Научная статья на тему 'Дистанционное обучение в эстрадно-джазовом вокалев современных условиях'

Дистанционное обучение в эстрадно-джазовом вокалев современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
672
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ТИПЫ ВОСПРИЯТИЯ / DISTANCE LEARNING / POP VOCALS / LEARNING EFFICIENCY / TYPES OF PERCEPTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касумова Виктория Витальевна

С каждым годом растет количество людей, которые выбирают эстрадный вокал в качестве своей профессии или хобби. Обилие телевизионных проектов и конкурсов весьма популяризирует этот вид искусства. Такой высокий спрос рождает богатое предложение в сфере музыкального образования. Так, наряду с государственными образовательными учреждениями, с каждым годом растет количество эстрадных студий, музыкальных школ и творческих мастерских. Высокая конкуренция в сфере подобных учебных заведений, а также развитие технологических возможностей, диктуют необходимость применения инновационных способов обучения, таких как дистанционное обучение, вокальные онлайн-марафоны, заочные конкурсы. В этой статье подробно рассматриваются особенности такой формы образования в сфере эстрадного вокала, а также эффективность применения дистанционного обучения для людей с различными типами восприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касумова Виктория Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING IN POP-JAZZ VOCALS IN MODERN CONDITIONS

Every year the number of people who choose pop vocal as their profession or hobby is growing. The abundance of television projects and competitions very popularize this type of art. Such a high demand creates a rich o er in the field of music education. So, along with state educational institutions, the number of pop studios, music schools and creative workshops is growing every year. High competition in the field of such educational institutions, as well as the development of technological capabilities, dictate the need for innovative teaching methods, such as distance learning, vocal online marathons, correspondence competitions. This article discusses in detail the features of this form of education in the field of pop vocals, as well as the effectiveness of the use of distance learning for people with different types of perception

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение в эстрадно-джазовом вокалев современных условиях»

УДК 784:[37.018.43:004.9]

В. В. Касумова

Дистанционное обучение в эстрадно-джазовом вокале в современных условиях

С каждым годом растет количество людей, которые выбирают эстрадный вокал в качестве своей профессии или хобби. Обилие телевизионных проектов и конкурсов весьма популяризирует этот вид искусства. Такой высокий спрос рождает богатое предложение в сфере музыкального образования. Так, наряду с государственными образовательными учреждениями, с каждым годом растет количество эстрадных студий, музыкальных школ и творческих мастерских. Высокая конкуренция в сфере подобных учебных заведений, а также развитие технологических возможностей, диктуют необходимость применения инновационных способов обучения, таких как дистанционное обучение, вокальные онлайн-марафоны, заочные конкурсы. В этой статье подробно рассматриваются особенности такой формы образования в сфере эстрадного вокала, а также эффективность применения дистанционного обучения для людей с различными типами восприятия.

Ключевые слова: дистанционное обучение, эстрадный вокал, эффективность обучения, типы восприятия

Viktoria V. Kasumova Distance learning in pop-jazz vocals in modern conditions

Every year the number of people who choose pop vocal as their profession or hobby is growing. The abundance of television projects and competitions very popularize this type of art. Such a high demand creates a rich offer in the field of music education. So, along with state educational institutions, the number of pop studios, music schools and creative workshops is growing every year. High competition in the field of such educational institutions, as well as the development of technological capabilities, dictate the need for innovative teaching methods, such as distance learning, vocal online marathons, correspondence competitions. This article discusses in detail the features of this form of education in the field of pop vocals, as well as the effectiveness of the use of distance learning for people with different types of perception.

Keywords: distance learning, pop vocals, learning efficiency, types of perception DOI 10.30725/2619-0303-2020-2-140-143

Эстрадно-джазовый вокал является одним из самых популярных видов искусства последнего десятилетия. В отличие от классического вокала, который позиционирует себя как искусство элитарное, эстрадное пение дает возможность реализовать свои желания людям, обладающим не столько объемной голосовой фактурой, сколько желанием продемонстрировать свою неповторимую манеру или необычное звучание своего голоса. Поставленный эстрадный голос отличается своей близостью к речевому произношению свободным звучанием, богатством тембральной окрашенности, разборчивостью текста, чистотой интонации, а также возможностью длительного и безопасного использования голосового аппарата [1].

Нужно отметить, что, постоянно появляющиеся телевизионные проекты, шоу, конкурсы диктуют моду на эстрадное пение, тем самым создавая высокий спрос на обучение. Все это способствует появлению и развитию музыкальных школ, вокальных студий, рабочих мастерских, в которых есть место как взрослым, так и детям. В профессиональной среде спрос на профессию

артиста, вокалиста также не угасает. Каждый год абитуриенты выбирают эстрадно-джазовый вокал в сфере средних и высших учебных заведений в качестве своей будущей профессии.

Музыкальное образование в России, равно как и во всем мире, претерпело заметные изменения за последние годы. Стремительно развивающиеся современные информационные технологии открывают массу возможностей желающим петь, таких как онлайн-обучение, вокальные марафоны, заочные конкурсы, дистанционные занятия и мастер-классы. Все это заметно расширяет горизонты для людей, желающих обучаться у квалифицированных педагогов из любой точки мира. В один момент можно присоединиться к желаемой репетиционной платформе, посетить вебинар или побывать на консультации у специалиста из интересующего вуза любого города или даже страны. Интернет пестрит рекламой онлайн-школ, обещая искомый результат в кратчайшие сроки. Однако эффективность таких занятий для разных людей может сильно отличаться. Это зависит от множества факторов и их совокупностей в

каждом конкретном случае. Не секрет, что все мы по-разному воспринимаем окружающий нас мир. Для кого-то это мир звуков, для кого-то - вселенная образов или ощущений. В этой «различности», на мой взгляд, лежит ключ решения проблемы повышения эффективности музыкального обучения, как в аудитории, так и дистанционно. Эстрадный вокал не исключение.

Не являясь знанием «извне», как, например, математика или химия, не имея точных формул и правил, которые подошли бы всем, пение является поиском способностей «в себе», где преподаватель становится проводником в мир собственных ощущений как эмоциональных, так и физических. В таком случае задача педагога -предложить ученику кратчайший путь, способ обучения, который подойдет именно ему. Использование «типизации» обучающихся может стать хорошим решением проблемы эффективности восприятия информации в музыкальном образовательном процессе.

Условно всех людей можно разделить на пять групп по ведущей способности восприятия информации, как это предлагает видный ученый-психолог Ж. Пиаже. Это визуальный, аудиальный, кинестетический, образный и логический (дигитальный) [2, с. 109-142]. Применительно к вопросам обучения эстрадно-джазовых вокалистов, рассматриваемых в данной статье, концепция Ж. Пиаже представляется перспективной, только составляющие ее компоненты требуют некоторой конкретизации.

По нашему мнению, у одного человека, зачастую, могут быть проявлены сразу несколько видов восприятия, что существенно расширяет его возможности. Так, например, практически у всех музыкантов, наряду с другими, развит аудиальный тип восприятия. Преобладание одного типа не означает ни в коей мере отсутствие или слабость остальных, просто один вид является ведущим, пусковым. Получить представление о принадлежности любого ученика к тому или иному типу восприятия можно с помощью опроса или использования специальных тестов, таких как, например, «Тест на диагностику доминирующей перцептивной модальности» С. Ефремцева. Однако, опираясь на многолетний опыт работы в сфере эстрадного образования, мы можем заметить, что специальные словесные обороты, мыслеформы и даже жесты могут помочь определиться с предлагаемой классификацией. Имея понятие о конкретном ученике и его ведущем типе восприятия информации, педагог может выстроить процесс обучения наиболее эффективно и комфортно для всех.

В условиях дистанционного обучения информация о ведущей перцептивной деятельно-

сти ученика так же может иметь не последнее значение.

Рассмотрим типологические особенности восприятия художественной информации, проявляющиеся в практике музыкального обучения.

Визуальный тип восприятия. У представителей визуального типа восприятия, как показывает опыт практической работы в классе эстрадно-джазового вокала, ведущей является зрительная система обработки информации. В речи представителей этого типа восприятия будут присутствовать следующие обороты: «это выглядит как», «как я вижу». «Визуалы» часто используют руки во время объяснения, демонстрируют образы и движения, им трудно запоминать числа и точные факты. Часто визуальный тип восприятия бывает ведущим у детей дошкольного возраста. Это связано с тем, что в дошкольном возрасте детям свойственно наглядно-образное мышление.

Для представителей визуального типа восприятия среди студентов немаловажным является внешний вид педагога, аудитория, в которой происходит занятие. Если аудитория содержит множество плакатов, то внимание ученика этого типа может быть переключено на посторонние объекты. Чтобы процесс обучения человека с визуальным типом восприятия стал более эффективным, педагог в объяснении может использовать иллюстрации, видео эталонного исполнения или демонстрационные модели. Как показывает практика, ученики, чьим ведущим каналом восприятия является зрительный, довольно успешно обучаются дистанционно. В этом случае для повышения эффективности образовательного процесса ученика с таким типом восприятия необходимо обеспечить наглядным методическим материалом, видеороликами, демонстрирующими работу голосового аппарата во время пения или текст изучаемых произведений, где ранее были сделаны пометки и рекомендации. Одним словом, чтобы представитель визуального типа запомнил, ему необходимо это увидеть.

Аудиальный тип восприятия. Как уже говорилось ранее, аудиальный тип восприятия довольно распространен у музыкантов. В речи представителя аудиального типа будут присутствовать следующие обороты речи: «я недавно услышал», «идея звучит заманчиво». В силу высокой слуховой восприимчивости, «аудиалы» хорошо различают нюансы, оттенки, могут обладать имитационными способностями, что может способствовать учебному процессу, такие ученики, обычно, не имеют проблем с произношением в иностранных языках. Зачастую, «аудиалы» могут не конспектировать лекции, им, скорее, важно услышать то, что происходит

В. В. Касумова

здесь и сейчас, а для того, чтобы сосредоточиться, представителям этого типа обучаемости необходима тишина. Так же важную роль играет тембр учителя и его манера говорить. Обучая человека аудиального типа восприятия, преподавателю следует запастись звуковыми примерами, аудиозаписями. Этот тщательно сформированный багаж может сыграть решающую роль в формировании музыкального вкуса обучающегося, а также в манере его звукоиз-влечения. Нужно отметить, что, по моим наблюдениям, преобладание аудиального канала восприятия не влияет на наличие или отсутствие музыкального или вокального слуха - особого чувственного комплекса, координирующего работу центральной и периферической нервной систем с органами дыхания и голосообразова-ния. Для представителей слухового вида восприятия, проходящих дистанционное обучение, определяющее значение будет иметь качество звукоусиливающих и передающих устройств, а также наличие или отсутствие искажения голоса во время занятий. По моему опыту, для повышения эффективности обучения таких учеников, аудиоматериал можно высылать им заранее, во избежание ухудшения звучания, что существенно улучшит восприятие информации на онлайн-уроке.

Кинестетический тип восприятия. Ведущим видом восприятия у кинестетиков являются тактильные ощущения. В речи человека, у которого ведущим является кинестетический тип восприятия, будут присутствовать такие предложения: «такое чувство, что», «я чувствую напряжение», «ощущение вибрации». В процессе речи такие ученики часто используют руки, жестикуляцию. Представители этого типа восприятия порой не усидчивы, не любят рутину. Чтобы процесс обучения «кинестетиков» стал более эффективным, преподаватель должен ориентироваться на физические ощущения, давать инструкции, использовать руки в объяснении. Так, например, в процессе формирования чувства ритма у учеников можно использовать такие обучающие приемы, как «прохлопыва-ние» ритмического рисунка, для ощущения резонанса - пальпацию резонаторных полостей во время пения. Для закрепления урока ученика можно попросить описать свои ощущения. Данный вид восприятия информации очень эффективен при обучении пению, так как ощущения в теле - природный защитный механизм от повреждений голоса и может помочь как ученику, так и преподавателю. Опираясь на мышечные ощущения, ученик имеет все шансы запоминать правильные установки и повторять их в будущем. Однако именно у представителей

этого типа есть серьезные проблемы с восприятием при дистанционном обучении. Ученикам кинестетического типа восприятия нужны четкие телесные настройки, которые они обычно получают непосредственно от преподавателя в классе. Дистанционное обучение лишает их такой возможности и, как показывает практика, может приносить пользу в том случае, если ученики продолжают обучение, а не начинают его с самого начала. Для повышения эффективности «кинестиков» можно попросить их сформулировать и описать свои мышечные ощущения для последующей корректировки.

Образный тип восприятия. Представители образного типа восприятия в речи часто используют свои умственные или эмоциональные ощущения, могут описывать процесс при помощи образов, часто и с использованием цвета. В рассказах ученики с образным восприятием используют метафоры. Основной сложностью при обучении представителей этого типа является субъективность восприятия. Преподавателю с целью повышения эффективности для объяснения следует использовать сравнения, примеры или образы, однако, если нужный эффект не достигнут сразу же после объяснения, следует предлагать новый пример, а не фиксировать внимание на повторении в надежде обрести понимание. При объяснении представителю образного типа обучения должен сработать «эффект озарения». Основная задача педагога в данной ситуации - помочь ученику найти и зафиксировать свои образы и использовать их для объяснения или закрепления навыков в дальнейшем, а не навязывать свои ассоциации, даже если они очень понятны и удачны, на его взгляд. Замечено, что представители образного типа восприятия хорошо усваивают информацию при дистанционном обучении. Педагогу достаточно помочь найти правильные ассоциации и сравнения, а также зафиксировать внимание ученика на нужных физиологических процессах.

Логический тип восприятия. Логика (др.-греч. «наука о рассуждении», «искусство рассуждения» от Аоуо^ — «речь», «рассуждение»). Это вид мышления, который позволяет рассматривать последовательности событий и причинно-следственную связь между рассматриваемыми объектами. Представители этого типа восприятия, как правило, много знают, имеют хорошую память, задают много вопросов, часто цитируют преподавателя или других учеников, в речи приводят много фактов и используют такие словесные обороты, как: «правильно ли я понял?», «как это связано?». Одной из особенностей этого типа восприятия является постоянный интерес к новой информации, мониторинг множества

методик преподавания, невозможность остановиться на одной из них, а также поиск связи терминологии, использованной в различных методиках. Для эффективного обучения представителей этого типа восприятия преподавателю следует структурировать знания, в работе использовать план, а также сопровождать обучающий процесс анатомическими и физиологическими фактами, формируя причинно-следственные связи. Такое обилие точных данных и фактов может утолить информационный голод ученика, однако, может и помешать вырабатывать ощущения в теле, на которые следует опираться в процессе обучения пению.

Еще одной сложностью для людей с логическим типом восприятия может стать возрастной фактор [3]. Профессор Ж. Пиаже утверждал, что способность пользоваться понятиями и связывать их с конкретными объектами, формируется у детей с 7 до 12 лет. Он называл этот возрастной период «стадией конкретных операций» [2, с. 7790]. Следовательно, понятный и приемлемый для этих детей вид восприятия сформируется именно в этот возрастной период. Учитывая, что это довольно долгий временной отрезок, стоит полагать, что формирование этой способности сугубо индивидуально и зависит от множества факторов. И если занятия начались до того, как у ребенка сформировалась способность мыслить логически, то преподавателю нужно тщательно подбирать методы и инструменты, которые подойдут и будут иметь отклик, потому что пока не включена логика, такие дети могут терять интерес к урокам. Дистанционное обучение людей с логическим типом восприятия имеет довольно высокую эффективность, потому что основная задача - получение достаточного количества информации, ее обработка и структуризация не нарушена. Такие ученики довольно часто используют удаленное консультирование наряду с контактным образованием. Основной задачей педагога в этом случае является контроль и корректирование входящей информации для таких учеников.

В заключение можно сказать, что обучение эстрадно-джазовому пению - процесс тонкий и сугубо индивидуальный, так как приоритетом в нем является развитие неповторимого тем-брального звучания каждого певца. Методы, применяемые педагогами в процессе обучения, должны быть подобраны, исходя из проблематики и психологических особенностей индивидуально. Все эти задачи стоят перед педагогом и в аудиторной работе, а дистанционное обучение заставляет использовать любые возможные инструменты в попытке сохранить качество образования. Использование «типизации» обучающихся может стать хорошим подспорьем в этом

деле. Очевидно, что дистанционное обучение хорошо подходит для учеников визуального, логического и образного типа восприятия и в меньшей мере поможет ученику, чья ведущая способность получать и обрабатывать информацию - кинестетическая. Нужно понимать, что основой обучения эстрадному пению является формирование ряда навыков, приобретаемых в условиях, приближенных к реальной концертной деятельности, где ученику приходится адаптироваться к акустическим особенностям помещения. Также немаловажным фактором является имитация психологической атмосферы публичных выступлений, энергетика от присутствия слушателя, которая заметно влияет на подачу певца. Подобная атмосфера отсутствует при онлайн-обучении.

Подводя итог, можно предположить, что дистанционное обучение в сфере эстрадного вокала подходит в качестве дополнительных возможностей людям, имеющим представление о базовых навыках звукоизвлечения и самоконтроля, с учетом подходящего типа восприятия. Удаленная консультация может помочь, например, сформировать представление об определенных стилистических приемах, элементах импровизации или аутентичности иностранного произношения, но будет мало эффективна на начальном этапе обучения и, конечно, не заменит психологической атмосферы реальных выступлений, которая является, по сути, главным адаптивным механизмом будущего артиста.

Список литературы

1. Антонова М. А., Ли Линьюй. Психофизические основы голосообразования II Инновации и традиции в сфере культуры, искусства и образования: сборник. Москва: Перо, 2017. С. 187-192

2. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Москва: Междунар. пед. акад., 1994. 680 с

3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студентов, обучающихся по пед. спец. 4-е изд., стер. Москва: Академия, 1999. 456 с.

References

1. Antonova M. A., Li Lingyu. Psychophysical foundations of voice formation. Innovations and traditions in the field of culture, art and education: coll. Moscow: Pero, 2017. 187-192 (in Russ.).

2. Piaget J. Selected psychological works. Moscow: Intern. ped. acad., 1994. 680 (in Russ.).

3. Mukhina V. S. Age Psychology: phenomenology of development, childhood, adolescence: textbook. 4th ed., stereotyp. Moscow: Academy, 1999.453 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.