Юй Бохань
Магистр, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Американский вокал. Джаз Соул. Рок. Кантри. Реальность или иллюзия*
Аннотация. Цель статьи - рассмотреть наличие на основе исследования вокальных стилей, присущих американской культуре, самобытной, американской школы вокала. Для получения результата в статье использованы методы - теоретический, сравнительный, аналитический. Автором проведено глубокое, историческое исследование зарождения, становления и современного состояния вокальных стилей, присущих американской культуре в целом. Была анализирована степень влияния иных культурных традиций музыки и вокала на американскую вокальную культуру. В результате подробного исследования можно сделать вывод, что американский вокал сформировался под существенным влиянием европейской и африканской культур. Несмотря на наличие довольно специфических музыкальных и вокальных жанров, говорить о существовании самобытной американской школы вокала преждевременно.
Ключевые слова: вокал, пение, колоратура, речитатив, кантилена, вокальные школы, форшлаг.
Yu Bohan
Master, Lomonosov Moscow State University.
American vocals. Jazz Soul. Rock. Country music. Reality or illusion
Abstract. The purpose of the article is to consider the presence of an original American vocal school based on the study of vocal styles inherent in American culture. To obtain the result, the article uses methods - theoretical, comparative, analytical. The author has conducted a deep, historical study of the origin, formation and current state of vocal styles inherent in American culture as a whole. The degree of influence of other cultural traditions of music and vocals on American vocal culture was analyzed. As a result of a detailed study, it can be concluded that American vocals were formed under the significant influence of European and African cultures. Despite the presence of quite specific musical and vocal genres, it is premature to talk about the existence of an original American vocal school.
Key words: vocal, singing, coloratura, recitative, cantilena, vocal schools, forschlag.
Пение присуще человеку с самого раннего возраста. Человек напевает, когда работает, когда испытывает различные эмоции. Пение сопровождает человека всю жизнь. будь он слушателем или исполнителем. Есть достаточно
исследований, посвящённых классификации различных школ вокального исполнения. Приведём некоторые определения из этих работ. Характерна типизация по следующим основным направлениям: академическое, народ-
* © Юй Бохань, 2024.
Американский вокал. Джаз Соул. Рок. Кантри. Реальность или иллюзия
ное, эстрадное пение. Каждое из указанных направлений подразделяется на несколько основных течений. Упомянем некоторые из них, характерные для академического или оперного пения: колоратура, речитатив и кантилена. Другие исследователи сегментируют вокальные школы на итальянскую, часто подразумеваемую как первооснову для других, а также получившие большое распространение немецкая, французская и русская вокальные школы.
Развитие техники разделило пение на два фундаментальных вида. Микрофонное и безмикрофонное. Целью работы является попытка понимания возникновения и развитие различных видов вокального искусства в Америке. наличие или отсутствие оригинальных, присущих только этим видам техник мастерства. Для исследования использовались теоретический, компаративистский и аналитический методы исследования.
В начале нашей работы немного сузим рамки исследования. Под Америкой в данном случае мы будем понимать соединённые Штаты Америки. страны Центральной и Южной Америки всё же имеют несколько иные корни своей культуры, они заслуживают отдельного рассмотрения и не являются предметом изучения для данной статьи. Как известно Америка - страна мигрантов, некоторые называют процесс заселения и освоения американских просторов «плавильным котлом». Безусловно, каждая из многочисленных групп мигрантов привносила свой индивидуальный вклад в этот «котёл». Так же не подлежит сомнению значительное влияние фонетики языка на вокальное мастерство. самые многочисленные группы были из Европы, и они оказали существенное влияние на язык, который сейчас мы называем американским английским, хотя в текущий период изряд-
ная часть американцев считает родным языком испанский. отметим, что особый колорит всему этому процессу, а в равной степени и музыке, привнесли африканские рабы со своей в значительной степени, отличающейся от европейской культуры, или даже набором культур.
Такой синтез подарил миру такое яркое, самобытное музыкальное направление как джаз. Jazz как музыкальное явление возник на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков в Америке. некоторые называют местом рождения джаза нью-орлеан, другие сент-Луис. Полагаем что, важно то, что это произошло в южных штатах, помнящих время Конфедерации [1]. наличие значительного числа людей, сохранивших память о культуре своей исторической родины Африки, привело к синтезу европейского и африканского начал в музыке, с элементами латиноамериканского фольклора. Благодаря появившейся почти одновременно с джазом звукозаписывающей технике джаз быстро распространился по всему миру. Так первый концерт джазового оркестра состоялся в России, тогда ещё РсфсР 1 октября 1922 года. Для многих слово джаз вызывает ассоциацию со словом импровизация. однако это не значит, что музыканты играют в стиле «кто в лес, кто по дрова». Как говорится: «хороший экспромт, придумывается заранее». не случайно есть такое понятие как «джазовый стандарт». Африканское влияние сказывается в джазе наличием таких его характерных черт как ритм и пульсация. не случайно великий русский композитор николай Андреевич Римский-Корсаков справедливо заметил, что «главное в музыке — это ритм». Характерная составляющая джаза, когда даже при наличии ведущего солиста у других музыкантов есть возможность импровизировать, делает атмосферу в зале и контакт музыкантов с аудитори-
ей, совершенно особенными. Африканское влияние выражается также в том, что любой инструмент в джазе ритмический, в джазовом вокале преобладают разговорные интонации, впрочем, это можно отнести и к музыкальным инструментам. Важную роль в джаз-банде играет контрабас, создающий пульсирующую и ритмическую основу. Есть замечательное определение: «Что бы петь джаз, надо сначала научиться петь». Поэтому обучение вокалу, в том числе и джазовому, начинается с постановки дыхания. Джазовая музыка, равно как и всякая другая, имеет несколько стилей, форм оркестров, исполнений соло, дуэтом и так далее тому подобное. Поэтому от джазового вокалиста требуется владение различными стилями. Самым характерным моментом джазового вокала является использование голоса как инструмента [2]. Часто джазовое произведение не имеет слов, исполнитель использует слоги вместо слов, в результате появляются звуки, сравнимые со звучанием музыкального инструмента. Такой джазовый стиль называется скэт.
Музыка стиля соул, имеет ярко выраженные афроамериканские корни. Одной из составных частей из стали евангелические песнопения, так называемый - госпел. Первоначально в этом жанре преобладали чёрные исполнители, во всяком случае, в текущий период хватает белых исполнителей. Есть даже специальный термин, обозначающий это направление - "blue-eyed soul". Данный стиль требует отличного владения импровизацией, мощного, насыщенного звука, иногда даже переходящего в крик. Заметим, что для техники вокала в стиле соул, характерен приём, пришедший в этот стиль через музыку блюз. Мы имеем в виду приём под названием форшлаг. обратим внимание, что в отличии от классического вокала в стиле соул,
этот приём используется в более приглушённом, полутоновом ключе. Еще один приём, используемый в этом стиле, да и джазовом тоже, иногда он подобен звучанию трубы под сурдинку, помните характерный вокал Луиса Армстронга? Да, это именно вокальное рычание или rattle. При сходстве с чисто джазовым исполнением в стиле соул делается на импровизацию мелодии, а не слов. Так же характерен приём, напоминающий «вопрос-ответ»: бэк - вокал ведёт основную партию, солист импровизирует. Вокалистам, исполняющим музыку в стиле соул присуща супер эмоциональная, иногда стоящая на грани истерики. Имея в основе музыку госпел, то есть религиозные песнопения, стиль соул произвел замену слов. Вместо слов молитвы исполнитель поёт о любви, разлуке, душевных переживаниях, отношениях мужчины и женщины. В стиле соул делается большой акцент на рассказывании историй. Тем более, что музыка этого стиля имеет достаточно глубокие корни. Ещё в девятнадцатом веке в Америке велись дискуссии, есть ли душа у негров. Быть может, это обстоятельство вызывает повышенную эмоциональность стиля. В заключение этой части статьи отметим, что соул это чисто вокальная музыка. Можно найти много инструментальной джазовой музыке, но практически не найти инструментальный соул.
В мае 1955 года произошло событие, изменившее мир музыки. В результате чего музыка шагнула из концертных залов и клубов на стадионы. Весной этого года на экраны вышел фильм «Школьные джунгли», в котором прозвучала песня Rock Around The Clock. Именно с этого события началось триумфальное шествие рок музыки по земному шару. Подчеркнём, многие музыковеды относят зарождение рок музыки к восемнадцатому веку. В это время африканские
рабы, прибывавшие на Американский континент, познакомились с европейскими музыкальными инструментами. Соответственно они адаптировали манеру игры на них в соответствие с традициями своей родины. Отметим, предтечами рок музыки были такие, до сих пор популярные направления, как джаз, свинг - составная часть джаза, блюз и их синтез - ритм-блюз. Рок-вокал относится к микрофонному пению, невозможно представить рок композицию, исполняемую без микрофона и других технических приспособлений. Даже при исполнении или записи так называемого Unplugged, вместе с игрой на акустических инструментах сопровождалась пением в микрофон [3]. Рок вокал отличается почти абсолютно свободной подачей материала, часто стремящегося к экстриму. Скрежетать голосом, создавать шумы, петь, временами переходя на крик, только представляется простым, на самом деле это в первую очередь серьезная подготовка, без которой выдержать ритм длительного, порой длящееся несколько часов представление, очень сложно. Рок вокал отличает повышенная экспрессия, поскольку зачастую они не обладают сильным голосом и широким диапазоном. Многие огрехи нивелируются применением различной специальной техники. Среди приёмов характерно разделение звука, когда чистому звуку примешивается другой, зачастую это просто дыхание, получается разновидность драйва. В общем, рок вокалисту требуется хорошо поставленное дыхание, чтобы выдерживать темп и длительность представления, а также владение диапазоном голоса, многие композиции требуют быстрого перехода от низких нот к высоким. Есть два основных, можно сказать общепризнанных направления в рок музыке и рок вокале — это софт и хард. Софт рок более
простая, мелодичная музыка. Существует несколько разновидностей софт рока, в целом софт рок ближе к эстрадной музыке, одно из направлений фолк-рока соединяет народную музыку и рок. Хард-року свойственно громкий звук, резкие вариации скорости и ритма композиции, превалирует акцент на лидирующую электрогитару. Зачастую происходит своеобразное соревнование гитары и голоса, так же, как и софт-рок, хард-рок делится на несколько направлений.
отдельные исследователи полагают музыку стиля кантри сугубо американским феноменом. Полагаем, что это не совсем так. «На пустыре и трава не растёт»: говорит известная поговорка. Всякое явление имеет более или менее явную точку отсчёта. Для начала попробуем разобраться и уточнить значение этого понятия. Как и большинство слов в английском языке, слово country имеет несколько значений. Страна, местность, территория, провинция (the country), деревня, сельская местность. Это только часть значений. Как известно рассматриваемый музыкальный жанр родился в среде английских, шотландских и ирландских переселенцев. В основном это были фермеры. отметим, что музыка кантри, как и многие музыкальные жанры в Америке подверглись влиянию африканской музыки. Так музыканты стиля кантри зачастую используют такой инструмент как банджо. Причем иногда банджо лидирует. В стиле кантри музыка имеет превалирующее значение над вокалом. Для музыки стиля кантри характерны простые, бесхитростные мелодии. не случайно музыку кантри иногда называют сельской, считаем это не совсем оправданным. Как мы помним, столицей кантри музыки является город нешвилл, штат Теннеси. от вокалиста не требуется обладать выдающимися вокальными данными, как оперному
певцу, энергией и выносливостью рок-певца, изысканностью и способностью к импровизации джазовых исполнителей. Зачастую голос вокалиста грубый, практически необработанный. Для примера приведём такого певца как Джонни Кэш. С именем Джонни Кэша связывают кантри музыку в мире. Он считается одним из «столпов» музыки кантри. На самом деле сложной найти среди исполнителей музыки кантри поющих фальцетом или уверенно владеющих «головным голосом». Для кантри вокала типично использование таких приёмов как «twang», делающий голоса кантри исполнителей «гнусавыми». Употребление приёма «Vocal Fry» создаёт в голосе певца трескучесть, придаёт металлическое звучание. Музыка кантри стала особенно популярной с развитием радио. Многие сравнивали этот стиль, включая вокал с музыкой, звучавшей на «амбарных вечеринках». Поэтому вполне справедливо принять как одно из определений вокала в кантри как «народного», по крайней мере значительной части его. Кажется, интересней провести параллель между музыкой кантри и движением известным в нашей стране под названием КсП. Полагаем это справедливым. ничто не остаётся неизменным, так в музыку кантри добавляются электроинструменты. смешиваются стили кантри, рока, поп. Вокал же остаётся во многом неизменным, это вокал взрослых, повидавших жизнь людей. Рассказывающих на сельской вечеринке или за столом о жизни и любви, не касаясь высоких тем. Этим и обусловлены особенности кантри-вокала. При всей популярности в Америке можно найти сходство и в музыке других стран. Думаем, что популярность кантри связана со стремлением американцев сделать из любого общественного явления шоу. У нас же это осталось на уровне испол-
нителей описанных в известной песенке Эдди Рознера. Помните? «Вы поверьте, звучали не хуже, чем джаз, Мандолина, гитара и бас!». Сделав этот краткий экскурс в мир американской музыки, невозможно не отметить один момент. Один из самых престижных оперных театров мира — это нью-йоркский театр, Метрополитен опера. Есть много рейтингов, касающихся оперных театров. Этот театр входит практически во все, таким образом, американский зритель способен воспринимать самую различную музыку, и каждая музыка найдёт своего слушателя. Мы не случайно в начале нашей статьи говорили о «плавильном котле». Распространение знаний, навыков, любых, в том числе и вокальных невозможно без участия их носителей. отсюда, даже если мы говорим о таком специфическом вокале как в музыке соул или кантри. Получилось ли их этого новая, самобытная школа вокала? Вопрос дискуссионный. Мы можем говорить о школе в широком и узком смыслах. В широком как о культурном феномене передающим традиции, восприятие, коды, частично влияющем на сознание. В узком, вокальная школа — это способ обучения, основанная на определённых методиках и техниках. Рассмотренные нами музыкальные стили имеют в своём основания явления из европейской и африканской культур. Позволяет ли это говорить об исключительной самобытности? Думаем нет. Даже такие стили как рок не прошли без влияния чисто европейских музыкантов. Упомянем «британское вторжение» в рок музыке и отца «белого блюза» Джона Майола. Почему этого не было в музыке соул и кантри? Видимо потому, что нельзя объять необъятное. Всё же справедливости ради отметим, немалую популярность соул и кантри музыкантов в других частях света. По крайней мере их не воспринимали
как нечто экзотическое, а как часть общего культурного процесса. В последнее время набирают популярность школы вокала, обозначенные аббревиатурами EVT и CVT. Не вдаваясь в подробный разбор, отметим, что, по нашему мнению, здесь справедливо говорить о технике вокала. А не о оригинальной школе вокала. Затронутая нами тема слишком обширна. надеемся, наша скромная работа займёт своё подобающее место в исследованиях, посвящённых этой теме.
References
[1] Rock, pop, soul, jazz and country. // URL: https://design.
wikireading.ru/hkEe09B1GW
[2] Igor Tsaler Popular music of the 20th century: jazz,
blues, rock, pop, country, folk, electronics, soul. // URL: https://www.universalinternetlibrary.ru/book/70482/ chitat_knigu.shtml
[3] Leurda O.P. Vocal melismas in the processes of stylis-
tic development of American popular music. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vokalnye-melizmy-v-protsessah-stilisticheskogo-razvitiya-amerikanskoy-populyarnoy-muzyki
[4] Bondarenko A.V. Intuition and art // Humanitarian, socio-
economic and social sciences. 2014. № 12-1. P. 37-39.
[5] Ryabova E.L.. Ternovaya L.O. "The subject field of public
administration in the system of political sciences" // Ethno-socium and interethnic culture. 2023. № 10 (184). P. 57-61.
[6] Ryabova E.L. On the issue of the unity of education and
upbringing: institutional discourse // Cossacks. 2023. № 66 (1). P. 11-18.
[7] Shchuplenkov N.O., Ryabova E.L. The role of the time
factor in political culture // Culture of the World. 2022. Vol. 10. № 26 (1). P. 75-86.
[8] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopsychology and geopoli-
tics of colored lines // Cossacks. 2022. № 59 (2). P. 9-18.
[9] Ryabova E.I., Ryabova E.L. Dichotomy of culture: conflict
between the values of ecology and economics // Almanac Crimea. 2022. № 32. P. 11-19.
[10] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The pain of divided cities - the consequences of geopolitical games // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 1 (27). P. 10-20.
[11] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Ecological meanings of international cooperation: everything secret becomes clear // The power of history and the history of power. 2020. Vol. 6. № 1 (19). P. 10-19.
[12] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. GEOPOLITICS IN A MASK // The power of history and the history of power.
2020. Vol. 6. № 4 (22). P. 500-511.
[13] Baykhanov I.B. Youth in the digital world: self-assessment of the formation of digital competencies of Moscow university applicants // Mission of Confessions,
2021. Vol. 10. № 6 (55). P. 615-623.
[14] Baykhanov I.B. Features of human resource management in the context of global changes // The power of history and the history of power. 2022. Vol. 8. № 1 (35). P. 20-29.
[15] Baykhanov I.B. Internet, elections and the formation of electoral culture // Ethnosocium and interethnic culture, 2013. № 5 (59). P. 101-107.
[16] Tonkonog V.V., Konstantinov V.M., Ananchenkova P.I. Development of educational services in the field of retraining and advanced training of personnel for small and medium-sized businesses. Labor and social relations. 2014. Vol. 25. № 9. P. 106-121.
[17] Tonkonog V.V., Ananchenkova P.I. E-LEARNING: will distance learning replace traditional forms of learning? Labor and social relations. 2017. Vol. 28. № 4. P. 119-128.
Список литературы
[1] Рок, поп, соул, джаз и кантри. // URL: https://design.
wikireading.ru/hkEe09B1GW
[2] Игорь Цалер Популярная музыка XX века: джаз, блюз,
рок, поп, кантри, фолк, электроника, соул. // URL: https://www.universalinternetlibrary.ru/book/70482/ chitat_knigu.shtml
[3] Леурда О.П. Вокальные мелизмы в процессах сти-
листического развития американской популярной музыки. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ vokalnye-melizmy-v-protsessah-stilisticheskogo-razvitiya-amerikanskoy-populyarnoy-muzyki
[4] Бондаренко А.В. Интуиция и искусство // Гумани-
тарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 12-1. С. 37-39.
[5] Рябова Е.Л.. Терновая Л.О.«Предметное поле госу-
дарственного управления в системе политических наук» // Этносоциум и межнациональная культура. 2023. № 10 (184). С. 57-61.
[6] Рябова Е.Л. К вопросу о единстве образования и вос-
питания: институциональный дискурс // Казачество. 2023. № 66 (1). С. 11-18.
[7] Щупленков Н.О., Рябова Е.Л. Роль фактора времени
в политической культуре // Культура Мира. 2022. Т. 10. № 26 (1). С. 75-86.
[8] Рябова Е.Л., Терновая Л.о. Геопсихология и геополити-
ка цветных линий // Казачество. 2022. № 59 (2). С. 9-18.
[9] Рябова Е.И., Рябова Е.Л. Дихотомия культуры: кон-
фликт ценностей экологии и экономики // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 11-19.
[10] Рябова Е.Л., Терновая Л.о. Боль разделенных городов - последствия геополитических игр // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 1 (27). С. 10-20.
[11] Рябова Е.Л., Терновая Л.о. Экологические смыслы международного сотрудничества: все тайное становится явным // Власть истории и история власти. 2020. Т. 6. № 1 (19). С. 10-19.
[12] Рябова Е.Л., Терновая Л.о. ГЕоПоЛИТИКА В МАСКЕ // Власть истории и история власти. 2020. Т. 6. № 4 (22). С. 500-511.
[13] Байханов И.Б. Молодежь в цифровом мире: самооценка сформированности цифровых компетенций абитуриентов московских вузов // Миссия конфессий, 2021. Т. 10. № 6 (55). С. 615-623.
[14] Байханов И.Б. особенности управления человеческими ресурсами в условиях глобальных перемен // Власть истории и история власти. 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 20-29.
[15] Байханов И.Б. Интернет, выборы и формирование электоральной культуры // Этносоциум и межнациональная культура, 2013. № 5 (59). С. 101-107.
[16] Тонконог В.В., Константинов В.М., Ананченкова П.И. Развитие образовательных услуг в сфере переподготовки и повышения квалификации кадров для малого и среднего бизнеса. Труд и социальные отношения. 2014. Т. 25. № 9. С. 106-121.
[17] Тонконог В.В., Ананченкова П.И. E-LEARNING: заменит ли дистант традиционные формы обучения? Труд и социальные отношения. 2017. Т. 28. № 4. С. 119-128.