналистики по меньшей мере странно, но именно этого не хватает студентам - связи с профессией. Погружая студентов в контекст профессиональной деятельности, у преподавателей будет шанс научить студентов именно тому, чем занимаются журналисты в действительности, подготовить их к реальной практике, чтобы знания, полученные в университете, не забылись, а помогли определиться с тематической специализацией и в работе над конкретными материалами.

Вторая причина очевидна, особенно с учетом результатов форсайт-сессии в МГУ. Работодатели хотят видеть не только умеющих писать журналистов, но медиа-специалистов, способных работать в команде, оценивать, планировать, создавать, публиковать и продвигать,

достигая целевой аудитории, собственные и редакционные материалы, способных применять в своей работе новейшие технологии. Именно университетское образование, интегрированное в профессиональный контекст, в чем-то даже опережая отрасль, естественным образом поможет сформировать у студентов необходимые компетенции, сделать их конкурентоспособными по сравнению с теми, кто не обладает профессиональным образованием.

Третья и четвертая причины относятся к вопросу контекстного обучения. Студентов желательно учить, не выдавая им готовую информацию и знание, которое они легко могут самостоятельно найти в интернете, но мотивируя их на непрерывное обучение в своей профессиональной сфере.

Одним из примеров контекстного обучения является традиционная летняя практика, во время которой студенты работают корреспондентами в конкретном СМИ, ведут отчет или дневник практики. С другой стороны, работа над реальными проектами от различных организаций, даже университетских СМИ, в течение учебного года может повысить мотивацию студентов к выполнению как индивидуальных творческих заданий, так и проектных материалов. Контекстное обучение мотивирует студентов не только на учебу, но и на работу в выбранной профессии.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что внедрение образовательной модели ОПСП хотя бы на одной дисциплине ведет к получению студентами практического опыта, повышению мотивации к обучению и изучению теоретического материала на практике еще в университетских стенах.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования - бакалавриат. Направление подготовки -42.03.02 Журналистика [Электронный ресурс]. Доступно на: URL : http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/420302_Gurnal.pdf (режим доступа - свободный).

2. Переосмысление инженерного образования. Подход CDIO / Э.Ф. Кроули, Й. Малмквист, С. Остлунд, Д.Р. Бродер, К. Эдстрем; пер. с англ. С. Рыбушкиной. М., 2015.

УДК 070.11

С.С. Безукладникова

Томский государственный университет

МОТИВАЦИЯ К ОВЛАДЕНИЮ ПРОФЕССИЕЙ

СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ФАКУЛЬТЕТА ЖУРНАЛИСТИКИ

В статье представлен анализ мотивации овладения профессией студентов первого курса ФЖ ТГУ. Представлены результаты среза-исследования на тему мотивации выбора сферы журналистики в качестве пространства для будущего профессионального становления. В качестве материала использовались данные анкеты с тремя открытыми вопросами. В результате сравнения ответов студентов были выявлены ключевые критерии

выбора журналистики в качестве основной профессиональной деятельности у студентов первого курса.

Ключевые слова: мотивация, профессиональные компетенции, ценностный сдвиг поколений, жесткие навыки, мягкие навыки.

The article presents an analysis of the motivation of mastering the profession of first-year students of Tomsk State

Журналистский ежегодник

28

University. Results of slice-study on the motivation of choice in the field of journalism as a space for the future professional development. As a material used data from the questionnaire with three open questions. As a result, comparison of the responses of students of journalism key selection criteria were identified as the principal professional activity of the students of the first course.

Keywords: motivation, professional competence, value shift in generations, hard skill, soft skill.

Ежегодный отбор наиболее подготовленных и творческих абитуриентов для зачисления на ФЖ ТГУ -одна из актуальных проблем организации учебного процесса факультета. Традиционно одним из главных критериев отбора остается мотивация будущих студентов к овладению профессией. Однако в последнее время все больше исследователей отмечают необходимость учитывать особенности ценностного сдвига поколений [1] при организации образовательного процесса в учебных заведениях всех уровней. Провести мотиваци-онный срез первокурсников представляется важной задачей в качестве основы для будущего, более углубленного изучения мотивации студентов факультета журналистики ТГУ к овладению профессией.

В рамках курса «Введение в профессию» был проведен опрос среди уже зачисленных в студенты молодых людей с целью сбора данных о критериях выбора журналистской профессии.

Данное исследование проводилось в первую неделю учебного года. В опросе принимали участие студенты двух групп - т.н. «печать» и «дизайн», всего было опрошено 42 человека. Студентам была предложена анкета с тремя открытыми вопросами:

«Я поступил на ФЖдпя...»

«Я считаю, что смогу научиться...»

«В журналистском образовании самое главное...».

Количество пунктов ответов по каждому вопросу не регламентировалось, студенты представили подробный перечень ожиданий от обучения.

Ответы по каждому вопросу были объединены, посчитана частота повторения каждого варианта в процентах, а затем ответы были ранжированы в порядке убывания от самого «популярного» к единично встречающемуся.

Для вариантов ответов на вопрос «Я поступил на ФЖ для...» шкала частотности повторения выглядит следующим образом:

Стать грамотным специалистом и получить соответствующий диплом - 41% (17 повторений).

Самореализация и открытие в себе новых сторон/качеств характера - 31% (9).

Овладение теоретическими и практическими основами профессии - 17% (7).

Отточить имеющиеся навыки - 14% (6).

Воплощение мечты - 12% (5).

Заложить основу для будущей карьеры - 10% (4).

Реализация потребности делиться информацией -10% (4).

Расширение круга профессиональных знакомств и связей - 10% (4).

Быть в центре событий - 7% (3).

Оставить след в истории страны - 2% (1).

Для вариантов ответов на вопрос «Я считаю, что смогу научиться...» шкала частотности повторения такова:

Работать с информацией и развить все необходимые

для этого навыки - 36% (15).

Рассказывать истории - 29% (12).

Разбираться в системе СМИ - 29% (12).

Быть универсальным журналистом - 26% (11).

Выпускать собственные медиапроекты - 17% (7).

Выбирать профессиональное направление исходя из различных жизненных ситуаций - 14% (6).

Понимать людей - 10% (4).

Работать в команде - 5% (2).

Развить навык самоорганизации - 5% (2).

Создавать оригинальный востребованный контент -5% (2).

Сформирую авторский «стиль» - 5% (2).

Работать над материалом эффективно даже без вдохновения - 2% (1).

Находить подход к людям - 2% (1).

Свободно говорить на английском - 2% (1).

Для вариантов ответов на вопрос «В журналистском образовании самое главное...» шкала частотности повторения следующая:

Возможность применения теории на практике - 26% (11).

Делать реалистичный прогноз развития событий/уметь доносить его до читателей - 17% (7).

Понимать функции, цели журналистики, устройство системы СМИ - 17% (7).

Научиться работать с информацией - 12% (5).

Самообразование - 12% (5).

Подготовка к реалиям профессии - 10% (4).

Неравнодушные интересные преподаватели - 10% (4).

Расширение эрудиции и получение знаний - 7% (3).

Знание профессиональных стандартов и этических норм - 7% (3).

Системный подход - 7% (3).

Обмен опытом со специалистами - 7% (3).

Возможность совершать ошибки - 2% (1).

Независимость факультета и студентов - 2% (1).

Осознанность каждого выбора и шага - 2% (1).

Совпадения с результатами социологических исследований, представленных в учебном пособии Л.Г. Свитич «Введение в специальность: профессия журналист» за 2012 год прослеживается в пунктах «Самореализация и открытие в себе новых сторон/качеств характера» (31% (9), 2 место вопроса «Я поступил на ФЖ для...»), «Заложить основу для будущей карьеры» (10% (4), 6 место вопроса «Я поступил на ФЖдпя...»), Оставить след в истории страны -2% (1) (10 место вопроса «Я поступил на ФЖ для...»), «Выпускать собственные медиапроекты» (17% (7), 5 место вопроса «Я считаю, что смогу научиться...»), «Создавать оригинальный востребованный контент» (5% (2), 8 место вопроса «Я считаю, что смогу научиться...»). [2]

Студенты обнаруживают неповерхностный уровень понимания журналистской профессии, ставя на первые места цели, говорящие о важности профессиональных навыков: Овладение теоретическими и практическими основами профессии - 17% (7) (3 место вопроса «Я поступил на ФЖ для...»), Работать с информацией и развить все необходимые для этого навыки - 36% (15) (1 место вопроса «Я считаю, что смогу научиться...»), Рассказывать истории - 29% (12) (2 место вопроса «Я считаю, что смогу научиться...»), Разбираться в системе СМИ - 29% (12) (3 место вопроса «Я считаю, что смогу научиться...»), Быть универсальным журналистом - 26% (11) (4 место вопроса «Я считаю, что смогу научиться...»), Возможность применения теории на практике - 26% (11)

(1 место вопроса «В журналистском образовании самое главное...»), Делать реалистичный прогноз развития событий/уметь доносить его до читателей - 17% (7) (2 место вопроса «В журналистском образовании самое главное...»), Понимать функции, цели журналистики, устройство системы СМИ - 17% (7) (3 место вопроса «В журналистском образовании самое главное...»).

Ранее не встречавшиеся в социологических исследованиях пункты мотивации студентов (вопрос «Я считаю, что смогу научиться...»), которые мы обнаружили в результатах опроса:

- разбираться в системе СМИ,

- быть универсальным журналистом,

- работать в команде,

- развить навык самоорганизации,

- работать над материалом эффективно даже без вдохновения,

- свободно говорить на английском языке.

Заметим, что из шести перечисленных навыков три

относятся к так называемым Hard Skills, или жестким навыкам, без которых затруднительно выполнение основной профессиональной деятельности, или навыкам квалификации (навыки «Разбираться в системе СМИ», «Быть универсальным журналистом», «Работать над материалом эффективно даже без вдохновения»). Оставшиеся три навыка - «Работать в команде», «Развить навык самоорганизации», «Свободно говорить на английском языке», - относятся к группе Soft Skills, то есть навыкам, позволяющим быть успешными в любой области [3]. Примечательно, что в материалах по каждому из вопросов анкеты присутствует баланс навыков категорий Hard и Soft (первый вопрос: 5:5; второй: 6:8; третий: 7:7).

Применение этой классификации к результатам исследования позволяет сделать вывод, что первокурсники, принимавшие участие в анкетировании, чувствуют изменения среды и формируют персональный запрос на высшее образование. Они следуют собственным представлениям о необходимых знаниях для овладения профессией и способах их применения. Некоторые студенты прямо говорят о своей будущей профессиональной области - независимой журналистике, научной карьере, выпуске медиапроектов, которую они выбрали самостоятельно еще до начала обучения на факультете. Самостоятельность суждений, собственные критерии оценки эффективности, персонализация образовательного процесса соответствует ценностям поколения «Y».

Появление у студентов новых точек мотивации, относящихся к получению определенных компетенций, соответствует тенденциям, обозначенным рядом медиа-хедхантеров, HR-директоров издательских домов и главных редакторов медиаплощадок: работнику сферы медиа недостаточно иметь амбиции, навыки создания журналистского произведения и знания профессиональных стандартов [4,5]. Требуется новый тип мышления: командный, интернациональный, эмпатийный. От журналистов ждут готовности к своеобразному риску -экспериментам с жанрами, форматами, платформами [6].

В целом, анализ собранных данных показал, что будущие профессионалы журналистского труда уже уловили, однако еще не осознали, в какую сторону пойдет медиапроцесс, и настаивают на появлении в образовательной программе компонентов, связанных с осмыслением новых явлений в обществе и профессии. Несмотря на преобладание ценностей, характерных для поколения «Y», среди перечисленных студентами стоит особо отметить, что для них продолжают оставаться ценностью базовые знания явлений и процессов сферы медиа, что в долгосрочной перспективе положительно отразится на журналистской профессии.

Дальнейшее использование полученных результатов планируется при углубленном изучении особенностей мотивации студентов факультета журналистики Томского государственного университета.

Литература

1. Модернизация, культурные изменения и демократия / Инглхарт Р., Вельцель К. - М.: Новое издательство, 2011.

2. Введение в специальность: профессия журналист. Учеб. пособие для студентов вузов / Л. Г. Свитич. — 3 е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2012.

3. Иванов Д. Путь к вершине. Факторы успеха. Что важнее: soft skills или hard skills? // Управление человеческим потенциалом. - 2010. - №3.

4. Корнев М. 10 трендов новых медиа в 2016 году // Mediatoolbox.ru [Электронный ресурс]. URL: http://mediatoolbox.ru/trends2016/

5. Тенденции управления персоналом: 9 трендов в хедхантинге и кадровом менеджменте [Электронный ресурс]. URL: http://www.gd.ru/artides/3851-red-tendentsii-upravleniya-personalom

6. Что ожидает журналистику в 2016 году? [Электронный ресурс]. URL: http://mediakritika.by/artide/3542/chto-ozhidaet-zhurnalistiku-v-2016-godu

УДК 070 Н.В. Демчук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ БУДУЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

В статье описывается опыт преподавания дисциплины «Связи с общественностью в органах власти», основанный на медиадиатических принципах. Сделан вывод, что медиакультура студентов - будущих государственных и муниципальных служащих, - важная часть их профессиональной подготовки.

Ключевые слова: медиаобразование, медиадидактичес-кий принцип, медиатекст, связи с общественностью.

The article describes the experience of teaching the subject "Public Relations in the government," based on the principles of mediadiaticheskih. It was concluded that media culture students- future state and municipal employees - an important part of their training.

Keywords: mediaeducation, media didactic principle of media texts, public relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.