УДК 37:338.48
Е.Н. ТРОФИМОВ, В.А. ЖИДКИХ, Е.А. АЛИЛУЙКО
АЛЬТЕРНАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ
Статья посвящена актуальным вопросам обновления национальной системы образования. Анализируются достоинства и недостатки Болонской системы. Рассматриваются проблемы подготовки профессиональных кадров для сферы туризма. Новая образовательная модель, по мнению авторов, должна учесть традиции обучения, сохранить альтернативное образование, развивать внутрироссийские обмены, возродить систему госзаказа и целевого подхода в ряде отраслей.
Ключевые слова: профессиональные туристские кадры, Российская международная академия туризма, Болонская система, среднее профессиональное образование, бакалавриат, магистратура, специалитет, образовательная модель, подготовка специалистов.
The article is devoted to the topical issues of updating the national education system. The advantages and disadvantages of the Bologna system are analyzed. The problems of training professional personnel for the tourism sector are considered. The new educational model, according to the authors, should take into account the traditions of education, preserve alternative education, develop intra-Russian exchanges, revive the system of "state order" and targeted approach in a number of industries.
Keywords: professional tourism personnel, Russian International Academy for Tourism, Bologna system, secondary vocational education, bachelor s degree, master s degree, specialty, educational model, training of specialists.
В прессе широко освещается заседание президиума Госсовета, посвященное туризму в России, которое провел Президент РФ В.В. Путин. Главная тема обсуждения - развитие национальной туристской индустрии в современных условиях.
Было подчеркнуто, что туризм имеет мультипликативный эффект, способный создавать рабочие места более чем в 50 смежных отраслях, что открывает перспективы для малого и среднего бизнеса. Практически в каждом регионе России есть все условия для выстраивания современной инфраструктуры для отдыха. Но рабочие места на
© Трофимов Е.Н., Жидких В.А., Алилуйко Е.А., 2022
пустом месте не организуешь. Нужно начинать с создания туристского продукта, дестинаций, разрабатывать маршруты, осваивать гостиничный фонд. Кто это будет делать? Конечно, профессиональные кадры, подготовкой которых и занимается более 50 лет Российская международная академия туризма [3].
Профессионалы отрасли представляют Россию на всех уровнях. Знакомство со страной, ее регионами начинается с общения с сотрудниками турбизнеса. Умение коммуницировать с людьми на высоком уровне - одно из необходимых условий профессии. Этот аспект необходимо учитывать при разработке новых программ подго-
товки кадров. Специалиста с широким кругозором, способного решать задачи в современных условиях, на уровне среднего профессионального образования не подготовишь. И это понятно: вчерашним школьникам, получившим среднее профессиональное образование, даже по соответствующей специальности, не под силу заниматься бизнес-планированием, формированием туров, брендированием территорий, не говоря уже о технологиях создания турпродукта и туристских кластеров. Концептуальность и креативность формируются только на базе высшего образования. На состоявшемся в сентябре заседании президиума Государственного Совета во Владивостоке акцентировалось внимание на создании новых крупных курортов на побережьях Азовского, Балтийского, Каспийского и Черного морей, а также Приморья, курорта Каякент в Дагестане [2]. А подобные задачи под силу решать именно таким специалистам.
Кадры среднего профессионального звена, безусловно, необходимы, но у них другие задачи - более прагматичные и прикладные. Но одно дело обучаться поварскому искусству и вырасти до шеф-повара, а другое - технологиям продукции общественного питания и стать первичным звеном в цепочке организации всего общественного питания. А ведь и то и другое -среднее профессиональное образование. По сути, оно никакое не среднее, а очень важное и необходимое.
Когда речь заходит о новой модели высшего профессионального образования, на наш взгляд, надо бережно сохранить то, что уже выстроено и проверено временем. Россия присоединилась к Болонской системе в 2003 году. В 2007 году Президент РФ подписал
соответствующий указ [1]. Сотни тысяч молодых россиян получили дипломы бакалавров и магистров. Болонская система образования имеет свои плюсы и минусы, но главная ее задача в том, чтобы влиться в мировое образовательное пространство: основной акцент делался на признании дипломов в странах - участницах Болонского процесса, на формировании профессиональных компетенций; у студентов появлялись конкурентные возможности на европейском рынке труда. Российская международная академия туризма вышла из состава аффилированных членов Всемирной туристской организации, но это вовсе не означает, что она прекратила международные контакты.
15 лет Российская международная академия туризма успешно сотрудничает с лучшей в Европе Высшей школой управления гостиничным и туристским бизнесом VATEL (Франция). реализуется международная программа бакалавриата, включающая три года обучения в России и один - во Франции.
Положительный момент - то, что этот процесс не прерывается и в настоящее время. Студенты, обучающиеся по этой международной программе, получили визы и находятся сейчас в одном из институтов Школы.
Выпускники VATEL - РМАТ получают, соответственно, дипломы двух стран. Все они работают преимущественно в топ-менеджменте зарубежных компаний.
Минусы Болонской системы образования состоят в том, что в России бакалавр до сих пор некоторыми работодателями воспринимается как недоучившийся специалист; система тестирования не позволяет точно оценить уровень знаний; часто и при обучении
на бакалавриате у студентов не формируется четкой картины мира и системного взгляда на будущую профессию.
Но прекратить обучение по этим программам высшего образования было бы неправильно. Нужно дать вузам право сочетать обучение на всех уровнях образования, исходя из целесообразности. Например, для направлений «Туризм» и «Гостиничное дело» можно предложить обучение на уровне среднего профессионального образования и полного высшего. Этого достаточно, чтобы успешно работать в туризме. Для тех, кто пожелает заняться наукой или посвятить себя преподавательской деятельности, существуют аспирантура и докторантура.
Что же касается специалитета, то он не забыт в нашей стране. И мы тоже продолжаем обучение на специалите-те. Свежий тому пример - открытие в РМАТ летом этого года специальности «Таможенное дело». Вся необходимая база для обучения есть. И пусть она остается. Нельзя отказываться от того ценного, что мы имели ранее, и того, что дала Болонская система. Отменить систему одномоментно можно, но перестройка образования потребует годы. Закрывать полностью бакалавриат и магистратуру и вводить только лишь специалитет уже нецелесообразно. А вот пересмотреть систему с точки зрения возврата к специалитету для некоторых направлений бакалавриата - необходимо.
Вузы должны получить право компетентно принимать взвешенные решения. У нас в России есть печальный опыт закрытия 40% вузов и 80% филиалов. Такой подход не может укрепить систему высшего образования и не способствует развитию туризма в стране. Планируется, что с 2023 до 2030
года прямых бюджетных инвестиций в российскую туристскую отрасль будет более 462 млрд рублей. В 2020 году они составили 11 млрд, а в текущем году -уже более 75 млрд рублей. По статистике, одно рабочее место в туризме создает два с небольшим рабочих места в смежных отраслях. Но есть ли кадры, способные профессионально и рачительно освоить эти средства? Именно достойный уровень образования способен поддержать экономику. Это настолько очевидно, что в компаниях отрасли отдают предпочтение соискателям с высшим профильным образованием. Вместе с тем туризм успешно пополняет доходную часть бюджета. Прошлогодний объем налогов от туризма составил более 400 млрд рублей. Конечно, это немного. Но насколько эффективно они будут вложены и не осядут ли в тени, можно только догадываться. Открытость и прозрачность - не самые сильные стороны государственного планирования.
Надо признать, что переход на Бо-лонскую систему увеличил долю практического обучения, переакцентировав внимание с традиционной триады «знания - умения - навыки» на компетенции, которые и сегодня в научной и методической литературе очень часто синонимируются с компетентностью. Набор же компетенций во ФГОСах разных поколений постоянно обновляется, изменяется и дополняется, что свидетельствует о нерешенности данного вопроса. Вместе с тем индикаторы компетенций продолжают определять через то, что студент знает, что умеет и чем владеет. Согласитесь, мы никуда не ушли от традиционных для нашего образования ЗУНов, просто представили их в терминах, более понятных нашим зарубежным коллегам.
Новая модель системы образования обязательно должна учитывать как существовавшие ранее традиции (например, фундаментальность нашего образования), так и сложившиеся на сегодняшний день дидактические, методические и технологические новации обучения. Эта модель должна сохранить альтернативное образование; развивать внутрироссийские обмены, когда студенты из региональных вузов могут обучаться в ведущих федеральных университетах, обеспечивая академическую мобильность не толь-
ко студентам, но и преподавателям; сохранить и развивать практико-ори-ентированность программ; возродить систему так называемого госзаказа и целевого подхода в ряде отраслей, где необходимо то или иное количество специалистов. Создание дополнительно одного миллиона рабочих мест в туризме позволяет увеличить до трех миллионов занятость в этом секторе, а это влечет за собой ответственность за качество подготовки специалистов и эффективность их использования на благо развития туризма в России.
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход. URL: www.umo. msu.ru/docs/18.pdf (дата обращения: 08.09.2022).
2. Новые курорты и круизные маршруты обсуждали на заседании президиума Госсовета. URL: https://www.1tv.ru/news/2022-09-06/437251 (дата обращения: 08.09.2022).
3. Трофимов Е.Н. Современный вуз: точки роста // Вестник РМАТ. 2021. № 4. С. 7-12.