Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ: К ПРОБЛЕМЕ ПОИСКА И АКТУАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ В КЛАССЕ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОГО ВОКАЛА'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ: К ПРОБЛЕМЕ ПОИСКА И АКТУАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ В КЛАССЕ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОГО ВОКАЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эстрадный / вокал / обучение / технологии / метод / актуальность / образовательный / искусство / ресурс / riffs / runs / приемы / pop / vocals / training / technology / method / relevance / educational / art / resource / riffs / runs / techniques

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д И. Гемаддиев

Основное содержание статьи составляет анализ проблемы поиска эффективных педагогических инструментов обучения эстрадному вокалу, отвечающих запросам времени. Автор, констатируя потребность в модернизации современной системы профессионального образования в сфере эстрадно-джазового искусства, приходит к выводу о необходимости изучения опыта прогрессивных западных педагогов и учета передовых технологий обучения, базирующихся на ключевых интернет-платформах, все многообразие которых является единственным ресурсом, позволяющим отслеживать последние тенденции как в сфере исполнительства, так и обучения. Автор подчеркивает, что историческое первенство в сфере обучения эстрадно-джазовому вокалу и большинство инновационных изысканий по решению вокальных проблем, а также основное число образцов форматов самих занятий принадлежат именно западным педагогам. В этой связи для повышения объективности данных, анализа были выбраны два ведущих педагога из США и Италии, в результате чего были выявлены их основные подходы к обучению и решению вокальных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Д И. Гемаддиев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING AND INTERNET RESOURCES: TO THE PROBLEM OF SEARCHING AND UPDATE OF PEDAGOGICAL INSTRUMENTS IN THE CLASS OF POP-JAZZ VOCALS

The main content of the article is the analysis of the problem of finding effective pedagogical tools for teaching pop vocal that meet the needs of the time. The author, stating the need to modernize the modern system of vocational education in the field of pop and jazz art, comes to the conclusion that it is necessary to study the experience of progressive Western teachers and take into account advanced teaching technologies based on key Internet platforms, all the diversity of which is the only resource that allows you to track the latest trends in both performing and teaching. The author emphasizes that the historical primacy in the field of teaching pop-jazz vocal and most of the innovative research in solving vocal problems, as well as the bulk of the samples of the formats of the classes themselves, belong to Western teachers. In this regard, in order to increase the objectivity of the data, two leading teachers from the USA and Italy are selected for the analysis, as a result of which their main approaches to teaching and solving vocal problems were identified.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ: К ПРОБЛЕМЕ ПОИСКА И АКТУАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ В КЛАССЕ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОГО ВОКАЛА»

УДК 784

Gemaddiev D.I., postgraduate, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

DISTANCE LEARNING AND INTERNET RESOURCES: TO THE PROBLEM OF SEARCHING AND UPDATE OF PEDAGOGICAL INSTRUMENTS IN THE CLASS OF POP-JAZZ VOCALS. The main content of the article is the analysis of the problem of finding effective pedagogical tools for teaching pop vocal that meet the needs of the time. The author, stating the need to modernize the modern system of vocational education in the field of pop and jazz art, comes to the conclusion that it is necessary to study the experience of progressive Western teachers and take into account advanced teaching technologies based on key Internet platforms, all the diversity of which is the only resource that allows you to track the latest trends in both performing and teaching. The author emphasizes that the historical primacy in the field of teaching pop-jazz vocal and most of the innovative research in solving vocal problems, as well as the bulk of the samples of the formats of the classes themselves, belong to Western teachers. In this regard, in order to increase the objectivity of the data, two leading teachers from the USA and Italy are selected for the analysis, as a result of which their main approaches to teaching and solving vocal problems were identified.

Key words: pop, vocals, training, technology, method, relevance, educational, art, resource, riffs, runs, techniques.

Д.И. Гемаддиев, аспирант, Московский государственный институт культуры, г. Москва, E-mail: [email protected]

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ: К ПРОБЛЕМЕ ПОИСКА И АКТУАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ В КЛАССЕ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОГО ВОКАЛА

Основное содержание статьи составляет анализ проблемы поиска эффективных педагогических инструментов обучения эстрадному вокалу, отвечающих запросам времени. Автор, констатируя потребность в модернизации современной системы профессионального образования в сфере эстрадно-джазового искусства, приходит к выводу о необходимости изучения опыта прогрессивных западных педагогов и учета передовых технологий обучения, базирующихся на ключевых интернет-платформах, все многообразие которых является единственным ресурсом, позволяющим отслеживать последние тенденции как в сфере исполнительства, так и обучения. Автор подчеркивает, что историческое первенство в сфере обучения эстрадно-джазовому вокалу и большинство инновационных изысканий по решению вокальных проблем, а также основное число образцов форматов самих занятий принадлежат именно западным педагогам. В этой связи для повышения объективности данных, анализа были выбраны два ведущих педагога из США и Италии, в результате чего были выявлены их основные подходы к обучению и решению вокальных проблем.

Ключевые слова: эстрадный, вокал, обучение, технологии, метод, актуальность, образовательный, искусство, ресурс, riffs, runs, приемы.

Для всего мира первая четверть XXI века отмечена не только стремительной глобализацией, развитием технологий, большим количеством локальных конфликтов, затяжным экономическим кризисом, но и значительными преобразованиями в области науки, культуры и искусства, где одним из значимых компонентов последнего остается искусство эстрады, в чатсности эстрадный вокал.

Популярность и интерес к данному направлению обеспечивается не только благодаря таким проектам, как «The Voice», «The X Factor», «Idol», «Americal Idol», по франшизе или в аналоговом формате, реализуемым на телевидении, заметно сдающим свои позиции среди молодого поколения, но главным образом благодаря многочисленным видеоплатформам c многомиллиардной аудиторией, таким как Instagram, Tik Tok, YouTube, где каждый желающий получает безграничные возможности для демонстрации своих творческих достижений и монетизации контента. Здесь же формируется естественная конкурентная и специфическая образовательная среда. Таким образом, данный ресурс можно рассматривать и как образовательный - как одну из форм дистанционного обучения, учет потенциала, степени влияния и возможностей которого необходим в рамках реализации идей модернизации современной системы профессионального образования в сфере эстрадного искусства.

Эстрадно-джазовое искусство, являясь постоянно изменяющейся средой, не терпящей стагнации, требует пристального внимания как к тенденциям и достижениям в сфере исполнительства, так и к вопросам обучения, педагогики и педагогическим технологиям [1], среди которых все большую востребованность приобретают дистанционные формы [2; 3; 4]. Несмотря на неоднозначность мнений в вопросе эффективности дистанционного обучения вокалу, для повышения объективности настоящего исследования необходимо привести обзор деятельности ведущих педагогов, работающих в данном и смежных форматах. Это обусловлено не столько популярностью данного направления, сколько разнообразием и инновационностью методов решения тех или иных педагогических проблем, что может быть крайне полезно для создания авторской методики через систематизацию обозримого методического разнообразия. Кроме того, данная мера является необходимым условием соблюдения принципа объективности и актуальности.

Прежде чем перейти к непосредственному анализу, следует коротко упомянуть об истории возникновения дистанционного обучения.

Дистанционное обучение как особое явление в образовательной среде возникло достаточно давно [5]. Так, в 70-х годах прошлого столетия в разных частях света открыли свои двери первые вузы, специализирующиеся на дистанционном обучении, что, прежде всего, связано с интеграцией радио- и телефонной связи во многие социальные процессы. Стремительно повышающиеся скорость и качество передачи информации, они стали основополагающим фактором для использования передовых технологий времени в образовательных процессах. Так, например, одним из первых, несмотря на действующую в то время политику расовой сегрегации на континенте, был Южноафриканский университет «UniSA» (1946 г), успешно существующий до сих пор.

Однако современный формат дистанционного обучения стал возможным лишь благодаря повсеместному распространению интернет-технологий, позволяющих в режиме онлайн использовать не только вербальную коммуникацию, но и невербальную, что особенно важно в контексте данного исследования. Ведь для обучения вокальному искусству необходимо создание достаточных педагогических условий, позволяющих, в частности, осуществлять контроль и своевременное предупреждение тех или иных ошибок ученика, что успешно практикуется многими педагогами посредством видеосвязи типа Skype, Zoom и пр.

На сегодняшний день мы имеем множество авторских сайтов, где любой желающий может получить массу информации по различным вопросам: от способов завязывания шнурков до постройки дома или формирования навыков овладения тем или иным музыкальным искусством.

Доступность, разнообразие и объем информации позволили сформировать специфическую среду, внутри которой естественным путем сложились субъектно-объектные связи, имеющие множество типологических характеристик.

Не следует забывать и о том, что данное пространство, являясь рынком услуг с зоной высокой конкуренции, привлекает огромное количество людей и является областью экономических взаимоотношений. Следовательно, если вспомнить, что макроэкономическая теория спроса и предложения в интерпретации Сэя и Кейнса, к сожалению, работает и в сфере искусства и образования, то тезис о том, что «спрос рождает предложение» (и наоборот), имеет особую актуальность в контексте рассматриваемого вопроса, где под предложением мы понимаем, прежде всего, сверхновые, эффективные методики современных педагогов, для которых не в последнюю очередь их профессиональная деятельность является источником внушительного дохода [6].

Итак, в последние годы наблюдается не только тенденция возрастания интереса к обучению, но и появления различных школ (направлений). На просторах YouTube мы находим армию педагогов, предлагающих освоить вокальное искусство за несколько минут, часов и т.д. Эта сфера культуры и образования превратилась в прибыльный бизнес. Данный феномен, становясь объектом экономических отношений, включается в диаду спроса и предложения, где спрос формируют не только любители, но и профессионалы, имеющие целью повышение мастерства [7].

Вместе с тем обнаруживается проблема идентификации и выбора. На фоне завидной убедительности, с которой все эти педагоги подают информацию о своем курсе, вычленение настоящего профессионала, способного научить и не покалечить, представляется задачей крайне сложной. Разнообразие предлагаемого контента породило на просторах Интернета огромное количество педагогов, чья компетентность в вопросах обучения вокалу вызывает не только нарекания, но и опасения. А значит, данная среда требует осторожного подхода к выбору контента или педагога, адептом которого может стать любой желающий.

Высокая популярность эстрадно-джазового вокала как целого направления в культуре и стремление к повышению коэффициента монетизации от авторского или псевдоавторского контента являются факторами, носящими характер взаимообусловленности, а их подробное рассмотрение и анализ выходят за рамки настоящего исследования. Однако очевидно, что в сфере Интернет обучение эстрадно-джазовому вокалу наибольшее доверие вызывают западные педагоги. Это вполне закономерно, ведь их отличительной особенностью является прозрачность схемы работы, а главное - результативность их педагогических усилий, где исходное состояние проблемы и демонстрируемый результат почти всегда представлены с достаточной степенью убедительности.

Отметим, что не только историческое первенство в сфере обучения эстрадно-джазовому вокалу, но и все инновационные изыскания по решению вокальных проблем, а также основное число образцов форматов самих занятий принадлежат именно западным педагогам. Под «Западом» мы понимаем Европу и Америку.

Для повышения объективности картины приведём материалы педагогического опыта, находящиеся в свободном доступе на одноименных сайтах и каналах в YouTube и Instagram следующих педагогов:

Natalie Weiss (channel), США - 230 тыс. подписчиков и Cheryl Porter (Cheryl Porter Vocal Coach channel), Италия - 2,92 млн подписчиков.

Следует уточнить, что под дистанционным обучением при изучении деятельности рассматриваемых педагогов мы подразумеваем не только обучение через Skype, но и записи мастер-классов и живых уроков, где решаются те или иные вокальные проблемы на конкретном материале. Наибольший интерес, разумеется, вызывают записи «живых» уроков.

Несмотря на меньшее количество подписчиков в YouTube, Natalie Weiss в ходе своей творческой и педагогической активности снискала больший авторитет среди профессионалов, чем Cheryl Porter. Неоднократно пела в многочисленных бродвейских мюзиклах и была полуфиналистом 4-го сезона «American Idol».

Natalie Weiss получила международное признание благодаря своим видеороликам и популярным веб-сериям на YouTube «Breaking Down The Riffs», которые в совокупности собрали более 4 млн просмотров.

Как частный преподаватель по вокалу и автор многочисленных мастер-классов, она готовит артистов не только в США, но и по всему миру, регулярно посещая Великобританию, Австралию, Мексику, Канаду, Бразилию, Германию, Португалию и Австрию, где проводит мастер-классы во многих учебных заведениях. Но география ее активности в основном ограничивается территорией Соединенных Штатов. Также она является полноценным членом «National Association of Teachers of Singing» (Национальной ассоциации преподавателей вокала).

Мастер-классы Natalie Weiss открывают студентам различные пути получения доступа к здоровому голосу, раскрытию головного регистра, усилению среднего микста и персонализации песен. Ее преподавательский стиль отличается экспрессивностью, доступностью и включает такие аспекты, как теория музыки, ревностное отношение к точности интонирования, снятие зажимов, развитие импровизационного мышления и свободы. Одним из главных аспектов в работе Natalie Weiss с учащимися является стилевая вокальная техника, а именно «riffs» and «runs» (в России это принято называть мелизматикой).

На своих индивидуальных занятиях, которым она отдает предпочтение, Natalie создает особую атмосферу, отличающуюся свободой, раскованностью, демократичностью, обилием юмора и самоиронии. Свою миссию она так и называет - «Поп-пение для чайников».

Но, несмотря на кажущуюся несерьезность подхода, данный педагог демонстрирует колоссальные результаты творческой и педагогической деятельности. За время своей практики она сотрудничала с огромным числом сложившихся исполнителей, оказывая помощь в исправлении тех или иных ошибок и вокальных проблем. Например, со сложившейся и успешной американской певицей Katharine McPhee. Эти уроки находятся в открытом доступе на её YouTube-ка-нале.

Условно в творческой активности данного педагога можно выделить несколько направлений:

- разбор и воспроизведение сложнейших «riffs» and «runs»;

- сольные выступления;

- ролики комического характера, посвященные ключевым ошибкам исполнителей как на прослушиваниях, так и на выступлениях;

- ролики с индивидуальными занятиями и мастер-классами.

В рамках нашего исследования наибольший интерес вызывают три плей-листа канала Natalie Weiss:

1. «Breaking Down The Riffs».

2. «Master Classes».

3. «Private Coachings».

В первом плей-листе выложены видеоматериалы встреч с финалистами различных телепроектов формата «Voice», «American Idol» и «X-Factor», а именно с теми, которые в своих выступлениях продемонстрировали сложнейшие «riffs» and «runs». Одним из наиболее ярких эпизодов является встреча с американским вокалистом Avery Wilson, который на сегодняшний день остает-

ся обладателем самой подвижной гортани и автором сложнейших «riffs» and «runs». В кругу интересующихся этой вокальной техникой вокалистов во всем мире он, наряду с Mariah Carey, является одним из недостижимых идеалов виртуозности.

Приступая к разбору любых «riffs» and «runs», Natalie Weiss после качественного «снятия» посредством своей методики расчленяет его на фрагменты, определяя ритм и акценты в медленном темпе, т.е. после «снятия» предлагает дробление полученного материала на секции - составные части. Для повышения возможности воспроизведения каждой ноте присваивается английская цифра. Например, первый из четырех отрезков последовательности выглядит следующим образом:

one - two - one - two - three - four - five......., что в переводе на ноты соответствует:

«С» - «В-flat» - «C» - «B-flat» - «A-flat» - «F» - «E-flat»......., где порядок

возрастания цифрового ряда определяется только началом и концом выбранного отрезка, вне зависимости от направления движения и звуковысотности (вверх или вниз).

Следующим этапом становится прорабатывание каждого отрезка отдельно в медленном темпе, сращение всей последовательности и увеличение темпа вокализации.

Отметим, что данный материал будет мало полезен тем, кто вдруг решил заняться этим видом стилевой вокальной техники, так как эта практика ориентирована, главным образом, на подготовленных вокалистов.

Второй и третий плей-листы «Master Classes» и «Private Coachings» содержат в себе видеозаписи публичных мастер-классов и индивидуальных уроков, где Natalie работает с различными студентами, выявляя и решая их вокальные проблемы, к числу которых можно отнести распространенную в нашей стране из-за особенностей языка проблему открытого носа (гнусавость). Кроме того, Natalie заостряет внимание на проблемах звукоизвлечения и интонации, формирования сценического образа и поведения, а также стилистики.

Карьера Cheryl Porter в мире вокала началась в Университете Северного Иллинойса, где она обучалась оперному пению. Переехав в 1995 году в Италию, Cheryl работает в различных школах и колледжах, преподавая вокал и хоровой класс. С 2О18 года Cheryl Porter активно занимается созданием собственной школы и разработкой «уникальной» методики «CHERYL PORTER VOCAL METHOD». Ключевым направлением ее активности становится эстрадно-джазовый вокал и популяризация афроамериканской культуры пения. Благодаря активной «раскрутке» YouTube канала, Cheryl Porter быстро набирает популярность в Италии, некоторых странах Европы и в России. Так, в октябре 2О19 года она приезжала с мастер-классами в Краснодар. Стоимость индивидуального занятия составляла 2О ООО рублей, участие в групповом мастер-классе 15 ООО.

Через некоторое время Cheryl проводит уже очные встречи и мастер-классы по вокалу в Израиле, Польше, Италии, Франции, Индонезии, Сингапуре, США и даже в России. Как и Natalie Weiss, Cheryl Porter стремится к выявлению ключевых проблем каждого отдельно взятого студента и поиском индивидуальных решений в рамках своей методики.

Что касается самой методики Cheryl Porter, то ее отличают яркость, экспрессивность, непривычная атрибутика, задействование различных средств мультимедиа и формирование спортивного подхода к занятиям вокалом, то есть сами занятия предлагается позиционировать как изнуряющие спортивные тренировки, для осуществления которых необходим целый набор специальных средств, перечисленных в обязательном списке на одноименном сайте и YouTube-канале.

Итак, для результативных занятий вокалом по методике Cheryl Porter необходимо следующее:

- боксерские перчатки;

- бутылка с водой;

- зеркало;

- коврик;

- полотенце;

- соломка для напитков (для тренировки губных мышц и дыхания);

- маленькие гантели;

- Vocal Pitch Monitor (программа контроля частоты вибрато).

Cheryl Porter создала более 3ОО вокальных упражнений, которые специально нацелены на исправление недостатков голосового аппарата, увеличение диапазона и улучшение вокальных навыков, как начинающих, так и продвинутых вокалистов. Многие из этих упражнений мы находим в отдельном плей-листе «Vocal Workout - Exercises» на ее одноименном канале.

На официальном сайте Cheryl Porter любой желающий может приобрести пакет опций за 149 долларов, включающий:

- 6О вокальных упражнений;

- 1О вокальных уроков;

- полный пакет минусовок для самостоятельных распевок;

- 1О советов от самой Шерил;

- пособие по вокалу;

- возможность доступа к ежемесячным трансляциям.

Анализ видеоматериалов Cheryl Porter, находящихся в открытом доступе, показал, что за время своей педагогической активности она накопила значительный объем рекомендаций и различных инструментов для преодоления тех или иных трудностей при обучении вокалистов. Например, одним из обязательных атрибутов индивидуального занятия Cheryl являются различные карточки формата А3, следующего содержания:

«VOCAL REGISTER»

FRY

CHEST

MIX

HEAD

FALSETTO

WHISTLE

(полезные при знакомстве с регистровым делением голоса).

«VOWELS»

I E I A I O I U

I E A O U

(используемые для формирования единой позиции при вокализации различных гласных и наращивания подвижности гортани).

«DYNAMICS»

Pianissimo pp Piano p Mezzoforte mf Forte f Fortissimo ff

(используемые для выстраивания динамического плана конкретного произведения и тренировки контроля уровня громкости воспроизводимого студентом звука вообще. Например, в качестве упражнения, Cheryl предлагает студентам пропеть все динамические названия на одной ноте с соответствующим уровнем громкости по порядку возрастания и вразброс).

Подводя итог анализа обозримой деятельности Cheryl Porter, необходимо отметить и негативные стороны предлагаемого контента, который разительно отличается от того, что предлагает, например, ее американская коллега Natalie Weiss, а именно:

1. Cheryl Porter беззастенчиво заявляет, что в 90-е годы была лучшей исполнительницей сопрановых партий в операх Пуччини и Верди в Чикаго.

2. Позиционирует себя как вокальный тренер итальянского трио «IL VOLO».

3. На ее сайте мы находим навязчивую саморекламу и огромное количество хвалебных отзывов.

4. Отсутствие уроков, демонстрирующих убедительное решение той или иной вокальной проблемы на результирующем этапе.

5. Подчеркнутая ориентация на зарабатывание денег

Тем не менее, многие педагогические решения Cheryl Porter отличаются не только оригинальностью, но и очевидной эффективностью. Так, для выстраивания динамического плана произведения при работе с учениками или знакомства с регистровым составом голоса, действительно, можно успешно применять эти новации. Перечисленные приемы могут быть использованы различными педаго-

Библиографический список

гами-практиками для повышения эффективности занятий, создания или совершенствования собственных методик.

Что касается стилевой вокальной техники, то внимание к этой проблеме со стороны Cheryl Porter носит характер недостаточности, а упражнения, имеющие отношение к «riffs» and «runs», заключаются в нарабатывании скорости при вокализации несложных последовательностей. Возможно, причина в том, что сама Cheryl не владеет данными приемами в достаточной степени, во всяком случае в большинстве своих выступлений навыка виртуозного владения «riffs» and «runs» она не обнаруживает.

Возвращаясь к проблеме настоящего исследования, необходимо отметить, что дистанционное обучение, как и традиционная форма, подразумевает контроль со стороны педагога, что применительно к вокалу может быть осуществлено только в режиме онлайн. Однако процесс обучения и саморазвития может с различной степенью эффективности осуществляться и самостоятельно - бесконтрольно. Отметим, что для вокалистов, особенно на Западе, это широко распространенная практика. И здесь приходится сталкиваться только с проблемой выбора действенных методик. Однако для опытных вокалистов и педагогов проблема выбора контента трудностей вызывать не должна.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить наиболее важные пункты анализа работы западных педагогов эстрадного вокала, который показал, что:

- проблема открытого носа (гнусавость) для американских и европейских студентов в силу языковой предустановки гортани является редкой, но тем не менее встречающейся;

- проблема низкой позиции, несмотря на высокую позиционность английского языка, является довольно распространенной и имеет множество практических решений;

- тезис «riffs» and «runs» - искусство афроамериканцев (черная гортань) - это тяжело разрушающийся миф. Наиболее убедительной в этой сфере является деятельность таких педагогов, как Natalie Weiss;

- роль пентатоники в формировании импровизационного мышления и навыка владения приемами «riffs» and «runs» является важнейшей;

- слуховой анализ первоисточника необходимо производить с особой тщательностью и вниманием к деталям, к динамическому плану, стилистике и украшениям;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- высокую эффективность в обучении студентов показывают такие решения, как распевки на основе трудностей той или иной песни - своеобразные этюды;

- проблема интонации, как и везде, решается с помощью проигрывания на фортепиано;

- европейские и американские педагоги не стремятся публиковать свои теоретические изыскания и труды, предпочитая наглядную работу в групповых и privat-форматах;

- западные педагоги, в том числе Natalie Weiss и Cheryl Porter, не спешат выкладывать все свои секреты в интернет-пространство для всеобщего доступа. Так, черновая работа по настройке голосового аппарата перед privat-занятием остаётся за кадром. Составить примерную картинку можно только фрагментарно;

- портфель компетенций современного педагога эстрадно-джазового вокала должен включать в себя не только полное представление о регистровом составе голоса, но и владение всеми техниками, пониманием стилистики, присущей тем или иным жанрам.

1. Климай Е.В. Современные тенденции в музыкальном образовании. Высшее образование в России. 2009; № 7: 169 - 173.

2. Майковская Л.С., Мансурова А.П. Образовательный процесс в сфере музыкального искусства на основе информационных технологий: состояние проблемы. Искусство и образование. 2017; № 4: 67 - 74.

3. Черватюк П.А., Майковская Л.С., Мансурова А.П. Готовность педагога к реализации образовательных технологий как ключевое требование современного института образования: к проблеме категориальной идентификации. Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2020; № 1: 4 - 10.

4. Майковская Л.С., Мансурова А.П. К вопросу о формировании у педагогов-музыкантов новых профессиональных квалификаций в области электронных образовательных ресурсов. Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2016; № 1: 1 - 15.

5. Хусяинов Т.М. История развития и распространения дистанционного образования. Педагогика и просвещение. 2014; № 4: 30 - 41.

6. Блауг М. Закон рынков Сэя. Экономическая мысль в ретроспективе = Economic Theory in Retrospect. 1994; Выпуск XVII: 136 - 150.

7. Williams D.D. Improving use of learning technologies in higher education through participant oriented evaluations. Educational Technology & Society. 2002; № 5 (3): 11 - 17.

References

1. Klimaj E.V. Sovremennye tendencii v muzykal'nom obrazovanii. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2009; № 7: 169 - 173.

2. Majkovskaya L.S., Mansurova A.P. Obrazovatel'nyj process v sfere muzykal'nogo iskusstva na osnove informacionnyh tehnologij: sostoyanie problemy. Iskusstvo iobrazovanie. 2017; № 4: 67 - 74.

3. Chervatyuk P.A., Majkovskaya L.S., Mansurova A.P. Gotovnost' pedagoga k realizacii obrazovatel'nyh tehnologij kak klyuchevoe trebovanie sovremennogo instituta obrazovaniya: k probleme kategorial'noj identifikacii. Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2020; № 1: 4 - 10.

4. Majkovskaya L.S., Mansurova A.P. K voprosu o formirovanii u pedagogov-muzykantov novyh professional'nyh kvalifikacij v oblasti 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursov. Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2016; № 1: 1 - 15.

5. Husyainov T.M. Istoriya razvitiya i rasprostraneniya distancionnogo obrazovaniya. Pedagogika i prosveschenie. 2014; № 4: 30 - 41.

6. Blaug M. Zakon rynkov S'eya. 'Ekonomicheskaya mysl' v retrospektive = Economic Theory in Retrospect. 1994; Vypusk XVII: 136 - 150.

7. Williams D.D. Improving use of learning technologies in higher education through participant oriented evaluations. Educational Technology & Society. 2002; № 5 (3): 11 - 17.

Статья поступила в редакцию 31.01.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.