Научная статья на тему 'Американская модель образования в Гондурасе'

Американская модель образования в Гондурасе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
851
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ В США / ОБРАЗОВАНИЕ В ГОНДУРАСЕ / ДВУЯЗЫЧНАЯ ШКОЛА "МИНЕРВА" / EDUCATION IN THE USA / EDUCATION IN HONDURAS / MINERVA BILINGUAL SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максименко М.А.

Анализируются основные проблемы системы образования Гондураса и рассматрива ется опыт применения образовательной модели США на примере двуязычной школы «Минерва»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

American-style-education system in Honduras

This article analyzes the main problems of the Honduran education system. There is also an analysis of the use of an American-style education system using Minerva Bilingual School as an example

Текст научной работы на тему «Американская модель образования в Гондурасе»

УДК 37.01

М.А. МАКСИМЕНКО

АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ

В ГОНДУРАСЕ

Анализируются основные проблемы системы образования Гондураса и рассматривается опыт применения образовательной модели США на примере двуязычной школы «Минерва».

Ключевые слова: общее образование, образование в США, образование в Гондурасе, двуязычная школа «Минерва».

This article analyzes the main problems of the Honduran education system. There is also an analysis of the use of an American-style education system using Minerva Bilingual School as an example.

Key -words: education in the USA, education in Honduras, Minerva Bilingual School.

Гондурас - одна из беднейших и наименее развитых стран Центральной Америки. Экономика Гондураса находится в полной зависимости от экономики США и цен на экспортные товары: бананы (не зря Гондурас называют «банановой республикой»), кофе, морепродукты и сахар.

Около 60% населения страны проживает за чертой бедности. Экономические факторы оказывают сильнейшее влияние на образовательную систему «банановой республики».

До конца 1950 г. национальной системы образования в Гондурасе, по сути, не было. Образование было доступно только привилегированным слоям населения, которые могли позволить себе обучать детей в частных учебных заведениях. В декабре 1957 г. на президентских выборах победил Рамон Вийеда Моралес. На посту главы государства он пробыл шесть лет и провел ряд реформ, благодаря которым в стране начала складываться всеоб-

© Максименко М.А., 2016

щая система государственного образования.

Согласно конституции Гондураса, бесплатное образование гарантируется всем детям от 6 до 15 лет, все школы в стране являются инклюзивными. Учебный год начинается в феврале и заканчивается в ноябре. В первый класс принимаются дети с шести лет. Курс школьного обучения рассчитан на одиннадцать лет - начальная школа (primary school) - 6 лет, средняя школа (lower secondary) - 3 года и старшая школа (upper secondary) - 2 года.

Получение полного начального образования является обязательным. Несмотря на это, 6% детей в возрасте от 6 до 11 лет не посещают школу. Многие успевают закончить лишь два или три класса, а потом бросают учебу и идут помогать родителям или устраиваются на работу, чтобы обеспечивать семью. Несмотря на то, что государство гарантирует всем бесплатное полное школьное образование, во многих семьях нет денег даже на то, чтобы обеспечить ребенка формой, обувью, учебниками и

необходимыми канцелярскими принадлежностями. Ресурсов образовательной системы страны хватает лишь на то, чтобы в средней школе обучалось 86,5% детей. Таким образом, оставшиеся 13,5% в принципе не имеют шанса получить среднее школьное образование. (Bless the children: [сайт]. URL: http://www.blessthechildreninc.org/.)

Свою роль сыграл и печально знаменитый ураган «Митч». Он разразился в 1998 г., но от его последствий Гондурас не оправился и по сей день. Тогда более 11 тыс. людей пропали без вести, примерно столько же получили телесные повреждения, полностью было разрушено более 3 тыс. школ.

Качество образования в государственных школах Гондураса крайне низкое. Небольшие зарплаты педагогов, перегруженные классы (до 80 человек), отсутствие элементарного оборудования (парт и стульев) и дидактического материала, а также курсов повышения квалификации для учителей приводит к снижению востребованности образовательных услуг населением. Учителя пользуются устаревшими и неэффективными методиками, а около 18% учеников бросают начальную школу, даже имея возможность продолжать образование. В большинстве случаев образование, которое можно получить за счет государства, не соответствует мировым стандартам.

Рассмотрим статистику за 2014 г., предоставленную Всемирным Банком (World Bank) [2].

Численность детей, получающих школьное образование в Гондурасе, -1 млн 876 тыс. человек. Из них 1 млн 217 тыс. (65%) посещают начальную школу. Только 13% завершают обучение в старшей школе (secondary). 26% ограничиваются получением полного

начального образования (primary), 2% населения не получает никакого образования. В высшие учебные заведения поступает только 8% всего населения Гондураса [3].

Особенно печальная ситуация складывается в деревнях, где зачастую просто нет школ или они перегружены до крайней степени и обучают только до третьего класса. В отдаленных областях множество людей номинально грамотны, но фактически не умеют ни читать, ни писать, поскольку после окончания начальной школы к ним в руки больше не попало ни одной книги, журнала или газеты.

В марте 2015 г. учащиеся государственных школ крупнейших городов страны - Тегусигальпы, Сан-Педро-Сулы и Интибуки - вышли на демонстрацию, чтобы потребовать от Министерства образования отменить постановление, согласно которому школьники должны оставаться в классах до 7 часов вечера. Старшеклассники не хотят возвращаться домой слишком поздно, поскольку в стране наблюдается разгул преступности и практически отсутствует общественный транспорт. Продление школьного дня ударило и по вечерней школе, где учатся дети из бедных семей, вынужденные днем работать, чтобы обеспечить родных и оплатить обучение. Акции протеста были жестоко подавлены: несколько участников демонстраций были расстреляны.

Нехватка государственных школ, оборудования, учебных материалов, учителей и их низкая квалификация приводят к тому, что хорошее образование в Гондурасе по-прежнему является привилегией.

С начала 1970-х гг. в стране набирают популярность частные школы, не-

смотря на скепсис населения по поводу их коммерческой деятельности.

В данной статье рассмотрен опыт частной двуязычной испано-английской школы «Минерва», находящейся в городе Грасиас Республики Гондурас. Данная школа, как и большинство частных школ страны, берет за основу образовательную модель США.

Управление школой строится в соответствии с принципом «сверху вниз». Во главе школы - директор, далее -его заместитель и помощник заместителя - академический координатор, заведующий учебной работой в старших классах.

В школу принимают детей с трех лет. Сначала дети зачисляются в детский сад (pre-school), который разделен на три уровня: начальный детский сад для детей трехлетнего возраста, основной детский сад (kinder) для четырехлеток и группа подготовительного класса (prepa) для детей от пяти лет.

Далее обучение продолжается в начальной школе с первого по шестой класс, затем средняя и старшая школа. Преподают в основном на английском языке, начиная с детского сада. На испанском ведут лишь несколько предметов: родной язык, патриотическое и религиозное воспитание, физическую культуру и музыку.

Выпускники школы «Минерва» имеют возможность поступить в высшие учебные заведения США, сдав SAT (Standardized Assessment Test). Но этот тест сдают лишь 5% учащихся. В первую очередь это объясняется скромным материальным положением родителей, не готовых оплачивать своим детям высшее образование. Кроме того, в школу «Минерва» детей отбирают не по уровню знаний, а по возрасту. Те, кто не получил никакого обра-

зования или посещал государственные школы, в 14-15 лет могут быть зачислены в старшие классы. Несмотря на все старания учителей, пробелы в знаниях таким ученикам восполнить не удается.

Школьный день начинается рано утром. В 07:20 преподавателям необходимо быть в классе и встречать учащихся. В 07:50 начинается 10-минутный урок религиозного воспитания, на котором учитель проводит утреннюю молитву и согласно заранее составленному расписанию обсуждает одну из глав или постулатов Библии.

В 08:00 начинается первый урок. У дошкольников и учащихся младших классов уроки длятся 35 минут. В 09:00 - получасовой перерыв на завтрак и активные игры. В 11:30 младшие и старшие дошкольники заканчивают обучение. Их развозят по домам на школьном автобусе.

В средней и старшей школе уроки длятся по 40 минут. Перерывов между занятиями для учащихся всех уровней не предусмотрено.

Занятия средней школы заканчиваются в 14:00, а старшей - в 15:00. В пятницу занятия заканчиваются в 14:00, а начинаются позже обычного: в 08:35. Полчаса до начала уроков посвящено патриотическому и религиозному воспитанию. Сначала школьники исполняют национальный гимн Гондураса и клянутся быть верными и законопослушными гражданами, уважающими конституцию страны. Затем священник разбирает с ними главу из Библии. Также по пятницам проходят обязательные уроки истории Гондураса, на которых присутствуют все дети, начиная с детского сада.

В конце каждого учебного года школьники обязаны сдать единый тест

на знание истории страны, национального гимна и текста клятвы достойного гражданина.

Обучение в старшей школе ведется по рекомендованным министерством образования США учебным пособиям. С одной стороны, это позволяет подтянуть гондурасских школьников до уровня их американских ровесников. Но далеко не все учащиеся «Минервы» знают английский язык настолько хорошо, чтобы свободно понимать изложенный материал.

Отстающим ученикам дают возможность посещать дополнительные занятия (tutoring) после основных уроков. Отдельная плата за эти занятия не взимается. Однако из старшеклассников туда приходят лишь 5%. Чуть лучше ситуация в начальной и средней школе - 30 и 25% соответственно.

Для тех, кто ходит в детский сад, также предусмотрены дополнительные занятия не только по английскому языку, письму и счету, но и направленные на развитие мелкой моторики, самоконтроля и т.д. К сожалению, большинство родителей к общему развитию детей дошкольного возраста относятся не слишком серьезно, и посещаемость дополнительных занятий крайне низка. В итоге более 60% детей в дальнейшем испытывают трудности в обучении.

Контроль знаний осуществляется в виде тестирования для всех учащихся -от детского сада до старшей школы. Тестирование проходят четыре раза в год (октябрь, январь, март, июнь), по результатам выставляются оценки.

Оценочная система также заимствована из США и включает в себя четыре балла: A - «отлично», В - «хорошо», С - «удовлетворительно» и D - «неудовлетворительно». Учащиеся, не сдав-

шие тест, могут пересдать его после дополнительных занятий с преподавателем. Школьникам с ограниченными возможностями здоровья могут предоставить облегченную версию тестирования и тьютора.

Встречи с родителями проводятся после сдачи тестов, т.е. четыре раза в год. Преподаватели обязаны следовать американской системе общения «учитель - родитель» и разговаривают с каждым взрослым индивидуально. Начинать беседу с описания трудностей, возникающих при обучении того или иного учащегося, или низких оценок, полученных в результате тестирования, строго запрещено. Информация делится на три блока: достижения и сильные стороны учащегося; меры, которые необходимо принять для получения лучшего результата; стратегия школы в решении проблем и рекомендации родителям.

Критика и оценочные суждения строго возбраняются. Также педагогам запрещено рассуждать о том, как ребенка воспитывают в семье.

Подобная система может показаться недостаточно эффективной, но практика показывает, что именно благодаря таким методам общения с родителями учителям удалось укрепить сотрудничество с ними и увеличить посещаемость родительских собраний, присутствие на которых не является обязательным.

Вся информация об учебном процессе - домашние задания, успеваемость, комментарии учителей - отражена в электронном журнале. У каждого школьника есть личный кабинет, а родители могут следить за его успеваемостью по электронному дневнику.

Электронную систему контроля качества образования Министерство об-

разования Гондураса ввело только два года назад. К сожалению, пока значительных результатов этот эксперимент не дал. Во многих школах низкое качество интернет-соединения, а педагоги не умеют заполнять электронный журнал. Там же, где систему удается отладить, родители перестают посещать собрания, так как всю информацию могут получить онлайн. В то же время многие семьи просто не могут позволить себе подключить интернет из-за финансовых трудностей.

Большинство учителей школы «Минерва» - уроженцы США, Англии и Канады. Работая в содружестве с гондурасскими коллегами, они удачно сочетают местную ментальность с образовательными стандартами экономически развитых стран.

Несмотря на усилия педагогов, одной из главных проблем школы «Минерва» остается дисциплина. Отсутствие критических замечаний и ограничений зачастую приводит к тому, что школьники привыкают к вседозволенности. У дошкольников существует так называемый план поведения, фиксирующий изменения эмоционального настроя ребенка в течение дня. В нем шесть цветовых полей. Изначально все дети находятся в зеленом, т.е. нейтральном поле, но после двух-трех замечаний ребенка могут перевести на желтое или на оранжевое поле -в зону тайм-аута, где ему предлагают подумать о своем поведении и нарисовать картинку, характеризующую его эмоциональное состояние. Красная зона используется в редких случаях. Попавший в нее ребенок незамедлительно отправляется к директору школы. Если дошкольник соблюдает все правила и внимательно слушает учителя, он попадает на синее поле. Если актив-

но работает на занятиях - перемещается на золотое поле и получает приз. В начальной, средней и старшей школе такой системы не существует.

Несомненным достоинством школы «Минерва» является отсутствие бул-линга (травли, агрессии по отношению к одноклассникам) и воровства. Таких поразительных результатов удалось достичь благодаря религиозному воспитанию и дополнительному образованию, включенному в общее.

Каждую пятницу перед детьми с эмоциональной речью выступает пастор. Важно отметить, что большинство семей города Грасиас очень религиозны, и слово представителя церкви обладает для них неоспоримым авторитетом.

Система дополнительного образования включает в себя ряд ежегодных мероприятий. Это и традиционные Дни искусства или танцев народов мира, и походы в горы, и курсы английского языка для малоимущих семей, и рождественские шоу.

День искусства проводится раз в год для дошкольников. Готовясь к празднику, педагоги собирают поделки своих воспитанников, а потом устраивают выставку. В этот день дети приходят в школу в сопровождении своих родителей или опекунов, вместе смотрят работы, участвуют в мастер-классах.

Учащиеся средней и старшей школы в начале учебного года отправляются в трехдневный поход в горы в сопровождении всего преподавательского состава. Главная цель этого мероприятия - сплочение коллектива.

День танцев народов мира организуется три раза в год и является одним из самых любимых школьных праздников. Любят его и родители. Мало кто пропускает его посещение. Занятия танцами проходят на территории шко-

лы два раза в неделю. Дети не только осваивают хореографию, но и изучают традиции и культуру других стран.

Каждую субботу старшеклассники под руководством координатора по учебным программам выезжают в государственную школу и преподают английский язык учащимся младших классов. Эта программа финансируется государством и является обязательной для всех частных школ. Цель занятий - расширить кругозор и дать базовые знания английского языка детям из малоимущих семей.

Большинство населения Гондураса (около 96%) исповедует католицизм, поэтому католическое Рождество является одним из самых масштабных и значимых праздников. Каждый год учащиеся школы «Минерва» вместе с педагогами проводят праздничный па-

рад и ставят рождественское шоу. Участие в этих мероприятиях является обязательным.

Копируя американскую модель образования в сочетании с культурными особенностями страны, школе «Минерва» удалось достичь выдающихся результатов. Хотя зачастую заимствование образовательной модели США в школах Гондураса сводится лишь к чисто формальным признакам: та же оценочная система, схожая продолжительность учебного года (с августа по июнь), использование метода дискуссий для облегчения понимания материала и поведенческой терапии (для младших школьников), можно с уверенностью сказать, что для страны на современном этапе развития использование американской образовательной модели наиболее эффективно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Carper James C. The Christian Day School Movement // The Educational Forum. 1983. № 47 (2). P. 135-149.

2. Honduras - Improving Educational Quality in Honduras: Building a Demand-Driven Educa-

tion Market. Washington DC: The World Bank, 2014.

3. Vegas Emiliana, PetrowJenny. Raising student learning in Latin America: the challenge for the 21st century. Washington, DC: The World Bank, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.