Научная статья на тему 'АМИР ТЕМУР - ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ РОДИНЫ И НАЦИИ'

АМИР ТЕМУР - ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ РОДИНЫ И НАЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
306
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ученый XXI века
Область наук
Ключевые слова
НЕЗАВИСИМОСТЬ / АМИР ТЕМУР / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Акчаев Ф. Ш., Турсунов Д. С.

В данной статье речь идёт о великом Амире Темуре. Он был влиятельной личностью своего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AMIR TEMUR - THE PERSONIFICATION OF THE COUNTRY AND NATION

In this article description for a great person who named Amir Temur. He was a man of a complex multi-facated personality.

Текст научной работы на тему «АМИР ТЕМУР - ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ РОДИНЫ И НАЦИИ»

Педагогические науки УДК 433

АМИР ТЕМУР - ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ РОДИНЫ И НАЦИИ

Ф.Ш. Акчаев1, Д.С. Турсунов2

Аннотация

В данной статье речь идёт о великом Амире Темуре. Он был влиятельной личностью своего времени.

Ключевые слова: независимость, национальность, великий, традиция, Амир Те-мур, государство, развитие.

Независимость очень дорога нам, прежде всего тем, что вернула наши священные ценности, богатое культурно-духовное наследие, в том числе правду о личности великого Амира Темура. Именно поэтому в нашей стране ежегодно широко отмечается день рождения Амира Темура, и стало традицией проведение на местах различных мероприятий, включая «Дни Амира Темура», посвя-щённые истории его жизни и деятельности, осмыслению роли и значения Сохи-бкирона в истории узбекского народа. В эпоху тоталитарного режима Амира Темура считали «захватчиком и разрушителем», к его личности относились без должного почтения, издавались книги и статьи, вызывающие у читателей ненависть к нему. Ни для кого не секрет, что лишь после достижения Узбекистаном государственного суверенитета наш народ получил возможность возродить уважение к историческим заслугам Амира Темура. Благодаря независимости мы стали глубже понимать наше прошлое, и именно через эту призму в нас формируется уверенность в своём будущем.

В этом смысле особое значение приобретают слова главы нашего государства Ислама Каримова том, что: «Тот, кто хочет понять узбекский народ, почувствовать его силу, тягу к справедливости, безграничные возможности, вклад в общечеловеческую цивилизацию, и на этой основе проверить нашу веру в будущее, должен вспомнить личность Амира Темура» [1, с. 177].

В контексте этой мысли лежит урок, которому должно следовать сегодняшнее гармонично развитое поколение, имеющее своё независимое мнение, несгибаемую волю и благородные цели.

Несомненно, изучение жизни и деятельности Амира Темура позволит каждому познать бесценное наследие, оставленное Сохибкироном в мировой истории. Он сыграл беспрецедентную роль в развитии узбекской государственности. В истории народов мира Амир Темур оценивается как великий государственный деятель, талантливый полководец, яркая личность. В своё время он не только возродил узбекскую государственность, но поднял её на новый уровень развития, чем и прославился на весь мир.

Лишь благодаря независимости образ Амира Темура превратился в символ узбекского народа. Следовательно, изучение его личности, историю государства, которое он создал, историю династии темуридов, являющиеся неотъемлемой частью истории нашей Родины, имеет немаловажное значение для нынешнего и будущего поколений. К слову, традиционно проводимые «Дни Амира Темура» позволяют ещё раз глубоко поразмыслить пройденный Сохиб-кироном исторический путь, оценить цели и задачи, которые он поставил перед собой.

Несмотря на то, что мы имеем относительно богатые и разнообразные источники об Амире Темуре, до недавних пор имелись некоторые проблемы, связанные с созданием его образа. Огромный шаг в этом плане был сделан после торжеств, посвящённых 660-летию со дня рождения Амира Темура и открытию его скульптур в Ташкенте, Самарканде и Шахрисабзе, в ходе которых пер-

1Акчаев Фаррух Шавкатович - преподаватель кафедры методики преподавания истории, Джизакский ГПИ, Узбекистан.

2Турсунов Диёр Суннатович - Джизакский юридический колледж, Заместитель директора по духовно просветительской работе, Узбекистан.

вый Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов дал чёткие и конкретные указания соответствующим организациям и ведомствам. Кстати, Ибн Арабшох, который был свидетелем жизни и деятельности Амира Темура в качестве полководца и государственного деятеля, оставил ценные письменные воспоминания о нём: «Темур умел подчинять себе смелых, отважных, бесстрашных воинов, уважал мужественных людей. С их помощью он открывал замки даже самых недоступных мест, его люди добывали львов, они могли своим ударом разрушить скалы. Он имел меткую мысль (словно стрелок, безошибочно бьющий по цели), был крайне сообразительным, в несравненной (степени) счастливым, (по своему) величественным, говорящий с твёрдой уверенностью, (правдолюбив, если даже переживал горечь утрат)». [2, с. 65].

Талантливый учёный-литературовед и писатель, автор более десяти монографий и художественных произведений, связанные с историей Кашкадарьи, Карши, Шахрисабза, Сохибкироном Амиром Темуром и темуридов Поён Равшанов приводит ещё и следующее свидетельство от Ибн Арабшоха: «Темур имел высокий рост, ходил прямо как древние богатыри, у него был широкий лоб, большая голова, очень сильным и волевым, с прекрасной рослой осанкой, лицо его было белым с красными оттенками, но без пятен, он не был смуглым, руки и ноги были мощными, плечи широкими, пальцы полными, икры мощными, тело совершенно, бородатый, правая рука и нога парализованы, оба глаза сверкали как свечи, но не выражали радость, голос был грубым... Он не любил шуток и ложь, был равнодушен к развлечениям, ему нравилось быть преданным, даже если в его словах имелось что-то против него самого». [5, с. 113].

Также, испанскому послу Рюи Гонзалес де Клавихо 8 сентября 1405 года удалось встретиться с Амиром Темуром в Самарканде, в его саду «Дилкушо». Вот как он описывает церемонию приёма Сохибкироном зарубежных послов: «Сохибкирон сидела на супе (супа - глиняное возвышение, устраиваемое для сидения или лежания), во дворе садового дворца. Рядом с ним бил фонтан, а в пруду плавали красные яблоки. Царь сидел на шёлковой курпаче (узкое ватное одеяло для сидения, ватная подстилка), облокотившись на лулаболиш «подушка в форме валика). На гладкий шёлковый яктак без узоров (летний лёгкий халат без подкладки), на голове - длинная шапка, на верхушке которой подвешены драгоценные камни». [3, с. 156].

Амир Темур получил образование в медресе, обладал знаниями и широчайшим кругозором. Он был чрезвычайно сообразительным, высоконравственным, гордым и щедрым человеком. Интересовался различными светскими науками, обладал военным искусством. Наизусть читал весь священный Коран, изучил хадисы (предания о пророке Мухаммаде).

Юность Амира Темура прошла в период разгара монгольского деспотизма. В это время в Моварауннахр был переименован Чигатайский улус (улус - большое административно-территориальное деление феодального государства в Средней Азии того времени). Монголы разрушили города и кишлаки, мечети и соборные мечети, библиотеки и оросительные системы. От их гнёта и лишений страдал народ. К тому же, в различных уголках края то и дело возникали распри между местными кланами, выступающие за суверенитет, в частности, в Хорезме - суфии, в Кашкадарье - барлосы, в долине Ахангарана - жалои-ры, в Бухаре - садры, в Термезе - саййиды и другие силы, из-за чего во всём Моварауннахре возникла серьёзная опасность кровопролития. Именно поэтому в 1360 году хан Монголии Туглук Темур захватил Моварауннахр, чтобы проучить местных правителей. В этот тяжёлый момент на политической арене Моварауннахра появился молодой Темурбек, поставивший перед собой благородную цель - освободить край от монгольских захватчиков. Он разумно оценил политическую обстановку и понял, что для достижения поставленной цели ему необходимо быть крайне осторожным, собрать вокруг себя патриотические силы, и когда наступит удобный момент, начать наступление на врага.

Наша история доказала, что правители, поставившие перед собой благороднейшую цель - достижение независимости, всегда проявляли невиданную доселе доблесть, мужество и отвагу, и поэтому их устремления высоко ценятся

и навечно остаются в памяти народной. В этом смысле уместно вспомнить события 1370 и 1991 годов, когда два великих правителя боролись на суверенитет своей Отчизны. Первый из них - Амир Темур, противостоявший монгольским захватчикам, второй - сегодняшний глава нашего государства Ислам Каримов, освободивший страну и народ от ига красной империи.

Достижению Амиром Темуром своих великих целей препятствовал правитель Балха Амир Хусайн, выступающий претендентом на трон Моварауннахра. По воле случая, весной 1370 года Амир Темур выдвинул свои войска в Балх, осадил его и одержал победу над Амиром Хусайном. Таким образом, Амир Темур стал единственным правителем Моварауннахра. Видные люди края прибыли в Балх, чтобы поздравить его.

В Самарканде состоялась церемония коронации Амира Темура. Но он заявил, что не хочет, чтобы его называли ханом, поскольку решил остаться эмиром и править в соответствии с постулатами Ислама. Столицей своего государства он объявил древний Самарканд, расположенный в довольно удобной географической территории, и приступил к осуществлению своей цели - созданию мощного централизованного государства. И в первый же день своего правления созвал совет и поделился с планом восстановления оборонительной стены вокруг Самарканда и строительства дворца, где он мог бы жить и работать в качестве правителя.

Уже в 1371 году Амир Темур объединил все территории и кланы, стремящиеся к независимости. Главная цель, которую он преследовал в своей многолетней борьбе с монгольским эмиром Камариддином, заключалась в присоединении к своему государству всей восточной части Моварауннахра. А это сыграло решающую роль в восстановлении узбекской государственности и образовании централизованного государства.

Для присоединения Хорезма к Моварауннахру мирным путём, Амир Темур направил письма вождям клана суфиев Хусайну, Юсуфу и Сулейману, правящих Хорезмом, через своих послов. Однако они не согласились справедливому предложению Амира Темура. Впоследствии он был вынужден 5 раз вводить свои войска в Хорезм, и лишь после последнего похода в 1388 году, Хорерзм был присоединён в состав его империи. А перед этими событиями правители Шоша, Термеза, Хисора, Бадахшона, Кундуза признали правление Амира Темура и подчинились его воле.

Таким образом, благодаря многолетним военным походам, принятию разумных мер и умелому пользованию дипломатическим искусством Амир Темур постепенно освободил страну от монгольского ига, покончил с политическими распри и междоусобным конфликтам, заложил основы централизованного государства.

У него появился и государственный герб в виде трёх кружочков с надписью «Сила в справедливости». На монетах империи Амира Темура красовалась надпись «Темур Курагон».

Амир Темур превыше всего ставил священность, единение и цельность Родины. В качестве сюргола

Он роздал суюрголом (суюргол - жалованное поместье, дававшееся феодалам за службу) своим сыновьям и внукам завоёванные в результате военных походов земли, однако родной Моварауннахр не завещал никому. Сохибкирон берёг как зеницу ока единство и цельность Моварауннахра. Амир Темур являлся истинным правителем своего времени и патриотом своей Родины. Именно поэтому он стал олицетворением патриотизма для грядущих поколений. Амир Темур управлял своей империей разумно и на законных основаниях. Ярким свидетельством тому могут послужить его нижеследующее признание: «Девятую долю государственных дел я вёл посредством совета, мер и совещаний, и лишь одну долю - мечом». [6, с. 15].

В целях обсуждения вопросов, имеющих государственное значение, в частности, касающихся политического и экономического укрепления империи и принятию соответствующих мер, Темур уделял большое внимание проведению курултаев (съездов). Как пишет Шарафуддин Али Язди, в ходе ряда курултаев, созванных Темуром в Карши, Самарканде, Корабоге и других местах, об-

суждались важнейшие экономические и военные вопросы, принимались решения и намечались новые планы.

При решении каждого вопроса, имеющего государственное значение, Амир Темур советовался со знатоками соответствующей сферы и учёными. К примеру, в 1403 году он созвал курултай в городе Байлакон, что на Кавказе, куда пригласил большое количество учёных мужей.

Внутренняя и внешняя политика, которую вёл Амир Темур, была направлена на дальнейшее экономическое, политическое и культурное развитие страны. Смыслом своей жизни он считал обеспечение достойной жизни всей нации. В буквальном смысле Сохибкирон был правителем, заботящемся о народе, он боролся за торжество справедливости, мир и благополучие в стране.

«Амир Сокибкирон тщательно проверил положение подданных, наказал виновных, - говорит Низомиддин Шоми. - Он дал указание собрать сведения о том, насколько разрушена страна, чтобы затем приступить к её благоустройству. Также, определил права каждого подданного, оказал милосердие и доброту различным слоям населения: саййидам оказал почтение, эмирам вручал драгоценные халаты и царские подарки, с уважением относился к простолюдинам, раздавал милостыню немощным, поданных радовала его справедливость. Поэтому сам Всевышний осыпал его удачей и богатством». [4, с. 220].

Во время правления Амира Темура было покончено с бесправием, насилием и самоуправством, интересы народа были взяты под защиту государства.

Сохибкирон правил не только в интересах Мовароуннахра, но и народов других стран. Своим сыновьям, которых назначал на должности хокимов завоёванных земель, он наказывал править справедливо, вести политику, направленную на благоустройство и развитие.

Амир Темур уделял немаловажное внимание вопросам управления страной путём назначения на должность визирей самых продвинутых политиков своего времени. Он тщательно изучал перед этим всю родословную будущего визиря, проверял его знания в различных областях, оценивал его сообразительность, дальновидность, миролювость, патриотизм. Сохибкирон говорил: «Кто обладает этими четырьмя качествами, считайте, что он достоин быть визирем. Его можно назначить визирем или советником, доверить государственные дела, доверить армию и народ. Такому визирю даются четыре льготы: вера, внимание, воля и власть».

Во времена Амира Темура управлять государством ему помогали семь визирей. Особое значение приобрёл тот факт, что среди визирей был должность арзбеги, то есть визирь, занимающийся вопросами обращения и жалоб подданных.

Ещё одна должность визирей, учреждённая Амиром Темуром называлась «эмир справедливости», которая не имела аналогов в мире и довольно редко встречается во всей мировой истории.

Каждый раз, возвращаясь в Самарканд после военного похода, Амир Те-мур наводил справки о быте простого народа, принимал подданных и выслушивал их жалобы. Он правил своей огромной империей на основе законов (уложений), и последовательно воплощал их в жизнь.

«Дела государства я вёл в соответствии с законом и правилами, опираясь на уложения, благодаря чему прочно удерживал на троне империи свою должность и свой статус. Правил справедливо и честно, и рабы всевышнего были довольны мною», - говорил он. Сохибкирон до конца своих дней оставался верен принципу «Сила - в справедливости».

Величие мира Темура заключается именно в его стремлении к справедливому правлению, умелому и разумному применению всех его критериев, приоритетности законов, что глубоко отражено и в его Уложениях, служивших основным мерилом государственной политики, которую он вёл.

Амир Темур не только последовательно возобновлял узбекскую государственность, сформированную до него, но и внёс серьёзный вклад в его дальнейшее развитие, обеспечение защиты прав и интересов различных социальных слоёв населения. Именно Амир Темур впервые в мировой истории разделил общество на 12 прослоек, и определил для каждого из них соответ-

ствующий уровень, что в значительной степени облегчило взаимоотношений между государством и обществом.

Словом, историки и писатели, изучавшие эпоху Амира Темура и его деятельность, недаром называли его «Сохибкироном семи миров», «Покорителем падишахов и султанов», «Гением государственности», «Чрезвычайно сильный правитель» и так далее. Но никто не смог определить историческую роль и значение всей деятельности Амира Темура точнее, чем первый Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов: «Амир Темур - олицетворение узбекского народа», «Осознание Амира Темура - осознание самих себя», «Амир Темур -наша гордость». Именно эта беспристрастная оценка отражает значение деятельности и весь смысл жизни Сохибкирона Амира Темура в истории узбекского народа.

Список литературы

1. Каримов И.А. Мыслить и работатъ по-новому-требование времени.Том 5. Ташкент. «Узбекистан», 1997, 177 с.

2. Ибн Арабшох, История Амира Темура (на узбекском языке), Т., Шарк, 1992, 65 с.

3. Клавихо Г. Дневник путешествия во дворец Амира Темура в Самарканде (на узбекском языке). Т., "Узбекистан", 2010, 156 с.

4. Низомиддин Шоми, Зафарнома, (на узбекском языке), Т., Камалак, 1994. 220 с.

5. Равшанов П. Династия Амира Темура (на узбекском языке), Т., 2006, 113 с.

6. Уложения Темура (на узбекском языке). Т., Изд-во имени Г. Гуляма, 1991. 15 с.

© Ф.Ш. Акчаев, Д.С. Турсунов, 2016

UDC433

AMIR TEMUR - THE PERSONIFICATION OF THE COUNTRY AND NATION

F.Sh. Akchayev, D.S. Tursunov

Abstract. In this article description for a great person who named Amir Temur. He was a man of a complex multi-facated personality.

Keywords: independence, nation, great tradition, Amir Temur, government, civilization.

© F.Sh. Akchayev, D.S. Tursunov, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.