Научная статья на тему 'Американские славяне'

Американские славяне Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1097
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
славяне / русские / русины / Америка / США / Канада / Южная Америка / Slavs / Russians / Rusins / America / USA / Canada / South America

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Драганов Пётр Данилович

В статье перечисляются численность и регионы расселения славян в США, Канаде и странах Латинской Америки. Говоря о русском населении Америки, автор определяет его численность в 660 тыс. чел. и разделяет их на четыре группы. Это русины Австро-Венгрии (Русь Галицко-Угорско-Буковинская), Русь Алеутская, затем духоборы с молоканами и Русь Южноамериканская.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AMERICAN SLAVS

The number and in which regions the majority of Slavic immigrants in the USA, Canada and countries of Latin America are compactly settled are given in the article. Talking about the Russian settlement of America, the author estimates the number to be 660 000 people and divides them into 4 groups. These are the Rusins of AustroHungary (Galician, Hungarian and Bukovinian Rus), Alaskan Rus, and then Dukhobors, Molokans and South American Rus.

Текст научной работы на тему «Американские славяне»

УДК 94(7/8)"20" UDC

DOI: 10.17223/23451734/7/3

АМЕРИКАНСКИЕ СЛАВЯНЕ* П.Д. Драганов

Резюме

В статье перечисляются численность и регионы расселения славян в США, Канаде и странах Латинской Америки. Говоря о русском населении Америки, автор определяет его численность в 660 тыс. чел. и разделяет их на четыре группы. Это русины Австро-Венгрии (Русь Галицко-Угорско-Буковинская), Русь Алеутская, затем - духоборы с молоканами и Русь Южноамериканская.

Ключевые слова: славяне, русские, русины, Америка, США, Канада, Южная Америка.

AMERICAN SLAVS P.D. Draganov

Abstract

The number and in which regions the majority of Slavic immigrants in the USA, Canada and countries of Latin America are compactly settled are given in the article. Talking about the Russian settlement of America, the author estimates the number to be 660 000 people and divides them into 4 groups. These are the Rusins of Austro-Hungary (Galician, Hungarian and Bukovinian Rus), Alaskan Rus, and then Dukhobors, Molokans and South American Rus.

Keywords: Slavs, Russians, Rusins, America, USA, Canada, South America.

Славянская колонизация во второй половине XIX ст. с родных пепелищ по лицу всей земли (до обеих Америк и даже до Австралийского материка, Полинезийского архипелага и Южной Африки включительно) была вызвана главным образом экономическими, политическими и лишь отчасти религиозными причинами.

Это славянское расселение по миру и странствование славянства за тридевять земель в погоне за счастьем и удачей имеет в

* В материале не приводится II ч. статьи «Литература об американских славянах». - Ред.

настоящее время порядочную литературу, представляющую несомненный интерес и дающую богатый материал для целого научного исследования. Мы остановим пока внимание читателя на славянах американских, образовавших там и сям поселки и городки на пространстве всего Американского материка от Аляски, Гудзонова залива, Канады и Лабрадора до Аргентинско-Патагонской границы включительно.

При определении местожительства, численности и территории, занимаемой в настоящее время славянами в обеих Америках, дают ценный, притом официальный материал прежде всего «Сборники консульских донесений Российско-императорского Министерства иностранных дел». Кроме того, весьма важным источником в данном случае являются многочисленные славянские периодические издания обеих Америк (см. «Известия» №2 и 3), а также славянские книги, печатающиеся на пространстве всего Колумбова материка. Важными пособиями при изучении данного вопроса служат книги и газетные и журнальные статьи о заатлантических славянах, появляющиеся в большом количестве в Европе.

Лучшими знатоками американских славян в России считаются князья Волконские, Сергей и В., г-жа В. Мак-Гахан, Е.Н. Матросов (гр. Лелива), З.А. Рогозина, П.А. Тверской и покойный чрезвычайный посланник и полномочный министр в Рио-де-Жанейро А.С. Ионин; в зарубежной Руси - гг. Тымко-Гаврилюк, Нестор Димитров, доктор Юльян Чупка и Ф.И. Свистун. Из австрийских же славистов-амери-канологов можно назвать чехов Я. Вагнера и Р. Пилата и словинца З. Вальявца. Из трудов названных лиц явствует, что в настоящее время в Америке проживает около 3 000 000 славян; по народностям они распределяются так:

Поляки, занимающие первое место по количеству (более 1 000 000), образовали колонии главным образом в Североамериканских Соединенных Штатах, в Бразильской республике и Парагвае, именно в Чикаго (шт. Иллинойс), Нью-Йорке, Буффало (шт. Нью-Йорк), Филадельфии и Детройте (шт. Пенсильвания), Огайо (шт. того же имени) и Индианаполисе (шт. Индиана), в Южной же Америке - в штатах Санта-Катарина, Сан-Пабло, Рио-Гранде и Парана (в Бразильской республике). Южноамериканские поляки занимаются главным образом земледелием и скотоводством, североамериканские же - разными ремеслами и вообще мелкой промышленностью. Поляки американские издают в своем новом отечестве 25 газет, из которых 5 насчитывают до 14 000 подписчиков. Национальная жизнь американских поляков сосредоточена в 20 обществах разного наименования. Все эти поляки главным образом римско-ка-

толического вероисповедания, но есть между ними общины, образовавшие национальную польскую церковь, в количестве 5000 верующих, во главе с старокатолическим епископом Козловским, не говоря об индифферентных ко всяким религиозным общинам. Живучесть поляков в Америке объясняется их образцовой организацией и дисциплиной.

Русские в числе 660 000. Русские переселенцы в Америке представляют в настоящее время четыре разновидности: Русь Галиц-ко-Угорско-Буковинскую (Червонную, Прикарпатскую тоже), Русь Алеутскую вместе с православными креолами и колошами штата Аляски, затем духоборы-молокане и, наконец, южноамериканские русские вместе с обрусевшими менонитами, голландскими переселенцами в Саратовскую губернию, потомки которых в начале 70-х годов выселились за океан, не желая отбывать в России воинскую повинность. Эти русские колонии рассеяны в Североамериканских Соединенных Штатах, англо-британской Канаде, Бразильской республике, Аргентине, Уругвае и Парагвае. Австро-венгерские черво-норусы, именно русины, руснаки, лемки и бойки, разбрелись частью по Канаде в качестве земледельцев, частью же в Североамерик. Соед. Шт. как фабричные рабочие, а в Бразилии они являются рабочими на плантациях, а иногда даже плантаторами и арендаторами.

Великорусы духоборы и молокане явились в Канаду «с своим уставом» не прямо из России, а с острова Кипра года три тому назад, куда они за год до этого переселились из Закавказского края. Впрочем, часть русско-американских духоборов раньше переселилась из Азии в Аляску и живет на о-ве Ситхе и Ново-Архангельске вперемешку с колошами, алеутами и русскими креолами, обращенными в православие русским миссионером и знатоком полярных языков Иваном Веньяминовым, впоследствии Иннокентием, митрополитом Московским и Коломенским $1879).

Североамериканских духоборов и молокан, как алеутских, так и канадских (в городах Йорктоне и Миннедозе, в Виннипегском округе), всего 7000 человек, считая и тех, которые пошли на верную смерть в поисках за Христом Спасителем по направлению к побережью Сев. Ледовитого океана. Новым Моисеем, выведшим этих несчастных фанатиков из русско-кипрского «Египта» в «землю обетованную» был некто Иван Пономарев, и как бы братом его «Аароном» был при этом Василий Конкин, вдохновителями же этого «исхода» был один из сыновей гр. Л. Толстого и особенно рьяный толстовец и русский эмигрант В. Чертков, редактор «Листка свободного слова», имеющий, впрочем, своей постоянной резиденцией г. Малвден (в Эссенском графстве в Англии) и лишь оттуда диктующий

красноречивые послания от имени духоборов по адресу различных правительств, начиная турецким султаном и оканчивая президентами американских республик. В настоящее время представителем этих переселенцев является некто Зубров, объявивший себя «Иоанном Крестителем»: он стал проповедовать «поход в пустыню» по направлению к Ледовитому океану «для лицезрения Христа» и объявил, что «в этом году зимы вовсе не будет»... Из представителей же женской половины этой сектантской колонии, которую В. Чертков окрестил громким именем «Христианской общины Всемирного братства» (Christian Community of the Universal Brother hood), являются Анна Дубасова, Ольга Блудова и Домна Тройменова.

Но главным пунктом русской колонизации в Северной Америке считаются штаты Нью-Йорк (с городом), Нью-Джерси, Калифорния (С.-Франциско), Иллинойс (Чикаго) и особенно уездные города Шенандоа, Кингстон, Миннеаполис, Фрейлэнд, Олифант и Шамокин в живописной Пенсильвании, которую Е.Н. Матросов (гр. Лелива) называет средоточием и ядром всего американского славянства вообще и Руси в частности. Славянство составляет в этом штате настолько преобладающую часть населения, что почтенный американолог, не колеблясь, называет Пенсильванию славянским штатом великой Союзной Североамериканской республики. Главными печатными органами русско-американского населения в обеих Америках является «Свет, часопис для православных русинов в Соединенных Штатах, Канаде и Бразилии, орган православных братств в Амери-це» под редакцией свящ. В.И. Туркевича (в Бриджпорте), на мало-русск. наречии, а также двуязычный «Американский православный вестник», орган Алеутско-Калифорнийской епархии, выходящий с 1897 года на русском и английском языках под редакцией прот. А. Хотовицкого. Кроме того, там же печатаются «Русско-американский вестник», орган американских греко-униатов русской народности в Нью-Йорке (с 1888 г.); украинофильская «Свобода», еженедельное издание на русском языке, орган русских нигилистов и эмигрантов, выходящий в Сан-Франциско (Калифорния), и, наконец, «Правда», начавшая выходить недавно в Нью-Йорке на средства кружка молодежи из червонорусских переселенцев в С. Америке.

Между прочим, вышеупомянутый малорусский «Свет», получая сведения, что в Западной Европе и Америке учреждаются кафедры русского языка и словесности в университетах и других высших, а иногда и в средних учебных заведениях, напечатал у себя следующие строки: «Весь мир изучает русский язык: и австрийские офицеры, и англичане, и греки, и абиссинцы с негусом Менеликом во главе, и богословы. И если бы галицкие униаты проходили богосло-

вие по русским (великороссийским) книгам, то в настоящее время не было бы унии (Потребность знания русского языка. Свет, год II, 1898, №9). Из той же газеты и из «Американского православного вестника» видно, что в обеих Америках существует множество благотворительных, вспомогательных и культурных обществ, так называемых «братств», носящих имена самых дорогих лиц общерусской церковной и политической истории. Из малороссийских обществ особенно выделяются «громады» имени Богдана Хмельницкого, И. Котляревского и др. Всех русских в Северной Америке 600 000 душ, а в Южной Америке (Уругвае, Аргентине и Бразилии) лишь 60 000 человек. Православные образовали там 16 церковных округов (благочиний), прочие же все униаты. Особенно много сделали для новейшего просвещения русской православной колонии в обеих Америках епископ Алеутско-Калифорнийский преосвящ. Тихон, кафедра которого находится в С.-Франциско, и его предшественник еп. Николай Касаткин, теперь архиепископ Таврический.

Чехи, в числе 500 000 душ обоего пола, были первым аванпостом славянского переселения в Америку, которое началось после неудачной революции 1849 года в Австрии; мы уже не говорим о знаменитых богемских или моравских братьях, которые после смерти славянского гуманиста Амоса Коменского вместе с датскими и немецкими гернгутерами разбрелись по миру: часть их ушла в С. Америку и, проникши в полярные страны до Гренландии включительно, явилась просветителями эскимосов и других туземцев; сами проповедники, «собирая Богу дань», или перемерли, или претворились в среде многочисленных религиозных обществ Сев. Америки. Хотя чехов-колонистов в Америке меньше, чем поляков и даже русских, но они занимают в Новом Свете, бесспорно, первое место в экономическом и в культурном отношении. Живут они ремеслами, занимаются земледелием, фабричным трудом и другими промыслами. Эти чехи образовали колонии главным образом в Североамериканских Соединенных Штатах, именно в Висконсине (город Ми-луоки), Нью-Йорке (в одном Нью-Йорке живет 20 000 чехов), Пенсильвании (Газльтон), Массачусетсе (Бостон), Огайо (в последнем штате 95 000 чехов), Мэриленде (Балтимора), Иллинойсе (Чикаго), Миссури (С.-Луи), Айове (Сити), Небраске (60 000 - главным образом в Шейлере), Миннесоте (Омага, на берегу Мичигана), Техасе (г. Гренж, в количестве 50 000), Вашингтоне, штате Калифорнии (С.-Франциско), Новой Мексике, Сев. и Южн. Каролине (Чарльстаун). Во многих штатах находятся пункты с чешскими названиями. Таковы чешско-американские города Прага, Жишково, Пильзно, Палацкий и другие. Кроме того, есть несколько чешских колоний и в Южной

Америке, именно в Аргентине (главным образом в Буэнос-Айресе и в его окрестностях). В настоящее время в американской Чехии издается 48 газет: 7 ежедневных, 6 журналов, прочие полу-, еже- или двухнедельные. Старейшим печатным органом американских чехов является «Slavie» (с 1861 г.). Нуждающиеся в материальной помощи и в средствах к заработку находят поддержку в 150 человеколюбивых и патриотических обществах, объединяющих всех чехов и отчасти тамошнее славянство как бы в одно целое. Из литературных обществ самое важное - «Чешско-литературный полк» в С.-Луи (шт. Миссури). В одном Чикаго более 70 000 чехов. Там у них 5 католических и 6 протестантских храмов, 12 учебных заведений, 6 типографий для книг и газет на чешском языке, 2 литографии. В Чикаго выходят 4 газеты, 1 ежемесячный журнал и 7 еженедельников. Из среды чехов 1 является депутатом местного сейма (штат Иллинойс), 1 - в городской думе и 1 - членом училищного совета. Имущества у чехов в Чикаго 40 000 000 долларов. Они живут в юго-западной части города, главным образом в предместье его Pilzen.

Словаки северноамериканские - как римско-католического, так и евангелическо-лютеранского вероисповедания - живут в Пенсильвании, именно в Питтсбурге, Филадельфии и Виллькинсбюрри. У них имеется в этом штате 5 газет (главный орган у амер. словаков «Amerikanske Slovenske Noviny», под ред. Ив. Словенского, в Питтсбурге и «Cirkvene Listy» (там же). Кроме того, в америк. Словачине действует несколько литературных, культурных и благотворительных обществ, из которых особенную деятельность обнаруживают «Katolicka Slovenska Jednota», «Zenske Spolek» и «Питтсбургское центральное народное словацкое общество («Narod Slovenske Spolek»), со многими отделениями, которые насчитывают 6 000 членов. Часть американо-словацких униатов в начале 60-х годов перешла в православие. Подобно чехам,словаки, особенно принадлежащие к евангелическо-лютеранскому вероисповеданию, стоят на высокой ступени культурного и экономического развития. Во всяком случае, они нашли себе за морем относительный рай в сравнении с тем, что представляет в настоящее время их полумадьяризованная-полуеврейская родина в Европе.

Сербы. Их в Америке около 8000 человек. Почти все это переселенцы не из Королевства, а из Далмации, Семиградья, Баната и Приморья; колонии их находятся и в Северной Америке (Калифорния), и в Южной (Аргентина, Уругвай и Бразилия). У американ. сербов несколько благотворительных и вспомогательных обществ и четыре литературных органа, именно «Славенски глас» (в Буэнос-Айресе), «Српско единство» (в Чикаго), «Србин американац» и «Слобода» (в С.-Франциско).

Хорваты до последнего времени жили в Америке лишь в качестве рудокопов в Штатах, в Иллинойсе (Чикаго) и Калифорнии (С.-Фран-циско) или же моряков в приморских провинциях Южной Америки (Бразилии, Уругвае и Аргентине), где в их руках почти все южноамериканское судоходство. В одном лишь 1898 году переселилось за океан, именно в Североамер. Соед. Штаты из Австро-Венгрии 17 000 хорватов: в шт. Пенсильванию 3 301 человек, Иллинойс -1 046, Нью-Йорк - 1 028, Огайо - 8871, Мичиган - 554, Колорадо -855, Миннесота - 302, Монтана - 183 и Нью-Джерси - 140. Хорватско-американские литературные органы: «Iskre Slovanske Slobode» (Буэнос-Айрес, под ред. д-ра Бертолацци), «Narodni Glas» (там же), «Slovanska Sloga» (С.-Франциско), «Sloboda» (там же) и «Chicago» (Чикаго, в Иллинойсе).

К глубокому сожалению, сербы и хорваты даже на чужбине не живут в добром согласии, несмотря на газетные разглагольствования о братстве народов и особенно о славянском братстве. Вожди хорватов стараются всеми силами препятствовать развитию сербских православных обществ, основывая свои собственные римско-католические, или предъявляют притязания на существующие сербские под тем предлогом, что сербы те же хорваты, но лишь православные. Воинственный католицизм поддерживает эту вражду родных братьев, так как надеется окатоличить горсточку православных американских сербов; а последние уверяют, что у хорватов нет вовсе своего литературного языка: они украли его у сербов, подменив кириллицу латиницей, и т.д., и т.п.

Хорутан, или словинцев в Америке до 100 000 душ обоего пола: земледельцы или рудокопы, отчасти ремесленники. Из колоний самые важные в Калюмете, Кливленде и Джулейте (в шт. Миннесоте). В последней из них находится лучшее славинское учебное заведение на всю Америку. У тамошних словинцев существует до 80 вспомогательных, благотворительных и страховых обществ, из которых самое важное «Jugoslovenska Katolicka Jednota» в Миннесоте и «Krajnska Kat. Jednota» в Джулейте. Кроме того, у них пять газет, из которых больше всего имеют подписчиков «Amerikanski Slovinec» и «Glas Narodni».

Кашубы, или, как они сами себя называют, словинцы, заселившие с незапамятных времен низовья Вислы и южное побережье Балтики, теснимые померанскими мушкетерами, гекатистами и тевтонами, давно стали покидать родные селенья и рассеялись не только по всей Германии до Вестфалии включительно, но образовали колонии даже в Новом Свете, как свидетельствует об этом профессор Львов-

ского университета д-р Стефан Рамульт в специальном рукописном труде «Statystyka ludnosci Kaszubskej»*.

В Америке кашубы живут в почти исключительно в С. А. С. Ш., куда они выселяются уже более четверти столетия. Их там в настоящее время наберется по крайней мере 60 000, в том числе 56 000 католиков и 4 000 евангел. вероиспов. Но значительное число кашубов имеется также в Бразилии; к сожалению, мало сведений о том, где именно поселились они там и каково им живется в Новом Свете.

Болгары. Тяжелое экономическое положение княжества Болгарского, государственный долг которого со времени Баттенберга, Стамбуловщины и до момента так называемого примирения с Россией возрос до 300 000 000 фр., побудило многих болгар, отличающихся вообще домоседством и любовью к насиженным местам, оставить родные пепелища и искать счастья за морем. Эти болгары первоначально хотели переселиться в Россию, но, получив отказ, устремились в Америку. Русские же болгары, потомки бывших колонистов Новороссийского края (губернии Бессарабская, Херсонская и Таврическая) в последние 40 лет выделили из своей среды многочисленных переселенцев на Кавказе и в далекой Сибири (областях Семиречинской и Семипалатинской, губерниях Томской, Тобольской и в Приамурском крае). Где именно поселились болгары в Америке, мы не знаем, но что в Америке имеются также и болгары в числе 4 000 семейств, об этом свидетельствует И. Свенцицкий, который вскользь упоминает лишь о том, что американские болгары живут вперемешку с другими переселенцами-славянами.

Сербы-лужичане, 20 лет тому назад спасаясь от немецкого наводнения, переселились в Америку и образовали там две-три колонии в Пенсильвании.

Источник: Драганов П.Д. Американские славяне // Известия Санкт-Петербургского славянского благотворительного комитета. № 5. Февраль. 1903. С. 43-49.

Source: Draganov P.D. American Slavs / Bulletin of the St.Petersburg Slavic Benevolent Committee. Nr. 5 Feb. 1903. pages 43-49.

Драганов Пётр Данилович (1857-1928) - российский библиограф, филолог, этнограф, историк. Автор более 40 научных и библиографических работ. Составил «Пушкиниану» на 50 иностранных языках, указатель переводов И.А. Крылова, Л.Н. Толстого на иностранные языки, указатель литературы о русских государственных

* См. об этом критич. статью проф. А. Бодуэна де Куртенэ: Кашубский «язык», кашубский «народ» и кашубский «вопрос» в Ж.М.Н.П. за 1897 г. № 4, стр. 307, 310 и 316.

деятелях, композиторах, писателях и др. Составил и опубликовал первый универсальный указатель «Bessarabiana» (1911), включающий книги, статьи, рукописи на русском, молдавском и других языках, вышедшие за 100 лет. Совместно с В.И. Ламанским редактировал 22-й том «Записок этнографического отделения Императорского РГО» (1894), участвовал в составлении болгарско-русского словаря.

Petr Draganov (1857-1928) - Russian Bibliographer, Philologist, Ethnographer, Historian, Author of over 40 scholarly and bibliographical works. Complied "Pushkiniana" in 50 languages, an index of the translations of LA.Krylov, L.N. Tolstoy into foreign languages, an index of literature about Russian statesmen, composers, writers and others, compiled and published the first universal index of "Bessarabiana"(1911) which included books, articles, manuscripts in Russian, Moldavian and other languages which came out over 100 years.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.