Научная статья на тему 'Русское православие на североамериканском континенте: основные этапы развития и проблемы единства'

Русское православие на североамериканском континенте: основные этапы развития и проблемы единства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
270
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — О. И. Сергеев

В работе освещаются ключевые события двухвековой истории распространения и развития русского православия в Северной Америке, выделяются ее этапы, характеризуются их важнейшие отличительные черты. Особое внимание уделяется проблемам организационных связей между Русской православной церковью и американскими православными общинами, а также взаимоотношениям между последними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian orthodoxy on north American continent: the basic stages of development and the unity problem

In work key events of two-centuries history of distribution and develop-ment of Russian Orthodoxy in the North America are considered, its stages are allocated, their major distinctive lines are characterised. The special attention is given to problems of organizational communications between Russian Ortho-dox Church and the American orthodox communities, and also to mutual rela-tions between the last.

Текст научной работы на тему «Русское православие на североамериканском континенте: основные этапы развития и проблемы единства»

О.И. Сер геев

Русское православие на североамериканском континенте: основные этапы развития и проблемы единства1

Russian orthodoxy on north American continent: the basic stages of development and the unity problem

В работе освещаются ключевые события двухвековой истории распространения и развития русского православия в Северной Америке, выделяются ее этапы, характеризуются их важнейшие отличительные черты. Особое внимание уделяется проблемам организационных связей между Рус ской православной церковью и американскими православными общинами, а также взаимоотношениям между последними.

In work key events of two-centuries history of distribution and development of Russian Orthodoxy in the North America are considered, its stages are allocated, their major distinctive lines are characterised. The special attention is given to problems of organizational communications between Russian Orthodox Church and the American orthodox communities, and also to mutual relations between the last.

История русского православия в Северной Америке насчитывает уже более двух веков. С известной долей условности на этом протяжении можно выделить четыре этапа, разновеликих по времени, включая последний, еще только начавшийся в 2007 г. Каждый из этих исторических этапов характеризуется организационными, институциональными, правовыми и иными особенностями.

Первый этап связан с возникновением и развитием американских колоний России, появлением здесь русских миссионеров, православных храмов, включением их в структуру православной церкви Российской империи. Второй этап наступил после продажи этих колоний Соединенным Штатам в 1867 г. Русская православная церковь здесь продолжала развиваться, но уже в условиях зарубежья. При этом сохранялись теснейшие связи с церковью России, в том числе организационные, кадровые, финансовые. Третий этап был обусловлен революциями 1917 г. в России и последующими событиями, а его основным содержанием являлся глубокий раскол русского православия, его деление на отечест-

1 Работа выполнена при поддержке грантов ДВО РАН: проекты 06-Ш-А-11-443; 07- Ш-Б-11-120.

венное и зарубежное. Этот этап по времени был самым длительным и завершился он, в основном, лишь в начале XXI века.

В мае 2007 г. в истории Русской православной церкви случилось событие исключительного значения. Предстоятель Русской православной церкви (РПЦ) патриарх Алексий II и первоиерарх РПЦЗ (Русской православной церкви заграницей) митрополит Лавр подписали "Акт о каноническом общении между РПЦ и РПЦЗ". В документе зафиксировано, что отныне "Русская Православная Церковь Заграницей, совершая свое спасительное служение в исторически сложившейся совокупности её епархий, приходов, монастырей, братств и других церковных учреждений, пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви"1. Это событие стало началом нового, четвертого этапа, в истории русского православия в Северной Америке.

В XVIII — начале ХХ вв., до революционных преобразований 1917 г., правовой статус Русской православной церкви, церковное законодательство регулировались и охранялись государственными законами. Деятельность зарубежной части РПЦ проходила под руководством Святейшего Синода и МИД России в соответствии с принятыми международными нормами и договорами2.

Ситуация изменилась после Октябрьской революции, отделившей церковь от государства. Последовавшие затем события нарушили единство Русской церкви. Гражданская война, прекращение связи с окраинами империи, потери российских территорий, эмиграция — все это привело к раздроблению единой Церкви. Состояние раскола заняло почти 90 лет из более чем 210-летней истории русского православия в Северной Америке.

Первые русские миссионеры, иноки нескольких северных русских обителей, в том числе из Валаамского монастыря, поселились на суровой неприветливой американской земле, среди языческого местного населения, часто весьма недружески против них настроенного, в самом конце XVIII в. В 1794 году был воздвигнут первый русский православный храм в Америке, на острове Кадьяк Алеутского архипелага. Жизнь первопроходцев можно назвать сплошным подвигом, продолжавшимся не год и не два, а многие десятилетия, а для некоторых она и заканчивалась здесь мученическим венцом за православную веру.

До 1867 г. русская православная церковь действовала в американских колониях России как составная часть единой общероссийской церковной организации. Структурное оформление Русской православной церкви на американской земле во многом было связано с именем Иоанна Вениаминова. В 1822 г. Синод вынес решение о направлении из Иркутской епархии священнослужи-

1 Из Акта о каноническом общении между РПЦ и РПЦЗ // Известия. 2007. 18 мая. - С. 2.

2 Попов А.В. Канонические и церковно-правовые основы существования Русской православной церкви за границей и других российских православных юрисдикций за рубежом // Правовое положение российской эмиграции в 19201930-е годы: сб. науч. трудов. - СПб., 2006. - С. 300.

теля — миссионера на Алеутские острова. Отправиться в длинный и опасный путь изъявил желание пресвитер иркутского Благовещенского храма отец Иоанн. В мая 1823 г. 26-летний миссионер выехал из Иркутска и в июне следующего года прибыл на главный остров Алеутского архипелага Уналушку, где при его участии к 1826 г. был возведен храм. В 1834 г. отец Иоанн был переведен в город Новоархангельск на острове Ситка - центр русских владений в Северной Америке.

Острая необходимость обратить внимание Правительствующего Синода на нужды миссионерской и приходской деятельности в Русской Америке побудила отца Иоанна совершить поездку в Санкт-Петербург. Он прибыл в столицу в 1839 г. В ноябре 1840 г. Иоанн принял монашество с именем Иннокентий и был возведен в сан архимандрита. Иоанну Вениаминову удалось убедить членов Синода принять решение об учреждении духовной миссии на севере Американского континента. В декабре 1840 г. Синод учреждает новую епархию - Камчатскую, Курильскую и Алеутскую с центром в Новоархангельске. И её первым архипастырем становится епископ Иннокентий (Вениаминов), хиротония которого была совершена в Казанском соборе Санкт-Петербурга 15 декабря 1840 г. В течение одиннадцати лет кафедра епископа Иннокентия находилась в Новоархангельске. Он много путешествовал, окормляя свою паству, заботясь о подготовке клира из местных жителей, в том числе Аляски и Алеутских островов. Православие в регионе росло и крепло1.

В 1850 г. владыка Иннокентий возводится в сан архиепископа. К его епархии присоединяют Якутскую область, и в 1853 г. он прибывает в город Якутск, где отныне стала размещаться кафедра. В июне 1857 г. он был вызван в Санкт-Петербург, где Синод рассмотрел и одобрил его предложение о новом устройстве Камчатской епархии. 27 ноября 1857 г. обер-прокурор Синода представил императору эти предложения "с назначением епархиальной кафедре находиться близ того места, где будет основано пребывание главного начальства... края..., и с учреждением в помощь епархиальному начальству двух викариев, одного в Якутске, а другого в Новоархангельске.". Мнение Синода было высочайше одобрено 11 января 1858 г.2

Именным указом от 21 декабря 1858 г. было повелено "Камчатской епархиальной кафедре быть в городе Благовещенске"3. Новые штаты Камчатского епархиального управления были высочайше утверждены 16 ноября 1859 г. На содержание архиерейского дома, кафедрального собора и консистории выделялась годовая сумма в 5191 руб. 28 коп. Кроме того, на первоначальное обзаведение отпускалось из казны единовременно 10000 руб. се-

1 Сафронов Ф.Г. Православное христианство в Якутии. — М., 1998. — С. 10-12.

2 Дальний Восток России в материалах законодательства. 1856—1861 гг. — Владивосток, 2002. — С. 34; Сафронов Ф.Г. Православное христианство в Якутии. — С. 12.

3 Дальний Восток России в материалах законодательства. 1856—1861 гг. — С. 68.

ребром1.

Согласно именному указу от 11 января 1858 г. велено было "викарию Новоархангельскому именоваться епископом Новоархангельским", и на обеспечение его "обратить содержание, получаемое ныне преосвященным Камчатским"2. С этого времени и до конца 60-х годов XIX в. российская казна отпускала средства одному только Новоархангельскому викарному епископу (в сумме 1488 руб. 39 коп.), "а прочее духовенство получало содержание от ... Российско-Американской компании"3.

В указе от 11 января 1858 г. отмечалось, что права "Новоархангельского духовного правления и отношения к нему викарного епископа" будут определены новой инструкцией, и подчеркивалось: "а между тем сему правлению, по уважению местных обстоятельств, предоставить право выдачи метрических свидетельств, которым иметь равную силу с подобными актами, выдаваемыми из консисторий"4.

Активно занимаясь организационным совершенствованием своей кафедры, архиепископ Иннокентий продолжает и миссионерскую деятельность. В апреле 1859 г. в Троицком соборе Якутска начинают совершаться богослужения на якутском языке. В 1860 и 1861 гг. он совершает миссионерские поездки по Амуру и Уссури, выезжает в Японию, беспокоится о дальних приходах Америки5.

В апреле 1865 г. архиепископ Иннокентий становится членом Правительствующего Синода, а в январе 1868 г. назначается на кафедру митрополита Московского и Коломенского, которую занимал 11 лет. Он основывает Православное миссионерское общество и длительное время руководит им. Не оставлял митрополит Иннокентий и забот о Русской православной церкви в Северной Америке. В частности, он обращал внимание на знание духовенством, направляемым сюда из России, английского языка и особо подчеркивал необходимость подготовки священнослужителей из местных американцев. По его мнению, это было непременным условием укрепления православия в Америке6.

После продажи в 1867 г. Россией своих североамериканских колоний США наступает второй этап истории здесь русского православия. В соответствии с договором между правительствами России и США Русская православная церковь сохранила право продолжать свою деятельность в Северной Америке, а также права на принадлежащие ей храмы и другие постройки7.

Однако Русская церковь отныне действовала и развивалась в

1 Там же. С. 117, 118, 119.

2 Там же. С. 34.

3 Дальний Восток России в материалах законодательства. 1862-1870 гг. — Владивосток, 2004. - С. 181.

4 Дальний Восток России в материалах законодательства. 1856-1861 гг. -

С. 34-35.

5 Сафронов Ф.Г. Православное христианство в Якутии. - С. 12.

6 Там же. С. 12, 13.

7 Попов А.В. Канонические и церковно-правовые основы. - С. 300

рамках иной государственной системы, на иных юридических основаниях. В этих условиях особо важную роль играла связь с исторической родиной, надежда на ее помощь и поддержку. Это хорошо понимали руководители Русской православной церкви и Российского государства. Правительствующий Синод неоднократно в 1868, 1869 и последующие годы рассматривал положение Русской православной церкви в Америке.

30 мая 1869 г. был высочайше утвержден доклад обер-прокурора Синода, в котором отмечалось: "По случаю передачи правительству Северо-Американских Соединенных Штатов русских колоний в Америке, святейший Синод, озабочиваясь устройством положения православной церкви и ее духовенства в тех колониях, признал нужным учредить в оных самостоятельную архиерейскую кафедру. Синод полагает открыть упомянутую . кафедру на следующих основаниях:

1. Кафедра эта учреждается взамен викариатства, существующего для управления православными церквами и миссиями в Новоархангельске . с наименованием епископа, который будет занимать сию кафедру, епископом Новоархангельским и Алеутским и с назначением местопребывания ему в городе Сан-Франциско.

2. Епископу сему, наравне с прочими епархиальными архиереями, состоять в непосредственной зависимости от святейшего Синода, а в управлении и благоустроении в своей пастве церквей действовать на общем основании слова божия, . существующих по управлению российской церкви законоположений, применяясь в случае надобности, к особенностям, вызываемым нахождением паствы в иностранном государстве. "1.

7 августа 1870 г. был принят "Синодский указ по высочайшим повелениям об учреждении архиерейской кафедры в бывших русских владениях в Северной Америке.". Согласно этому документу, епископ новоучрежденной самостоятельной кафедры именовался "Алеутским и Аляскинским", а за Камчатским епархиальным архиереем теперь закреплялось наименование "Камчатского, Курильского и Благовещенского". Управлять новой епархией епископ Алеутский и Аляскинский должен был через духовное управление, "для замещения же священноцерковно-служительских вакансий при неимении на месте кандидатов" архиерей мог "вызвать таковых из России"2.

В Государственный Совет Синодом было сделано представление о назначении содержания новооткрываемой кафедре. Признав, что "существующие в Америке православные церкви с их причтами не должны быть оставлены без поддержки, Государственный Совет счел возможным испрашиваемую в представлении сумму ... 38000 руб. предоставить на три года ... с тем, чтобы к истечению срока сего (т. е. к концу 1872 г.) внесено было обер-прокурором ... соображение о том: необходимо ли для учрежде-

1 Дальний Восток России в материалах законодательства. 1862-1870 гг. -С. 180.

2 Там же. С. 192, 193.

ний православной церкви в том крае дальнейшее со стороны нашего правительства денежное пособие и, если необходимо, то в какой форме и до какой суммы"1. Сумма в 38000 руб. выделялась ежегодно до 1874 г., включительно, т. е. до введения новых штатов.

Новые штаты учреждений православной церкви в Северной Америке были высочайше утверждены 20 ноября 1874 г. На их содержание с 1 января 1875 г. ежегодно выделялось 52380 руб., причем 47680 руб. считались "расходом постоянным, а 4700 руб. — временным, с уменьшением сей последней суммы по мере устройства помещений для церкви, архиерея, священноцерковно-служителей и школы в Сан-Франциско"2.

Среди учреждений, зафиксированных в новой штатной росписи, числились Архиерейская кафедра в Сан-Франциско и школа при архиерейском доме, а также церковные причты: на острове Ситхе при соборной церкви, на острове Кадьяке при церкви Вознесения Господня, на острове Уналашке при церкви Вознесения Господня, на р. Квихнаке при миссионерской церкви Животворящего Креста в с. Иногмот, на р. Нушагак при миссионерской церкви Петра и Павла, в Кенае при миссионерской церкви Св. Николая, в Унге и в с. Бельковском, на островах Св. Павла и Георгия3.

Штат Архиерейской кафедры в Сан-Франциско включал 10 единиц: архиерея, протоирея, священника, дьякона, по два иподьякона, псаломщика, служителя. Кроме того, предусматривались средства на наем сторожа, помещений для церкви и школы, их ремонт, канцелярские расходы и др. Для школы при архиерейском доме выделялись средства на наем учителей английского и греческого языков, а также на содержание 10 воспитанников (по 250 руб. на чел.). В церквах на Ситхе, Кадьяке и Уналашке в штатах были священники (по 1) и причетники (по 2). В миссионерских церквах — по одному миссионеру и причетнику (лишь в церкви с. Иногмот было три единицы: 1 миссионер и 2 причетника)4.

В последующие годы, по мере необходимости, Государственный Совет по представлению обер-прокурора Синода выделял дополнительные средства для вновь появляющихся церковных причтов в Америке. Так, 17 апреля 1893 г. было решено "отпускать ежегодно из средств Государственного казначейства по 1200 руб. . на содержание причта, воссоединенного из унии прихода в городе Миннеаполисе в Северо-Американских Соединенных Штатах"5.

В декабре 1898 г. на кафедру в Сан-Франциско был назначен

1 Там же. С. 193—194.

2 Дальний Восток России в материалах законодательства. 1871—1880 гг. — Владивосток, 2004. — С. 157.

3 Там же. С. 158—159.

4 Там же. С. 158—160.

5 Дальний Восток России в материалах законодательства. 1890—1895 гг. — Владивосток, 2006. — С. 135.

епископ Тихон, будущий патриарх Всероссийский. Он приложил много усилий к распространению православия в Америке. Был сооружен ряд новых храмов на Аляске, в Соединенных штатах и Канаде. В 1901 г. епископ Тихон заложил новый кафедральный храм в Нью-Йорке. Через полтора года, освящая этот храм, он обратился к пастве со словами: "Не забывайте, что вы — род избранный, люди, взятые в удел, дабы возвещать окружающим вас ино-славным чудный свет Православия"1.

Епископ Тихон принимал активное участие в переводе богослужебных книг на английский язык, при нем участились случаи присоединения к православию новообращенных из протестантов. В Канаде по его ходатайству была открыта викарная кафедра. В 1905 г. святитель Тихон был возведен в сан архиепископа, кафедра Алеутской и Американской епархии Русской православной церкви была переведена из Сан-Франциско в Нью-Йорк2.

Через два года архиепископ Тихон был переведен из Соединенных Штатов на одну из самых почетных в России кафедр — Ярославскую, преемницу древней Ростовской. В июне 1917 г. архиепископ Тихон был избран на Московскую епархиальную кафедру, после чего Синод удостоил его сана митрополита. А вскоре после этого он был возведен на восстановленный Патриарший Престол3.

Столь тесные связи русских православных церквей в Америке с Матерью-церковья продолжались до начала ХХ в. и были прерваны после революционных событий в России 1917 года и последующих лет. Наступил третий, самый продолжительный период истории русского православия на Североамериканском континенте, продолжавшийся почти 90 лет.

Поражение белых армий в гражданской войне вызвало исход огромных масс русских людей, не принявших советскую власть, за пределы России. В значительной степени это были люди православного вероисповедания, и вместе с паствой за рубеж ушли многие пастыри и архипастыри. Церковная жизнь русских беженцев в Европе, Азии и Америке сосредотачивалась вокруг православных храмов.

На определенный период центром русской церковной жизни за рубежом становится Сербия. В ноябре 1921 г. здесь в Сремских Карловцах открылось Общецерковное заграничное собрание, переименованное потом в Русский Всезаграничный церковный собор. В него вошли все, оказавшиеся за рубежом и сумевшие добраться до Карловцев, русские архиереи и члены Московского поместного собора 1917—1918 гг. Карловацкий Собор образовал Высшее церковное управление за границей под председательством митрополита Антония, которому собор присвоил звание Заместителя патриарха. Это управление претендовало на возглав-

1 История Русской Православной Церкви. 1917—1990. Московская Патриархия, 1994. — С. 70.

2 Юбилейный сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке. — Нью-Йорк, 1945. — С. 22.

3 История Русской Православной Церкви. 1917—1990. — С. 70, 71.

ление церковной жизни всего русского зарубежья1. Однако реального единства различных структур Русской православной церкви за границей добиться не удалось. К середине 30-х годов церковная православная жизнь русских вне России сосредоточилась в 4-х главных территориальных образованиях, организационно оформленных в Северной Америке, Западной Европе, Восточной Европе (имея в виду Балканы и Ближний Восток) и на Дальнем Востоке.

Для Русской православной церкви в Северной Америке третий период ее истории является, пожалуй, самым сложным, неоднозначным, включающим как положительные, так и отрицательные аспекты. За эти годы произошли значительные территориальные и количественные изменения. От первоначального размещения лишь на побережье Тихого океана (на Аляске и в Калифорнии) Русская православная церковь продвинулась к Атлантическому побережью, освоила центральные районы США, распространилась на территорию Канады. Количество приходов возросло от нескольких десятков до более чем трех сотен.

Одновременно, на третьем этапе РПЦ в Америке пришлось пережить годы внутреннего раздора. Обычно административное деление Церкви строится на территориальном, а не национальном принципе. В нормальных условиях православные христиане любой национальности, проживающие на одной территории, составляют один приход и окормляются одним епархиальным епископом, принадлежат одной поместной церкви2. Однако революция в России, рост националистических настроений после Первой мировой войны привели к раздроблению единой Русской православной церкви на американском континенте. Здесь образовалось более десятка независимых национальных юрисдикций. Появились "независимые приходы", "живая (т. е. обновленческая) церквь", сторонники Сремских Карловцев и др.

В результате в Америке сложилась неканоническая ситуация, когда на территории одного города могло быть несколько православных епископов, на одной территории могло находиться несколько православных округов различных юрисдикций3. Деление на юрисдикции, пререкания из-за власти болезненно отражались на жизни Русской православной церкви в Америке.

РПЦ было положено много трудов для распространения и, что еще более важно, для поддержания веры и духа православного на американском континенте. Если в начале, во второй половине XIX в., русская диаспора в Америке была немногочисленная, то ХХ век резко изменил ситуацию. Эмигранты из России прибывали в США большими группами. Представители церкви оказывали прибывшим всяческое содействие, включая материальную помощь, помогали устроиться на работу. Устроив более или менее свою жизнь, эмигранты стали собираться под крышей

1 Там же. С. 208.

2 Русская Православная Церковь и право: комментарий / Отв. ред. Л.В. Ильичев. - М., 1999. - С. 2.

3 Попов В.А. Канонические и церковно-правовые основы - С. 307.

церковного дома, налаживались общественные связи, формировались различные структуры, облегчающие жизнь русских вдали от Родины.

Распространение русского православия в Соединенных Штатах Америки началось с ее тихоокеанского побережья. Именно здесь, в Сан-Франциско, расположен Троицкий Собор, который в первой половине ХХ века являлся кафедральным храмом правящего Митрополита всея Америки и Канады, наравне с кафедрой его в Нью-Йорке. Собор представлял собой здание в стиле испанской колониальной архитектуры, в два этажа, с верхним и нижним храмами. При храме имелась хорошая библиотека, Восточное православное церковное общество, Сестричество, Касса взаимопомощи, Кружок ревнителей церковного пения, Церковноприходская школа, Юное братство "Ревнителей православия". В Сан-Франциско возникли Русское историческое общество, Русский центр, Студенческое общество, детские сады. В 1930 г. здесь было создано своеобразное убежище для нуждающихся и престарелых женщин — Русский женский дом милосердия. Часть комнат отдавалось наиболее нуждающимся бесплатно, часть — за умеренную плату. Газ, электричество, отопление, вода, телефон предоставлялись бесплатно, за счет кассы дома милосердия.1.

В церковной структуре русской православной церкви образовывались новые составляющие, например, Западно-Американская епархия с тремя благочиниями в Сакраменто, Сиэтле и Колорадо. В Сиэтле приход стал действовать с 1892 г., а первая русская православная церковь в честь Святого Спиридона Тримифунтского Чудотворца была открыта в 1901 г. Начиная с 1920 года, в Сиэтл стали прибывать волны новой русской эмиграции, которые сплачивались вокруг маленькой церкви. Одно время число прихожан при ней достигало 6000 человек, но постепенно часть русских разъехалась по стране в поисках постоянной работы. В 1938 г. состоялось освещение и воздвижение крестов и поднятие колокола на новый Свято-Спиридоновский храм. При нем действовал прекрасный хор, Дамское общество, Церковноприходская школа, издавался журнал "Русские поля"2.

В годы Второй мировой войны прихожане активно занимались благотворительной деятельностью под девизом "На помощь Русскому народу". Проводились денежные сборы, собраны были тонны одежды и обуви, большие запасы медикаментов, сотни ящиков сгущенного молока. Все это направлялось в Россию.

В 90-х годах XIX в. возник православный приход и в Портленде (штат Орегон). В 1927 г. приход приобрел готовое здание у Евангелической общины немцев, выходцев из России. Храм был переделан внутри и в 1928 г. освящен. В Лос-Анжелесе приход был организован в 1922 г., а храм построен в 1928 г. Приход в Сакраменто открыт в 1927 г. В 1930 г. здесь было освящено здание Свято-Богородецкого Скорбященского Собора. В Сан-Диего

1 Юбилейный сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке. — С. 105 —107, 113-114, 119-121.

2 Там же. С. 124-136

русская православная церковь стала действовать с 1940 г.1

Движение русской православной церкви из Сан-Франциско на восток связано с возникновением ее приходов в так называемых срединных штатах. Возникла Чикаго-Миннеаполиская епархия. В Чикаго первый русский православный приход появился в 1892 г. Впоследствии здесь был открыт Свято-Троицкий Собор, ставший кафедральным для епископа Чикагского и Мин-неаполиского. Миннеаполиский приход включил в себя верующих, присоединившихся к православию в 1892 г., после выхода из унии. В 1897 г. на средства российского Синода здесь было построено специальное здание для Миссионерской школы, которая в 1905 г. была преобразована в Духовную семинарию. В 1909 г. был основан приход в Сент-Луисе (штат Миссури), в 1928 г. здесь возведено кирпичное здание церкви. В 1915 г. открыт приход в Канзас Сити (штат Канзас), где на жертвы и вклады прихожан построен храм Пресвятие Троицы. При церкви существовала школа, а в 1942 г. открыт женский Клуб русской молодежи2.

В так называемых приозерных штатах один из первых приходов русской православной церкви был открыт в Детройте (штат Мичиган). Этот город привлекал внимание русских эмигрантов своей автомобильной индустрией, где труд рабочих оплачивался в то время выше, чем в других отраслях. Но русскому человеку, воспитанному в христианском духе, недостаточно было лишь материального удовлетворения своих потребностей - он жаждал и духовного утешения. Поэтому уже в 1908 г. группа православных приступила к постройке первой небольшой церкви. А в 1915 г. здесь возник русский Свято-Троицкий приход. В конце 40-х годов приход имел в своем составе крупные организации: Общество ревнителей православия, Свято-Троицкое братство, Сестричество, Союз православной молодежи, Хоральный кружок3.

Одним из старейших приходов русской православной церкви в Америке является Свято-Феодосиевский приход в городе Кливленде (штат Огайо). Именно здесь в новопостроенном храме в 1919 г. был проведен второй Всеамериканский собор, на котором впервые был избран глава Северо-Американской церкви (ранее назначался из России). Этот приход стал родоначальником многих новых приходов4.

Наряду с перечисленными, в течение первой половины ХХ в. в Соединенных Штатах Америки возникло еще множество приходов РПЦ. Это объяснялось стремлением выходцев из России создать на чужбине свою маленькую Родину для удовлетворения культурных запросов, благотворительных целей, дружеских семейных встреч и многого другого. Церковь создавала родную атмосферу для тех, кто хотел жить и пользоваться своими духовными силами, но ввиду разных причин не мог в полной мере адаптироваться в чуждую ему среду.

1 Там же. С. 139-142

2 Там же. С. 162, 195, 201, 203.

3 Там же. С. 217-220.

4 Там же. С. 228-230.

Наряду с Североамериканскими штатами русское православие в первой половине ХХ в. успешно продвигалось и в Канаду. В 90-х годах XIX — начале ХХ вв. эта страна "широко открыла двери людям, искавшим счастье за морями". Среди них были и православные выходцы из России, которые инстинктивно стали группироваться в крупных центрах, где были единоверцы, способные успокоить тоскующую по родине душу.

Одним из таких центров был Виннипег. В 1904 г. Канаду посетил архиепископ Тихон, глава русской православной миссии в Америке. Группа местных православных жителей обратилась к владыке с просьбой об организации прихода. Просьба была удовлетворена, началось изыскание средств на сооружение храма "Святые Живоначальные Троицы". Его строительство началось в 1905 г. и завершилось в 1906 г., после чего приход стал быстро расти. С целью открытия семинарии построили специальный приходский дом, однако война, а затем и революции 1917 г. в России не позволили осуществить данный проект1.

В провинции Британская Колумбия наибольшая русская колония существовала в Ванкувере. Здесь был создан приход и храм в честь Воскресения Господня. При церкви создан хор — один из лучших в Канаде, библиотека, приходская школа с преподаванием русского языка и Закона Божия. Возникло Сестриче-ство, которое проводило различные мероприятия в поддержку церкви: чаи, обеды, розыгрыши и т. д. В Торонто (провинция Онтарио) русский православный приход был организован в 1916 г. Первые годы его положение было крайне неустойчивым, однако с 1929 г. приход стал укрепляться. Было куплено здание под церковь, при храме создан хороший хор, русская школа, Сестричест-во, которое, в частности, успешно занималось заготовкой разных вещей для продажи на устраиваемых базарах в пользу церкви2.

Интересна история основанного в 1933 г. епископом Канадским Иоасафом скита Покрова Божьей Матери. Он находился в 100 милях к югу от города Эдмонтона (провинция Алберта). Около скита проживали несколько фермеров, выходцев из Сибири и Дальнего Востока. Они принимали самое горячее участие в его создании и поддержке. Один из фермеров купил место под церковь и кладбище, дом и пожертвовал деньги на постройку церкви. Другой, кроме денежного пожертвования на храм, подарил для поддержки скита ферму в 140 акров земли. Третьи рубили лес, строили кельи и церковь. В сороковые годы скит имел храм, колокольню, трапезную с кухней и кельями, хозяйственные постройки. Все строения были крепко сделаны из крупных сосновых бревен, в стиле северной русской старины. На земле при ските велось молочное и лесное хозяйство, которое обеспечивало его существование3.

Первый русский православный приход в Монреале был организован в 1907 г. Сначала приход не имел собственного церков-

1 Там же. С. 84-85.

2 Там же. С. 76, 86-87.

3 Там же. С. 76-77.

ного здания, среди прихожан не было разделения на русских и украинцев. Позже выходцы из Галиции и Буковины отделились и создали независимый украинский приход. В 1923 г. в Монреаль прибыла большая группа русских эмигрантов из Константинополя, около 300 человек, и православная церковь в далеком от России Монреале стала для них частью русской земли, которую они так недавно вынуждены были покинуть. В середине 20-х годов приходом было приобретено здание бывшей англиканской церкви, в котором он в дальнейшем и располагался. Церковь вмещала до 2000 молящихся, имелся нижний зал, а также отдельно стоящий двухэтажный церковный дом. Этот храм, получивший наименование Петропавловского Собора, стал самым большим среди русских православных церквей Канады. В 1934 г. на заседании прихожан было создано Сестричество. Устройство вечеров, базаров, лотерей, которые приносили приходу сотни долларов дохода, прием именитых гостей, украшение храма, шитье облачений - вот главные обязанности Сестричества. Украшением монреальского собора являлся его церковный хор, заслуживший репутацию лучшего хора города. Концерты, устраиваемые в лучших залах, всегда привлекали большую аудиторию и получали благоприятные рецензии в местной прессе1.

В период депрессии 30-х годов около 90 % прихожан находилось на попечении учреждений, ведающих помощью безработным. Регистрация безработных была поручена приходам, здесь им выдавались соответствующие удостоверения. Занимался этим и приход в Монреале. В некоторые дни сюда обращались до 100 человек. Приход организовал выдачу бесплатных обедов; церковный зал оставался открытым целый день, чтобы безработные могли провести здесь время; была организована читальня с выдачей книг, журналов и т. д.; открылся Клуб молодежи2.

Живой отклик прихожан Монреаля вызвали события Мировой войны и участия в ней советской России. В зале прихода работала русская секция Красного Креста Канады, организованная для сбора средств советской России; сама секция в большей своей части состояла из прихожан. В храме установлена икона Святого Николая Чудотворца, перед которой настоятель и молящиеся возносили свои молитвы о России, а во время богослужения всегда производился сбор в ее пользу. Так прихожане проявляли свои чувства по отношению к далекой, но такой близкой и родной Родине3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Большое значение в жизни РПЦ в Америке в первой пол. ХХ в. стали играть Всеамериканские церковные соборы. Первый такой собор состоялся еще при архиепископе Тихоне в 1907 г., в Майфильде (Пенсильвания). Связан он был с территориальными преобразованиями церковной организации. Последующие Всеамериканские соборы проходили уже после революционных событий 1917 г. в России. В качестве главных вопросов

1 Там же. С. 90-95.

2 Там же. С. 94-95.

3 Там же. С. 101.

на решение этих соборов выдвигались: избрание архипастыря РПЦ в Америке; отношения с церковью-Матерью и другими церковными организациями РПЦЗ; важнейшие внутренние проблемы. Так, на 2-ом Всеамериканском Соборе, который состоялся в 1919 г. в Кливленде (Огайо), архиепископом СевероАмериканским был избран владыка Александр (Немоловский). На 3-ем Соборе в Питтсбурге (Пенсильвания) в 1922 г. впервые к управлению РПЦ в Америке был призван митрополит Платон. На 4-ом Всеамериканском Соборе в 1924 г. в Детройте (Мичиган), возглавляемом митрополитом Платоном, впервые было постановлено объявить автономию Русской православной церкви в Америке ввиду "опасности для целости метрополии" и "свободы ее самоуправления"1.

5-ый Всеамериканский церковный Собор 1934 г. вновь прошел в Кливленде. Ввиду кончины митрополита Платона. собор избрал в ноябре 1934 г. архиепископа Феофила Митрополитом всея Америки и Канады. На Соборе была подтверждена автономия РПЦ в Америке. 6-ой Всеамериканский церковный Собор проходил в 1937 г. в Нью-Йорке, в Свято-Покровском кафедральном соборе. Собор возглавлялся митрополитом Феофилом и был посвящен, в основном, проблемам единения Русской православной церкви в Северной Америке. На Соборе было принято "Временное положение о Русской православной церкви за границею", разработанное под председательством Сербского патриарха Варнавы и подписанное представителями четырех Митрополичьих округов: Восточноевропейского (митрополит Анастасий), Западноевропейского (митрополит Евлогий), Дальневосточного (митрополит Мелетий) и Североамериканского (митрополит Феофил) в 1935 г. в Сремских Карловцах. Собор также принял "Положение об управлении Североамериканским митрополичьим округом". Собор вновь подтвердил автономию по отношению к Матери-церкви2.

7-ой Всеамериканский церковный Собор прошел уже после окончания Второй мировой войны, в 1946 г., и вновь в Кливленде. Учитывая итоги войны, на Соборе было принято решение о воссоединении с Московской патриархией на условиях автономии. На деле, однако, митрополит Феофил и подчиненное ему духовенство не считалось с необходимыми распоряжениями Патриархии, в результате каноническое общение было прекращено3.

Только в 1970 г. при митрополите Иринее Североамериканский митрополичий округ нормализовал отношения с РПЦ, получив от патриарха Алексия I статус автокефальной церкви. При этом часть приходов, входивших прежде в Алеутскую и Североамериканскую, а с 1963 года — в Нью-Йорскую и Алеутскую епархии РПЦ, остались и после образования автокефальной Американской церкви в юрисдикции Московской патриархии4.

1 Там же. С. 27, 230, 240, 273.

2 Там же. С. 26-27, 36.

3 История Русской Православной Церкви. 1917—1990. — С. 221.

4 Там же. С. 221-222.

В целом же для преодоления раскола между РПЦ и Русской православной церковью заграницей потребовались еще многие десятилетия. В результате переговоров с РПЦ воссоединилось значительная часть русских православных приходов в Западной Европе, на Балканах, в Китае. Однако часть Карловацкого епи-сконата и духовенства не возобновила общение с Московской патриархией. Зарубежный Синод после войны перебрался из Югославии сначала в Германию, а затем в США. До своей кончины в 1965 г. Карловацкую иерархию возглавлял старейший по хиротонии в российском епископате митрополит Анастасий. Его преемником стал митрополит Филарет. В 1985 г., после его ухода из жизни, первоиерархом РПЦЗ был избран митрополит Вита-лий1. И только при митрополите Лавре, в 2007 г. "Акт о каноническом общении между РПЦ и РПЦЗ" был подписан.

В завершение необходимо подчеркнуть следующее. На всех этапах своего существования на Североамериканском континенте Русская православная церковь успешно выполняла и выполняет свою особую и основную задачу - блюсти лучшие идеалы и моральные устои великого русского народа, оказывать посильную помощь всем тем, кто в ней нуждался, что позволяло и позволяет в настоящее время выходцам из России, ныне американским гражданам, гордиться своим прошлым и более успешно адаптироваться к условиям своей новой жизни.

1 Там же. С. 220-221.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.