индустрии питания: автореферат дисс. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. - Чебоксары, 2009. - 30 с.
4. Куликов В. И. Подготовка менеджеров на основе ФГОС: проблемы и новые возможности / В. И. Куликов // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Экономика. 2011. № 2. С. 83-87.
5. Ляпкина Н. А. Использование методов интерактивного обучения при подготовке бакалавров-менеджеров и экономистов / Н. А. Ляпкина, А. В. Жарикова, М. Г. Хорунжин // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. № 3-2 (71). С. 79-81.
6. Одегов Ю. Г. Управление персоналом. Практикум: ролевые и деловые игры / Ю. Г. Одегов, Т. В. Никонова, Д. К. Балаханова; под ред. М. Н. Кулапова. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 128 с.
7. Самылов П. В. Компетентностный подход и интерактивные образовательные технологии в подготовке менеджеров / П. В. Самылов, О. Ю. Хомутова // Материалы научно-методической конференции Северо-западного института управления. 2009. № 1. С. 25-35.
8. Тюлю Г. М. Использование кейса в подготовке будущих менеджеров / Т. Г. Тюлю, Л. С. Абрамова, Д. С. Сухих // Череповецкие научные чтения - 2014. 2014. С. 261-263.
УДК 784.94
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ «SKYPE» В ОБУЧЕНИИ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОМУ ПЕНИЮ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Андреев И. А.,2017
артист хора Государственного Академического ансамбля песни и танца Тамбовской области
«Ивушка», г. Тамбов
Аннотация: в статье рассматривается применение программы Skype в обучении в контексте эстрадно-джазового пения в системе высшего образования. Особый интерес в настоящее время приобрели уроки с помощью «^куре». Проводится разбор каждого уровня обучения с применением данной программы, а также описание урока эстрадно-джазового пения с применением программы «^куре», даётся примерный тематический и практический план уроков на каждом из уровней обучения эстрадно-джазовому пению.
Ключевые слова: эстрадно-джазовое пение, Skype-технологии, информационные технологии, дистанционное обучение, учебный процесс.
Преобразования, происходящие в системе образования в XXI веке связанные с реформированием законодательства данной области, переход на стандарты нового поколения и модернизацию учебно-образовательного процесса, повлияли на разработку учебных программ, методических разработок относящихся к области музыкального искусства, а в частности эстрадно -джазовой вокальной педагогике.
Стандарты нового поколения в области музыкального и вокального искусства позволяют применять в учебном процессе информационные и дистанционные образовательные технологии, представляющие собой поиск информации, её обработку, хранение и распространение с помощью информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В связи с этим данный процесс в области музыкального искусства, а в частности эстрадно-джазового пения в системе высшего профессионального образования ознаменовал необходимость систематизации данных, разработку методических пособий, лекционных курсов, учебных программ с использованием современных информационных технологий.
К средствам информационных технологий в обучении относят, базы данных, учебно-методические пособия на электронных носителях, программы тренажёры, сетевые учебно -методические пособия находящиеся в открытом доступе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», дистанционные мастер классы, учебно-образовательные программы, уроки, представленные в виде аудио, видео фрагментов [2].
Особый интерес в педагогической практике эстрадно-джазового пения занимают дистанционные мастер классы, лекции, представляющие собой методические указания отечественных и зарубежных педагогов, исполнителей применяющих Skype-технологии в своей педагогической деятельности.
Основными характеристиками Skype-технологий является организация сообществ, передача аудио и видеосигнала, создание текстового чата, голосовых и текстовых конференций.
В настоящее время в сети интернет появляется множество разработок посвящённых музыкальному и вокальному искусству, к ним можно отнести мастер классы, вебинары, уроки с помощью Skype. Широкое распространение в педагогической практике эстрадно-джазового пения получили уроки с применением Skype, данные уроки строятся на известных методических разработках отечественных и зарубежных авторов, а также методических пособиях педагогов ведущих обучение по Skype, пропагандируя те или иные вокальные приёмы, применяющиеся в области эстрадно -джазового пения [1].
Обучение эстрадно-джазовому пению с помощью Skype включает в себя наличие трёх этапов, сбор эмпирических данных о слушателе, постановки проблемы, ознакомление с соответствующим кругом теоретических и методических источников, выявление методологии работы. Важно также отметить, что обучение с помощью Skype подразделяется на три уровня сложности: базовый, интенсивный, продвинутый, в свою очередь представленные уровни сложности зависят от степени освоения материала и подготовки слушателя.
На первоначальном этапе педагогом ведётся проверка основных вокальных данных слушателя, его уровня подготовки и возрастных характеристик, в соответствии с полученными данными педагог высылает в ответ на обращение слушателя набор методических рекомендаций и упражнений, подходящих по степени сложности на начальном этапе обучения эстрадно-джазовому пению. Данный этап связан с информацией о эстрадно-джазовом пении, видах вокала, вокальных приёмах, правильном дыхании, которое является основой всего вокального искусства.
Все представленные материалы на первоначальном этапе обучения являются базовыми, которые тесно соприкасаются с последующими этапами работы в обучении эстрадно-джазовому пению.
На втором этапе обучения эстрадно-джазовому пению, педагогом ведётся полное теоретическое обоснование курса, структуры урока с применением Skype. Обычно дистанционное обучение эстрадно-джазовому пению, практически не отличается от классического урока в классе, оно также состоит из распевок на различные виды вокальной технике, отработке вокальных навыков, вокальных приёмов, работой над репертуаром подобранным в соответствии с вокальными и техническими навыками слушателя, каждое занятие выполняется с помощью микрофона и звукоусиливающей аппаратуры.
Основным параметром дистанционного обучения эстрадно-джазовому пению с помощью Skype, использование на данных уроках видеокамеры, так как педагогу важно видеть корпус вокалиста, его лицо во время исполнения упражнений, произведений, контролируя данный процесс обучения.
Третий этап обучения эстрадно-джазовому пению с помощью Skype, связан с закреплением полученных знаний в ходе работы на предыдущих этапах обучения. На данном этапе происходит интерпретация полученных результатов в ходе уроков с помощью Skype, обобщение итогов проведённой работы. В завершение курса педагог даёт основные рекомендации слушателю, которые в дальнейшем он сможет применять как в педагогической, так и в концертной практике. Подробное описание урока с применением программы «Skype» даётся в таблице 1.
Таблица 1 Характеристики этапов и уровней сложности обучения эстрадно-джазовому пению с помощью «Skype».__
Наименование уровня сложности Этапы обучения Примерные темы урока
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ Теоретическая часть Тема №1 Становление эстрадно-джазового исполнительства в России. Артисты, пропагандирующие данный стиль вокала.
Тема №2 Отечественные и зарубежные школы вокала Тема № 3 Характеристика певческого дыхания. Современные данные о певческом дыхании в отечественных и зарубежных методиках Тема № 4 Устранение голосовых, речевых дефектов и зажимов. Практическая часть Артикуляционная гимнастика. Упражнение «вибрация губ». Упражнения «Ладошки», «Обними плечи», «Насос», «Кошечки», «Ушки», «Большой маятник» на основе дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Упражнение «Дыхание при ходьбе». Упражнение для укрепления мышц живота.
ИНТЕНСИВНЫЙ УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ ВТОРОЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ Теоретическая часть Тема №1 Различные исполнительские манеры в вокале Тема №2 Певческая установка Тема № 3 Концентрация звука Тема №4 Современные вокальные приёмы эстрадно-джазового пения. Практическая часть Упражнение «Контроль дыхания при медленном вдохе и выдохе». Упражнение «Активный выдох». Упражнение «Медленные выдыхание воздуха сквозь сомкнутые зубы». Упражнения на подвижность гортани. Упражнения на совмещённое дыхание. Упражнения на выработку нижнерёберного диафрагменного дыхания. Упражнения на придыхание. Упражнения Сэта Риггза Упражнения на выравнивание гласных. Упражнения на крещендо и диминуэндо. Упражнения на твёрдую атаку звука. Упражнения на мягкую атаку звука. Упражнение на чередование гласных звуков М-И-Э-А-О-У-О-А-Э-И. Упражнение на легатное звучание «РО-О-О-О- О-О» Упражнение на нон легатное звучание «РО! -О! -О!-О!-О!». Упражнение на стакатное звучание. «РО-О'О-О'О-О'О-О'О-О'О»
ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ ТРЕТИЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ Теоретическая часть Тема №1 Репертуарный план вокалиста и работа над ним Тема №2 Стили и жанры современного вокала.
Тема №3 Основные критерии исполнительского
мастерства вокалиста
Тема №4 Особенности становления и развития
культуры джазового пения
Практическая часть
Упражнения на развитие техники джазового
звукоизвлечения в вокале.
Упражнения на дикцию и артикуляцию.
Упражнения на развитие подвижности голоса.
Упражнения на чистое интонирование.
Упражнения на ритмическую основу
вокального произведения.
Основные параметры этнической музыки,
характеристика исполнения.
Исполнительские приёмы в эстрадно-джазовом
пение
Сравнительный анализ репертуара, его
характеристики.
Исполнительский анализ вокальных
произведений.
Все представленные уроки с помощью Skype, проводятся в режиме реального времени один на один с педагогом, в последнее время также используются и групповые формы занятий.
Несмотря на то, что обучение эстрадно-джазовому пению с помощью Skype вызывает положительные отзывы слушательской аудитории, однако со многими из них можно не согласиться. Так как при проведении занятий возможны технические неполадки (низкая передача данных, проблемы со звуком и изображением), использование микрофона с низкими характеристиками и обработкой звука, нехватка тактильного общения, так как обучение эстрадно-джазовому пению предполагает постоянное взаимодействие педагога и студента.
Обучение эстрадно-джазовому пению с помощью Skype, можно рассматривать, как вспомогательное информационно-методическое обеспечение, которое может послужить для разработки курса лекций для студентов заочного отделения, а также модели и программы «Развития навыков эстрадно-джазового пения способствующих профессиональному становлению выпускников направлений подготовки в сфере высшего профессионального образования».
Список литературы
1. Андреев, И.А., Долженкова, М.И. Современные методические подходы к формированию навыков эстрадного вокала //Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 окт. 2015 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», № 3 (4). 2015.- С. 135-138.
2. Леонтьев, В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. - М.: ОЛМА - ПРЕСС Образование. 2005. - 800 с.
3. Карягина, А.В. Джазовый вокал: Практическое пособие для начинающих. 2-е изд. - СПб.: Идательство «Лань», Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ». 2011 - 48 с.
4. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: (Учебное пособие). - М.: Народное образование. 1998. - 256 с.