Научная статья на тему 'Альтернативы инновационному развитию на современном этапе — нет!'

Альтернативы инновационному развитию на современном этапе — нет! Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛОВИЯ / ПРОБЛЕМЫ / CONDITIONS / PROBLEMS AND PRIORITIES OF NATIONAL INNOVATION SYSTEM OF ECONOMY OF KNOWLEDGE AND INNOVATIONS / STRATEGICALLY INNOVATIVE FUNCTION OF STATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Алефтина Ивановна

В статье исследованы условия, проблемы, приоритеты на пути инновационного развития России. Роль национальной инновационной системы в создании условий обеспечения социально-экономического развития страны на современном уровне с переориентацией производств от приоритета сырьевых отраслей, занятых добычей и первичной переработкой сырья, к экономике знаний и инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

No Alternative to Innovative Development at Present Stage

In this paper the conditions, problems and priorities on the innovative development way of Russia are analyzed. The role of the national innovation system in the creation of the conditions for social and economic development of the country on the modern level with the reorientation of the production from the priority of industries engaged in mining and processing of raw materials to the economy of knowledge and innovation is presented.

Текст научной работы на тему «Альтернативы инновационному развитию на современном этапе — нет!»

УДК 338.2:001

АЛЬТЕРНАТИВЫ ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ - НЕТ!

Алефтина Ивановна Кузнецова, д. э. н., проф., профессор кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания Тел.: 8-915-318-19-48, e-mail: alla.kuznetso@yandex.ru Московский университет им. С. Ю. Витте http://muiv.ru

В статье исследованы условия, проблемы, приоритеты на пути инновационного развития России. Роль национальной инновационной системы в создании условий обеспечения социально-экономического развития страны на современном уровне с переориентацией производств от приоритета сырьевых отраслей, занятых добычей и первичной переработкой сырья, к экономике знаний и инноваций.

Ключевые слова: условия, проблемы, приоритеты национальной инновационной системы экономике знаний и инноваций, стратегически-инновационная функция государства

Инновационное развитие России. Есть ли у России альтернатива другого пути развития? Мировая практика дает ответ на этот вопрос: альтернативы инновационному развитию на современном этапе - нет! [1]

В переломные периоды в динамике той или иной сферы поднимается волна базисных инноваций. Затем число базисных инноваций падает. На пути инновационного развития России появляются проблемы, препятствия, сопротивление, безынициативность, всякого рода оправдания в бездеятельности.

Инновационная деятельность представляет собой сознатель-А. И. Кузнецова ную целенаправленную работу людей или, точнее, совокупность особого рода работ по созданию новшества и распространению его в хозяйственной системе. Инновационная деятельность развивается неравномерно-циклично, волны инновационной активности сменяются спадами.

В условиях рыночного хозяйствования распространение новшества не имеет ограничений. Единственным условием выступает необходимость постоянного совершенствования его технико-экономических параметров и приспособление к требованиям потребительского спроса [1].

Для инновационного развития нужны условия: политические, финансовые, экономические, социальные, культурные, образовательные, исторические, антикризисные, внешние, внутренние [6].

Политические - учет мировых тенденций и направлений; происходящих трансформаций, интернационализации, глобализации, государственной инновационной политики, наличия законодательно-нормативной базы. В принципе, существует ряд общих черт, характеризующих глобальную внешнюю среду и определяющих возросшую объективную необходимость проведения инновационной политики.

Экономические - являются основным содержанием инновационной экономики и общества в целом. Инновационный процесс - это процесс создания, заимствования, диффузии, распространения и потребления субъектами национального хозяйства научно-технических, производственных, организационных, управленческих и других инноваций и способность общества и государства инвестировать инновационную деятельность.

Социальные - потребности общества, готовность общества к восприятию инноваций, активность. Инновационная активность в значительной степени обусловлена инновационной восприимчивостью, способностью к восприятию инноваций в целях удовлетворения потре-

бительского спроса социально-экономическими системами любого уровня к быстрому и эффективному освоению новшества, к созданию и внедрению новаций.

Исторические - предвидеть инновационное обновление общества, развитие которого невозможно без длительной исторической ретроспективы, ибо корни настоящего и будущего - в прошлом; предшествующий опыт научно-технического развития, состояние науки и производства

Культурные условия - уровень культуры общества, способность и готовность общества к переменам.

Образовательные - уровень общеобразовательной подготовки, состояние развития умственных и творческих способностей; уровень знаний, умений, владение профессией, компетентность, общественная активность, потребность к изменениям.

Антикризисные - устойчивость и планомерность развития государства, уровень управления, состоятельность руководства страной переориентировать экономику и общество на выполнение новых, иных задач.

Внутренние (национальные) -- наличие потенциала для развития инновационной экономики; национальной инновационной системы, представляющей собой совокупность институтов, занимающихся производством и трансформацией научных знаний в новые виды конкурентоспособной продукции и услуг.

Целью этой системы является:

- обеспечение социально-экономического развития страны на современном уровне с переориентацией производства от приоритета сырьевых отраслей, занятых добычей и первичной переработкой сырья, к экономике знаний и инноваций;

- обоснование инвестиционных возможностей государства на обеспечение перехода экономики страны на инновационное развитие;

- создание нормативно-законодательной базы;

- создание технико-экономических обоснований;

- расчет ресурсной базы для столь масштабного Проекта.

Внешние - под внешними предпосылками понимаются любые изменения, происходящие во внешней среде, ведущие к адаптации рыночных субъектов к новым условиям. Во-первых, существует тесная взаимосвязанность между факторами внешней среды. В настоящее время изменение одного фактора может привести к глобальному переустройству всей экономической системы. Примером таких изменений является возникновение в начале 1990-х гг. огромного потенциального спроса на новые средства связи и передачи данных, который привел к формированию отдельной отрасли мирового хозяйства - отрасли телекоммуникаций. Последующее активное инновационное развитие этой новейшей сферы экономики привело к ее беспрецедентному росту и многоплановому влиянию практически на все отрасли и субъекты рынка. Традиционные отрасли, потребители и государственные структуры вынуждены адаптироваться к появлению «новой экономики», которая, в свою очередь, воздействует на социальные и культурные устои общества.

Противоречия:

Первое противоречие. Главным игроком на инновационном поле является государство, которое:

- определяет законодательные правила игры на этом поле, отличающемся значительным своеобразием по сравнению с текущей деятельностью;

- формирует благоприятный (или неблагоприятный - как в современной России) инновационный климат;

- обеспечивает соблюдение установленных норм и правил инновационной деятельности.

Но этим не ограничивается роль государства. Оно должно осуществлять стратегически-инновационную функцию:

- поддерживать базисные технологические и экономические инновации, придавая им начальный импульс;

- проводить за свой счет инновации в нерыночной сфере экономики и прежде всего в обороне, здравоохранении, фундаментальной науке, образовании, культуре;

- осуществлять инновации в государственно-правовой сфере и т.п. [2].

В то же время государственные служащие такие же инноваторы, как и предприниматели и инвесторы.

Если государственный аппарат консервативен, не поддерживает инновации и, тем более, препятствует им, проводит антиинновационную политику, то страна обречена на инновационный кризис, отставание от общего ритма преобразований.

Особенно возрастает значимость инновационной функции государства в кризисных ситуациях, в переходные периоды, когда развертывается процесс обновления и смены социальных систем. В этот период реализуется обоснованный Питиримом Сорокиным тезис о том, что «в кризисных ситуациях масштабы и суровость правительственной регламентации неизменно увеличиваются, и экономика общества, политический режим, образ жизни и идеологии испытывают тоталитарную трансформацию; и чем сильнее кризис, тем значительнее эта трансформация. Напротив, каждый раз, когда сильный кризис в обществе уменьшается, масштабы и суровость правительственной регламентации уменьшаются, и экономические, политические, идеологические и культурные системы реконвертируются к мирным дототалитарным, менее регламентируемым и более свободным образам жизни...».

Второе противоречие. С одной стороны, в настоящее время на всех уровнях государственного устройства разработаны и реализуются «Стратегии социально-экономического развития РФ, регионов, городов, муниципальных образований до 2020 или до 2030 гг. [3, 4, 5]. С другой стороны, в них не выделены инновационные мероприятия; не проведен мониторинг народного хозяйства; не определены потребности и инвестиционные возможности для реализации инновационных мероприятий.

Лидеры современной российской инновационной школы разработали методологию долгосрочного макропрогнозирования инноваций. Эта методология нашла выражение в монографиях Б.Н. Кузыка и Ю.В. Яковца «Россия - 2050: стратегия инновационного прорыва» с включением прогноза инновационного развития России с учетом мировых тенденций на период до 2050 г., Ю.В. Яковца «Эпохальные инновации XXI века» и в учебнике Б.Н. Кузыка, В.И. Кушлина, Ю.В. Яковца «Прогнозирование и стратегическое планирование социально-экономического развития». В то же время эти разработки не находят применения ни в учебных процессах, ни на практике.

Третье противоречие - в уровне управления и организации процессов инновационного развития.

«Инновации, - пишет П. Друкер, - в основе которых лежат новые знания, - это «суперзвезды» предпринимательства. Есть только один способ уцелеть во время конъюнктурных потрясений: внедрять систематизированные организационные структуры, долгосрочное планирование, применять управленческие информации и контроль; обеспечить политическую стабильность в государстве.

Нововведение может быть успешным, если оно подкрепляется накопленными знаниями в области управления инновационным процессом, эффективной организаторской работой с опорой на активность и поддержку трудовых коллективов и населения.

«Для того чтобы стать конкурентоспособными, - пишет американский ученый Х. Мальгрем, - управление компаниями должно осуществляться таким образом, чтобы быстрая адаптация к новым условиям стала образом жизни на всех уровнях экономической деятельности».

Д. Эбшайр, американский специалист по проблемам международных отношений, подчеркивает рост значения «неосязаемых» элементов конкурентоспособности (контроль качества, система использования ресурсов, взаимоотношения: труд - менеджмент). По его мнению, «недостаточные производственные инвестиции и вложения в НИОКР, слабая

кооперация между менеджментом и персоналом, чрезмерное государственное регулирование и ориентация руководителей на выработку краткосрочной стратегии имели своим результатом ослабление конкурентных позиций США».

Приоритеты:

- материальные источники сырья, монопольное обладание ценным сырьем, (богатые недра, огромная территория);

- людские ресурсы; дешевая рабочая сила;

- богатый советский опыт поднимать людей на выполнение сложных задач (план ГОЭЛРО, космос, инфраструктура);

- принятие на вооружение новой концепции - концепции приоритетности инновационного развития экономики страны, широкомасштабных планов повышения конкурентоспособности страны в мировом масштабе;

- возможность получения более высокой прибавочной стоимости за счет расширения экспорта;

- проникновение на рынки соседних государств;

- прямые капиталовложения с целью выпуска новых товаров способствуют опережению иностранной конкуренции;

- технологическое накопление - постепенное аккумулирование результатов НИОКР;

- соперничество за овладение научно-техническими ресурсами, позволяющими извлекать добавочную прибыль;

- разнообразные нововведения в технике, технологии, производстве, сбыте, организации и управлении;

- повышение инновативности «деловой активности», повышение эффективности деловых операций, что присутствует практически в каждой конкурентной стратегии российских бизнесменов;

- заимствование (копирование нововведения);

- сущность процесса успешной инновационной деятельности в технологическом нововведении, его внедрении и распространении;

- создание центров инноваций.

Итак, главными приоритетами являются:

- безотлагательность перехода на инновационный путь развития России как единственно возможный путь вписаться в глобальные мировые процессы;

- характер формирования инновационной экономики России должен быть инновационно-мобилизационным;

- для целенаправленной конкретной работы по решению реальных инновационных задач и управлению данными процессами требуется проведение мониторинга состояния инновационного потенциала России, инфраструктурных, финансовых и организационно-правовых условий по ведущим экономическим районам, включая города и предприятия, составление своего рода карты возможностей и потребностей в инновациях;

- в условиях ограниченных ресурсов - создание методологических основ и реальной практики формирования и реализации эффективной государственной инновационной политики;

- за счет совершенствования образовательной политики - формирование компетентности и профессионализма управления инновационной деятельностью в рыночных условиях и ограниченном инвестировании реального сектора экономики;

- за счет совершенствования финансовой политики создать кредитную линию «длинных» денег, инвестиций, банковскую систему оградить от рисков;

- улучшить мотивирующую и стимулирующую функции управления инновационной деятельностью; организаторскую работу по созданию инновационно-восприимчивой среды, процесс формирования которой чрезвычайно сложен.

Вопросы стимулирования инноваций - на самый высокий политический уровень. Существует неограниченный диапазон проявления этой среды - от создания условий эффективного использования инновационного потенциала в интересах развития общества до инновационной культуры. С участием инновационной культуры можно реально добиться обеспечения политической стабильности в государстве.

Задача нашего университета - перейти на подготовку инноваторов и руководителей инновационной деятельностью [7]. Миссия Университета состоит в подготовке активно действующих на рынке труда и стремящихся к постоянному развитию профессионалов, вооруженных современными технологиями в области теории и практики экономики и

юриспруденции, прикладной информатики и бизнес-информатики, менеджмента, гостиничного дела и туризма, психолого-педагогического образования, организации работы с молодежью и лингвистики, государственного и муниципального управления, таможенного дела и управления персоналом. Политика вуза в области качества образования направлена на реализацию его миссии - на подготовку специалистов-профессионалов, востребованных на рынке труда, формирование современного вуза как научно-образовательного центра, лидера негосударственной высшей школы и высшего образования в России. Политика в области качества образования является неотъемлемым элементом стратегии Университета и основой планирования его образовательной деятельности. Обеспечение гарантии высокого качества образования Университет считает одним из главных приоритетов в своей деятельности. Важнейшими принципами деятельности Университета являются фундаментальность и качество знаний, непрерывность и преемственность образования и науки, полезность обществу и государству, интеграция Университета в российское и мировое образовательное пространство.

Университет содействует укреплению экономического потенциала России через формирование разносторонне развитых, порядочных, материально обеспеченных и самостоятельных специалистов с активной жизненной позицией, профессиональными и общекультурными компетенциями, готовых трудиться на благо и во имя развития нашей страны.

Литература

1..Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия - 2050: стратегия инновационного порыва. - М.: Экономика, 2004.

2. Новицкий Н. А. Современные модели и технологи социально - экономического развития России и зарубежных государств // Сб. материалов XI Международной конференции Московского университета им С.Ю.Витте. 18 апреля 2013г.

3. Хорев В.П. Прогноз инновационного развития социально-экономического потенциала Российской Федерации до 2030 года // Научно-практический журнал Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2012. №1

4 Инновационная Россия 2020 (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.). - М.: Минэкономразвития России, 2010. URL: http://www.economy.gov.ru (дата обращения: 17.11.2012).

5. Российский статистический ежегодник 2011: стат. сборник. - М.: Росстат, 2011, 2012.

6. Сорокин Д.Е. Условия перехода к инновационному типу экономического роста // Модернизация, инновации, развитие. 2010. №2.

7. Система обеспечения качества образования в Московском университете им. С.Ю. Витте: утв. Ученым Советом Университета 18 декабря 2012 г. протокол №03.

No Alternative to Innovative Development at Present Stage

Aleftina Kuznetsova, Doctor of Economics, Prof., Prof. of Department of Urban and Service Economics

Moscow University after S.Y.Witte

In this paper the conditions, problems and priorities on the innovative development way of Russia are analyzed. The role of the national innovation system in the creation of the conditions for social and economic development of the country on the modern level with the reorientation of the production from the priority of industries engaged in mining and processing of raw materials to the economy of knowledge and innovation is presented.

Keywords: conditions, problems and priorities of national innovation system of economy of knowledge and innovations, strategically innovative function of state.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.