Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВО АМИРА ТЕМУРА И АППАРАТ ЕГО УПРАВЛЕНИЯ'

ГОСУДАРСТВО АМИРА ТЕМУРА И АППАРАТ ЕГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
7966
379
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архивариус
Область наук
Ключевые слова
ДОРУГАЛАР / ХАЗОРА / ЧЕРИК БЕКИ И ДРУГИЕ / DORUGALAR / KHAZORA / CHERIK BEKI AND OTHERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тухтамишев Утан

В статье освещается система, которую Амир Темур изначально использовал в управлении государством (введенная монголами). а потом, постоянно занимался реформированием своего государственного строя и как результат создание нового аппарата управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE OF AMIR TEMUR AND ITS GOVERNANCE

The article highlights the system that Amir Temur initially used in government (introduced by the Mongols). and then, he was constantly engaged in reforming his state system and, as a result, creating a new administrative apparatus.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВО АМИРА ТЕМУРА И АППАРАТ ЕГО УПРАВЛЕНИЯ»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ГОСУДАРСТВО АМИРА ТЕМУРА И АППАРАТ ЕГО УПРАВЛЕНИЯ.

Тухтамишев Утан

Самаркандский институт экономики и сервиса Кандидат исторических наук, доцент, телефон +998 94г185-63-55

THE STATE OF AMIR TEMUR AND ITS GOVERNANCE

Tukhtamishev Utan

Samarkand Institute of Economics and Service Candidate of Historical Sciences, Associate Professor,

phone +998 94 185-63-55

Аннотация. В статье освещается система, которую Амир Темур изначально использовал в управлении государством (введенная монголами). а потом, постоянно занимался реформированием своего государственного строя и как результат создание нового аппарата управления.

Annotation. The article highlights the system that Amir Temur initially used in government (introduced by the Mongols). and then, he was constantly engaged in reforming his state system and, as a result, creating a new administrative apparatus.

Ключевые слова: доругалар, хазора, черик беки и другие Keywords: dorugalar, khazora, cherik beki and others

Из учебника истории известно, что Сахибкиран использовал систему, которая первоначально использовалась (введена монголами) для управления государством (поскольку было трудно сразу изменить процедуры, которые действовали в течении полутора веков). Позднее Сахибкиран, в годы своего правления, постоянно реформировал государственную систему и учредил новую государственную администрацию. В частности, понятия городских или районных мэров (доруга), чиновников, хазаров, районов (туманов) представляли территориальные единицы, а высшие должности как девондор, черик бек, девон бек, мингбеги, юзбеги хировул представляли собой административное управление.

Государственное строительство в период правления Амира Темура основывалось на многовековых традициях местной государственности, обогащенное опытом соседних стран Востока.

К концу XIV века строго централизованное государство Амира Темура стало крупнейшим государственным объединением не только на всем Востоке, но и во всем мире. У государства была широкая административная структура и система объединения, и хотя по правилам, принятым тюркскими и монгольскими племенами в то время, государством официально управлял марионеточный хан из династии Чингизов, сначала Мухаммад Суюргатмиш, а затем Махмуд Султан, эта система подчинялась единому правителю - Амиру Темуру.

Основы государства Амира Темура были заложены в 1370 году, а затем долгие годы по многим причинам, особенно в связи с аннексией той или иной территории, его постоянно улучшали и дополняли.

Верховенство закона и принципы мусульманского права являлись фундаментом, на котором строилось государственное управление.

«Я построил основу своего государства в соответствии с нормами ислама», - сказал Амир Темур "и управлял ею на основе туры и тузука (свода правил), и делал все в своей повседневной жизни в соответствии с законом". Амир Темур обеспечивал силу и действенность закона в своем государстве. Он создал единый государственный аппарат, состоящий из семи ведомств: 1) канцелярии (деван) премьер-министра (министерство по государственным и общественным делам); 2) Министерство обороны (Министерство по дополнительным делам); 3) Министерство финансов; 4) министерство дворца; 5) Министерство юстиции (Аппарат главного судьи); 6) Министерство государственной безопасности (канцелярия мушриф); 7) Министерством иностранных дел (Девони расойил). Они отвечали за составление отчетов о населении, торговле и культурном развитии, состоянии контроля в государстве, информирование правителя о работе администрации, ходе работы в провинции, подношениях, распределении и сборе налогов и т. д. 1

Каждое из министерств выполняло определенные задачи. Например, первый министр (по государственным гражданским делам) отвечал за сбор урожая, распределение и сбор налогов и дани по провинциям и районам. В его задачи также входили расчет материальных и денежных ресурсов и вопросы озеленения.2

1 Уложения Тимура, Ташкент: Издательство «Фан» 1968. с. 38-39.

2 Уложения Тимура, Ташкент, стр. 41.

Второй министр отвечал за военное дело (вазири ситох), который предоставлял правителю список войск и платежные ведомости, информацию о вооружении, еде и состоянии дел в стране.

Третьим министром был министр торговли, который следил за налогами и пожертвованиями, выплачиваемыми купцом, отвечал за содержание скота, пастбищ, прудов и лугов, а также отвечал за сбор налогов с пастухов, распределение брошенного имущества и товаров, а также вопросы наследства.

Четвертый министр следил за финансовым состоянием учреждений и отвечал за государственную казну.

Во дворце были введены еще три министерских поста, которые отвечали за положение дел в провинциях и подчиненных странах, а также за вопросы государственной собственности. Они контролировали приток средств в казну и отвечали за соответствующие финансовые операции. В целом Совет министров состоял из Главного управления по надзору в стране, которое называлось «Холиса».

Все семь министров подчинялись девонбеги, и не могли проводить финансовые и другие операции без его согласия. Согласно письменным источникам, во время правления Амира Темура и Темуридов Амир Давуд, Джамолиддин Феруз Шах, Гиесиддин Шохмалик, Алоуддин Алика Кукалдош, Алишер Навои и другие занимали высокие должности в государственном управлении. Своей практической работой они способствовали укреплению и процветанию государства.3

При Девоне были учреждены должности судьи по религиозным вопросам, гражданского судьи, занимающегося делами граждан страны, высшего духовенства, садри азам, шейхулислама и судьи акдас.4

Арзбеги отвечал за прием заявлений и жалоб от граждан и солдат, сбор справок о государственных делах и информирование об этом высшего руководства. Садри Азам был главным должностным лицом в отношении собственности вакфа и имущества, принадлежащего духовенству, которое контролировало имущество медресе, мечети и ханак, регистрировало земли и имущество вакфа и легализовало их.

Шейхулислам наблюдал за соблюдением правил шариата людьми разных социальных слоев и за соблюдение ими мусульманских обрядов и обычаев. Юридическими делами занимался главный судья государства (кази аль-куззот), также известный как судья ахдас. Он рассматривал гражданские дела. Специальный секретарь (мунши) отвечал за получение и распределение ежедневных денежных средств и вел их счета.

В административном отношении государство Амира Темура было разделено на улусы, вилояты и туманы (области и округа), и они управлялись губернаторами (хокимами), ноибами и главами округов (туманбоши). Большинство из хокимов и наибов были были эмирами и командующими армией. Город, вилаят (провинция) или музофот имели собственное финансовое управление, то есть деванхану, судью, муфтия, мутавали (попечителя) и мухтасиба (чиновника-администратора) и делопроизводителя.

Органы местного управления подчинялись высшей государственной администрации и правителям. Обычно губернаторами (хакимами) и заместителями вилаятов (провинций) назначались шахзаде (принцы) или представители командиров и высокопоставленных чиновников. Ведь Амир Темур управлял своим огромным государством через своих сыновей, внуков и родственников. При этом он широко использовал систему суюргол. Известно, что судьба государства, его подъем или падение во многом зависит от функционирования государственных институтов и деятельности должностных лиц (министров, эмиров и т. д.). Именно поэтому Амир Темур создал государственные институты как в центре, так и на местах, состоящие из способных, честных и сознательных людей. По его словам, государственные служащие, особенно министры, должны обладать четырьмя необходимыми качествами: 1) благородством и славой; 2) разумом и настойчивостью; 3) осведомленностью о положении народа и армии; 4) довольствием, терпением и миролюбем.

Амир Темур не принимал на государственную службу эгоистичных, продажных, алчных людей и клеветников.

Источники свидетельствуют, что Амир Темур четко определил права и обязанности каждого государственного служащего, занимающего высокий пост в Высшем деване или в деване местного губернатора. Например, он попросил государственных чиновников постоянно заботиться о благоустройстве больших и малых городов и деревень, включая строительство мечетей, медресе, ханак, бань, караван-сараев, больниц, ремонт и строительство мостов, обеспечивать безопасность торговых караванов и путешественников, требовал их защиты от грабителей.

Незадолго до смерти Амира Темура все провинции, входившие в его состав, были переданы его потомкам: Азербайджан, Греция, Сирия и Египет - князю Умару, сыну Мироншаха; Персия и Ирак принцу Пирмухаммаду, сыну Умаршайха; весь Хорасан - до Рая и Сийстана - принцу Шохруху; «Собственность султана Мухаммеда Газнави" от Кабула и Кандагара до Индии (включая долину реки Синд) сыну Джахонгира, принцу Пиримухаммаду; Ташкент, Отрар, Сайрам, Ашпару до границы с Китаем - Улугбеку; Фергану и Тараз до Ходжанда, то есть юго-западную часть Восточного Туркестана, Ибрагиму Султану. Правители этих земель, хотя и подчинялись верховной власти, также обладали определенной степенью

3 Абдураззок Самаркандий. Матлаъи саъдайн ва мажмаи бахрайн, Ташкент, 1969, Шараф ад-дин Али Йазди, Зафарнома, 457 а

4 Шараф ад-диы Али Йазди, Зафарнома (Предисловие А. Урунбаев), Ташкент: Издательство «Фан», 1972, л.99а

независимости, в том числе обладали собственным аппаратом управления и армией. Однако как подчиненные верховных правителей и в соответствии с законами государства они были обязаны послать определенное количество солдат и принять участие в военных походах по первому требованию правителей.

Суюрголь как форма собственности на Востоке получила распространение в период правления Амира Темура. Лица, владевшие собственностью суюрголь, управляли ими в качестве вассальных правителей. В большинстве случаев эти объекты наследовались по решению главы государства. Хоким (Губернатор) также управлял, полностью или частично, доходами от земель кочевников.

Например, после подавления гератского восстания Амир Темур уничтожил курдскую династию и установил гератскую администрацию в Балхе, Кундузе, Бадахшане, Хутталане и Гиссаре, которые он дал своему сыну Мироншаху в качестве суюргола.

В 1392 году Пирмухаммаду, сыну его внука Джахангира, была подарена собственность Газневидов в качестве суюргола.

В 1393-1394 годах он отдал Персию своему второму сыну Умаршайху в качестве суюргола. В 1393 году Иран и Ирак были переданы Мироншаху в качестве суюргола. Эти земли позже были переданы Амиром Темуром Мухаммад Султану, а после его смерти в 1400 году - Умару, сыну Мироншаха. На том же основании Рустам, сын Умаршайха, владел Исфаханом, а Абу Бакр, сын Мироншаха, - Багдадом.

Таким образом, объединив некоторые феодальные владения в одно государство, Амир Темур в то же время разделил государство, создав новые хокимияты, музофоты, вилаяты и разделив всю страну в качестве суюрголов.

Правитель с сильной властью мог подчинить своей воле подчиненных, и ряды тех, кто восстал против его воли и не повиновался его приказам впоследствии пожалели об этом. Например, в 1388 году Амир Темур жестоко наказал нескольких эмиров, протестовавших в Самарканде. Он также захватил Персию вместе с городом Шираз у Пирмухаммада, сына Умаршайха, за отказ идти на поход по его приказу. Только в 1403 году Пирмухаммаду вернули его суюргол.

Амир Темур придавал большое значение советам, созываемым для решения важных государственных дел. «... Я разрешал девять из десятых своих дел по совету кенгаша (старейшин, амиров, министров, мудрых и умных людей) и только одну часть с помощью меча», - сказал он. Без решения совета, то есть Кенгаша Амир Темур ничего не делал.

Амир Темур уделял большое внимание проведению курултаев и кенгашов. По словам Али Язди, на них присутствовал не только правитель, но и шахзаде, являющие хокимами вилаятов, генералы, видные вельможи и богатые купцы. В них обсуждались важнейшие вопросы, связанные с экономической и военной ситуацией, основные задачи государства, принимались указы и намечались краткосрочные меры. Примечательно, что эти встречи проходили в открытой дискуссии, прислушивались к разным мнениям, и впоследствии они отвергались или принимались правителем.

Амир Темур консультировался со специалистами в определенных областях по вопросам государственной важности. Например, в 1403 году на собрание Кенгаша в Байлаконе были приглашены ученые и специалисты, и они дали свои рекомендации по строительству и благоустройству общественных зданий и сооружений.5

Примечательно, что съезды, советы, королевские приемы, пышные церемонии во дворце, от торжественности их поведения до платьев, которые носят женщины на церемонии, - все это основывались на традициях средневековой восточной государственности.

В период правления Амира Темура они были усовершенствованы и приобрели определенное официальное совершенство. Например, во время официальных церемоний амир уль-умаро, бекларбеги, эмиры, военачальники, главы улусов, вилаятов, округов и командиры (мингбаши), юзбаши находились слева от правителей в соответствии с их титулами, званиями и должностями; саиды, судьи, ученые, музыканты, люди высшего сословия - справа, премьер-министр и другие министры были напротив трона, среди них были мэры городов, старейшины деревень. Хос навкары (воины с мечами) находились справа за троном, а стража - слева.

Важнейшей составляющей системы государственного управления является армия, и Амир Темур уделял особое внимание ее совершенствованию и укреплению.6 Подъем Амира Темура начался благодаря его боевым искусствам. Однако официальное признание Тимура избрало его губернатором Мовароуннахра и позволило ему исследовать долгожданный мир и стабильность в стране.

Это произошло на Курултайе в Балхе. Следует отметить, что перед войной с Хусейном, когда Амир Темур подошел к Термезу, один из жрецов Мекки, Сайид Барака, пришел в его резиденцию в районе Бева, в трех фарсах (20 км) от Термеза, и вручил ему флаг и барабан, который являлся символом власти. Позже Саид Барака сопровождал Амира Темура в походах до конца его жизни.

Но съезд четко не определил границы государства, не определил земли, которые ему подчинялись, с которых казна должна была платить налоги. Амир Темур должен был решить эту задачу самому. Кроме

5 Мухаммаджонов А. Темур ва темурийлар салтанати. - Ташкент: "Фан" 1994, 44 стр.

6 Муминов И. М. Роль и место Амира Темура в истории Средней Азии, Т. «Фан» 1968, с. 28-29.

того, остается нерешенным вопрос о тех, кто открыто и тайно притендовал на власть. Амир Темур сразу приступил к решению этих задач.

С 1370 года Амир Темур выбрал Самарканд своей столицей и построил здесь арк.

После восстановления разрушенных земель в короткие сроки и восстановления столицы, он начал работать над решением вопроса о претендентах на трон повстанцев, а также территориального вопроса. Борьба Амира Темура последние десять лет была посвящена преодолению этих проблем.

Весной 1380 года он построил крепостную стену вокруг Кеша и начал строительство одного из самых прекрасных памятников средневековья - Оксарой.

Таким образом, к весне 1380 года, совершив за десять лет пять походов на Джет и четыре на Хорезм, он сумел объединить эти части Средней Азии в одно целое.

Угроза на его восточных границах была устранена, и границы были продлены до Кульджи. Решена и Хорасанская проблема, часть которой изначально принадлежала чигатайскому народу. Проблема решилась мирным путем. Правитель Хорасана Алибек Джоникурбани поклонился Амиру Темуру и подчинился. Таким образом, границы государства Амира Темура простирались до Каспийского моря. Учитывая подчинение золотоордынского хана Тухтамишхана, с 1380 года государство Амира Темура должно было считаться империей.

Последующие события в приграничных районах страны заставили его организовать серию военных походов в Восточный Туркестан, Иран, улус Джучи, Анатолию (Малая Азия), Кавказ, Ирак и Сирию. В зависимости от продолжительности эти военные походы назывались «трехлетними», «пятилетними» и «семилетними». Целью Амира Темура было присоединение этих регионов к централизованному государству и обеспечение караванной торговли на Великом шелковом пути и построение маршрутов паломников в священные для мусульман города Мекку и Медину.

Уже в начале 1360 года, когда Амир Темур в возрасте 24 лет вышел на политическую и историческую арену Мовароуннахра как полностью сформировавшийся государственный деятель, он столкнулся с разрушениями, беспорядками, предательством и насилием. Страна была полностью разрознена, использовались другие земли. Именно тогда он понял, что если страна останется такой раздробленной, она легко может попасть в руки захватчиков.

Слушая исторические рассказы из своего детства, Амир Темур знал, что на его родине в прошлом были могущественные государства, которые могут дать отпор любому врагу. Он был хорошо знаком с историей великих хорезмских царей, противостоявших монгольским захватчикам. Поэтому сначала ему пришла в голову идея восстановления народа Чигатай, его границ, а затем и идея объединения всей страны. Его конечной целью было создание единого государства с процветающей экономикой, культурой и полной безопасностью населения. Для достижения своих целей Амир Темур вел войну на протяжении 35 лет.

Шарафиддин Али Язди писал: «Когда в каждой стране есть свой король, многие мусульмане страдают из-за разногласий и конфликтов между ними, нигде не было мира и безопасности, по дорогам бродили воры и грабители, поэтому они были закрыты и мусульмане не могли никуда идти. Хазрат Сахибкиран пытался их всех устранить...

По воле Аллаха, в период, когда баланс в мире был нарушен и были конфликты, хазрату Сохибкирону суждено было восстановить мир с его гневом и яростью. Господь избрал и возвысил его из людей, вселил в его сердце любовь к власти и победе, и благодаря этому он завоевал мир. Из-за его справедливости никто не осмеливался взглянуть на лицо человека, который возложил на голову чашу с золотом или серебром и пошел один от дальнего запада до самого дальнего востока. В то же время он был вынужден уничтожить множество земель, иначе в мире не было бы порядка».

Слава Амира Темура в том, что история доверила ему сразу несколько великих задач. Первый -объединить Центральную Азию в единое государство. Другим было поражение Золотой Орды в 1395 году, так что государство - сахары не могло вернуть себе былую власть. Это привело к усилению Московской Руси и объединению других русских земель вокруг этого государства. Как писал А.Ю.Якубовский, «Темур воевал с Золотой Ордой в интересах Средней Азии ... но объективно он сделал что-то полезное не только для Средней Азии, но и для России».

Кроме того, польско-литовский союз был восстановлен из-за подавления Тухтамиша, а в 1410 году была выиграна Грюнвальдская битва.

Таким образом, Амир Темур совершил крутой поворот в истории Восточной и Центральной Европы. Третьей миссией Амира Темура стала его победа над Боязидом в 1402 году под Анкарой. Разгромив Османскую империю, Амир Темур восстановил существовавшие ранее княжества в Малой Азии, разделил Османскую империю и отложил завоевание Константинополя (Стамбула) и других европейских стран на 50 лет.

Следует отметить, что благодаря объединению Амиром Темуром огромных географических регионов с разным уровнем культуры в единое централизованное государство западные ученые создали условия для развития культуры, получившей название «Темуридское Возрождение».

Механизмы управления великой империей, созданной Амиром Темуром, были очень влиятельны при его жизни, потому что весь процесс их деятельности подчинялся воле, силе и славе великого человека. В то же время, объединив разные страны в единое государство, Амир Темур одновременно разделил районы, области и целые страны на суюрголы и создал новые хокимияты, которые часто передавались по

наследству. Такая система служила для концентрации центробежных сил внутри государства и в конечном итоге привела к распаду великого государства после смерти Амира Темура.

Использованные литература

1.Уложения Тимура, Ташкент, Издательство «Фан» 1968. С 38-39.

2.Уложения Тимура, Ташкент, стр. 41.

3.Абдураззок Самаркандий. Матлаъи саъдайн ва мажмаи байрайн, Ташкент, 1969, Шараф ад-дин Али Йазди, Зафарнома, л. 457 а.

4.Шараф ад-дин Али Йазди, Зафарнома, (Предисловие А., Урунбаев) Ташкент: Издательство «Фан», 1972, л.99а

5.Мухаммаджонов А. Темур ва темурийлар салтанати. - Ташкент: «Фан» 1994, с. 44

6.Муминов И.М. Роль и место Амира Темура в истории Средней Азии, Ташкент: Издательство «Фан», 1968, с. 28-29.

7.Шараф ад-дин Али Йазди, Зафарнома, Ташкент: «Шарк» 1997. с. 279

8.Якубовский А. Ю. Темур//Тамерлан, 464 стр.: Эпоха, личности, деяния, - М, Гураш, 1992, с. 33; Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение. М - Л. 1950., с. 373

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.