Научная статья на тему 'Амортизация после проведения восстановительных работ по объектам основных средств учреждений'

Амортизация после проведения восстановительных работ по объектам основных средств учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
465
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОССТАНОВЛЕНИЕ (ДОСТРОЙКА / ДООБОРУДОВАНИЕ / РЕКОНСТРУКЦИЯ И МОДЕРНИЗАЦИЯ) ОБЪЕКТОВ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ / АМОРТИЗАЦИЯ / СРОК ПОЛЕЗНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ / ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ (БАЛАНСОВАЯ) СТОИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Варпаева И. А.

В статье рассматриваются вопросы изменения первоначальной стоимости и срока полезного использования объектов основных средств учреждений после окончания работ по их достройке, дооборудованию, реконструкции и модернизации с позиций бухгалтерского и налогового законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Амортизация после проведения восстановительных работ по объектам основных средств учреждений»

Проблемы учета

АМОРТИЗАЦИЯ ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ

ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ОБЪЕКТАМ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

УЧРЕЖДЕНИЙ

И. А. ВАРПАЕВА, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры финансов и бухгалтерского учета факультета управления и предпринимательства Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского — Национальный исследовательский университет

Затраты на достройку, дооборудование, реконструкцию и модернизацию объектов основных средств представляют собой капитальные вложения в названные активы и являются разновидностью инвестиционной деятельности экономических субъектов. В рамках данной статьи указанные работы будут обозначаться термином «восстановление объектов основных средств».

После окончания предусмотренных планом, сметой и договором восстановительных работ затраты на их выполнение относятся на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости основного средства, если в результате произошло улучшение (повышение) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта (срока полезного использования, качества использования, мощности и т. п.). Также по решению комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов может быть изменен и срок полезного использования восстановленных объектов. Указанные корректировки стоимости и срока использования основного средства приводят к

изменению размера амортизационных отчислений по восстановленному объекту.

Согласно п. 44 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 157н), сроком полезного использования объекта основных средств является период, в течение которого предусматривается использование в процессе деятельности учреждения объекта в тех целях, ради которых он был приобретен, создан и (или) получен (в запланированных целях). При этом срок полезного использования объектов нефинансовых активов в целях принятия к учету в составе основных средств и начисления амортизации определяется исходя из:

^ информации, содержащейся в законодательстве РФ, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации. По объектам основных средств, включенным согласно постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 N° 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее — Постановление № 1) в амортизационные группы с первой по девятую, срок полезного использования определяется по наибольшему сроку, установленному для указанных амортизационных групп, в десятую амортизационную группу — срок полезного использования рассчитывается исходя из единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 № 1072 «О Единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР»; ^ рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта, при отсутствии в законодательстве РФ норм, устанавливающих сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации. А в случае отсутствия информации в законодательстве РФ и в документах производителя — на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, принятого с учетом:

— ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

— ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

— нормативно-правовых и других ограничений использования объекта;

— гарантийного срока использования объекта;

— сроков фактической эксплуатации и ранее начисленной суммы амортизации (для объектов, безвозмездно полученных от учреждений, государственных и муниципальных организаций).

В соответствии с п. 9 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 174н),

принятие к бухгалтерскому учету увеличения первоначальной (балансовой) стоимости объекта основных средств в результате восстановительных работ отражается на основании акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф. 0306002).

В Инструкции № 174н и в приказе Минфина России от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» содержится указание на постановление Госкомстата России от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».

Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств составляется в одном или в двух экземплярах в зависимости от способа проведения работ (соответственно хозяйственного или подрядного). В последнем случае один экземпляр остается в учреждении, а второй — передается подрядной организации, выполнявшей восстановительные работы. Величина, на которую изменился срок полезного использования, должна быть отражена в графе 10 «Примечание» акта.

Сведения о произведенных изменениях первоначальной (балансовой) стоимости актива, срока его полезного использования по окончании названных работ отражаются в регистре бухгалтерского учета — инвентарной карточке учета основных средств (ф. 0504031) по соответствующему объекту. На основании акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств и прилагаемой технической документации соответствующая информация должна быть отражена в инвентарной карточке в разделах «Реконструкция, модернизация, достройка, дооборудование, частичная ликвидация» и «Краткая индивидуальная характеристика объекта».

В целях бухгалтерского учета согласно п. 85 Инструкции № 157н расчет годовой суммы амортизации объектов основных средств производится исходя из:

— балансовой стоимости объекта;

— нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта.

В течение финансового года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.

В соответствии с п. 85 Инструкции № 157н в случаях изменения срока полезного использования в связи с изменением первоначально принятых нормативных показателей функционирования амортизируемого объекта основного средства, начиная с месяца, в котором был изменен срок полезного использования, расчет годовой суммы амортизации производится учреждением линейным способом исходя из остаточной стоимости амортизируемого объекта на дату изменения срока полезного использования1 и уточненной нормы амортизации, исчисленной исходя из оставшегося срока полезного использования на дату изменения срока использования2.

В целом по результатам восстановления объекта основных средств профильной комиссией учреждения может быть принято решение:

• об увеличении первоначальной (балансовой) стоимости восстановленных объектов нефинансовых активов (п. 27 Инструкции № 157н);

• об отсутствии или наличии оснований для пересмотра срока полезного использования объекта (п. 44 Инструкции № 157н). Следует отметить, что Инструкция № 157н не

содержит правил определения нового измененного срока полезного использования объекта после проведения восстановительных работ. Соответственно, данный вопрос целесообразно урегулировать с помощью локального стандарта бухгалтерского учета (в соответствующем разделе учетной политики учреждения).

Положениями Налогового кодекса РФ (НК РФ) также предусмотрено право налогоплательщика увеличивать срок полезного использования объекта основного средства после даты ввода его в эксплуатацию, если после восстановления такого объекта срок его полезного использования увеличивается. Нормы налогового законодательства используются при начислении налога на прибыль организаций в рамках приносящей доход деятель-

1 Под остаточной стоимостью амортизируемого объекта на соответствующую дату понимается балансовая стоимость объекта, уменьшенная на сумму начисленной на соответствующую дату амортизации.

2 Под оставшимся сроком полезного использования на соответствующую дату понимается срок полезного использования амортизируемого объекта, уменьшенный на срок его фактического использования на соответствующую дату.

ности учреждений. Также целесообразным является их обоснованное применение и в бухгалтерском учете, в том числе и в целях сближения показателей бухгалтерского и налогового учета.

По общему правилу, амортизируемым признается находящееся в собственности налогоплательщика имущество, используемое им для извлечения дохода, стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Срок полезного использования таких объектов должен составлять более 12 мес., а первоначальная стоимость — превышать 40 тыс. руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования (п. 1 ст. 258 НК РФ). Указанный срок налогоплательщик определяет самостоятельно на дату ввода объекта в эксплуатацию с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением № 1.

Налоговый кодекс РФ предусматривает два способа начисления амортизации объектов основных средств: линейный и нелинейный (п. 1 ст. 259 НК РФ). Большинство учреждений используют линейный метод, что опять же обоснованно для реализации сближения бухгалтерских и налоговых показателей амортизационных отчислений в рамках приносящей доход деятельности. Расчет ежемесячной суммы амортизации, уменьшающей налоговую базу линейным методом, производится по каждому из объектов основных средств и представляет собой произведение первоначальной (восстановительной) стоимости актива и нормы амортизации, установленной для него (п. 2 ст. 259.1 НК РФ). Норма амортизации для объекта основных средств определяется исходя из срока его полезного использования по формуле:

К = (1: п) х 100 %, где К — норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества; п — срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, мес. Налоговое законодательство определяет срок полезного использования как период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика (п. 1 ст. 258 НК РФ). Все это в полной мере соответствует содержанию п. 44 Инструкции № 157н.

Капитальные вложения в достройку, дооборудование, реконструкцию и модернизацию объектов

основных средств не относятся к амортизируемому имуществу, но по нормам НК РФ увеличивают первоначальную стоимость актива (п. 2 ст. 257, п. 5 ст. 270 НК). Поэтому списание понесенных в ходе выполнения названных работ расходов следует производить именно через механизм амортизации активов. При этом налоговым законодательством не определена минимальная сумма расходов на восстановительные работы, которая может быть списана на увеличение первоначальной стоимости объекта основных средств.

Следовательно, даже если величина капитальных вложений не превышает лимита стоимости актива, исходя из которого он признается амортизируемым имуществом в соответствии с НК РФ (40 000 руб.), списать их при налогообложении прибыли учреждения единовременно нельзя (п. 5 ст. 270 НК РФ, письмо Минфина России от 10.09.2009 № 03-03-06/2/167). В равной степени это касается и тех случаев, когда до проведения восстановительных работ первоначальная стоимость объекта основных средств была полностью самортизирована (см. письмо Минфина России от 23.09.2011 № 03-03-06/2/146).

Самым очевидным последствием восстановительных работ в части изменения амортизационных отчислений является увеличение первоначальной стоимости объекта основных средств. Инструкция № 157н не содержит никаких требований о пересмотре ежемесячной нормы или суммы амортизации по объекту для тех случаев, когда не изменяется срок его полезного использования по результатам восстановления.

Согласно НК РФ, если в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта основных средств срок его полезного использования не увеличился, налогоплательщик при исчислении амортизации учитывает оставшийся срок полезного использования. Таким образом, норма амортизации в данном случае не пересматривается, а продолжает применяться до полного списания стоимости актива. Эта позиция не раз уточнялась представителями Минфина и ФНС России (см. письма Минфина России от 26.09.2012 № 03-03-06/1/503, от 09.06.2012 № 03-03-10/66, от 13.03.2012 № 03-03-06/1/126, ФНС России от 14.03.2005 № 02-1-07/23 и др.).

Однако представители судебных органов в данном случае придерживаются иной позиции. Понятие «оставшийся срок полезного использования» они обоснованно квалифицируют непосредственно

как срок полезного использования на дату окончания восстановительных работ, в соответствии с которым должна быть пересчитана и норма амортизации (см. определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.11.2007 № 14740/07, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 07.09.2008 по делу № А29-6646/2007, ФАС Поволжского округа от 17.07.2007 № А49-998/07 и др.).

Пункт 85 Инструкции № 157н под оставшимся сроком полезного использования также подразумевает срок полезного использования амортизируемого объекта, уменьшенный на срок его фактического использования на соответствующую дату (в нашем случае — дату ввода в эксплуатацию восстановленных объектов основных средств) 3. При принятии данной нормы и при условии финансирования восстановительных работ за счет приносящей доход деятельности бухгалтеру бюджетного учреждения, возможно, придется аргументировать и отстаивать свою позицию перед проверяющими органами.

Отметим, что пересчитанные суммы амортизации по введенным в эксплуатацию восстановленным объектам учреждения на условиях двух вышерассмотренных позиций будут существенно различаться и, соответственно, значительно влиять на налоговое бремя. Рассмотрим примеры.

Пример 1. По оборудованию учреждения, первоначальная стоимость которого составила 620 000руб., при вводе в эксплуатацию установлен срок полезного использования 10 лет (120 мес.). По истечении 7 лет (84 мес.) эксплуатации по оборудованию выполнен комплекс работ по модернизации, затраты по названным работам составили 180 000 руб. За время эксплуатации начисленная сумма амортизации составила 434 000 руб. Срок полезного использования оборудования в результате модернизации не изменился.

Установленная норма амортизации при вводе оборудования в эксплуатацию равна 0,833 % (1:120 мес. х 100 %). Ежемесячная сумма амортизации до модернизации — 5 165 руб. (620 000 руб. х х 0,833%). Балансовая стоимость оборудования после завершения восстановительных работ равна 800 000 руб. (620 000 руб. + 180 000 руб.).

Вариант 1. В соответствии с позицией судебных органов и нормой Инструкции № 157н в целях начисления амортизации используется оставшийся

3 Данное определение приведено в Инструкции № 157н к ситуации, когда срок полезного использования восстановленного объекта основных средств увеличивается.

срок полезного использования (т. е. 36 мес.). Новая норма амортизации будет равна 2,778% (1: 36 х х 100 %%). При применении новой нормы амортизации ежемесячная сумма амортизации будет равна 10 167 руб. (800 000 руб. — 434 000 руб.) х х 2, 778 %%).

Вариант 2. Налогоплательщик руководствуется позицией Минфина и ФНС России и при применении ранее установленной нормы амортизации ежемесячная сумма амортизации будет составлять 3 049 руб. (800 000 руб. — 434 000 руб.) х х 0,833%). Оставшаяся стоимость оборудования будет продолжать амортизироваться в течение 120 мес. (800 000 руб. — 434 000 руб. / 3 049 руб.).

Во втором варианте начисление амортизации производится сверх установленного срока полезного использования объекта, установленного налогоплательщиком при вводе объекта в эксплуатацию, т. е. при неизменной норме амортизации формально срок полезного использования не увеличивается, однако фактически он продлевается. Минфин России, ссылаясь на нормы ст. 259.1 НК РФ, отмечает, что если норма амортизации после проведения восстановительных работ остается неизменной, смысла в корректировке срока полезного использования в пределах одной амортизационной группы нет, поскольку при линейном методе амортизации предполагается, что затраты на объект основных средств равномерно списываются в расходы в течение срока полезного использования (см. письмо Минфина России от 03.10.2013 № 03-03-06/1/40974). В целом это не противоречит налоговому законодательству, поскольку п. 2 ст. 259 НК РФ установлены два способа списания основного средства:

— или полное списание стоимости актива;

— или выбытие из состава амортизируемого имущества.

Как упоминалось выше, Инструкция № 15 7н не содержит правил определения нового измененного срока полезного использования объектов основных средств после проведения их восстановления. При этом многие специалисты в данном вопросе рекомендуют придерживаться норм налогового законодательства. Пункт 1 ст. 258 НК РФ предусматривает право налогоплательщика на увеличение в результате восстановительных работ срока полезного использования основного средства (после даты ввода его в эксплуатацию по окончании названных работ). Обратимся к письму Минфина России от 13.03.2006 № 03-03-04/1/216. Из него следует, что при изменении стоимости объекта основного средства в

результате проведения работ по модернизации, в случае увеличения срока или без его увеличения норма амортизационных отчислений не меняется. То есть нормы амортизационных отчислений, установленные при вводе в эксплуатацию объекта основных средств, продолжают применяться до полного списания его балансовой стоимости. Такая же позиция содержится и в письме Минфина России от 13.03.2012 № 03-03-06/1/126.

Однако в письме от 26.09.2012 № 03-0306/1/503 чиновники Минфина России все же пришли к выводу, что продолжать амортизировать объект основных средств после восстановления следует по нормам, которые определены с учетом увеличившегося срока полезного использования в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство4. Это означает, что объекты основных средств в рассматриваемых обстоятельствах не переводятся в другую амортизационную группу, даже если изменилось их технологическое или служебное назначение. Подобная позиция Минфина России высказывалась в письме от 03.10.2013 № 03-03-06/1/40974. Судебные органы также придерживаются позиции, согласно которой в НК РФ не содержится запрета на пересчет нормы амортизации (в частности, см. постановление ФАС Московского округа от 03.06.2009 № А40-58242/08-20-265).

Таким образом, по общим правилам, в целях налогообложения остаточную стоимость восстановленных объектов основных средств (включая стоимость произведенной достройки, дооборудования, реконструкции и модернизации) следует продолжать амортизировать по нормам, которые определены с учетом увеличившегося срока полезного использования актива, но в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство.

Но в данном аспекте следует учитывать особенность определения срока полезного использования объектов основных средств учреждений бюджетной сферы, предусмотренную п. 44 Инструкции № 157н, а именно, обязательное применение наибольшего срока полезного использования по основным средс-

4 Если при первоначальном вводе в эксплуатацию объекта основных средств для него был установлен максимальный срок полезного использования по соответствующей амортизационной группе, то после восстановления такого объекта срок его полезного использования не увеличивается.

твам, входящим в амортизационные группы с первой по девятую. Таким образом, в целях налогового учета в рамках приносящей доход деятельности никакого изменения срока полезного использования таких восстановленных объектов основных средств учреждений не происходит.

В то же время бухгалтерское законодательство не содержит ограничений на увеличение срока полезного использования активов. Пункт 85 Инструкции № 157н предписывает в случаях изменения срока полезного использования расчет годовой суммы амортизации производить исходя из остаточной стоимости амортизируемого объекта на дату изменения срока полезного использования и уточненной нормы амортизации, исчисленной исходя из оставшегося срока полезного использования на дату изменения срока использования. При принятии данной нормы в показателях бухгалтерского и налогового учета учреждения будут возникать несоответствия.

Пример 2. По оборудованию учреждения, первоначальная стоимость которого составила 900 000руб., при вводе в эксплуатацию установлен срок полезного использования 7лет (84 мес.). Оборудование относится к четвертой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7лет включительно). Через 40 мес. эксплуатации (т. е. за 34 мес. до окончания срока полезного использования) по оборудованию выполнен комплекс работ по модернизации. Затраты по модернизации составили 230 000 руб. За время эксплуатации до модернизации начисленная сумма амортизации составила 428 571 руб.

Установленная норма амортизации при вводе оборудования в эксплуатацию равна 1,19 % (1: 84х х 100 %). Ежемесячная сумма амортизации до модернизации —10 710руб. (900 000руб. х 1,19 %>). Балансовая стоимость оборудования после завершения восстановительных работ — 1130 000руб. (900 000 руб. + 230 000 руб.).

По решению профильной комиссии учреждения для целей бухгалтерского учета срок полезного использования оборудования в результате его модернизации пересмотрен и увеличен на 24 мес.

После даты ввода в эксплуатацию модернизированного оборудования начисление амортизации производится исходя из нового срока полезного использования, т. е. 58 мес. (34 + 24). Новая норма амортизации составит 1,724 % (1: 58 х 100 %). Ежемесячная сумма амортизации после модернизации — 12 093 руб. [(1 130 000 руб. — 428 571 руб.) х 1,724 %0].

Отметим, что если в результате восстановительных работ срок полезного использования объектов основных средств уменьшился, то их остаточную стоимость (включая стоимость произведенной достройки, дооборудования, реконструкции и модернизации) следует продолжать амортизировать по нормам, которые определены при первоначальном вводе актива в эксплуатацию (см., в частности, письмо Минфина России от 26.09.2012 № 03-0306/1/503).

Также следует напомнить, что согласно НК РФ в рассматриваемых ситуациях налогоплательщик имеет право воспользоваться амортизационной премией — включить в состав расходов отчетного (налогового) периода не более 10 % (не более 30 % для объектов основных средств, относящихся к 3 — 7 амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях модернизации объектов основных средств, суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ. Такие расходы (представляющие собой капитальные вложения учреждения) признаются в качестве косвенных расходов того отчетного (налогового) периода, на который приходится дата начала амортизации (дата изменения первоначальной стоимости) объектов основных средств, в отношении которых были осуществлены восстановительные работы. В данном аспекте следует обратить особое внимание на порядок определения дат приостановления и возобновления начисления амортизации после завершения восстановительных работ по объектам основных средств.

Пункт 85 Инструкции № 157н предусматривает приостановление амортизации объектов основных средств в течение срока их полезного использования на период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 мес. Аналогичное требование содержит и налоговое законодательство, при этом формулировки НК РФ являются более четкими (ст. 259 и 322 НК РФ). Приняв их за основу, в учетной политике учреждения для целей бухгалтерского учета целесообразно зафиксировать следующий вариант приостановки и возобновления начисления амортизации по объектам основных средств:

— дата прекращения начисления амортизации — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором началось восстановление объекта;

— дата возобновления начисления амортизации — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором окончены восстановительные работы по объекту.

Если восстановительные работы согласно плану их проведения и сметы предусматриваются на период менее 12 мес., то приостановления начисления амортизации не происходит. «Новая», пересчитанная норма и сумма амортизации после восстановления начинает применяться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект основных средств был введен в эксплуатацию после окончания восстановительных работ, оформления всех необходимых документов и внесения корректировок в инвентарную карточку учета основных средств.

В заключение отметим, что с 01. 01.2014 музеи, театры, библиотеки и концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, вправе отказаться от применения общеустановленного порядка начисления амортизации в отношении амортизируемого имущества (п. 7 ст. 259 НК РФ). В этом случае затраты как на приобретение, так и на восстановление (достройку, дооборудование, реконструкцию и модернизацию) объектов основных средств учитываются в материальных расходах в полной сумме по мере ввода объектов в эксплуатацию. Исключение составляют лишь объекты недвижимого имущества, которые по-прежнему необходимо амортизировать по общеустановленным правилам. Выбранный учреждением вариант следует отразить в соответствующих разделах учетной политики учреждения как для целей бухгалтерского, так и налогового учета.

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

3. О Единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР: постановление Совета Министров СССР от 22.10.1990 № 1072.

4. О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы: постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.

5. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

6. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н.

7. Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств: постановление Госкомстата России от 21.01.2003 № 7.

8. Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению: приказ Минфина России от 15.12.2010 № 173н.

9. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.11.2007 № 14740/07.

10. Письмо Минфина России от 13.03.2006 № 03-03-04/1/216.

11. Письмо Минфина России от 10.09.2009 № 03-03-06/2/167.

12. Письмо Минфина России от 23.09.2011 № 03-03-06/2/146.

13. Письмо Минфина России от 26.09.2012 № 03-03-06/1/503.

14. Письмо Минфина России от 13.03.2012 № 03-03-06/1/126.

15. Письмо Минфина России от 09.06.2012 № 03-03-10/66.

16. Письмо Минфина России от 26.09.2012 № 03-03-06/1/503.

17. Письмо Минфина России от 03.10.2013 № 03-03-06/1/40974.

18. Письмо Минфина России от 03.10.2013 № 03-03-06/1/40974.

19. Письмо ФНС России от 14.03.2005 № 02-1-07/23.

20. Постановление ФАС Московского округа от 03.06.2009 № А40-58242/08-20-265.

21. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 07.09.2008 по делу № А29-6646/2007.

22. Постановление ФАС Поволжского округа от 17.07.2007 № А49-998/07.

23. Рогозина О. Норма амортизации для модернизированного ОС // Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия». 2013. № 40.

24. URL: http://www. consultant. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.