АМОРТИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА: ФОРМИРОВАНИЕ И ЭФФЕКТИВНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ И УЧЕТЕ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО
КОМПЛЕКСА
И. И. КРУЖКОВА, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита Орловский государственный аграрный университет
Грамотно разработанная учетная политика в области основных средств и их амортизации позволит предприятию умело регулировать свое текущее финансовое состояние. При этом особое внимание следует уделить классификации основных средств. В последнее время становится очевидным появление принципиально новых видов основных средств, которые не определены в бухгалтерском учете, но по сути относятся к ним.
Методология отражения амортизации основных средств в составе расходов предприятия диктуется ростом значения учетной политики как основного организационного принципа ведения бухгалтерского и налогового учета на предприятии.
Одним из направлений эффективности использования основных средств является правильно сформированная амортизационная политика. Стало очевидным, что амортизационная политика определяет эффективность использования имущества и приводит к снижению себестоимости продукции.
В условиях рыночной экономики значительно возрастает роль бухгалтерского учета как важнейшего средства получения полной и достоверной информации об имуществе предприятия и своевременного доведения этих сведений до пользователей бухгалтерской отчетности.
Для современного состояния сельскохозяйственных организаций Орловской области характерны свертывание инвестиционной деятельности и
неэффективная система амортизации. В результате усугубляется их технологическая отсталость. Проблемой стало не совершенствование, а поддержание производственного потенциала на прежней технической основе. Только продуманная амортизационная политика обеспечит создание достаточного фонда возмещения для постоянного обновления основных средств.
Проводимая государством и местными органами власти политика налогообложения в дальнейшем должна стимулировать вложение средств в развитие и модернизацию производства, в инновации и инвестиции, так как только на их основе возможен рост потребления.
Говоря о положительном опыте реализации в Орловской области приоритетного национального проекта «Развитие АПК», важно, чтобы распределение прибыли между федеральным центром и Орловской областью, как субъектом экономической деятельности, не только преследовало интересы государства, но и обеспечивало объективные потребности расширенного воспроизводства каждой сельскохозяйственной организации в условиях эквивалентного обмена и экономически равных взаимоотношений.
На практике организации часто разрабатывают единую учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета, выделяя в ней два самостоятельных раздела:
1) по правилам ведения бухгалтерского учета;
2) по правилам ведения налогового учета.
Такой подход позволяет исключить дублирование положений, норм, правил, способов и методов, применяемых в бухгалтерском и налоговом учете.
Разрабатывая учетную политику организации, необходимо выделить следующие ее разделы:
• учетная политика для целей бухгалтерского
учета;
• учетная политика для целей налогообложения;
• главному бухгалтеру;
• контроль за исполнением приказа об учетной
политике.
Каждый из разделов включает в себя подразделы, которые раскрывают сущность того или иного раздела и методологию бухгалтерского и налогового учета и контроля.
Предлагаемая структура учетной политики организации может быть дополнена необходимыми подразделами в зависимости от правовой формы и специфики деятельности предприятия. Исходная структура включает в себя наиболее общие пункты и разделы, которые должны найти свое отражение в учетной работе организации.
Структура учетной политики, определяющая содержание порядка учета объектов основных средств, включает достаточно подробное описание, начиная от единиц измерения, порядка поступления, движения и списания объектов основных средств и заканчивая указаниями сроков полезного использования и начисления амортизации по объектам основных средств.
При формировании учетной политики как для целей бухгалтерского, так и налогового учета в организациях большое внимание следует уделять методам и способам начисления амортизации. По мнению автора, целесообразно выделение отдельного вида учетной политики — «Амортизационная политика» как одного из наиболее объемного и экономически обоснованного раздела при принятии управленческих решений. Необходимость ее выделения в учетной политике как самостоятельной части также связана с разработкой оптимальной модели учета основных средств и их амортизации для организации.
Амортизационная политика представляет собой организацию учетного процесса, определяемую интересами предприятия, отражающую экономическую структуру и порядок постепенного снижения ценности имущества вследствие его изнашивания, который включает в себя определение оптимальной
модели отнесения стоимости внеоборотных активов на затраты производства в целях моделирования финансового результата деятельности организации.
Основой для составления амортизационной политики является хозяйствующий субъект, а не государство. Амортизационная политика, выбранная организацией, становится одним из решающих факторов в формировании инвестиционного потенциала и представляет возможности для налогового планирования, при этом позволяя снизить налоговую базу не только по налогу на прибыль, но и по налогу на имущество.
При формировании амортизационной политики главными принципами являются:
• классификация и группировка объектов основных средств;
• установление сроков полезного использования основного средства;
• применение методов начисления амортизации по объектам и группам объектов основных средств;
• порядок проведения переоценки основных средств и ее отражения на счетах бухгалтерского учета;
• условия и порядок учета имущества, взятого в лизинг (финансовую аренду);
• формирование резервов на ремонт объектов основных средств.
Приведенная классификация и группировка объектов основных средств будут способствовать безошибочному отнесению объектов к той или иной амортизационной группе и справедливому установлению сроков эксплуатации.
Объединяя учетную политику для целей бухгалтерского учета и налогообложения, по мнению автора, необходимо разграничить эти два документа, в то же время дав право организации решать самой — разграничивать или объединять эти два документа.
При этом необходимо привести в амортизационной политике допустимые варианты отражения и нормативные документы, регулирующие порядок организации и ведения учета внеоборотных активов для целей бухгалтерского учета (рис. 1).
Основные элементы амортизационной политики для целей налогообложения представлены на рис. 2. Амортизационная политика для целей налогообложения должна обязательно включать подробную информацию по формированию доходов и расходов в части внеоборотных активов для правильного исчисления налогов. Иначе налоговыми
ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА
Рис. 1. Структура амортизационной политики организации для целей бухгалтерского учета
Рис. 2. Структура амортизационной политики для целей налогообложения
органами при проверке правильности исчисления налогов порядок формирования доходной и расходной частей будет трактоваться в пользу государства. Неоговоренные пункты амортизационной политики для целей налогообложения не будут приниматься во внимание при исчислении налога на прибыль, налога на имущество и т. д.
Правильно разработанная амортизационная политика будет способствовать ускорению процесса обработки данных, правильности формирования результатов деятельности организаций для целей налогообложения.
Любая организация, уплачивающая налоги, заинтересована в том, чтобы уменьшить сумму
полученных доходов на величину произведенных расходов. Одним из видов налогооблагаемых расходов налогоплательщика является амортизация, начисляемая по амортизируемому имуществу. Вместе с тем, чтобы законно учесть суммы налоговой амортизации, налогоплательщику следует в учетной политике для целей налогообложения закрепить не только сам способ начисления амортизационных сумм, но и некоторые иные положения.
Налогоплательщику, определяя свою амортизационную политику в целях налогообложения, в первую очередь следует выделить экономические элементы учетной политики по данному разделу положения. Для этого необходимо рассмотреть основные структурообразующие элементы амортизационной политики для целей налогообложения.
Во-первых, группировку амортизируемых основных средств по амортизационным группам в соответствии с п. 1 ст. 258 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). В силу п. 1 ст. 258 НК РФ сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.
В Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденную постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, начиная с 2007 г. вносились изменения, которые главным образом были сопряжены с сокращением сроков полезного использования отдельных наименований объектов основных средств, т. е. их переносом из амортизационных групп с большим сроком полезного использования в амортизационные группы с меньшим сроком полезного использования.
Для видов основных средств, которые не поименованы в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно исходя из технических условий или рекомендаций изготовителя (п. 6 ст. 258 НК РФ). Согласно п. 6 ст. 258 НК РФ для видов основных средств, которые не названы в амортизационных группах, срок полезного использования может устанавливаться налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомен-
дациями организаций-изготовителей. Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 252 НК РФ налогоплательщик вправе самостоятельно определять, к каким затратам отнести расходы в данном случае.
Увеличение срока полезного использования по основным средствам, в отношении которых производились реконструкция, модернизация или техническое перевооружение, производится только в пределах сроков, установленных для амортизационной группы, в которую включен объект (п. 1 ст. 258 НК РФ). Отсутствие такой оговорки может привести к лишним трудозатратам бухгалтера. Согласно п. 1 ст. 258 НК РФ налогоплательщик вправе увеличивать срок полезного использования основных средств, в отношении которого производились реконструкция, модернизация или техническое перевооружение. Использование данной возможности в налоговом учете закрепляется в налоговой политике. При этом необходимо помнить, что увеличение срока полезного использования производится только в пределах сроков, установленных для амортизационной группы, в которую включен объект.
В бухгалтерском учете в соответствии с п. 20 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (далее — ПБУ 6/01) в случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенных реконструкции или модернизации организацией пересматривается срок полезного использования по этому объекту. Если в бухгалтерском учете по такому основному средству срок полезного использования будет увеличен, а в налоговом учете останется прежним, то это приведет к разницам между суммами начисленной бухгалтерской и налоговой амортизации основных средств. Вследствие этого организация будет вынуждена отражать в учете разницы, возникающие между данными бухгалтерского и налогового учета в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02.
Во-вторых, метод начисления амортизации по отдельным группам объектов основных средств (п. 1 ст. 259 НК РФ). Еще в преддверии 2009 г. концептуально был пересмотрен подход к начислению амортизации в целях налогообложения прибыли организаций. В НК РФ принципиально поменялся порядок начисления амортизации с использованием нелинейного метода. В соответствии с положениями НК РФ при выборе начисления
амортизации нелинейным методом амортизация начисляется не в отношении отдельного объекта основного средства или объекта нематериального актива, а в целом по амортизационной группе (п. 2 ст. 259.2 НК РФ). Таким образом, на законодательном уровне была определена возможность отказа от пообъектного начисления амортизации и предусмотрена возможность начисления амортизации методом убывающего остатка по укрупненным амортизационным группам (пулам).
Вместе с тем налоговое законодательство предоставило налогоплательщикам право самостоятельно выбирать использование нелинейного или линейного метода начисления амортизации. Однако нелинейный метод начисления амортизации на практике налогоплательщики не применяют.
Статья 259 НК РФ позволяет налогоплательщику воспользоваться либо линейным, либо нелинейным способом начисления амортизации по всем объектам амортизируемого имущества. Исключение составляют лишь здания, сооружения, передаточные устройства и нематериальные активы, входящие в восьмую — десятую амортизационные группы, причем независимо от срока ввода их в эксплуатацию.
Переход с нелинейного метода на линейный может осуществляться не чаще одного раза в пять лет (возможность смены только с начала очередного налогового периода). При переходе с линейного метода на нелинейный ограничений не установлено.
В-третьих, специальные коэффициенты и пониженные нормы амортизации в отношении отдельных объектов (пп. 1, 2, 3, 4ст. 259.3 НК РФ). По имуществу, которое используется в условиях агрессивной среды или в многосменном режиме, амортизацию можно ускорить вдвое, а по сдаваемым в лизинг объектам использовать коэффициент от 1 до 3.
Начиная с 2009 г. был отменен понижающий коэффициент 0,5 к основной норме амортизации, который применялся ранее при амортизации легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов с первоначальной стоимостью более 600 000 и 800 000 руб. соответственно.
В случае использования нелинейного метода начисления амортизации налогоплательщик должен отметить, что основные средства, по которым используется коэффициент, объединяются в отдельную подгруппу. Норма амортизации по ней определяется с помощью повышающего коэффициента (п. 13 ст. 258 НК РФ).
Следует напомнить, что в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, налогоплательщик вправе установить к основной норме амортизации повышающий коэффициент не выше 2. Этот коэффициент не применяется к основным средствам, относящимся к первым трем амортизационным группам в случае использования нелинейного метода амортизации.
Кроме того, в отношении основных средств, являющихся предметом лизинга, законодатель позволяет использовать повышающий коэффициент не выше 3.
По основным средствам, относящимся к первым трем амортизационным группам, указанный специальный коэффициент не применяется. При этом, какой используется метод начисления амортизации — линейный или нелинейный, значения не имеет (письмо Минфина России от 17.04.2009 № 03-03-06/1/255).
Если организация использует пониженные нормы начисления амортизации на основании п. 4 ст. 259.3 НК РФ, то это также нужно зафиксировать в налоговой политике.
Установить порядок определения нормы амортизации по объектам основных средств, бывшим в употреблении, с учетом уменьшения на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником (п. 7 ст. 258 НК РФ). В силу п. 7 ст. 258 НК РФ налогоплательщик в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам вправе определять норму амортизации с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. Таким образом, в отношении имущества, бывшего в эксплуатации, налогоплательщик должен зафиксировать, как он будет определять срок его полезного использования — с учетом уменьшения на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником или нет.
Если организация учитывает срок эксплуатации объекта предыдущим собственником, то в налоговой политике следует отразить порядок документального подтверждения этого срока. В соответствии с письмом УФНС России по г. Москве от 07.07.2008 № 20-12/064109 документальным подтверждением срока в части основных средств, приобретенных у российских компаний, могут вы-
ступать акты о приеме-передаче основных средств формы № ОС-1 или ОС-1а.
Если речь идет об основных средствах, приобретаемых у иностранных фирм, то срок эксплуатации объекта можно подтвердить документами. Они должны быть оформлены в соответствии с законодательством страны, резидентом которой является предыдущий собственник имущества, обычаями делового оборота, применяемыми в этом иностранном государстве, и (или) документами, косвенно подтверждающими срок эксплуатации основного средства у предыдущего собственника (письмо Минфина России от 16.06.2010 № 03-0306/1/414).
В-четвертых, положение о документальном оформлении перевода амортизируемого имущества в состав имущества, исключаемого из категории амортизируемого (п. 3 ст. 256 НК РФ). В
статье 256 НК РФ перечислены виды имущества, по которым амортизация не начисляется. Причем в п. 2 указанной статьи речь идет об имуществе, по которому амортизация не начисляется вообще, а в п. 3 — об имуществе, исключаемом из состава амортизируемого при определенных обстоятельствах. Так, на основании п. 3 ст. 256 НК РФ из состава амортизируемого имущества исключаются объекты основных средств:
• переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование;
• переведенные по решению руководителя организации на консервацию сроком более 3 мес.;
• находящиеся по решению руководителя организации на реконструкции и модернизации, срок которой превышает 12 мес.
Кроме того, необходимо указать ответственных за оформление указанных документов. Указать вариант включения в расходы от 10 до 30 % суммы произведенных капитальных вложений в основные средства, с указанием групп амортизируемого имущества (п. 9 ст. 258 НК РФ). Для объектов основных средств, относящихся к амортизационным группам (с 3-й по 7-ю включительно), появилась возможность относить на расходы текущего периода до начала начисления амортизации определенную долю расходов на приобретение или создание объектов основных средств (амортизационную премию) в большем размере — этот размер был увеличен с 10 до 30 %; при сочетании нелинейного метода начисления амортизации и амортизационной премии по амортизационным группам (с 3-й по 7-ю включительно) налогоплательщики получили возможность
относить на расходы основную часть стоимости приобретаемых объектов основных средств.
Если основное средство, по которому была применена амортизационная премия, реализуется ранее чем по истечении пяти лет с момента ввода его в эксплуатацию, то амортизационная премия должна быть восстановлена. Поэтому налогоплательщику в своей налоговой политике следует закрепить положение о том, в каком периоде она восстанавливается. В письме Минфина России от 02.06.2010 № 03-03-06/1/364 рекомендуется восстанавливать амортизационную премию в том отчетном (налоговом) периоде, в котором реализуется основное средство.
Воспользоваться амортизационной премией по основному средству, полученному безвозмездно, нельзя (п. 9 ст. 258 НК РФ). Кроме того, согласно письму Минфина России от 24.05.2007 № 03-0306/1/302 амортизационная премия не применяется в отношении неотделимых улучшений арендованного имущества.
По поводу применения амортизационной премии в части основных средств, приобретенных по договорам мены, Минфин России не возражает (письмо от 30.03.2010 № 03-03-06/2/61).
Как показывает практика учета для целей налогообложения объектов основных средств, случаи применения права налогоплательщиков включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения крайне редки. Объясняют этот факт расчеты, которые показывают, что даже с учетом дополнительных к суммам амортизации расходов на капитальные вложения в форме амортизационной премии не преодолевается инфляционный барьер, что в свою очередь приводит к невозможности использования амортизации по ее прямому назначению, в частности простому и расширенному воспроизводству объектов основных фондов.
В-пятых, порядок списания на затраты по производству (расходы на продажи) по мере ввода в эксплуатацию объектов основных средств стоимостью не более 40 000руб. (п. 1 ст. 318 НК РФ).
Организациям с 01.01.2006 предоставлено право активы, в отношении которых выполняются все условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, но стоимость которых находится в пределах лимита (не более 20 000 руб.), установленного организацией, классифицировать как материально-производственные запасы.
В налоговом учете объекты основных средств стоимостью до 40 000 руб. (с 01.01.2011) счита-
ются неамортизируемым имуществом, поэтому стоимость производственного и хозяйственного инвентаря до 20 000 руб. лучше сразу списывать на расходы, исключив при этом возникновения разниц (Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02), а со стоимости производственного инвентаря от 20 000 до 40 000 руб. будут формироваться постоянные разницы, начиная с объектов основных средств, приобретенных после 01.01.2011 и введенных в эксплуатацию.
Несмотря на то, что с 01.01.2011 стоимость амортизируемого имущества увеличена законодателем до 40 000 руб., величина суммарного баланса амортизационной группы, позволяющая налогоплательщику ее ликвидировать, осталась прежней и составляет 20 000 руб.
Если суммарный баланс амортизационной группы становится менее 20 000 руб., то фирма получает возможность ликвидировать данную группу, а оставшийся суммарный баланс признается внереализационным расходом текущего периода. Возможность ликвидации суммарного баланса по достижении им величины менее 20 000 руб. нужно закрепить в налоговой политике налогоплательщика (п. 12 ст. 259.2 НК РФ).
Если по истечении срока полезного использования имущество исключается из амортизационной группы с сохранением ее суммарного баланса, то это также следует отметить в налоговой политике.
В условиях развития рыночных отношений амортизационные отчисления утратили свою основную функцию — воспроизводственную, которую они выполняли в годы плановой экономики. Одной из причин утраты воспроизводственной функции амортизационных отчислений является инфляция, но не только. В современных условиях рыночной экономики суммы начисленной амортизации превратились просто в некий расход, регулирующий уровень налоговой нагрузки, величина которого зависит от отрасли экономики, в которой работает та или иная организация-налогоплательщик, имеющая в собственности определенный перечень амортизируемого имущества — объектов основных средств. Этот факт подтверждает и сама жизнь, и признают структуры власти России.
В пункте 1 разд. II Основных направлений налоговой политики РФ на 2010 г. и на плановый период 2011—2012 гг. (одобренных Правительством РФ 25.05.2009) отмечалось, что Правительство РФ вынуждено постоянно менять состав аморти-
зационных групп, что делается как для снижения уровня налоговой нагрузки, так и для учета изменившейся ситуации в той или иной отрасли, однако сами сроки полезного использования для того или иного объекта основных средств перестали быть обоснованными.
Однако, по мнению автора, нуждается в поправке формулировка, изложенная в Основных направлениях налоговой политики РФ в отношении сумм начисленной амортизации. Необходимо внести уточнения, что перестали быть обоснованными не сроки полезного использования объектов основных средств, а расходы, связанные с производством и (или) реализацией в части сумм начисленной амортизации, в условиях рыночной экономики.
Расход с наименованием «Регулятор уровня налоговой нагрузки» не предусмотрен в перечне расходов, признаваемых для целей налогообложения налогом на прибыль в рамках гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме (ст. 252 НК РФ). А такой расход, как суммы начисленной амортизации (амортизационные отчисления), в условиях рыночных отношений не является экономически оправданным, так как не выполняет своей основной функции — воспроизводства.
Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 29.06.2010 «О бюджетной политике в 2011—2013 годах» определило, что для начисления амортизации важны не только физические сроки службы объектов основных средств, но и иные факторы, которые оказывают влияние на процесс начисления амортизации и суммы начисленной амортизации. Это, например, скорость развития технологий, заставляющая обновлять объекты основных средств, выводить их из эксплуатации до истечения физического срока их службы. Следует, однако, заметить, что о физических сроках службы объектов основных средств начиная с 2002 г., т. е. с года ввода в действие гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, налоговое законодательство не упоминало.
В течение более 7 лет сроком полезного использования в налоговых целях признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности организации-налогоплательщика. Срок полезного использования
определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями ст. 256 НК РФ и с учетом Классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ, которая косвенно является регулятором налоговой нагрузки налога на прибыль.
Такой подход к определению сроков службы объектов основных средств, как показали расчеты, не решил проблемы обновления парка активных объектов основных фондов, равно как и обновления парка пассивных объектов основных фондов, несмотря на огромные амортизационные отчисления, которые отдельные положения налогового законодательства, в частности положения ст. 322 НК РФ, предусматривали для их обновления.
Учитывая, что показатели, определяющие величину амортизации, оказывают влияние и на формирование себестоимости производимой продукции и, как следствие этого, на величину получаемого финансового результата, следует отметить, что правильно установленные амортизационной политикой показатели, формирующие суммы амортизационных начислений, будут оказывать действенное влияние на результаты деятельности предприятия и на эффективность дальнейшего развития. Правильно и подробно составленная амортизационная политика поможет бухгалтеру без трудностей не только закрыть год, но и составить и сдать в инспекцию бухгалтерские отчеты и налоговые декларации.
Анализируя практику формирования амортизационной политики в организациях, необходимо отметить следующие моменты:
• предприятия ведут единую учетную политику, не подразделяя ее для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения, что может искажать информацию в части расчетов налогов;
• большинство предприятий выбирают линейный метод начисления амортизации, как наиболее отвечающий требованиям бухгалтерского и налогового учета, однако не учитывая эффективность применения того или иного метода начисления амортизации для применения конкретной организацией;
• не производится сравнительный анализ результатов применения других методов начисления амортизации, что приводит к завышению или занижению размеров уплачиваемых налогов и неэффективному использованию объектов основных средств.
В соответствии с этим в качестве основных направлений разработки оптимальной модели амортизационной политики как для целей бухгалтерского, так и налогового учета, по мнению автора, следует выделить следующие:
• использование эффективных методов начисления, при которых воспроизводство объектов внеоборотных активов станет приближенным к реальности;
• ведение контроля за целевым использованием полученных источников для воспроизводства внеоборотных активов.
Обобщая изложенное, необходимо отметить, что амортизационная политика как для целей финансового, так и учета для целей налогообложения, правильность подхода к ее подготовке и принятию могут оказать немаловажное влияние на формирование результатов деятельности организаций.
Перечисленные факторы формирования амортизационной политики не являются исчерпывающими, так как каждое предприятие имеет специфику деятельности. Закрепление в амортизационной политике организаций последних изменений в законодательстве в области бухгалтерского учета и отчетности позволит наилучшим образом организовать учетный процесс, сделать наиболее прозрачной учетную информацию для внешних и внутренних пользователей и, как следствие этого, привлечь инвестиции. Еще раз следует подчеркнуть, что при подготовке амортизационной политики следует внимательно отнестись к специфике отрасли.
Список литературы
1. Авдеев В. В. Учетная политика для целей бухгалтерского учета и налогообложения на 2010 год // Бухгалтер и закон. 2010. № 1. С. 14—19.
2. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 29.06.2010 «О бюджетной политике в 2011—2013 годах».
3. Захарьин В. Налоговая учетная политика на 2011 г. // Новая бухгалтерия. 2011. № 1. С. 50—74.
4. Кружкова И. И. Организационные аспекты амортизационной политики агропромышленного предприятия / Научно-практическая конференция молодых ученых. Орел. Изд. ОрелГАУ. 2011. С. 54.
5. Кружкова И. И. Учет и восстановление амортизационной премии // Налоговая политика и практика. 2010. № 11. С. 45.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 28.12.2010).
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 07.03.2011).
8. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (в ред. от 28.09.2010; с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2011).
9. О финансовой аренде (лизинге): Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ (в ред. от
08.05.2010).
10. О ходе реализации на территории Орловского района приоритетного национального проекта «Развитие АПК»: постановление коллегии Орловской области от 04.07.2006 № 122.
11. О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы: постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (в ред. от
10.12.2010).
12. Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н (в ред. от 25.10.2010).
13. Об утверждении положений по бухгалтерскому учету (вместе с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), Положением по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008): приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н (ред.
от 08.11.2010, с изм. и доп., вступившими в силу с
01.01.2011).
14. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01: приказ Минфина России от 30.03.2001 № 26н (в ред. от 25.10.2010).
15. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02: приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н (в ред. от 25.10.2010).
16. Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности: постановление Правительства РФ от 06.03.1998 № 283.
17. Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов (одобрены Правительством РФ 25.05.2009).
18. Семенихин В. Амортизация в налоговой политике (с учетом амортизационной премии) // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2010. № 51. С. 4.
19. Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2011 год / кол. авт. : А.В. Брызгалин, Е. С. Щербакова, О. С. Федорова, О.Л. Харалгина, М. В. Королева, Т. И. Вятчинова, Е.С. Ефремова // Налоги и финансовое право. 2010. № 11. С. 12-17, 37-299.