Музыкальное исполнительство и образование DOI: 10.31862/2309-1428-2022-10-4-89-100
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ОРИЕНТИРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОЙ ВОКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Л. С. Майковская, Д. И. Гемаддиев*,
Московский государственный институт культуры, Москва, Российская Федерация, 141406
Аннотация. В статье приведён обзор основных зарубежных ресурсов, необходимых для выявления и анализа современных тенденций в области обучения эстрадно-джазовому вокалу. Авторы приводят ключевые категории и направления, позволяющие ориентироваться в пространстве современной вокальной педагогики и связанной с ней индустрии. Данный обзор призван восполнить пробелы в отрывочном представлении о современном положении этой отрасли культуры и образования. Если в российском сегменте современной вокальной педагогики всё чаще звучит тезис о необходимости обращения к западной традиции и её достижениям, то внутри самой западной традиции всё больше исследователей констатируют несостоятельность классического подхода к обучению современному вокалу. Это связано с тем, что традиционные методы не учитывают скорость и масштаб изменений музыкальной культуры в её жанровом, стилевом, техническом и технологическом аспектах, а само определение этой области педагогики вызывает затруднение. При этом анализ актуальных материалов по вопросам исследования показал, что в зарубежной практике сформировалось несколько признанных школ современного вокала. Эффективность их методик подтверждается наличием большого количества исследований, упоминаний в авторитетных научных изданиях, отзывов и подтверждённых фактов сотрудничества с вокалистами мирового уровня. Наибольшего внимания заслуживают достижения академии Estill Voice International («EVI») и одноимённого деконструктивного метода обучения вокалу Estill Voice Training («EVT») и института вокала Complete Vocal Institute («CVI») в Копенгагене, использующего метод «CVT» (Complete Vocal Technique).
Ключевые слова: обучение, педагогика, вокал, музыкальная индустрия, пение, коммерческая музыка, методика, ССМ (Contemporary Christian Music), PME
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Л. В. Майковская.
89
© Майковская Л. С., Гемаддиев Д. И., 2022
0 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
(Popular Music Education), IASPM (The International Association for the Study of Popular Music), EVT (Estill Voice Training), CVT (Complete Vocal Technique), джазовое направление.
Благодарность. Выражаем благодарность и признательность редакционной коллегии журнала «Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education» за помощь и ценные замечания при написании этой работы и подготовке её к печати.
Для цитирования: Майковская Л. С., Гемаддиев Д. И. Основные тенденции и ориентиры в современной эстрадно-джазовой вокальной педагогике // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2022. Т. 10. № 4. С. 89-100. DOI: 10.31862/2309-1428-2022-10-4-89-100.
DOI: 10.31862/2309-1428-2022-10-4-89-100
MAIN TRENDS AND GUIDELINES IN MODERN POP-JAZZ VOCAL PEDAGOGY
Larisa S. Maykovskaya, Dmitry I. Gemaddiev*,
Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russian Federation, 141406
90
Abstract. The article provides an overview of the main foreign resources needed to identify and analyze current trends in the pop-jazz vocal training. The authors analyze key categories and directions that allow to navigate in the space of modern vocal pedagogy and related industry. This review is intended to fill in the gaps in a fragmentary understanding of the current situation in this branch of culture and education. In the Russian segment of modern vocal pedagogy, the thesis about the need to turn to the Western tradition and its achievements is increasingly heard. But within the Western tradition itself, more and more researchers are stating the inconsistency of the classical approach to teaching modern vocals. This is due to the fact that traditional methods do not take into account the speed and scale of changes in musical culture in its genre, style, technical and technological aspects, and the very definition of this area of pedagogy is difficult. At the same time, the analysis of relevant materials on research issues showed that several recognized schools of modern vocal have been formed in foreign practice. The effectiveness of their methods is confirmed by the presence of a large number of studies, mentions in reputable scientific publications, reviews and confirmed facts of cooperation with world-class vocalists. The achievements of "EVT" (Estill Voice International) - the academy using the deconstructive vocal training method "EVT" (Estill Voice Training), and "CVI" (Complete Vocal
* Scientific supervisor - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Larisa S. Maykovskaya.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ MUSICAL ART AND EDUCATION
2022. Т. 10. № 4 2022, vol. 10, no. 4
Institute) - the vocal Institute in Copenhagen using the "CVT" (Complete Vocal Technique) method deserve the most attention.
Keywords: teaching, pedagogy, vocals, music industry, singing, commercial music, methodology, CCM (Contemporary Christian music), PME (Popular Music Education), IASPM (The International Association for the Study of Popular Music), EVT (Estill Voice Training), CVT (Complete Vocal Technique), jazz direction.
Acknowledgement. We express our gratitude and appreciation to the editorial board of the journal "Musical Art and Education" for their help and valuable comments when writing this work and preparing it for publication.
For citation: Maikovskaya L. S., Gemaddiev D. I. Main Trends and Guidelines in Modern Pop-Jazz Vocal Pedagogy. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2022, vol. 10, no. 4, pp. 89-100 (in Russian) DOI: 10.31862/23091428-2022-10-4-89-100.
Введение
Современная музыкальная культура, являясь частью общемирового пространства, испытывает на себе все последствия глобализационной взаимообусловленности. Идеи и достижения различных школ мигрируют, трансформируются и интегрируются в национальные и авторские методики, обрастая новыми подходами и взглядами на отдельные аспекты данного вида творческой деятельности.
Обязательным условием существования в пространстве любого дискурса является единый понятийно-категориальный аппарат и наличие представлений о тенденциях в рассматриваемой области. В мировой практике давно сложилось общепринятое понимание ключевых аспектов современного вокального исполнительства как внутри музыкально-педагогической мысли, так и в связанной с этим явлением индустрии. К сожалению, на постсоветском пространстве продолжают существовать терминологические рудименты, такие как, например, «эстрада», «эстрадная» и
«эстрадно-джазовая музыка», что создаёт препятствия и значительные трудности при знакомстве с иностранной литературой. Если вооружиться лингвистическими инструментами и подойти к проблеме критически, то становится очевидно, что данные понятия утратили полноценность описательной или рефе-ренциальной функции через ослабление связи с трансформировавшимся денотатом, содержательные элементы которого либо исчезли (ВИА), либо заменены эквивалентными англицизмами (шлягер -хит), а его коннотативный потенциал во многом демонстрирует ностальгические основания и не вполне вписывается в систему таких актуальных категорий означаемого, как индустрия, контент, коммерческая музыка, продакшн, шоу-бизнес, продюсирование, музыкальный бизнес, стриминговые сервисы и т.д. Подобные явления вступают в прямое противоречие с тезисами о всеобщей глобализации и унификации внутри постмодернистской действительности -тезисами, с которых начинается любое гуманитарное исследование. Не стоит
рассматривать данную претензию как попытку обесценивания «отечественного продукта». Она обусловлена, прежде всего, необходимостью достаточного соблюдения принципов методологического редукционизма, без которых выработка универсальных инструментов немыслима. Приверженность идеалам косной дихотомической системы «мы и они» закрывает любые пути развития и интеграции в общемировое пространство, что на данном этапе развития человечества неприемлемо, ведь музыка и музыкальное творчество имеет внеязыковую природу, а среда её бытования давно перестала иметь физические, этнические, государственные и какие-либо другие границы. В связи с этим, с позиций утилитарного или практического подхода, следует учитывать историческое первенство американской и европейской культуры не только в зарождении и эволюции коммерческой и неклассической музыки, но и в педагогике этого направления, которая, в числе прочего, неотделима от технологических достижений в сфере медицины, IT и музыкальной индустрии в целом.
Для выявления основных тенденций и ориентиров в развитии современной вокальной педагогики необходимо обращение как к отечественным, так и к зарубежным источникам. В данной статье их рассмотрение ограничено именно зарубежными, поскольку в настоящее время им уделяется явно недостаточное внимание. Привычные для научной среды ресурсы «Web of Science» и «Scopus» не отражают объективную картину данной отрасли. Для глубокого эффективного поиска эта мера уже недостаточна. Кроме того, для понимания вопроса необходимо освоение категорий, которыми оперирует международное профессиональное сообщество.
Ключевые категории международной вокальной педагогики
в сфере коммерческой музыки
«ССМ» (Contemporary Commercial Music) - современная коммерческая музыка. Это обобщающий термин для всех видов неклассических стилей и жанров (POP, соул, госпел, блюз, кантри, джаз, R&B, рок, музыкальный театр, мюзикл и т.д.), широко используемый в американских и европейских исследованиях, где мы повсеместно сталкиваемся с такими оборотами, как: «стили пения ССМ», «вокальная педагогика в области ССМ», «жанровое разнообразие ССМ» и т.д.
Как отмечает британский исследователь вокальной музыки Джон Поттер, одним из наиболее заметных преимуществ классического пения, по сравнению с современной вокальной коммерческой музыкой (ССМ), является абсолютно самодостаточная и систематизированная область педагогики, имеющая более или менее единое понимание физиологии голосового аппарата и механики звукоизвлечения [1]. Совершенно обратная ситуация с вокальной педагогикой в области «ССМ», где обилие концепций, подходов и методов не позволяет получить однозначного представления, не ограничивающегося рядом принципиальных противоречий. Вместе с тем внутри «ССМ», в отличие от новых жанров и стилей, существует исторически устоявшееся джазовое направление. Подходы к обучению джазовых инструменталистов и вокалистов подробно разработаны в научно-педагогической литературе [2; 3; 4], и этот сегмент дефицита эффективных методик не испытывает.
В отношении остальных стилей «ССМ» существуют два противоположных подхода.
Согласно первому, необходимо прекратить всякие попытки объединения
музыкальных стилеи в рамках одного направления и сконцентрироваться на каждом отдельном подвиде с целью создания эффективных узконаправленных методик [5]. ВтороИ подход - перекрёстный или кросс-подход «Vocal Cross-Training» - популярное направление в США, заключающееся в перекрёстном обучении всем стилям: от оперной академической манеры до джаза и POP. Его актуальность продиктована повышающимися требованиями к вокалистам (в современных музыкальных театрах к артистам предъявляется требование петь в различных стилях) и низким процентом дальнейшей интеграции в профессию внутри узких направлений (по данным «Musical America», в 2014 году из 30 000 классических вокалистов-выпускников консерваторий только 2000 сумели как-то интегрироваться в профессию) [6]. Споры о правомерности внедрения и развития перечисленных подходов являются благодатной почвой для поиска и создания инновационных методик.
Рассматривая профессиональное педагогическое сообщество «ССМ», следует отметить, что сегодня в США и в странах Европы существуют целые институты и одноимённые факультеты, занимающиеся не только обучением современному исполнительству, но и изучением вопросов его бытования, развития и влияния. Для обозначения этой отрасли используется аббревиатура «PME» (Popular Music Education). Это динамично развивающаяся область педагогики музыкального образования в сфере популярной музыки, представленная множеством сообществ и ассоциаций, занимающихся анализом проблем обучения. В этой среде организуются ежегодные конференции, семинары, сессии, проводятся мастер-классы, летние школы и тренинги, выпускается специальная
литература: отчёты, результаты исследований, пособия и журналы.
Одной из таких платформ является «IASPM» (The International Association for the Study of Popular Music) [7] - это научное сообщество и старейшая международная ассоциация по изучению популярной музыки, открытая в 1981 году. В тесном сотрудничестве с ливерпульским исследовательским институтом ассоциация ведёт активную научную и просветительскую деятельность, основные результаты которой отражаются в ежеквартальном рецензируемом издании «Journal of Popular Music Studies».
Обращаясь к исследованиям, проводимым в области «ССМ» и «PME», мы обнаруживаем положительную динамику возрастания интереса не только к истори-ко-культурологическим аспектам этой сферы, но и ко всему, что касается вопросов механики современного звучания. Так, с начала 2000-х в области изучения голоса было сделано множество открытий, повлиявших на современную вокальную педагогику. Появилось больше научных данных не только о механизмах фонации, но и о нетрадиционных, альтернативных классическому, способах звуко-извлечения.
Кроме узконаправленных, краткосрочных исследовательских проектов, в данной области ведётся работа по организации так называемых лонгитюдных исследований, рассчитанных на получение данных о качественном изменении отдельных процессов исполнительской деятельности, об изнашиваемости вокального или игрового аппарата музыкантов с выявлением сроков, причин и факторов влияния тех или иных видов исполнительской активности на человеческое тело. Результаты этих исследований необходимо учитывать в рамках разработки эффективных методик обучения.
94
В связи с этим следует вновь обратиться к вопросу поиска актуальной информации, связанной с особенностями работы с зарубежными источниками и наукометрическими базами данных. Ведь отсутствие единого понятийно-категориального аппарата - не единственное препятствие. Важно понимать, что тезис о главенстве междисциплинарного подхода в современной науке является основополагающим принципом её существования [8], следовательно, поиск информации должен включать мониторинг таких отраслевых баз данных, как, например, «Medline» (Medical Literature Analysis and Retrieval System Online) - библиографическая база данных Национальной медицинской библиотеки США, доступной через системы формата «PubMed» и «Entrez Global Query» [9]. В список изданий, индексируемых «Index Medline», входят журналы нидерландской издательской компании «Elsevier», специализирующейся на выпуске научно-технической и медицинской литературы, представленной такими авторитетными периодическими журналами, как «The Lancet» и «Journal of Voice» [10]. Именно этот ресурс открывает доступ к уникальным лонгитюдным исследованиям.
Как показывает обзор специальной литературы [11], такого рода исследования до сих пор имеют высокую востребованность. Причина непрекращающихся экспериментов и наблюдений видится, прежде всего, в широком разнообразии стилевых приёмов, используемых современными вокалистами неклассической традиции [12]. Вместе с этим повышаются требования к их наличию, что, в свою очередь, влечёт за собой необходимость создания соответствующих методик, базирующихся на научно обоснованных данных о влиянии рассматриваемых процессов на голосовой аппарат вокалиста.
Основные зарубежные
авторские вокальные методики в области популярной и джазовой музыки
Сегодня в сфере коммерческой музыки (ССМ) можно выделить три главенствующие и конкурирующие между собой школы, каждая из которых имеет своих ревностных последователей. Рассмотрим их в хронологическом порядке появления:
1. «Speech Level Singing».
2. «EVT» (Estill Voice Training).
3. «CVT» (Complete Vocal Technique).
Школа Сэта и Маргарэт Риггс «Seth&
Margareta Riggs», известная в России как школа Сэта Риггса, проводит обучение на основе авторского метода «Speech Level Singing». Сэт Риггс позиционируется как педагог Майкла Джексона, Рея Чарльза, Джоша Гробана, Мадонны, Кристины Агилеры и многих других [13].
Два следующих метода - это наиболее популярные сегодня и часто упоминаемые в зарубежных исследованиях программы, обучающие и сертифицирующие своих выпускников в качестве вокалистов и педагогов.
«EVI» (Estill Voice International) - академия и одноимённый деконструктивный метод обучения вокалу «EVT» (Estill Voice Training), разработанный американской певицей и исследователем Джо Эстилл (Jo Estill, 1921-2010 гг.) в 1988 году. На базе академии существует образовательный и научно-исследовательский фонд «Estill». Эффективность метода подтверждается не только количеством его упоминаний в научной литературе, но и результатами исследований её автора. Свои новаторские изыскания Джо Эстилл начала в одном из нью-йоркских отделений отоларингологии в 70-х годах ХХ века. В сферу её профессиональных
интересов входил детальный анализ популярных сегодня техник: белтинг, фальцет, всхлипывание, тванг. Наряду с ними, Эстилл изучала принципы функционирования речи и академического вокала [14].
«CVI» (Complete Vocal Institute) - институт вокала в Копенгагене, использующий метод «CVT» (Complete Vocal Technique - полная вокальная техника), созданный певицей и педагогом-исследователем Кэтрин Сэдалин (Cathrine Sadolin). Институт был открыт в 2005 году и уже через два года получил признание международного профессионального сообщества. Принцип работы со студентами и членами ассоциации института схож с принципами «EVT». В начале 2023 года в институте было зарегистрировано 528 сертифицированных преподавателей [15].
Чтобы понимать масштаб деятельности и уровень влияния институтов «EVI» и «CVI», следует ещё раз подчеркнуть, что это не просто сообщества педагогов и адептов методики. Имея тесные связи с медицинскими и научными центрами по всему миру, они регулярно инициируют сложные исследовательские проекты, не только касающиеся изучения отдельных аспектов вокального творчества, но и направленные на поиск решения проблем, связанных с предупреждением и лечением профессиональных заболеваний вокалистов.
Кроме перечисленных выше, существуют и другие, не менее известные авторские методики, такие как «Singing Success Program» Брэта Мэннинга (Brett Manning). В число известных вокалистов, бравших уроки Мэннинга, входят: Майли Сайрус, Леона Льюис, Тейлор Свифт и др. [16].
Отметим, что это далеко не полный список школ, получивших мировое признание, но на основании анализа литературы можно с уверенностью утверждать, что именно они занимают главенствующую роль среди наиболее авторитетных
методик, к которым апеллируют исследователи и практикующие педагоги.
Неоднозначность подходов к обучению современному вокалу
Вокальная педагогика в области популярной и джазовой музыки имеет непродолжительную историю существования. Сложилась она именно благодаря перечисленным международным коммерческим методам и моделям обучения. Там же сформировался понятийно-категориальный и терминологический аппарат, обеспечивающий как возможность понимания тех или иных процессов вокального творчества, так и сам факт диалога об этом внутри профессионального сообщества - диалога, который не ограничивается научными статьями и конференциями, ведь ученики и студенты часто ведут самостоятельный поиск и с этим приходят к педагогу. Следовательно, для предотвращения «выпадения» из постоянно эволюционирующей среды отслеживание трендов необходимо.
Если в российском сегменте современной вокальной педагогики всё чаще звучит тезис о необходимости обращения к западной традиции и её достижениям [17], то внутри самой западной традиции на протяжении последних десяти лет прослеживается ориентация на переосмысление подходов к обучению. Всё больше исследователей констатируют несостоятельность классического подхода к обучению современному вокалу, так как традиционные методы не учитывают постоянно меняющуюся музыкальную культуру в её жанровом, стилевом, техническом и технологическом аспектах, а само определение этой области педагогики вызывает затруднение [5]. В исследованиях Д. Каллагана и Д. Хьюза, с позиций признания факта широкого стилевого и
жанрового разнообразия современной музыки, подчёркивается необходимость выстраивания педагогических стратегий таким образом, чтобы вокал был изначально включён в контекст технологической обработки, где технологии следует рассматривать как расширение современного певческого голоса [17; 18]. Также предпринимаются попытки переосмысления педагогических сверхзадач. Например, британские педагоги-методологи Г. Кейс, Д. Фишер и И. Попей - авторы многочисленных исследований по проблемам обучения современному вокалу, подготовки к прослушиваниям, оценки способностей и многим другим, - считают, что «миссия современного педагога по вокалу состоит в том, чтобы исследовать, учиться и, в конечном итоге, быть в состоянии передать все тонкости каждого вокального стиля следующему поколению, соблюдая при этом традиции и ценности жанра» [7].
Заключение
Подводя итоги анализа зарубежных ресурсов в области современной вокальной педагогики и связанной с ней индустрии, мы можем сделать следующие общие и частные выводы.
1. Ключевым трендом европейского и американского образования является междисциплинарность и непрерывность обучения, эти же императивы справедливы и для современного научного знания.
2. В российской педагогике остаются востребованными различные терминологические рудименты и термины, не отражающие сущность отдельных явлений современного вокального творчества. Такие понятия, как «эстрада», «эстрадная» и «эстрадно-джазовая музыка», «рос-щип», «мелизматика», «штробас» и другие, в значительной степени затрудняют
процесс знакомства с иностранной литературой по вопросам исследования и актуализацию собственных достижений.
3. Ключевыми категориями, необходимыми для ориентации в области современного вокального творчества и связанной с ним педагогики, являются аббревиатуры «ССМ» Contemporary Commercial Music) и «PME» (Popular Music Education), под которыми понимается современная коммерческая музыка со всем видовым разнообразием неклассических стилей и жанров, осмысляемых в рамках различных искусствоведческих и педагогических концепций, подходов и методов.
4. В отношении педагогики «ССМ» («PME») сегодня существует два противоположных подхода. Согласно первому, необходимо прекратить всякие попытки объединения музыкальных стилей в рамках одного направления и сконцентрироваться на каждом отдельном подвиде с целью создания эффективных узконаправленных методик. Второй подход -перекрёстный или кросс-подход «Vocal Cross-Training» - популярное направление в США, заключающееся в перекрёстном обучении всем стилям: от оперной академической манеры до джаза и POP.
5. В международной академической среде педагогика «ССМ» (Contemporary Commercial Music) характеризуется разрозненным и несистематизированным множеством техник, методик и подходов, как и в области медицины, исследовательские методы, законы и данные которой обеспечивают научную обоснованность и правомерность использования тех или иных педагогических инструментов. Это целый ряд самостоятельно развивающихся научных направлений, среди которых вокалогия, оториноларингология, фониатрия и др.
6. Для отслеживания основных тенденций в области данного вида деятельности необходимо иметь представление о структуре «ССМ» (Contemporary Commercial Music) и «PME» (Popular Music Education), а также и о специальных ресурсах, отражающих эти тенденции и общие достижения индустрии.
7. Широкое разнообразие стилевых приёмов и техник, используемых современными вокалистами неклассической традиции, становится предпосылкой для проведения дальнейших исследований не только в педагогической, но и в клинической медицинской практике. Такого рода исследования до сих пор имеют высокую востребованность в мировом педагогическом сообществе, где предпринимаются попытки создания методик, базирующихся на научно-обоснованных данных о влиянии рассматриваемых процессов на голосовой аппарат вокалиста.
8. В зарубежной практике сформировалось несколько признанных школ современного вокала. Эффективность их методик подтверждается наличием
большого количества исследований, упоминаний в авторитетных научных изданиях, отзывов и подтверждённых фактов сотрудничества с вокалистами мирового уровня. Наибольшего внимания заслуживают достижения «EVT» (Estill Voice Training) и «CVT» (Complete Vocal Technique).
9. Для повышения эффективности создаваемых методик обучения современному вокалу необходима интеграция в международное педагогическое сообщество. Под интеграцией не обязательно понимать полноценное членство, затруднительное в силу различных причин, - это может быть сертификация или приобретение отдельных курсов и материалов с последующим анализом и адаптацией.
10. На протяжении последних 10 лет в профессиональной педагогической среде возникают различные споры и дискуссионные вопросы, касающиеся не только необходимости переосмысления подходов к обучению, но и вопросы о правомерности приверженности признанным методикам и процедурах сертификации.
БИБЛИОГРАФИЯ 97
1. O'Bryan J. Habits of the Mind, Hand and Heart: Approaches to Classical Singing Training. In S. D. Harrison, & J. O'Bryan, Landscapes: The Arts, Aesthetics, and Education: Teaching Singing in the 21st Century, 2014. URL: https://play.google.com/books/reader?id=BPUsBAAAQ BAJ&h!=fi&printsec=frontcover&pg=GBS.PR2 (дата обращения: 10.12.2022).
2. Дыма И. А. Влияние джаза на академическую музыку ХХ века // Искусство и образование, 2021. № 6 (134). С. 87-96.
3. Риттер П. С. Специфика джазового исполнительства на саксофоне // Искусство и образование, 2017. № 6 (110). С. 56-62.
4. Гао Ф. Становление и развитие саксофонного искусства в контексте педагогической проблемы формирования исполнительской культуры саксофониста // Bulletin of the International Centre of Art And Education, 2021. № 3. С. 443-456.
5. Medline (Medical Literature Analysis and Retrieval System Online). URL: http: //www.ncbi.nlm. nih.gov (дата обращения: 19.05.2022).
6. Singing Success Program. URL: http: //www.singingsuccess.com and brettmanningstudios.com (дата обращения: 05.05.2022).
7. Journal of Voice. URL: http://www.jvoice.org (дата обращения: 11.03.2022).
8. Мансурова А. П. К вопросу о междисциплинарности содержания педагогической профессии на современном этапе развития психологии, нейронаук и информационно-коммуникационных технологий /А. П. Мансурова, П. А. Черватюк // Антропологическая дидактика и воспитание, 2021. Т. 4. № 1. С. 64-73.
9. Kayes G., Fisher J., Popeil I. Pedagogy of Different Sung Genres. In G. F. Welch, D. M. Howars, & J. Nix (Eds.), Oxford Handbook of Singing. New York, NY: Oxford University Press, 2014. URL: https://global.oup.com/academic/product/the-oxford-handbook-of-singing-9780199660773?cc=ru&lang=en& (дата обращения: 10.12.2022).
10. IASPM. URL: http://www.iaspm.net (дата обращения: 13.02.2022).
11. Лю Чуньюй, Чжан Линюэ, Уколова Л. И. Обзор трудов российских и зарубежных педагогов-музыкантов по развитию вокальных навыков у молодёжи // Bulletin of the International Centre of Art and Education, 2022. № 4. С. 83-91.
12. Майковская Л. С., Гао Т. Современные тенденции в области эстрадного исполнительства и обучения в контексте эволюции жанра // Bulletin of the International Centre of Art And Education, 2021. № 3. С. 7-16.
13. Potter J. Vocal Authority: Singing Style and Ideology. Cambridge University Press, 1998. 236 p.
14. EVI (Estill Voice International). URL: http://www.estillvoice.com (дата обращения: 13.02.2022).
15. CVI (Complete Vocal Institute). URL: http://www.completevocalinstitute.com (дата обращения: 13.02.2022).
16. Seth&Margareta Riggs. URL: http://www.riggsvocalstudio.com (дата обращения: 03.05.2022).
17. Юркина О. В. Западные методики обучения эстрадному вокалу: авторская методика Шерил Портер // Преподаватель XXI век. 2022. № 1. С. 176-189.
18. Callaghan J., Emmons S., & Popeil, L. Solo Voice Pedagogy. In G. E. Pherson, & G.F. Welch (Eds.) / The Oxford Handbook of Music Education. NY: Oxford University Press, 2012. Pр. 559-580.
98
Поступила 14.12.2022; принята к публикации 28.12.2022.
Об авторах:
Майковская Лариса Станиславовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой музыкального образования Московского государственного института культуры (ул. Библиотечная, д. 7, Москва, Российская Федерация, 141406), [email protected], ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7144-0260.
Гемаддиев Дмитрий Игоревич, аспирант кафедры музыкального образования Московского государственного института культуры (ул. Библиотечная, д. 7, Москва, Российская Федерация, 141406), [email protected], ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0015-5953.
Вклад соавторов: Нераздельное соавторство в исследовании, выполненном на кафедре музыкального образования в Московском государственном институте культуры (Москва, Россия).
Авторами прочитан и одобрен окончательный вариант рукописи.
Музыкальное исполнительство и образование REFERENCES
1. O'Bryan J. Habits of the Mind, Hand and Heart: Approaches to Classical Singing Training. In: S. D. Harrison, & J. O'Bryan, Landscapes: The Arts, Aesthetics, and Education: Teaching Singing in the 21st Century, 2014. Available at: https://play.google.com/books/reader?id=BPUsB AAAQBAJ&hl=fi&printsec=frontcover&pg=GBS.PR2 (accessed: 10.12.2022).
2. Dyma I. A. Vliyanie dzhaza na akademicheskuyu muzyku ХХ veka [The Influence of Jazz on Academic Music of the Twentieth Century]. Iskusstvo i obrazovanie [Art and Education]. 2021, no. 6 (134), pp. 87-96 (in Russian).
3. Ritter P. S. Specifika dzhazovogo ispolnitel'stva na saksofone [The Specifics of Jazz Performance on the Saxophone]. Iskusstvo i obrazovanie [Art and Education], 2017, no. 6, pp. 56-62 (in Russian).
4. Gao F. Stanovlenie i razvitie saksofonnogo iskusstva v kontekste pedagogicheskoj problemy formirovaniya ispolnitel'skoj kul'tury saksofonista [Formation and Development of Saxophone Art in the Context of the Pedagogical Problem of the Formation of the Performing Culture of the Saxophonist]. Bulletin of the International Centre of Art and Education, 2021, no. 3, pp. 443-456 (in Russian).
5. Medline (Medical Literature Analysis and Retrieval System Online). Available at: http://www.ncbi. nlm.nih.gov (accessed: 05.19.2022).
6. Singing Success Program. Available at: http://www.singingsuccess.com and brettmanningstudios. com (accessed: 05.05.2022).
7. Journal of Voice. Available at: http://www.jvoice.org (accessed: 03.11.2022).
8. Mansurova A. P., CHervatyuk P. A. K voprosu o mezhdisciplinarnosti soderzhaniya pedagogicheskoj professii na sovremennom etape razvitiya psihologii, nejronauk i informacionno-kommunikacionnyh tekhnologij [On the Issue of the Interdisciplinarity of the Content of the Teaching Profession at the Present Stage of the Development of Psychology, Neuroscience and Information and Communication Technologies]. Antropologicheskaya Didaktika i Vospitanie [Anthropological Didactics and Education], 2021, vol. 4, no. 1, pp. 64-73 (in Russian).
9. Kayes G., Fisher J., Popeil I. Pedagogy of Different Sung Genres. In G. F. Welch, D. M. Howars, & J. Nix (Eds.), Oxford Handbook of Singing. New York, NY: Oxford University Press, 2014. Available at: https://global.oup.com/academic/product/the-oxford-handbook-of-singing-9780199660773?cc=ru&lang=en& (accessed: 10.12.2022).
10. IASPM. Available at: http://www.iaspm.net (accessed: 02.13.2022).
11. Liu Chunyu, Zhang Lingyue, Ukolova L. I. Obzor trudov rossijskih i zarubezhnyh pedagogov-muzykantov po razvitiyu vokal'nyh navykov u molodyozhi [Review of the Works of RUSSIAN and Foreign Music Teachers on the Development of Vocal Skills Among Young People]. Bulletin of the International Centre of Art and Education, 2022, no. 4, pp. 83-91 (in Russian).
12. Maikovskaya L. S., Gao T. Sovremennye tendentsii v oblasti estradnogo ispolnitel'stva i obucheniya v kontekste evolyutsii zhanra [Modern Trends in the Field of Pop Performance and Training in the Context of the Evolution of the Genre]. Bulletin of the International Centre of Art and Education, 2021, no 3, pp. 7-16 (in Russian).
13. Potter J. Vocal Authority: Singing Style and Ideology. Cambridge University Press, 1998. 236 p.
14. EVI (Estill Voice International). Available at: http://www.estillvoice.com (accessed: 02.13.2022).
15. CVI (Complete Vocal Institute). URL: http://www.completevocalinstitute.com (date of access: 02.13.2022).
99
16. Seth&Margareta Riggs. Available at: http: //www.riggsvocalstudio.com (accessed: 05.03.2022).
17. Yurkina O. V. Zapadnye metodiki obucheniya estradnomu vokalu: avtorskaya metodika Cheril Porter [Western Methods of Teaching Pop Vocals: Cheryl Porter's Author's Method] // Prepodavatel XXI vek [Lecturer XXI century], 2022, no. 1, pp. 176-189 (in Russian).
18. Callaghan J., Emmons S., & Popeil, L. Solo Voice Pedagogy. In: G. E. Pherson, & G. F. Welch (Eds.). The Oxford Handbook of Music Education. NY: Oxford University Press, 2012, pp. 559580.
Received on 14.12.2022; accepted for publication on 28.12.2022. About the authors:
Larisa S. Maykovskaya, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Music Education of the Moscow State Institute of Culture (Bibliotechnaya str., 7, Moscow, Russian Federation, 141406), [email protected], ORCID: https:// orcid.org/0000-0002-7144-0260.
Dmitry I. Gemaddiev, Post-Graduate Student of the Department of Music Education of the Moscow State Institute of Culture (Bibliotechnaya str., 7, Moscow, Russian Federation, 141406), [email protected], ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0015-5953.
Contribution of co-authors: Undivided co-authorship in a study carried out at the Department of Music Education at the Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia).
The authors have read and approved the final version of the manuscript.
100