УДК 338
ББК 65 © М.В. Кузнецова, 2018
Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Мария Владимировна Кузнецова,
аспирант кафедры организационно-управленческих инноваций Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (117997, Москва, Стремянный пер., д. 36)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Исследование механизма стратегического управления инновационной деятельностью как фактора, способствующего повышению экономической безопасности, играет важную роль, так как связано с использованием нововведений, инновационной активностью, развитием инновационной инфраструктуры. Определено, что в современных условиях развитие стратегического управления инновационной деятельностью будет зависеть от корректного анализа внешних и внутренних факторов, с последующей оценкой рисков, а также от разработки и выбора определенного механизма управления и контроля за результатами деятельности.
Ключевые слова: механизм, инновационная деятельность, стратегия, экономическая безопасность.
THE NECESSITY OF STRATEGIC INNOVATION MANAGEMENT IN PROVIDING ECONOMIC SECURITY
Maria V. Kuznetsova,
Postgraduate student Department of Organizational and Managerial Innovations Plekhanov Russian University of Economics (117997, Moscow, Stremyannyi per., d. 36)
Annotation. The study of strategic innovation management mechanism as a factor that contributes to the improvement of economic security plays an important role as it is associated with the use of innovations, innovation activity, and innovation infrastructure development. It is defined that in modern conditions of development strategic innovation management will depend on correct analysis of external and internal factors with subsequent risk assessment and on picking and developing a certain mechanism of management and control.
Keywords: mechanism, innovation activity, strategy, economic security.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Кузнецова М.В. Необходимость использования стратегического управления инновационной деятельностью при решении задач обеспечения экономической безопасности. Вестник экономической безопасности. 2018;(3):305-7.
Характерной чертой современного мирового хозяйственного развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества — построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении, использовании знаний в обеспечении экономической безопасности.
Развитие теории экономической безопасности в настоящее время позволяет разграничить два определения: «экономическая безопасность» и «система обеспечения экономической безопасности», которые включают в себя институционально-инструментальный аспект собственно обеспечительных мер. В связи с этим исследование механизмов управления инновационной деятельностью как факторов, способствующих повышению экономической безопасности, играет важную роль, так как связано с использованием нововведений, инноваци-
онной активностью, развитием инновационной инфраструктуры, уровнем квалификации кадров, их знаний, умений и навыков [5].
Выстраивая схему управления устойчивым развитием экономической системы вообще нетрудно предположить, что данная последовательность будет включать следующие этапы: анализ внешних и внутренних факторов, с последующей оценкой рисков; оценку степени устойчивости социально-экономической системы; формирование перспективных целей экономического развития на ближайший период, разработку и выбор определенного механизма управления устойчивым развитием социально-экономической системы; контроль за результатами деятельности.
Стратегическое управление рассматривается как процесс разработки, принятия и реализации стратегических решений, центральным звеном ко-
торого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала с возможностями и угрозами внешнего окружения. В целом механизм стратегического управления можно определить путем перечисления его основных функций, к которым относятся: целеполагание, анализ, прогнозирование, планирование, организация, координация, мотивация, обучение, учет и контроль, коммуникация, принятие решений.
Все функции стратегического управления тесно связаны друг с другом и взаимно дополняют друг друга. Большую роль здесь играют также используемые методы управления, как способы выполнения заявленных функций. Классификация методов управления может производиться по различным признакам: по масштабам применения — общие, относимые ко всей системе, и особенные, обращенные к отдельным составным частям этой системы; по отраслям и сферам применения — в государственном управлении, в бизнесе, в торговле, в промышленности и т.д.
Развитие методологии стратегического управления привело к выделению нескольких его видов [23, с. 56—63]: управление на основе контроля за исполнением, управление на основе экстраполяции, управление на основе предвидения изменений, управление на основе гибких экстренных решений.
Формирование и начало практической реализации методологии стратегического управления вызвано причинами объективного характера, вытекающими из характера изменений, в первую очередь во внешней среде.
Исследуя механизм стратегического управления инновационной деятельностью в системе экономической безопасности особую значимость приобретает сформулированная Б.Н. Кузыком и Ю.В. Яковцом стратегически-инновационная функция государства. В своем исследовании они пишут: «Государство сформировано гражданским обществом и содержится им прежде всего для того, чтобы в сложных, изменчивых условиях социодемографи-ческого, научно-технологического, экономического, территориального и экологического развития, в море мировой экономической конъюнктуры правильно определять стратегические ориентиры, последовательно отстаивая национальные интересы,
своевременно осуществлять назревшие инновации и поддерживать конкурентоспособность экономики. Значение этой функции существенно возрастает в современную эпоху, когда в мире осуществляется переход к постиндустриальному обществу, развертывается очередной научно-технологический переворот, набирают темп противоречивые процессы глобализации» [4, с. 132].
На основе вышесказанного, можно определить, что исследование вопросов стратегического управления инновационной деятельностью является неотъемлемой составной частью обеспечения экономической безопасности государства и представляет собой такое состояние экономики, при котором обеспечивается прогрессивное развитие ресурсов научно-инновационного потенциала субъектов НИС, механизм взаимодействия которых направлен на увеличение социально-экономического роста и поддержку должного уровня конкурентоспособности национальной экономики.
При такой постановке вопроса обеспечение экономической безопасности за счет инновационных факторов предполагает устойчивое развитие научно-технической сферы, сферы высшего образования, информационной и интеллектуальной сфер. Перспективная инновационная стратегия базируется на развитии науки и технологий и определяет специальные инновационные индикаторы для системной реализации инновационного направления социально-экономического развития России [3, с. 366—371].
Важность вопросов стратегического управления инновационной деятельностью определена на современном этапе и в важнейших стратегических документах по обеспечению экономической безопасности государства. В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» к документам в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации относят документы стратегического планирования, определяющие стратегические приоритеты, цели и меры внутренней и внешней политики, характеризующие состояние национальной безопасности Российской Федерации.
Взаимосвязь и необходимость разработки конкретных методов управления инновационной дея-
306
Вестник экономической безопасности
№ 3/2018
тельностью для целей обеспечения экономической безопасности определена также в Указе Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», где в качестве основных вызовов и угроз экономической безопасности отнесено «стремление развитых государств использовать свои преимущества в уровне развития экономики, высоких технологий (в том числе информационных) в качестве инструмента глобальной конкуренции» [1].
В соответствии с этим к целям государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности отнесены: поддержание научно-технического потенциала развития экономики на мировом уровне и повышение ее конкурентоспособности; создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития.
Таким образом, возникающая необходимость исследования поставленных вопросов напрямую должна быть связана с необходимостью формирования методологических принципов управления инновационной деятельностью, направленных на научно-обоснованное принятие стратегических
управленческих решений для обеспечения экономической безопасности страны и повышения ее конкурентоспособности.
Литература
1. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. №20 от 15 мая 2017 года. Ст. 2902.
2. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарика, 2004.
3. Кузнецова Е.И. К вопросу о государственном стратегическом планировании в обеспечении экономической безопасности // Национальная безопасность / nota bene. 2014. № 3.
4. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия — 2050: стратегия инновационного прорыва. М.: Экономист, 2004.
5. Экономическая безопасность: учебник для студентов вузов, обучающихся по обучающихся по специальностям экономики и управления / Н.Д. Эри-ашвили и др.; под ред С.С. Маиляна, Н.Д. Эриаш-вили. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.
_I Magister I
НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Налоговая безопасность: монография для магистров вузов // под ред. О.А. Мироновой. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. 463 с. (Серия «Magister»).
Монография подготовлена коллективом ведущих ученых и специалистов в сфере налогообложения с целью формирования новой дисциплины магистратуры и профессионального курса аспирантуры.
Содержит развернутое теоретическое и методологическое обоснование проблем налоговой безопасности государства на всех уровнях управления, хозяйствующих субъектов и личности. Сформулированы новые концептуальные положения и систематизирован методический инструментарий отдельных областей деятельности по обеспечению налоговой безопасности. Предложены оригинальные методические разработки по анализу и оценке налоговой безопасности на региональном уровне и уровне предприятия. Для магистрантов, аспирантов, преподавателей экономических и налоговых дисциплин вузов, а также специалистов-практиков.